Практическая задача. Описать рамку листа топографической карты и определить географические координаты пункта. Привести примеры



Рамками листа топографической карты служат отрезки меридианов и параллелей. Географические координаты углов рамок каждого листа подписаны на карте. Для определения координат любой точки, расположенной в пределах листа, служит вторая рамка, состоящая из двух параллельных линий, разделенных на минуты широты (по боковым сторонам) и долготы (снизу и сверху). Для определения географических координат точки А следует провести через точку меридиан и параллель и по их концам отсчитать на второй рамке широту и долготу с точностью до 0`,1. Координаты точки А: φ=54°58`,6 с. ш. λ=37°31`,0 в. д. Если точка расположена недалеко от рамки, то вместо построения меридиана и параллели, можно взять расстояние от точки до внутренней рамки листа с помощью циркуля, а затем приложить полученный раствор циркуля к разграфленной на минуты рамке и сделать соответствующий отсчет. Листы топографических карт имеют три рамки: внутреннюю, минутную и внешнюю. Внутреннюю рамку образуют отрезки параллелей, ограничивающих площадь карты с севера и юга, и отрезки меридианов, ограничивающих её с запада и востока. Значения широт и долгот на линиях внутренней рамки связаны с номенклатурой карты и написаны в каждом её углу. Между внутренней и внешней рамками помещена минутная рамка, на которой нанесены деления, соответствующие одной минуте широты (слева и справа) и долготы (наверху и внизу). Точками на рамке отмечены десятки секунд. Система прямоугольных координат на карте представлена километровой сеткой, образованной проведенными через 1 км координатными линиями x и y. Значения x и y, выраженные в километрах, надписаны на выходах линий за внутреннюю рамку карты. Планы масштабов 1:5000-1:500 с прямоугольной разграфкой имеют только сетку прямоугольных координат. Ее линии проведены через 10 см.

5 Практическая задача. Измерить расстояния на картах и вычислить расстояния на местности, используя различные масштабы топографических карт. Привести примеры Чтобы измерить расстояние по карте, нужно знать ее мас­штаб. Масштаб всегда указывается под нижней (южной) рам­кой карты и выражается численно или графически. В первом случае он называется численным, а во втором – линейным масштабом. Надпись 1 : 25 000 – численный масштаб. Он означает, что все линии местности изображены на данной карте с уменьшением в 25 тысяч раз, т. е. 1 см на карте соответствует 25000 см или 250 м на мест­ности. Расстояние, соответствующее 1 см на карте, называется величиной масштаба и всегда надписывается на карте между численным и линейным масштабами. При пользовании численным масштабом расстояние на кар­те измеряют в сантиметрах при помощи линейки с сантиметро­выми делениями. Затем, зная величину масштаба, т. е. рас­стояние на местности, соответствующее 1 см на карте, умно­жают на измеренное по карте число сантиметров. Например, на карте масштаба 1 : 25000 измерено расстояние, равное 5,3 см. Это расстояние на местности будет 250 м 5,3 = 1325 м. Еще проще – без всяких вычислений – расстояния по карте измеряют при помощи линейного масштаба, пользуясь для это­го циркулем или полоской бумаги. Делают это так: ножки циркуля устанавливают в точках карты, расстояние между которыми требуется определить; не изменяя раствора циркуля, прикладывают его к линей­ному масштабу так, чтобы одна из ножек точно совпала с нулем или с подписанным делением вправо от нуля, а другая расположилась бы на мелких делениях влево от нуля; сумма отсчетов, прочитанных по масштабу против обеих ножек циркуля, дает искомое расстояние. При откладывании заданных расстояний на карте порядок работы обратный: устанавливают необходимый раствор цирку­ля по линейному масштабу, затем откладывают на карте от указанной точки в нужном направлении отрезок, равный раст­вору циркуля. Например, на карте масштаба 1: 10000 измерено расстояние 4, 2 см. Это расстояние на местности будет 100м 4,2 = 420м. Так же и при других масштабах.

Практическая задача. Определить расстояния по извилистым линиям на картах. Количество и качество измерений. Привести примеры.

Для измерения на картах кривых и ломаных линий чаще всего применяется циркуль и графический масштаб (линейный и поперечный). Циркуль-измеритель должен иметь острые иглы, которые при сжатых ножках циркуля сходятся в точку и дают один накол. Необходимый раствор циркуля устанавливается легким нажимом среднего или указательного пальца на левую ножку. Устанавливать раствор циркуля двумя руками не следует, т.к. что снижает точность и замедляет скорость измерений. Устанавливая циркуль на карте или масштаб, нужно следить за тем, чтобы плоскость его ножек была перпендикулярна плоскости карты. Следует избегать сильных наколов циркуля на карте. Нельзя измерять и откладывать циркулем большие расстояния. Опыт показал, что точные измерения возможны лишь в тех случаях, когда раствор ножек Циркуля не более прямого угла. Измерение длинных линий производится следующим способом- берут раствор циркуля, соответствующий круглому числу километров или сотен метров и этим шагом проходят по измеряемой линии, поочередно переставляя ножки циркуля и ведя счет шагов. Остаток линии меньшей величины одного шага измеряется по линейному масштабу. Измерение извилистых линий производится небольшим шагом циркуля или способом створов. Предположим, требуется измерить ломаную линию ABCDEF. Установив ножки циркуля в точках А и В, переносим другую ножку из точки А в А1, на продолжение следующей по ходу линии ВС. Оставив ее на месте, передвигаем переднюю ножку из точки В в точку С. Затем выводим заднюю ножку в точку А2, переднюю ножку переносим в точку С и т.д. до тех пор, пока в раствор А и F не войдут длины всех отрезков, составляющих ABCDEF. Далее, приложив циркуль к линейному масштабу или миллиметровой линейке, определим искомое расстояние. Для определения величины длинных извилистых линий очень удобен специальный прибор Курвиметр. Некоторые курвиметры имеют три шкалы для масштабов 1: 25000, 1: 50000 и 1: 100000. Но измерения курвиметром не дают точный результат, т.к. диаметр колесика сравнительно мал, а цена деления шкалы курвиметра велика. Полоска бумаги применяется для измерения расстояний по карте, когда нет циркуля. На ней черточками острым карандашом отмечается измеряемое расстояние на карте, а затем его величина определяется с помощью линейки или линейного масштаба. Однако этот способ не отличается достаточной точностью.

7 Практическая задача. Определить географические и прямоугольные координаты на топографической карте. Привести примеры Рамками листа топографической карты служат отрезки меридианов и параллелей. Географические координаты углов рамок каждого листа подписаны на карте. Для определения координат любой точки, расположенной в пределах листа, служит вторая рамка, состоящая из двух параллельных линий, разделенных на минуты широты (по боковым сторонам) и долготы (снизу и сверху). Для определения географических координат точки А следует провести через точку меридиан и параллель и по их концам отсчитать на второй рамке широту и долготу с точностью до 0`,1. Координаты точки А: φ=54°58`,6 с. ш. λ=37°31`,0 в. д. Если точка расположена недалеко от рамки, то вместо построения меридиана и параллели, можно взять расстояние от точки до внутренней рамки листа с помощью циркуля, а затем приложить полученный раствор циркуля к разграфленной на минуты рамке и сделать соответствующий отсчет. В топографии наиболее широ­кое распространение получили так называемые прямоугольные координаты. Возьмем на плоскости две взаимно перпендикуляр­ные линии – и 0Y. Эти линии называются осями координат, а точка их пересечения 0 –началом координат. Положение любой точки на плоскости можно легко опреде­лить, если указать кратчайшие расстояния от осей координат до данной точки. Кратчайшими расстояниями являются пер­пендикуляры. Расстояния по перпендикулярам от осей коор­динат до данной точки называютсякоординатами этой точки. Отрезки, параллельные оси X, называются координатами х, а параллельные оси Y – координатами у. Топографические карты создаются в поперечно- цилиндрических проекциях Гаусса-Крюгера, в которой земной эллипсоид изображается в виде шестиградусных меридиональных зон. В каждой зоне средний меридиан и экватор изображаются взаимно-перпендикулярными прямыми. Их и принимают за оси координат: средний меридиан за ось X, экватор за ось У. Счет абсцисс ведется от экватора к полюсам: к северу абсциссы считаются положительными, к юго-отрицательными. Ординаты, отсчитываемые от осевого меридиана на восток, считаются положительными, на запад - отрицательными. Следовательно, на территории СНГ абсциссы всегда будут положительными. Чтобы не иметь дело с отрицательными значениями ординат, осложняющими вычисления, условно принимают ординату начала координат равной + 500 км. При этом условии самая западная точка любой зоны будет иметь ординату примерно + 165 км (так как ширина всей зоны на экваторе примерно 665 км). Предположим, что две точки имеют координаты Ха=5490 КМ УА=650 км Хв=5490 км Ув=350 хм. Это значит, что обе точки находятся от экватора на расстоянии 5490 км и точка А расположена в 150 км к востоку, а точка В в 150 км к западу от осевого меридиана. Так как земной шар разбит на 60 зон, то точек с такими координатами будет тоже 60. Чтобы точно указать местоположение точки, зоны нумеруются с запада на восток. Первой считается зона с осевым меридианом 3° от Гринвича и крайними меридианами 0° и 6°. При обозначении координат точек номер зоны вводится первой цифрой в ординату. Так,' если точки находятся в 4 зоне, то их ординатой будут УА=4650 км, Ув=4350 км.

