Догматические и нравственные основы 19 страница



При богообщении все люди сходятся к единой цели и потому соединяются между собой в истинном и надежном союзе. Единое живое тело, исполненное единым духом, есть Церковь Христова.

Каждый христианин должен наполниться единой жизнью, еди­ным духом, которым преисполнена вся Церковь. Только здесь он найдет отрадное единение со своим Создателем.

Неразделимость радости и любви

По любви Господь открыл ученикам волю Божию, сделав их не рабами, а друзьями Христовыми. Он избрал их для великого служения, заповедав им: «да любите друг друга» (Ин. 15, 17). Ис­полняя новую заповедь, ученики пребывают в любви Христовой, как Сам Христос, возлюбленный Отцом, пребывает в Его любви. Таким образом, новая заповедь любви приобщает учеников Хри­стовых, исполняющих ее, к полноте Божественной жизни. Новое обетование в прощальной беседе Духа-Утешителя, Который бу­дет свидетельствовать о Христе, имеет целью преодоление печа­ли, которая владеет учениками. Прощальная беседа заканчива­ется победным восклицанием: Христос победил мир! Ныне Гос­подь во Святом Духе пребывает с верующими в Него и пребудет до скончания века. Дух Святой напоминает верующим учение Христово и открывает им истины, которых они еще не могли вме­стить в дни Его земного служения.

Совершенство любви — в единении с Богом. Такая любовь становится неизъяснимым духовным утешением и наслаждени­ем. Двери любви открываются только Духом Святым. Это дар Бо­жий человеку, который ложится лишь на почву, подготовленную чистотой сердца и миром души. Святая любовь, как говорит свт. Игнатий (Брянчанинов), «влечет внутреннего человека к молит­венному молчанию, погружает его в упокоение смирением и сла­достью духовной». Любовь прекрасна, она приносит множество радостей, доставляет душе пользу и великое удовольствие. Все трудное и даже скорбное она делает приятным. Христианину не­обходимо заботиться о том, чтобы быть единым со Христом — по­стоянно пребывать в любви Христовой и исполнять заповеди Его.

Любящие Бога не чувствительны к блеску настоящей жиз­ни, к человеческим радостям. Привязавшись к Богу, они прези­рают всякое бедствие и считают себя блаженнее всех. «Хотя бы они были в бедности, хотя бы в бесчестии, хотя бы в узах, хотя бы в скорбях, хотя бы в крайних бедствиях, они будут считать себя счастливее самих царей», — уверяет Златоустый святитель. Они находят утешение в том, что терпят все страдания ради сво­его Господа. «Радуюся в страданиях моих, яко исполняю лише­ние скорбей Христовых в плоти моей» (Кол. 1, 24). Апостол и нам предлагает с радостью переносить постигающие нас бедствия, возлюбив Бога по слову псалмопевца: «Возжада душа моя к Богу крепкому живому...» (Пс. 41,2) Жажда — показатель пламенности и постоянства любви, ее ежедневности и протяженности во всю жизнь. Не земной славы и удовольствий, ничтожных, утекающих и проходящих, ищет христианин, а настоящей жизни — надеж­ной и прочной, в единении с Вечным и Присносущным. «Кто лю­бит Его, тот не постыдится никогда, не потерпит и не лишится любимого», — удостоверяет свт. Иоанн. Он непрестанно помыш­ляет о высших благах и представляет себе бесконечную жизнь, ликование с Ангелами, непреходящую славу, жизнь, чуждую лю­бой скорби. В той жизни нет места ничему печальному и непри­ятному, там пребывает мир, благость, слава, радость, любовь. Благодать Духа уничтожает любую печаль, истребляет любое зло. Св. Иоанн Богослов учит, что, когда кто пребывает в любви, то не только он пребывает в Боге, но и Бог в нем (Ин. 4,16).

Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Если обя­занности любви становятся не на первом месте, из жизни из­гоняется истинный дух — дух любви. Истинная нравственная жизнь — в исполнении обязанностей любви. «Наперстник люб­ви к ближнему входит ею в любовь к Богу», по мысли свт. Игна­тия (Брянчанинова). Духовная любовь к ближнему есть признак обновления души Святым Духом, основание в здании любви. Кто раскрывает в себе духовную любовь к ближним, тот входит в лю­бовь к Богу, «во врата воскресения, во врата Царства Небесного».

