Феномен древнегреческого театра. Космос-рок-герой



Микенская культура и искусство

Индоевропейский народ – ахейцы. Не являются изначальными обитателями Греции.

В отличие от критян, греки боялись мира. Они воспринимают мироздание, как источник опасности находятся с ним в состоянии постоянной войны. Греки защищаются от окружающего мира тем, что строят свои здания на возвышенностях и окружают их циклопическими стенами.

Гармонические отношения с миром отсутствуют.

Аристократия Микенской Греции – воины. Война – смысл жизни. В искусстве главенствуют 2 темы – кровавые сцены истязаний и убийств и секс.

Само искусство является статичным. Нет никакой динамики.

Присутствует «боязнь пустоты». Пытаются максимально насытить первый план произведения искусства, дабы взгляд не мог пробиться на второй план.

Крит и Греция повернуты полярно в разные стороны. Почти во всем.  

Особенности восприятия мира и человека в поэмах Гомера. Тело и душа

Мы ничего не знаем о Гомере. Античная традиция изображает его слепым. Существует легенда, что боги забрали внешнее зрение Гомера, дав ему взамен внутреннее зрение.

Гомер не является единым автором своих поэм. Скорее всего, он обработал и свел чужие маленькие поэмы.

«Илиада» - это повествование о Трое, начинается с 10 года Троянской войны и повествует лишь о 51 дне войны. Фактически, вся «Илиада» - это грандиозный мальчишник.

Существует теория о том, что олимпийские боги решили с помощью Троянской войны уничтожить всё непокорное геройское племя. 

Феномен гомеровской метафоры. Он сравнивал человека, чувства, которые в нем преобладают, со стихиями, дикими животными. В природе не ищется «человеческое». Природное и стихийное, по Гомеру ищется в человеке. Именно благодаря этому стихийному человек и становится героем. Совсем не благодаря человеческой составляющей.   

Осознание человеческой судьбы в античности. Для всех происходит слепая и безудержная жеребьевка 3 мойр. Жеребьевка – это режим существования космоса. Как результат:

1) Никого не надо благодарить;

2) Твоё житиё-бытиё принадлежит только тебе;

3) Ни перед кем не нужно оправдываться;

4) У бытия нет смысла.

 

 

«Псюхе» - душа перелетающая в Аиду (ад). У нее нет памяти, сознания, перспектив, будущего. Память и сознание возвращаются лишь при вкушении кровавой жертвы. Но лишь на короткий срок.

А вот греческая слава дает душе свободу. Первый шаг к героизму – оставить страх, жалость и надежду. Самоубийство рассматривалось, как распоряжение собственной смертью и было очень уважаемо.

Тело – «сома», а душа – «псюхе».

Человек, для античности, - это его тело.

Где бы «псюхе» не обитала в человеке, себя она никак не проявляет. И, по Гомеру, проявляется лишь при смерти или малой смерти (обмороку).

При обращении героев к самому себе, они обращаются не к душе или своему внутреннему миру, а к определенному органу (сердце, легкие).

Тело – есть сущность. Тело связанное с космосом, которое тоже есть тело.

 

                      Лестница мироздания

                                                     РОК (нечто абсолютно безразличное, пребывающее над всем и вся)

                                         Боги (воплощение энергии)

                          Цари и Герои

           Свободные (нет индивидуальности)

Рабы (говорящие орудия)

 

Рок – тотальная материальность античности скрывает в себе нечто невероятное, нематериальное, пустое и хаотичное.

 


3. Гомеровские герои. Общая характеристика.