8 Практическая задача. Определить виды углов направлений. Произвести определение дирекционных углов и азимутов с помощью формул перехода. Привести примеры. Истинным азимутом (А)называют угол направления, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления географического меридиана до направления на данную точку. А=Т+ γ  Магнитным азимутом(Ам) называют угол направления,измеряемый по ходу часовой стрелки (от 0 до 360) от северного направления магнитного меридиана до направления на данную точку.А=Ам+ δДирекционным углом(Т) называют угол направления, измеряемый по ходу часовой стрелки (от 0 до 360) от северного направления вертикальной линии координатной сетки до направления на данную точку. Переход от дирекционных углов к магнитным азимутам и наоборот. Благодаря наличию на карте координатной сетки на нее удобнее всего наносить направление линий по дирекционным углам. На местности направления линий очень часто определяются с помощью компаса или буссоли. Поэтому в географической практике часто приходится переходить от магнитных азимутов, определенных на местности к дирекционным углам и наоборот - от дирекционных углов, определенных по карте к магнитным азимутам. Переходы совершаются по формулам Т=Ам+(δ-γ) и Ам=Т-(δ-γ). Например: 1. Измеренный по карте дирекционный угол Т=45°, δ=+5°, γ=-3, Ам=45°-(5°-(-3°))=37°. 2. Магнитный азимут Ам=120°, δ=-8°, γ=-2°, Т=120°+(-8°-(-2°))=114°.

9 Практическая задача. Определить практическую значимость топографических карт для туризма на основании опыта работ. Привести примеры Для подготовки и проведения походов, особенно категорийных, топографическая карта имеет неоценимое значение. Перед походом собирается весь топографический материал, который можно собрать. Карты могут быть разных масштабов и соответствовать разным целям. Например, карты мелкого масштаба (6-километровка — 1:600000 и более мелкая) могут помочь для подъезда! к начальной точке маршрута, выбрать транспорт (поезд, самолет или автобус), что иногда влияет на количество участников похода. Для туриста-пешехода или туриста-лыжника, которые во время похо­да движутся по земной поверхности медленно, спокойным шагом, очень важно иметь именно топографическую карту — то есть карту крупного масштаба, на которой подробно показаны все важнейшие для ориенти­ровки детали местности — местные предметы. Без топографической карты путешественнику не обойтись. Без нее он как слепой, не сможет узнать куда ему двигаться, чтобы выйти к намеченной цели по намеченному маршруту. Да и наметить маршрут похода можно, только имея карту. Без нее туристу придется все время расспрашивать людей или просить кого-нибудь из местных жителей стать проводником, Топографическая карта заранее под­скажет вам, где вечером путешественники смогут разбить бивуак и сва­рить еду. Такое место легко найти на карте по сочетанию двух цветов — зеленого (это лес, где можно найти топливо для костра) и голубого (это, — река, ручей или озеро, где можно набрать воды). Топографическая карта подскажет путешественнику, как короче пройти к намеченной це­ли, какие могут встретиться препятствия на пути и как их лучше обой­ти. Карта поможет найти на местности интересные объекты, с которы­ми путешественникам полезно познакомиться. Если во время большого путешествия в тайге или в горах туристы по­теряют свою карту, это грозит им серьезной бедой. Такая потеря равно­сильна, например, потере спичек в походе: добыть огонь без спичек можно, но сделать это непросто, на это уйдет много сил и времени. То же и с потерей карты: путешественники будут, может быть, много дней идти в каком-то направлении по компасу, но выйдут совсем не туда, ку­да заранее планировалось прийти.

10 Практическая задача. Произвести ориентирование на местности по топографическим картам. Привести примеры. Перед выходом на местность подбирают карту данного района и необходимого масштаба. Для удобства пользования карту при помощи кнопок или резинок крепят к планшету или папке.При работе с картой надо иметь простой карандаш средней твердости и мягкую резинку. Наколы на карте следует делать циркулем или иглой, а линии прочерчивать карандашом. Для различных построений на карте рекомендуется использовать восковку. С картой надо бережно и аккуратно обращаться и тщательно выполнять все чертежные и измерительные работы.Приступая к работе с картой на местности, необходимо прежде всего ориентироваться самому по сторонам горизонта, а затем ориентировать карту.Ориентироваться на местности - значит, во-первых, определить стороны горизонта или направления на север и юг, восток и запад, а во-вторых, определить свое местоположение относительно окружающих местных предметов как по направлению на них, так и по удалению от них.Карту ориентируют на местности по сторонам горизонта. Ориентировать карту на местности - значит установить ее в горизонтальной плоскости таким образом, чтобы направление на карте север - юг соответствовало этому же направлению на местности и чтобы все линии на карте были параллельны соответствующим линиям на местности.Карту ориентируют вначале приближенно, а затем, если необходимо, и точно.Приближенное ориентирование выполняется на глаз, а точное - с помощью визирной линейки или компаса.Компас - простейший магнитный измерительный прибор, предназначенный для ориентирования по сторонам горизонта и для приближенного измерения магнитных азимутов направлений.Если на местности имеются предметы, изображенные на карте в виде отрезков прямых линий, например, участки железных или шоссейных дорог, берега рек, каналов, просеки, линии связи, то ориентирование карты выполняют по линиям местности. Для этого необходимо встать на какой-либо местный предмет и повернуть карту так, чтобы направление линии этого местного предмета на карте совпало с направлением местного предмета на местности. Для ориентирования использовать визирную линейку, а при отсутствии ее-карандаш.При этом следует проверить правильность расположения условных знаков и изображений местных предметов, находящихся на карте по правую и левую стороны от выбранной линии местности.Ориентирование карты по направлениям на местности производят так же, как и по линиям местности, только вместо линии местности используют направление между двумя местными предметами, изображенными на карте и опознанными на местности. В этом случае становятся с картой у одного из местных предметов или в створе этих предметов. Затем к условным знакам этих предметов на карте прикладывают визирную линейку и поворачивают карту в горизонтальном положении до тех пор, пока второй предмет не окажется на линии визирования. Как только направление карты совместится с направлением на местности, можно считать, что карта ориентирована.

11. Практическая задача. Описать основные виды условных знаков топографических карт и привести примеры. Местность на картах изображается системой условных знаков в сочетании с подписями географических названий и сокращенными пояснениями. Условные знаки передают вид, пространственное положение и важнейшие характеристики местных предметов. Они наглядны и легко запоминаются. Знаки однородных объектов обычно имеют общую основу, которая несколько изменяется или дополняется в зависимости от их качественных или количественных различий. Цвет условных знаков или фона, на котором они размещены, размер и характер шрифтов для подписей тоже имеет определенное смысловое значение. Условные знаки подразделяются на контурные или площадные (масштабные), внемасштабные и линейные. Объекты, очертания которых могут быть изображены в масштабе карты с сохранением истинных пропорций, вычерчиваются контурными (площадными) или масштабными условными знаками. Эти знаки состоят из внешнего контура объекта, заполненными значками или цветовым фоном, определяющими его сущность, но не указывают на местоположение отдельных объектов и их количество. Так, кружки, заполняющие контур сада или редкого леса, говорят лишь о том, что на данном участке расположен сад или редколесье, но не дает никакого представления о месторасположении, породе и величине деревьев. Предельная ошибка в положении на карте контуров достигает иногда 1 мм. В зависимости от масштаба карты знаки, предметы могут изображается как масштабным, так и внемасштабным знаком, например, кладбище, но памятник и церковь - это всегда знаки внемасштабные. Объекты небольшого размера, не выражающиеся в масштабе карты, изображаются внемасштабными условными знаками. Они представляют собой небольшие геометрические фигуры или упрощенные рисунки, напоминающие изображаемый объект. Предельная ошибка в положении таких объектов на карте не превышает 0,5 мм. Реки, дороги, лини связи, границы, и другие объекты линейного характера изображаются линейными условными знаками. Эти знаки передают в пределах точности масштаба изгибы продольных очертаний объектов. Их положению на местности соответствует ось условного знака. Ширина объектов обычно не выражается в масштабе карты и изображается с некоторым преувеличением. Кроме рассмотренных выше условных знаков на картах для дополнительной характеристики объектов применяются пояснительные знаки, например, фигурки деревьев показывают преобладающие породы в лесу, стрелки на реке - направление течения и др. Подписи, буквенные и цифровые обозначения помещают на картах для передачи географических наименований качественных и количественных характеристик объектов, а также сведений, пояснительного и справочного характера. Всего на топографических картах масштабов 1:10 000 - 1:100 000 применяется около 350 графических условных знаков и более 400 сокращенных пояснительных подписей.