Праведность — отрада человека

Живущему в Боге свойственно быть полным теми чувства­ми, которые истекают от действия Его на душу. Главное ощуще­ние грешника — это болезненный, беспокойный страх, при кото­ром человек страшится поднять глаза к небу. В работающем Богу главное — сладостное чувство сыновства, восхищающее его к беспредельно благому Отцу. Грешник неизбежно находится в по­стоянной тревоге. В нем нет силы, которая защитит его от посто­янной смены чувств, мятущих его душу. Истинный христианин достигает сладостного мира и покоя, которого не колеблют стра­сти. Душа отрывается от холода греха и начинает тяготеть к Богу, согревающему ее. Все скорбные чувства находят утешение в Гос­поде, человек уже не отвергаемый, а «приемлемый, милуемый и ущедряемый» (свт. Феофан Затворник). Он обретает внутри себя Царство Небесное.

«Радуйтеся праведный о Господе, правым подобает похвала» (Пс. 31, 1). Радуйтесь, говорит псалмопевец, т. к. имеете Господа — прекрасного, благого и премудрого. Почувствуйте свое достоин­ство, удостоенные быть рабами великого Владыки. Такое рабство вызывает восхищение, когда рвется «сердце от восторга любви ко Благому», по слову свт. Василия Великого. У обыкновенного слабого человека лишь изредка внезапная мысль о Боге озаряет душу высокой любовью, а праведные в полноте своей добродете­ли непрерывно возрастают в веселии о Господе. Такое малое по­сещение немощного предназначено приводить на память челове­ку, чего он лишился. Постоянное небесное ликование праведни­ков свидетельствует о пребывании в них Духа, ведь главные пло­ды духа — любовь, радость и мир (Гал. 5, 22).

«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13,11). Если вы исправите свою жизнь, говорит апостол, приобре­тете неувядаемую радость в совести. Если вы сможете устоять в единой истинной вере, остаться в согласии друг с другом, сохра­няя мир, то Бог любви и мира будет с вами, обильно явит Свою любовь в нас и примирит небесное с земным. Освобожденные от злых дел и сделавшиеся совершенными через делание добрых дел сподобляются вечных благ. Кто исправился, тот радуется, а кто не хочет исправиться, тот тяготится.

Упражнение в добродетели свт. Василий Великий уподобляет лестнице, которую видел во сне Иаков, — лестнице, одним кон­цом стоящей на земле, а другим уходящей в небо. Святой Мака- рий сравнивает добродетели с духовной цепью, в которой звенья зависят друг от друга: «молитва от любви, любовь от радости, ра­дость от кротости, кротость от смирения, смирение от покорно­сти, покорность от надежды, надежда от веры». Радость есть сви­детельство добродетели. Праведника отличают необыкновенное радушие, искренняя доброта, тихость нрава. В нем обнаружива­ются плоды Духа, показанные апостолом: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержа­ние» (Гал. 5, 22-23). Он во всей своей жизни сохраняет радость духовную, т. к. в нем пребывает Царство Божие — мир и радость о Святом Духе. «Духовные дела похожи на драгоценный камень, который, как ни обратишь его, — отовсюду увеселяет зрение», — говорит свт. Иоанн Златоуст. Чистое состояние совести правед­ника, помнящей о Вечном Царстве и об огне гееннском, приносит освежающую и ободряющую трезвенность и исполняет«сладостным миром, неизъяснимой отрадой, всеобъемлющим богоблаженством», — добавляет свт. Феофан Затворник. Такое состояние дает непреодолимое воодушевление на угодные Богу дела. Свиде­тельство совести — «это отрадная манна и укрепительная пища небесная, приносимая Ангелами с неба. Это и есть радость о Дусе Святе, или сила, по коей можно, следуя апостолу, непрестанно ра­доваться».

