Вещи манципируемые и неманципируемые.



Вопрос 1. Определите понятие римского права и его основные признаки

Римское право - это система права, сложившаясяв наиболее развитом государстве древнего мира - Древнем Риме, и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств.

Энгельс оценивал римское право так: "Римское правоявляется настолько классическим юридическим выражением , жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений".

Оно получило наибольшее развитие в эпоху принципа­ла (первые три века нашей эры). Римское право включало две части: публичное право; частное право.

"Публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства; частное — которое (относится) к пользе отдельных лиц" (Ульпиан).

Публичное право - право, которое регулировало властные отношения, отношения между государством и , частными лицами. Его нормы были обязательны во всех случаях и не могли быть изменены соглашением сторон (частных лиц).

Частное право регулировало имущественные отношения между частными лицами. Его положения могли быть изменены соглашением сторон обязательства.

Законы XII таблиц устанавливали правило: "Когда лицо совершает договор займа или приобретает собственность, , то его словесные распоряжения да будут правом". ,

Римские юристы создали стройную систему норм, регу­лирующих частноправовые отношения, которые неоднократно использовались при создании правовых систем других государств.

Данная система была наиболее разработанной в истории античности, что предопределило рецепцию римского права и его изучение как в научных, так л и в учебных целях.

2. Основные институты римского права:

- правовой статус лица в Древнем Риме;

- брак и семья;

- вещные права;

- обязательственное право;

- наследование.

3. Предмет курса римского права - правовая систе­ма, сложившаяся в Древнем Риме и регулировавшая отношения между лицами в пределах Римской державы.

Значение курса римского права выражается в сле­дующем;

• дает возможность глубже понять те или иные правовые явления;

• ведет к пониманию истоков существующих правовых институтов;

• дает примеры решения правовых ситуаций, возникаю­щих в современности;

• римское право последовательно прошло все стадии развития, известные в отношении права, в наиболее раз­витом государстве древности (историческая ценность, модель развития права вообще);

• послужило основой для развития многих других право­вых систем, в том числе и российской.

4. Принципы римского права основаны на стоиче­ской философии, их можно сформулировать следующим образом:

• взаимное признание субъектов гражданского оборота;

• исключительность контроля каждого лица над его имуще­ством;

• эквивалентность предоставлений при обмене товарами и услугами;

. свобода волеопределения в соответствии с мерой до­пущенного поведения, установившейся в обществе. . Система римского права

1. Система права - это порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.

Система римского частного права сложилась в эпоху Юстиниана на основе:

• древнейшего права (fas) - носило религиозный харак­тер {Jus sacrum).

Познание и толкование его сосредотачи­валось в жреческих коллегиях понтификов, являвшихся первыми римскими юристами1;

•светского права (ius) - сформировалось позже. Разли­чие fas и ius окончательно определилось в период рес­публики с отделением жреческих должностей от светских магистратур. Толчком послужило обнародование кален-, даря {ius Fla-vianum) и книги об исках.

Римское частное право состояло из цивильного (гражданского) права, преторского права и права народов.

Цивильное право регулировало имущественные отношения исключительно римских граждан. Прёторское право осуществлялось посредством издания эдиктов. Вместе с цивильными исками существовали 1 преторские иски и интердикты (запрещения); одновременно с цивильным правом собственности признавалась собственность бонитарная (или преторская); совместно с цивильным владением утвердилось прёторское владение.

С развитием торговли поменялось принципиальное от­ношение к иностранцам - появилась необходимость их . правовой охраны.

По отношению к иностранцам в Риме допускалось при­менение права народов - lex patria. Постепенно оно также стало частью римского права, существовал даже претор перегринов, который разрешал споры между иностранца­ми и римскими гражданами.

2. Выделяются две основные системы группировки правовых норм:

• пандектная;

• институционная.

3. Пандектная система состоит из общего раздела и четырех специальных:

• вещное право;

• обязательственное право;

• семейное право;

• наследственное право.

Такая система была характерна для Дигест (Пандектов) Юстиниана. Она была воспринята германской правовой системой и на ее основе было создано Германское Граж­данское Уложение. Пандектная система воспринята также и современным российским частным правом.

4. В институционной системе отсутствует общая часть, и из состава вещного права не выделяется наслед­ственное право. Нормы, носящие общий характер, распо­лагаются в каждом из разделов

Гай говорит: "Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым дей­ствиям (искам)1.' (1.1.2). Выделяются три группы право­вых норм.

• право лиц (субъекты права);

• вещное право;

• обязательственное право.

Институционная система уступает по юридической тех­нике пандектной, однако она была господствующей в классическую эпоху и была воспринята французской пра­вовой системой при создании Гражданского кодекса (Ко­декса Наполеона).

Система римского частного права постоянно развива­лась и совершенствовалась, в связи с чем является цен­ным источником для изучения и использования.

30. Виды собственности

1. В различных случаях собственник пользовался раз­ными правами на свою собственность. Это зависело от того, каким правом защищалась эта собсственность или какой на неё был установлен правовой режим. Различа­лись следующие виды собственности:

• квиритская собственность;

• преторская (бонитарная) собственность;

• провинциальная собственность;

• перегринская собственность.

2. Квиритская собственность являлась древнейшим видом собственности в Древнем Риме.

Признаки квиритской собственности:

• субъектом квиритской собственности мог быть только римский гражданин (на более раннем этапе - римский народ);

• объектом квиритской собственности являлись только вещи, способные участвовать в обороте,

• собственность по праву квиритов могла быть приобре­тена только цивильными способами.

По мере развития хозяйственной жизни возникла необ­ходимость обеспечить устойчивость гражданского оборо­та в том случае, если вещь перешла к новому собственни­ку, однако были нарушены некоторые формальности пе­рехода.

Постепенно появляется новый вид собственности, ко­торый не признавался и не защищался квиритским пра­вом, однако получил защиту у претора (преторская собст­венность).

3. Преторская собственность, в частности, возника­ла, когда манципируемые вещи отчуждались без обяза­тельной в таком случае манципации.

По квиритскому праву подобная сделка могла быть признана недействительной, возможен был и виндикационный иск, однако такое положение подрывало устойчи вость гражданского оборота и способствовало нечестно сти продавцов; поэтому в данном случае претор стал при ходить на защиту ответчика, и, если сделка была уже ис­полнена, претор предписывал судье отказать в иске.

В дальнейшем разделение собственности на квирит скую и бонитарную становится чисто номинальным.

4. Термин "бонитарная собственность" становится просто техническим.

Режим бонитарной собственности предоставлял неко­торые права его обладателю до наступления срока давно­сти, по окончании которого лицо приобретало dominium.

"Если вещи, принадлежащей к манципируемым, я не манципирую, не уступаю тебе перед судящим претором, и только передаю тебе, то ты будешь ею просто обладать, а я буду ее квиритским собственником до тех пор, пока ты не приобретешь собственности на основании давностного владения" .

5. Провинциальная собственность распространя­лась на провинциальные земли.

Эти земли принадлежали римскому народу на праве общей собственности по праву завоевания.

Данная земля делилась на две части: одна часть со­ставляла государственную собственность, другая предос­тавлялась прежним владельцам для дальнейшего исполь­зования.

Однако по воле государства данные лица могли быть лишены владения. Впоследствии последнее правило было отменено.

Главным отличием провинциальной собственности от квиритской были взимавшиеся с данной собственности платежи в пользу государства, а их оборот регулировался не цивильным правом, а правом народов.

6. Перегринская собственность развивалась одно­временно с преторской и выделяется в особый вид, так как перегрины имели особый статус, в частности облада­ли меньшим объемом прав, чем римляне.

