Догматические и нравственные основы 27 страница



Д. Из призывания и прошений.

У. Я объясню вам сначала вторую часть молитвы, т. е. прошения, именно покажу:

Вопрос 1. Чего мы просим в молитве «Царю Небесный»? Каким словом начинается вторая часть молитвы «Царю Не­бесный»?

Д. Она начинается словом: прииди.

У. Чего мы этим словом просим от Святаго Духа?

Д. Просим, чтобы Дух Святой пришел к нам.

У. Мы поступаем в этом случае по примеру святых апостолов. Что Господь обещал Своим ученикам в прощальной беседе с ними?

Д. Он обещал послать им Духа Святого.

У. Господь обещал, что к ним придет Утешитель, Дух истины. Про­читайте эти слова (Ин. 15, 26).

Д. читают.

У. Давши такое обещание, Господь перед Своим вознесением пове­лел ученикам не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанно­го от Отца (Деян. 1, 4). Как ученики исполняли это повеление? Вспомните, что говорится в истории.

Д. Они оставались в Иерусалиме, всегда прибывали в храме и «все единодушно и непрестанно были в молитве и молении».

У. Они молились о том, чтобы Дух Святой, согласно обетованию Гос­пода, пришел к ним. Так и мы молимся, чтобы Дух Святой пришел к нам. Как исполнилось обетование Господа — вам известно из библейской истории. Когда Дух Святой сошел на апостолов? Он сошел на них в день Пятидесятницы.


У. Как Он сошел на апостолов?

Д. Он сошел на них в виде огненных языков, как бы присильноедыхании ветра.

У. Ученики могли убедиться в пришествии Святого Духа не толь­ко чувством зрения, но и чувством слуха. Подобным же образом Дух Святой однажды сошел на Господа Иисуса. Когда это было?

Д. Это было при крещении Господнем.

У. В каком виде тогда Дух Святой сошел на Господа?

Д. Он сошел на Господа в виде голубя.

У. И здесь, значит, Дух Святой явился в видимом или, как гово­рит Евангелие, в телесном образе. В других случаях явление Духа Святаго происходило иначе. Вечером в день воскресения Господь явился ученикам, когда они запершись сидели в одном доме, и дал им Святого Духа со словами: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Что Господь сделал при этом, чтобы дать ученикам Духа Святого?

Д. Он дунул и сказал: приимите Дух Святой.

У. Таким образом, Дух Святой сообщился здесь ученикам не в ви­димом образе, а только через видимое действие — через дунове­ние. Возьмем еще пример из библейской истории. Прочитайте в Книге Деяний 8, 14-18.

Д. читают.

У. О чем здесь рассказывается?

Д. Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что жители Самарии крестились, но не приняли еще Духа Святого, послали к ним Петра и Иоанна.

У. Для чего послали Петра и Иоанна?

Д. Чтобы низвести на крещеных самарян Духа Святого.

У. Как же апостолы исполнили это поручение?

Д. Апостолы Петр и Иоанн возложили на крещеных самарян руки и они получили Духа Святого.

У. И здесь, значит, Дух Святой сообщился самарянам через видимое действие, именно через возложение рук апостолов. Возьмем примеры ближе к нам. Вы знаете, что в Таинствах Церкви сообщает верующим Дух Святой. Как Он сообщается в Таинстве Крещения.

Д. Через троекратное погружение крещаемого в воду при произнесении слов: «крещается раб Божий такой-то или раба Божия такая-тово имя Отца — аминь, и Сына — аминь, и Святаго Духа — аминь.

У. Как сообщается Дух Святой в Таинстве Миропомазания?

Д. Через помазание частей тела освященным миром, при произне­сении слов: «печать дара Духа Святаго — аминь».

У. Так и во всех других Таинствах Дух Святой сообщается через какое-либо видимое действие, при произнесении установлен­ных Церковью слов. Но вот вам еще пример, где говорится о со­шествии на людей Святого Духа. Прочитайте 10 главу Книги Деяний, ст. 44-46, об обращении сотника Корнилия. Когда апо­стол Петр говорил свою речь собравшимся в доме Корнилия, что при этом случилось?

Д. «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Пе­тром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога».

