ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЯЗНОГО ДЫХАНИЯ В ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ.



Техники использования связного дыхания были заново открыты и вошли в арсенал современной практической психологии только в 70-х годах, а их распространение на территории СССР началось только в конце 80-х годов. В сентябре 1988 года Советский Союз посетила Сондра Рэй, одна из ведущих ребеферов Америки, ученица и ближайшая сподвижница Леонарда Орра. С группой ребеферов, которые приехали вместе с ней, она провела процессы ребефинга.

Первое сообщение об использовании связного дыхания при работе с клиентами было сделано В. Майковым на советско-американском симпозиуме "Проблемы человеческой психики в норме и патологии"(Москва, сентябрь 1988 г.). Весной 1989 г. при активном содействии Московского Всесоюзного центра психоэндокринологии Станислав Гроф и Кристина Гроф приехали в Москву, где прочли несколько лекций по трансперсональной психологии и провели четырехдневный семинар по холотропному дыханию для медиков-профессионалов.

В европейской культуре дыхательные техники были заново открыты, как мы указывали выше, в начале 70-х годов. Впервые техника связного осознанного дыхания была использована в ребефинге.

Ребефинг.

Ребефинг (от англ. "Rebirthing" - возрождение, духовное воскресение) - система связного, непрерывного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего, самого сильного - родового, который люди испытывают в момент появления на свет.

Леонард Орр, который является создателем этой техники, под ребефингом понимает следующее:

- во-первых, научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух,

- во-вторых, разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.

Техника ребефинга была создана в 1974-75 гг. Леонардом Орром. В настоящее время ребефинг представляет из себя весьма сложное образование и его можно разделить на следующие смысловые и технологические блоки :

а) высвобождение дыхания, высвобождение энергии;

б) проработка 5 Великих Проблем :

    - травмы рождения,

   - синдрома родительского неодобрения,

   - специфической негативности,

   - неосознанного влечения к смерти,

   - прошлых жизней;

в) концепция "Мысли творят реальность".

Внутри ребефинга разработаны различные форматы: водный и "сухой" процессы, процессы с зеркалом, глаза в глаза и др. Особенное значение уделяется работе с аффирмациями. Форма работы с клиентом - индивидуальная. Особым методом работы является "консультация по сознательному преуспеванию" (36, 145, 146).

Через несколько лет после зарождения ребефинга появились новые течения, использующие связное дыхание. Это вайвейшн (основатели Джим Леонард и Фил Лаут), холотропное дыхание (основатель Станислав Гроф), LRT - Тренинг Любящих Взаимоотношений (основатели Сондра Рэй и Боб Мандел).

 

    2.2.2. Вайвейшн.

Вайвейшн (от лат.vivation, vivo - жить, vividus - полный жизни, обнаруживающий жизнь, живой, сильный, пламенный) - метод, основателем которого является Джим Леонард. В 1979 году им и Филом Лаутом основано движение интегративного ребефинга. С 1987 года зарегистрирована торговая марка "vivation". В ребефинге Л. Орра существовало понятие "высвобождения" и высвобождение подавленного материала считалось целью и достаточным условием эффективности процесса связного дыхания. По мнению создателей вайвейшн необходимо не только высвобождение ("выпустить тигра из клетки"), но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии.  Поэтому в вайвейшн существует понятие 5 элементов процесса, позволяющих наиболее быстро и эффективно прийти к интеграции. В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания (классы дыхания) (36, 140).  

В вайвейшн разработана система прохождения клиента по различным ступеням обучения интеграции :

   - "сухой" Вайвейшн /не менее 10 процессов/;

   - "водный" Вайвейшн /не менее 10 процессов/;

   - "амбулаторный" Вайвейшн / закрепление навыка интеграции в повседневной жизни - за едой, за рулем автомобиля и т.д./.

 

  2.2.3. Холотропное дыхание.