Со временем, когда различия в статусе римлян и перегринов стали постепенно исчезать, перегринская собственность слилась с преторской.

Вопрос 2. Историческое значение римского права

В древние времена римское право называли «ратои скрипта», если перевести, то получим «писаный разум». Именно на основе римского права создавался весь современный юридический понятийный и категориальный аппарат. Если так посмотреть, то частное римское право – это фундамент для изучения торговой и гражданской законодательной базы, а также отличная платформа для подготовки профессионалов и специалистов в области права.

Историческое значение римского права заключается в следующих аспектах:

Во-первых, римское право имело большое влияние на становление и дальнейшее развитие мировой правовой мысли.

Во-вторых, римское право также имело больше влияние и на культурные процессы.

В-третьих, оно декларирует все основные правовые отношения между простыми товаровладельцами, примером: между кредитором и должником, или же между покупателем и продавцом.

Вот такие особенности способствовали дальнейшей рецепции римского права. Яркий пример – это эпоха Средневековой Европы, именно в этот период феодальные нормы обычного права перестали соответствовать современным, на то время запросам, поэтому и произошла рецепция римского права с последующим проникновение в кодификации гражданского права.

Так же историческое значение римского права состоит в том, что теория гражданского права полностью пропитана духом и выдержками из римского права. Поэтому для того чтобы как можно глубже изучить основные постулаты гражданского права, придется для начала разобраться с нормами римской правовой мысли. Ряд терминов, определений и понятий можно полностью понять только при условии изучения их истоков. Например, это такие термины как: реституция или же универсальное преемство. Бесспорно, гражданское право сейчас прекрасно существует без копирования терминов времен римского права. Но все же во многих правовых системах, мы и по сей день можем наблюдать сохранившиеся римские термины, которые важно не только знать об их существовании, но и понимать их смысловую нагрузку.

При помощи римского права будущий юрист может выработать для себя такие ключевые навыки как формулировка и отграничивание юридических категорий. Для разработки законов необходимо в совершенстве владеть юридической техникой, только так можно корректно создавать и внедрять в жизнь законы. Нужно отметить, что законы должны:

Во-первых, быть написаны на понятном и доступном языке, чтобы каждый, кто хотел, мог без проблем в них разобраться.

Во-вторых, текст закона должен соответствовать всему тому, что хотел донести законодатель. Очень важно чтобы вся информация передавалась без искажений,

В-третьих, очень важна и сама формулировка закона, она должна быть построена так, чтобы она захватывала только, те сферы, которые нужно откорректировать и урегулировать. При этом не касаясь всего остального, что не попадает под юрисдикцию данного закона.

Нужно отметить, что закон – общепринятая норма, и только тот, кто владеет юридической техникой в совершенстве, сможет реализовать все вышеуказанные требования и замечания. В компетенцию юриста входит не только анализ нормы закона, но и разбор конкретного случая, когда действует тот или иной закон, а когда он бессилен. Как вывод, нужно обратить внимание на то, что римское право – это в первую очередь, точные и четкие формулировки. А поэтому, это прекрасный образец достижений правовой мысли.

Вопрос3. Определите систему римского частного права

Предметом римского частного права как учебной дисциплины яв­ляется право Римского государства рабовладельческой формации. Ис­тория развития этого государства и всей системы римского права в целом изучается в составе дисциплины «История госу дарства и права зарубежных стран».

Римская правовая система включала в себя публичное право и право частное. Деление права на публичное и частное было выработано в судебной практике и юриспруденции Рима в классический период. Са­ми римляне по-разному проводили разграничение между этими облас­тями права. Но законодательное признание получила формула класси­ческого римского юриста Ульпиана: «Публичное право есть то, кото­рое относится к положению римского государства, частное - которое относится к пользе отдельных лиц» (D.1.1.1.2)1. Таким образом, крите­рием различия областей частного и публичного права служил характер интересов, защищаемых правом. К публичному праву относились нор­мы, которые непосредственно охраняли интересы государства: опреде­ляли правовое положение государства и его органов и регулировали их отношения с частными лицами. Отношения между отдельными инди­видами регулировались нормами частного права, которые получили воплощение в институтах семейного права, а также в институтах, свя­занных с производством, обменом вещей и услуг.

Деление права на публичное и частное в произведениях римских юристов имело под собой и объективные различия в методах правового регулирования. Публичное право включало в себя отношения власти и подчинения. Поэтому его нормы носили безусловно обязательный, т. е. императивный, характер. В частном праве выражались отношения фор­мально равных лиц, не соподчиненных друг другу, например частных собственников, выступающих на рынке. В этой области права непосред­ственное вмешательство государства в регулирование отношений было ограниченным. Здесь преобладали нормы, позволяющие самим заинте­ресованным лицам определять содержание складывающихся между ни­ми отношений. В современном праве такие нормы называют уполномо­чивающими. Например. Законы двенадцати таблиц (Leges duodecim tabu­larum) при заключении договора займа определяли: «...как они догово­рятся, так пусть и будет». Охрана частных интересов осуществлялась только по инициативе заинтересованных лиц: собственник вправе за­щищать свое имущество или не защищать, интересы лица защищаются лишь по его требованию и в пределах заявленного притязания. В современных правовых системах имущественные отношения ре­гулируются такой отраслью права, как гражданское право. В связи с этим возникает вопрос о соотношении понятий «римское частное пра­во» и «гражданское право».

В латинском языке слову «гражданский» соответствует слово civi­lis. Но термин jus civile (цивильное, гражданское право) в римском праве по своему содержанию не соответствует современному термину «гражданское право». Термин «гражданское право» в римском праве имел совсем иное значение. Jus civile - это исконное национальное древнеримское право, которое распространяло свое действие исключи­тельно на римских граждан - квиритов, поэтому данное право имено­валось также квиритским правом (jus quiritium).

То, что мы сегодня называем гражданским правом, в Древнем Риме складывалось из трех существовавших тогда систем:

jus civile - цивильное право; jus gentium - право народов; jus praetorium - преторское право.

Эти три системы регулировали имущественные отношения, скла­дывающиеся в римском обществе.

Цивильное право, как уже отмечалось, представляло собой сугубо национальное древнейшее право, регулировавшее имущественные от­ношения только между квиритами. Оно отличалось национальной ог­раниченностью, обременительным формализмом и консервативностью. Римское государство возникло как государство-город (полис), и ци­вильное право действовало в пределах территории города Рима, что придавало ему замкнутый и ярко выраженный национальный характер.

Квиритское (цивильное) право характеризовалось «внутренней недиф- ференцированностью, переплетением с религией и простыми нормами нравственности, неразвитостью правовых понятий, отраслей права».

Связь права с религией проявлялась, в частности, в том, что его применение сопровождалось произнесением сакраментальных слов и фраз, совершением ритуальных действий. Обычаи, религия, а вместе с ними и право не распространялись на представителей других народов. Именно религиозной и племенной замкнутостью объясняется то, что в Риме продолжительное время чужаков, представителей других наро­дов. так называемых перегринов, признавали врагами (hostes) и счита­ли бесправными.

Ярким примером формализма цивильного права являлся особый торжественный обряд манципации (mancipatio), применявшийся, в ча­стности, при заключении договора купли-продажи манципируемых вещей. К таким вещам относили землю, рабов, рабочий скот и земель­ные сервитуты, т. е. наиболее важные и ценные вещи в римском хозяй­стве. В связи с особой важностью и ценностью таких вещей был уста­новлен специальный, более усложненный порядок их отчуждения. Манципация состояла в том, что приобретатель в присутствии пяти­семи свидетелей (обязательно - полноправных римских граждан) и весовщика произносил определенную словесную формулу. Затем он ударял куском меди по чаше весов и передавал его отчуждателю вме­сто покупной цены.