У. Из этих слов видно, что на слышавших слово Божие в доме Кор­нилия сошел Дух Святой. Как Он сошел на них? Видимым ли об­разом?

Д. Нет, он сошел на них невидимо.

У. Было ли употреблено при этом какое-либо видимое действие для сообщения Духа Святаго?

Д. Не было употреблено никакого действия.

У. Почему же лица, бывшие с Петром, узнали, что на слышавших слово Божие сошел Дух Святой?

Д. Они узнали об этом потому, что заметили в них обильные дары Святого Духа.

У. Какие именно дары?

Д. Слышавшие слово Божиеначали говорить на неизвестных им языках и славословить Бога.

Такую перемену могла в них произвести только благодать Свя­таго Духа; потому и не могло быть никакого сомнения, что на них сошел Дух Святой. Из всего этого, дети, вы можете извлечь полезный урок для себя. Когда вы молитесь о пришествии Свя­таго Духа, должны ли вы ожидать, что Он придет к вам непре­менно в каком-либо видимом, телесном образе?

Д. Нет, мы не должны ожидать этого.

У. Дух Святой являлся видимо, в каком-либо телесном образе только при особых, чрезвычайных обстоятельствах, например, каких?

Д. При крещении Господа и в день Пятидесятницы при сошествии на апостолов.

У. Должны ли вы также ожидать, что пришествие Святого Духа к вам будет соединено с каким-либо видимым действием?

Д. Нет, мы и этого не должны ожидать.

У. Дух Святой сообщается через видимые действия также только в особенно важных случаях, например, когда?

Д. Например, при совершении Таинств.

У. В обыкновенных, менее важных обстоятельствах Дух Святой нисходит на нас невидимо, без всяких внешних действий, по­добных, например, дуновению или возложению рук. Тем не ме­нее, вы можете каждый раз узнавать в себе присутствие Святого Духа — по каким именно признакам?

Д. По дарам Святого Духа.

У. По той благодатной перемене, которую Дух Святой производит в наших сердцах. Но об этом будет сказано далее. Теперь про­должим объяснение молитвы. За словом: «прииди» — какие сле­дуют слова молитвы?

Д. «И вселися в ны».

У. Довольно! В этих словах содержится второе прошение. О чем мы просим в них Духа Святого?

Д. Просим, чтобы Он вселился в нас.

У. Мы просим, чтобы Дух Святой вселился в нас и всегда пребы­вал с нами. В истории о крещении Господа Иисуса говорится, что Дух Святой сошел на него в виде голубя; что еще прибавля­ется к этому (Ин. 1, 32-33)?

Д. «И пребывал на Нем».

У. Дух Святой не оставлял Господа и после крещения. Ты можешь подтвердить это Евангельскими повествованиями. Немедлен­но после крещения Господь Иисус, «исполненный Духа Святаго» (Лк. 4,1), поведен был в пустыню для искушения от диавола. Кем Он был поведен в пустыню?

Д. Духом Святым.

У. Через несколько времени после этого Господь Иисуспришел в Назарети, по обыкновению Своему, в день субботнийвошел всинагогу; здесь подали Ему книгу пророка Исаии, и Он, раскрытькнигу, стал читать в ней одно место. Какими словаминачинается это место? Прочитайте Лк. 4, 18.

Д «Дух Господень на мне».

У. Господь Иисус, объясняя пророчество Исаии, приложил эти слова к Себе; значит, и после искушения в пустыне, спустя уже немало времени, Святой Дух все еще пребывал с Господом Иису­сом. Пребывал ли Он с Господом по Его воскресении? Вспомни историю явления Господа апостолам при закрытых дверях.

Д. Господь дунул и сказал апостолам: приимите Дух Святой. Зна­чит, Дух Святой пребывал с Господом по Его воскресении.

У. Таким образом Дух Святой пребывал с Господом Иисусом во все время земной Его жизни. Необходимо, чтобы точно так же Дух Святой всегда пребывал и с нами. Прочитайте Рим. 8, 9.

Д. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий жи­вет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».

У. «Вы не по плоти живете, а по духу» — это значит, вы ведете не плотскую жизнь, а духовную. Какую причину на это представ­ляет апостол?

