Личностные качества специалиста по социальной работе



· Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности. К ним мы относим: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.

· К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:

· - увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

· - создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

· - адаптация или реадаптация людей в обществе;

· - создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

· - и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

· Социальная работа как практическая деятельность, в главном, как раз и направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.

· Реализатором целей социальной работы является социальный работник, прошедший специальную подготовку для осуществления различных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных ведомствах. Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств. Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

· Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.

· Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

· Таким же образом выявлены психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

· Профессиональные знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.

· Однако по окончанию высшего профессионального обучения, по мнению социолога,Лященко А.И., специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями.

· - внимание, стремление понять позицию других;

· - дружелюбие, общительность;

· - способность стать лидером;

· - вежливость, обходительность;

· - руководство здравым смыслом, следование предписаниям;

· - жизнерадостность;

· - толерантность, упорство;

· - большое чувство ответственности;

· - способность выполнить работу полную разнообразия;

· - энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;

· - способность взаимодействовать со специалистами;

· - тщательность действий;

· - аккуратность и последовательность в работе;

· - способность к планированию своего будущего;

· - способность к устным высказываниям;

· - хорошая память, способность обучать других;

· - умение заботится о других;

· - реализация новых идей, самостоятельность суждений.

· Таким образом, подводя итог параграфа, можно сделать вывод, что не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.

· Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

· Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

· Раскрывая личностные качества социального работника, Холостова Е.Н разделяет их на три группы:

· - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

· - вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;

· - третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

· В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.

· Таким образом, подводя итоги главы, мы делаем вывод что социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, одним из которых является составление психограммы и профессиограммы, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

 

2. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОРГАНИЗАТОРА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели подготовки специалиста культурно-досуговой деятельности отражаются в квалификационных характеристиках, которые определяют область и виды профессиональной деятельности выпускника. Основу методологии квалификационных характеристик специалиста культурно-досуговой деятельности составляет активно-деятельностный подход к целостному технологическому процессу. В настоящее время уже проведена апробация целого ряда квалификационных характеристик специалистов: "Менеджера-постановщика культурно-досугрвых программ", "Постановщика, педагога спортивно-бальных танцев'и шоу-программ", "Менеджера-постановщика телевизионных шоу-программ и игр", "Менеджера-постановщика туристско-экскурсионных культурных программ", "Продюсера-постановщика концертных программ". Несмотря на столь широкий диапазон удалось определить общую методологическую базу квалификационных характеристик этих специалистов.

Профессиональное мастерство в культурно-досуговой деятельности - это тот уровень, к которому специалист постоянно стремится, но, достигая его, он старается достичь еще более высоких вершин. Следовательно, предела для совершенствования мастерства нет. Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет понятие "мастерство" как высокое искусство в какой-либо области, а "мастер" - как специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Методологическую основу квалификационной характеристики специалиста культурно-досуговой деятельности составляет активнодеятельностный подход. Необходимо уяснить философское определение понятия "деятельность". Будучи специфической формой активного отношения человека к окружающему миру, деятельность, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование, есть процесс, включающий цель, средства, результат. Кроме того, всякая деятельность может характеризоваться также тем, на что она направлена, то есть объектом деятельности - той частью действительности, которая является предметом познания, практического действия. Профессиональное мастерство - это качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс

Содержание предметно- практической и познавательной деятельности специалиста с высшим образованием и средним специальным образованием имеет разные уровни. Деятельность специалиста с высшим образованием включает не только отдельный объект деятельности, а систему объектов. Преобразовательная и познавательная деятельность этого специалиста может охватывать как всю систему в целом, так и отдельные ее подсистемы. Однако всякий раз в профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием должна учитываться система связей объекта, как внутрисистемных, так и внешних. В этом заключается принципиальное отличие деятельности специалиста с высшим образованием от деятельности; специалиста со средним специальным образованием.

