Антропоцентричная теория возникновения Вселенной.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учереждение высшего образования

«Кемеровский государственный институт культуры»

Социально – гуманитарный факультет

Кафедра философии, права и социально – политических дисциплин

 

Доклад на тему:

Теория Большого Взрыва и Бог как Творец Вселенной. Точки соприкосновения

 

Выполнила: Тишкина М. А студентка 2 курса

группы КП-16

Проверил: проф. Балабанов П. И

 

 

Кемерово

2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..…………..5

2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..20

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………...……….21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Чловеческое сознание - «орган» развивающийся и ищущий, так издревне человек задавал себе вопросы откуда взялась Вселенная? Как она образовалась? Кто или что этому способстовал?

Со времени развития человеческого общества предлагались все новые и новые модели возникновения Вселенной, выдвигались гипотезы, строились догадки.

С развитием науки теоретические гипотезы стали подкрепляться эксперементальными наблюдениями, которые отвергали или доказывали ту или иную теорию.

Поначалу космотологические идеи возникновения мира выражались в создании мифов, далее с появлением философии выдвигаются новые идеи, появляются первые гелиоцентрические модели Вселенной (Гераклид Понтийский, Аристарх Самосский ).

Развивающееся наука ХХ века  дала мощнейщий толчок в появлении отдельной отрасли науки космологии, что в свою очередь привело к возникновению новых теорий.

Космология – один из тех разделов естествознания, которые всегда находятся на стыке наук. Строение и эволюция Вселенной изучаются космологией. Космология изучает и использует достижения и методы таких наук как физики, математики, философии.

Но на некоторые вопросы наука не может дать те или иные ответы. Религия же определенно дает. В данной работе будет рассматривается религия в контексте именно христианства, котороедостаточно полно отвечает на вопросы такие как Кто? Как? Когда? создал Вселенную и Зачем? в богословском смысле.

Наша же задача состоит в том что бы определить такие точки соприкосновения науки и религии, которые не то что бы доказывали друг друга, а хотя бы не взаимоизсключали друг друга.

Цель работы состоит в том что бы рссмотреть наиболее известные теории происхождения Вселенной и на основе конкретной модели происхождения Вселенной,теории Большого Взрыва, попытаться выяснить может ли Теория Большого Взрыва подвердить (возможно коссвенно) повествование о сотворении мира описанное в книге Бытия [1;1]

 

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Не будем останавливаться на идеи Аристотеля в дальшейшем развитую и усовершенствованную Птоломеем, которая просуществовала вплоть до средневековья, лишь заметим, что в 16 веке Николай Коперник выдвинул новую модель происхождения вселенной. Эта модель представляла собой все ту же замкнутую сферу но теперь в центре находиться Солнце, а не Земля, вокруг которого вращаются планеты. Галилео Галилей (1564 1642 гг.)экспериментальным путем - астрономическими наблюдениями и математическими расчетами - подтвердил правильность гелиоцентрической теории.

Мы же кратко затронем наиболее современные и известные теории поисхождения Вселенной.

Теория станционарной вселенной и теория расщиряющийся Вселенной.

В 1948 году Германом Бонди, Томосом Голдом и Фредом Хойлом была предложенна теория стационарной Вселенной.

Суть ее заключлась в том, что Вселенная выглядит по существу одинаково в каждой точке в любое время. Особую популярность теория преобрела в 50-60 г, и была привлекательна с точки зрения философии, так как следуя этой теории Вселенная ни имела ни начала, ни конца.

Cтороники стационарной Вселенной предпологали, что во Вселенной постоянно рождается новая материя, в постоянном, но умеренном темпе.

Таким образом, новая мтерия каким-то образом организуется в новые галактики тевсвою очередь отдаляются друг от друга освобождая пространство для оброзования новой матери.

