Структурные особенности романского жилого дома



Архитектура жилых домов романского стиля

Развитие жилых домов в средневековой Европе шло очень медленно. План и конструкция сельского дома складывались в различных районах средневековой Европы применительно к местной традиции, и здесь многообразие типов и форм и свойственный средневековью "дух местности" сказались с особой силой.

Например, жилые дома Англии,выполненные в романском стиле, представляли собой двухэтажное сооружение с каменным первым этажом. Деревянные перекрытия стали постепенно заменять сводчатыми, это объяснялось тем, что появилась потребность в каменном поле для разведения огня. (рис. 30)

Нижний этаж имел узкие окна и не имел входных проемов, он выполнял функцию хранилища имущества и запасов владельца. На верхнем этаже обитал владелец со своей семьей. Сообщение между верхним и нижним этажом осуществлялось при помощи трапа.

Жилище романской эпохи состояло из двух помещений — из собственно жилья и из холла.(рис. 31)В холл был местом, где проводились трапезы, так же холл являлся ночлегом для слуг. Пища готовилась либо во дворе, либо в особой пристройке.

Во Франции в романский период жилище перестало быть замкнутым мирком, и внутренний двор, к которому раньше оно было обращено, окончательно потерял свое прежнее значение. В романскую эпоху дом уже обращен к улице города, он связан с его развивающейся общественной жизнью.

У жилых домов низкий цокольный этаж, предназначенный как складское помещение или курятник. В доме одно помещение, в котором жила семья. Для домов того времени характерно отсутствие орнамента.(рис. 32-32)

В средневековых городах часто встречались каменные дома с массивными стенами и опорами. Кровля крыша была черепичной или сланцевой. Небольшие размеры городских участков привел к строительству многоярусных жилищ.

Нижний этаж отводился под лавку или мастерскую, сообщающуюся через аркаду с улицей. Выше находится жилое помещение для владельца и его семьи, иногда вокруг центрального зала располагались другие небольшие комнаты. Под стропильным перекрытием находился еще и третий ярус помещений — клетушки подмастерьев и прислуги. У бедных на каждом этаже было только по одному помещению. (рис. 33-36)

 

Глава IV.

Проявление национальных особенностей романской архитектуры в странах западной Европы

Романская архитектура Франции

На севере Франции романский стиль представлял собой простые и строгие формы. Фасады храмов были плоскими, аскетичными. Высокие боковые башни главного входа создавали эффект строгости и парадности.

Особое внимание в культовой архитектуре уделялось интерьерам храмов. Внутри применяются колонны и столбы, столбы были близки по форме к колоннам. Антаблементы колонн – индивидуальные, в виде цветов, растений, животных. Примером романской архитектуры во Франции является собор Сент-Этьен мужского аббатства в Канне. (рис. 37-38)

На юге Франции подражали античным образцам. Фасады храмов были богато украшены. Появилась новая форма входа – пространственный портал полуциркульного очертания, активно использовались рельеф и скульптура. На фасадах и в интерьерах применя­ют аркатурныепояски.

Романская архитектура Англии

Романский стиль пришел в Англию позже, чем в материковую Европу. Планы соборов вытянутые. На фасадах и в интерьерах широко применяется декор, идущий своими корнями от национальной деревянной архитектуры, применявшей деревянную резьбу. Основное внимание уделяется оформлению покрытия над средокрестием, чаще всего в виде шпиля.(рис. 39)

Романская архитектура Германии

Для архитектуры Германии романского периода характерны: массивность и простота форм, монументальность, тщательность выполнения кладки. В декоре господствует мотив арки: много­численные аркатурные пояски, романский портал, арочные за­вершения оконных проемов.

Крупнейшими сооружениями романского стиля в Германии являются соборы в Вормсе и Майнце. Они имеют вид компакт­ных замков-крепостей с мощными стенами, снизу почти лишен­ными проемов и с живописными башнями боковых лестниц.

При длине храмов 120 м соответственно увеличивается и высота центральной башни. Появляются динамизм силуэта и стремле­ние к вертикализму.

Романская архитектура Италии

Итальянская архитектура занимает совершенно отдельное место в романской архитектуре. Ее развитие начинается тогда, когда из-под власти Византии освобождаются города-республики Генуя, Венеция, Флоренция, Пиза и др.

Расцвет романской архитектуры в Италии относится к XII веку. В отличие от романской архитектуры других стран, ее традиции наиболее близки к византийским.

Для романской архитектуры Италии характерны:

• Пластичность и нарядная легкость форм.

• Применение в отделке аркад, колоннад, инкрустации по камню.

• Распространение центричных баптистериев.

• Возведение отдельно стоящих от собора колоколен

 

Заключение

Во всех станах Европы романский стиль в архитектуре средневековой Европы проявлялся по-разному. В некоторых странах черты романского стиля сильно видоизменялись, наполняясь местным колоритом и традициями. Иногда особенности романского стиля проявлялись лишь в отдельных регионах, не затрагивая и не влияя на архитектуру страны в целом.