Д. Поскольку Дух Божий живет в вас.

У. Что для тела душа, то для души Дух Божий. Когда душа обита­ет в теле, то тело живет. Когда душа выходит из тела, продолжа­ет ли тело жить?

Д. Оно умирает.

У. Так и с душою. Когда в ней обитает Дух Божий, она живет ду­ховно. Вспомните церковную песнь: «Святым Духом всяка душа живится». Когда Дух Божий оставляет душу, что с ней делается?

Д. Она умирает.

У. Она умирает для духовной жизни. И человек-христианин, по слову апостола, тогда перестает быть христианином. В каких словах эта мысль выражается у апостола?

Д. В словах: если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

У. Кто называется здесь Духом Христовым?

Д. Дух Святой.

Д. Он называется так потому, что дается нам через Христа. Кто не

имеет этого Духа, о том что говорит апостол?

Д. Тот и не Его.

У. Т. е. тот и не Христов. Иначе ты можешь сказать: тот и — ...

Д. Не христианин.

У. Вот как важно и необходимо для христианина, чтобы Дух Свя­той всегда прибывал в нас! Итак, дети, когда вы читаете молит ву «Царю Небесный», молитесь усердно, чтобы Дух Святой, при шедши к вам, не оставлял уже вас. По нашим грехам Господь ча сто отнимает от нас Духа Святого; потому молитесь вместе с Да. видом: «Не отвержи мене, Господи, от лица Твоего» — какие сло­ва за этим следуют в пс. 50?

Д. «И Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

У. Дух Святой по своим действиям на нашу душу уподобляется огню. Горит ли огонь, когда его не поддерживают, не подкладывают к нему горючих материалов?

Д. Нет, он гаснет.

У. Так и благодать Святого Духа погасает в нас, когда мы не возгреваем ее верою, любовью и молитвою; потому апостол и запо­ведует нам возгревать дар Божий, живущий в нас, не погашать Духа. За словами: «прииди и вселися в ны» — какие слова следу­ют в молитве?

Д. «И очисти ны от всякия скверны».

У. В этих словах содержится третье прошение молитвы Святому Духу. О чем мы здесь просим Духа Святого?

Д. Мы просим, чтобы Дух Святой очистил нас от всякой скверны.

У. Скверною называется в слове Божием все, что делает человека нечистым перед Богом. Вспомните историю страданий Спасите­ля. В ней говорится, что иудеи, приведшие Иисуса к Пилату, не вошли в преторию — почему?

Д. «Чтобы не оскверниться» (Ин.18, 28).

У. Пилат был язычник, а кто входил в дом язычника, тот по зако­ну считался у иудеев нечистым в течение семи дней. Таких слу­чаев осквернения представлялось очень много в жизни каждого иудея. Не можете ли вы вспомнить, что еще кроме сообщений с язычниками делало человека, по закону иудейскому, нечистым?

Д. Делало нечистым прикосновение к мертвецу.

У. Что еще?

Д. Употребление пищи неумытыми руками.

У. Употребление в пищу нечистых животных и многое другое. Все это считалось скверною по закону иудейскому. Закон христиан­ский, напротив, умалчивает об этих сквернах и требует от человека главным образом чистоты сердечной. Чем ты можешь подтвердить это? Вспомни Нагорную беседу Спасителя!

Д. Словами Спасителя: блажени чистии сердцем.

У. в Евангелии есть и еще слова, из которых прямо видно, что Гос­подь называет скверною или нечистотою для человека. Прочи­тайте Мф. 15, 19-20.

Д. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, лю­бодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека».

У. В этих словах перечисляются разные виды грехов, стало быть, по слову Господа, что оскверняет человека?

Д. Оскверняют грехи.

У. Итак, когда мы просим, чтобы Дух Святой очистил нас от вся­кой скверны, что мы разумеем под всякой скверной?

Д. Разумеем всякий грех.

У. Мы, стало быть, просим, чтобы Дух Святой очистил нас от вся­кого греха. А что именно Дух Святой очищает нас от всякого греха, видно из 1 Кор. 6, 11. Что говорит здесь апостол?

Д. «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».