В начале XX века Альбертом Эйнштейном была опубликована собственная модель Вселенной. Согласно его теории относительности, во Вселенной одновременно происходят два противоположных процесса: расширение и сжимание. Однако он соглашался с мнением большинства ученых о стационарности Вселенной, поэтому им было введено понятие космической силы отталкивания. Ее воздействие призвано уравновешивать притяжение звезд и прекращать процесс движения всех небесных тел для сохранения статичности Вселенной.

При этом свойства Вселенной определяются распределением в ней гравитационных масс, она безгранична, но замкнута в пространстве. Пространство же однородно и изотропно, иначе говоря, во всех направлениях имеет одинаковые своиства. Материя распределаенна в нем равномерно, время бесконечно. Пространство представляет собой четырехмерную сферу

Характеристиками пространства такой модели становятся: Трехмерность. Замыкание самого себя. Однородность (отсутствие центра и края), в которой равномерно располагаются галактики.

Но в 20 годы Александр Фридман и Жорж Леметр основываясь на общем принципе относительности выведенным Энштейном, сфомулировал гипотезу расширения Вселенной.Правда, общепринятым мнением в научном мире того времени была стационарная Вселенная, поэтому на его работы не было обращено должного внимания. Через несколько лет астрономом Эдвином Хабблом в 1924 году было сделано открытие, давшее подтверждение идеям Фридмана. Было обнаружено удаление галактик от находящегося рядом Млечного пути. Вместе с тем неопровержимым стал факт сохранения пропорциональности скорости их движения расстоянию между ними и нашей галактикой. Это открытие объясняет постоянное «разбегание» звезд и галактик по отношению друг к другу, что приводит к выводу о расширении мироздания.

 Хаббл в своих доказательствах расиширяющесся Вселенной полагался на исходящий свет от звезды или галакики. Так видимый изходящий свет зависит от двух факторов: 1 – количество излучаемого света (ее светимость) 2 – от того где находиться звезда. Следовательно возможно расчитать расстояния до них измерив их яркость. Хаббл расчитал расстояние до 9 галактик.

Так как свет проходящий через призму можно разложить на цвета (спектры), можно настроив телескоп разложить свет ипускаемый той или иной звездой на спектры. Разные звезды имеют разные спектры, более того некоторые специфические цвета отсутсвуют в спектрах звезд,причем остутствующие цвета разные для разных звезд. Исходя из того что мы знаем что каждый химический элемент поглащает свой характерный набор цветов, можно определить какие химические элементы присутствуют в атмосфере звезды. Известно, что свет это колебания электромагнитного поля, т е его частота. Человеческий глаз воспринимает свет разных частот (волн) как разные цвета. Так самые низкие частоты соответвуют красному концу спектра, самые высокие – фиалетовому. Смоделируем так допустим есть некий источник света (звезда) расположенный на определенном расстоянии, который излучает световые волны с постоянной частотой. Следовательно частота доходящих до нас волн бцдет одинакова как и та с которой они излучается. Если же источник в какой то момент времени начнет приближаться допустим в нашу сторону при испускании следующей волны источник окажится на n-е расстояние ближе к нам, соответственно и время за которое дойдет волна будет меньше, что приведет к болшей частоте волн доходящих до нас. Следовательно и наоборот при удалении источника от нас частота волн будет уменьшаться.

Это означает что спектры наиболее близких к нам звезд будут смещенны в сторону фиолетового спектра, а отдаляющееся в сторону красного спектра. синсационное открытие Хаббла в котором говорилось что почти все галактики имеют красное смещение спектра и соответственно удаляются от нас, еще одно открытие опубликованное 1929 г.где говорилось о том что величина красного смещения прямо пропорциональна расстоянию от нас до звезды или галактики. Иначе говоря чем дальше от нас находиться галактика тем с быстрее она удаляется. Конечно же эта теория доказала и перевернула общую мысль о том что Вселенная статична, так как Вселенная постоянно расщиряется и расстояния между глактиками постоянно растут. Если же Вселенная непрерывно расщиряется стоит полагать, что некогда Вселенная имела гораздо меньший размер. Некую точку. В астрофизике она получила название «точка сингулярности». Предполагается, что некогда Вселенная была заключенна в бесконечном малом объеме и значит имела бесконечно большую плотность. 

