Глобальные проблемы современности.



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

Учебная дисциплина: Философия

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Вариант № 10

 

Выполнил:

слушатель 1 курса 2 группы

отделения заочного обучения

юридического факультета

Фатеев Максим Павлович

Рецензент:

Старший преподаватель кафедры

кандидат философских наук

Назарова Марина Григорьевна

Дата: _________________

Оценка: _______________

______________________

(подпись рецензента)

 

Владимир

2018

Оглавление

Введение. 3

Глобальные проблемы современности. 3

Классификация глобальных проблем и их характеристика. 3

Тестовые задания № 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30. 3

Используемая литература. 3

 


Введение.

ФИЛОСОФИЯ-(греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т.д.) перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. Тогда возникают разрывы традиций и формируются потребности в поиске новых мировоззренческих смыслов. Социальное предназначение Ф. состоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей. В этом процессе универсалии культуры из неосознаваемых оснований культуры и социальной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено

сознание. Они выражаются посредством философских категорий, которые выступают теоретическими схематизациями универсалий культуры.

Рациональная экспликация в Ф. смыслов универсалий культуры начинается со своеобразного улавливания общности в качественно различных областях человеческой культуры, с понимания их единства и целостности. Поэтому первичными формами бытия философских категорий выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии. В истоках формирования Ф. эта особенность прослеживается весьма отчетливо. Даже в относительно развитых философских системах античности многие фундаментальные категории несут на себе печать символического и метафорического образного отражения мира ("Огнелогос" Гераклита, "Нус" Анаксагора и т.д.). В еще большей степени это характерно для древнеиндийской и древнекитайской Ф. Здесь в категориях, как правило, вообще не отделяется понятийная конструкция от образной основы. Идея выражается не столько в понятийной, сколько в художественно-образной форме, и образ выступает как главный способ постижения истины бытия. Сложный процесс философской экспликации универсалий культуры в первичных формах может осуществляться не только в сфере профессиональной философской деятельности, но и в других сферах духовного освоения мира. Литература, искусство, художественная критика, политическое и правовое сознание, обыденное мышление, сталкивающееся с проблемными ситуациями мировоззренческого масштаба, - все эти области, в которые может быть вплавлена философская рефлексия и в которых могут возникать в первичной форме философские экспликации универсалий культуры. В принципе, на этой основе могут развиваться достаточно сложные и оригинальные комплексы философских идей. В произведениях великих писателей может быть разработана и выражена в материале и языке литературного творчества даже целостная философская система,

сопоставляемая по своей значимости с концепциями великих творцов Ф. (например, литературное творчество Л.Н. Толстого, Ф. Достоевского). Но, несмотря на всю значимость и важность такого рода первичных "философем", рациональное осмысление оснований культуры в Ф. не ограничивается только этими формами. На их основе Ф. затем вырабатывает более строгий понятийный аппарат, где категории уже определяются в своих наиболее общих и существенных признаках. Таким путем универсалии культуры превращаются в рамках философского анализа в философские категории - особые идеальные объекты (связанные в систему), с которыми уже можно проводить особые мысленные эксперименты. Тем самым открывается возможность для внутреннего теоретического движения в поле философских проблем, результатом которого может стать формирование принципиально новых категориальных смыслов, выходящих за рамки исторически сложившихся и впечатанных в ткань наличной социальной действительности мировоззренческих оснований культуры. В этом процессе на двух полюсах - внутреннего теоретического движения и постоянной экспликации реальных смыслов предельных оснований культуры - реализуется главное предназначение Ф. в культуре: понять, не только каков в своих глубинных основаниях наличный человеческий мир, но и каким он может быть.