12. Практическая задача. Описать систему условных знаков туристских карт и схем. Привести примеры. Картографические знаки представляют собой формализо­ванный графический язык карты. Местность на картах изображается системой условных знаков в сочетании с подписями географических названий и сокращенными пояснениями. Условные знаки передают вид, пространственное положение и  важнейшие характеристики местных предметов. Они наглядны и легко запоминаются. Знаки однородных объектов обычно имеют общую основу, которая несколько изменяется или дополняется в зависимости от их качественных или количественных различий. Цвет условных знаков или фона, на котором они размещены, размер и характер шрифтов для подписей тоже имеет определенное смысловое значение. Условные знаки подразделяются на контурные или площадные (масштабные), внемасштабные и линейные. Объекты, очертания которых могут быть изображены в масштабе карты с сохранением истинных пропорций, вычерчи­ваются контурными (площадными) или масштабными условными знаками. Объекты небольшого размера, не выражающиеся в масштабе карты, изображаются внемасштабными условными знаками. В зависимости от масштаба карты предметы могут изображаться как масштабным, так и внемасштабным знаком, например, кладбище, сквер, но памятник и церковь - это всегда знаки внемасштабные. Реки, дороги, туристские маршруты, границы и другие объекты линейного характера изображаются линейными услов­ными знаками. Кроме рассмотренных выше условных знаков на картах, для дополнительной характеристики объектов применяются поясни­тельные знаки, например, фигурки деревьев показывают преобладающие породы в лесу, стрелки на реке - направление течения и др. Подписи, буквенные и цифровые обозначения помещают на картах для передачи географических наимено­ваний качественных и количественных характеристик объектов, а также сведений пояснительного и справочного характера.

По мнению большинства исследо­вателей, знаки на туристских картах делятся на три основные группы:

1)   знаки, обозначающие туристские достоинства территории (это знаки, представляющие элементы природы (живой и неодушевленной), а также элементы историко-культурного характера (исторические и архитектурные памятники, собрания произведений искусства и т.п.);

2)  знаки, обозначающие объекты туристской инфраструк­туры (база ночлега, база питания, другие объекты сферы обслу­живания, а также туристские пути и средства коммуникации);

3) другие знаки (объекты, не входящие непосредственно в туристское хозяйство).

Кроме этого, следует стремиться к тому, чтобы туристские карты, принадлежащие к одной серии, должны иметь одинаковый масштаб, содержать те же самые знаки обозначения и выдер­жанную в одной форме легенду (Ердавлетов, 2002).

13. Практическая задача. Проанализировать особенности оформления туристско-рекреационных карт и легенд. Привести примеры. Туристские карты и атласы - это особый вид картографи­ческих произведений, обладающих рядом специфических свойств оформления и дизайна. Прежде всего, для туристских карт разработан особый подход к использованию и оформлению тех или иных шрифтов, красок, для объектов особого значения должны применяться цветные надписи. Для них характерно особое выделение некоторых акцентируемых элементов, например, памятников природы и культуры, объектов туристской инфра­структуры, а также специфическое размещение и оформление легенды, врезок и зарамочных надписей. Свободные простран­ства на передней или задней стороне карты используются для размещения элементов, дополняющих либо «оживляющих» ее, например, описаний местности, маршрутов, снимки, рисунки или рекламу туристских объектов и туристских фирм. Туристским картам должна быть присуща высокая эстетичность оформления. Условия пользования туристскими картами определяют их размер, специфику компоновки, но это обязательно художественная обложка, лицевая и оборотная стороны карты.

Поскольку туристские карты чаще всего имеют вид складных карт, то и компоновка материала на туристской карте зависит от того, как будет складываться карта. Фальцовкой называется процесс складывания (сгибания) карт и текста в тетради определенного формата в порядке чередования страниц (Пример: Туристская карта-схема г.Алматы). Складные туристские карты и схемы издаются в обложке, без обложки, буклетами и брошюрами. Наиболее удобен для потребителей вид фальцовки «гармошкой», «салфеткой». При проектировании карты необходимо найти такое художественное оформление, которое привлечет к карте внимание потребителя, пробудит у него интерес и, в конечном итоге, облегчит восприятие содержания карты и использование ее.

Итак, цель картографического дизайна в туризме - обеспе­чить рекламность и художественность отображаемых объектов и явлений, отразить в общей композиции природно-территориальную специфичность и примечательность территории, используя различные изобразительные приемы, например многоплановость изображения.

Неотъемлемой функцией дизайна при картографировании объектов и явлений туризма является опреде­ление композиционного строя отдельной карты, серии карт, атласа. Суперобложки туристских карт и атласов призваны вы­полнять защитные, а главное рекламные, коммерческие функции. Для них характерен броский декоративно-художественный стиль, контрастность масштабных отношений. В то же время они имеют познавательный и имиджевый смысл.

В настоящее время картографический дизайн в туризме развивается в русле использования компьютерных технологий и опирается на теоретические разработки и многовековой опыт художественного оформления, а также методы полиграфиче­ского воспроизведения карт.

14. Практическая задача. Изложить основные правила работы с красками с целью оформления карт. Привести примеры. Современные компьютерные технологии позволяют создавать совершенные картографические изображения. Компьютеры появились сравнительно недавно. До этого момента человек создавал различные карты и схемы своими руками с помощью красок, карандашей и кистей. Это огромный труд. Именно эта работа по созданию различных карт и схем без применения компьютерных технологий считается основами картографии. Поэтому прежде чем учиться использовать все возможности компьютера для создания карт и схем, необходимо научиться рисовать карты в прямом смысле этого слова. Первый шаг - это обучение и правила работы с красками с целью оформления карт. Сейчас мы это попробуем изложить на примере. Инструменты, которые необходимы - это гуашь, акварельная или качественная чертежная бумага, колонковые (беличьи) кисти различной толщины, ватный тампон, стакан с водой, простой карандаш для нанесения набросков контуров, жесткая основа (чертежная доска), скрепки (или скотч), тушь. Вначале используя бумагу для акварели или качественную чертежную бумагу, нарисовать карандашом контуры, например шкалу из 4-7 ступеней или произвольные площадные контуры (более 10-12) для окрашивания. Затем бумагу закрепить на жесткой основе (чертежной доске) скрепками или скотчем, промыть водой с помощью колонковой (беличьей) кисти (или ватного тампона) в целях удаления с бумаги пятен и загрязнений и затем просушить; Это необходимо сделать как можно быстрее, можно даже использовать для этого фен, чтобы бумага не сжалась и не пошла волнами. Окрашивание площадных контуров, например шкалы, необходимо производить одним или несколькими цветовыми тонами. Обычно не используют больше 3-5 цветовых тонов, т.к. остальные можно получить смешав предыдущие.  Для этого необходимо придерживаться следующей последовательности - для получения ровного фона развести краску в воде (вначале небольшой насыщенности) и отстоять, далее нанести краску с помощью кисти на соответствующую поверхность бумаги (площадной контур или несколько площадных контуров) и дать ей высохнуть. Повторное окрашивание той же площади контура производить более насыщенными тонами определенного цвета, исключая каждый раз по одной ступени сверху. Таким образом, можно получить шкалу с плавным цветовым переходом одного тона, который будет показывать количественную характеристику явления. Окрашивание площадных контуров производить как цветами одного тона, так и смешением цветов разных тонов. В конце работу необходимо высушить. А затем поднять контуры, используя для этого тушь. Остается только оформить работу. Таким образом, на примере мы изложили основные правила работы с красками с целью оформления карт.

