Учение о государстве и праве в Нидерландах периода буржуазной революции

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Дисциплина: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

 

ЛЕКЦИЯ № 3

 

«ЕВРОПЕЙСКИЕ УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

В ПЕРИОД УПАДКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

 

направления подготовки 40.03.01 «юриспруденция»

образовательно-квалификационный уровень «магистр»

 

Утверждено на заседании кафедры ТИГП

                                             от 31.01.2017 протокол № 6

Донецк – 2017

 

План

Вступление.
Рекомендуемые учебники и учебные пособия.

1. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации.
2. Учение о государстве и праве в Нидерландах периода буржуазной революции.
3. Политические и правовые учения Англии XVII века.

Выводы.

 

Вступление

 

Конец XV – первая пол. XVII в. – переломная эпоха человеческой цивилизации – эпоха перехода от Средневековья к Новому времени. Это период распада феодальных отношений и становления буржуазных отношений. Авторитет Церкви, ее монопольное право на истину, на высшего судью пал. На её место выходит рациональная деятельность науки и суверенного государства. Процесс снижения политического авторитета Церкви, переход ее собственности к государству имеет название секуляризации.

Эта эпоха выработала следующие принципы и теории:

• Расширенная теория естественного права – все люди рождаются свободными и равными. Государство должно поддерживать этот принцип вне зависимости от социального положения и вероисповедания.

• Государство предоставляет гарантии прав и свобод, защиты человека от социальных невзгод.

• Выдвинуто и обосновано представление о праве разумной деятельности, свободе поступка человека, то есть возможности выбора вариантов поведения.

• Сформулирована и теоретически обоснована модель гражданского общества, определены пути реализации.

• Разрабатывались проблемы защиты человека от государственной власти, которые приводили к идее правового и демократического государства

Рекомендуемые учебники и учебные пособия

1. Історія вчень про державу та право: навчальний посібник / О. С. Туренко, І. В. Іванов; за заг. ред. проф. А. Є. Шевченка; – Донецьк: Донецький юридичний інститут МВС України, ПП «ВД «Кальміус», 2012. – 352 с. – С. 77–111.

2. Демиденко Г.Г. Історія вчень про право і державу. – Харків: Консум, 2007. – С. 98-147.

3. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2000. – С. 161-188, 234-276.

4. История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 1999. – С. 205-265.

5. Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф. История политических и правовых учений: Курс лекций. – Харьков: Одиссей, 2007. – С. 100-142.

Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

 

Возрождение – это идеология, которая объявила возвращение к античной цивилизации, культуре Древнего Рима, с его особым вниманием к человеку, развитию науки, демократическим толкованием политико-правовых учений.
Мыслители Возрождения поставили в центр своего мировоззрения человека.

Человек и его достоинство определялись наивысшей ценностью, что давало возможность разрабатывать первые концепты теории прав человека. В свою очередь, эта идея закладывает основу индивидуализма, становится неотъемлемым элементом буржуазного общества. Последняя выступает субъектом собственного самосозидания: как на земле человек полагается только на себя, а не на благородное происхождение, на свой, а не чужой разум, так и на небе видит свое спасение, прежде всего, как продолжение успехов земного бытия.

Никколо Макиавелли. Наиболее известное произведение – «Государь», с которым связано понятие «макиавеллизм» – беззастенчивая политика достигает цели, пренебрегая нормами морали.

Мыслитель в своих рассуждениях устанавливает: человек имеет неизменную природу, которая воплощается в злобе, агрессивности, властолюбии, жадности, лживости и тому подобное. Такие негативные природные качества человека и необходимость их насильственного обуздания и вызвали к жизни государство. То есть государство создано для добра.

Макиавелли отделил государство от Церкви и Бога. Государство и политика дело многих людей. До Макиавелли государство трактовалась, как гражданская община (civitas) или республика, как у Цицерона, а в средние века – монархия. Макиавелли вводит новый термин для обозначения государства – stato (стабильное положение). Под которым он имел в виду не конкретную форму государственного устройства, а особый образ организации власти.

Макиавелли отделил мораль от политики. Государство и суверен стоит над моралью. Цель государства – обеспечения безопасности личности и незыблемость собственности. Выполняется цель двумя способами: законом и войском.
Изменение формы государства зависит от соотношения общественных сил, находящихся в постоянной борьбе. Макиавелли рассматривал смену форм государства как исторический круговорот, отдельный жизненный цикл, который исчерпывается тремя основными разновидностями правительств – монархией, аристократией и демократией (народным правлением).