Окончательно опровергли теорию стационарной Вселенной ученные Арно Пензиас и Роберт Уилсон в 1965 году, обнаружевшие космическое фоновое излучение, скажем так, это радиоактивные остатки Большого взрыва, пронизывавшие весь космос.

В 1989 году, НАСА выпустило спутник-исследователь космического радиационного фона (КОБЕ), который фактически подтвердил открытие астрономов.

Антропоцентричная теория возникновения Вселенной.

Результатом расчетов и открытий Стивена Хокинга стала антропоцентричная теория возникновения Вселенной. Ее создатель утверждает, что существование планеты, настолько хорошо подготовленной для жизни человека, не может быть случайным. Теория возникновения Вселенной Стивена Хокинга предусматривает также постепенное испарение черных дыр, потерю ими энергии и испускание излучения Хокинга.

Следует отметить еще одну модель происхождения Вселенной «Конформная Циклическая Вселенная»предложенная Роджером Пенроузом и Вааганом Гурзадяном.

«Конформная циклическая космология» основывается на той же Общей теории относительности, а также Втором законе термодинамики, который гласит: в любой замкнутой системе энтропия или степень беспорядка не убывает со временем. Если Вселенная представляет собой замкнутую систему, энеропия в ней возрастает со временем. Упорядоченные, сложные структуры постепенно распадаются на мелкие. То же самое в отношении всех видов энергии, которые все со временем обращаются в тепловую, из-за чего дальнейшее выполнение работы невозможно. Математические расчеты показали, что во время «большого взрыва» Вселенная должна была находиться в состоянии с минимальной энтропией, тогда она была крайне упорядочена. Со временем энтропия возрастала, и в очень далеком будущем она достигнет максимума, ей будет больше некуда двигаться. Ученые поняли, что состояния с минимальной и максимальной энтропией эквивалентны- это отсутствие любых процессов. А если так, значит нулевая энтропия в начале времен соответствует бесконечной в самом конце существования Вселенной. Модель довольно проста. Не было никакого «начала времен», а Вселенная может быть бесконечна не только в пространстве, но и во времени. Вселенная проходит через бесконечные циклы, где в каждом предшествующем цикле (эоне) энтропия в будущем стремится к бесконечности, что оказывается сингулярностью большого взрыва для следующего.

Кратко можно сформулировать так:в КЦК Вселенная проходит через бесконечные циклы, где в каждом предшествующем цикле (эоне) время в будущем стремится к бесконечности, что оказывается сингулярностью большого взрыва для следующего. Предполагается, что массы всех частиц Вселенной с течением времени постоянно и неуклонно уменьшаются до нуля.

Теория Большого Взрыва.

Согласно теории большого взрыва Вселенная возникла из точки сингулярности около 15 миллиардов лет назад. Таким образом сингулярность - есть некий момент создания не только пространства и времени, но и возникновения материи и энергии. Следовательно, изходя из этой модели, существование времени прежде сингулярности не может быть, как и пространства, так как оно возникло из сингулярности и было бы ошибочно полагать, что точка сингулярности находилась в неком пустом уже имеющимся пространстве. Таким образом в момент Большого Взрыва началось и само время, и пространство.

Знаменитый ученый Стивин Хокингв книге «Теория Всего. Происхождение и судьба Вселенной» не отменяет возможности существования Творца, но ограничевает Его деятельность некоторыми временными рамками.

Приблизительно, 15 млрд лет назад,согласно Космологической теории, один крошечный пузырек пространственно-временной пены по не известным причинам не лопнул, а начал стремительно раздуваться и получил название Большого взрыва в результате, которого появилась вся наша Вселенная.

В самый первый момент в расширяющимся пузырьке существовали только поля, некоторое время пространство расширялось, а затем поля начали быстро меняться при этом интенсивно порождая частицы. 

Теория Большого Взрыва существенно была дополнена в 40-е годы американским астрофизиком, бывшим нашим соотечественником, Георгием Гамовым.