Правовое значение манципации заключалось в следующем. Если при отчуждении манципирумой вещи манципация не совершалась, то право собственности на вещь к приобретателю не переходило, т. е. по­купатель вещи, несмотря на уплату цены и получение вещи в фактиче­ское владение и пользование, собственником вещи не становился. Из этого следует, что в древнейшем праве формализм преобладал над сущностью совершаемого юридического действия. А это часто приво­дило к злоупотреблению со стороны продавца, который формально оставался собственником вещи и мог истребовать ее обратно от поку­пателя. Республиканские суды удовлетворяли такие иски.

Но в то же время смысл манципации был глубоко рациональным. Он состоял в засвидетельствовании приглашенными свидетелями фак­та перехода права собственности на вещь от отчуждателя к приобрета­телю. Присутствие свидетелей являлось пережитком участия всей об­щины в отчуждении вещей. Свидетели выступали не просто очевидца­ми совершения сделки, а гарантами ее действительности, прочности совершенного приобретения.

С течением времени обряд манципации получил очень широкое распространение. Обряд «посредством меди и весов» стали применять даже при совершении брака и при распоряжении имуществом на слу­чай смерти.

Отличительной чертой цивильного права являлся и его консерва­тизм. Римляне в практической деятельности строго придерживались принципа незыблемости, стабильности права. Граждане Рима воспиты­вались в духе глубокого уважения и беспрекословной почтительности перед законом. Сама мысль о возможности изменения или отмены за­кона объявлялась кощунственной. Преступить закон - значило вызвать у богов гнев. Такое благоговение перед законом приводило к консерва­тизм}7. Устаревшие нормы права не отменялись, не изменялись, но и не применялись, превращаясь в голое право (nuda juris). Накапливалось множество таких правовых норм.

 Средиземноморье. Город-государство по­степенно превращался в крупнейшую державу - империю. Покоренные Римом народы обладали высокой культурой, в том числе и правовой, которая оказывала влияние и на римское цивильное право. Так, парал­лельно с цивильным правом складывалась и действовала еще одна сис­тема права - право пародов (jus gentium). Сложилось оно из совокупно­сти правовых систем завоеванных Римом государств, регулировало имущественные отношения между негражданами Рима (латинами, Пе­регринами), а также между ними и римскими гражданами (квиритами) и распространяло свое действие на все население Римской империи. Характерной чертой являлось то. что оно было более подвижно, лише­но формализма, национальной ограниченности и применимо к новым условиям общественного развития, более приспособлено к потребно­стям развития экономического оборота.

С течением времени в Риме возникла и сформировалась еще одна система права - преторское право (jus praetorium). Свое начало оно берет в IV в. до и. э., когда в Риме была учреждена должность претора (городского), а в последующем и претора перегринов. Эта система права сложилась в результате практической деятельности преторов, которые знали юрисдикцию Древнего Рима и самолично рассматрива­ли имущественные споры между гражданами. Преторское право регу­лировало имущественные отношения как между римскими граждана­ми, так и перегринами, но применялось только тогда, когда цивильное право, рассчитанное на патриархально-натуральное хозяйство, не в состоянии было регулировать возникающие новые имущественные отношения. Преторы, сталкиваясь с несоответствием норм цивильного права новым экономическим реальностям, не отменяли и не изменяли эти старые нормы. Путем принятия эдиктов преторы вопреки цивиль­ному праву предоставляли средства защиты новым имущественным отношениям. Тем самым преторские эдикты создавали, формировали новую систему права. А нормы цивильного права в таких случаях ста­новились недействующими, неработающими, превращались в так на­зываемое «голое право». Осуществляя защиту новых имущественных отношений, преторы также восполняли пробелы цивильного права. По словам классического римского юриста Папиниана, «преторское пра­во - это то, что ввели преторы ради улучшения или дополнения, или исправления цивильного права для общественной пользы» (D. 1.1.1.1). Таким образом, преторское право оказалось средством, позволяющим вносить в консервативную римскую правовую систему необходимые изменения и дополнения.

Римское частное право достигло высшей степени разработанности и приобрело всемирную известность в значительной степени благодаря деятельности преторов и созданному их трудами преторскому праву. Не случайно римских преторов называли viva vox juris civilis, т. e. жи­вым голосом цивильного права.

На протяжении столетий римское право развивалось в виде парал­лельно существующих правовых систем jus civile, jus gentium, jus prae­torium. Возникнув в разное время, эти правовые системы существовали не разрозненно. При практическом применении они взаимодействова­ли, взаимовлияли и дополняли друг друга. Но более значительным бы­ло влияние права народов и преторского права на цивильное право ввиду того, что эти правовые системы впитали в себя достижения пра­вовой культуры более развитых народов, покоренных Римом, и устра­няли формализм и обрядность древнего права. Происходило постепен­ное сближение правовых систем, их слияние друг с другом. При импе­раторе Юстиниане образовалось единое римское частное право.

Таким образом, гражданскому праву (в современном смысле) в Ри­ме соответствовала совокупность трех названных систем - цивильного права, права народов и преторского права, которая именовалась jus privatum, т. е. частное право. Правовое положение лиц в римском праве

Вопрос4. Определите понятие лиц в римском праве

Лицо - это существо (человек), способное обладать правами. Термином «лицо» обозначается субъект права. Древний Рим был рабовладельческим государством и поэтому признавал лицом далеко не каждого человека.

Субъектом права признавался только свободный человек, поэтому рабы рассматривались не как субъект, а как объект права. Способность обладать правами называется правоспособностью. Правоспособность слагается из трех основных элементов или состояний status:

1. status libertatis- состояние свободы

2. status civitatis- состояние гражданства

3. status familiae- семейное состояние.

С точки зрения статуса свободы различались свободные и рабы. С точки зрения гражданства различались римские граждане и другие свободные лица (латины и перегрины). С точки зрения семейного состояния различали отцов семейства (pater familias) и подвластных им лиц.

Статус римского гражданина приобретался прежде всего путем рождения в законном браке от римских граждан, затем – путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу. Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis deminutio. Изменение в состоянии свободы называлось capitis deminutio maxima, изменение в статусе гражданства называлось capitis deminutio media, изменение в семейном статусе capitis deminutio minima.

Утрата статуса римского гражданина:

1. м. б. отказаться от гражданства;

2. м. б. лишиться за преступления;

3. с утратой свободы (плен, кабала).

4. смерть римского гражданина.

Вопрос5. Определите особенности цивильного права и преторского права

Преторское право (lus praetorium), в Древнем Риме нормы частного права, выработанные особыми должностными лицами — преторами. В Дигестах указывалось, что преторы могут «подкреплять, дополнять или поддерживать цивильное право», т. е. исконное римское право, основанное на законе. Поскольку цивильное (гражданское) право в силу присущего ему формализма не сумело приспособиться к условиям быстро развивавшихся хозяйственных связей рабовладельческого общества, П. п. к концу республиканского периода превратилось по существу в самостоятельную правовую систему. При вступлении в должность претор, стремясь обеспечить более гибкую защиту интересов частных собственников, издавал специальный эдикт (edictum tralaticium), который предусматривал введение новых исков и др. процессуальных средств, фактически прекращая действие устаревших норм. Преторский эдикт действовал в течение 1 года, но каждый новый претор при составлении эдикта использовал наиболее важные правовые установления своих предшественников. Нормотворческий характер деятельности преторов усилился с середины 2 в. до н. э., после издания закона Эбуция, согласно которому претору было дано право составлять в ходе судебного процесса обязательную для судей юридическую инструкцию (т. н. формулярный процесс). П. п. существенным образом реформировал такие институты частного права, как владение, договор, наследование. На основе П. п. сложился новый вид собственности (т. н. бонитарная собственность), особая форма «преторского наследования» и др. После падения республики нормотворческая деятельность преторов вступила в противоречие с растущим полновластием императоров. После того как во 2 в. н э. по указанию императора Адриана римский юрист Сальвий составил окончательный текст преторского эдикта (edictum perpetuum Hadriani), явившийся своего рода кодификацией П. п., развитие П. п. прекратилось.