Режиссер-постановщик, разрабатывая новую культурно-досуговую программу, должен иметь не только качественный сценарий, но и возможности его осуществления: наличие ведущих4программу, самодеятельных и профессиональных коллективов, возможности сценического пространства, освещение, акустическая и лазерная аппаратура, финансы, повторения программы в других учреждениях культуры и т.д. Звукооператор же или механик сцены в основном лишь "отслеживают" соответствие реального технологического процесса разработанному сценарному плану.

Успешная деятельность специалиста во многом зависит от того, насколько хорошо он знает свойства объекта - системы деятельности, умело пользуется соответствующим научным "багажом". При этом, чем сложнее связи объекта системы, тем большим кругозором и знаниями должен обладать выпускник университета. Для специалиста культурно-досуговой деятельности таким "багажом" являются художественное творчество, педагогика, психология, социология, наука общения и организации. Кроме того, специалист сферы досуга владеет режиссурой, сценарным мастерством, сценической пластикой, музыкальным оформлением, знает законы театрализации, иллюстрации, игры. Виды деятельности и знания, необходимые для целостного описания объекта деятельности, и составляют научный фундамент подготовки специалиста с высшим образованием в области культурно-досуговой деятельности.

Одним из главных свойствпрофессионального мастерства является владение несколькими видами деятельности, характерными для взаимодействия человека с целостным объектом-системой. Так, для современной деятельности специалистов в области досуга характерно стремление воссоединить традиционные, а иногда и забытые формы работы с новыми технологиями культурно-досугового процесса, ориентированными на конечный "продукт культуры" в его общественном значении. Соответственно подготовка менеджера-постановщика культурно-досуговых программ в университете охватывает весь цикл работ над культурно-досуговой программой - от идеи до законченной программы -и дает возможность каждому студенту поработать на всех стадиях цикла: изучения потенциальной аудитории, поиска идеи, разработки сценария, режиссерского решения и его воплощения. Это способствует более обоснованному и успешному выбору студентами профиля трудовой деятельности, позволит им глубже понять потребности коллег по творческому цеху, разовьет у них способность к коллективной работе.

Заканчивая университет, выпускник получает профессию, которая интегрирована одной общей целью - создавать культурную среду для разумного досуга людей. Эта профессия представляет собой род практической деятельности по решению разного типа культурологических задач и проблем, имеющей свой особый технологический процесс, произведенный своими особыми методами и средствами. В рамках этой профессии существует много специальностей, а само понятие "специальность" объединяет обобщенные типичные характеристики общественно полезной деятельности людей, с одной стороны, а с другой, - характерные особенности их группового обучения в университете (содержание образования). Обучаясь по специальности "социально-культурная деятельность", студенты овладевают той областью профессиональной деятельности, которая ограничена предметным полем, включающим проблемы социально-культурного, духовного, нравственного развития общества. Данная специальность имеет достаточно широкое, может быть, чрезмерно обширное предметное поле, и в рамках этой специальности развиваются более узкие области деятельности со своими характерными предметом и методами.

Специализации "Менеджер-постановщик культурно-досуговых программ", "Менеджер-постановщик телевизионных шоу-программ и игр", "Постановщик, педагог спортивно-бальных танцев и шоу-программ" и др. имеют свою область практической деятельности, отличаются методикой, формами, средствами деятельности. Сфера досуга как область деятельности в развитых странах занимает особое самостоятельное место, и не случайно специальность, связанная с досугом, здесь настолько 'значима, что практически во всех университетах имеются не только кафедры такого профиля, но и целые факультеты.

