ЕКАТЕРИНА II. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ.



Екатерина II (1762 – 1796 гг.), заняв престол в сложное время, выказала недюжинные способности государственного деятеля. И действительно, наследство ей досталось нелегкое: казна практически была пуста, армия давно не получала денег, большую опасность для господствующего класса представляли проявления постоянно растущего протеста крестьян. Екатерине II предстояло выработать такую политику, которая отвечала бы потребностям времени. Эта политика получила название просвещенного абсолютизма. Естественно, Екатерина II ставила целью использовать только те идеи, которые могли способствовать укреплению крепостничества и феодальных порядков в стране. В результате по специальному заказу канцлера М.И. Воронцова француз Де Буляр составил записку, в которой доказал пользу для государства «третьего чина»: «Это душа общества, он политическому корпусу есть, что желудок человеческому… Всякая держава, в коей не хватает третьего чина, есть несовершенна, сколько бы не сильна она была»5.

В России не было, кроме дворянства, других сил, способных олицетворять собой общественный прогресс. Французские энциклопедисты Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо разработали основные положения просветительства, затрагивающие проблемы общественного развития. В центре их раздумий была теория "естественного права", согласно которой все люди от природы были свободны и равноправны. Чтобы вернуться к справедливым законам, следовало просветить народ, считали энциклопедисты. Просвещенное общество восстановит справедливые законы, и тогда свобода, равенство и братство будут главным смыслом существования общества. Осуществление этой цели философы возлагали на просвещенных монархов, мудро пользующихся своей властью. Эти и другие идеи взяли на вооружение монархи Пруссии, Австрии, России, но подошли к ним с позиций крепостничества, связывая требования равенства и свободы с укреплением привилегий господствующего класса. Такая политика не могла быть долгой. После Крестьянской войны (1773–1775гг.), а также в связи с революцией во Франции наступил конец просвещенному абсолютизму, слишком очевиден, стал курс на усиление внутренней и внешней реакции. Екатерина II вела с 1763г. переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними проблемы российской жизни и создавая иллюзию заинтересованности в применении их идей.

Стремясь успокоить страну, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II в 1767г. создавала в Москве специальную комиссию в целях составления нового свода законов Российской империи для замены "Соборного положения" 1649г. Комиссия собирала наказы с мест для определения народных нужд. Работа Комиссии строилась в соответствии с подготовленным Екатериной II "Наказом" – своеобразным теоретическим обоснованием политики просвещенного абсолютизма.

Наказ был объемен, содержал 22 главы с 655 статьями, большая часть текста – цитатник из сочинений просветителей с обоснованием необходимости сильной монархической власти, крепостничества, сословного деления общества в России. Начав свои заседания летом 1767г., Комиссия торжественно присвоила Екатерине II титул "великой, премудрой матери Отечества", тем самым заявив о признании ее русским дворянством. Но затем неожиданно в центре внимания оказался крестьянский вопрос. Для Екатерины II было очевидно, что крепостной труд мене выгоден, чем вольный. Кроме того миллионы рабов очень опасны; генерал-прокурору Вяземскому А.А. она писала о крепостных: «Если не согласиться на уменьшение жестокостей и умирение человеческому роду нестерпимого положения, то и против нашей воли оную возьмут рано или поздно»6.

Некоторые депутаты критиковали систему крепостничества, были предложения прикрепить крестьян к особой коллегии, которая бы из крестьянских податей платила помещикам жалованье, в этом виден был намек на стремление освободить крестьян от власти помещиков. Ряд депутатов потребовали четко определить крестьянские повинности. Комиссия работала больше года и была распущена под предлогом начала войны с Турцией, так и не создав нового уложения. Работа Уложенной Комиссии показала растущий критический, антикрепостнический настрой в русском обществе.

В журналах "Трутень" и "Живописец" Н.И. Новиков выступил, а именно бичевал неограниченный произвол помещиков, бесправие крестьян. Критика крепостничества и общественная деятельность Новикова внесли свой вклад в формирование антикрепостнической идеологии в России. Первым русским революционером – республиканцем принято считать А.Н. Радищева (1749 – 1802 г.). Его взгляды сложились под сильным воздействием внутренних и внешних обстоятельств. Это и Крестьянская война Е. Пугачева, и идеи французских и русских просветителей, и революция во Франции, и война за независимость в Северной Америке (1775 – 1783 гг.) и творчество Новикова, и высказывания депутатов Уложенной Комиссии. Радищев выступил с призывом уничтожения рабства и передачи земли крестьянам, за революционное свержение самодержавия. Екатерина II назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачева". Он был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10–летней ссылкой в Сибирь (Илимский острог).

Итак, Екатерина II – традиционный деятель, несмотря на отрицательное ее отношение к русскому прошлому, на то, что она внесла новые приемы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, развивавшиеся раньше.

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА.

Наметившийся в XVIII в. кризис крепостнической системы гораздо четче проявляется в первой четверти XIX в. Но это не следует понимать как полный упадок, хозяйство крепостной России приспосабливалось к новым условиям и развивалось. Все чаще отмечаются попытки применения в помещичьем хозяйстве машин, новые методы возделывания земли с использованием агротехнических достижений науки. Шире внедряются новые культуры: сахарная свекла, картофель и др.

Резче выявляются противоречия между помещиками и крестьянами. Две основные формы крепостнической эксплуатации − барщина и оброк − доводятся помещиками до предела. Стоимость барщинных повинностей к концу первой четверти XIX в. увеличилась в два раза. Во многих случаях барщина брала у крестьянина 5−6 дней в неделю, что в дальнейшем приводило к переходу крестьян на «месячину», т.е. превращению их в крепостных рабов.

