Глава 2. Изучение профессиональной культуры на основе экспертных мнений и в текстах СМИ



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ НАУК

И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЖУРНАЛИСТИКИ И МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

                         Направление: 42.03.02 – Журналистика                            

Профиль: Периодическая печать

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА
: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Студент(ка) 3 курса

Группа 13.3-500

«__»________20___г. ________________ (М.К.Салимова)


Научный руководитель:

(должность)

«__»________20___г. ________________ (С.К. Шайхитдинова)

 

Казань-2018

Введение

Актуальность выбранной темыобусловлена тем, что вопросы профессиональной культуры традиционно занимали важное место во все исторические эпохи. Уже в древнеиндийской мудрости можно найти рассуждения о том, каким должен быть жрец, а в античной, каким должен быть ремесленник, воин. Но общее понятие о профессии, профессионализации труда, образовании и личности начали формироваться только в Новое время в произведениях А. Смита, А. Сен- Симона, Р. Оуэна, обнаруживших нивелирующую профессионализацию формировавшегося индустриального производства. Затем оно получает разработку в трудах К. Маркса, Э. Дюркгейма, рассмотревших, соответственно, влияние общественного разделения труда на профессии и профессии на мораль, М. Вебера, исследующего профессиональную культуру бюрократии.

Термин «профессиональная культура» – предмет анализа таких наук, как: культурология, психология, философская антропология, экономика, педагогика, социология. В теоретико-методологическом плане понятие «профессиональная культура» трактуется исходя из многомерности его содержания, на основе ряда концептуальных подходов. У истоков исследования проблемы профессиональной культуры стояли О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс.   

Тема профессиональной культуры и критериев его оценки – малоисследованна и сложна по своему составу. Невозможно охарактеризовать или дать определение профессиональной культуры журналиста по каким-то универсальным параметрам: технологическому, творческому или этическому. Понимание профессиональной культуры на личностном уровне зачастую противоречит некоему существующему образу, сформированному под воздействием различных идеологий, традиций, стереотипов и других факторов общественного развития.

Актуальностьтакже обусловлена тем, что проблема профессиональной культуры  журналиста многопланова и трудна для изучения. Большинство исследователей в этой области рассматривают профессиональную культуру не как отдельный объект изучения, а вместе с вопросами этики, толерантности, творческой деятельности, развития навыков, то есть вопрос о профессиональной культуре становится второстепенным и мало рассматривается.  А ведь сегодня обособление журналистики от литературно-творческого процесса и технологизация журналисткой деятельности в наши дни отразились, во- первых, на качестве журналисткой информации: она стала упрощенной с точки зрения стиля, жанровых форм и языка. Во-вторых, - на аудитории, которая стала меньше доверять средствам массовой информации.  

Предмет: проблема определении профессиональной культуры  

 

Объект:профессиональная культура журналиста

Цель :изучить содержание термина «профессиональная культура»

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научные работы, связанные с профессиональной культурой

2. Выявить общие для всех исследователей характеристики профессиональной культуру

3. Проанализировать экспертные мнения, интервью, полученные в ходе учебной практики

4. Сравнить обозначенные экспертами и авторами научных работ компоненты профессиональной культуры

5. Проанализировать журналистские материалы, в которых проявляется профессиональная  и «антипрофессиональная» культура

6. Подвести итог и дать определение понятию «профессиональная культура журналиста»

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы

2. Сопоставительный анализ

 

        

 


 

Глава 1. Изучение термина «профессиональная культура журналиста»

Профессиональная культура – это разновидность общей культуры общества и личностное образование, отображающее степень овладения человеком специальными теоретическими знаниями и практическими умениями выполнения определенного вида деятельности, которая осуществляется им на основе сформированной системы ценностей и нравственно-моральных ориентиров. ( по М.Моделю)

Данной определение говорит о сложной природе профессиональной культуры и существовании ее структурных компонентов.  Однако, говоря сейчас о структуре профессиональной культуры, мы можем дать только ее общие контуры. Конкретизация профессиональной культуры и ее структурных компонентов возможна только в контексте определенной профессии, а иногда даже ее специализации.

Часто профессиональную культуру отождествляют с такими понятиями как «профессионализм» и «компетентность».Под профессионализмом понимают совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения деятельности, благодаря чему профессионализм считается внутренней характеристикой личности. С этой точки зрения понятия «профессиональная культура» и «профессионализм» могут показаться равнозначными. Однако «профессионализм» раскрывает преимущественно технологическую, функциональную сторону деятельности и может рассматриваться как итог и критерий деятельности. В этом плане профессионализм более близок к компетентности. Профессионализм, компетентность воплощаются в результатах труда, в разнообразных носителях информации, свидетельствующих о профессиональной культуре, но это не сама профессиональная культура, носителями которой могут быть только люди.
Д.А.Ерохина утверждает, что профессиональная культура выступает своеобразным отражением и специфической модификацией общей культуры человека в его профессиональной деятельности. Граница между общей и профессиональной культурой достаточно условна и прозрачна. Очевидно, что профессиональная культура, являясь частью общей культуры индивида, может иметь определяющее значении в развитии общей культуры, так, соответственно, и общая культура предопределяет особенности формирования и развития профессиональных навыков, профессионального мышления и поведения.