Рассмотрев наиболее известные теории модели возникновения Вселенной остановимся на той которую придерживаются большенство современных ученых - Теория Большого Взрываи попытаемся сравнить нучный взгляд с богословским взлядом на возникновение Вселенной. Для этого обратимся к книги Бытия [1;1] и напомним 1 стих, 1 главы Библии « В начале сотворил Бог небо и землю»

1-й стих в оригинале (др.-евр.) звучит и читается так: «Берешит бара’ Элохим эт ха’шамайим веет ха’эретц».

Для наиболее точного понимания, необходимо дословно перевести и разобрать значения слов стиха.

1) Слово Берешит - во главе, в начале; Бe - в, на, Реш - голова, начало.

2) Бара [от Бар «вовне»] - богословский термин, обозначающий действия исключительно одного Бога: 1) рождать 2) зачинать (как мысль), творить из ничего.

3) Элохим [множественное от Элоах] - 1) боги, Верховный Бог, 2) Верховная Сила.

4) Элоах [от Эль] — божество, Бог.

5) Эль - 1) сила, власть, могущество, 2) главный, сильный, Всемогущий, 3) Бог.

6) Шамайим [от Шам — «то, что от нас далеко»] - 1) небо, обитель Бога, 2) небосвод.

7) Эретц [от Рэтсэтц «сжимать» или «быть твердым»] -1) земля, 2) первичная материя.

Берешит — «во главе (в начале)» - знаменует начало мира и соответственно самого времени.

Василий Великий один из великих отцов Капподокиских толковал этот стих в таком значении: «Сперва [Моисей] упомянул о начале, чтобы иные не почли мир безначальным»[6, c 4]. Таким образом, начальный стих Книги Бытияопределяет нулевую точку отсчета, с которой начинает течь время.

Удивительно, то что прикровенно Богом в Библии в первом слове в первой книги Бытия было уже данно человечеству знание о начале творения, и сколько же времени и коллосальных интелектуальных усилий потребовало-сь уму человеческому,что бы осознать и найти доказательства, которые бы потвердили это, да это невероятно!

Свт. Филарет Московский в «Толковании на Книгу Бытия» называет эту точку «пределом, от которого начинается бытие мира»[11, c 24].

Следует заметить, что теория расщиряющийся Вселенной с ее точкой сингулярности появилась гораздо позже.

Блаженный Августин говорит в своих трудах, что Сотворение мира является точкой абсолютного начала времени: «Вне всякого сомнения, мир не был создан во времени, но [вместе] со временем»

Архимандрит Сильвестер (Малеванский) подробно говорит об отсутствии всякой предвечной материи «до» Сотворения мира (в противоположность идее Платона об образовании Космоса из предвечно существующей материи): «Не из готовой и прежде существовавшей уже материи Он только образовал или устроил его [мир], не из Своего также собственного существа произвел его или родил, но сотворил, т.е. не только по форме, но и по материи произвел его единственно творческим актом Своей деятельности или свободной воли»[9, c 16-17].

Основываясь на данных высказываниях, предположим что найдена первая точка соприкосновения религии и науки. Таким образом, христианство учит о том что Бог сотворил мир в начале, т.е до «акта» сотворения небыло ничего: ни времени, ни пространства, ни энегии, ни материи.

Теория Большлго взрыва основанна так же на предположении о том, что мир появился из некотрой субточки, в момент возникновения Вселенной зародилось и время,и пространство, и материя,и энергия.

Таким образом данные точки не взаимоисключают друг друга, а следовательно могут являться точками соприкосновения.

Далее рассмотрим слкдующее:

Бара — единственное слово в древнееврейском языке для сотворения чего-то из ничего[8, c 23]. Этимологически, корень Бар означает «вне», а точнее — все, что имеет отношение к действиям «во вне», таким образом, может быть переведен как «выбрасывать что-либо наружу»

Свт. Григорий Нисский явно выразил эту мысль еще в IV в.: «Небо и земля — вся совокупность тварей, заключенных в пределах пространства и времени»[14]. Блаж. Августин в том же веке развил идею «неба и земли» как первоосновы всего во Вселенной: «Духовная и телесная материя [«небо и земля»], из которой сотворено все, что надлежало сотворить, хотя сама она [материя] не существовала раньше, чем основоположена… Богом.