У. Выше апостол указал, что ни воры, ни сребролюбцы, ни пьяни­цы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют. Такими же грешниками, говорит он коринфянам, были и вы до своего обращения в христианство. Но теперь вы омылись, освя­тились, оправдались, т. е. очистились от грехов именем Госпо­да Иисуса Христа и Духом Бога нашего, т. е. Духом Святым. Вот почему, дети, и мы молимся, чтобы Дух Святой, пребывая в нас, очищал наши души от всякого греха. Нечистоту телесную на нас самих, на нашей одежде и в наших жилищах мы сами можем уни­чтожать, употребляя для этого омовения, очищения и другие по­добные средства. Нечистота душевная, т. е. грех, уничтожается только благодатью Святаго Духа. Теперь остается нам объяснить последнее — четвертое прошение молитвы Святаго Духа. Оно со­держится в последних словах молитвы. Как читаются эти слова?

Д. «И спаси, Блаже, души наша».

У. О чем мы просим в этих словах?

Д. Мы просим, чтобы Дух Святой спас наши души.

Для спасения, как вы знаете из катехизиса, необходимы два Условия — какие именно? Правая вера и добрые дела.

У. Стало быть, прося в молитве, чтобы Дух Святой спас души ващи вы выражаете такую мысль: помоги нам иметь — что, во-первых?

Д. Правую веру.

У. Что, во-вторых?

Д. Добрые дела.

У. И правую веру, и добрые дела мы действительно можем иметь только по благодати Святого Духа. Об этом в особенности ясно свидетельствует апостол Павел в своих посланиях. Прочитайте, например, 1 Кор. 12, 3.

Д. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».

У. «Назвать Иисуса Господом» — значит, уверовать в Господа Иисуса

Христа. Поэтому как вы можете иначе выразить слова апостола?

Д. Никто не может уверовать в Господа Иисуса Христа, как только Духом Святым.

У. Вера в Господа Иисуса Христа, по словам апостола, есть, стало

быть, дар Святого Духа. Прочитайте еще Гал. 5, 22-23.

Д. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость,

милосердие, вера, кротость, воздержание».

У. Довольно! Здесь вера прямо называется плодом Святаго Духа. Затем что еще, кроме веры, апостол причисляет к плодам Свя­таго Духа?

Д. Причисляет любовь, радость, милосердие... кротость... У. Причисляет многие или, лучше сказать, все главные добродете­ли, необходимые для спасения. Таким образом, все устроение нашего спасения, от первых зачатков веры в нашем сердце до полного обнаружения ее в добрых делах, совершается, по уче­нию апостола, Духом Святым. Поэтому мы и молимся Духу Свя­тому, чтобы Он спас души наша.

Итак, вы знаете, дети, о чем мы молимся Духу Святому в молит­ве «Царю Небесный». Повторите: сколько прошений в этой молит­ве? О чем мы просим в первом прошении? Во втором, третьем, чет­вертом? Повторите хором: о чем мы просим во всех прошениях?

Видите, дети: мы просим от Духа Святого самых великих и бо­гатых милостей, самых драгоценнейших благ для нас. И мы получим их, если будем молиться по заповеди святого апостола Иакова с верою и нимало не сомневаясь (Иак. 1, 6).

Вопрос 2. Чем мы в молитве Святому Духу выражаем надежду, что прошения наши будут услышаны? Святая Церковь не остави­ла нас и в этом отношении без своего руководства. В самой молит­ве Святому Духу она указала и основания, по которым мы можем надеяться, что молитва наша будет услышана. Когда ты желаешь попросить о чем-нибудь свою мать, например, чтобы она купила нужную для тебя книгу, ты подходишь к матери, ласково смотришь на нее и — как выражаешь свою просьбу?

Д. Я говорю: милая мама, купи мне книжку.

У. Если мать не отвечает на твою просьбу, ты продолжаешь про­сить еще ласковее и говоришь: милая, добрая мама, ты обещала мне купить книжку, купи теперь. Называя мать свою милою и доброю, что ты хочешь показать этим?

Д. Я хочу показать, что мама любит меня, что она купит мне книжку.