15. Практическая задача. Изложить принципы построения различных видов цветовых шкал в легенде карты и их графического исполнения. Различные подходы к выбору шкал. Привести примеры. Большое значение для карты играют ее условные обозначения и легенда. Особая роль в этом вопросе принадлежит цветовой шкале, которая позволяет наглядно представить качественную и количественную характеристику явления. Сейчас мы и изложим принципы построения различных видов цветовых шкал. Различают следующие виды и подвиды цветовых шкал: 1) цветовые шкалы однородных рядов, передающие: a) качественную характеристику явления; b) количественную характеристику явления. 2) цветовую шкалу смешанных рядов для передачи нескольких характеристик явления. Изложим принципы построения различных видов цветовых шкал пошагово. Инструменты, которые необходимы - это гуашь, акварельная или качественная чертежная бумага, колонковые (беличьи) кисти различной толщины, ватный тампон, стакан с водой, простой карандаш для нанесения набросков контуров, жесткая основа (чертежная доска), скрепки (или скотч), тушь. 1. Используя бумагу для акварели, вычертить карандашом шкалы, приняв, допустим, по 8-10 ступеней. 2. Бумагу закрепить на жесткой основе (чертежной доске) скрепками или скотчем, промыть водой с помощью колонковой (беличьей) кисти (или ватного тампона) в целях удаления с бумаги пятен и загрязнений и затем просушить. 3. Используя основные характеристики цвета - цветовой тон, насыщенность и светлоту, построить:  a) Для качественной характеристики какого-либо явления выбрать хорошо различимые цветовые тона одинаковой насыщенности и светлоты. Цветовые тона можно образовать из 2-или 3-х цветов путем их смешения (подобно цветовому кругу). При выборе цветов следует учитывать (где это необходимо) реалистичность, природное сходство цветовых тонов с отображаемым объектом. b) Для количественной характеристики явлений шкалу строят путем изменения насыщенности одного цвета (например, красного). Техника построения цветовой шкалы следующая: окрасить всю шкалу красным цветом слабой насыщенности, далее сгущая краску вновь окрасить все ступени шкалы кроме верхней ступени; и так, последовательно увеличивая насыщенность цвета, окрашиваем шкалу несколько раз (по количеству ступеней в шкале), исключая каждый раз по одной ступени сверху. В итоге нижняя ступень шкалы будет иметь наибольшую насыщенность цвета, т.е. она будет возрастать сверху вниз. Увеличение насыщенности цвета будет отражать возрастание количественной характеристики объекта. c) Построение шкалы смешанных цветовых рядов выполнить с использованием нескольких цветов. Каждый цвет должен отражать качественную характеристику явления. Изменяя насыщенность (или светлоту) соответствующего цвета, показываем количественную сторону явлений. 4. В конце работу необходимо высушить. А затем поднять контуры, используя для этого тушь. Остается только оформить работу. Таким образом, мы изложили принципы построения различных видов цветовых шкал в легенде карты и их графического исполнения.

16. Практическая задача. Изображение рельефа на топографических картах и получение информации с карты. Привести примеры. Рельеф земной поверхности представляет собой сложную совокупность пространственных форм. Чтобы разобраться в характере рельефа, его принято рассматривать как совокупность сравнительно небольшого числа типовых или элементарных форм. Форма рельефа характеризуется основными орографическими линиями: водоразделами, тальвегами, бровками и подошвами. Водоразделом называется линия или полоса, разделяющая поверхностный сток противоположных склонов возвышенностей. Тальвегом называется линия, соединяющая наиболее низкие точки долины. Бровкой называется линия перегиба склона, ниже которой он становится более крутым. Подошвой называется линия перегиба склона, ниже которой он становится более пологим. Орографические линии дают ясное представление о степени расчлененности рельефа.  По размерам различают крупные (макро) (горные хребты, отдельные горы и т.д.), средние (мезо-) (отроги горных хребтов, холмы и т.д.) и мелкие (микро-) (бугры, небольшие холмы и т.д.) формы рельефа.  По отношению к плоскости горизонта формы рельефа подразделяются на положительные (гора, горный хребет, холм, увал) и отрицательные (долина, овраг, балка, лощина, и котловина). Основное требование к изображению рельефа на топографических картах состоит в том, чтобы это изображение было наглядно и давало необходимые количественные характеристики неровностей местности (абсолютные точки и превышения точек, направление и крутизна скатов и пр.). Горизонталью называют замкнутую линию, все точки которой имеют одинаковую высоту. Изображение рельефа горизонталями дополняется на картах отметками высот характерных точек местности: вершин, седловин, тальвегов, перегибов склонов и т.д. Высотные отметки суши считаются от среднего уровня Балтийского моря, определенного из многолетних наблюдений. Такие высоты называются абсолютными. Относительные высоты отсчитываются от подошв и бровок соответствующих элементов рельефа. Для удобства определения высот и превышений точек на картах подписывается абсолютная высота горизонталей. Цифры, обозначающие высоту горизонталей над уровнем моря подписываются так, чтобы верх цифр был направлен в сторону повышения ската. Для большей наглядности изображения рисунок горизонталей сопровождается скатоуказателями (бергштрихами) в виде коротких, перпендикулярных к ним черточек, обращенных свободным концом в сторону понижения склона. Точность определения высот и превышений зависит от характера рельефа и масштаба карт. Крутизной ската называется вертикальный угол, образованный направлением ската с плоскостью горизонта. На карте изображаются не сами скаты, а их горизонтальные проложения, которые называются заложениями ската. По топографическим картам можно строить профиль местности.

17. Практическая задача. Проанализировать источники, их виды, используемые для составления туристских карт. Привести примеры. Источники для составления туристских карт - это разно­образные документы, по которым ведется составление туристских карт. При создании любого конкретного картографического про­изведения одни из источников выступают как основные, а другие оказываются дополнительными и вспомогательными. Так, например, при составлении мелкомасштабных туристских карт основными становятся материалы статистической отчетности и общегеографические карты. Источники делятся на современные, характеризующие нынешнее состояние картографируемого объекта, и старые, показывающие прошлые состояния объекта или ранние стадии изученности. Кроме того, источники подразделяют на первичные (полу­ченные в ходе прямых наблюдений) и вторичные (полученные в результате обработки и преобразования первичных материалов). К основным источникам, используемым при составлении туристских карт, принадлежат: данные непосредственных натурных наблюдений; литературные (текстовые) источники; экономико-статистические данные; картографические источники: общегеографические и тематические карты; материалы аэро- и космических съемок. Данные непосредственных натурных наблюдений - это важнейший фактический материал при составлении любых тематических карт. Литературные (текстовые) источники - это различного рода географические (физико-географические, экономические, историко-культурные) описания, полученные в процессе непосредственных наблюдений или в ходе теоретических исследований. Статистические источники содержат количественные сведения и показатели общественного развития с их временной и пространственной (географической) привязкой. К основным статистическим источникам принадлежат мате­риалы государственной статистики, данные ООН, Всемирной туристской Организации и других международных и местных статистических органов. Картографические источники - это общегеографические карты, тематические, кадастровые карты и планы. Картографи­ческие источники делятся на две группы по характеру использо­вания: первая группа карт - это основа (каркас) для туристского картографирования (это топографические и общегеографические карты разных масштабов, которые по содержанию не уступают детальности тех материалов, которые необходимо показать на карте). Вторая группа карт - это темати­ческие карты, топографические карты, дающие информацию о различных объектах картографирования. Материалы аэро- и космических съемок. Аэрокосмическая съемка используется в картографировании туризма не очень широко. Применение космических снимков для разработки содержания туристских и туристско-рекреационных карт осуществляется в основном при картографировании природно-рекреационных систем. Современные технологии позволяют создавать туристские карты на основе космических снимков, на фоне которых дается специальная туристская нагрузка (космофотокарты). Примером такой фотокарты, изданной в 80-е годы, является туристская карта оз. Иссык-Куль.