В 4—5 вв. н. э. произошло сближение систем П. п. и цивильного права, приведшее к полному их единообразию. структуре римского частного права выделяют две основные системы – цивильное право (ius civile) и преторское право (ius honorarium).

Цивильное право – исторически первая система римского права, основными источниками которой являются законы (начиная с Законов XII таблиц) и сенатус-консульты республиканского периода. Нормы цивильного права, созданные в условиях патриархально-натурального хозяйства раннего периода древнеримской истории, со временем оказались не приспособлены к развивающемуся товарному обороту, наглядно показывали свою пробельность и неприменимость.

Чтобы исправить эту ситуацию, и было призвано преторское право. Должность городского претора была учреждена в 367 г. до н.э. Он имел полномочия по судебным делам, участниками которых были римские граждане, обладал правом imperium (т.е., в частности, имел право издавать общеобязательные эдикты и интердикты).

Помимо текущих претор издавал эдикт на год (т.е. на весь срок своих полномочий). Обычно новый претор сохранял нормы такого постоянного эдикта предыдущего претора, соответствующие жизненным условиям, дополняя их чем-то своим. Со временем сложился определенный правовой массив, переходящий из эдикта в эдикт.

Во II в. юрист Юлиан (по поручению императора Адриана) выработал редакцию «постоянного преторского эдикта» (edictum perpetuum), которая в дальнейшем уже не изменялась и вошла в историю как Юлианов эдикт.

Вместе с тем преторское право не отменяло цивильное. Последнее просто переставало действовать на практике, становилось «мертвым», в этом проявлялся дуализм римского права.

Напр., наряду с институтом квиритской собственности (по цивильному праву) существовал институт бонитарной собственности (по преторскому праву).

Вопрос6. Определите источники римского права

Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.

Римское право различало несколько видов источников:

1) обычное право – совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением

 Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять вжизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;

2) законы (leges) – основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:

а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);

б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta); в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta); 3) плебисциты – аюы, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.

Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.

Источники римского права:

1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);

2) Законы XII таблиц – свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашива-нии привилегий;

3) кодификация императора Юстиниана– Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);

4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.

Вопрос 7.Определите правовое положение римских граждан.

Полноправным субъектом государственной жизни римского государства был римский гражданин (патриций), родившийся в законном браке.

Являясь гражданином Рима, лицо могло пользоваться определенными правами, но наряду с этим на него возлагались и публичные обязанности.

Способы приобретения римского гражданства:

1) рождение от римских граждан;

2) отпущение на свободу из рабства;

3) предоставление римского гражданства иностранцу;

4) усыновление римским гражданином иностранного ребенка.

Римские граждане подразделялись на свободнорожденных, обладающих полностью правоспособностью, и вольноотпущенников (libertini), к которым относились рабы, получившие свободу.

Вольноотпущенники находились в прямой зависимости от своих бывших господ и не могли служить в римских легионах, а впоследствии и вовсе утратили право голоса. Кроме этого, им было запрещено заключать браки с лицами сенаторского происхождения, а до I в. – со всеми свободнорожденными.

Со временем утверждается правило, что люди не равны друг другу. Рабы никогда не ставились на одну ступень с патрициями: они были не людьми, а вещами.

Когда римский юноша достигал совершеннолетия, то отец приводил его на главную площадь

Рима, где юноша записывался в соответствующую трибу. И с этого момента он становился политически полноправным.

Но политическое полноправие не влекло за собой гражданского, т. е. юноша не мог распоряжаться имуществом, так как до тех пор, пока отец был жив, сын находился под его властью и не мог совершать каких-либо сделок без прямого на то указания отца.

По римскому праву политическое и гражданское полноправие было абсолютной привилегией мужчин. Женщин римские мужчины считали легкомысленными, поэтому женщины не могли совершать каких-либо сделок, а также принимать участие в политической жизни общества.

Но женщины не были совсем отстранены от участия в делах семьи и общества. Хотя их влияние было и косвенным, но было довольно значительным. Они воспитывали детей, занимали положение хозяйки дома и не раз оказывали существенное влияние на судьбу Рима.

Римское гражданство прекращалось или со смертью гражданина, или в результате потери статуса свободы, т. е. когда лицо превращалось в раба. Присутствовал ряд обстоятельств, при которых лицо теряло римское гражданство. К таким обстоятельствам относились военный плен, осуждение к смертной казни и др.

В Римской империи лицо, которое незаконно выдавало себя за римского гражданина, приговаривалось к смерти. В 24 г. был принят закон, согласно которому вольноотпущенник, выдававший себя за свободнорожденного, привлекался к уголовной ответственности.

Вопрос 8.Поясните значение римского права для современной юриспруденции

Когда-то римское право называли «писаным разумом» (ratio scripta). Разумеется, современное частное право ушло далеко вперед в регламентации сложнейшей сферы имущественных отношений, особенно торгового (коммерческого) оборота. "' Однако и многие новейшие юридические конструкции как из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве. С этой точки зрения римское частное право продолжает оставаться основой для изучения гражданского и торгового законодательства и базой для подготовки квалифицированных юристов. Соками римского права пропитана и теория гражданского права. Поэтому изучить достаточно глубоко гражданское право, не зная права римского, невозможно. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике (например, реституция, виндикация, универсальное преемство, наследственная трансмиссия и т.д.), могут быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их у самого истока образования. Конечно, в ряде случаев современное гражданское право успешно обходится без заимствования терминов, возникших в римском праве . Но во многих правовых системах римские термины и понятия сохраняются, и потому юристу необходимо отчетливо понимать их смысл.

Юриспруденция(лат. Jurisprudentia) как наука права была разработана а Древнем Риме, поэтому нет ничего удивительного в том, что практически вся ее терминология латинского происхождения: юстиция, процесс, презумпция, адвокат, казус и др.

Особое место латинские выражения и фразы занимают в юриспруденции. В какой-то части они стали общепринятыми юридическими понятия. Например, "Dura lex, sed lex" для нас звучит "закон есть закон" (в точном переводе звучит как "закон суров, но это закон"). Но этот постулат не только имеет отношение к закону Рима, он также применяется в современном праве разных стран.

Вопрос 9.Объясните рецепции римского частного права

Рецепция (от receptio – «принятие») – восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.

Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

– высоким уровнем римского права – наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

– недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия. Причины рецепции римского права:

– римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства

– короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

– повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Рецепция римского права – сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права. Этапы рецепции:

1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:

глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;

постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);

2) распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;

3) переработка и усвоение достижений римского права.

Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Вопрос 10.Объясните законы XII таблиц в римском праве.

