Причины репрессий против представителей казахской интеллигенции в конце 20- начале 50 гг. ХХ в.



В 1928 г. ложному обвинению были арестованы 44 так называемые «буржуазные националисты» — бывшие деятели Алаш-Орды, в том числе А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Жумабаев, Ж. Аймауытов. В 1930 г. репрессии подверглась другая группа интеллигенции, около 40 человек, среди них М. Тынышпаев и Х. Досмухамедов. В 1937–1938 гг. политические преследования приняли массовый характер. Были схвачены и физически уничтожены, кроме вышеназванных, представители казахской литературы С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Джансугуров; ученые К. Жубанов, С. Асфендияров; такие видные государственные и общественные деятели, как Т. Рыскулов, Д. Садуакасов, У. Исаев, У. Джандосов и многие другие. Например, арестованный в 1928 г. Мыржакып Дулатов, два года просидел в тюрьме. В апреле 1930 г. решением ОГПУ был приговорен к расстрелу, который был заменен десятилетним заключением в Соловецкий лагерь. М. Дулатов умер в ссылке 5 октября 1935 года.

В Казахстане были созданы лагеря: Дальний, Степной, Песчаный, Камышлаг, Актюбинский, Жезказганлаг, Петропавловский, спецлагерь Кингир, Усть-Каменогорский, крупнейшим из которых был Карлаг (Карагандинский лагерь особого режима); специально для жен «изменников родины» образовали Акмолинский лагерь «Алжир».

Осенью 1937 г. в Казахстан было насильственно переселено около 100 тыс. корейцев с Дальнего Востока, незаконно обвиненных по национальному признаку в «японском шпионаже».

В ноябре 1938 г. в Казахстан из корейского национального (Посьетского) района Дальнего Востока было переселено 18 536 семей (около 102 тыс. человек), образовано 57 колхозов, состоящих из корейцев-переселенцев, преимущественно в Кзыл-Ординской и Алма-Атинской областях.

Также осенью 1937 г. в Казахстане появились тысячи курдов, турок, азербайджанцев, иранцев, высланных сюда вследствие «очистки пограничной полосы» вдоль кавказской границы СССР.

Конец 1920-х годов ознаменовался становлением тоталитарного режима в СССР. Это выразилось в массовой карательной политике официальных властей, в частности 6 ноября 1929 г. решением ВЦИК и СНК СССР было определено создание исправительно-трудовых лагерей для изолирования и принудительного труда опасных преступников в наименее доступных и трудных для освоения богатых естественными ресурсами окраинах СССР — северных районах, Урала, Дальнего Востока и Средней Азии. Здесь было решено использовать труд осужденных судом или особым постановлением ОГПУ на срок от 3 до 10 лет. Тогда же было образовано Главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений — ГУЛАГ. В 1940 г. в системе ГУЛАГа имелось 53 лагеря, а в 1954 г. — 64. В 1930 году в лагерях содержалось заключенных 179 тыс., в 1940 г. уже 1 344 408, а в 1953 г. 1 727 970 человек.

13 мая 1930 г. постановлением СНК СССР был образован Карлаг, на территории Каркаралинского округа ему отводилось 110 тыс. гектаров земли, управление Карагандинским лагерем находилось в селе Долинка в 45 км от Караганды. В момент открытия Карлага в него было помещено 2567 заключенных 47 национальностей. В 1933 г. их стало 20262 человека, в том числе 2943 казаха. В 1937–1938 гг. здесь содержалось уже 43 тыс. заключенных. В системе Карлага было 292 лагерные производственные точки, 26 самостоятельных отделений. С 1931 по 1960 г. в Карлаге побывало около 1 млн человек. Кроме Карлага на территории Казахстана были лагеря: Степной, Песчаный, Луговой, Дальний и другие.

Сравните общественное устройство кангюев и сарматов, охарактеризуйте общие и различные черты.

Кангюи

Титул правителя кангюев - великий хан. Ему в управлении страной помогали три его заместителя - визири. Столица - город Битянь (вблизи современного Туркестана)Государство Кангюй разделялось внутри себя на 5 владений, каждое из которых управлялось малым ханом. Роды и племена руководились вождями. Их власть передавалась по наследству от отца к сыну. Иерархический ряд правителей кангюев великий хан - малый хан - вождь. Пленные, захваченные во время войн и набегов, превращались в рабов. У кангюев рабы использовались для ухода за скотом: переработкой продуктов скотоводства, использованием на земледельческих работах. Рабами в основном были военнопленные. Однако у кангюев рабство не получило широкого развития из-за кочевого образа жизни. Археологические памятники Археологические памятники кангюев археологи делят на 3 группы:

1. Кауншинская культура (Приташкентский оазис)

2. Отрар-Каратауская культура (от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас)

3. Жетыасарская культура (долина рек Куандарьи и Жанадарьи)

Поселения и города кангюев располагались по берегам рек и каналов. На левом берегу реки Арысь, на площади 100 кв. км, было обнаружено около 20 различных по размеру курганных насыпей.Под одной из них были найдены развалины городища Кок-Мардан, который являлся центром городской культуры. Город состоял из малых и тупиковых улиц. Встречаются одно- и двухкомнатные дома. Было исследовано поселение Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой половины 1 тыс. н.э. По мнению ученых, поселения, возникшие в эпоху кангюев, можно считать предвестниками городских поселений раннего средневековья.

Сарматы

Наличие богатых захоронений говорит о социальном неравенстве.В условиях первобытнообщинного строя все вопросы общины решались старейшинами и вождями совместно с членами рода.Во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики рода-племени стали решаться в узком кругу вождей.В сарматском обществе женщины тоже входили в военное сообщество племени. Доказательством тому могут служить многочисленные находки вооружения в женских погребениях. В военно-демократическом обществе сарматов активную роль играли женщины. Геродот сообщал: «сарматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят с мужчинами одинаковую одежду. Относительно браков у них соблюдается следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». В сарматском обществе женщина занимала более высокое положение, чем в аналогичных обществах кочевых племен того времени.О высокой степени развития социальной и имущественной дифференциации в сарматском обществе свидетельствуют археологические данные.Таким образом, можно заключить что, общественным устройством сарматов была военная демократия.

Билет № 24


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2585; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!