Соотношения пропорций фигуры человека.

Билет 1.

Голова и лицо.

Для того, чтобы научиться правильно рисовать человека в полный рост, важно также знать и помнить схему построения и пропорции головы и лица. Определяем основные линии, которые помогут нам построить лицо с правильными пропорциями.

Ø Сначала высоту головы делим на две равные части – получаем линию глаз.

Ø Определяем линию роста волос, это 1/7 от высоты головы.

Ø Дальше высоту головы делим на три равные части. Таким образом получаем линию бровей и линию носа.

Ø Отрезок от кончика носа до подбородка делим пополам – получаем уровень края нижней губы. Выше отмечаем линию рта.

Ø Линия носа совпадает с линией затылка. Особенно хорошо это видно, если смотреть на голову в профиль.

Ø Ушную раковину начинаем рисовать на уровне оси глаз и заканчиваем на линии носа. В профиль уши размещаем на вертикали, делящей череп пополам.

 


 

Билет 2

Пропорции фигуры человека.

Для того, чтобы научиться рисовать человека поэтапно карандашом в полный рост, нам нужно знать пропорции.

Прежде всего необходимо уточнить: рассматривается фигура высокого человека с идеальными академическими пропорциями. Фигуры большинства людей обладают своими особенностями, иногда очень далёкими от эталонных, тем не менее все они по-своему интересны и красивы. Для того, чтобы научиться правильно отображать на рисунке характерные особенности фигуры каждого человека индивидуально, сначала необходимо запомнить соотношения и пропорции в идеальном их варианте.

В идеальной фигуре рост человека равен высоте восьми его голов. Следовательно, если высоту головы человека умножить на восемь – получим его идеальный пропорциональный рост.

На рабочей поверхности нужно определить высоту (рост) будущего человека, провести вертикальную прямую линию.

Ø Разделим высоту этой прямой линии ровно напополам. Половина роста человека (середина этой линии) – это лобковая кость.

Ø Верхнюю и нижнюю образовавшиеся части делим пополам ещё раз. Таким образом мы определим соответственно: в верхней части уровень груди, на этой линии будут находиться соски, в нижней части линию под коленными чашечками.

Ø Человека с разведёнными в разные стороны руками можно вписать в квадрат. Длина от кончика пальцев на одной руке до окончания другой руки будет равна росту человека (или восьми головам).

 

Ø Определяем высоту головы. Для этого самую верхнюю часть прямой (отрезок 3) делим ещё раз пополам, получая высоту головы и расстояние от подбородка до груди.

Ø Разделим отрезок от линии груди до лобковой кости на две равные части и получим уровень пупка.

Ø Кисти руки начинаем рисовать на уровне линии, разделяющий рост человека пополам.

Подобная схема на первый взгляд может показаться сложной или даже скучной, но тот, кто её усвоит и правильно применит на практике, будет застрахован от ошибок с пропорциями во время создания рисунков человека.

Билет 3

Торс и таз.

Для того, чтобы найти важные ключевые точки грудной клетки и таза нам необходимо где-нибудь в уголке рисунка отметить себе размер высоты ладони, сейчас он будет особенно необходим.

Ø Находим длину шеи и одновременно ярёмную ямку. Для этого от линии основания носа нужно отмерить одну длину ладошки вниз.

Ø Ещё раз от ярёмной ямки отмеряем ладонь – получаем основание грудины.

Ø Снова отмеряем ладонь вниз – на этом уровне заканчиваются рёбра, а также находятся локти. Уровень окончания рёбер и пупка почти совпадают. Пупок немного ниже.

Ø Снова отмеряем размер ладошки вниз, и получаем выступ тазовой кости.

Ø Ещё раз отмерим ладонь вниз –получим уровень паха. Не путайте его с уровнем лобковой кости, она находится выше паха.

Ø В построении ног размер ладони нам не пригодится, поэтому осталось найти высоту стоп. Она равна половине длины ладошки.

Руки.

Для того, чтобы правильно рисовать фигуру человека, важно понимать пропорции рук, локтей, предплечья, ключицы и кисти.

Ø Рисовать руки начинаем с ключиц. Их длина равна одной ладони.

Ø Под ключицей крепится рука, точнее плечевая кость. На верхней части этой кости находится дельтовидная мышца, которая хорошо видна почти у всех людей. Длина дельты равна размеру ладони.

Ø Если согнуть руку в локте, то длина предплечья будет равняться ладошке. Также длина от окончания дельты до изгиба в локте равна размеру ладони.