Эретц — «земля» — невещественная праматерия — виртуальные частицы

Обращаясь к толкованиям святых отцов на книгу Бытия, мы находим, что слово Эретц («земля») в первых стихах книги Бытия означает «первичную материю» или «невещественную праматерию» (в смысле «чего то возможного, из которого в дальнейшем произойдет все действительное»). Блаж. Августин толкует «землю» как «первичную материю», утверждая, что «именем земли невидимой и неустроенной [необразованной]… обозначено несовершенство той телесной [вещественной] сущности, из коей произошли временные творения…». Свт. Филарет Московский говорит, что первоначальная «земля» обозначает «вещество всего мира вообще», а также «первоначальное вещество, и как бы семена всего мира видимого»[11, c 30].

Чтобы до конца понять физический смысл слова Эретц, необходимо рассмотреть определение «земли» данное в начале 2-й строки: «Земля же была безвидна и пуста…» («Ве ха’Эретц хайета тоху ва'воху…»), а именно слова Тоху и Воху, которые были переведены как «безвидна и пуста». Тоху означает «пустота, нереальность», а Воху — «пустота, отсутствие чего-либо», иными словами, суть первоначальной «земли» — это пустота, т.е. отсутствие каких бы то ни было качеств.

свт. Григорий Нисский, определяет ее как сверхчувственные (невещественные) силы/качества/концепции (которые находятся за пределами нашего восприятия). Он особо подчеркивает, что вещество в «безвидной и пустой земле»существовало только в возможности, а не в действительности, т. е «безвидную и пустую землю» следует понимать в смысле «неовеществленной праматерии»как той невещественной первоосновы, в которой все заключено в возможности, и из которой в дальнейшем произойдет все действительно существующее в мире.

Таким образом, глядя на значения слова Эретц («земля»), данные богословами, есть невещественная первооснова видимого мира, из которой возникают впоследствии все вещественные объекты Вселенной.

Физик назвал бы эту невещественную первооснову Вселенной («безвидную и пустую землю») виртуальными (невещественными) частицами, или полями  которые содержались в физическом вакууме, возникновение которого и ознаменовало начало Вселенной. Действительно, согласно Теории Большого Взрыва, никаких вещественных частиц в момент возникновения Вселенной не существовало. Только долю секунды спустя виртуальные невещественные частицы превратились в наблюдаемые элементарные частицы реального вещества. Следовательно опираясь на вышеизложенные данные отметим что найдена еще одна точка соприкосновения науки и религии не исключающаяя друг друга.

Шамайим — «небо» — невидимое пространство

Свт. Филарет Московский, следуя отцам Церкви (Феофилу Антиохийскому, Ефрему Сирину, Василию Великому, Феодориту, Иоанну Дамаскину и др.), утверждает, что «небеса [в 1-ом стихе] не суть ни воздушное, ни звездное небо», но «небеса небес, или невидимый (духовный) мир». Таким образом, физический смысл «неба» 1-го стиха - «невещественный, совершенный и невидимый мир (невещественное, идеальное и невидимое пространство)».

Следует рассмотреть Шамайим («небо») как физический вакуум.

Хотя «небо» нельзя буквально соотносить с какой-либо физической, т.е. материальной, реальностью, для современных ученых свойства этого духовного пространства чем-то напоминают свойства невидимого и невещественного физического вакуума:

1) он существует во Вселенной с самого начала;

2) физический вакуум не изменяется;

3) будучи полевой формой материи, вакуум не является вещественным в том смысле, что он не содержит частиц вещества, и поэтому невидим;

4) физический вакуум существует повсюду.