У Гомера впервые встречается феномен героичности.
Феномен гомеровской метафоры. Он сравнивал человека, чувства, которые в нем преобладают, со стихиями, дикими животными. В природе не ищется «человеческое». Природное и стихийное, по Гомеру ищется в человеке. Именно благодаря этому стихийному человек и становится героем. Совсем не благодаря человеческой составляющей.
«Псюхе» - душа перелетающая в Аиду (ад). У нее нет памяти, сознания, перспектив, будущего. Память и сознание возвращаются лишь при вкушении кровавой жертвы. Но лишь на короткий срок.
А вот греческая слава дает душе свободу. Именно к этой свободе и стремятся герои Гомера. Слава для них является высшей ценностью. Из-за нее тебя не забывают, но сам ты не обретаешь ни славы, ни жизни. Первый шаг к героизму – оставить страх, жалость и надежду. Самоубийство рассматривалось, как распоряжение собственной смертью и было очень уважаемо. Герои эти без страха, без надежд, в сиянии славы.
Герои Гомера – это первые настоящие герои индоевропейского типа.
Существует теория о том, что Олимпийские боги решили с помощью Троянской войны уничтожить всё непокорное геройское племя.
Печальны цари и герои от неопределенности бытия и своего индивидуального статуса в этой толпе.
Хаос бушует в душах героев и в окружающем мире. Потому греки и стремятся к порядку, к упорядочиванию своей жизни. Этому способствует их страх окружающего хаоса.
В душах героев, защитников Порядка, всегда будет Хаос. Они заражаются им во время борьбы с тем самым Хаосом. Воинское безумие – состояние сознания и тела, превращение в стихию.
Благородные герои не имеют жалости. Бушующие в них неистовство и ярость не дают ни одного намека на чувства. Тем более чувства к женщине.
Значимые герои Гомера:
1) Ахилл
2) Агамемнон
3) Гектор
4) Одиссей
5) Нестор

Все они, мягко говоря, сложные и противоречивые персонажи. Живая индивидуализация характеров у Гомера особенно бросается в глаза.
Необычайной живостью обладает и детализация наружности человека. Физическое поведение и жесты героев являются одним из самых главных предметов гомеровского изображения.


4. "Концепция античной культуры в «Рождении трагедии» Ф. Ницше"


В основе Древнегреческой культуры есть 2 принципа: аполлонический и дионисийский.
Отвечая на вопрос о том, какой была античная Греция, Ницше идет в противовес всей немецкой эстетической традиции, восходящей, в частности, к Шиллеру, оптимистически трактовавших древнегреческое искусство с его светлым, аполлоническим в своей основе началом. Он впервые говорит о другой Греции — трагической, опьяненной мифологией, дионисической, открывая в ней истоки будущих судеб Европы. Именно такая Греция, по Ницше, и есть настоящая, сильная, жестокая и здоровая во всей ее юности, ибо дионисическое начало более раннее, чем аполлоническое и именно оно принесло Элладе наибольшее благословение. Лишь во времена распада и слабости, по Ницше, греки стали оптимистичнее и устремились к научному познанию мира. Эти радость и ясность ассоциируются у Ницше с симптомами последующего упадка страны. Он пишет: «...назло всем предрассудкам демократического вкуса все эти оптимизм, господство разумности, утилитаризм, да и сама демократия — симптом никнущей силы и старости, а не здоровья», символом которого и было как раз безвозвратно утерянное дионисийство. Эта противоположность аполлонического и дионисического начал и становится у Ницше главной внешней канвой «Рождение трагедии из духа музыки».
Свое произведение Ницше начинает с идеи о единстве и постоянной борьбе в древнегреческой культуре двух начал — аполлонического и дионисического. Эти же два начала, две силы, как считает он, живут и борются в человеке-творце, художнике. Отсюда и два вида искусств — пластическое (архитектура, скульптура, танец, поэзия) и непластическое, в котором наиболее органично проявляет себя человеческая воля, которая, в свою очередь, полнее всего раскрывается именно в музыке. Эти два начала всегда действовали вместе и лишь для того, чтобы лучше уяснить суть каждого из них, Ницше как бы разъединяет и рассматривает их в отдельности, ассоциируя дионисическое начало по преимуществу с опьянением, а аполлоническое со сновидением. Аполлоническое начало противостоит дионисическому подобно тому, как искусственное противостоит естественному.
Ницше полагает, что после многочисленных этапов противоборства эти два начала слились в древнегреческой трагедии, ибо и то и другое оказались одинаково необходимы греку: этическое начало Аполлона стало как бы своеобразной защитой от ужасов бытия, как его дополнение и ограничение; в то же время силы Диониса олицетворяли преклонение перед неисчерпаемой во всей ее чрезмерностью мощью самой жизни. Именно в «Рождении трагедии из духа музыки» Ницше формулирует ставшую сакраментальной фразу о том, что «только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности». Иначе говоря, будучи стихийной и иррациональной силой, жизнь изливается в инстинкте художника, и только тот мир, который он творит и с помощью которого он отгораживается от действительности, и есть единственно реальный.
Именно искусство, и только оно одно, по мысли Ницше, было способно сделать жизнь достойной существования. Основой такого рода философско-эстетических умонастроений философа выступает своеобразно интерпретированная им идея о единстве жизни и искусства, согласно которой сама жизнь рассматривается в качестве бессознательной творческой силы; что же касается искусства, то оно становится стихийным, ничем не детерминированным кроме воли и инстинкта художника, процессом жизнеизлияния как единственным подлинным проявлением жизни. Тем самым искусство способно преобразить жизнь, представив ее в более привлекательном свете. Подлинная жизнь — это и есть искусство, причем главным образом искусство трагическое.