18. Практическая задача. Произвести размещение надписей на картах. Надписи как условные знаки. Привести примеры. Подписи, буквенные и цифровые обозначения помещают на картах для передачи географических наимено­ваний качественных и количественных характеристик объектов, а также сведений пояснительного и справочного характера. Полностью на картах подписывают собственные наимено­вания населенных пунктов, рек, озер, морей, гор и т.д. Встречаются сокращенные пояснительные подписи. Цифровые обозначения применяются главным образом для количественных характери­стик различных объектов картографирования: дорог, мостов, рек, форм рельефа и т.д. Размер букв и цифр, их начертание, наклон и размещение на карте также имеют значение условных знаков. Так, шрифты для подписей населенных пунктов на топографических картах передают своими размерами и начертанием сведения о типе поселения, административном значении и числе жителей. Кроме того, на туристских картах шрифты могут подчеркивать национальную самобытность и историческое прошлое страны или региона. Большую роль на карте играют надписи и их размещение на картах.При составлении карты важно, чтобы каждая надпись была четко привязана к обозначаемому объекту. От этого зависит читаемость карты, точность передачи информации. Размещение надписей зависит, прежде всего, от характера локализации самих объектов: объекты, локализованные в пунктах (населенные пункты и др.), подписываются рядом с правой стороны так, чтобы надписи располагалась вдоль параллелей либо горизонталь­но, т.е. параллельно северной и южной рамкам карты. При большой густоте надписей допускается их размещение слева или сверху от пункта или даже с плавным изгибом (лекаль­ное размещение); возле линейных объектов (рек, путей сообщения, маршрутов судов и т.п.) знаки всегда размещаются вдоль линии, плавно повторяя ее изгибы; на площадных объектах надпись как правило располагают вдоль длинной оси контура так, чтобы она протягивалась по всей площади. Если объект имеет изогнутые очертания, то соответственно изгибается и надпись. Лишь некоторые мелкие площадные объекты, например малые озера, в пределах которых надпись не умещается, подписывают рядом. Во всех случаях необходимо, чтобы надписи размещались компактно, не пересекали друг друга, не «наползали» на другие штриховые элементы, хорошо читались на цветовом фоне, не распола­гались «вниз головой». Рисунок, цвет надписи и кегль должны под­черкивать значимость или величину объекта. Например, крупным прямым шрифтом подписывают столицы государств, более мелким - столицы республик и областей, курсивом - районные центры. При этом следуют определенным традициям: подписи водных объектов дают голубым цветом, форм рельефа - коричневым, населенных пунктов - черным. Как было сказано выше, при боль­шой плотности надписей применяют специальные алгоритмы, решающие задачу их оптимального размещения по полю карты. На некоторых картах, сильно загруженных надписями, приме­няют их двупланную подачу. Скажем, основные населенные пунк­ты подписывают черным шрифтом, а второстепенные - серым. При первом взгляде на карту видны главные надписи, а все ос­тальные как бы отведены на второй план.

19. Практическая задача. Проанализировать современный дизайн туристских карт и их оформление. Привести примеры. Туристские карты и атласы - это особый вид картографи­ческих произведений, обладающих рядом специфических свойств оформления и дизайна. Прежде всего, для туристских карт разработан особый подход к использованию и оформлению тех или иных шрифтов, красок, для объектов особого значения должны применяться цветные надписи. Для них характерно особое выделение некоторых акцентируемых элементов, например, памятников природы и культуры, объектов туристской инфра­структуры, а также специфическое размещение и оформление легенды, врезок и зарамочных надписей. Свободные простран­ства на передней или задней стороне карты используются для размещения элементов, дополняющих либо «оживляющих» ее, например, описаний местности, маршрутов, снимки, рисунки или рекламу туристских объектов и туристских фирм. Туристским картам должна быть присуща высокая эстетичность оформления. Важным вопросом в картографировании туризма является выбор знаков обозначения.Туристские карты и атласы - это особый вид картографи­ческих произведений, где проявляется безграничная изобрета­тельность дизайна, нестандартность композиций, связанная с различной конфигурацией картографируемой территории, ее ландшафтным разнообразием, исторической и культурной значимостью. Несмотря на многообразие композиционных построений, туристские карты и атласы имеют общий набор элементов художественного оформления: художественные шрифты для названий карт, стилизованные изображения, перспективные рисунки, пейзажные зарисовки, цветные фотопанорамы, фото­графии, текстовые пояснения. Условия пользования туристскими картами определяют их размер, специфику компоновки, но это обязательно художественная обложка, лицевая и оборотная стороны карты (Востокова, 1998). Художественное проектирование (дизайн) ставит целью создание карт в эстетически совершенной форме, наилучшим образом учитывающей назначение конкретной карты и условия работы с ней. При проектировании карты необходимо найти такое художественное оформление, которое привлечет к карте внимание потребителя, пробудит у него интерес и, в конечном итоге, облегчит восприятие содержания карты и использование ее. Важно отметить, что эстетические мерки в картографии не остаются неизменными, они могут иметь временные (исторические), нацио­нальные особенности, выраженное в своеобразном графическом исполнении изображения для различных групп потребителей. Итак, цель картографического дизайна в туризме - обеспе­чить рекламность и художественность отображаемых объектов и явлений, отразить в общей композиции природно-территориальную специфичность и примечательность территории, используя различные изобразительные приемы, например многоплановость изображения. Неотъемлемой функцией дизайна при картографировании объектов и явлений туризма является опреде­ление композиционного строя отдельной карты, серии карт, атласа.

20. Практическая задача. Предложить отличительные особенности туристских карт и обосновать необходимость фальцовка карт. Привести примеры. Туристские карты и атласы - это особый вид картографи­ческих произведений, обладающих рядом специфических свойств оформления и дизайна. Прежде всего, для туристских карт разработан особый подход к использованию и оформлению тех или иных шрифтов, красок, для объектов особого значения должны применяться цветные надписи. Для них характерно особое выделение некоторых акцентируемых элементов, например, памятников природы и культуры, объектов туристской инфра­структуры, а также специфическое размещение и оформление легенды, врезок и зарамочных надписей. Свободные простран­ства на передней или задней стороне карты используются для размещения элементов, дополняющих либо «оживляющих» ее, например, описаний местности, маршрутов, снимки, рисунки или рекламу туристских объектов и туристских фирм. Туристским картам должна быть присуща высокая эстетичность оформления. Важным вопросом в картографировании туризма является выбор знаков обозначения. Поскольку туристские карты чаще всего имеют вид складных карт, то и компоновка материала на туристской карте зависит от того, как будет складываться карта. Фальцовкой называется процесс складывания (сгибания) карт и текста в тетради определенного формата в порядке чередования страниц. Фальцовка бывает трех видов: взаимно перпендикулярная, параллельная и комбинированная; при этом бывает еще одно-, двух-, трех- и четырехсгибная фальцовка. Складные туристские карты и схемы издаются в обложке, без обложки, буклетами и брошюрами. Наиболее удобен для потребителей вид фальцовки «гармошкой», «салфеткой». Для туристских схем на картографических фабриках установлено 13 стандартов фальцовки и компоновки печатных листов. Туристские карты и атласы - это особый вид картографи­ческих произведений, где проявляется безграничная изобрета­тельность дизайна, нестандартность композиций, связанная с различной конфигурацией картографируемой территории, ее ландшафтным разнообразием, исторической и культурной значимостью. Несмотря на многообразие композиционных построений, туристские карты и атласы имеют общий набор элементов художественного оформления: художественные шрифты для названий карт, стилизованные изображения, перспективные рисунки, пейзажные зарисовки, цветные фотопанорамы, фото­графии, текстовые пояснения. Условия пользования туристскими картами определяют их размер, специфику компоновки, но это обязательно художественная обложка, лицевая и оборотная стороны карты (Востокова, 1998). Итак, цель картографического дизайна в туризме - обеспе­чить рекламность и художественность отображаемых объектов и явлений, отразить в общей композиции природно-территориальную специфичность и примечательность территории, используя различные изобразительные приемы, например многоплановость изображения.

21.Практическая задача. Произвести организацию работ по составлению новой туристской карты (3 основных этапа). Классическая организация работ по составлению новой карты включает 4 основных этапа: 1) редакционно-подготовительный; 2) составление карты; 3) оформление карты; 4) издание карты. На первом редакционно-подготовительном этапе необходимо ознакомиться с требованиями, которым должна удовлетворять карта (по содержанию, охвату территории, масштабу и назначению), решить вопрос о составе специальной нагрузки и способах картографического изображения объектов и явлений. Результатом работы на этой стадии является редакционный план, выполненный по схеме: 1.Название карты, назначение. 2.Масштаб. 3.Отображаемые явления. 4.Способ изображения каждого явления и объекта спе­циальной нагрузки с указанием характеристик (качественных и количественных). 5.Условные знаки основы. На следующей стадии этого этапа необходимо провести сбор, анализ и оценку источников информации для картогра­фирования. Источниками служат различные карты на изучаемую территорию, научные отчеты, статьи по тематике и др. По этим материалам происходит предварительное изучение картогра­фируемой территории. На данном организационном этапе должна быть полностью разработана и составлена легенда. В ней необходимо отразить характеристики разных цветовых фонов, значков, их форму, величину и цвет. В соответствии с правилами условные обозна­чения основы размещаются после условных обозначений специальной нагрузки. Правила и приемы графического построения легенд карт разных видов и типов стали классическими, они вошли в учебники высшей школы и широко используются в настоящее время при создании современных картографических произведений. На втором этапе составления карты начинаются непо­средственные работы с картографической основой. Специальная нагрузка наносится только в пределах границ картографируемой территории. При использовании старой топографической основы ее необходимо откорректировать, дать новые названия, границы объектов и т.п. После этого принимается окончательный вариант легенды. На данном этапе также разрабатывается общая композиция компоновки карты. Заголовок карты обычно рекомендуется размещать наверху, над внешней верхней рамкой или внутри нее, если конфигурация территории позволяет это; масштаб указывается внизу, под серединой нижней стороны рамки или под границами территории. Данные об исполнителе даются в правом нижнем углу под рамкой карты. Размещение легенды может быть различно в зависимости от конфигурации территории. На последней стадии этого этапа вычерчивается внутренняя рамка карты. На третьем этапе происходит оформление авторского оригинала карты. Подготовка основы для окончательного вы­черчивания авторского оригинала карты, выполняемого вручную, производится путем копирования составительского оригинала на светостоле. Оформление карты производится в соответствии с картографическими требованиям карандашами, акварельными красками и тушью. Важной особенностью этого этапа является то, что оформление условных знаков в легенде производится параллельно с оформлением самой карты. Заключительной стадией этапа составления карты является написание объяснительной записки. Объяснительная записка дает возможность, во-первых, дать научный комментарий к карте, осветить исследуемую проблему. В ней указываются: источники создания новой карты, методика работ, способы картографического изображения, что нового и важного дает карта, к каким выводам она приводит. Во-вторых, не менее важной целью объяснительной записки является популяризация содержания карты, когда подчеркивается самое важное в содержании карты и дается реклама для потребителя данной продукции.