Тем не менее, данное предположение об аналогии горнего мира физическому вакууму не стоит воспринимать буквально, так как в толковании Священного Писания верующий должен руководствоваться святоотеческой традицией. Данная аналогия служит цели тому, чтобы подвигнуть людей науки по-новому взглянуть на православное богословие в свете новейших открытий физики и космологии.

Давайте посмотрим, что говорит еще наука о происхождении Вселенной.

Неотъемлемой частьюпроисхождения Вселенной в Теория Большого Взрыва является, теория квантового рождения Вселенной Виленкина (1982 год). Он постулирует, что Вселенная возникла из нереального квантового поля[13, с 25-28]. Это поле не существовало в физическом смысле, т. е. оно не обладало ни материей, ни пространством. Оно было чисто математической конструкцией, названной Виленкиным «буквальным ничто». Кстати, происхождение этого «первоначального» нереального квантового поля Виленкин не объясняет. Вследствие спонтанной флуктуации этого «квантового ничто», псевдо-реальная частица, представлявшая будущую Вселенную, испытала процесс квантового туннелирования через барьер, разделяющий чисто математический мир «квантового ничто» от физической реальности. При выходе с другой стороны барьера, псевдо-реальная частица стала реальной Вселенной, в виде реального квантового поля (физического вакуума), занимавшего крохотный (10-33 см3) объем пространства, не содержавшего вещества в обычном понимании этого слова. Таким образом, научное объяснение происхождения Вселенной из нереального «квантового ничто» (обладающего всеми свойствами богословского nihil) соответствует христианскому догмату creatio ex nihilo (истине сотворения Вселенной из ничего).

На основании всего вышеизложенного сделаем выводы из сравнения библейского повествования о Сотворении мира с научным описанием этого события. Наука объясняет происхождение Вселенной следующим образом:

Вселенная (как физическая реальность в виде физического вакуума, содержащего виртуальные частицы) возникла конечное время назад из нереального квантового поля («существовавшего» в виде математических уравнений) с помощью не поддающегося проверке механизма квантового туннелирования из «квантового ничто» в реальность.

Сравним это объяснение с библейским повествованием о Сотворении мира (1-м стихом книги Бытия в его метафизическом толковании):

В начале Бог сотворил из ничего невидимое пространство и невещественную праматерию [в которой вещество существовало только в возможности].

Таким образом, с учетом обоснованных в этой статье терминологических замен, таких как «ничто» = «нереальное квантовое поле», «творение из ничего» = «квантовое туннелирование из «небытия» в «бытие», «небо» = «реальное квантовое поле (физический вакуум)» и «земля» = «виртуальные частицы», становится понятным, что как физика, так и богословие, дают один и тот же ответ на вопрос о происхождении мира:

Конечное время назад [в начале] посредством не объяснимого естественными причинами механизма квантового туннелирования из нереального «квантового ничто» возникла [Бог сотворил из ничего] Вселенная в виде невидимого пространства [неба] и виртуальных частиц [земли].

Следуещее о чем еще хотелось бы сказать, так это об уникальном, упорядоченном, приспособленном для человека мироздании.

Физические, химические и биологические законы существующие во Вселенной созданны для обеспечения наиболее благоприятнх условий возникновения жизни на планете, конкретно на планете Земле.

Сила земного притяжения, электормагнитные поля, силы взаимодействия элементарных частиц, строения атомов, в частности масса электрона! все известные существующие законы поразительным образом созданы для человека так если бы масса электрона была чуть больше или меньше нас вообще бы и не существовало.

Что бы не быть голословным, приведем высказывание аторитетного профессора теоритической физики Пола Дэвиса: «Тщательные расчеты ставят скорость расширения Вселенной очень близко к критической величине, пройдя которую Вселенная просто освободится от собственного тяготения и рассеется в пространстве. Если она будет расширяться чуть медленнее – сила притяжения обрушит ее внутрь; чуть быстрее – и космический материал давным-давно полностью рассеялся бы. Если бы скорость взрыва отклонилась от заданной величины хотя бы на миллиардную в квадрате долю, этого было бы достаточно, чтобы уничтожить какой-то взрыв, но здесь взрыв, был тщательно запрограммирован и систематизирован каждый его миг».

