Сестринское дело в России получает развитие с 1803 года



Благодаря императрице Марии Федоровне русские женщи­ны были привлечены к лечебной работе, и это было новым явлением в общественной жизни страны. Сердобольных вдов стали направлять для работы в больницы. В торжественной обстановке они давали клятву служения избранному делу по уходу за больными. Эта форма профессионального участия женщин в уходе за больными была единственной до середины XIX века.

Интересно отметить, что с Мариинской больницей, в ко­торой служили сердобольные вдовы, связана судьба великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Он родился в больни­це, в семье врача, здесь прошло его детство и отрочество. Тяжелый быт вдов описан А. Куприным в рассказе «Святая ложь». После смерти отца четырехлетний Саша Куприн вмес­те с матерью — княжной, калекой, за неимением средств ока­зался в общей палате вдовьего дома.

1812 год — война с Наполеоном. Жизнь показала, что при большом поступлении раненых и больных лечебные учрежде­ния были не в состоянии обойтись без вспомогательного жен­ского труда. Поэтому в 1816 году при Московском госпитале была открыта специальная фельдшерская школа на 150 мест;

в 1818 году — курсы сиделок и Институт сердобольных вдов. Обучение проводили по учебникам X. Оппеля. С именем этого врача связано начало специальной подготовки женщин в Рос­сии в качестве медперсонала.

В 1832 году при Голицынской больнице открывают фель­дшерскую школу для мальчиков, в 1854 году — для женщин. Всего к 1911 году было открыто 27 фельдшерских школ.

Организация общин сестер милосердия — 40—50-е годы XIX столетия

Трудно представить, но до середины XIX столетия в ле­чебных учреждениях за больными ухаживали и помогали вра­чам медбратья.

Перваяобщина сестер милосердия в России — Свято-Тро­ицкая — была создана в Петербурге в 1844 году.

В сестры милосердия принимали вдов и девиц 20—40 лет. В течение года испытуемые проходили курсы обучения и на деле проверяли свои душевные и физические качества. Изу­чали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию и рецептуру. В торжественной обстановке жен­щин посвящали в сестры милосердия. Однако для оказания помощи раненым на театре военных действий женщин долгое

время не привлекали — в обществе бытовало мнение, что толь­ко падшая женщина может ухаживать за ранеными мужчинами.

В 1854 году в Петербурге по инициативе и на средства ве­ликой княгини Елены Павловны, сестры Николая I, образо­вана знаменитая Крестовоздвиженская община для подготов­ки медсестер с целью оказания помощи раненым. Женщины в течение двух-трех месяцев проходили стажировку, а затем их направляли на фронт в Севастополь. Преподавали в общине известные врачи, в том числе и сам Н.И. Пирогов.

«Интерес к делу ухода за больными и ранеными просыпал­ся у общества с началом крупных военных кампаний, когда перед глазами энтузиастов возникал в туманной дымке герои­ческий образ женщины, перевязывавшей кровавые раны уми­рающего солдата».

Многие русские женщины и девушки оказывали раненым помощь в условиях тяжелой боевой обстановки. Среди них — 15-летняя Даша Михайлова, любовно прозванная защитни­ками города Дашей Севастопольской — личность легендарная. По зову сердца пошла она на фронт, в труднейших условиях оказывала помощь раненым на перевязочных пунктах, затем в госпиталях. Фактически она стала первой сестрой милосер­дия до прибытия Пирогова с его отрядом медицинских сес­тер. Дашу высоко ценил Н.И. Пирогов, по приказу Нико­лая I она была награждена золотой медалью «За храбрость» и крупной денежной премией.

Впервые в мировой истории сестры милосердия стали ока­зывать помощь раненым и больным на поле битвы.