В 451—450 гг. до н.э. была сделана запись обы- чаев, получившая название Законов XII таблиц. В значительной своей части Законы XII таблиц фиксируют пись- менно давно сложившуюся практику взаимоотношений различных лиц, т.е. право обычное. В этом смысле, как ни странно, их можно было бы назвать варварской правдой (как именуются первые юри- дические кодексы государств раннего Средневековья), если забыть о том, что само понятие «варвары» применялось в античности ко всем людям, кроме греков и римлян. В тексте таблиц заметно влияние греческого права, а конкрет- но — афинского законодательства Солона. В двух случаях на это прямо указывает античный юрист Гай. Так подтверждается сооб- щение источника о том, что на подготовительном этапе для работы коллегии были привлечены греческие законы. Но очевидно и то, что использовались они спорадически, и получившийся свод в основном отражал римские реалии.

Законы XII таблиц содержат множество конкретных положений, которые были развиты впоследствии в западноевропейском и позд- неримском праве. Заслуга их составителей состоит в том, что они заложили основы правотворческого процесса на будущее и сформу- лировали нормы, позволившие молодому классовому обществу до- статочно эффективно функционировать. Прежде всего составители таблиц установили определенный по- рядок судебных процедур, т.е., говоря профессиональным языком, зафиксировали нормы процессуального права.

Законы XII таблиц охраняют устои древней патриархальной семьи.

Законы XII стали первым древнеримским судебником: многие их положения относятся к сфере уголовного права

 Законы ХII таблиц были начертаны на 12 деревянных досках-таб- лицах и были выставлены для всеобщего обозрения на главной пло- щади Рима, отсюда и пошло их названия.

Вопрос 11.Объясните правоспособность и дееспособность римских граждан

Современному тер- мину «правоспособность» в Древнем Риме соответствовало слово caput. Полная правоспособность во всех областях слагалась из трех основных элементов: а) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом;

б) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских гра- ждан, а не чужеземцев; в) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы се- мьи (patria potestas). Если какой-либо статус изменялся, этот процесс назывался capitis deminutio. Изменение в status libertatis называлось наивысшим, су- щественным (capitis deminutio maxima); изменение status cfi vitatis называлось capitis familiae и обозначалось как наименьшее (capitis deminutio minima). 34 В области частноправовых отношений полная правоспособность человека складывалась только из двух элементов: а) права вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью (ius conubii); б) права быть субъектом всех имущественных правоотноше- ний и участником соответствующих сделок (ius commercii). Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворявшего указанным выше требованиям, и пре- кращалась со смертью его.

Дееспособность – способность гражданина совершать от своего имени определенные правовые действия и отвечать за противоправные деяния.

Дееспособность римского гражданина зависела от возраста. Считалось, что с возрастом человек приобретает способность руководить своими поступками и осмысливать их.

Выделяли два возрастных критерия:

1) несовершеннолетние:

а) полностью недееспособные (дети до 7 лет);

б) частично недееспособные (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет);

2) совершеннолетние:

а) частично дееспособные (молодые люди с 14 до 25 лет, девушки с 12 до 25 лет);

б) полностью дееспособные (лица, достигшие двадцатипятилетнего возраста).

Частично недееспособные лица могли приобретать имущество и совершать некоторые сделки, направленные на приобретение имущества. Частично дееспособные лица могли составлять завещание и вступать в брак.

В римском праве существовал институт ограничения дееспособности. К ограниченно дееспособным относились расточители, душевнобольные и бесчестные лица, а также замужние женщины.

Дееспособность расточителей подлежала ограничению потому, что римское общество отрицательно относилось к людям, которые вели аморальный образ жизни. Душевнобольные в период кризиса признавались полностью недееспособными, но дееспособность восстанавливалась в светлые промежутки, поэтому душевнобольные и признавались ограниченно дееспособными. Бесчестными признавались лжесвидетели, они не могли прибегать к помощи свидетелей; лица с сомнительной репутацией, которым запрещалось исполнять какие-либо публичные функции, выступать в суде представителем и быть опекуном; лица, занимающиеся определенной профессией (актера, шпиона и пр.). Ограничение правоспособности замужней женщины было связано с тем, что после замужества она попадала под власть новой семьи во главе с домовладыкой (мужем).

Дееспособность женщины зависела от ее семейного положения и вида брака. Если она состояла в браке без власти мужа, то она могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом и осуществлять свои права.

Если же женщина находилась под властью мужа или отца, то она считалась лицом чужого права и была бесправной. В римском частном праве не обладали дееспособностью от природы дети до 7 лет. Над ними устанавливается опека, как над лицами, которые могут быть дееспособными, но не обладают этим свойством из-за своих личных недостатков (слабоумные).

Вопрос 12.Объясните и сравните виды браков сum manu и sine manu в римском праве.

Формы римского брака:

1) брак с властью мужа (cum manu) – жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовла-дыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.

2) брак без власти мужа (sine manu) – жена либо оставалась под властью прежнего домо-владыки, либо была самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях.

Брак sine manu — это форма брака, основанная на равен стве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала пре обладающее.

Вопрос 13. Обьясните содержание кодификации Юстиниана

Кодификация Юстиниана.Первая половина VI в. н.э. ознаменовалась стремлением императора Юстиниана восстановить и вновь объединить когда-то блестящую Римскую империю.
Колоссальный труд составления юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и в сравнительно короткий срок. Прежде всего внимание юстиниана обратилось на собрание им-
ператорских конституций. Необходимо было привести в порядок конституции, накопившиеся за столетний промежуток после издания «Феодосийского кодекса» («Codex Theodosianus»). Но Юстиниан возымел более широкую мысль — пересмотреть и прежние кодексы
(Грегорианский, Гермогенский и Феодосийский), вычеркнуть из них все устаревшее, а все действующее объединить в одном сборнике. С этой целью Юстиниан назначил комиссию из 10 человек. Через год комиссия окончила свою работу, и указом «Summa rei publicae» был
обнародован «Codex Justinianus» (Кодекс Юстиниана), отменивший собой три прежние.
Собрав и систематизировав законы, Юстиниан решил совершить то же самое и по отношению к «давнему праву» (jus vetus). Эта задача представляла, конечно, гораздо больше трудностей, но быстрый успех с Кодексом и наличность энергичных помощников укрепили Юстиниана в его намерении. Свод законов императора Юстиниана включил три крупных
сборника римского права: институции, Дигесты и Кодекс. После опубликования Свода Юстиниан подготовил собрание императорских конституций за период с 535 по 565 г., не вошедших в
Свод. Это собрание получило название Новеллы. Все указанные части юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, один «Corpus» права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. Лишь в Средние века, когда возродилось изучение римскогоправа (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем «Corpus juris civilis», под таким названием он известен и теперь.
Кодекс Юстиниана.В 529 г. появился Кодекс Юстиниана — со- брание императорских конституций от Адриана (117—138 гг.) до Юстиниана. До нас дошла вторая редакция кодекса (534 г.). Кодекс
посвящен вопросам граждан ского, уголовного, и государственного права. Он делится на 12 книг, книги делятся на 98 титулов, титулы —на фрагменты. Внутри титула конституции (числом 4600) расположены в хронологическом порядке. Они пронумерованы. В начале каждой конституции указано имя императора, ее издавшего, и имя лица, к которому она обращена, — инскрипция. В конце указана дата издания конституции — субскрипция.
Дигесты Юстиниана.В 533 г. был обнародован результат работы комиссии в виде Дигест (digesta — упорядоченное) или Пандект (pandectae — все в себе вмещающее). Комиссия использовала около
2000 книг, написанных 39 юристами. Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана — до 1/3 всего объема Дигест и Павла — около 1/6. Кроме того, сочинения Папиниана составили 1/18 часть, Юлиана — 1/20, Помпония и Сервия Сцеволы — 1/25, Гая — 1/30,
Модестина — 1/45, Марцелла — 1/60 и т.д. Почти все из цитируемых юристов, кроме трех (Квинт Муций Сцевола, Алфен Вар, Элий Галл), жили в период империи и большинство — в период принципата. Дигесты состоят из 50 книг. Книги (кроме 30 и 32) делятся на титулы, числом 432. Титулы — на фрагменты, числом 9123. А фрагменты в новейших изданиях Дигест — на параграфы. Комиссии было предписано воспользоваться сочинениями только тех юристов, которые обладали
ius respondendi, однако она в этом случае такой строгости не проявила. Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места Дигест относятся к публичному праву, а также к тому, что мы назвали бы общей теорией права. Так, уже в первом титуле первой книги Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: определение правосудия, предписания права.

