Двунадесятые непреходящие праздники




    Даты двунадесятых непреходящих праздников отмечают по строго установленным дням церковного календаря. К таким праздникам относятся: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Пресвятой Богородицы во храм, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Богоявление, или Крещение Господа нашего Иисуса Христа, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Девы Марии, Преображение Господне, Успение Божией Матери.

Даты двунадесятых непреходящих праздников отмечают по строго установленным дням церковного календаря.

Рождество Богородицы (21 сентября). Дата рождения Девы Марии - матери Иисуса Христа - в семье благочестивых праведников Ионима и Анны. Этот день почитается как «начало спасения». Воздвижение Креста Господня - крестовоздвижение (27 сентября). Установление праздника связано с нахождением при раскопках в IV в. креста, на котором был распят Иисус Христос. Праздник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крестных страданий.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). По преданию, Марию, будущую Богородицу, в младенчестве принесли в иерусалимский храм для совершения обряда посвящения Богу. Такой обряд существовал лишь по отношению к мальчикам, поэтому посвящение девочки стало знаком высшего избранничества.

Рождество Христово (в православии празднуется 7 января). Хотя точная дата рождения Христа не установлена, современные исследователи называют 7-6 гг. до н.э., поскольку сегодня точно определена дата смерти царя Ирода Великого - 4-й год до н.э. А мы помним, что именно он приказал истребить всех младенцев в окрестностях города Вифлеема в надежде, что среди них окажется Христос.

Крещение Господне (19 января). Как указано в Священном Писании, Иисус Христос крестился в реке Иордан от пророка Иоанна, т. е. принял обряд очищающего омовения, символизирующий начало Его служения Богу. Греческое слово «баптисма» - «омовение» - переведено на славянский как «крещение», поскольку считается, что Иисус освятил обряд омовения своей смертью на кресте.

Сретение Господне (15 февраля - на 40-й день после Рождества Христова). Этот праздник введен в IV в. в память о примечательном событии. Младенца Иисуса принесли в Храм для традиционного посвящения его Богу, где он и встретился со старцем Симеоном, которому ранее было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя. Как пишет евангелист Лука, Симеон благословил Иисуса.

Благовещение (7 апреля). Празднуется как день, в который Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о том, что она родит Сына Божьего.

Преображение Господне (19 августа). Во время молитвы на горе Фавор Иисус преобразился божественным светом, и апостолы Петр, Иоанн и Иаков увидели Христа в окружении пророков Моисея и Илии.

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Отмечается в память о кончине Богоматери. Считается, что ее смерть наступила около 48 г. в городе Эфесе, где Иоанн Богослов (один из апостолов) жил после смерти Иисуса.

Большое значение Православная церковь придает постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста - это «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.


Великие и престольные праздники

 

    Самым почитаемым в православии является праздник Покрова Богородицы, отмечаемый 1 октября по ст. стилю. По учению церкви, праздник установлен в честь событий 910 г., когда в Константинополе юродивому Андрею и его ученику Епифанию явилась Богородица и, покрыв их белым покрывалом, вознесла Богу молитву об избавлении всех людей от бед. Это появление Богородицы совпало с нападением сарацинов и убедило народ в том, что победа будет на стороне византийцев. На Руси этот праздник наложился на славянский праздник окончания осенних полевых работ и отмечается весьма широко и ярко. Церковь придала этому празднику смысл почитания Богородицы именно как хранительницы русского народа.

Два праздника, относящиеся к великим, связаны с именем Иоанна Предтечи или Крестителя. Это - Рождество Иоанна (7 июля) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября). По евангелиям, Иоанн является провозвестником, предтечей, пришествия на землю Иисуса Христа. Он будто бы крестил Христа в реке Иордан, а затем был брошен в темницу за выступление против царя Ирода и казнен по просьбе жены царя Иродиады, попросившей голову Иоанна. Вопрос о том, жил ли некогда на земле Иоанн Креститель, много лет вызывает споры среди ученых.

Большинство из них сейчас склонны считать его реальным историческим лицом. Однако евангельская история Иоанна - это миф, обусловленный желанием христианских теологов придать Иисусу черты мессии, появление которого предсказано в Ветхом Завете.

В действительности введение в церковный календарь Рождества Иоанна Крестителя преследовало своей целью вытеснить древний праздник летнего солнцеворота, широко отмечавшийся язычниками. А праздник усекновения головы Иоанна, или, как его называли в народе, Ивана Постного (в этот день был установлен однодневный пост), знаменовал собой начало осени, окончание сельскохозяйственных работ. Отсюда и бытовое содержание этих праздников, которое играло едва ли не большую роль, чем их религиозный смысл.

Широко отмечается в православии праздник апостолов Петра и Павла (12 июля). На Руси он совпадал с началом сенокоса. К тому же Петр у разных народов считался покровителем рыбаков, пчеловодов, охранителем домашнего скота от хищников, что именно и создало среди верующих авторитет этому празднику. А вот относящийся к великим праздник обрезания господня особой популярностью не пользуется, поскольку знаменует иудейский обряд обрезания, который не был воспринят христианами. Но в нашей стране в этот день все-таки проходят народные празднества, поскольку праздник обрезания господня приходится на 14 января («старый Новый год»).

Престольные праздники занимают большое место в быту верующих. Каждый православный храм посвящен какому-нибудь образу (Христу, Богородице, святым и т. д.) или событию христианской истории. В памятный день этого образа или события и отмечается храмовый престольный праздник. Впервые на Руси престольные праздники стали отмечаться в период феодальной раздробленности (XII- XIII века) и отражали стремление князей приобрести отдельных покровителей своей территории. В России некоторые святые почитаются повсеместно, а некоторые - только в отдельных регионах. Наиболее распространенными являются культы святого Николая Мирликийского (день памяти этого святого отмечается дважды в году), Ильи Пророка и великомученика Георгия.

Заключение

 

    Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Во главе «праздничного круга» Русской православной церкви - Пасха, наиболее почитаемый христианский праздник. Затем идут так называемые двунадесятые праздники - двенадцать главных празднеств. Из них - три переходящих, выпадающих каждый год на разные числа, в зависимости от того, когда отмечается Пасха, исчисляемая по лунному календарю. Это Вознесение, Троица, Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье). Девять праздников - непереходяших, за каждым из них закреплен определенный день в календаре. Это Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Воздвижение креста и Рождество Христово.

За двунадесятыми праздниками следуют по своему значению пять великих праздников - Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых Петра и Павла, Усекновение головы Иоанна Предтечи, Покров святой Богородицы. Они тоже пользуются большим почтением в православной церкви.

Повсеместно отмечаются престольные праздники. Так называются праздники, посвященные тем образам и событиям, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские.

Есть праздники, которые широко отмечаются только в России и потому называются русскими праздниками - Николин и Ильин день, спасы, праздники Владимирской иконы Божьей Матери, Казанской иконы Божьей Матери. В этих праздниках отразились особенности русского менталитета и значимые исторические события.

Список литературы

 

1.Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высш. шк., 2006.- 368 с.

2.Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. - М.: Юридический институт МИИТа, 2006. - 252 с.

3.Исаева Е.Л. Православные праздники. - М.: РИПОЛ классик, 2008 - 64 с.

4.Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 384 с.

5.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2005.- 240 с.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!