Уже в начальной фазе своей истории философское мышление продемонстрировало целый спектр нестандартных категориальных моделей мира. Например, решая проблему части и целого, единого и множественного, античная Ф. прослеживает все логически возможные варианты: мир делится на части до определенного предела (атомистика Левкиппа - Демокрита, Эпикура), мир беспредельно делим (Анаксагор), мир вообще неделим (элеаты). Причем последнее решение совершенно отчетливо противоречит стандартным представлениям здравого смысла. Характерно, что логическое

обоснование этой концепции выявляет не только новые, необычные с точки зрения здравого смысла аспекты категорий части и целого, но и новые аспекты категорий "движение", "пространство", "время" (апории Зенона). Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие. Генерируя теоретическое ядро нового мировоззрения, Ф. тем самым вводит новые представления о желательном образе жизни, который предлагает человечеству. Обосновывая эти представления в качестве ценностей, она функционирует как идеология. Но вместе с тем, ее установка на выработку новых категориальных смыслов, выдвижение и разработка проблем, многие из которых на данном этапе социального развития оправданы преимущественно внутренним теоретическим развитием Ф., сближает ее со способом научного мышления.

Историческое развитие Ф. постоянно вносит мутации в культуру, формируя новые варианты, новые потенциально возможные линии ее динамики. Многие выработанные Ф. идеи транслируются в культуре как своеобразные "дрейфующие гены", которые в определенных условиях социального развития получают свою мировоззренческую актуализацию. На их основе могут создаваться религиозные, этические, политические учения, публицистика и эссеистика, которые наполняют эмоциональным содержанием понятийные философские конструкции, вносят в них конкретные жизненные смыслы, постепенно превращая их в новые мировоззренческие основания культуры. Научно-прогностический потенциал Ф. обеспечивает ее методологические функции по отношению к различным видам инновационной деятельности. В научном познании, нацеленном на исследование все новых объектов, периодически возникают проблемы поиска категориальных структур, обеспечивающих понимание таких объектов. Так, при переходе к изучению сложных исторически развивающихся систем в науке 20 в. потребовалось по-новому определить

категории части и целого, причинности, вещи и процесса, пространства и времени. Ф., разрабатывая категориальные модели возможных человеческих миров, помогает решению этих задач. Новые нестандартные категориальные смыслы, полученные Ф. и включенные в культуру, затем селективно заимствуются наукой, адаптируются к специальным научным проблемам и активно участвуют в порождении новых научных идей. Чем динамичнее общество, тем значимее для него становятся прогностические функции Ф. Реализуя их, общество как бы зондирует возможности своего будущего обновления и развития. Напротив, общества консервативные, закрытые, ориентированные на воспроизводство сложившегося образа жизни, ограничивают возможности творческого поиска в Ф. Жесткие традиции и контроль за свободной мыслью чаще всего приводят к канонизации отдельных философских учений, превращая их в своеобразные полурелигиозные системы (канонизация конфуцианства в традиционной китайской культуре, Ф. Аристотеля - в эпоху Средневековья, марксизма - в советский период). Философское познание всегда социально детерминировано. Вырабатывая новые мировоззренческие идеи, оно так или иначе затрагивает интересы определенных классов и социальных сил.

Проблематика человека и мира, субъекта и объекта, сознания и бытия является центральной в философских учениях. Но каждая эпоха и каждая культура вкладывает в эти категории свои смыслы, по-своему проводит границы между субъектом и объектом, сознанием и бытием. Поэтому данная проблематика, как и ряд других проблем, постоянно воспроизводится и по-новому формулируется на любом из этапов развития философской мысли. Накопление философского знания о человеке и мире предполагает постоянную критику фундаментальных принципов философского исследования, переформулировку проблем, столкновение различных подходов. Разнообразие философских школ и стремление Ф. к осознанию

своих собственных предпосылок является условием ее развития. В процессе этого развития изменяется структура философского знания. Вначале Ф. выступала единым и нерасчлененным теоретическим знанием о мире, но затем от нее стали отделяться конкретные науки. Одновременно уточнялась собственно философская проблематика, и внутри Ф. формировались ее относительно самостоятельные и взаимодействующие друг с другом области знания: учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), этика, эстетика, Ф. истории, социальная и политическая Ф., Ф. права, Ф. науки и техники, история Ф., Ф. религии и др. Дифференциация и интеграция философского знания обеспечивает все более глубокое постижение оснований человеческого бытия.