Вопрос 14. Обьясните содержание отцовской власти по римскому праву

Отцовская власть (patria potestas), первоначально безграничная, постепенно, с развитием древнеримского общества, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате, причем еще до достижения пожилого возраста.

Способы установления отцовской власти:

1. Рождение ребенка от данных родителей, состоящих в законном браке.

2. Узаконение (отец узаконивает своего сына, рожденного вне брака): 1) последующим браком родителей внебрачного ребенка; 2) путем получения соответствующего императорского рескрипта; 3) путем зачисления незаконного сына в члены муниципального сената, замужества незаконной дочери за членом муниципального сената.

3. Усыновление. Усыновить можно было лицо, находящееся под властью другого домовладыки, либо лицо, не являющееся подвластным.

В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок возникали для домовладыки. В случае совершения подвластным деликта потерпевшему давался ноксальныи иск.

В республиканском праве у подвластных не было своего имущества: все принадлежало домовладыке.

В классический период подвластным детям стали, как и рабам, выделять пекулий(peculium). Помимо пекулия, получаемого от отца, появился институт военного пекулия, т.е. имущества, получаемого сыном на военной службе или в связи с таковой (жалованье, военная добыча). Позже правовой статус пекулия был распространен на всякого рода приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной и иной службе. В период абсолютной монархии за подвластным признали также право собственности на имущество, приобретаемое с материнской стороны.

Основания прекращения отцовской власти:

1. Смерть домовладыки или подвластного.

2. Утрата свободы или гражданства (capitis deminutio maxima или capitis deminutio media)домовладыкой или подвластным.

3. Лишение домовладыки прав отцовской власти (напр., в случае оставления им подвластного без помощи)

4. Приобретение подвластным почетного звания (напр., консула, епископа).

5. Emancipate, т.е. освобождение подвластного из-под власти домовладыки (в форме манципации по цивильному праву или с использованием судебных полномочий претора). Эманципация могла быть отменена в случае неблагодарности бывшего подвластного. В Юстиниановом праве эманципация совершалась: 1) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; 2) заявлением домовладыки, заносившимся в протокол суда; 3) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

Вопрос 15. Покажите и охарактеризуйте виды родства в римском праве

В римском праве различались два вида родства.
1. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала
под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи. «Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» (Gai. Inst. 3. 10).
Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это
лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; родство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.
2. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:
а) родственники по прямой или боковой линии:
— родственники по прямой линии (linea recta) — лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия может быть восходящей (linea ascedens) или нисходящей (linea descedens) в зави-
симости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;
— родственники по боковой линии (linea collaterales) — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);
б) брачные (legitimi) и внебрачные (spurn) родственники;
в) полнородные или полуродные родственники:
— полнородные родственники (germani) происходят от одних и тех же предков;
— полуродные родственники (consanguinei и uterini) происходят от одного отца и разных матерей (consanguinei), или наоборот, от одной матери и разных отцов (uterini). Свойство (affi nitas) — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены). Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой ли-
нии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же
образом, как родство супруга (например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии). Римская история прошла через развитие семей от агнатического
к когнатическому родству:
— консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины
был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании;
— патриархальная семья (familia) сменила консорциум;
— когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности (alieni iuris). Когнатическая семья являлась союзом близких, только кров-
ных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограни-
ченной и сводилась к благоразумному наказанию («ad modicam castigationem»).
С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи (cognatio servilis); это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье,когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались.
Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства
родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-

Вопрос 16. Покажите и охарактеризуйте правовые системы в римском праве

Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого приходится на VI в. — середину III в. до н.э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений. Жизнь настоятельно требовала при-
вести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилосьпреторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов. В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильно-
го права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву
или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права. Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в
отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись прин ципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гума-
низма означал уважительное отношение к личности. Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для
совершения сделок с участием иностранных граждан. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права — «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некото-
рых других государств. В отличие от квиртского и преторского права нормы «права наро-
дов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства.

Вопрос 17. Покажите имущественные отношения супругов в браке по римскому праву

Имущественные отношения супругов по римскому праву различались в зависимости от формы заключения брака:

– при заключении брака в форме cum manu все имущество жены и ее рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации (истребования из чужого незаконного владения) на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том что родственники ее не могли в это вмешиваться. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агна-тической родственницы;

– при заключении брака sine manu в семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но жена не могла (как не обладающая jus commerii) самостоятельно распоряжаться этими имущест-вами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения, кроме как на восстановление нарушенного строения, для отправления мужем почетной должности. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям.

Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ:

– приданое (dos) – материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Приданое – имущество жены, но право собственности на него принадлежало мужу. Плоды поступали в его свободную собственность, земельные участки он не мог ни продать, ни заложить. Движимые вещи отчуждались с согласия жены, кроме заменимых и скоропортящихся, отчуждаемых мужем самостоятельно. Муж нес ответственность за сохранность приданого. Передача приданого составляла особый обрядовый акт либо оформлялась особым документом отдельно от событий заключения брака. Приданое не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса. Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака. Приданое воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной, в этом;

– брачные дары (dos propter nupdas) представляли как бы «антиприданое», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Основное условие для признания брачного дара в качестве такового – поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением (дары по поводу обручения имели специальное положение, при незаключении брака или при его прекращении они не возвращались).