 

В отечественной теории журналистики параллельно рассматриваются два подхода к определению профессиональной культуры. Первый подход отражает позицию советских исследователей, доказывающих, что основу профессиональной деятельности журналистов составляют мастерство и творческие способности, реализация которых невозможна без проявления природного таланта и призвания к профессии. Сторонники второго подхода – в основном его придерживаются современные исследователи, - приравнивают профессионализм к технологизму: это владение в совершенстве технологией труда, знание тонкостей ремесла и умение спланировать свою деятельность так, чтобы она была полезной для других людей.

 

Начиная изучать вопрос профессиональной культуры журналиста , обратимся к учебнику для журналистов Л.Свитич «Профессия журналист».  Она выделяет обозначает список профессиональных характеристик, которые в совокупности с творческой деятельностью составляют профессиональную культуру. Профессиональные характеристики условно можно делить на две части: нравственные (социальная ответственность, гражданственность, гуманизм, порядочность, неподкупность) и технологические (оперативность, выносливость, стрессоустойчивость, хорошая речь, ярко выраженные литературные способности, коммуникабельность и др.). Свитич много упоминает аспекты творчества: инициативность, индивидуальность, нестандартность, находчивость. Творчество,  являясь частью культуры, одновременно является и частью профессиональной культуры. Она обосновывает свою позицию тем, что журналист, обладающий профессиональной культурой, прежде всего осознают свое ответственность перед читателем , понимает, что моделирует мышление и поведение человека. И чтобы не навредить аудитории, а сделать общество лучше, журналист должен обладать всеми профессиональными навыками и качествами. Для нее журналист, обладающий профессиональной культурой, это в первую очередь человек с высоким осознанием ответственности.
Тогда возникает вопрос: может ли человек, не обладающий ярким литературным талантом, но являясь высокоморальным журналистом считаться обладателем профессиональной культуры?  Несмотря на то, что  сегодня большое количество факторов влияют на образ профессиональной культуры журналиста: культурный и социальный факторы как факторы упрощения мысли и прагматизации поведения, политический фактор как фактор обособления журналистики от литературного процесса, экономический фактор как фактор коммерциализации творческих начал, технологический фактор, как фактор стимуляции технократизма профессии. Несмотря на появление понятия «технология творчества», которое уменьшает роль таланта в деятельности журналиста. По нашему  мнению, можно быть профессиональным журналистом не имея больших талантов, но талант в любом случае необходим. Даже копирайтинг и написание сводок новостей для информагенств требует дарования. При сравнении составляющих профессиональной культуры, мы приходим к выводу, что для профессиональной культуры важнее твои нравственные качества, нежели литературные таланты.
По мнению, другого исследователя профессиональной культуры  И.М. Модель ПК (профессиональная культура) состоит из твоих профессиональных навыков и умений, с одной стороны, и духовных профессиональных качеств, с другой стороны. Основным критерием ПК  для него является соблюдение профессиональной морали.
Авторитетный исследователь Светлана Виноградова, делает акцент на таких компонентах ПК журналиста, как:

· наличие специальных теоретических знаний

· соблюдение правовых и этических норм

· наличие природных склонностей к работе в журналистике

· соблюдение корпоративных норм, принятых в редакции

· владение профессиональными навыками, умениями и технологиями творчества

Она обосновывает это тем, что уровень профессиональной культуры зависит от знаний, уровня подготовки и практических навыков журналиста. И в своей точке зрения Виноградова не единственная, большое количество диссертаций написано о важности, методах и подходах, формирования профессиональной культуры у студентов-журналистов. Шестеркина Л.П. в диссертации «Современные подходы к формировании профессиональной культуры студентов-журналистов в условиях университетской телерадиовещания» рассматривает процесс формирования ПК как освоения комплекса ее составляющих:

· социологическая культура

· правовая культура

· нравственно-этическая культура

· психологическая культура

· логическая культура

· информационная культура

Исследователь действительно полагает, что профессиональной культуре можно научить, можно научить студента исследовательскому подходу ко всем явлениям жизни (соц.культура), обучить взаимоотношениям журналиста и государства( правовая культура), научить социальной и нравственной ответственности, дать знание основных логических законов мышления и изложения мыслей, научить использовать эти законы для выяснения причин и условий развития событий (логическая культура) , научить получать, обрабатывать и выпускать информацию (информационная культура), в конце органически соединить психологические знания со всеми другими видами культур.  Согласимся с В.Кроконосенко и И.Дзялошинским, что формирование профессиональной культуры происходит в несколько этапов: вначале журналсит овладевает профессиональным опытом, включается в систему профессиональной деятельности и систему отношении профессиональной группы, а на втором этапе, когда основы профессии уже усвоены, наступает процесс индивидуализации - сознательный выбор журналистом пути своего профессионального развития. Мы считаем, что профессиональная культура формируется на уровне повседневности и передается в рамках повседневных журналистских практик, поэтому передача профессиональной культуры в рамках обучения в институте невозможна на сто процентов, это лишь часть на пути овладения ПК. Но приобрести профессиональную культуру, в отличии от приобретения навыка вождения , невозможно, профессиональная культура находится в двух сферах: психологической, нравственной, ментальной и непосредственно практической, деятельной.  Высшее образование дает студентам теоретические, исторические, правовые и социологические знания, которые ,конечно, необходимы профессиональному журналисту и обучение в высшем заведении дает представление о профессии и закладывает основные профессиональные этические нормы.