Теперь остановимся на таком понятии, как "квалификация". Это интегральная характеристика уровня сформированной профессиональной деятельности, которого специалист может достичь в результате образования или опыта работы, возможно, и того, и другого вместе (работник культуры высшей квалификации, артист 1 категории и т.д.). Кафедра культурно-досуговой деятельности готовит специалистов с различными родственными квалификациями на основе базовой специализации "Организация и постановка культурно-досуговых программ". Выпускникам присваиваются квалификации: "менеджер-постановщик туристско-экскурсионных культурных программ", "постановщик, педагог спортивно-бальных танцев и шоу-программ", "шоумен-ведущей телевизионных шоу-программ и игр", "продюсер-постановщик конце'р^ных программ", "менеджер-постановщик спортивно-художе'ственных программ", "менеджер-постановщик туристско-экскурсионных культурных программ".

В основу каждой квалификации, требующей специальной подготовки к профессиональной деятельности (как конечная цель) в университете, обоснованно положен объектно-деятельностный подход. Для определения особенностей деятельности в рамках каждой квалификации определены: целостная система, являющаяся объектом деятельности специалиста; цикл взаимодействий специалиста с этой системой, виды деятельности, характерные для разных этапов этого цикла, типы профессиональных задач для каждого этапа, место непосредственного предмета деятельности в общей структуре системы, а также социально-экономические, социально-культурные аспекты деятельности специалиста.

Остановимся на конкретных вопросах профессионализма специалистов, выпускаемых кафедрой по некоторым специализациям73. Менеджер-постановщик культурно-досуговых программ представляет собой специалиста высшей квалификации в области культуры досуга. Он должен обладать высоким уровнем профессионализма в области современного менеджмента, методики культурно-досуговой деятельности и режиссуры культурно-досуговых программ, а также иметь высокий уровень общей культуры и эрудиции. Характер деятельности специалиста предопределяет глубокое усвоение им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия, выдающихся мастеров театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискусства, современных тенденций в развитии литературы, искусства, народного творчества.

Его профессиональное назначение заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности:

- менеджера-организатора культурного досуга в учреждениях культуры различного типа, досуговых центрах, в государственных, кооперативных, частных, общественных предприятиях, организациях, ассоциациях культурологической направленности (менеджмент, организация развлекательных, игровых, просветительских программ, конкурсов, шоу-программ; импресарио творческих коллективов и т.д.);

- директора, менеджера, художественного руководителя, заведующего отделом культурно-досуговых учреждений, научно-методических центров, творческих объединений и коллективов, отделений творческих союзов, методиста Российского, краевых, областных, районных методических центров, осуществляющего методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности учреждений культуры соответствующего региона (создание оригинальных сценариев культурно-досуговых программ, творческая помощь практикам в их осуществлении, социологические исследования культурных запросов и интересов людей, моделирование инновационных индивидуальных, групповых видов досуговой деятельности, разработка территориальных, комплексных программ возрождения культуры);

- режиссера-постановщика и сценариста разнообразных культурно-развлекательных, художественно-публицистических, информационных,

В разработке квалификационных характеристик участвовали педагоги кафедры культурно-досуговой деятельности МГУК- Г.Н. Новикова, В.С. Садов-ская, И.Г. Скляр, Г.С. Тихоновская. дискуссионных программ, шоу-программ, конкурсов, концертов-смотров народного творчества;

- методиста-консультанта по вопросам сценарного мастерства, режиссуры и постановочной работы, обобщения и распространения лучших современных отечественных и зарубежных методик культурно-досуговой практики;

- руководителя любительских объединений по интересам, отдельных творческих самодеятельных коллективов (ансамбли бального танца, литературно-поэтические студии), исполнителя в творческих профессиональных коллективах;

- преподавателя дисциплин специальности "культурология", преподавателя специальных дисциплин в высших и средних учебных заведениях культуры и искусства, институтах, факультетах и курсах повышения квалификации специалистов;

- научного сотрудника НИИ культуры, научно-исследовательских секторов вузов культуры; научного руководителя по проблемам теории, методики и организации культурно-досуговой деятельности.

Деятельность менеджера-постановщика культурно-досуговых программ распространяется на все возрастные категории населения; осуществляется в различных формах жизни людей и предусматривает духовное, нравственное возрождение общества, семьи, личности.

