Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988, 700 с.

Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста. В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер о герменевтике как «органоне наук о духе».

Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, М.Хайдеггер — немецкая школа; П.Рикер, М.Фуко, Р.Барт — франц. школа

Любой текст, рассказ, произведение искусства или просто речь требуют истолкования, и мы используем процедуры, которые дают понять сказанное или написанное. При этом одно понимание у говорящего, и совсем другое может быть у слушащего. Можно обойтись без дисциплинарного научного пространства, но есть дисциплина, ставящая перед собой проблемы истолкования и интерпретации, т. е. выстраивающая методологический и дисциплинарный горизонт, которая именуется герменевтикой. Это с одной стороны метод понимания, с другой стороны философское учение. Герменевтика не является научным методом (не процедура, которая приводит к определённому результату).

Вместе с тем, герменевтика как таковая отличается от философской Г., в которой речь идет не только о выделении общих правил работы с текстом, но и о понимании, смысле истолкования вообще.

Общая Г. развивалась так:

    - первобытнообщинные племена толковали мифы и ритуалы;

- в древности и в античности жрецы объясняли слова прорицателей и излагали волю языческого божеста;

- греческие философы наиболее явно разработали это направление, толкуя произведения Гомера. Уже Аристотель в своем труде «Об истолковании» связывал интерпретацию с пониманием, которое означало постижение законов.

- - Традиционная Г. же зародилась в средневековье, когда объектом регламентированных процедур толкования стала библия. При толковании библии необходимо было не обращение к практике, опыту,ощущению, а правильно объяснение того, что уже написано, имея целью устранение противоречий, согласование реальности с текстом. Таким образом, текст Священного писания обрастал комментариями, постановлениями Соборов, посланиями канонических авторитетов.

- Эпоха ренессансного гуманизма освободила Г. от религии. В работах Ф. Шлейермахера Г. стала представляться как метод подхода к тексту вообще — универсальное учение о понимании и истолковании. Шлейермахер первым предложил рассматривать текст как выражение душевной жизни автора текста. В.Дильтей видел в Г. метод историко-гуманитарного познания, разработав концепцию описательной психологии как понимающей науки. В XX в. Г. изменилась. Разработка Э.Гуссерлем феноменологического метода, и онтологический поворот М.Хайдеггера (В 1950г он пишет одноименную работу “Die Kehre” - «Поворот», имея ввиду возврат к познанию бытия) приводят к тому, что Г. расширяет свой предмет до формулы «понимание есть постижение смысла». То есть текст — это просто объект, факт, застывшая речь, а важно субъективно-психологические особенности автора в конкретной специфика эпохи и времени, стиль мышления, нормы и законы речевой деятельности.

- Окончательный поворот герменевтики в сторону философии происходит в 20 в. Хотя первые намеки на такой поворот можно найти уже в «философии жизни» позднего Дильтея и у Ницше, заявившего, что «нет фактов, есть только интерпретации», герменевтику как философскую дисциплину в этом ключе развивает М.Хайдеггер и его ученик Х.Г.Гадамер. Если у Хайдеггера герменевтика нацелена на самопонимание фактически существующего человека, то Гадамера интересует сфера гуманитарного знания, он стремится осмыслить «историчность» и «языковость» человеческого опыта.

Вильгельм Дильтей (1830-1911) — Г. как историческая интерпретация. Дильтей выдвинул метод "понимания". Понимание сродни интуитивному проникновению в жизнь. Понимание своего внутреннего мира достигается с помощью самонаблюдения, а понимание чужого мира - путем "сопереживания", "вчувствования". По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный Дильтеем герменевтикой. Он формулирует программу герменевтики как методологии. Функция герменевтика состоит в том, чтобы «прояснить возможность познания взаимосвязи исторического мира, а также найти средства, необходимые для осуществления такого познания». Саму герменевтику Дильтей определяет как «искусство понимания письменно зафиксированных проявлений жизни». Отсюда следует, что герменевтика присутствует во всех гуманитарных науках.

Ханс Георг Гадамер (р. 1900), ученик М.Хайдеггера. Он понимал герменевтику широко - как учение о бытии, как онтологию, пожалуй, скорее как теорию познания. В его книге Истина и метод: Основные черты философской герменевтики (1960) осуществлен синтез герменевтической традиции. Полемизируя с Дильтеем и его последователями, Гадамер показывает, что своеобразие герменевтической позиции расположено вовсе не в методологической плоскости. Гадамер, по его словам, пытался примирить философию с наукой. Понимание для Гадамера - способ существования для человека познающего, действующего и оценивающего. Понимание в качестве универсального способа освоения человеком мира конкретизируется Гадамером как "опыт".

Средой герменевтического опыта является язык. "Язык - это универсальная среда, в которой осуществляется само понимание. Способом этого осуществления является истолкование." Язык рассматривался исследователем как особая реальность , внутри которой человек понимает другого человека и также понимает мир. Язык - основное условие, при котором возможно человеческое бытие. Фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления Гадамер считал "историчность": т.е. бытие определено местом и временем - той ситуации, в которой рождается и живет человек.