Шаталова Н.И. в работе «Организационная культура» приходит к выводу, что профессиональная культура как социальный феномен тесно взаимосвязана с информационной деятельностью, но при этом есть не что иное , как часть корпоративной культуры». Возвращаясь к С.Виноградовой, которая  отметила соблюдение корпоротивных норм в редакции как составляющую часть профессиональной культуры. Это кажется странным, ведь понятие профессиональной культуры и так очень разнородное и многоплановое, и включение в ПК  соблюдение корпоративной этики или , наоборот , профессиональной культуры в корпортивную – остается неразрешенным. Так как любое рассмотрении этих мнений  лишь осложняет попытки определить «профессиональную культуру» и выделить общие тенденции.

Исследователь Владимир Тулупов в своей статье «В содружестве юмористов и журналистов. О профессиональных и этических стандартах в журналистике» говорит об актуальности создания негласного свода правил, описывающего современные стандарты профессиональной деятельности журналиста, и обозначает критерии профессиональной деятельности, которые можно свести к следующим категориям:

 

· социальная ориентация деятельности с акцентом на мораль

· нравственной составляющей журналисткой профессии

· внимание к соблюдению грамотного баланса в подаче информации

· внимание к источникам информации

· соблюдение правовых основ журналистки

В.Тулупов отходит от отстраненных понятий «нравственность» и «профессионализм», и подчеркивая, как и остальные исследователи, социальную ориентированность журналиста,  говорит о важности внимания к источникам информации и соблюдению правовых основ журналистики- «Закона О СМИ» Конституции РФ, в котором прописаны права и обязанности журналиста в целом. Действительно, невозможно рассматривать профессиональную культуру журналиста, не опираясь на федеральный закон. В «законе о СМИ» статье №49 сказано, что в обязанности журналиста входит соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях; проверять достоверность сообщаемой им информации; сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника и др. Журналисту не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями. А также,  не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Конституция не имеет определения профессиональной культуры, зато она имеет все составляющие анти-профессиональной культуры, а это тоже очень важно понятие, которые мы водим, для сопоставления и более точного определения ПК.  Исходя из этого, можем выделить качества, присущие антипрофессиональной культуры: ангажированность, необъективность, нечестность; неумение проверять факты; самодовльство; безграмотность; отсутствие профессиональных знаний и этических норм; поверхность; безответственность; несоблюдение законов.

В статье Д.Р.Михайловой «К вопросу возможности выражения авторской позиции журналиста как слагаемого профессиональной журналисткой культуры в условиях становления системы новых медиа» она выдвигает два неожиданный компонента профессиональной культуры: авторская позиция и необязательность причастности к одному традиционному СМИ. Михайлова рассматривает все только с точки зрения современных СМИ, изучая социальные сети, интернет-СМИ и электронные издания, она называет наличие авторской позиции- важной частью ПК. Так как сегодня журналист не всегда привязан к одному изданию , как это было, например,в Советском Союзе, фрилансеры печатаются в большим количестве медиа одновременно, и чтобы не теряться и не сливаться с общей массой журналисту необходимо персонализировать свои материалы, добавляя авторскую позицию. И если размышлять шире, то авторская позиция- одно из немногих реальных проявлений профессиональной культуры ( наряду с журналистскими материалами). Именно по авторской позиции можно понять этические ценности автора, его социальную ориентированность и т.п.  

Проанализировав работы исследователей, выделим все указныне ими составляющие профессиональной культуры журналиста:

· нравственно-этические характеристики личности (гуманизм, честность, толерантность и т.д.)

· профессиональные навыки и умения в сфере технологии творчества

· профессиональные знания, приобретенные на факультете журналистики

· профессиональные качества, необходимые для работы журналистом( оперативность, любознательность, коммуникабельность и т.д.)

· знание и соблюдение профессиональной этики

· литературный талант

· соблюдение правовых норм

· соблюдение корпоративных норм, принятых в редакции

· авторская позиция

· соблюдение правовых и этических норм

· наличие природных склонностей к работе в журналистике

· социальная ориентация деятельности с акцентом на мораль

· внимание к соблюдению грамотного баланса в подаче информации

· внимание к источникам информации

 

Самыми часто повторяющимися являются компоненты : нравственность, соблюдение норм профессиональной этики, социально ориентированная деятельность с акцентом на мораль, профессиональные знания и навыки, и необходимые для выполнения журналисткой работы профессиональные качества. Остальные компоненты упоминаются, но не обозначаются как особо важные.  В наше представлении о профессиональной культуре отсутствует компонент нравственных характеристих личности журналиста, потому что это сугубо индивидуально, и по нашему мнению, профессиональная этика уже включает в себя нравственно-моральные качества журналиста, к тому же, соблюдение профессиональной этики дает больше гарантий выполнения всех обязанностей журналиста перед обществом честно и порядочно, нежели просто наличие у человека тех или иных качеств. Мы согласны, что самым важным компонентом является осознание своей ответственности перед обществом, так же как и наличие приобретенных профессиональных навыков и умений. Для профессиональной культуры важны также знания журналиста не только профессиональные, но и широкий кругозор, компетеность в освещении тем, чтобы «не навредить». Отметим и важность соблюдения правовых законов, этот компонент был упущен многими исследователями, но мы еще его необходимым. Также важно отметить, что профессиональная культура зависит от общей культуры, и меняется под влиянием времени: бурное развитие интернет-сми и изменение медиапространства также повлияло на профессиональную культуру.  Итак, под профессиональной культурой мы понимаем некую внутреннюю основу, заданную профессиональной этикой журналистов, технологии творчества журналиста, совокупность критериев и действий, определяющих всё профессиональное поведение журналиста и обеспечивающих эффективную деятельность , необходимую для «служения» обществу.