Феномен древнегреческого театра. Космос-рок-герой

Из трагиков дошли полные произведения лишь Еврипида, Софокла, и Эсхила. А из комедиантов – Аристофан.
Утверждая, что античный театр был невероятно ритуальным, мы не осознаем НИЧГО!
Театр обычно находился у подножья Акрополя (с др.гр. – скала) По правилам Древнегреческой архитектуры людское строилось внизу, а мистическое и магическое –наверху. К театру это применимо лишь теоретически. Внутри амфитеатра находилась воронка(этакая чаша), которая спускала то, что происходило на сцене еще ниже. Ниже людского. Воронка, как таковая, встречалась только в амфитеатрах, которые имели форму круга или полукруга. Круг пугал греков, он принадлежал Хаосу, древним хтоническим богам. Не Олимпийцам.
В отличие от квадрата и прямоугольника, которые были более привычны порядколюбивым грекам.
Государство платило за зрителей в театре, даже не просто платило, а давало им эти деньги в руки. Плата за проход в театр – это символическая сумма, два обола. (Один обол обычно клали вместе с покойником при захоронении.) Один обол – плата за переезд в загробный мир. Два обола - плата за «туда и обратно». Поход в театр считали путешествием в другой мир.
Перед спортивними состязаниями и театральними постановками приносились кровавые жертвы, кровью которых окроплялись зрители, дабы во время действа визначально сухая душа сохранила разум и память.
Сцену называли орхестра, а сценой – само строение.
Труппа делилась на хор и протагонистов со второстепенными героями. Хор прежде всего танцевал священные танцы, в основе которых стоит переставляющийся геометрический рисунок – двигающийся лабиринт.
Точка зрения воплощающаяся устами героев произведения – это человеческая точка зрения. Точка зрения зрения высказанная хором – это божественная точка зрения.
В театральном представлении всегда присутствует предрешенность, рок, как ни поступишь –результат предначертан. Зачастую этот результат негативный.
Боги на сцене театра наказывают людей, оказавшихся на самом верху. Они завидуют? Да. Но главное – боги мешают человеку остановиться и «обронзоветь» в своем величии. Вот такими вот жестокими методами боги уничтожают 98% всех героев. Но два процента переживают это и становятся другими существами, высшими существами, обменивая человеческое на божественное.
Театр напоминает об истинном предназначении человека, как считают боги, -возможность перевоплотиться.
Сердцевина театра – предначертанность человека. Суть – столкновение двух правд(человеческой и божественной)
Моменты подчеркивания того, что на орхестре происходит что-то не особо человеческое, да и выступают не особо люди, осуществляется с помощью костюмов и масок.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 529; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!