Политическим идеалом является смешанная форма правления, где от республики надо взять принцип свободы и равенства между гражданами, от монархии – централизованный принцип управления и написания законов и от аристократии – умение эффективно управлять. Поэтому его идеал государственного устройства была сильная, жестко централизованная республика, где на первое место выступает служение родине.

В Средние века понятия родины не существовало. Существовало понятие подданства и верности сеньору. Макиавелли изменил эту установку и закрепил верность родине, которая воплощалась в национальном государстве. Служение государству – это смысл, цель и счастье человека. Важнейшее условие сохранения государства – самосохранение политической власти любой ценой. Религии, по теории ученого, отводилась, хоть и высокое место в жизни государства, но всё-таки второстепенная – вспомогательная роль. Её функция – воспитательная. Церковь должна способствовать формированию качеств гражданина, поскольку религиозным народом гораздо легче управлять.

Реформация – широкое общественное движение во многих странах Западной и Центральной Европы, направленное против феодальных пережитков и на преобразование католической церкви. Начало Реформации (1517 г.) положил немецкий богослов Мартин Лютер. Основа его теории – тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Он утверждал, что каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь священником самому себе и вследствие этого не нуждается в церкви. То есть мыслитель отверг идею католицизма о двух разных мирах: мире мирян и мире священников. Он считал, что между духовенством и мирянами нет никаких отличий. Таким образом, Лютер сформулировал один из принципов Нового времени – идею равенства, равного достоинства людей.

Задача светской власти – принудительное употребление «внешней справедливости», надзор за соблюдением норм законов. Государственная власть, в понимании Лютера, не преимущество, а бремя, возложенное на человека Богом. Власть – Божья служба, где правитель не руководствуется корыстными интересами.
Государь должен относится к управлению как к ремеслу и мастерски выполнять законодательные функции. Целью закона является охрана жизни людей, их чести, достоинства и собственности.

Истинный христианин должен заботиться о других людях; поэтому он платит –  почитает начальство, делает все, что идет на пользу светской власти. В свою очередь, светская власть не безгранична. Порогом деятельности государства является внутренний мир человека. Он остается за пределами юрисдикции государства. Таким образом, Лютер оформил тезис о свободе мысли и совести, которые являются предпосылкой и обязательным признаком антидеспотичного, демократически организованного человеческого общества.

Томас Мюнцер являлся представителем наиболее радикального плебейского течения Реформации, «знаменем» Крестьянской войны в Германии (1524-1525 гг.).
Реформацию Мюнцер представлял как преобразование мира на основе приоритета общественных интересов. Повторяя вслед за Лютером тезис об «оправдании верой», он под «верой» понимал активное действие в пользу трудового народа, против угнетателей, которых считал безбожниками. По мнению Мюнцера, только люди труда могут и способны понимать Бога, ибо их интересы полностью совпадают с интересами общества.

Победа общих интересов («общей пользы») над частными, закономерно вела к общности имущества, под чем Мюнцер понимал не аскетический отказ от мирских благ, а основу для социальных преобразований. Согласно Мюнцеру, грядущий «рай земной» – это такое общество, в котором все общее, никаких частных интересов нет и быть не может. Ближайшей политической целью «ремесленников и пахарей» было объединение в «христианский союз», чтобы вместе преодолеть гнет господ, причем не только мирными, но и насильственными способами, установить справедливый общественный строй.

Жан Кальвин – французский теолог и юрист. Осуждал феодально-монархические круги за насилие. Одновременно любую власть он объявлял божественной. Право на сопротивление тирании Кальвин признавал только за подчиненными государству органами власти, церковью, представительными учреждениями. К тому же, по его мнению, открытое неповиновение и ликвидация тирана допустимы лишь тогда, когда исчерпаны все способы пассивного сопротивления и легальные формы борьбы. Худшей формой правления для Кальвина была демократия.

Жан Боден – французский юрист и политический деятель, идеолог абсолютистского государства. Основной труд – «Шесть книг о республике». На творчество Бодена большое влияние оказали взгляды Аристотеля.

По мнению Ж. Бодена государство возникает независимо от воли Бога. Государство возникло двумя способами: эволюцией семьи под отцовской властью и насилием. В первом случае семья есть и зародышем, из которого государство развилось, и социально-организационным центром государства. В таком государстве власть действует в определенных условиях и законах, согласованных с подданными. Но значительная часть государств создана именно насильственным путем. В них носители власти могут распоряжаться людьми без всякого закона. Такое государство ничем не отличается от шайки разбойников.