Вопрос 18. Опишите порядок проведения легисакционного процесса

Судебный процесс по делам частного характера на протяжении многовековой истории Рима не оставался неизменным. В республиканский период существовал легисакционный процесс, затем поя-
вился формулярный процесс, который был отменен в первой поло-
вине IV в. н.э. экстраординарным производством.
Легисакционный процесс.Легисакционный процесс стал первой
развитой формой судопроизводства по частным спорам. (Происхо-
ждение самого выражения legis actiones (иски по закону) до конца не
выяснено.) Он состоял из двух стадий:
1) in iure. На этой стадии стороны являлись к магистрату, осуществляю щему судебную власть. Стороны приходили вместе: либо доброволь но, либо истец силой приводил ответчика. Если вещь, по
поводу ко торой шел спор, было возможно принести с собой, то она обязательно приносилась. Затем в присутствии магистрата сторонами выполнялся ряд ритуалов и произносились торжественные слова. Следует заметить, что процесс был очень формализован, ошибка в словах автоматически приводила к проигрышу в процессе. После выполнения всех необходимых обрядов магистрат свидетельствовал,
что тяжба имеет место. Им также вызывались свидетели, чтобы подтвердить наличие тяжбы на следующих этапах процесса;
2) через определенное число дней, уже в присутствии не магистрата, а судьи (в роли судьи выступал частный гражданин или несколько граждан, приглашенных магистратом), начинался процесс in iudicio. После выступления свидетелей, подтверждавших, что спор действительно имеет место, суд исследовал все существовавшие доказательства (письменные, показания свидетелей по существу дела)
и произносил sententia (суждение). Суждение суда обжалованию не подлежало.
Можно выделить несколько видов легисакционного процесса в зависимости от действий сторон и содержания требований:
— посредством присяги (legis actio sacramento). Считается, что это наиболее древний тип судебного процесса, применявшийся чаще остальных. В нем рассматривались как личные, так и вещные иски.
Стороны в строго формальных выражениях торжественно высказывали свои претензии друг к другу и вносили залог. Истец приносил с собой вещь, по поводу которой шел спор (или кусок этой вещи),
если это было возможно. Например, в споре о земле приноси ли ку- сок дерна и затем, держа в руках vindicta (особая палочка в форме копья), произносили установленную фразу, утверждая свое право на
вещь. Ответчик со своей стороны производил те же действия. Затем следовало определение залога, символизировавшего предмет иска. Выигравшая сторона получала свой залог обратно, а второй залог
поступал в пользу казны. Если какая-либо из сторон отказываласьвносить залог, она признавалась проигравшей. Вещь передавалась на хранение одной из сторон до суда. Во время второго этапа стороны избирали непосредственно судью из трех лиц, который и разбирал спор;
— посредством просьбы о назначении судьи или арбитра (legis actio per iudicis arbitrive postulationem). В этом виде легисакционного процесса судья назначался сразу по требо ванию истца, и залог не
вносился. На первой стадии процесса истец должен был произнести следующие слова: «Я утверждаю, что ты мне по твоему торжественному обещанию должен... и я спрашиваю: дашь или оспариваешь».
Ответчик либо признавал иск, либо произносил отрицательные слова. Этот вид применялся для защиты обязательств при стипуляции некоторых обязательств, возникших вследствие дележа имущества (раздел общей собственности, раздел наследства);
— посредством истребования, или процесс «под условием» (legis actio per condictionem). Данный иск появился в III—II вв. до н.э. и при- менялся для требований определенной суммы денег или определенной вещи. Требование истца заявлялось аналогично предыдущему виду
легисакционного процесса, ответное возражение ответчика предполагало отсрочку на 30 дней, после которой стороны встречались у судьи уже для второй стадии процесса разбора дела по существу.
Следующие два вида легисакционного процесса относятся к исполнительным legis actiones, посредством которых принудительно удовлетво рялись интересы истца в связи с несомненностью его требований:
— посредством наложения руки (legis actio per manus iniectionem). Такой процесс применялся только по некоторым конкретно предписанным законами искам из обязательств. Проведение процесса и
возбуждение дела в виде «наложения руки» было обусловлено тем, что предваритель но существовала сделка (пехит), которая породилаответ ственность в виде долга.
Согласно Законам XII таблиц должнику-ответчику для погашения долга давалась отсрочка в 30 дней после вынесения судебного решения на основании какого-либо из легисакционных процессов.
Затем предоставлялись дополнительные 60 дней своего рода «вре- менно обязанного состояния» под домашним арестом у кредитора. Причем Законами XII таблиц даже описывалось, каким именно пи-
танием кредитор должен был обеспечивать должника в период домашнего ареста.
В течение этих 60 дней кредитор трижды приводил должника к магистрату, чтобы желающий заплатить за должника объявил себя. Если никто из друзей или родственников должника не мог или не
проявлял желания возвратить долг, то истец мог продать ответчика в рабство за пределы Рима (trans Tiberium — за пределы Тибра) или даже убить его. Позднее по Закону Петелия (lex Poetelia) должнику
стало разрешаться отрабатывать свой долг. Особенностью этого вида процесса было то, что сам ответчик не мог оспаривать долг, в его защиту мог выступить родственник илипатрон ответчика (vindex), которые могли возбудить судебное разбирательство для выяснения оснований долга. Этим они принимали ответственность на себя, причем при выяснении неосновательности их
вмешатель ства они присуждались к выплате долга в двойном размере;
— посредством жертвы или посредством захвата залога (legis actio per pignores capriorem). В случае неплатежа за переданную вещь истец, произнося определенные торжественные слова, самоуправно за-
бирал вещи обратно (либо иную вещь, принадлежавшую должнику в качестве залога) сделать это можно было только в праздничный день. После дующие претензии и судоговорение проходило порядком, сходным legis actio sacramento.

Вопрос 19. Опишите порядок проведения формулярного процесса.

Формулярный процесс.

Этот вид процесса утвердился со второй поло- вины II в. до н.э. после принятия специального закона (lex Aebutio). В формулярном процессе значительно повысилась роль претора, который перестал быть пассивным участником сакраментальных обрядов, совершавшихся сторонами при легисакционном процессе. Посте- пенно преторы начинают составлять новые формулы исков, отходя от старых законов и обычаев, руководствуясь при этом требованиями торгового оборота и необходимостью укрепления частной собствен- ности. Создавая новые формулы и иски, претор посредством своего эдикта способствовал развитию самого содержания частного права

По своей структуре данная формула состояла из некоторых ос- новных частей (Partes formulae): — называние (nominatio). В этой части претор назначает то или иное лицо посредником (судьей) для рассмотрения по существу ис- кового требования. Например: «Судьей по данному делу пусть будет Октавий»; —

показывание, описание (demonstratio). Излагается гипоте за или состав дела. Эта часть открывается словом «поскольку» («quod»). Например: «Поскольку истец продал раба от ветчику...»; — намерение (intentio). Самая существенная часть формулы. Она излагает юридическое содержание спора между сторонами, который подлежит разрешению судьей. Здесь речь идет о притя зании истца. Она открывается словами: «если выяс нится (si paret)...»; — присуждение (adiudicatio) — «Присуди, сколько следует и кому следует»; 25 —

осуждение(condemnatio). Судье предлагается «осудить» или оправдать ответчика. «Судья, присуди Нумерия Негидия (NN) Авлу Агерию (АА) уплатить десять тысяч сестерций. Если же долга за Ну- мерием Негидием не окажется, то оправдай». Под Авлом Агерием (АА) понимается модельное обозначение истца, а под Нумерием Не- гидием (NN) — ответчика

Вопрос 20. Опишите порядок проведения экстраординарного процесса.

Экстраординарный процесс

Формулярный процесс, существовав- ший в период республики, какое-то время продержался и в период империи, но он постепенно вытиснился новой формой процесса — экстраординарным. Отличительные черты этого процесса таковы. В качестве представителя государственной власти теперь выступает не выборный претор, а назначенный императорский чиновник. Дела решаются в необычном для предшествовавшего периода порядке (extra ordinem), т.е. чиновник, назовем его судебным магистратом, рассматривает все дело от начала до конца и постановляет приговор сам, без передачи его судье. Двух стадий процесса (in iure и in iudicio) здесь уже нет. Это одностадийный, чиновничий процесс.

Вопрос 21. Определите понятие иска и его классификации.

Иск (actio) – обращенное в суде требование одного лица (истца) к другому (ответчику); это право лица осуществлять принадлежащее ему требование.

«Иск есть не что иное, как право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование» (Дигесты).

Римляне полагали, что только судебная защита права придает этому праву ценность и завершение.

Иски складывались в ходе развития формулярного процесса.

Материально-правовая сторона иска – требование истца к ответчику, а процессуальная – требование к претору.

Число исков было ограниченным.

Классификация римских исков:

I. по личности ответчика:

1. вещные (actiones in rem) – требование признать право истца на определенную вещь. Ответчиком могло быть любое лицо, нарушившее право истца:

а) виндикационный иск - иск собственника об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения;

б) негаторный иск – это иск, представляющий собой требование владеющего вещью собственника к третьим лицам об устранении препятствий, связанных с осуществлением правомочий по пользованию и распоряжению вещью.