22. Практическая задача. Подготовка легенды туристской карты и общей компоновки карт. Привести примеры. На первом редакционно-подготовительном этапе по составлению новой туристской карты должна быть полностью разработана и составлена легенда. В ней необходимо отразить характеристики разных цветовых фонов, значков, их форму, величину и цвет. В основу легенды кладут классификацию картографируемых явлений, устанавливают вид и размеры знаков градации и цветовую гамму шкал, выбирают фоновые окраски, кегль и вид шрифтов и т.п. Создание легенды - это очень важный процесс, который дает возможность проверить логику классификации. Легенда организует все содержание карты, формализует состав изображаемых элементов, подчеркивает их иерархию, определяет детальность качественных и количественных характеристик. В соответствии с правилами условные обозна­чения основы размещаются после условных обозначений специальной нагрузки. Правила и приемы графического построения легенд карт разных видов и типов стали классическими, они вошли в учебники высшей школы и широко используются в настоящее время при создании современных картографических произведений. На втором этапе составления карты начинаются непо­средственные работы с картографической основой. Специальная нагрузка наносится только в пределах границ картографируемой территории. При использовании старой топографической основы ее необходимо откорректировать, дать новые названия, границы объектов и т.п. После этого принимается окончательный вариант легенды. На данном этапе также разрабатывается общая композиция компоновки карты. Заголовок карты обычно рекомендуется размещать наверху, над внешней верхней рамкой или внутри нее, если конфигурация территории позволяет это; масштаб указывается внизу, под серединой нижней стороны рамки или под границами территории. Данные об исполнителе даются в правом нижнем углу под рамкой карты. Размещение легенды может быть различно в зависимости от конфигурации территории. На последней стадии этого этапа вычерчивается внутренняя рамка карты. На третьем этапе происходит оформление авторского оригинала карты. Подготовка основы для окончательного вы­черчивания авторского оригинала карты, выполняемого вручную, производится путем копирования составительского оригинала на светостоле. Оформление карты производится в соответствии с картографическими требованиям карандашами, акварельными красками и тушью. Важной особенностью этого этапа является то, что оформление условных знаков в легенде производится параллельно с оформлением самой карты. Заключительной стадией этапа составления карты является написание объяснительной записки.

23.Практическая задача. Показать особенность туристских планов городов. Привести примеры. Среди картографических изданий, предназначенных для туристов, особого внимания заслуживают планы городов либо других туристских местностей. Согласно мнению польских исследователей Я. и В. Островских (1975), объем содержания планов городов должен в большей степени вытекать из характера потребностей туристов. Ибо туристы могут пользоваться такими планами двояким образом: во время планирования посещения данного города; во время движения по городу. В первом случае туриста интересует, прежде всего, выбор трассы и объектов посещения, а также определение времени на посещение. И с этой точки зрения его интересует информация общего характера (дорожная сеть, развитие территории, концентрация главных объектов посещения и пунктов туристской информации). Кроме поверхностного образа города, для туристов может быть важным указатель важнейших адресов связанных с туристскими достоинствами, объектами туристской инфраструктуры, краткое их описание и т.д. В другом случае для туриста особенно важным является подробная и сторонняя информация о туристских объектах, базе ночлега, базе питания, сопутствующей и коммуникационной базах данного города. Согласно мнению приводимых здесь авторов объем содержания туристских планов городов должен охватывать: общие сведения о планировке, структуре и характере города (например, архитектурно-планировочный облик, главные фазы в развитии территории города, функции отдельных частей города); элементы, позволяющие туристу хорошо ориентироваться в городе (например, полная сеть улиц с их названиями, нумерация домов, обозначение характерных объектов); информация о средствах коммуникации и их обслуживании (например, указание главных магистралей города, дозволенного направления движения автомобилей, обозначение автостоянок, автозаправок и т.п.); объекты, рекомендуемые для посещения; база ночлега (с обозначением категории); база питания (с обозначением характера предприятий); другие виды услуг (например, размещение важнейший торговых предприятий, банков, бюро путешествий, пунктов туристской информации и др.); территории и объекты спортивно-рекреационные. Руководство по созданию планов городов, предназначенные для открытого опубликования, утвержденное приказом ГУГК СССР в 1989 г., в качестве временного нормативного документа дает полную и исчерпывающую информацию о создании планов городов на территории городов и поселков, важных в политико - административном и экономическом отношении, известных своими достопримечательностями и памятными местами посещаемых туристами и экскурсантами. Планы городов предназначаются для изучения территории города, взаимного расположения объектов, интересующих жителей и гостей города, получения сведений туристского характера о размещении достопримечательностей в системе обслуживания туристов, для ориентирования в городе и выполнения простейших измерений. планы городов, предназначены для открытого опубликования, создаются в масштабах 1:5000 и мельче в зависимости от назначения плана города, его площади и требований к размерам плана в целом. Планы городов, как правило, состоят из географической основы и специальной нагрузки, которые сопровождаются текстом и иллюстрациями. На планах городов отображаются: кварталы и улицы города; дороги и дорожные сооружения; гидрография и гидротехнические сооружения; элементы рельефа; растительный покров и грунты; границы; элементы (объекты) специальной нагрузки (например, туристской) в соответствии с назначением плана. Для составления планов используются новейшие топографические карты и планы необходимых масштабов, планы городов любого масштаба, издания ГУГК для открытого опубликования, различные графические и текстовые справочные материалы: справочники, путеводители, списки улиц, объектов и др., снимки, специальные и тематические карты, схемы и т.д. В качестве основы (базового материала) плана города могут быть использованы также космические снимки, разрешенные для открытого опубликования. В этом случае план города может быть представлен в виде фотоизображения.

24. Практическая задача. Провести анализ и описать туристскую карту и местность по ней. Привести примеры. Туристские карты и атласы - это особый вид картографи­ческих произведений, обладающих рядом специфических свойств оформления и дизайна. Прежде всего, для туристских карт разработан особый подход к использованию и оформлению тех или иных шрифтов, красок, для объектов особого значения должны применяться цветные надписи. Для них характерно особое выделение некоторых акцентируемых элементов, например, памятников природы и культуры, объектов туристской инфра­структуры, а также специфическое размещение и оформление легенды, врезок и зарамочных надписей. Свободные простран­ства на передней или задней стороне карты используются для размещения элементов, дополняющих либо «оживляющих» ее, например, описаний местности, маршрутов, снимки, рисунки или рекламу туристских объектов и туристских фирм. Туристским картам должна быть присуща высокая эстетичность оформления. Важным вопросом в картографировании туризма является выбор знаков обозначения. По мнению большинства исследо­вателей, знаки на туристских картах делятся на три основные группы: 1) знаки, обозначающие туристские достоинства территории (это знаки, представляющие элементы природы (живой и неодушевленной), а также элементы историко-культурного характера (исторические и архитектурные памятники, собрания произведений искусства и т.п.); 2) знаки, обозначающие объекты туристской инфраструк­туры (база ночлега, база питания, другие объекты сферы обслу­живания, а также туристские пути и средства коммуникации); 3) другие знаки (объекты, не входящие непосредственно в туристское хозяйство). Местность на картах изображается системой условных знаков в сочетании с подписями географических названий и сокращенными пояснениями. Условные знаки передают вид, пространственное положение и важнейшие характеристики местных предметов. Они наглядны и легко запоминаются. Знаки однородных объектов обычно имеют общую основу, которая несколько изменяется или дополняется в зависимости от их качественных или количественных различий. Цвет условных знаков или фона, на котором они размещены, размер и характер шрифтов для подписей тоже имеет определенное смысловое значение. Условные знаки подразделяются на контурные или площадные (масштабные), внемасштабные и линейные. Читать карту - значит переводить знаки, изображаемые на ней в реальные предметы, имеющиеся на местности. Читая карту, вы найдете на ней дороги и тропы, поля и лесные массивы, болота и озера, холмы и овраги. Более того, карта подскажет характер дорог и лесных троп, крутизну склонов и проходимость болот. С ее помощью вы сможете определить точное расстояние между любыми точками. Недаром знаменитый путешественник П.П. Семенов-Тянь-Шаньский писал: «Карта важнее текста, так как говорит нередко гораздо ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста». Сопоставление карты с местностью всегда начинается с того, что вы ориентируете карту, т.е. располагаете ее так, чтобы северная сторона рамки была обращена на север. Чаще всего с этой целью применяется компас. Другой способ заключается в использовании местных предметов, в частности линейных ориентиров: дорог, просек, оврагов, ручьев и т.п. Главный недостаток любой карты заключается в том, что изображаемые на ней объекты мы видим как бы с птичьего полета, сверху. А на местности те же объекты наблюдаются нами в перспективе сбоку. Отсюда сложность сопоставления карты с местностью, которая преодолевается пространственным воображением наблюдателя.