Главный признак государства – суверенитет, то есть «постоянная и абсолютная власть». Суверен единый, неделимый, непрерывный и безусловный. Постоянство государственного суверенитета означает, что власть ему предоставляется на определенный срок. Носитель временных полномочий не обладает постоянной властью и поэтому не является сувереном. Абсолютность означает, что суверен стоит выше законов как собственных, так и своих предшественников, он не связан волей других субъектов политического сообщества: народа, церкви, сословной корпорации, других государств. Единство и неделимость суверенитета Ж. Боден связывает с принадлежностью власти только одному лицу или органу. На этом основании отвергается смешанная форма государства.

Непрерывность и безусловность суверенитета объясняются возможностью народа наделять лицо суверенитетом для сохранения государственного имущества, усиления власти, которую сам суверен имеет право передать на свое усмотрение.

Ученый выделяет пять признаков, механизмов реализации суверенитета: 1) право верховной власти издавать адресованные всем без исключения подданным и учреждениям законы и отменять их; 2) решение вопроса войны и мира; 3) назначение должностных лиц; 4) роль высшего суда (последней инстанции) и право на помилование; 5) право чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать налоги.

Впрочем, Боден считал, что суверенитет государства или короля имеет свой предел – он не имеет силы у порога семьи то есть он теряет власть в частной сфере жизни человека.

В зависимости от того, в чьих руках сосредотачивается суверенитет, мыслитель выделяет три формы государства. Демократия – государство, в котором все или большая часть граждан, как бы они не были организованы, обладают верховной властью над всеми. При аристократии меньшая часть граждан обладает верховной властью над всеми вообще и над каждым в отдельности. В монархии верховная власть принадлежит одному лицу. Итак, суверенитет может иметь не только король.

Вместе с формами государства Боден различает три способа осуществления власти: 1) законные (подданные повинуются законам суверена, а суверен – законам природы), 2) сеньоральные (суверен силой оружия становится обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства), 3) тиранические (суверен, поправ законы, распоряжается людьми, как рабами, а их собственностью – как своей).

Лучшим является государство, где суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство Боден называет королевской монархией. Также Боден связывает власть с определенными правовыми принципами. Мыслитель различает право и закон. Задача права – не допустить перерождение королевской монархии в тиранию. Право – прежде всего, является выражением ума, оно включает как нормы, так и принципы, которые определяют, что хорошо и справедливо в государстве.

 

Учение о государстве и праве в Нидерландах периода буржуазной революции

 

В социально-политическом контексте конец XVI – XVII вв. в Европе – это эпоха формирования национальных государств, период завершения религиозных войн и начало буржуазных революций. Первой буржуазной революцией считают Нидерландскую (1566-1609 гг.), которая не была последовательной и не привела к решительному искоренению феодальных порядков. Однако она открыла путь к новым буржуазным преобразованиям государственно-правового устройства, взаимоотношениям человека и государства. Новая политико-правовая идеология основывалась на:

1) непринятии католической догматики и опиралась на протестантскую этику (личный аскетизм, трудолюбие и т.д.);

2) рационализме, логике в оценке общественных отношений;

3) идеях естественного права и договорного происхождения государства с античной политико-правовой мыслью.

Гуго де Гроот Гроций – голландский юрист, государственный деятель и писатель. Написал более 90 произведений по истории и теории государства и права, самое известное – «О праве войны и мира».

Гроций был одним из основателей теории естественного права, общественного договораинауки международного права. Теория естественного права основана на признании того, что все люди равны от природы, от рождения. Итак, законы природы определяют естественное право, и ему должна соответствовать положительная воля установленная законом. Таким образом, право основывается не на воле Бога, а на природе человека.

Качества, отличающие людей от животных, выражаются в стремлении мирного общения, согласованному с требованиями разума. Это естественное влечение к общению и является источником права. Вместе с этим, человек обладает не только стремлением общения, но и умом и поэтому осознает, что является стремлением к общению, а что противоречит ему.

