Эволюция религиозной философии в ХХ в. Неотомизм.



Особенности казахской философии.

    История становления и развития казахской философии богата традициями и интересными философскими изысканиями, которые не потеряли своего значения и до наших дней. Сказатели и певцы, акыны и жырау, политики и батыры, ханы и полководцы - все они рассуждали о свойствах объективного мира, человеке и человеческих взаимоотношениях и внесли определенный вклад в философскую традицию народа. Однако они не могли создать в силу объективных обстоятельств развитое философское учение.Национальной философия культивировала истинный патриотизм, любовь к отечеству и народу, почитание предков, стремление к лучшему будущему.

Особенности казахской философии состоят в следующем:

- природные силы, обычаи, общественные закономерности, социальные процессы и философская мысль слились в один поток искания истины, который проявился в народном фольклоре, творениях мыслителей;

- основой философии являлся миф, однако миф трансформировался через эпос и был использован в систематизированном виде. В каждом эпосе менялся вид мифологии, а вместе с ним и искусство, и под влиянием первоначальных научных идей развивался философский процесс как один из элементов всего общественного сознания;

- экономические и военные проблемы решались через преодоление политических кризисов с помощью философских размышлений;

- философская мысль не замкнута в строго национальных рамках, она выходит далеко за ее пределы;

- народная мудрость, выражающаяся в мироощущении и политических действиях народа, лежит в основе политических взглядов, непосредственно отражающих социальное бытие людей.

Волюнтаризм и иррационализм философии жизни

Философия жизни— иррационалистическое течение в европейской философии, получившее преимущественное развитие в XIX-XX вв.

· Философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой».

· Философия жизни стоит на стороне мистики, выступая против разума.

· Философия жизни стоит на стороне интуиции, выступая против логики.

· Философия жизни защищает творческое воображение от рациональной, механической деятельности.

Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например, аффектам, воле.

Представители: Шопенгауэр, Ницше, Дильтей.А. Шопенгауэр в своем творчестве выступал против диалектики и историзма Гегеля, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля.Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше. Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. Он считал, что в основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека: "воля к жизни";воля внутри самого человека; неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты; "воля к власти".

Фрейдизм и неофрейдизм.

Фрейдизм — психологическая концепция начала XX в. З. Фрейда, учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.Все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу,т.е. истолковывает как проявление бессознательных влечений.

    Внутренний мир человека, согласно учению Фрейда, включает три психологических структуры:

1) «Оно» (Ид) – это мир бессознательного, сфера инстинктов, неосознаваемых желаний человека, аккумулятор жизненной энергии. Особая форма жизнедеятельности бессознательного – сны. Они есть реализация скрытых стремлений человека, не реализованных наяву.

2) «Я» (Эго) – индивидуальное сознание человека, посредник между структурами психики, разъясняющая и принимающая решения инстанция.

3) «Сверх-Я» (Суперэго) – трансформированная внешняя социальная реальность (общественные нормы, запреты, культурные традиции и т.п.). Сверх-Я образует систему социальных фильтров.

    Также, человек, по Фрейду, обладает двумя главными инстинктами: «самосохранения» и «размножения». В процессе развития цивилизации инстинкт самосохранения становится не столь важным, и на первый план выступает инстинкт размножения — «либидо». В результате «либидо» возникают такие человеческие качества, как жестокость, доходящая до агрессивности, лидерство, стремление господствовать, подавлять других людей.

Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрессового поведения, человеческой агрессивности.В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Представители неофрейдизма считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия.

Эволюция религиозной философии в ХХ в. Неотомизм.

В философии ХХ в. религиозная философия занимает важное место. Во многом здесь сказались противоречивости исторических процессов века: длительное и напряженное противостояние двух социальных систем — капиталистической и социалистической, при котором последняя претендовала на мировое господство, распространяя и пропагандируя атеистическое мировоззрение. С другой стороны, в ХХ в. человечество пережило две ужасные мировые войны, и на фоне тех же успехов науки сложно было не задуматься над возможностями человеческого разума и над принципами человеческой судьбы.

Отчасти интерес к религиозной философии в ХХ в. можно объяснить тем, что на фоне колоссального ускорения социальной динамики все более проблематичными предстают человеческая индивидуальность и жизненная судьба отдельного человека. В связи с этим человеческие взгляды невольно обратились к религии, поскольку религиозное видение действительности выводило человека за пределы простого пересечения естественно космического процесса, позволяло увидеть ее приобщенной к особым принципам бытия.

Наверное, наиболее распространенной и авторитетной в ХХ в. была философская концепция неотомизма — обновленной философии Фомы Аквинского. Неотомизм – это одно из влиятельных направлений западноевропейской философии XX столетия.Главная составляющая неотомистского учения — это дуализм бытия (Бог) и сущего (Природа). Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, а процессы — как переход потенции в актуальность. Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции, о которых можно судить по их сущности и существованию. Неотомисты называют себя «реалистами», так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой реальности — Богу. Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. Неотомисты различают два источника познания — естественный разум (науку) и божественное откровение (религию), считая при этом, что они не противоречат друг другу.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 810; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!