Метод холотропного дыхания был основан, как указывалось выше, Станиславом Грофом. В 1977 г. Леонардом Орром и Сондрой Рэй была выпущена книга "Возрождение в Новую Эпоху", где рассказывалось о применении ребефинга. В начале своих работ с дыханием он отталкивался от техники ребефинга. Холотропный подход в психотерапии представляет собой значимую и эффективную альтернативу традиционной глубинной психологии, основанной на обмене словами между терапевтом и пациентом. Слово «холотропный» буквально означает «стремящийся к целостности» ( от греч.: «holos»- целое и «trepein»- движущийся в определенном направлении, направляющийся). Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к неподлинному, нездоровому, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы [19, 54]. Возникновение беспокоящих человека симптомов без какой- либо органической причины может указывать на то, что он достиг критической точки, когда старый, основанный на ложных предпосылках, способ существования в мире становится невыносимым. Такого рода срыв может произойти в определенной ограниченной области жизни- семейных и сексуальных отношениях, профессиональной ориентации или в отношении каких-то определенных жизненных целей,- а может охватить одновременно всю жизнь человека. Обширность и глубина срыва приблизительно соответствуют масштабам невротических или психотических проявлений. Возникающие кризисы могут представлять собой определенную опасность для человека, но также создают и значительные новые возможности [20]. Проявившийся симптом отражает усилие организма, стремящегося освободиться от старого давления и травматических впечатлений и упростить свое функционирование. Вместе с тем это одновременно и поиск собственной сущности, и тех измерений бытия, которые связывают человека с космосом в целом, делают его соизмеримым всему сущему. При благоприятных условиях и правильной поддержке результатом этого процесса может быть радикальное разрешение проблем, психосоматическое излечение и эволюция сознания. По словам Грофа, «этот процесс можно рассматривать как потенциально благотворную, спонтанную терапевтическую активность организма, которую следует поддерживать, а не подавлять. Такое понимание природы психопатологии составляет фундаментальное кредо холотропной терапии»[20, с. 179]. Основная цель эмпирических (т.е. основанных на собственном опыте пациента) техник в психотерапии состоит в том, чтобы активизировать бессознательное, высвободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах, перевести статистическое равновесие этой энергии в поток опыта. Холотропная терапия содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения. Для психотерапии, которая использует столь мощные средства воздействия на сознание, персоналистически и биографически ориентированные представления современной академической психологии совершенно недостаточны и неудовлетворительны. В такого рода работе нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного. Гроф отмечает, что «эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими конями симптомов глубокие связи с внебиографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения,, с характеристиками перинатального уровня, с широким спектром факторов трансперсональной природы» [20, с. 179]. Таким образом, узкие «биографические» представления в отношении техник эмпирической терапии могут быть лишь мешающей делу смирительной рубашкой. Подлинно эффективная работа не может быть ограничена проработкой биографических проблем. Представления о психике, используемые в холотропной терапии, должны быть расширены за пределы биографического уровня, за пределы индивидуального бессознательного, должны включать перинатальные и трансперсональные уровни. Рассмотрим теорию опыта, с которой имеет дело холотропная терапия. Прежде всего, она признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности необычных состояний сознания. Поскольку в этих состояниях психика человека проявляет спонтанную целительную деятельность, холотропная терапия использует техники наведения необычных состояний сознания. Наиболее сильная техника вызывания необычных состояний сознания и активизирования психики- это, без сомнения, использование психоделических препаратов. Как уже отмечалось ранее, Гроф и другие исследователи первоначально использовали психоделики в научных и терапевтических целях. После официального запрещения психоделиков Гроф обратился на поиски нефармакологической техники, легко доступной для экспериментирования всем желающим и не связанной со сложными политическими, административными и юридическими проблемами. И вот примерно в конце 70-х годов Станислав Гроф и его жена Кристина создали нефармакологическую технику, которую называли холономной интеграцией или холотропной терапией  [18,19,20,36,54]. Как уже было сказано, холотропная стратегия в терапии (в широком смысле слова) присуща многим различным подходам, в том числе практике шаманов, лечебным процедурам примитивных племен, ритуалам перехода, трансовым танцам бушменов, некоторым видам гипноза, психоделической терапии, другим эмпирическим психотерапиям и различным духовным практикам. Что же касается холотропной терапии, то Гроф понимал под этим «психотерапевтические  процедуры, соединяющие управляемое дыхание, музыку и другие формы звукотехнологии и целенаправленную работу с телом»  [36,  с. 12] Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются:

- более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;

- побуждающая музыка;

- помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности. Такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Холотропное дыхание великолепно сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая и при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом - в роли сидящего (ситтера).

Трансперсональная психология - раздел общей психологии, выделивший предметом своего исследования надличностные", "сверхличностные" состояния сознания. Основываясь на голономной парадигме как методологической основе своего направления, трансперсональная психология разрабатывает более расширенное, чем это принято в традиционной психологии, толкование онтологической и психологической сущностей человека (36, 89). Трансперсональная психология зародилась в конце 60-х годов из недр гуманистической психологии (Маслоу, Сьютич, Уотс, Мэрфи). Ассоциация трансперсональной психологии была создана в 1968 г., первый журнал трансперсональной психологии вышел в 1969 г.

К началу 80-х годов Ст. Гроф считался одним из ведущих лидеров в трансперсональной психологии. Свою расширенную картографию сознания он построил на базе исследований с ЛСД-25. Именно в это время его эксперименты переключились на холотропное дыхание. Гроф обнаружил, что интенсивное дыхание в варианте гипервентиляции в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой группы может вызывать те же переживания и эффекты, как при использовании ЛСД-25, а самое главное - такими же терапевтическими и интегративными возможностями ( 18,19,36, 43, 54, 96, 142 ).

 

   2.2.4. Тренинг любящих взаимоотношений.

Тренинг любящих взаимоотношений (LRT) - очень тонко и подробно разработанная психотехнология, использующая связное дыхание, элементы коммуникативных психологических тренингов и одноименная организация, созданная Сондрой Рэй, автором ряда книг по ребефингу и работе с аффирмациями, ученицей Л. Орра.

Система состоит из множества упражнений, техник, процессов, позволяющих прояснять "негативные мысли" и начать улучшать качество взаимоотношений с собой, со своим телом, родителями, сексом, деньгами, работой, Богом и т.д. "Отношения - это все" (С. Рэй) (146).

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!