 

Глава 2. Изучение профессиональной культуры на основе экспертных мнений и в текстах СМИ

      В ходе работы над учебной практикой, мною было опрошено 10 экспертов , среди которых журналисты, продюсеры и режиссеры. Среди интервьюируемых, например, Лия Михайловна Загидуллина, начальник службы национального вещания филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Татарстан», Вероника Скурихина, киножурналист, кинообозреватель телеканала "Россия"("Утрення программа"), Андрей Максимов, российский журналист, писатель, телеведущий, руководитель Мастерской факультета журналистики Московского института телевидения и радиовещания «Останкино» и др.Так же была проанализирована книга Венеры Якуповой «Доброй и Зло российской журналистики», где были выбраны ответы на вопросы, касающиеся профессиональной культуры.  Всем был задан вопрос: «Что вы понимаете под профессиональной культурой». Большинство отметила в начале своего ответа, что понятие профессиональной культуры очень  широкое, и  включает в себя профессионализм и культуру. Изучая их ответы, необходимо пояснить, что респонденты по-разному называли одно и то понятие, например «этические нормы», «этическая культура», «этика», «этические принципы». Так,  большинство ответов сводилось к важности высоких морально-нравственных характеристик профессионального журналиста, о наличие общей высокой культуры у человека, самое главное- интеллигентности. Без этого не может быть профессиональной культуры, не может быть уважения к аудитории и чувства ответственности перед ней. Также для всех опрашиваемых была важна технологическая сторона, то есть умение и опыт в создании журналистского материала, в мастерстве, в знании своего дела.

Опираясь на экспертные мнения, можно составить следующий список компонентов профессиональной культуры и сразу же отметим сколько опрашиваемых отметило это качество:

· Этические принципы-7/10

· Общая культура человека-6/10

· Уважение к читателю, зрителю, источнику информации 5/10

· Интеллигентность 3/10

· Деликатность – 2/10

· Ответственность на работе 2/10

· Социальная ответсвенность-2/10

· Образованность-2/10

· Технологические элементы -2/10

· Воспитанность-1/10

· Знание правовых норм -1/10

· Профессиональной культуры журналиста нет-1/10

 

Если сравнивать со списком компонентов ПК на основе научной литературы, то получается что сходятся лишь этические принципы, технологические элементы, социальная ответственность, знание правовых норм. Притом, действующие журналисты не придают профессиональным навыкам (технологическим элементам) большой значимости, притом, исследователи ни разу не упоминали уровень общей культуры человека, хотя для журналистов это одно из ключевых понятий в профессиональной культуре, Андрей Максимов даже был убежден, что «Понятие культуры у нас до такой степени размыто, но я абсолютно уверен, что никакой специальной профессиональной культуры журналиста нет. Есть культура и не культура, интеллигентный человек- не интеллигентный человек, воспитанный человек- невоспитанный человек.». Журналисты не говорили о корпоративной культуре или теоретических знаниях, для них основным показателем профессиональной культуры является уважение к своему читателю, уважение в обращении к нему при съемке сюжеты, при получении информации, при написании материалов, забота о его мировоззрении и психике.
Возможно, это можно очень близко поставить с социальной ориентированностью журналистов, но здесь больше затронута гражанская позиция, служение обществу и его интересам, и это разные характеристик профессиональной культуры.
Объединяя два этих списка, мы получаем  18 компонентов профессиональной культуры.

1. нравственно-этические характеристики личности

2. общая культура человека

3. профессиональные навыки и умения в сфере технологии творчества

4. социальная ориентация деятельности с акцентом на мораль

5. профессиональные знания, приобретенные на факультете журналистики

6. уважение к читателю, зрителю, источнику информации

7. профессиональные качества, необходимые для работы журналистом (оперативность, любознательность, коммуникабельность и т.д.)

8. знание и соблюдение профессиональной этики

9. образованность

10. интеллигентность

11. ответственность на работе

12. наличие природных склонностей к работе в журналистике

13. литературный талант

14. соблюдение правовых норм

15. соблюдение корпоративных норм, принятых в редакции

16. авторская позиция

17. соблюдение правовых и этических норм

18. внимание к соблюдению грамотного баланса в подаче информации

Таким образом, понятие профессиональной культуры расширяется, к нему добавляется общая культура человека, образованность не только профессиональная, но и наличие широкого кругозора.