В течение всего европейского Средневековья параллельно существовало несколько практически независимых культурных потоков, обусловленных многообразием и замкнутостью жизни в средневековом мире. Весьма редкие города со своей нарождавшейся городской культурой располагались среди обширных, частично обработанных пространств, где господствовала сельская крестьянская культура. Такими же редкими островками были рыцарские замки, в которых шла своя жизнь. И, наконец, средневековая христианская церковь упорно создавала свою культуру, проникнутую богословскими идеями. Все это разнообразие прихотливо перемешивалось, составляя пеструю картину средневековой европейской жизни.

В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Все основные здания группировались вокруг внутреннего двора - клуатра, обычно примыкавшего к боковому фасаду церкви. Монастырские комплексы оказывали прямое воздействие и на градостроительную структуру, особенно если они возводились на окраине старых городов. Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху (с ХIII в.).

 

 

Список используемой литературы

1. https://www.syl.ru/article/170631/new_arhitektura-romanskogo-stilya-romanskoe-iskusstvo

2. http://bigslide.ru/mhk/46373-arhitektura-zapadnoevropeyskogo-srednevekovya2.html

3. https://lektsia.com/4x60bd.html

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нотр-Дам-ля-Гранд

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пизанский_собор

6. http://turbina.ru/guide/Kalunnborg-Daniya-137473/Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Arkhitektura-Pamyatniki/3/0/Tserkov-Bogoroditsy-51640/Otzyv/Samaya-neobytchnaya-tserkov-severnoy-Evropy-80326/

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Приорат_Серрабоны

8. http://tehlib.com/arhitektura/romanskij-stil/

9. http://arhistroika.ru/arxitektura-francii-zamki

10. https://voicezaporozhe.ru/germaniya/karta-zamkov-germanii.html

11. http://travelmonster.ru/top-10-zamkov-germanii/

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Стерлинг_(замок)

13. http://ucrazy.ru/other/1413477389-dvorcy-i-zamki-anglii-i-shotlandii-stirling-stirling-castle.html

14. http://archisto.info/z-evropa-romanskaya-arh-franciya-doma.html

15. https://studopedia.org/1-89495.html

16. http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=569#n2

 

Приложение

1.

План базилики Сен-Сернен. Франция

2.

Разрез базилики. Церковь женского приюта в Гернроде.

3.

Портал собора в Линкольне. Англия

4.

Романские капители собора монастыря Сан-Доминго, Бургос

5.

Церковь Святого Гереона. Германия

6.

Лаахское аббатство. Германия

7.

Лаахское аббатство. Германия

8.

Интерьер Лаахского аббатства. Германия

 

9. Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье. Франция

 

 

10.

Приорат Серрабоны. Франция

11.

Приорат Серрабоны. План

1. Главная комната общины монастыря.

2. Галерея обители.

3. Трансепт.

4. Апсида часовни.

5. Неф. Сводчатый потолок XI века отсутствует. На стене нефа сохранилась часть фрески, изображающей снятие Христа с креста.

6. Проход для прихожан.

7. Портал, украшенный колоннами. К сожалению, колонны были похищены в 2000 году. В настоящее время они заменены на копии. Рядом с порталом начинается кладбище.

8. Подиум. Он делит неф на две части: одна для прихожан, другая для каноников.

9. Колокольня с остроконечной крышей. Высота колокольни 18 метров.

10. Терраса.

 

12.

Пизанскийсобор. Италия

13.

ПланПизанского собора

14.

Мозайка в апсиде Пизанского собора

15.

Церковь богородицы. Калуннборг

16.

Церковь богородицы. Калуннборг

17.

Замок Эльц. Германия

18.

Замок Эльц

 

19. ч

План замка Эльц. Германия

 

20.

 

 

План замка Эльц. Германия

1. Внутренние ворота

2. Внутренний двор

3. Дом Рюбенахер

4. Терраса

5. Платэльц

6. Старый двор

7. Дома Кемпенихер

8. Дом Родендорфер

9. Капелла

10. Хозяйственные постройки

11. Внешние ворота

12. Выход к реке

13. Цвингер

 

 

21. Замок Кайзербург. Германия

 

22. Замок Кайзербург. Германия

 

23.

Замок Кайзербург. Германия

 

24.

Замок Кайзербург. Германия

 

25.

Замок Лидс. Англия

 

 

26.

Замок Лидс. Англия

27.

Замок Стерлинг. Шотландия

 

28. Замок Стерлинг. Шотландия

29.

Замок Стерлинг. Шотландия

 

 

30.

Бутби-Пагнелл. Жилой дом, около 1180 г

 

 

31. Схема раздельного расположения жилого корпуса и холла

 

 

32. Дом в Провансе

 

33. Дом в Провансе

 

34. Жилые дома романского периода в Вогезах

35. Жилые дома романского периода в Нормандии

36. Жилые дома романского периода в Клюне

37. Собор Сент-Этьен мужского аббатства в Канне. Франции

 

38. Интерьер собор Сент-Этьен мужского аббатства в Канне. Франции

 

39. Собор Или. Англия


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!