Ф. возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. Произошедшее в этот исторический период усложнение социальных связей, возникновение классовых отношений и многообразия новых видов деятельности потребовало выработки новых мировоззренческих ориентаций. Как ответ на этот исторический вызов появились первые философские учения в Китае, Индии и Древней Греции. Последующее развитие Ф. было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций. В древних восточных культурах складывался специфический тип философствования, во многом сохраняющий связи с мифологическим сознанием, из которого вырастало философское мышление. Для философских школ Востока был характерен традиционализм и ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей. Здесь была относительно слабо развитая рационально-логическая компонента и связь с наукой, но зато довольно детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической природы сознания, принципы и технология житейской мудрости, нравственного воспитания и духовного самоконтроля. Все эти

мировоззренческие ориентации естественно включались в культуру традиционных земледельческих цивилизаций с характерными для них ориентациями на воспроизводство существующего социального уклада жизни, кастово-клановой иерархии и закрепления индивидов в системе строго определенных корпоративных связей. Иной тип философствования возник в лоне античной культуры. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная на торгово-ремесленных отношениях, демократии и характеризующаяся наибольшим динамизмом по сравнению с другими видами традиционных обществ. Здесь складывалась Ф., ориентированная на связь с наукой и логико-рационалистическое построение системы знания. В античной Ф. в зародышевой форме обозначились основные исследовательские программы развития будущей западной Ф. Античность была начальным этапом этого развития. Последующими основными этапами стали: Ф. европейского Средневековья, развивавшаяся в системе христианской культуры; ее синтез с античной философской традицией в эпоху Возрождения; Ф. Нового времени и эпохи Просвещения; Ф. 19 в., определившая переход от доминирования классических философских систем (немецкая трансцендентально-критическая Ф. была завершающим этапом господства этого типа философствования) к первым неклассическим философским учениям второй половины 19 - начала 20 в. (марксизм, эмпириокритицизм, Ф. жизни, ранний фрейдизм); новейшая (современная) западная Ф. 20 в. сочетает неклассические философские направления (экзистенциализм, феноменология, Ф. психоанализа, философская антропология, философская герменевтика и др.) с сохранением классической традиции (неотомизм, неогегельянство и др.). В развитии западной Ф., начиная с эпохи Возрождения и Нового времени до эпохи Просвещения, были сформулированы и обоснованы основные мировоззренческие идеи, определившие переход от цивилизации традиционного типа к принципиально новому типу цивилизационного развития - техногенной цивилизации, начавшейся с зарождения капитализма. В этот исторический

период произошла великая философская революция, сформировавшая новое понимание человека как деятельностного существа, призванного преобразовывать мир, понимание природы как закономерно упорядоченного поля приложения человеческих сил, утвердившая ценность научной рациональности как регулятивного основания человеческой деятельности, обосновавшая идеи общественного договора, суверенности личности, естественных прав человека и т.д. Все эти мировоззренческие идеи стали фундаментальными ценностями культуры техногенной цивилизации, предопределив магистральные пути ее развития. Но уже начиная с возникновения неклассических философских учений, в западной Ф. намечается и критика этих мировоззренческих принципов, улавливаются и получают осмысление кризисные явления техногенной культуры и соответствующего ей типа цивилизации. Эти кризисные явления стали нарастать во второй половине 20 в. (экологический, антропологический кризисы и др.), поставив под угрозу само существование человечества. Возникли потребности поиска новых стратегий отношения к природе и человеческим коммуникациям, что остро поставило проблему новых мировоззренческих ориентиров. Их выработка представляет собой основную задачу современного философского исследования. Здесь все большую роль начинает играть диалог западной и восточной философских традиций, который выступает частью более широкого диалога культур. Особое значение приобретают развитые в восточных Ф. идеи корреляции преобразующей деятельности человека с уровнем его самовоспитания и нравственного самоконтроля. Важную роль в этом диалоге могут сыграть и те трансформации западных философских идей в русской культуре, которые породили русскую Ф. "серебряного века" ("русский космизм", философские концепции В. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского и др.).

В.С. Степин

 

Задание 1.

Глобальные проблемы современности.