Этот специалист способен:

- создать условия для включения населения в культурно-творческую, рекреационно-досуговую деятельность в свободное время;

- моделировать разнообразные культурно-досуговые программы;

- прогнозировать культурно-досуговую деятельность людей в условиях свободного времени;

- оказывать методическую помощь работникам культуры, творческим коллективам, любительским объединениям;

- создавать собственный и использовать имеющийся сценарный материал;

- практически реализовать свой режиссерский замысел в постановке культурно-досуговых программ, найдя оригинальный режиссерский ход, образное решение, сценическую атмосферу;

- использовать в режиссерской практике такие средства, как музыкальное оформление, сценографию, световое и пространственное решение;

- в постановке культурно-досуговых программ творчески работать с самодеятельными коллективами и профессиональными исполнителями;

- профессионально общаться со сценой, аудиторией в рамках культурно-досуговых программ, импровизировать;

- владеть сценической пластикой (танец, ритмика, сценическое движение), культурой устной речи (техника, художественное слово, ораторское искусство).

Для осуществления этой деятельности менеджер-постановщик овладевает: знаниями теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности; педагогическими знаниями и умением работать с людьми, в том числе с коллективами и конкретным человеком; знаниями различных видов искусства, их выразительных средств и языка; драматургии культурно-досуговых программ, форм и методов работы среди различных категорий населения, методики социологических исследований, общей, социальной и возрастной психологии, приемов менеджерской деятельности, маркетинга.

У менеджера-постановщика культурно-досуговых программ хорошо развиты психологические свойства: внимание, восприятие, память, воображение, работоспособность и способность к обучению, обаяние, заразительность; внешние данные: голос, дикция, мимика, пластика, музыкальность, чувство ритма.

Ему необходимо находить пути финансирования (при необходимости спонсирования) творческих замыслов, знать законы шоу-рынка и уметь применять их на практике.

Постановщик, педагог спортивно-бальных танцев и шоу-программ представляет собой специалиста высшей квалификации в области культуры досуга. Его профессиональное назначение заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности:

- режиссера-постановщика эстрадных, спортивно-бальных и культурно-развлекательных программ; театрализованных шоу, ревю, варьете, торжественных церемоний открытий и закрытий городских, республиканских, международных конкурсов и чемпионатов по спортивным ганцам; концертных и показательных выступлений отдельных пар, а также ансамблей спортивного бального танца по европейской (стандарт) и латиноамериканской программам; тематических представлений, театральных спектаклей с исполнением спортивно-бальных, исторических и классических танцев; праздничных вечеров, балов, молодежных дискотечных программ и т.п.;

- сценариста (драматурга) всех видов эстрадных, спортивных, бальных программ, тематических вечеров, театрализованных балов, танцевальных шоу, специальных церемоний, ритуалов, сюжетных концертных программ, конкурсов, чемпионатов страны и мира;

- постановщика обязательных и произвольных программ для конкурсных выступлений спортсменов-бальников (в соревнованиях), а для участия спортсменов в эстрадно-спортивных, художественно-зрелищных программах осуществлять постановки концертных и показательных шоу-номеров;

- тренера-педагога, преподавателя спортивно-бальных танцев, исторического, основ классического танца в профессиональных, любительских коллективах бального танца, танцевальных клубах, секциях, кружках художественной самодеятельности. Организатора спортивно-тренировочного и творческого процесса коллективов исполнителей и любителей спортивно-бального танца;

- преподавателя дисциплин специальности "культурология", специализации "Постановка эстрадных спортивно-бальных танцев и шоу-программ" в высших и средних учебных заведениях культуры и искусства, институтах, факультетах и курсах повышения квалификации специалистов, учителя танцев, преподавателя ритмики, аэробики в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах;