25. Практическая задача. Изучение картографируемого региона в целях создания новой туристской карты и составление объяснительных записок к новой карте. Привести примеры. Изучение картографируемого региона в целях создания новой туристской карты - важнейший фактический материал для составления любых тематических карт. Никакие косвенные и дистанционные методы не могут заменить непосредственные наблюдения. Более того, без них невозможна интерпретация косвенных наблюдений, дешифрирование аэро- и космических снимков, оценка достоверности камерального дешифрирования. Форма представления натурных наблюдений различна. При гидрографических наблюдениях это результаты измерений, которые заносят в журналы и таблицы, при физико-географических исследованиях - описания, фиксируемые в дневни­ках и отчетах, фотографии и схемы, при геолого-геоморфологических исследова­ниях - профили, разрезы, данные бурения скважин, описания шурфов и т. п., при геофизической съемке - значения наблюденных физических параметров. По локализации данные непосредственных наблюдений подразделяют на то­чечные, выполненные в отдельных пунктах, на скважинах, в обнажениях и т. п., маршрутные - вдоль по избранному направлению (по профилю, дороге, реке и др.) и площадные, охватывающие всю изучаемую территорию. Особо выделяют стацио­нарные наблюдения, например, на геофизических полигонах, биостанциях, в пунктах экологического мониторинга и т. п. Стационары располагают в характерных местах, причем наблюдения всегда отличает длительность: стационары существуют десятки лет. Длинные ряды наблюдений необходимы для картографирования динамики и эволюции явлений и процессов. Кроме того, существуют материалы ключевых исследований, которые выполня­ют с высокой детальностью в крупном масштабе на небольших участках от одного до нескольких квадратных километров. Ключевые исследования необходимы в тех случаях, когда картографируемая территория обширна и нет возможности охватить ее целиком. Тогда изучают ключевые, эталонные участки, типичные в том или ином отношении, а выявленные на них закономерности распространяют на обширные однотипные территории. С развитием дистанционного зондирования исследования на «ключах» стали применять для интерпретации аэрокосмических материалов. Выделился даже особый тип источников: данные подспутниковых наблюдений. Их стараются вести синхронно или почти синхронно с космической съемкой для точной привязки, интерпретации космической информации и распространения ее на обширные пространства со сход­ными условиями. По существу, подспутниковые наблюдения - это традиционные географические исследования на ключевых участках. Заключительной стадией этапа составления карты является написание объяснительной записки. Объяснительная записка дает возможность, во-первых, дать научный комментарий к карте, осветить исследуемую проблему. В ней указываются: источники создания новой карты, методика работ, способы картографического изображения, что нового и важного дает карта, к каким выводам она приводит. Во-вторых, не менее важной целью объяснительной записки является популяризация содержания карты, когда подчеркивается самое важное в содержании карты и дается реклама для потребителя данной продукции.

26. Практическая задача. Произвести цветовое и штриховое выполнение авторского оригинала. Привести примеры. На третьем этапе происходит оформление авторского оригинала карты. Подготовка основы для окончательного вы­черчивания авторского оригинала карты, выполняемого вручную, производится путем копирования составительского оригинала на светостоле. Оформление карты производится в соответствии с картографическими требованиям карандашами, акварельными красками и тушью. Важной особенностью этого этапа является то, что оформление условных знаков в легенде производится параллельно с оформлением самой карты. Заключительной стадией этапа составления карты является написание объяснительной записки. Объяснительная записка дает возможность, во-первых, дать научный комментарий к карте, осветить исследуемую проблему. В ней указываются: источники создания новой карты, методика работ, способы картографического изображения, что нового и важного дает карта, к каким выводам она приводит. Во-вторых, не менее важной целью объяснительной записки является популяризация содержания карты, когда подчеркивается самое важное в содержании карты и дается реклама для потребителя данной продукции. Четвертый этап издания карты имеет прямое отношение к картографическому производству. Процесс подготовки карты к изданию следует после окончания работ по составлению и оформлению авторского оригинала карты. На этом этапе производятся оформительские работы, состоящие в изготовле­нии издательских оригиналов карты, отличающихся высоким графическим качеством, пригодных для получения с них печатных форм для печатания тиража карты. Выполняются работы по изготовлению справочных материалов (красочного оригинала, макетов цветоделительной ретуши, литографских макетов), необходимых для руководства при подготовке печатных форм для разных красок в тех случаях, когда предстоит печатать многокрасочные карты.

Существуют различные способы изготовления издательских оригиналов:

- черчение тушью на чертежной бумаге (наклеенной на недеформирующуюся подложку);

- черчение тушью на прозрачном пластике;

- гравирование на прозрачном пластике или стекле;

- цифрование карт (на компьютере).

К издательским работам относятся изготовление печатных форм, печатание тиража карты и отделка готовой продукции (комплектование многолистных карт, наклейка карт на полотно, сортировка продукции, переплет атласов). Основной способ печати, до сих пор широко применяемый в картографическом издании - это офсетная печать. В последнее время все более широкое распространение получают методы компьютерного издания карт, для чего используются печатающие устройства (принтеры) различной конструкции, чертежные автоматы (плоттеры) и другие печатающие машины на производстве.

27. Практическая задача. Описать процесс создания эскиза туристской карты. Разработка программы работ, редакционного плана, легенды карты, выбор способов изображения. Привести примеры. Классическая организация работ по составлению новой карты включает 4 основных этапа: 1) редакционно-подготовительный; 2) составление карты; 3) оформление карты; 4) издание карты. На первом редакционно-подготовительном этапе необходимо ознакомиться с требованиями, которым должна удовлетворять карта (по содержанию, охвату территории, масштабу и назначению), решить вопрос о составе специальной нагрузки и способах картографического изображения объектов и явлений. Результатом работы на этой стадии является редакционный план, выполненный по схеме: 1.Название карты, назначение. 2.Масштаб. 3.Отображаемые явления. 4.Способ изображения каждого явления и объекта спе­циальной нагрузки с указанием характеристик (качественных и количественных). 5.Условные знаки основы. На следующей стадии этого этапа необходимо провести сбор, анализ и оценку источников информации для картогра­фирования. Источниками служат различные карты на изучаемую территорию, научные отчеты, статьи по тематике и др. По этим материалам происходит предварительное изучение картогра­фируемой территории. На данном организационном этапе должна быть полностью разработана и составлена легенда. В ней необходимо отразить характеристики разных цветовых фонов, значков, их форму, величину и цвет. В соответствии с правилами условные обозна­чения основы размещаются после условных обозначений специальной нагрузки. Правила и приемы графического построения легенд карт разных видов и типов стали классическими, они вошли в учебники высшей школы и широко используются в настоящее время при создании современных картографических произведений. На втором этапе составления карты начинаются непо­средственные работы с картографической основой. Специальная нагрузка наносится только в пределах границ картографируемой территории. При использовании старой топографической основы ее необходимо откорректировать, дать новые названия, границы объектов и т.п. После этого принимается окончательный вариант легенды. На данном этапе также разрабатывается общая композиция компоновки карты. Заголовок карты обычно рекомендуется размещать наверху, над внешней верхней рамкой или внутри нее, если конфигурация территории позволяет это; масштаб указывается внизу, под серединой нижней стороны рамки или под границами территории. Данные об исполнителе даются в правом нижнем углу под рамкой карты. Размещение легенды может быть различно в зависимости от конфигурации территории. На последней стадии этого этапа вычерчивается внутренняя рамка карты. На третьем этапе происходит оформление авторского оригинала карты. Подготовка основы для окончательного вы­черчивания авторского оригинала карты, выполняемого вручную, производится путем копирования составительского оригинала на светостоле. Оформление карты производится в соответствии с картографическими требованиям карандашами, акварельными красками и тушью. Важной особенностью этого этапа является то, что оформление условных знаков в легенде производится параллельно с оформлением самой карты. Заключительной стадией этапа составления карты является написание объяснительной записки. Объяснительная записка дает возможность, во-первых, дать научный комментарий к карте, осветить исследуемую проблему. В ней указываются: источники создания новой карты, методика работ, способы картографического изображения, что нового и важного дает карта, к каким выводам она приводит. Во-вторых, не менее важной целью объяснительной записки является популяризация содержания карты, когда подчеркивается самое важное в содержании карты и дается реклама для потребителя данной продукции.