Физические законы, такие как сила земного притяжения или электромагнетизм, создают именно те показатели, которые должны были бы существовать для возникновения гармоничной Вселенной и в точности в тех пропорциях, что необходимы для существования жизни.

Иными словами, вероятность случайного возникновения даже самого первого мига Вселенной равна 1:1 000 000 000 1000000000.Непостижимые цифры! Даже для мегамира.

Все существующие во Вселенной 4 физические силы (гравитационная, слабая ядерная, ядерная и электромагнитные), параметры, при которых могло возникнуть совершенное устройство Вселенной, все составляющие ее элементы возникли поразительным образом именно в тех пропорциях, при которых может существовать жизнь.

Величина Солнца, длина волн солнечных лучей и удаленность Земли от светила, неповторимые химические и физические особенности воды, идеальные для дыхания человека пропорции газов в атмосфере, магнитные пояса Земли, рельеф нашей планеты и еще бесчисленное множество «тончайших пропорций» с непостижимой точностью соответствуют именно тем показателям, что необходимы для существования и жизнедеятельности человека.

Пол Дэйвис в своей книге «Космический План» пишит «мы должны признать существование во всем этом совершенстве четкого замысла, проекта».

Один из крупнейших американских ученых, пионер в области цветного телевидения Элмер Энгстром на вопрос о происхождении Вселенной заявил напрямую: «Я вижу хорошо продуманный и разработанный план, по которому было совершено Творение…

Таким образом и наука и христианство признает, что Вселенная, которую мы имеем в количестве одна штука, вещь уникальна, не случайная - это некий четко и премудро продуманный проект, созданный Высшим разумом .

Христианское мировоззрение утверждает: за материей стоит творческий Разум, Бог, не являющийся составной частью Вселенной, но определяющий ее законы и путь развития.

Так Председатель Департамента атомной и молекулярной физики (Бельгия) доктор Жюль С. Дюшезн добавляет: «Связь науки с религией никогда не была такой близкой и тесной, как в наше время. Ученые, изучающие космическое пространство, открыли так много прекрасного и неожиданного, что сегодня труднее убедить ученого, что Бог не существует…».

Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии в области физики: «По моему мнению, вера начинается с осознания того, что Вселенная и Человек были сотворены Высшим Разумом. Такую веру мне иметь не сложно, ведь трудно поспорить с тем, что наличие плана доказывает наличие разума. Упорядоченная развернутая Вселенная свидетельствует об истинности самых величественных слов, произнесенных когда-то: «В начале Бог…».

Приведем еще несколько высказвываний известных ученых

М. П. Погодин (О модных толках, стр. 25–26) говорит: «в природе есть сила вездесущая, невидимая, потаенная, которая производит… Вот зерно, вот капля… Как из этого зерна вырастет пальма, розан, померанец или из этой капли – верблюд соловей, человек?.. Вы не понимаете, философы, а допускаете, ибо видите своими глазами это происхождение. А скажи вам – Бог – вы Его отрицаете. Бога нет? Что же есть? Вы есть. – Да откуда же вы? Сами сотворили вы себя, сотворились, произошли сами собою? Может ли быть что-нибудь нелепее таких положений, в которые вы упираетесь, идя путем логики ума?».

Пьер Тейяр де Шарден: «Наука и религия – это две дополняющие одна другую стороны одного и того же познавательного акта, единственного акта, могущего охватить познание Высшего».

М. В. Ломоносов: «Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога», и «не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию».

Вернер фон Браун (1912-1977), физик, один из основоположников космонавтики, руководитель американской космической программы: «Я не могу понять ученого, который не признавал бы Высшего Разума во всей системе мироздания, равно как и не мог бы понять богослова, который отрицал бы прогресс науки. Религия и наука являются сестрами».