- менеджера-организатора культурного досуга в учреждениях культуры разного типа, досуговых центрах, в государственных, кооперативных, частных, общественных предприятиях, организациях, ассоциациях культурологической направленности, устроителей, продюсера соревнований, шоу, спектаклей, конкурсов, показательных выступлений, игровых программ с участием спортсменов бального танца всех рангов, импресарио спортивных и творческих коллективов, эстрадных объединений, групп, отдельных пар, директора, художественного руководителя, заведующего отделов культурно-досуговых учреждений, научно-методических центров, спортивно-творческих объединений и коллективов, отделений спортивно-творческих союзов спортивно-бального танца, методиста российского, краевых, областных, районных методических центров, осуществляющих методическое обеспечение любой деятельности в сфере спортивно-бальных танцев учреждений культуры и спорта соответствующего региона;

- судьи (разной категории) спортивных соревнований по спортивным танцам на паркете, судьи-комментатора и ведущего (информатора) выступлений, соревнований, шоу-программ, эстрадных концертов, конкурсов и т.п., танцора-исполнителя в спортивных и творческих профессиональных коллективах, музыкального руководителя, звукорежиссера и звукооператора на выступлениях спортсменов и художественных коллективов бального танца;

- научного сотрудника НИИ культуры, научно-исследовательских секторов вузов культуры, научного руководителя по проблемам теории, методики и организации культурно-досуговой деятельности.

Деятельность постановщика, педагога спортивно-бальных танцев и шоу-программ распространяется на все возрастные категории населения. Этот специалист способен:

- создавать постоянные и временные коллективы культурологического и спортивного профилей из любителей и профессионалов спортивно-бального танца, руководить ими;

- обеспечивать условия для включения населения в культурно-творческую рекреационно-досуговую деятельность в свободное время;

- прогнозировать культурно-досуговую деятельность людей в условиях свободного времени;

- выполняя специальный заказ, уметь разрабатывать структурную модель для создания шоу-программ различного направления, моделировать разнообразные культурно-досуговые программы;

- разрабатывать собственный и использовать имеющийся сценарный материал;

- практически реализовывать свой режиссерский замысел в постановке конкретного шоу, концерта, программы, найдя оригинальный режиссерско-постановочный ход, образное решение, сценическую атмосферу, самому участвовать в шоу, конкурсах, соревнованиях, выступая в качествах: главного режиссера-постановщика, директора коллектива или программы, менеджера, сценариста, второго режиссера, ассистента режиссера, звукооператора, ведущего программы, спортсмена-исполнителя;

- находить площадки для работы творческих групп, ансамблей, концертных и театральных студий, творчески работать с коллективами любителей и профессионалов спортивно-бального танца;

- использовать в своей режиссерской практике такие средства, как музыкальное оформление, сценографию, сценический костюм, световое и пространственное решение, профессионально обращаться со сценой, паркетным залом, спортивной площадкой, импровизировать;

- находить резервы для работы учебных групп, школ бального танца, формировать преподавательский коллектив, разрабатывать учебные планы и программы, учебные пособия, методические разработки, пособия, самому работать в качестве учителя танцев;

- планировать работу постоянных и временных учебно-творческих коллективов, а также творческих коллективов и объединений, участвующих в создании творческой продукции;

- в совершенстве владеть всеми видами танцевальной пластики, самому быть спортсменом-исполнителем спортивных танцев на паркете, иметь класс не ниже "А", участвовать в конкурсах, чемпионатах.