Грех убивает в человеке силы душевные и телесные, пото­му называется ядом. Грешник подобен умирающему, томящему­ся предсмертной мукой. Его жизнь превращается в непрерыв­ное безотрадное состояние. Жизнь во Христе оживляет падшего, истребляет в нем грех, восстанавливает истинную жизнь. Исце­ляющийся приходит из силы в силу и исполняется отрадой. Пра­ведники уже отсюда восхищаются в иной век и видят неземные красоты и чудеса. Блаженны те, которые по своей любви к добро­детели получили познание небесных тайн. Они уже сегодня име­ют жилище на небесах. Им, даже нищим и униженным, принад­лежит нетленная радость, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любя­щим Его» (1 Кор. 2, 9). Общение Святого Духа, вечный праздник, торжество святых Ангелов, непрестанное сияние света — вот блага, которым могут приобщаться христианские души.

«Радуйтесь о Господе» (Флп. 3,1), призывает апостол, т. к. мир­ская радость не есть радость истинная, а в Господе и скорби со­ставляют отраду. Но как христианину переносить бедствия и скорби, подстерегающие на трудном жизненном пути? Все скорб­ное, что касается естества, мы должны переносить честно и бла­гопристойно, мужественно и твердо отражая греховные напа­дения и защищаясь Божественным учением. Праведный Иов, имеющий «адамантовое сердце», при всех жизненных ударах «не плачет, не рвет на себе волос, не издает какого-нибудь немуже­ственного гласа, но произносит это славное и всеми воспевае­мое благодарение: „Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!" (Иов. 1, 21)» (свт. Василий Великий). Поэтому ни безвременная смерть, ни неожиданные злополучия не должны поразить нас.

Если жизнь человека будет обращена к Богу, он всегда сможет Радоваться. Житейские скорби облегчатся упованием будущих благ. На небесах уготована слава за терпение, неземные богатства и сокровища — за добрые дела, Отечество небесное — за изгна­ния, вечное веселие — за тяготы и печали. Горестям земным про- тивополагаются ожидаемые воздаяния, вселяя бодрость и возвы­шенность в человеческие души. Собирающий духовное веселие, ангельское радование воспаряет над настоящими ощущениями и устремляется душой к небу.

«Всему должно радоваться, что ни постраждешь, даже до смерти, за имя Господне и заповеди Господни», — учит свт. Ва­силий Великий. Заповеди блаженства ясно говорят нам: «Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небе- сех» (Лк. 6, 23). Так апостолы, которых били, запрещая говорить об имени Иисусовом, идя из синедриона, радовались, «.что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5,42). Как говорит псалмопевец, «о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом» (Пс. 31, 21). Так же и для нас само име­нование христианами служит источником ликования.

Но ап. Павел заповедует нам не только радоваться и стойко переносить скорби, но и плакать с плачущими (Рим. 12, 15). Как это согласуется со словами «всегда радуйтесь»? Святые плач и слезы происходят от любви к Богу. Эти слезы есть залог вечной радости. Если бы нам дано было созерцать ангельское состояние, мы увидели бы только радость и благодушие, ведь Ангелы «удо­стоены предстоять Богу и наслаждаться неизреченною красотою славы» Создателя (свт. Василий Великий). Так и нам заповеданы апостолом радость и благодарение. Сама природа человека под­талкивает его к тому, чтобы сострадать плачущему, ни один че­ловек не останется равнодушным при виде несчастного. Но видя благополучного, трудно не только не завидовать ему, но разде­лять его радость. Для того чтобы несчастья и злоключения ближ­него стали твоими, нужно благородство души. Плача с другом, ты становишься милостивым, а радуясь с ликующим, очищаешься от зависти и недоброжелательства. Сорадование — великое благо для обоих, ведущее к истинной любви. «Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость и печаль... Разделяй с ним слезы, чтобы облегчить печаль его, раз­деляй радость, чтобы упрочить веселие, укрепить любовь и са­мому получить пользу», — убеждает Златоуст. Не случайно вслед за этой заповедью апостол назидает: «Будьте единомысленны ме­жду собою... будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 16,18). Выс­шее благо состоит в любви, в братстве, в единении, в союзе, в жиз­ни мирной и кроткой. Царствие Божие — это «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Праведность вводит в Царство, в мир с братьями, радость согласия и единения. Всякии должен поставить себе целью осчастливливать ближнего: делом, советом, добрым взглядом — тем, что ему нужно. «Благоприят­ствующий другому есть благодетель, отрада души. Это послан­ник Божий, Его наместник, разливающий отраду вокруг себя и, как солнце, всех согревающий. Очи всех — на него», — считает свт. Феофан Затворник. При подобном взаимном общении, как бы переливании из сосуда в сосуд, составится единое «питье, на­зываемое счастьем».«За все благодарите» (1 Фес. 5,18)