2. личные (actiones in personam) –

а) имеющие относительно-определенный характер -требование исполнения обязательства конкретным должником (например, требование уплатить долг). Обязательства всегда предполагают наличие одного или нескольких должников, только они могли нарушить право истца и только против них давался личный иск;

б) иски, имеющие абстрактный характер: для истребования неосновательного обогащения лицу давался так называемый кондикционный иск (condictio).

Виды кондикционных исков:

· Иск о возврате ошибочного платежа.

· Иск о возврате вещи, переданной для определенной цели, если эта цель не была достигнута (например, передано приданое, а брак не состоялся).

· Иск о возврате другого обогащения (например, деньги были уплачены за то, чтобы лицо, получившее их, не совершало преступления).

Вопрос 22. Определите манципируемые и не манципируемые вещи.

Вещи манципируемые и неманципируемые.

Из них вышла классификация вещей на движимые и недвижимые.

Древнейшей классификацией вещей в римском праве является их разделение на манципируемые и неманципируемые в зависимости от того, требовался ли для их приобретения специальный акт манципации, основанный на требовании публичности.

К манципируемым вещам относили: италийская земля, строения, возведенные на ней, земельные сервитуты, а также рабочий скот и рабы, рассматриваемые как принадлежность земледельческих хозяйств.

Оборот земли и связанных с ней вещей имел особое значение для римского общества, поэтому сделки с этими вещами должны были иметь публичный характер, т.е. совершаться в присутствии 5 свидетелей и весовщика с соблюдением определенной процедуры. Остальные вещи отчуждались путем традицио, т.е. простой передачи.

Эта классификация была официально отменена в 6 в. н.э. в законодательстве Юстиниана. Но к тому времени прежнее деление на манципируемые и неманципируемые сменилось на недвижимые и движимые вещи.

Как и в категории манципируемых вещей важнейшей недвижимой вещью стала земля и все то, что физически и юридически связано с землей.

Недвижимыми были признаны посевы, насаждения, постройки. Эти предметы как принадлежность земельному участку определялись правилом: сделанное на поверхности следует за поверхностью. Но к недвижимым относились и нефть, и газ, пока они в земле, когда извлечены – движимые вещи (плоды).

В праве периода империи были установлены особые формы сделок с недвижимыми вещами. Прежний публичный характер сделок с манципируемыми вещами был перенесен римлянами на правовой режим недвижимых вещей. Далее сохранялся публичный характер сделок с недвижимостью.Сейчас в большинстве стран для сделок с недвижимостью необходима нотариальная удостоверенная письменная форма и специальная государственная регистрация.

Вопрос 23. Определите право собственности в римском праве

Понятие прав собственности. Первоначально римское право не знало термина собственность (proprietas). В древнейший период соб- ственность обозначалась словами «моя вещь», «наша вещь» (pleno iure), т.е. «в полном праве». Трудно сказать, когда появился термин «собственность». В Институциях Гая (середина II в. н.э.) он встреча- ется шесть раз. Но столько же раз встречается в качестве синонима и термин dominium, т.е. «господство над вещами».

Римское право не знало единого понятия права собственности.

Различалось несколько его видов:

§ квиритская собственность;

§ бонитарная (преторская) собственность;

§ провинциальная собственность;перегринская собственность

Квиритская собственность (dominium ex Jure Quiritium) — это собственность, регулируемая гражданским правом. Это право собственности было единственным в древнее время. С развитием института частной собственности и появлением новых ее видов квиритская собственность продолжала почитаться как наилучшая и освобождалась от всех налоговых платежей.

Для получения квиритской собственности необходимо было быть римским правоспособным гражданином, наделенным правом приобретения собственности. Объектом собственности могли быть как манципируемые, так и неманципируемые вещи, но если говорить о недвижимости, то она должна была обязательно находиться на территории Италии

Провинциальная собственность возникла и получила широкое распространение с развитием Рима и увеличением его территорий. На земли за пределами Италии не могло распространяться квиритское право, а законодательный режим был необходим. Поэтому стало считаться, что земли принадлежат государству (позднее считалось, что принадлежат императору), а тем, кто пользовался ими, принадлежит не право собственности, а право извлекать из земель экономическую выгоду: пользоваться, получать плоды, иметь, владеть («uti frui habere possiderе»). Решение, что эти земли могут передаваться по наследству, и оформило окончательно право провинциальной собственности. Провинциальные земли облагались особым налогом (платой для сенатских провинций и налогом для императорских земель), это и было основное отличие этого вида собственности от собственности на итальянские земли. Различия в правовом режиме исчезли с введением обязанности землевладельцев на территории Италии также платить налоги на землю

Бонитарная (преторская) собственность развилась из деления вещей на манципируемые и неманципируемые. К первой группе вещей (земли, рабы, быки, лошади, ослы, мулы, строения на италийской земле) применялись очень сложные и громоздкие процедуры отчуждения и приобретения, что являлось тормозом для хозяйственного оборота Рима. Нередко торжественные формы манципации вещей откладывались договаривающимися сторонами на неопределенное время, и вещь просто передавалась (передача — traditio). Однако покупатель, становившийся в этом случае держателем вещи (до истечения одного года для недвижимого и двух лет — для движимого имущества), очень рисковал, потому что законный собственник, если он был недостаточно честен, мог истребовать вещь обратно

Перегринская собственность — это собственность неграждан Рима (перегринов и латинов). Они подчинялись своему собственному праву. Некоторые из них имели право участвовать в сделках купли-продажи. Однако они не могли защищать полученное право собственности, как римские граждане, и их иски рассматривались как «фиктивные» с «воображаемым» статусом перегрина как римского гражданина. Впоследствии перегринская собственность слилась с преторской

Вопрос 24. Определите понятие владения в римском праве

Понятие владения. Владение (possessio) — это такое об щественное отношение, при котором данное лицо считает ту или иную вещь находящейся в составе своего хозяйства, а также считает ее своей. Это реальное господство лица над вещью. В каждом факте владения, как учили римские юристы, следует различать два элемента: corpus possessions, т. е. тело владения, фактическое обладание вещью — это телесный момент, и animus possessions — душу владения, т. е. наличие желания, намерения владельца иметь вещь у себя, сохранить ее за собой и обращаться с ней как с собственной. Только такое владение считается юридическим и будет подлежать юридической защите, где есть сочетание указанных двух элементов: факта нахождения вещи в хозяйстве и наличия желания сохранить, иметь эту вещь у себя. Первый элемент является объективным, второй — субъективным. Термин «possessio» является сравнительно поздним. По цивильному праву владение обозначалось словом «usus», т. е. «пользо вание». Обычно владелец и собственник как бы сливаются. Поэтому говорят о «владеющем собственнике». Но владение может возникать и вне связи с правом собственности, и даже быть его

нарушением. Некоторые римские юристы говорили: «Собственность не имеет ничего общего владением».

Вопрос 25. Напишите понятие и основные признаки вещного права.

Понятие вещей. Понятие вещей в классический период в римском праве использовалось в широком смысле. В него входили не только вещи материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права.

Термин «вещь» (res) употреблялся в нескольких значениях. Вещами считалось как все то, что существует в материальном мире (с этой точки зрения термин «вещь» употреблялся не только юристами, но и философами Древнего Рима), так и объекты имущественных прав и правовые отношения в целом.

Наиболее общим образом вещи делились на:

 1) вещи Божественного права (священные, святые и религиозные). К вещам Божественного права относились храмы, земля, на которой они находились, гробницы, скульптуры богов;

2) вещи человеческого права:

— публичные, принадлежащие политической совокупности граждан. К таким вещам относились театры, стадионы, реки, пользование берегами рек;

— частные, принадлежавшие отдельным лицам


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1602; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!