 

 Глобальными называются общечеловеческие проблемы, которые проявляются в масштабах всей планеты (от лат. globus – шар, земной шар). Они имеют ряд общих существенных черт: во-первых, затрагивают интересы каждого человека, государства, региона и человечества в целом; во-вторых, решение глобальных проблем требует объединения усилий всех людей, всего мирового сообщества; в-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было; в-четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, и даже непоправимым последствиям для всего человечества и в целом для сферы его обитания; в-пятых, все они находятся в такой сложной взаимосвязи, что решение одной из них обязательно предполагает учет влияния на нее других проблем. Поэтому трудно даже теоретически вычислить и систематизировать, не говоря уже о том, чтобы разработать систему последовательных шагов по их решению. Философское осмысление глобальных проблем связано с теми функциями, которые играет философия в жизни общества. Во-первых, она, формируя мировоззрение и ценностные ориентиры, определяет направленность человеческой деятельности. Во-вторых, обобщая теории, способствует интеграции научного знания. В-третьих, философия, объясняя общественные явления и процессы, формирует наиболее общие законы развития общества и природы и, тем самым, исследуя глобальные проблемы, нацеливает на понимание их закономерного явления, органически связанного с общественным прогрессом. Таким образом, появление глобальных проблем рассматривается не как случайность, а как результат объективного процесса противоречивого развития человеческой истории. В-четвертых, философия осмысливает общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленности. В-пятых, философия способствует более четкой ориентации в стремительно растущем мире научной информации по глобальным проблемам. В-шестых, более остро ставится проблема смысла жизни, смерти и бессмертия перед угрозой со стороны глобальных проблем.[1]