Апостол Павел указал путь к постоянной радости, к непре­станной молитве и благодарению. Тот, кто обращается к Богу и благодарит Его за все, будет иметь постоянную радость. Сознание того, что на все есть воля Божия, делает человека благодарным. Человек благоговейно и со страхом смотрит на Господа, долготер- пящего его грехи. Он благодарит и славословит удивительную и непостижимую Благость. «Теряются во мне мысли; весь объем- люсь благодарением и славословием: благодарение и славословие вполне обладают мной, налагают благоговейное молчание на ум и сердце. Чувствовать, мыслить, произносить языком могу только одно: слава Богу!» — воспевает свт. Игнатий (Брянчанинов).

За все, что видим, мы возносим славословие. Благодарность — знак духа, преданного Богу. «С нашей стороны требуется толь­ко вера в благое промышление и готовое, радостное, благодарное приятие от Него всего посылаемого», — обращается к нам свт. Фео­фан Затворник. Любое лицо, вещь, деяние христианин принимает с радостью, всему покоряется с покорностью, желанием, миром.

Духовное созерцание дает человеку видеть поразительную картину — весь обширнейший мир, созданный Творцом всех тварей. Он есть и беспредельный их Владыка, всевидящий, всем управляющий, всему дающий смысл и назначение. Все события мираи судьбы людей разворачиваютсяперед взором человека, которого Бог допускает быть зрителем Своего управления. Вели­чайшее благодля человека — зреть Зиждителя всего видимого и невидимого; оно дает немощному силу, превосходящую естество. Христианин, видящий всеобъемлющий Промысл Божий, сохра­няет влюбых злоключениях непоколебимую твердость и муже­ство. Господь-помощник не дает предаваться унынию, погру­жатьсяв глубокую печаль, убояться лютых бед. От зрения Про­мыслав душепоявляются кротость, смирение и глубокая любовь к ближнему, отрада испокойствие, тихое утешение, надежда на неизреченное милосердие Божие. «Человеку — слабому созда­нию — прилична тихая, смиренная покорность, одно благоговей­ное познание, созерцание судеб Божиих», по мысли свт. Игнатия (Брянчанинова).

Первую христианскую песнь воспела Божия Матерь: «Вели- чит душа моя Господа...» (Лк. 1, 46) С тех пор непрестанное сла­вословие продолжает восходить к Творцу всяческих от человече­ского рода. «Слава Богу!» — это могущественные, торжественные слова, которые позволяют человеку достойно и праведно непре­станно славить Создателя, «извлекшего нас в бытие из ничто­жества, по единой, бесконечной, непостижимой Твоей благости, украсившего нас красотой, славой Твоего образа и подобия, введ­шего нас в блаженство и наслаждение рая, для которых оконча­ния не было назначено» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Апостол заповедует все творить во славу Божию, даже обыч­ные житейские дела (1 Кор. 10, 31). И это не просто совет, но тре­бование, обязательство, необходимая цель для каждого. Хри­стианин сотворен Богом и все дела должен принести Своему Создателю, Ему посвятить свою жизнь. «Позаботься, чтобы все время жизни твоей было непрерывною цепью добрых дел», — по­учает свт. Феофан Затворник. Даже страдания, болезни и скорби вплоть до самой смерти не могут отнять у христианина благо­датное чувство единства с Творцом. «Чаша Христова доставля­ет на земле причастникам своим участие в благодатном Цар­стве Христовом, приготовляет для них на небе престолы вечной славы», — говорит свт. Игнатий (Брянчанинов). Он считает, что чаша страданий есть дар Божий. Дело человека — принять ее му­жественно, с благодарением, с живой верой. Такой человек об­лекается в священный покой, в благодатный мир Христов, чаша доставляет ему исцеление и вечное бессмертие душе. «Мы отвер­гаем земные наслаждения, избираем в жребий свой страдания, лишь бы только соделаться причастниками Твоей сладости! Она, как предвкушение жизни вечной, сладостнее и драгоценнее вре­менной жизни!» Восстав от смерти, Ты даровал и нам возбужде­ние от вечного сна, «блаженное и славное воскресение!... Ты воз­нес обновленное естество наше на небо, посадил его одесную.. Отца Твоего! Ты соделал Отца Твоего и нашим Отцом! Ты от­крыл нам путь к небу!».