 У. Ты выражаешь этим свою уверенность, что мать твоя, по своей доброте и любви к тебе, исполнит твою просьбу. Когда ты в мо­литве Духу Святому называешь Его Царем Небесным, Утешите­лем и проч., ты этим точно так же выражаешь уверенность, что Дух Святой исполнит твое прошение, выражаешь свое упование на милость Божию, свою уверенность в успешности твоих про­шений. Наименования эти действительно содержат в себе весь­ма утешительный для нас смысл. Как называешь ты Духа Свято­го в начале молитвы?

Д. Я называю Его Царем Небесным.

У Дух Святой называется Царем Небесным потому, что Он, как Третье Лицо Святой Троицы, имеет одинаковую власть с Богом Отцом и Богом Сыном. Он есть Владыка и земли, и неба. Он же управляет и Царством Христовым — Церковью. Для Него нет ничего невозможного. Поэтому когда ты просишь о чем-нибудь Духа Святого, можешь ли ты колебаться мыслью, что Дух Свя­той не силен исполнить твое прошение?

Д. Нет, Он силен исполнить всякое прошение. Для Него нет ниче­го невозможного.

У. Как ты далее называешь Духа Святого?

Д. Я называю Его Утешителем.

У Такое наименование усвоил Духу Святому Сам Господь Иисус Христос. Прочитайте Ин. 14,16.

Д. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек».

У. Слова эти сказаны Господом во время прощальной беседы Его с учениками. Господь обещает ученикам другого Утешителя, Кто же был первым Утешителем для учеников?

Д. Сам Господь Иисус Христос.

У. Пребывая на земле с учениками, Он Сам руководил их Своим учением, Сам охранял от всякого зла, утешал в скорбях и напа­стях. Но вот Ему надлежало пострадать, умереть, воскреснуть и вознестись на небо. Ученики должны были остаться одни — без руководителя, без утешений! Господу жаль было оставить учени­ков в таком горестном одиночестве, и потому Он что обещал им?

Д. Он обещал им послать другого Утешителя — Духа истины.

У. Т. е. Духа Святаго. Называя здесь Духа Святого другим Утеши­телем, Господь давал разуметь ученикам, что Дух Святой будет для них таким же Утешителем, каким был Сам Господь Иисус Христос, что они должны обращаться в нуждах своих к Святому Духу с таким же дерзновением и верою, с какими обращались к Самому Господу Иисусу. Так и поступали впоследствии апосто­лы. Затем, что еще обещал Господь ученикам относительно Духа Святого?

Д. Он обещал, что Дух Святой пребудет с учениками вовек.

У. Слова эти значат: Дух Святой вечно будет пребывать с ученика­ми. Но апостолы, принявшие от Господа это обетование, жили на земле не вечно: устроив Церковь Христову и проповедовав Евангелие по всей вселенной, они умерли. На ком же исполняет­ся теперь обетование Господа?

Д. Оно исполняется на учениках апостолов.

У. Иначе сказать: на всех верующих во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Итак, дети, слова Господа о Духе Уте­шителе относятся не к одним апостолам, но и ко всем нам. И мы стало быть, можем назвать Святого Духа своим Утешителем, и мы можем обращаться к Нему в своих молитвах с таким же дерзновением и верою, с каким апостолы обращались к Самому Гос­поду Иисусу Христу во время пребывания Его с ними на земле.

 

ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА: ВОЗБУДИТЬ СТРЕМЛЕНИЕ К МОЛИТВЕННОМУ ОБЩЕНИЮ С БОГОМ

«В Символе веры, — читаем у С. И. Широкого — содержится уче­ние, обращенное преимущественно к разуму, в Десятословии и Блаженствах евангельских — учение, обращенное преимуще­ственно к воле, в молитвах излагается учение, обращенное пре­имущественно к сердцу. На это и необходимо обращать внимание учителю. Он обязан так настроить учеников, чтобы они полюби­ли молитву и пользовались ей в жизни. Молитвы для того и даны, чтобы молиться. Объяснение молитв для того и установлено, что­бы дети могли упражняться в молитве. Кто только знает молитвы, но не исполняет молитвенных правил, не упражняется в молит­ве, тот „подобен человеку, видящему собственное лице свое в зер­кале, который посмотрел на себя, отошел, и тотчас забыл, каков он (Иак. 1, 23-24).


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!