28. Практическая задача Составление авторского оригинала туристского плана. Полевые и камеральные исследования. Привести примеры. Авторские работы по созданию туристских карт заключается в разработке содержания этих карт и обычно выполняются в локализированных учреждениях или специалистами по теме карты, привлекаемыми для участия в картографическом производстве. Редактор-картограф, специализирующийся в определенной отрасли знаний, также может выполнять авторскую работу. Авторская работа может выполняться в различной последовательности и принимать различные формы. Примерный порядок работы можно представить следующим образом: зарождение идеи карты, разработка общей концепции ее содержания; составление предварительной программы; изучение источников; предварительная разработка легенды, выбор показателей, шкал; составление предварительных эскизов; обработка источников, составление вспомогательных схем, графиков и т.п.; разработка полной легенды карты; разработка (составление) авторского макета (макета специального содержания) или оригинала; написание объяснительной записки к авторскому макету. Предварительная программа карты разрабатывается автором в контакте с редактором-картографом для согласования содержания карты. В ней перечисляют картографируемые объекты и явления, разрабатывают предварительную легенду, указывают основные источники (материалы), которые будут использованы при составлении макета (оригинала).    После утверждения проекта, включающего предварительную программу, приступают к разработке эскиза или авторского оригинала (макета). Авторский эскиз - первоначальный вариант содержания проектируемой карты, выполненный на голубом оттиске географической основы, полученном с изданной карты в близки масштабе и проекции. Авторский оригинал (макет) или макет специального содержания составляют на географической основе, подготовленной для этой цели, он имеет полную нагрузку содержания отработанную легенду. Оригинал составляют по основным источникам, в соответствии с принятыми условными знакам красочным оформлением проектируемой карты. Для картографирования, под которым понимаются процессы создания новых географических карт, известны два пути – съемки в натуре (на местности) и разработка карт в лабораторных (кабинетных) условиях. Съемки (или полевое картографирование) состоят в исследовании картографируемых явлений на местности с применением различных приборов, когда накапливается информация о местности, формируется система понятий и абстракций, графически определяется пространственное положение объектов, используются специальные знаки для передачи полученных знаний и в конечном счете создается новая географическая карта как наглядное пространственное изображение картографируемых явлений. Например, топограф определяет координаты и высоты точек земной поверхности и, используя условные знаки и горизонтали, получает наглядное изображение рельефа земной поверхности в горизонталях и плановое положение контуров и различных объектов на топоплане (топокарте). Аналогично геолог, собирая и определяя образцы горных пород, фиксирует их положение на топографической карте и, пользуясь понятиями возраста, состава и происхождения геологических образований, создает образное представление об их распространении на земной поверхности и о геологическом строении местности. Изготовление карт в лабораторных условиях основано на обработке исходных данных, собранных в полевых условиях различными способами (топографические съемки, аэро– и космические съемки, данные метеорологических станций, данные мониторинга и др.), на обработке и совершенствовании ранее созданных карт или на совместном использовании таких карт и материалов полевых исследований.

29. Практическая задача Элементы общего оформления туристских карт и легенд, приемы их композиции. Привести примеры. Туристские карты и атласы - это особый вид картографи­ческих произведений, обладающих рядом специфических свойств оформления и дизайна. Прежде всего, для туристских карт разработан особый подход к использованию и оформлению тех или иных шрифтов, красок, для объектов особого значения должны применяться цветные надписи. Для них характерно особое выделение некоторых акцентируемых элементов, например, памятников природы и культуры, объектов туристской инфра­структуры, а также специфическое размещение и оформление легенды, врезок и зарамочных надписей. Свободные простран­ства на передней или задней стороне карты используются для размещения элементов, дополняющих либо «оживляющих» ее, например, описаний местности, маршрутов, снимки, рисунки или рекламу туристских объектов и туристских фирм. Туристским картам должна быть присуща высокая эстетичность оформления. Важным вопросом в картографировании туризма является выбор знаков обозначения.Туристские карты и атласы - это особый вид картографи­ческих произведений, где проявляется безграничная изобрета­тельность дизайна, нестандартность композиций, связанная с различной конфигурацией картографируемой территории, ее ландшафтным разнообразием, исторической и культурной значимостью. Несмотря на многообразие композиционных построений, туристские карты и атласы имеют общий набор элементов художественного оформления: художественные шрифты для названий карт, стилизованные изображения, перспективные рисунки, пейзажные зарисовки, цветные фотопанорамы, фото­графии, текстовые пояснения. Условия пользования туристскими картами определяют их размер, специфику компоновки, но это обязательно художественная обложка, лицевая и оборотная стороны карты (Востокова, 1998). Художественное проектирование (дизайн) ставит целью создание карт в эстетически совершенной форме, наилучшим образом учитывающей назначение конкретной карты и условия работы с ней. При проектировании карты необходимо найти такое художественное оформление, которое привлечет к карте внимание потребителя, пробудит у него интерес и, в конечном итоге, облегчит восприятие содержания карты и использование ее. Важно отметить, что эстетические мерки в картографии не остаются неизменными, они могут иметь временные (исторические), нацио­нальные особенности, выраженное в своеобразном графическом исполнении изображения для различных групп потребителей. Особое место занимает композиция компоновки карты. Заголовок карты обычно рекомендуется размещать наверху, над внешней верхней рамкой или внутри нее, если конфигурация территории позволяет это; масштаб указывается внизу, под серединой нижней стороны рамки или под границами территории. Данные об исполнителе даются в правом нижнем углу под рамкой карты. Размещение легенды может быть различно в зависимости от конфигурации территории. В конце вычерчивается внутренняя рамка карты.

30. Практическая задача. Применить систему GPS (GlobalPositionSystem) для составления карт и ориентирования на местности. Привести примеры. GPS (Global Positioning System или система спутникового пози­ционирования) - это глобальная система определения место­положения объекта на Земле, т.е. текущих координат пользо­вателя. Ядро этой сложнейшей технической системы состоит из 24 космических спутников Земли, сети наземных станций слежения за ними и неограниченного количества пользователь­ских приемников-вычислителей. Глобальной система называется потому, что в любой точке на Земле и в околоземном про­странстве, в любое время суток она обеспечивает решение любых задач, требующих определения местоположения и пара­метров движения. Приемник GPS достаточно прост в эксплуатации, не требует спе­циальных технических навыков или знаний навигации. Малый вес и габариты позволяют использовать его практически во всех областях науки и жизни, а простота эксплуатации и низкая его стоимость дает возмож­ность использовать его не только организациям, но и любому человеку. Каждая отметка на Земле может быть идентифицирована специфиче­ским адресом, известным как геогра­фические координаты. Как только GPS приемник опре­делил местоположение, на экране дисплея появится вся информация в зависимости от задач потребителя. Чтобы вывести к другой точке местности приемник сравнивает координаты широты и долготы двух точек и вычисляет направление и расстояние от одной до другой. Направление следования будет указано стрелкой на дисплее приемника. При выходе на заданную (конечную) точку приемник оповестит пользователя специальным сигналом.

Можно выделить несколько областей применения GPS: определение трех текущих координат (долгота, широта и высота над уровнем моря); слежение за передвижением различных объектов; вычисление истинного путевого угла объекта (азимута); прием и обработка вспомогательной информации. Итак, независимо от того, где на планете находится прием­ник, в любое время суток и при любых погодных условиях каждый пользователь может определить свои географические координаты, маршрут следования от исходной точки в конеч­ную, точное расстояние от точки до прямой и по маршруту, точное время и время пути, направление движения к конечной точке и точке возврата. Безусловно, что наличие такой системы, GPS-навигатора с картографическим изображением местности или космическим снимком на дисплее является важным условием дальнейшего развития туризма.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1405; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!