Классификация глобальных проблем и их характеристика. Классификация не является самоцелью, а выступает важным компонентом комплексного исследования актуальных противоречий современности и позволяет рассматривать их во взаимодействии и взаимообусловленности. Она помогает выделить существенные связи, установить приоритеты и определить степень остроты объективно существующих глобальных проблем. Классификация также способствует более глубокому пониманию системной взаимосвязи глобальных проблем и помогает определиться в последовательности принятия практических решений. В настоящее время существует много подходов к классификации глобальных проблем, однако наибольшее признание получил подход, в соответствии с которым все они подразделяются на три большие группы (в зависимости от их остроты, первоочередности решения и существующих между ними причинно-следственных отношений). Первая группа проблем характеризуется наибольшей общностью и актуальностью. Истоки этих проблем содержатся в противоречиях между различными государствами. В этой группе принято выделять три наиболее значимые проблемы: 1) устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; 2) установление нового международного экономического порядка. 3) преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами и развивающимися. Вторая группа – объединяет проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы. В эту группу входят проблемы: а) обеспечения людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т.п.; б) преодоление экологического кризиса, вызванного загрязнением окружающей природной среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства; 377 в) освоения Мирового океана и сохранения в нем жизни; г) освоение космического пространства и предотвращение его загрязнения. Третья группа проблем вызвана функционированием системы "человек – общество". К ним можно отнести: а) проблему демографического взрыва; б) проблемы здравоохранения; в) проблемы образования (грамотности, как таковой); г) своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и эффективное использование ее достижений на благо человека и общества; д) международный терроризм; е) распространение наркомании и алкоголизма; ж) распространение СПИДа и др. Остановимся кратко на основных проблемах. Первостепенной является устранение войны и, в первую очередь, термоядерной из жизни общества, поскольку ее последствия несовместимы со всеми иными проблемами даже в совокупности и представляют угрозу не только существованию цивилизации, но и жизни на Земле[3].Поэтому безъядерный, ненасильственный мир является необходимым предварительным условием для решения всех остальных глобальных проблем. Исследования, посвященные вероятным последствиям термоядерной войны, выявили, что даже 5 % накопленного ядерного арсенала будет достаточно, чтобы вызвать необратимую экологическую катастрофу: поднявшаяся в атмосферу сажа от испепеленных городов, лесных пожаров создаст непроницаемый экран для солнечных лучей, что приведет к падению 378 средней температуры на десятки градусов, так что даже в тропическом поясе наступит полярная ночь. В итоге "ядерной зимы" погибнет не только человек, но и сама жизнь. Какие причины приводят к обострению отмеченной проблемы? 1. Неконтролируемый гражданским обществом процесс научно- технического развития в военном деле. Он позволил создать и принять на вооружение различные виды оружия массового уничтожения, новые образцы высокоточного оружия традиционных направлений. Современное оружие наделило человека способностью уничтожить все живое на Земле. 2. Качественное совершенствование средств уничтожения. Каждая новая боевая ракета "качественно" иначе, чем прежде, поражает людей и объекты, всё более губительно действует на природу. 3. Невиданная ранее быстрота появления новых видов обычных вооружений. Они по своей мощи часто не уступают оружию массового поражения, если их применить в достаточно больших количествах. 4. Накопленное ядерное оружие, сложная технология контроля над ним и его применением обусловили вероятность несанкционированного его использования. 5. Происходит "расползание" оружия массового поражения по странам и континентам, несмотря на существующие соглашения и пакты о нераспространении. Возрастает опасность его использования неконтролируемыми авантюристическими и террористическими силами, а также отдельными государствами, проводящими политику социального реванша. 6. Постепенно сглаживается порог между ядерной войной и войной с применением обычного оружия. Сегодня гонка вооружений приобрела скрытый характер. Она практически не обсуждается в средствах массовой информации, что представляет еще большую опасность. Гонка вооружений переместилась в менее развитые 379 страны, требует от них увеличения военных расходов и усиливает зависимость от высокоразвитых государств[2]. Можно ли предотвратить ядерную войну? Многие утвердительно отвечают на данный вопрос. Для этого необходимо, прежде всего, установить новый миропорядок, который основывался бы на следующих исходных принципах: а) признание приоритета общечеловеческих ценностей, понимание человеческой жизни и мира, как высших ценностей общества; б) отказ от войны при решении спорных вопросов, неустанный поиск мирных путей разрешения социальных конфликтов и проблем; в) признание права за всеми народами свободно и самостоятельно выбирать свой путь развития; д) понимание современного мира, как целостного и многополюсного, как взаимосвязанного сообщества людей, естественного и необходимого способа существования земной цивилизации. С другой стороны, обеспечение Мира позволит высвободить огромные интеллектуальные, экономические и финансовые возможности для успешной реализации программ по преодолению других глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран и установление нового международного экономического порядка занимает особое место в системе глобальных проблем, так как здесь кроются факторы дестабилизации всей системы международных отношений. Резко усиливающийся разрыв между богатыми и бедными странами нередко характеризуют как противостояние между "богатым Севером" и "бедным Югом", что вызывает недовольство и двусмысленность отношений. Новые технологии, компьютеризация потребовали высококвалифицированных специалистов, которых "бедный Юг" не смог произвести, поэтому обмен стал осуществляться главным образом между 380 экономически развитыми государствами. Развивающиеся страны используются в основном, как сырьевой придаток, так