Это ориентиры, которые почти всегда у всех совпадают.

 


 

Билет 4

Соотношения пропорций фигуры человека.

 


 

Билет 5

Конструктивный анализ.

Что вспоминается в первую очередь, когда спрашивают, что такое рисунок? «Это основа всех видов изобразительного искусства». Так – просто, без дальнейших разъяснений – начинаются многие учебные издания по рисунку. Потому что за разъяснениями нужно будет погрузиться в основы всех видов изобразительного искусства, понять их конструкцию, понять, какую долю в ней составляет рисунок (что является делом конкретным, а не литературным излиянием). После чего совершенно ясно будет видно, что рисунок – ядро, вокруг которого и формируются все виды изобразительного искусства, главный элемент их конструкции.

Почему мы говорим, что карандашом – рисуем, а красками – пишем? В чём разница? Анатомическое строение человека не меняется из-за одежд, которыми оно укрыто – меняется функция и образ оболочек. Так и рисунок является не образной оболочкой, а главной формой.

Развитие объёмно – пространственного мышления,  необходимого для специальностей дизайна и архитектуры, начинается с уроков рисунка. Метод проектирования в дизайне и архитектуре (функциональный анализ) очень схож с методом конструктивного анализа в рисунке. Получить полную информацию об объекте, научиться видеть простое в сложном, а затем вести рисунок (или процесс проектирования) по пути от «простого к сложному» - это один из основных методов работы как над рисунком, так и над проектом. Поэтому рисунок как предмет в подготовке дизайнера и архитектора играет весомую роль.

Самое главное, что рисунок как форма – конечен. Конструкция формы рисунка известна, в ней, как и в музыке, «семь нот и бесконечность возможностей». Без конструктивного анализа формы не существует рисунка вообще, как и не существует архитектурного сооружения без фундамента. Овладение методикой конструктивного анализа в рисунке является задачей номер один. Вот только процесс этот довольно – таки специфичный, потому что требует творческого подхода.

Понимание конструкции рисуемого предмета всегда опирается на собственный опыт. Без опыта данное преподавателем конструктивное понимание формы предмета может превратиться в шаблон или схему.

Рисунок = конструктивный анализ + метод + средства + материал.

Конструктивный анализ даёт полное представление о форме предмета и его положении в пространстве. Нужно осознать, что рисуемый предмет, как и окружающее его пространство. Трёхмерен. Его можно рассмотреть с разных сторон и понять конструктивный строй этого предмета.

Понятие о конструкции должно быть полным, чтобы вы смогли создать в вашем сознании ясное отражение рисуемого объекта. Далее необходимо материализовать отражённый образ в двухмерном пространстве листа при помощи определённых методов.


 

 

Метод – это путь к достижению цели. Ваша цель – создать в двухмерном пространстве листа трёхмерное пространство при помощи метода:

Композиционного решения листа

     Метода «золотого сечения»

          Метода пропорциональных отношений

                 Метода прямой перспективы

                        Метода конструктивного построения

                                     Метода выявления формы светом

                                                 Метода тональных отношений

                                                                               Метода обобщения

В основе методов лежит природа человеческого восприятия окружающей действительности.
                                                                                                                  И т.д.

 

 

 

Итак: увидели, осознали, выбрали путь – и приступили к рисунку.

 

Средства. К средствам относятся точка и линия – это все выразительные средства рисунка (что называется, «чем богаты, тем и рады»). Они обладают качественными характеристиками. Например, линия лежит на белой плоскости листа и может при этом быть длинной, волнистой, красной, широкой, а также созданной таким материалом, как сангина.

Материал. Это карандаш, уголь, соус, сепия и так далее.

Итак, все предметы находятся в пространстве. Пространство и предметы трёхмерны и объёмны. Их можно обойти, рассмотреть с разных сторон, произвести конструктивный анализ и отразить, используя методы, в форме рисунка на плоскости графического листа. 


 

Билет 6

Лицо человека в профиль.

Ø Вписываем голову в квадрат. Для того, чтобы голова не рассыпалась – нужно заключить её в простую форму. Голову человека в профиль лучше всего вписать в квадрат, или в прямоугольник, высота которого на 1/8 больше ширины.

Начертим квадрат и разделим его на 4 равные части.

Намечаем линии роста волос, бровей и носа. Для этого нам нужно разделить квадрат на три с половиной части по горизонтали. Горизонтальная ось, которая делит квадрат пополам – линия глаз.