2.2. Рассмотрение профессиональной культуры на материалах СМИ

 

Теперь рассмотрим,  как профессиональная культура проявляется в текстах, на уровне описания. Рассмотрением материалов СМИ на предмет профессиональной или «антипрофессиональной» культуры занимается медиакритика. Медиакритика — это деятельность по изучению функционирования средств массовой информации и медиапродуктов (газеты, журналы, фильмы, листовки, реклама, ПР, то есть любой информации, рассчитанной на массовую аудиторию) на общество в целом и отдельных индивидов в частности с позиций позитивного и деструктивного воздействия. По мнению Р.П,Баканова, именно медиакритики, на примере установленных критериев профессионализма журналистов, должны ориентировать аудиторию СМИ на дальнейшее самостоятельное критическое осмысление потребляемого медийного контента. Проблема профессионализма журналиста в федеральных газетах обсуждается редко, чаще тема профессионализма поднимается на примерах сотрудников федеральных теле- компаний. Телекритики обсуждали качество работы тележурналистов исключительно по конкретным информационным поводам — выходам их передач в эфир. Например, глумление (на взгляд обозревателя «Новой газеты» И. Петровской) ведущего Р. П. Баканов. Профессионализм журналиста в дискурсе СМИ 20 Журналистика и массовые коммуникации программы «Специальный корреспондент» А. Мамонтова над памятью ушедшего из жизни Б. Березовского ; нарушение журналистской этики ведущим ток- шоу «Прямой эфир» М. Зеленским ; пропаганда либеральных ценностей в авторской программе П. Шеремета[1].
Рассмотрим недавно поступившие в Общественную коллегию по жалобам на прессу запросы на рассмотрения, для определения «анти-профессиональной культуру», так , мы считаем, легче отталкиваться для понимания профессиональной культуры. На сайте представлено огромное количество рассмотренных жалоб, и поводы у пострадавших были действительно веские. Например,  23 марта 2017 года председатель Липецкого областного суда Иван Марков обратился в Коллегию с жалобой на публикацию в "Российской газете" под названием "Подпись на заборе". Он полагает, что в статье представлена голословная и недостоверная информация, которая порочит его честь, достоинство и деловую репутацию, а также выставляет в негативном свете все судейское сообщество региона. В интернет-портале «Российская газета» была опубликована статья журналиста Натальи Козловой «Подпись на заборе», посвященная процедуре рассмотрения дел о земельных спорах. В конце этого материала приведен текст следующего содержания: «Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался председатель областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.» Информация была недостоверной, порочащей честь и достоинство героя публикации. Предложив в материале читателю ложный адрес и ложный след, редакция фактически злоупотребила свободой слова и использовала во зло доверие своего читателя.  При публикации  были нарушены элементарные профессиональные правила, требования к журналисту уважать честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, и прилагать все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было неполнотой или неточностью информации. Это пример очевидного непрофессионального поведения.

9 июня 2017 года на портале Regnum было опубликовано интервью журналиста Сергея Гуркина со Светланой Алексиевич опубликовано несмотря на прямой запрет Алексиевич делать это. Интервьюируемая не была поставлена в известность, что дает интервью для портала Regnum и не давала своего согласия на публикацию. Сергей Гуркин, которого представил писательнице их общий знакомый, брал у нее интервью для издания "Деловой Петербург", в чьей репутации Алексиевич не сомневалась. Аудиозапись разговора не оставляет у нас сомнений в провокативном тоне, изначально взятом журналистом, а купюры, сделанные им при публикации, демонстрируют желание эту провокативность скрыть.

Портал Regnum, опубликовавший интервью несмотря на запрет Алексиевич и в отсутствие ее согласия давать интервью этому порталу, сделал все для того, чтобы следствием непрофессиональной журналистской работы стал скандал с пропагандистской подоплекой, а по сути, развязанная против писательницы кампания клеветы и травли.
30 января 2018 года Сразу две жалобы от читательниц газеты "Кимры сегодня" поступили в Коллегию после публикации статьи "Жили в Кимрах два брата: один умер, другой сгорел", где были фото сгоревших человеческих останков. По словам одной из заявительниц, это не первая подобная публикация. Газета уже публиковала видео раздавленного самосвалом человека. А на возмущения жителей, журналисты отвечают, что подобными видео и фото они повышают посещаемость сайта газеты с групп в социальных сетях.
Все приведенные примеры жалоб были приняты, было вынесено решение коллегии в пользу истца.

Анализируя примеры обращений с жалобами на СМи в Общественную коллегию, приходим к выводу. Что антипрофессиональная культура- это поступки некультурного человека, знающего основные морльные и нравственные нормы, но идущего против них ради скандала, красивых заголовков, провакации. Антипрофессиональная культура игнорирует своих источников информации, задевая чувства читателей и всеми способами показывает свое неуважение к аудитории. Мы не можем точно знать, намеренно ли они это делали, однако необходимо сделать все возможное, чтобы таких инцидентов было меньше, журналисты должны чтить и знать Кодекс профессиональной этики журналистов, даже если они не высокоморальные люди, долг журналиста помогать обществу, а не наоборот, и они должны его выполнять.
 Мы не можем судить об общем уровне культуры этих журналистов, об их нравственных качествах, но мы видим результат их профессиональной культуру и понимаем, что она либо отсутствует, либо на очень низком уровне. Материалы как результат творческой деятельности журналиста, претендующего на обладание профессиональной культуры, единственный предмет по которому мы можем судить о наличии ПК или ее отсутствии, Профессиональная культура  выражается в выбранной теме, выбранных фотографиях, стиле написании и выражениях; журналист всегда должен помнить о компонентах профессиональной культуры, чтобы не навредить своим читателям и общественному сознанию в целом.

 

Заключение

Для достижения цели курсовой работы - определение понятия «профессиональная культура журналиста» - был поставлен и решен ряд исследовательских задач, сделаны основные выводы.