Менеджер-постановщик туристско-экскурсионных культурных программ представляет собой специалиста высшей квалификации в области культуры досуга. Его профессиональное назначение заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности:

- менеджера-организатора туристско-экскурсионной работы в государственных, частных акционерных и других организациях, занимающихся туристско-экскурсионной и культурологической деятельностью;

- менеджера-постановщика туристско-экскурсионных культурных программ, территориальных туристско-экскурсионных организаций;

- директора-руководителя предприятия туристско-экскурсионного обслуживания (туркомплекса, тургостиницы, турбазы, мотеля и т.д.);

- руководителя турклуба муниципального (регионального) при различных организациях и учреждениях;

- руководителя-менеджера учреждения или предприятия по организации иностранного туризма (выездного, въездного) со знанием иностранного языка;

- руководителя-организатора массовых выездных форм туристско-экскурсионного обслуживания населения - турпоездов, туртеплоходов, авиамаршрутов "выходного дня", комбинированных многодневных транспортных экскурсий отпускного периода;

- режиссера-постановщика и сценариста массовых культурных и зрелищно-развлекательных туристско-экскурсионных празднеств и программ, фестивалей туристской песни, туристского кино-, видеоконкурсов, конкурсов и смотров тематических циклов экскурсий: искусствоведческих, киноведческих, музееведческих, театроведческих и др.;

- методиста-консультанта по вопросам сценарного мастерства и организационно-постановочной работы, изучения и распространения передовой отечественной и зарубежной практики и методики туристско-экскурсионной культурной деятельности;

- руководителя квалификационной (аттестационной) комиссии по разработке и утверждению новых тематических маршрутов экскурсий, объектов туристско-экскурсионного посещения, экскурсионных паспортов объектов посещения, а также по утверждению категории экскурсоводов, лиц, сопровождающих по маршруту группы туристов и экскурсантов (групповодов);

- руководителя объединения клуба по интересам, творческого коллектива: клуба любителей туристской песни, туристского фольклора, турвидеоклуба, турфотостудии и др.;

- преподавателя дисциплины специализации "Организация и постановка туристско-экскурсионных культурных программ" в учебном заведении, на курсах групповодов и экскурсоводов, курсах повышения квалификации и переподготовки работников культуры, досуговых центров и туристско-экскурсионных учреждений;

- менеджера самодеятельного спортивного туризма, пешеходного, горного, водного, конного, лыжного, вело-, мото-, автотуризма, спелео-туризмаидр.;

- научного сотрудника учреждений, разрабатывающих проблемы теории, методики и практики туристско-экскурсионной культурно-досуговой деятельности.

Деятельность менеджера-постановщика туристско-экскурсионных культурных программ распространяется на все возрастные категории населения, осуществляется в различных формах жизни людей.

Менеджер-постановщик туристско-экскурсионных культурных программ вырабатывает следующие умения:

- создать постоянные и временные коллективы культурологического туристско-экскурсионного профиля, руководить ими;

- находить способы для включения населения в культурно-творческую, рекреационно-досуговую деятельность в свободное время;

- моделировать разнообразные культурные туристско-экскурсионные программы;

- прогнозировать туристско-экскурсионную деятельность в условиях свободного времени;

- оказывать методическую помощь работникам туристско-экскурсионного профиля;

- создавать собственный и использовать имеющийся методический сценарный материал;

- практически реализовывать свой режиссерский замысел в постановке культурных туристско-экскурсионных программ, найдя оригинальный режиссерский ход, образное решение; уметь применять современные аудиовизуальные средства;

- в постановке культурных туристско-экскурсионных программ творчески работать с самодеятельными коллективами и профессиональными исполнителями;

- профессионально работать на сценической (закрытой и открытой) площадке, общаться с аудиторией, импровизировать;

- владеть сценической пластикой (танец, ритмика, сценическое движение), культурой устной речи (техника, художественное слово, ораторское искусство).

Итак, разработанная, апробированная на практике логическая модель специалиста культурно-досуговой деятельности показывает, что ее качественные параметры значительно превосходят предыдущие модели. Современный специалист в области культурно-досуговой деятельности является профессионалом, личностью, а не функционером, "винтиком" в общем механизме. Сегодня очевидна несостоятельность взглядов, в соответствии с которыми работник культурно-досуговой сферы должен "знать все". Разумеется, ему необходимо многое знать, но, главное, он должен уметь реализовать свои знания, владеть "ремеслом" специалиста.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!