Стоит ли говорить, что на основании вышеизложенных выскзываний представителенй научного мира и христианского мирровозрения, с уверенностью полагать что найдена еще одна точка соприкосновения науки и религии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом в данной работе блы рассмотренны наиболее известные теории происходения Вселенной, а так же на основе конкретной модели Теории Большого Взрыва мы попытались найти точки соприкосновения научного взгляда и богословского взглада на происхождение Вселенной. Для сравнения этих взглядов со стороны христианской богословской науки была взята непосредственно книга Бытия [1;1] и толкования на неговеликих образованных мужей церкви.

Проанализировав научный и богословский взгляд на происхождение Вселенной, были определенны такие точки, которые как оказалось не только не исключают друг друга, но и взаимодополняют.

· До «акта» сотворения небыло ничего; это означает признание протеворечивости мышления, но противоречивость мышления отражает противоречивость бытия.

· Признание существования некойневещественной первоматерии, из которой возникла Вселенная;

· в основе фундаментальных констант нашей Вселенной лежит антропный принцип. Великие представители разных сфер научной деятельности и христианское мировозрение признают высший замысел.То есть,

 В заключении хочеться процетировать слова известного ученного Макса Планка (1858-1947), знаменитого профессора физики Берлинского университета, основателя квантовой теории, лауреата Нобелевской премии: «И религия и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других – вершину построения любых мировоззренческих принципов».

«Куда бы мы не обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Первая представляет Его как основу, вторая – как конец всякого феноменального представления о мире.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественно-научная картина мира Учебное пособие. - Красноярск, КрасГУ, 2002. - 320 с.

Библия Книга Бытия

2. Вертьянов С.Ю. Происхождение жизни: Факты, гипотезы, доказательства5-е изд., доп. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. — 147 c.

3. Григорий Нисский, святитель. Творения. Т. 1. О шестодневе. кол. 77CD.

4. Демин В.Н. «Тайны Вселенной», «Наука», Москва, 1998 г.

5. Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс астрономииУчебное пособие. Изд 2-е, испр. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 544 с. — ISBN 5-354-00866-2.

6. Творения иже во Святых Отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Часть 1. Беседы на Шестоднев. Беседа 1. М.: Типография Августа Семена, 1845. С. 4.

7. Творения блаж. Августина, епископа Иппонийского. О Книге Бытия, буквально (De Genesi ad Litteram). Кн. 5, гл. V. М.: Паломник, 1997.

8. Нахманид (Рамбан). Толкование на Тору. Книга Бытия, Берешит (Commentary on Torah). New York: Shilo Publishing House, Inc., 1971. С. 23.

9. Сильвестр (Малеванский), архимандрит. Опыт Православного Догматического Богословия. Т. III. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. С. 16-17.

10. Фридман А.А. Мир как пространство и время. [Djv- 3.8M] Издание второе. (Москва: Издательство «Наука», 1965. - Научно-популярная серия)

11. Филарет, митрополит Московский, святитель. Толкование на Книгу Бытия. Ч. 1, Сотворение мира и история первого мира. М.: Лепта-Пресс, 2004,

12. Хокинг С. и др. X 70 Теория всего. Происхождение и судьба Вселенной / Стивен Хокинг; [пер. с англ. И. Иванова; под ред. Г. Бурбы]. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. —148 с.

13. Виленкин A. Creation of Universes from Nothing (Создание вселенных из ничего) // Phys. Lett. Vol. 117B, # 1, 2, 1982.

14. Borde A., Guth A. and Vilenkin A. Inflationary space-times are not past-complete (Расширяющееся пространство-время не продолжается бесконечно в прошлое). Phys. Rev. Lett., 90 151301, 2003.

 

http://www.pravoslavie.ru/59596.html#_ftn17

http://www.spas.tvcom.ru/art4.html

http://www.bogoslov.ru/text/3811997.html

http://www.astronet.ru/db/books/

http://elementy.ru/videohttp://to-name.ru/biography/edvin-habbl.htm

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 853; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!