как обладают значительными сырьевыми ресурсами и слабой материально-технической базой. Приходится констатировать, что Россия, как и остальные страны бывшего Советского Союза, не попадает в разряд процветающего меньшинства развитых стран. Поэтому перед ней стоят в основном те проблемы и трудности, которые характерны для государств, находящихся в стадии модернизации. Установление демократии и рыночных отношений ожесточит борьбу за достойное место в составе мирового сообщества. Еще одна проблема – обеспечение человечества энергетическими и сырьевыми ресурсами –также переросла в глобальную. Ресурсы, составляя основу производства, играют все более значительную роль в жизни общества. Они подразделяются на две группы: а) возобновимые, которые возобновляются естественным или искусственным путем (гидроэнергия, энергия приливов – отливов, энергия Солнца, ветра, древесина и др.). б) невозобновимые, количество которых ограничено их запасами (нефть, каменный уголь, природный газ, всевозможные руды, минералы и т.п.). Еще недавно многие полезные ископаемые добывались или открытым способом, или на глубине 500 – 600 м, сегодня ситуация резко изменилась. Разработка месторождений теперь осуществляется на глубине 8 – 10 км. или на дне океана. Это требует крупных капитальных вложений и соответствующих технических разработок. Решение проблемы возможно несколькими путями: во-первых, разумно использовать те ресурсы, которыми мы уже пользуемся; во-вторых, шире использовать энергию природных, естественных источников; 381 в-третьих, развивать безотходные технологии, а также энергию атома, возможно водорода и др. За время изучения проблем взаимоотношений общества и природы выработаны разнообразные подходы и принципы их решения. Любопытные "законы" предложил и обосновал американский ученый Б. Коммонер. Они предельно просты. "1.Все взаимосвязано. 2.Все должно куда-нибудь деваться. 3.Все чего-нибудь да стоит. 4.Природа знает лучше нас." Сформулированы они непритязательно, однако имеют глубокий смысл. Требует решения и экологическая проблема атмосферы. Воздушная сфера, загрязненная техногенными выбросами, вредит всему живому в том числе и здоровью людей. Распространяясь с воздушными массами, на большие расстояния, загрязнения приобретают глобальный характер, выпадая с осадками на почву и воду, заражают среду обитания животных и растений. Развитие сверхзвуковой авиации, космонавтики, порождает проблемы, связанные с нарушением озонового слоя, защищающего Землю от космических лучей. Обеспечение дальнейшего экономического развития человечества можно только плодотворно используя потенциал научно-технической революции, а он заведомо предполагает необходимость активизировать усилия по предотвращению загрязнения окружающей среды. В свою очередь, эту экологическую проблему можно решать только на пути нового экономического развития. В этом направлении есть где приложить усилия, особенно что касается экономии природных ресурсов. Наконец-то пришло понимание, что они конечны, а полезное использование составляет всего 5 – 10 %, т.е. более 90 % составляют отходы конечного производства. 382 Чрезвычайно острой является демографическая проблема. По оценкам ряда специалистов, имеющиеся на планете энергетические, сырьевые, продовольственные и другие ресурсы могут обеспечить достойную жизнь на Земле только 1 млрд. человек. В свое время английский экономист и священник Т. Мальтус (1766 –1834) сформулировал закон динамики народонаселения, в котором пытался выразить соотношение роста населения и возможностей его обеспечения средствами питания. Он исходил из того, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а производство продуктов питания – в арифметической прогрессии, то есть существенно отстает от роста населения. Отсюда делались выводы о возможности мирового голода и гибели человечества вследствие перенаселения. Следует отметить, что действительно наблюдается стремительный рост населения. В начале века население Земли составляло 1млрд. 608 млн. человек, в 1930 году оно составляло уже 2 миллиарда, в 1976 году – четыре миллиарда, в 1987 году – пять миллиардов, в 2000 году – 6,1 миллиарда человек. Темпы прироста таковы, что каждую секунду число людей на Земле увеличивается в среднем на 3 человека, что приведет в 2020 – 2025 году практически к удвоению населения. Вместе с тем, далеко не все ученые соглашаются с выводами Мальтуса и его единомышленников. Они говорят, что при современной технике можно использовать в хозяйственных целях 13,4 млрд. гектаров доступной для обработки земли. Пока что в этих целях используется только 1,5 млрд. га, так что резервы есть. Они составляют практически 90 %. К тому же продукты мирового океана составляют не более 2 % потребляемой человечеством пищи[4]. Таким образом человечество еще имеет возможности успешно решать продовольственную проблему, однако она далеко не одинакова в разных регионах и странах. Все зависит от природных богатств страны, уровня развития ее производительных сил, а также от количества населения и его структуры. С проблемой демографического взрыва тесно связана проблема образования. Если в процентном отношении число неграмотных в мире за 383 последние годы уменьшилось, то в абсолютном выражении оно продолжает расти. По данным на конец 90-х гг. практически миллион человек не умеют ни читать, ни писать. Наряду с этим растет и функциональная неграмотность. Уровень образования все большего числа людей не позволяет полноценно работать в информационном обществе, используя новейшие технологии и компьютерную технику. К тому же, в большинстве государств мира отсутствует реальная возможность равного доступа к образованию. Численность населения и условия его проживания, состояние окружающей среды остро поставили проблему здравоохранения. Поколение современных людей испытывает на себе множество, еще не изученных или малоизученных, физических, химических, биологических факторов загрязнения окружающей среды. Резко возросли сердечно-сосудистые заболевания, психические и так называемые "болезни цивилизации": рак, СПИД, и др. К росту смертности от инфарктов и инсультов приводят: малоподвижный образ жизни (гиподинамия), избыточное потребление жирной пищи, курение, нервные перегрузки и др. Проблема заключается в неспособности человека отказать себе в целом ряде "удовольствий". В слабо развитых странах – нет средств и возможностей для развития медицинской помощи[6].

Задание 2.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!