Принципы герменевтики:

1) Тексты необходимо изучать не в изоляции, а в общем контексте, целостной структуре произведения.

2) При истолковании текста важно составить по возможности наиболее полное представление о личности автора, даже если неизвестно его имя.

3) Огромную роль в интерпретации документа играет реконструкция исторической и культурной среды, в которую был включен автор.

4) Требуется тщательный грамматический и филологический анализ памятника в соответствии с законами языка оригинала.

5) Поскольку каждый литературный жанр имеет свои особенности и приемы, важно определить, к какому жанру принадлежит данный текст (с учетом специфики его художественного языка: гиперболы, метафоры, аллегории, символы и т.д.).

6) Толкованию должно предшествовать критическое изучение рукописей, призванное установить наиболее точное чтение текста.

7) Толкование остается мертвым без интуитивного сопричастия духу памятника.

8) Пониманию смысла текста может способствовать сравнительный метод, т.е. сопоставление с другими аналогичными текстами.

9) Толкователь обязан установить, какой смысл написанное имело прежде всего для самого автора и его среды, а затем уже выявить отношение памятника к современному сознанию.

 

Основы философской герменевтики «Истина и метод»

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988, 700 с.

«Герменевтический круг» - указывает на реальные проблемы процесса понимания. Если есть абсолютное понимание — то диалог продолжать не нужно. Если есть непонимание — то ему будет следовать процесс понимания. Целое следует понимать исходя из частного, а частное — из целого. Онтологический смысл круга выразил Гадамер в работе Истина и метод: «круг не формален по природе, он не субъективен, и не объективен, но он описывает понимание как игру между движением традиции и движением интерпретатора». Если процесс понимания постоянно переходит от целого к части и обратно, то задача субъктов в том, чтобы концентрическими кругами расширить единство смысла, соответствие всех частностей целому — критерий правильности понимания. Герменевтчиескими учениями можно считать те, в которых смысловой анализ языка — главный предмет философии.

 

Гадамер Ханс-Георг - немецкий философ, ученик М.Хадеггера, один из основателей философской герменевтики, которая рассматривает культуру как языковую реальность и делает акцент на необходимости ее понимания. Гадамер провозглашает герменевтику универсальной философией нашего времени. Она призвана, утверждает он, дать ответ на основополагающий вопрос: как возможно понимание окружающего нас мира в целом, и культуры в частности, как в этом понимании воплощается истина бытия? Герменевтика должна выступать как самосознание человека в современную эпоху науки. При этом познание культуры не может подняться до уровня науки путем применения индуктивных методов естественных наук. Идеалом здесь должно быть понимание самого явления культуры в его однократности и исторической конкретности. Цель состоит не в определении общих законов развития людей, народов и государств, но, напротив, в понимании того, «каков этот человек, этот народ, этогосударство, каково было становление, другими словами – как могло получиться, что они стали такими».     

Поскольку язык рассматривается Гадамером как особая реальность, внутри которой происходит понимание человека человеком, понимание другой эпохи и культуры, то диалог, который происходит между различными культурами, имеет форму поиска общего языка. Причем герменевтический метод иррационален, т.к. основан на интуиции, «вчувствовании». Новизна определения культуры у Гадамера заключается в том, что каждая культура (в том числе и «прошлая») никогда не «омертвевает», ибо подлинное понимание – это не реставрация изначальных обстоятельств, но оно всегда продуктивно, т.е. требует учета исторической дистанции между интерпретатором (причем каждый раз другим) и явлением культуры, зафиксированном в языке (чаще всего в тексте), а именно - всех исторических обстоятельств (у Гадамера – «горизонтов»), непосредственно или опосредованно связывающих их. Поэтому понимание как интерпретация не только не затрудняет, а, напротив, способствует процессу понимания истории и культуры, «оживляет» их.

Еще одна герменевтическая идея Гадамера, связана с определением игровой сущности языка. Встречу прошлого с настоящим, различных культур и различных текстов Гадамер раскрывает как разговор, в основе которого онтологически лежит игра. «Взаимопонимание, которое происходит в разговоре, есть скорее всего игра». Гадамер определяет игру как «живую подвижность без субстрата». Игра сама себе субъект. Человек втянут в игру, полностью от нее зависит: «мы попадаем в разговор, ... мы впутываемся в разговор». Игра – это нечто объективное по отношению к играющим. Она не имеет внешней цели, а есть непрерывное повторение и имеет цель сама в себе. В разговоре происходит встреча Я и Ты, двух горизонтов. Но их отношение в разговоре не непосредственное, а рефлективное, через живую подвижность игры. Я и Ты не есть субъекты разговора: игра через них как бы играет сама с собой, не Я и Ты отражаются в разговоре, а наоборот – разговор отражается в Я и Ты, он связывает их между собой. От разговаривающих зависит направление игры-разговора, а, следовательно, и возможность самого понимания.

Таким образом, герменевтика является несциентистским, иррационалистическим, языкоцентристскимучением, которое поднимает важные философские проблемы понимания культуры, интерпретации, методологии гуманитарного познания, истины, межличностного и межкультурного общения и вплотную приближается к переходу от модернистского стиля мышления к философии постмодернизма.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1521; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!