Отметьте на контурной карте территорию расселения племени саков - тиграхауда.



Расскажите об археологических памятниках саков - тиграхауда.

 

Билет № 11

Педагог-просветитель казахского народа Ыбрай Алтынсарин.

Ыбрай Алтынсарин (1841-1889)- выдающийся педагог-просветитель. Он родился в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области (ныне Кустанайская область). С 1844 года, после смерти отца, Ибрай воспитывался у своего деда Балгожи Жанбуршина,бия, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии.

В 1857 году Ыбрай окончил с золотой медалью школу при Оренбургской пограничной комиссии. Во время учебы он сблизился с известным востоковедом В. Григорьевым. После окончания школы Ы. Алтынсарин работал писарем у своего деда Балгожи, а затем младшим переводчиком в Оренбургском областном правлении.В 1860 году ему было поручено открыть школу-интернат для казахских детей в Оренбургском укреплении под Тургаем (ее торжественное открытие состоялось 8 января 1864 года). В 1864 году Ибрая назначили учителем русского языка открытой им школы-интерната.В 1879 году Ы. Алтынсарин был назначен инспектором школ (народных училищ) Тургайской области. Одним из направлений яркой деятельности И. Алтынсарина была организация ремесленных, сельскохозяйственных школ. При его активном содействии были открыты двухклассные русско-казахские школы в Илецком, Николаевском, Тургайском, Иргызском уездах.Ы. Алтынсарин является основоположником женского образования в крае: в октябре 1888 года он открыл школу-интернат для казахских девочек в городе Ыргызе (Иргизе). После его смерти женские школы были открыты в Кустанае, Тургае, Карабутаке, Актюбинске.Также он занимался организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ. Основанная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа была передовым учебным заведением своего времени. Перед смертью Ы. Алтынсарин завещал принадлежавшие ему земельные участки в пользу открываемой в Кустанае сельскохозяйственной школы.Ы. Алтынсарин написал два учебных пособия для русско-казахских школ: «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку». Ибрай был также ученым этнографом, собирателем устного творчества казахского народа. В своем рассказе «Кыпчак Сейткул» И. Алтынсарин поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства.

Определите, как повлияла советская идеология на казахскую культуру.

Противодействие национальной интеллигенции. В 60-х годах казахская молодежь, обучавшаяся в Москве, создала неофициальную организацию «Жас тулпар». Идейным вдохновителем и главным организатором был Мурат Ауэзов, ему помогали А.Кадыржанов, Б.Тайжанов и др. Последователи этого общества, возникшего вначале вокруг ансамбля «Жас тулпар» и объединявшего около 800 студентов, позже появились в Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, Одессе, Риге, Павлодаре, Целинограде (Акмоле), Чимкенте и других городах Союза. В Караганде это общество называлось «Жас казак», в Семипалатинске действовало под названием «Тайшубар». Их руководители и участники впоследствии стали известными в республике людьми.

Молодежь организовывала в Казахстане и некоторых областях и городах России, где компактно проживали казахи, концерты, лекции, экспедиции, пыталась раз­будить национальное самосознание масс, делала руководя­щим органам конкретные предложения, касающиеся национальных отношений. Коммунистическая партия ликвидировала эту организацию, но это не смогло погасить национально-патриотические идеи казахов.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!