Впрочем, право понимается как такое, что соответствует природе, справедливое действие. Ученый различает естественноеиволеустановленое право. Естественное право основано на разуме, его требования направлены на обеспечение справедливости: не посягательство на чужое имущество, возмещения причиненного ущерба, соблюдение обещаний и тому подобное. Волеустановленое право должно соответствовать естественному и разделяться в свою очередь на человеческое и божественное право. Человеческое право делится на внутригосударственное и международное.

Государство – это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Признаком государства является наличие верховной власти и ее атрибутов: издание законов, осуществление правосудия, назначение должностных лиц, взимание налогов, заключения международных договоров. Сущность верховной власти состоит в том, что это власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по желанию чужой власти, то есть это суверенная власть.

Форма государственного правления, для мыслителя, не имеет существенного значения, поскольку сам народ может выбрать любой образ правления. Ведь тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, а с позиций осуществленной в нем воли людей.

Барух (Бенедикт) Спиноза – голландский философ еврейского происхождения, который отказался от иудаизма. Основные работы – «Богословско-политический трактат», «Этика, доказанная геометрическим методами»и незавершенный«Политический трактат». Философ был сторонником естественно-правовой доктрины в своей оригинальной трактовке. Он выводил естественное право не из ума, а непосредственно из природы. Не только человек, но и любое другое существо обладает естественным правом, предел которого – сила природного индивидуума. Высший закон природы состоит в том, что каждая вещь стремится к самосохранению, не смотря ни на что, учитывая лишь собственные потребности. Поэтому естественное право запрещает только то, чего никто не хочет или никто не может сделать.

Человек по своей природе эгоистичен, и все остальные люди для него – враги. Человека охватывают страсти (аффекты) – жадность, ненависть. Страсти, а не разум является источником естественного права человека. Но и разум Спиноза не сбрасывает со счетов. Как одну из аксиом человеческого разума философ называет выбор из двух благ – большее благо, а с двух злых – меньшего зла. То есть человеческий ум способен выбрать оптимальный, относительно полезности, вариант поведения. Благодаря этому люди при всем своем эгоизме вступали, и всегда будут вступать в сообщество друг с другом, ибо из него вытекает гораздо больше удобств, чем вреда. Объединение сил увеличивает права людей.

Для людей, считает Спиноза, полезно жить не по естественному праву, где каждый друг другу – волк, а по законам и по указаниям разума, поскольку они имеют истинную пользу сохранение людей. Но чтобы перейти к разумной жизни, люди должны договориться обуздывать свои страсти, если они направлены в ущерб другому. Таким образом, обществогосударство, ибо Спиноза их отождествлял) может быть создано без всякого противоречия с естественным правом. Общественный договор будет соблюдаться, если каждый передаст государству всю силу, которую он имеет. Тогда государство одно будет иметь высшее естественное право на все, т.е. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом наказания.

Гражданин государства имеет право действовать или владеть чем-либо не по естественным правам, а по общему решению государства (по закону). Естественное право человека в государственном состоянии сохраняется лишь в том смысле, по которому остается право мыслить и ставить перед собой цель на свое усмотрение, в соответствии со своей пользой и страстями.

К компетенции верховной власти государства Спиноза относит издание, толкование и отмену законов, правосудие, избрание должностных лиц, право войны и мира. Верховная власть не связана законом, а гражданин обязан исполнять приказы государства.

Спиноза не считал все государственные законы идеальными. По его мнению, создание законов не может быть доверено монархам, да и вообще отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы неизбежно возьмут верх над разумом. Чтобы закон был действительно умным, он должен быть принят большим собранием людей. Страсти у всех разные, частные интересы противоречивы, но в многочисленных собраниях крайности взаимопогашаются, и в результате общим остается разумное начало. При таком подходе самым умным и прочным государством признавалась демократическая республика.

Однако государство по своей природе не всемогущее образование. Естественное право государства равно мощности государства, и поэтому имеет свои пределы. Так, государство не имеет права заставлять людей думать так или иначе, потому что оно бессильно это делать. Философ осуждал как абсолютизм, так и конституционную монархию (она враждебна общему благу, а монарх боится своих подданных больше, чем врагов), признавал, что аристократическая форма власти, хотя и лучше монархии и более приспособлена к сохранению свободы, но не способна полностью сохранить интересы общества.

Право, по мнению философа, – это тот «дух государства, которым все должны руководствоваться». Оно установлено умом и предписывает действовать определенным образом. Действие, совершенное не по праву, является преступлением. Мера свободы индивида определяется мерой разумности, направляется на общее благо и воплощается в законе, что обеспечивается принуждением.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!