Александр I из друзей своей юности − П. Строганова, В. Кочубея, А. Чарторыйского, Н.Новосильцева составил в 1801 г. Негласный комитет. Члены комитета понимали необходимость преобразований, но считали на данном этапе незыблемыми основы абсолютизма и крепостничества. В планах на перспективу были отмена крепостного права, введение конституции.

В 1803 г. появился указ «О вольных хлебопашцах», который предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян и помещиков. В 1804−1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае − в Латвии и Эстонии. В 1804 г. было издано «Положение о лифляндских крестьянах», распространенное и на Эстонию. Крестьяне-дворохозяева объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они должны были отбывать владельцу земли барщину и оброк, при этом размеры барщины и оброка существенно увеличивались. Ограничивалась власть помещика над крестьянами. Положение не распространялось на безземельных крестьян-батраков.

В 1818 г. Александр I пытается решить крестьянский вопрос. Было подготовлено несколько проектов. До практической реализации проекта дело не дошло. Последним либеральным действием Александра I стало предоставление в 1816−1819 гг. личной свободы крестьянам Прибалтики (без земли).

19 февраля 1855 г. на престол вступил Александр II. Его правление (1855−1881 гг.) стало периодом радикальных преобразований российского общества, главным из которых стало освобождение крестьян от крепостной зависимости. В основу концепции крестьянской реформы были положены следующие идеи: ее цель − переворот в аграрном строе России, начальная стадия которого − освобождение крестьян от личной зависимости, конечная − превращение их в мелких хозяев при сохранении значительной части помещичьего землевладения.

Предполагалось предоставление крестьянам в пользование (за повинности), а затем в собственность (за выкуп) земельных наделов, которыми они пользовались до отмены крепостного права, исчисление повинностей от их дореформенных размеров, участие государства в процессе выкупной операции в качестве кредитора. И хотя при обсуждении проектов отмены крепостного права в Главном комитете и Государственном совете в них были внесены под натиском консервативных сил поправки в интересах помещиков (надельный фонд был уменьшен на 20%, повинности повышены, отчего возросла стоимость выкупа каждой десятины земли). В официальных документах была сохранена либеральная концепция разрешения крестьянского вопроса, заключавшаяся в освобождении крестьян с землей на условиях выкупа.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права. Эти документы определили судьбу 23 млн. крепостных крестьян. Они получили личную свободу и гражданские права. Крестьяне за отводимые им земельные наделы (пока они их не выкупят) должны были отбывать рабочую повинность или платить деньги, поэтому назывались «временно-обязанными». Размеры крестьянских наделов определялись разнообразными по величине в разных сельскохозяйственных районах и составляли от 1 до 12 десятин на душу мужского пола (в среднем 3,3 десятины). За наделы крестьяне должны были выплатить своему помещику такую сумму денег, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила бы ему ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Крестьяне по закону должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы (ее они могли выплачивать не деньгами, а работой на помещика). Остальную часть выплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.

Крестьянская реформа была компромиссным вариантом упразднения крепостничества, исходившим из реальных обстоятельств общественной жизни России конца 50-х − начала 60-х гг., интересов крестьян и помещиков. Уязвимые положения этой программы реформирования коренились в том, что, получив волю и землю, крестьянин не стал собственником своего надела и полноправным членом общества, им не было предоставлено право выбора вариантов аграрных преобразований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крепостное право в России было унижающей человека системой, которая не только лишала его права распоряжения собой и свободы выбора, но и приучала к мысли о его вековом бесправии. Крепостничество, с одной стороны, порождало в русском народе установку на терпение, необходимость «нести свой крест» в крестьянском менталитете охлократических стремлений к «бунту бессмысленному и кровавому».

Роль крепостного права в России оценивается неоднозначно. Крепостное право помогало государству в восстановлении и подъеме производительных сил, регулировании процесса колонизации огромной территории и решении внешнеполитических задач, но при этом консервировало неэффективные социально-экономические отношения в России, отличавшиеся очень низким уровнем производительности сельскохозяйственного труда, поскольку крепостные не были заинтересованы в результатах своего труда на господина. Вместе с тем крепостничество в условиях мобилизационного пути социального развития давало возможность государству контролировать экономическую деятельность разных сословий в стране и концентрировать необходимые финансовые ресурсы при решении внешнеполитических задач.

При рассмотрении вопроса о крепостном праве нужно учитывать, что особенности геополитического положения России и православное понимание сословных обязанностей как формы религиозного служения, спасения души привело к тому, что все население несло всеобщую государственную повинность: дворяне — лично, а крестьяне и горожане через налоги на содержание войска, администрации, царя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Головатенко А. история России: спорные проблемы., пос. для поступающих на гуманитарные факультеты., изд.2. М.: «Школа-пресс»,2005-352с.

2. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 2. М.: Мысль, 1999 – 538с.

3.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание третье, переработ. и доп.- М.: Проспект, 2006.- 520с.

4.Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - «Кристалл», 2004 – 742с.

5.Федоров В.А. История России 1861 – 1917: уч. для вузов. – М.: Выш. шк., 2002 -437с.

6.Федоров В.А. Конец крепостничества в России. – М.: Изд. МГУ, 1998 – 243с.

7. Скрыпников Р.Г. История История России в вопросах и ответах. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.

8. Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3

9. Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1—2, М., 1952—54

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 542; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!