В своей работе мы попытались выявить разные точки зрения ученых и авторов научных работ и статей о сущности профессиональной культуры. Профессиональная культура журналистики меняется вместе с современным медиапространством, появляется свой профессиональный этикет в интернет-СМИ, меняется качество материалов, меняются и требования к профессиональным качествам журналиста. В ходе изучения теоретической литературы, были выработаны компоненты профессиональной культуры, среди основных: Нравственно-этические характеристики личности, социальная ответсвенность журналиста, наличие профессиональных знаний, навыков. Из нестандартных и непопулярных у авторов компонентов профессиональной культуры было наличие авторской позиции, понимание информационной культуры, следование корпоративным нормам, принятым в редакции, знание правовых основ. Далее мы рассмотрели экспертные мнения о профессиональной культуре, было опрошено 10 медиаспециалистов разного профиля, из их ответов мы также выделили повторяющиеся характеристики профессиональной культуры, среди них чаще всего упоминались  этические принципы, общая культура человека и  уважение к читателю. Соединив это в целом, мы получили 18 компонентов профессиональной культуры:


1. нравственно-этические характеристики личности

2. общая культура человека

3. профессиональные навыки и умения в сфере технологии творчества

4. социальная ориентация деятельности с акцентом на мораль

5. профессиональные знания, приобретенные на факультете журналистики

6. уважение к читателю, зрителю, источнику информации

7. профессиональные качества, необходимые для работы журналистом (оперативность, любознательность, коммуникабельность и т.д.)

8. знание и соблюдение профессиональной этики

9. образованность

10. интеллигентность

11. ответственность на работе

12. наличие природных склонностей к работе в журналистике

13. литературный талант

14. соблюдение правовых норм

15. соблюдение корпоративных норм, принятых в редакции

16. авторская позиция

17. соблюдение правовых и этических норм

18. внимание к соблюдению грамотного баланса в подаче информации


 

 Явление и поведение, не попадающее под эти характеристики и нарушенающее обязанности журналиста , обозначенные в «Законе о СМИ РФ» мы обозначили как «антипрофессиональную» культуру. Рассмотрение материалов СМИ в которым проявляется профессиональное культура, на данный момент было проблематичным, поэтому были рассмотрены материалы, которые были рассмотрены и удовлетворены коллегией по далобам на прессу в связи с их неправомерными действиями. Это помогло лучше понять суть профессиональной культуры журналиста.
Подводя итог, отметим, что наше представление о профессиональной культуре немного отличается от экспертных мнениях и исследователей, мы включаем этические принципы в более широкую и важную область- профессиональную этику журналистов, не включаем наличие ярко выраженной творческой деятельности и наличие большого литературного таланта необходимым, в связи с технологизацией журналистской деятельности. Зато считаем важным включить как первоочередной компонент –знание и соблюдение правовых основ деятельности журналистов , и наличие не только профессиональных знаний, но и компетентности в разных областях знаний. Мы согласны, что самым важным компонентом является осознание своей ответственности перед обществом , и считаем что профессиональная культура слишком многоплановое понятие, которое не ограничивается отдельными компонентами, но и определяет всю будущую деятельность журналиста в профессиональном поле. Таким образом, профессиональная культура- это совокупность знаний (профессиональных, правовых, общекультурных) и навыков(технологических и профессиональных), способствующих эффективной и социально направленной деятельности журналиста, при выполнении свое профессионального долга перед обществом в целом и уважении каждой личности , вне зависимости, является он вашей реальной аудиторией или нет.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Источники:

1. Общественная коллегия по жалобам на прессу URL: http://presscouncil.ru/,(дата обращения 14.05.2018), ['электронный ресурс], режим доступа – свободный.

Литература:

2. Михайлова Д.Р. Особенности профессиональной культуры журналиста в контексте развития современных СМИ: к проблеме утраты значимости творческого компонента. Нижний Новгород: Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского Серия 4, 2013. 226 с.

3. Иванова Е.В. Эволюция понятия «профессиональная культура»  Красноярск: СФУ, 2012. 25 с

4. Исмаилов Ю. Этика и журнализм в профессиональной культуре журналиста цифровой эпохи. Екатеринбургг: УРФУ, 2017. 110с.

5. Свитич Л.Г. Введение в специальность М.:Аспект Пресс, 2011. 57с.

6. Симкачева М.В. профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения. Казань: К(П)ФУ, 2006. 10с.

7. Баканов Р.П. Профессионализм журналиста в дискурсе современных федеральных СМИ. Казань: К(П)ФУ, 2015. 24с.

8. Олешко Е.В. Профессиональная культура журналиста в контексте цифровых трансформаций СМИ. Екатеринбург: УРФУ, 2017. 10с.

9. Шаталова Н. И. Организационная культура. М.: Экзамен, 2006.215с.

10. Саблина Т.А. Ценностное самоопределение будущих журналистов в профессиональной культуре, Оренбург: ОрГУ, 2013. 22 с.

11. Тепляшина А.Н. Этический базис профессиональной культуры журналиста.Санкт-Петербург:Вестник Севереного федерального университета. Серия :Гуманитарные и социальные науки, 2014.110с.Михайлова Д.Р. К вопросу возможности выражения авторской позиции журналиста как слагаемого профессиональной журналистской культуры в условиях становления системы новых медиа. Нижний Новгород: НГУ им.Лобачевского, 2017г.23с.

12. Белова Л.Н.Использование социально-педагогических возможностей юмора для оптимизации усвоения профессиональной культуру журналиста. Челябинск: Вестник Челябинского Государственного университета .Серия 21, 2013.153с.