Екатерина Александровна Хитрово

(1805—1856 гг.) начала свой милосерд­ный путь в Одесской общине сердо­больных сестер, позднее возглавила ее. В сложный для Крестовоздвижен-ской общины момент, во время Крымской кампании, уступая настой­чивым просьбам великой княгини Еле­ны Павловны и Н.И. Пирогова, по­винуясь долгу, она отправилась на те­атр военных действий и смогла наладить

деятельность своей общины в трудных военных условиях, тем самым сохранив ее.

Екатерина Александровна всю жизнь трудилась наравне с дру­гими сестрами милосердия, и это стало причиной смерти: она заразилась сыпным тифом и скончалась на 51 -м году жизни.

Екатерина Михайловна Бакуни­на

(1812—1894 гг.) — истинная мос­ковская аристократка, глубоко веру­ющий человек. Узнав в 1854 году о формировании в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженской общины в свя­зи с Крымской войной, несмотря на сопротивление родственников, она стала полноправной сестрой общи­ны: прошла необходимый подгото­вительный курс, приняла присягу и выехала с третьим отрядом сестёр в Севастополь. Екатерина Михайлов­на смогла в короткий срок стать не только хорошей операционной сест­рой, но и талантливым руководите­лем в так называемых транспортных отрядах, организованных Н.И. Пироговым. Николай Ива­нович высоко ценил ее, называл «примером терпения и неус­танного труда».

После смерти Е.А. Хитрово Бакунина была признана са­мой достойной для назначения на должность сестры-настоя­тельницы Крестовоздвиженской общины. С большой требо­вательностью Е.М. Бакунина относилась к духовно-нравственным качествам сестер милосердия. Однако её взгляды на дея­тельность общины были иными, нежели великой княгини Еле­ны Павловны. Бакунина с болью и горечью покинула сестер, уехала в Тверскую губернию и вместе со своими родными орга­низовала для крестьян школу и небольшую больницу. Но во время Русско-турецкой войны она вновь отправилась на театр военных действий и продолжала оказывать медицинскую по­мощь раненым.

Елизавета Петровна Карцева

(1823—1898 гг.) по возрасту была младше Е.А. Хитрово и Е.М. Баку­ниной.

Уже в Севастополе она обратила на себя внимание Н.И. Пирогова. Он писал о ней: «Е.П. Карцева мо­ложе и неопытнее Хитрово и Баку­ниной, притом она молчаливого и тихого нрава, показала, однако, что у нее много такта, последовательно­сти и особенной самостоятельности в исполнении взятых на себя обязан­ностей». О ее милосердии ходили ле-     Елизавета Петровна генды. После Е.М. Бакуниной Ели-              Карцева завета Петровна стала сестрой-насто­ятельницей Крестовоздвиженской общины. Но служила в ней недолго, в 1870 году она возглавила Георгиевскую общину сестер милосердия Российского Красного Креста.

Н.И. Пирогов дал такую оценку: «Всякий вечер до перво­го часа ночи я провожу с Хитрово, Бакуниной и Карцевой. Это три столпа общины».

Е.А. Хитрово, Е.М. Бакунина, Е.П.Карцева являются тем идеалом, к которому стремились сестры милосердия XIX, XX веков и, несомненно, будут стремиться в XXI столетии.

В целях поощрения и увековечения заслуг сестер милосер­дия в Крымской войне был учрежден позолоченный крест, 158 сестер были награждены этим крестом. Н.И. Пирогов писал: «Нельзя было не дивиться их усердию, деятельности при ухаживании за больными и их истинно стоическому само-

 

отвержению».

После войны сердобольные вдовы из Санкт-Петербурга работали в Мариинской больнице и больнице Св. Марии Магдалины. В 1882 ггоду институт сердобольных вдов был упразднен.

1863 год — год рождения профессии медицинской сестры в России: подписан приказ о службе женщин в госпиталях.

Крымская война показала положительный опыт женского ухода за ранеными и больными. Многие врачи, и впервую очередь Пирогов, стали пропагандировать идею использова­ния образованного ухаживающего персонала, доказывая за­висимость лечения от профессионализма сестер милосердия.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 733; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!