 

 

Ø В прямоугольник, от линии носа до верхнего края головы, вписываем наклонённый овал, точнее даже яйцевидную форму, она покажет форму головы и лба.

Этот эллипс в дальнейшем поможет нам определить, где крепится шея и как ложатся волосы. Важно запомнить, что овал черепа в профиль немного наклонён вниз

 

Ø От верхней крайнеё точки овала проводим линию наклонённую вперёд до уровня бровей. Это надбровные дуги.

Ø Намечаем переносицу. От центральной горизонтальной оси глаз, начинаем рисовать нос, кончик которого немного выходит за намеченные границы квадрата. Естественно, нос должен заканчиваться на соответствующем ему уровне.

Ø Легко намечаем челюсть, форма которой вогнута внутрь квадрата.

Ø Подбородок, наоборот, немного выдаётся вперёд.

Ø Ищем и намечаем линию рта.Дляэтого отрезок от подбородка до носа нужно разделить пополам – так мы получим уровень нижней губы. Дальше расстояние от нижней губы до носа разделим пополам – получим уровень верхней губы.И ещё раз, делим расстояние между верхней и нижней губой на две равные части и получаем линию рта.

 

Ø Более чётко отмечаем губы, рот, подбородок.

Ø Наметим направляющие от крыльев носа до внутренних уголков глаз. От уголков рта до центра глаза.

Ø Добавляем глаз и бровь на соответствующих им уровнях.

Ø Ухо намечаем на центральной вертикальной оси. Начинаем его рисовать от линии глаз, а заканчиваем на уровне носа.

Ø Намечаем шею. Сзади она крепится к черепу на уровне линии носа, спереди примерно напротив внешнего уголка глаза.

Прорисовываем глаз, зрачок, веки.

Показываем форму губ, тень на верхней губе и под нижней.

Прорисовываем ухо.

Показываем рельеф челюсти под ухом.


 

 

Билет 7

Кисти рук.

Если не учитывать лицо человека, то больше всего эмоций передаёт положение его рук. Кисти, пальцы очень пластичны, и прекрасно отображают эмоциональное состояние человека.

Для того, чтобы научиться рисовать руки. В первую очередь, необходимо выучить пропорции и уметь применять свои аналитические знания на практике. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Общие соотношения.

Кисть руки немного похожа на лопатку, которая состоит из двух частей: пясти и пальцев.

Длина пальцев равна длине пясти.

Это соотношение нужно соблюдать. Рисунок руки можно начинать из схематического обозначения её формы, и линией показать черту, разделяющую кисть на две равные части.

 

Длина всей кисти может быть совсем разной. Есть люди с короткими и длинными пальцами и, соответственно, кистью квадратной или вытянутой формы.

Пальцы.

Подвижные и гибкие пальцы состоят из суставов. Кости пясти самые большие и длинные, к ним крепятся суставы пальцев. Каждая последующая фаланга меньше и тоньше предыдущей. Кисти наших рук устроены по принципу золотого сечения.

Пропорции фаланг находятся в соотношении 2/3 от длины предыдущей фаланги.

Все пальцы, кроме большого, состоят из четырёх суставов: три фаланги и один сустав в пясти. Большой палец отставлен в сторону, немного развёрнут по отношению к остальным пальцам и состоит из трёх суставов. Его длина обычно достигает середины первой фаланги указательного пальца.

Длина мизинцапочти достигает изгиба последней фаланги безымянного пальца. Это показано на рисунке:


 

Ø Легко обозначьте форму кисти. Далее выделите форму и направление большого пальца, не прорисовывая деталей. Линиями покажите направление остальных пальцев.

Ø Сначала обозначьте указательный палец, дальше покажите форму остальных.

Ø Направления:

Если понаблюдать за кистями рук разных людей, обнаружится ещё одна общая черта, которую также необходимо учитывать в своих эскизах. Если очертить кисть сверху одной линией, мы получим небольшой полукруг,вершина которого средний палец.

Обратите внимание на внутреннюю и внешнюю сторону ладони. Если провести условную линию у основания пальцев, мы также увидим небольшую дугу, которая идёт от указательного пальца и спускается к мизинцу.

На иллюстрации ниже это обозначено красными стрелками. Рисовать руку можно, начиная из варежки, которая показана в углу коричневым цветом, сразу намечая все направления.

Ø Подушечки и складки на внутренней стороне ладони также имеют одно общее направление, они как бы спускаются от указательного пальца к мизинцу.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 531; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!