13. Кроконосенко С.Г. Введение в журналистику. М.:Аспект Пресс, 2011, 70с

 


 

Литература:

1. Бабич И.А. Герменевтическая методология и арт-журналистика. Казань: К(П)ФУ, 2016. 23 с.

2. Сагдуллаев К.К. Театральная журналистика сегодня: вопросы идентичности. Тараз: Theoretical & Applied science. Серия 7, 2015. 147 с.         

3. Фролова И.В. Мастерство литературного критики. Улан-Удэ: БГУ, 2010. 86 с.

4. Сергеева Т.С. Арт-журналистика и современная Российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека. Челябинск: Вестник Челябинского Государственного университета. Серия 22, 2013. 153 с.

 

1. Собака.ru URL: http://www.sobaka.ru/ (дата обращения: 11.04.18), ['электронный ресурс], режим доступа – свободный.

 

 

 http://presscouncil.ru/praktika/rassmotrennye-zhaloby/5781-zhaloba-na-vypusk-oskal-ubijtsy-programmy-chrezvychajnoe-proisshestvie-ntv


http://presscouncil.ru/praktika/rassmotrennye-zhaloby/5759-zhaloba-zhurnalistki-nadezhdy-popovoj-na-sajt-svobodnaya-pressa

 

http://presscouncil.ru/praktika/rassmotrennye-zhaloby/5841-zhaloba-na-publikatsiyu-ia-regnum-intervyu-so-svetlanoj-aleksievich?showall=&start=5

 

http://presscouncil.ru/praktika/rassmotrennye-zhaloby/5891-zhaloba-na-publikatsiyu-v-kimrakh-segodnya-foto-s-ostankami-chelovek

 

                                       Приложение. Интервью с журналистами

Лия Михайловна Загидуллина, начальник службы национального вещания филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Татарстан»

 

-Что вы понимаете под профессиональной культурой , и считаете ли вы, что на телевидении есть свои особенности ПК?
-Профессиональная культура- понятие очень широкое. К ней относится и то как вы работаете в кадре, за ним, и то, как вы готовите программу.
Естественно в эфире профессиональная культура подразумевает деликатность, воспитанность. Когда идешь на задание, ты должен понимать, что необходимо выполнить его аккуратно, не обидеть человека, не выставить его в плохом свете. Тележурналистам нужно следить не только за собой, но и подготовить человека к интервью. Нужно расположить его к себе, разговорить , помочь побороть волнение. Деликатность- качество, необходимое журналисту, которое проявляется как в поведении, во внешнем виде, так и во внутреннем мире.
Многие репортеры прибегают на съемки лохматые, неопрятные. Такой репортер и говорит так же неаккуратно. У репортера-журналиста все должно быть красиво.
И считаю, что внутренняя этика работы журналиста ничем не отличается от сферы деятельности: газеты, радио или ТВ.

Вероника Скурихина, киножурналист, кинообозреватель телеканала "Россия"("Утрення программа")

-Что вы понимаете под профессиональной кульутрой медиаспециалиста вашего профиля?
-Самое главное в профессиональной культуре киножурналиста- никаких спойлеров! Каждый раз, когда вы пишите о каком-то сюжетном повороте, который вам важно разобрать с точки зрения актерской игры, операторской работы и так далее- десять раз подумайте, не является ли это спойлером. Вы уже этот фильм посмотрели , для вас сюжетные ходы очевидны. А подумайте, как будет смотреть обычный зритель. А вдруг он не вкурсе, что мужчина в конце будет бежать за такси и кричать «нет, останься»!. Вот это самое главное в соблюдении профессиональной культуры- поставьте себя на место рядового зрителя, насколько это возможно. Ведь всё, что вам кажется очевидным, очевидностью не является! Спойлеры выдают неуважение , в первую очередь, к своей аудитории, и потом уже к коллегам.

                               

Андрей Максимов, российский журналист, писатель, телеведущий, руководитель Мастерской факультета журналистики Московского института телевидения и радиовещания «Останкино»:
Что вы понимаете под профессиональной культурой журналиста?

-Тут очень сложный вопрос какой: должен ли журналист быть интеллигентом. Интеллигент -это человек, который имеет в виду окружающих людей, как говорил Д.С.Лихачев. Должен журналист это делать? Не всегда, к сожалению. Понятие культуры у нас до такой степени размыто, но я абсолютно уверен, что никакой специальной профессиональной культуры журналиста нет. Есть культура и не культура, интеллигентный человек- не интеллигентный человек, воспитанный человек- невоспитанный человек. И я должен с печалью вам сообщить, что необязательно быть образованным, воспитанным человеком, чтобы стать профессиональным журналистом. Нет, и без этих качеств вы можете стать звездой.

Тина Канделаки, журналист, ведущая, продюсер телеканала «Матч ТВ»

- Что вы понимаете под профессиональной культурой медиаспециалиста вашего профиля?