Непрестанное благодарение — самая великая, истинная и приятная Богу жертва, совершенное приношение, какоечеловекв состоянии принести Всевышнему. Кто постоянно сознаетсвое

ничтожество и помышляет о неизреченном и безмерном челове­колюбии Божием, тот приближается к будущим благам, к жиз­ни бессмертной и бесконечной, к вечной радости. По слову свт. Иоанна Златоуста, блажен смиряющийся и благодарящий, он на­слаждается великим спокойствием и тишиной мыслей, он — как находящийся «в пристани, безопасный от всякой бури».

5. ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ЗАКОНА БОЖИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕПОДАВАНИЯ С ЖИЗНЬЮ ЦЕРКВИ

Закон Божий разделяется на следующие предметы: Священная ис­тория Ветхого и Нового Завета; катехизис, изучение богослуже­ния и изучение молитвы. Каждый раздел в различной мере науча­ет истинам православной веры, образовывает внутреннее распо­ложение души, поучает волю, которая выражается в действиях и внешнем поведении человека. Но существует внутреннее единство всех предметов, входящих в Закон Божий.

Священная история — центральный раздел, ее изучение яв­ляется основанием для понимания молитв, катехизиса и богослу­жения. В Священной истории открываются свойства Божии, про­мысл Божий о мире и о каждом человеке. Вся история свершает­ся ради одной цели — спасения людей. Она показывает нам через жизнь избранного народа силу молитвы и искреннего покаяния, любовь к храму Божию, богослужению и Таинствам. Приведем примеры взаимосвязи предметов:

• Новыйи Ветхий Завет: притча о мытаре и фарисее — гордое желание людей построить башню до небес.

• Катехизис и Ветхий Завет: первая заповедь — рассказ о Дании­ле, продолжавшем, несмотря на запрещение царя, молиться Богу утром и вечером.

• Катехизис и Новый Завет: ходатайство Божией Матери — брак в Кане Галилейской; со 2-го по 6-ой члены Символа веры — ис­тория земной жизни Спасителя.

• Богослужение и Новый Завет: необходимость ТаинстваМиропомазания — сошествие Святого Духа. Тропари двунадесятых праздников — события Священной истории.

• Богослужение и Ветхий Завет: прообразы (жертвоприношение Исаака, таинственная лестница Иакова, неопалимая купина медный змей, спасение прор. Ионы) делают понятными чтения из Ветхого Завета во время богослужения (паремии), разъяс­няют происхождение и содержание молитв. Например: псалмы Давида, молитвы «Отче наш», «Богородице Дево».

Материал любого раздела связан с богослужением Православ­ной Церкви. Вместе с историческими повествованиями изуча­ем соответствующие молитвы, приводим праздничные тропари и иные богослужебные молитвословия, священнодействия, эпизоды служб: через них дети будут лучше понимать духовное торжество Церкви. Иконы также содержат изображения событий Священной истории. Говоря об иконах, мы говорим, зачем они употребляют­ся при молитве. Хотя непосредственное знакомство с богослужеб­ными действиями приобретается через участие в богослужениях.

Подробнее рассмотрим взаимосвязь предметов в теме: «Тре­тья Неделя Великого Поста — Крестопоклонная». (Синаксарь дня осмысливает центральное положение Недели, говорит о Кресте.) Священная история Нового Завета: вместе с Церковью мы вспоми­наем Живоносный Крест Господень, страдания Христовы. Иисус Христос вперед Своих Страстей в середине поста посылает для по­клонения Крест, «ослабу и прохлаждение нам подаяй». Священ­ная история Ветхого Завета: Четыредесятница подобна горькому источнику, который Израиль нашел в пустыне и в который Мои­сей вложил древо, и вода стала сладкой. Так и воспоминание ДреваКрестного услаждает нам горькое воздержание поста. Также вспо­минается древо жизни, насажденное посреди рая. Из катехизиса вспоминаем, какие члены Символа веры говорят о Крестной смерти Спасителя. В данном случае Церковь научает, а значит, и мы на уроке показываем, что есть Крест для христианина, воспитываем почитание к святыне, заучиваем молитву Кресту.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!