-Кроме того, что журналист должен обладать культурой, знанием языка и этики, он должен готовиться к интервью за сутки. Если вы почитаете о Познере, вы услышите что он готовится к интервью, условно говоря, днями. Сегодня , к сожалению, в силу того, что идет огромное количество контента , потоков информации, люди перестали готовиться. То есть в целом они в контексте, но деталей не знают. Вот профессионального журналиста от непрофессионального юзера и блоггера, конечно же, отличает то, что он должен быть в контексте до деталей, предоставлять факты ,эксклюзивную информацию- только об этом можно и нужно писать. Но дальше многое зависит от твоего воспитания, твоей гражданской позиции и от того, чего ты добиваешься. Например, когда произошел скандал с Мамаевым и Кокориным, мы как спортивный телеканал, знали гораздо больше, но не стали разжигать. Объясню почему: когда вы любой эксклюзив используете, вы должны тоже понимать, что «калифом на час» может быть любой. Вы можете распространить информацию, она вызовет ажиотаж, но через день произойдет что-то другое и про эту новость забудут. Я занимаюсь на телеканале все таки популяризацией спорта, и я его точно не хочу уничтожать, поэтому у нас есть понимание того, что это наша культура, наши правила. Мы стараемся максимально деликатно говорить о спорте, поэтому спортсмены к нам так и открыты. Безусловно, мы понимаем, что много информации вокруг, что все мы не без греха, но мы ничего не делаем во вред спортсменам и спорту, потому что мы хотим чтобы люди любили спортсменов, а не ненавидели.

Любовь Агеева, журналистка

- Что вы понимаете под профессионально культурой?

Под профессиональной культурой я понимаю неокторые этические принципы, которым должны следовать журналисты. Когдая начинала работать в журналистике, я получила несколько уроков от человека,который и сделал меня журналистом.
Первое: ты не должна быть продавщицей в магазине. Например, ты приходишь в магазин, а у продавщицыможет быть плохое настроение, и она на тебе это настроение срывает. Для профессионального журналиста очень важно общение, и он должен вести себя с интервьюируемым человеком, как будто это его лучший друг. Ты не имеешь право проявлять к нему невнимание, комментирование, неуважение. Журналист не может себе позволить иное поведение по отношению с любым человеком, и это должно быть смыслом, главным этическим правилом. Был один случай,приехаламосковская журналистка, нас пригласили на телепередачу. Ведущим был молодой человек; вот он задаст вопрос, мы начинаем отвечать, ион в это время начинает заниматься своими делами, то есть не слушает нас. Потом он заново задает вопрос, и моя коллега сказала, что ответит только при условии, что он будет слушать. Передача была в прямом эфире. С его стороны- это не профессиональное поведение.

Второе:в любой твоей публикации- на первом плане стоят не вопросы твоей самореализации, не ты на первом плане, а гражданская позиция, общественные интересы. Ты не представитель себя, а всегда представитель общества. И даже иногда не представитель редакции, потому что, например, когда редакция «Вечерней Казани» перестала отвечать моим представлениям о журналистике, я оттуда ушла. И это очень важно, никто ведь тебе не говорит, если у тебя нет коммунистических убеждений, идти работать в газету, которую издают коммунисты. Мы все-таки должны искать такое место, которое соответствуют нашим внутренним убеждениям. Это гарантия обществу, что мы ничего не испортим, мы будем честным, не навредим.

Третье- знания. Профессиональная культура не позволяет журналисту приходить на пресс-конференцию и спрашивать, а это кто сидит? Или идти на спектакль и после этого писать: «мне не понравился артист»-, но надо соображать, что ты не театральный критик, у тебя нет компетенции, тем более ты пишешь всего лишь заметку. Профессиональный журналист-это человек высокой образованности, он должен очень много знать. Мы всегда боялись попасть в смешную ситуацию, боялись ошибиться, а сейчас этого не бояться. У нас в редакции раньше была жутка борьба с фактическими ошибками, нам гонорар не давали! А недавно я ходила на один из наших телеканалов понаблюдать за своими учениками.Сказала:«Невозможно, сколько ошибок!». Мне руководитель этого телеканала ответил: «Вы слишком серьезно относитесь, ошибка ушла- не заметят». Если ошибка становится делом обычным, если человеку не стыдно за свою ошибку- значит у него отсутствует профессиональная культура.

Юрий Казаков,эксперт по проблемам профессиональной этики

- Что вы понимаете под профессионально культурой?

-Тема культуры отдельная большая тема, я очень далек от культурологии и по определению человек «некультурный». Что касается профессии, то ее у меня нет.В моем дипломе написано специальность- журналист.Вот есть учитель, медик, церковнослужители- это профессия, потому что они работают в логике высокого самоограничения. Эти профессии заняты взаимоотношениями с людьми, это профессии, которые имеют властность над человеком. Возникает власть над человеком и появляются самоограничения. Журналистика относится к категории полу- или квази-профессий по моей версии. Профессия- это та категория деятельности, которая опирается на выработанные, выстраданные своды этических правил, а не технологических приемов, опирается на понимание обществом важности для него профессионала. Потому что деньги, получаемые профессионалом, всегда должны быть такие по размеру, чтобы он ни от кого не зависел. Журналист не должен быть зависимым, когда берет у бизнесмена интервью. Наша журналистика не профессиональна, во-первых, потому что она плохо оплачивается, во -вторых, потому что в отличие от всех других профессий, является полу-профессией, ведь у нее нет никаких специальных знаний которые есть у врача, у юриста. Это «профанная» профессия (отсутствие специализации).
Что касается профессиональной культуры, то в нее входит много технологических элементов, входит общая культура ( можно быть неплохим специалистом по общей этике, но не знать когда был написан американский роман). То есть профессиональная культура предполагает большое количество внесистемных знаний, но, повторюсь, журналистика не является профессией.Поэтому и о профессиональной культуре журналиста мы говорить не можем.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!