Режиссерские принципы средней ступени



(операции с символами)

 

в) Внутренний проводник и советчик (лидер, зачинатель)

Спонтанно появляющиеся в кататимной панораме или выбираемые в некоторых случаях самим пациентом положительные символические фигуры используются, чтобы перенять ведение по панораме. Как правило, эти положительные символические фигуры ведут пациента к фиксированным образам и индуцируют творческие (креативные) попытки решения на символическом уровне. Фигура ведущего нередко символически связана с образом (имаго) психотерапевта, ставшего интроектом. Она может также взять на себя функцию советчика [45, c. 197].

г) Конфронтация символов

В рамках режиссируемой модели символдрамы данная техника является одной из самых первостепенных и эффективных при прорабатывании инфантильных объектных отношений. Конфронтация осуществляется, как правило, с враждебными, недоброжелательными символическими фигурами, которые появляются либо спонтанно, или вызываются подходящими стандартными мотивами. При помощи тонкого оптического анализа, а также описания деталей и сопровождающего эмоционального тона под покровительством психотерапевта при определенных условиях освобождаются сильные аффекты, которые переживаются и испытываются во всей полноте. Их нейтрализация предстает в преобразовании символической фигуры от примитивной к высшей структуре. Как правило, сюда включается принцип примирения и нежного объятия (см. с. 99), чтобы добиться интеграции негативно заполненных интроектов.

 

Высшая ступень

Стандартные мотивы высшей ступени

 

10. Пещера (а); окно на болоте*(б). Оба мотива характеризуются тем, что они связаны с подземным миром, с земными недрами. Исходя из их символического значения как отверстия к глубинным слоям бессознательного, из них часто спонтанно выходят символические фигуры, существа. Они имеют преимущественно архаический характер. В то время как мотив пещеры воплощает женский генитальный аспект в смысле маточного зева, а сама пещера символизирует матку, окно на болоте близко по символическому значению теме незрелой, и соответственно, в значительной мере инфантильной сексуальности в анальногенетическом смысле. При этом символические фигуры и существа, которые выходят из отверстия на болоте, относятся преимущественно к эдипальной проблематике. У пациенток-женщин они связаны с отцовским, сексуальным миром, у пациентов-мужчин с материнским миром. Но необходимо также учитывать анальную тему в плане нечистот, кала и грязи в их высокоамбивалентном значении. С одной стороны, они вызывают защитную реакцию (отвращение), с другой стороны, они воспринимаются как плодородный ил и целебная грязь. Мотив окна на болоте, так же как и мотив вулкана, имеет для обычной повседневной психотерапии лишь весьма ограниченное значение.

11. Вулкан. Представление “извергающей огонь горы” имеет смысл только в тех случаях, когда пациент находится под сильным агрессивным гнетом побуждений (импульсов) какой-то актуальной ситуации, как правило, после какой-то тяжелой обиды. Поскольку в образном представлении вулкан является действующим, относительно быстро удается освободиться от связанного часто с некоторой регрессией Я импульсивного гнета. Лишь только после этого ситуацию можно прорабатывать на более зрелом уровне. Мотив не исключает некоторых моментов аутоагрессии, например, если массы лавы разрушают близлежащие постройки.

12. Фолиант. Этот мотив имеет, как правило, меньшее архаическое заполнение. Однако и здесь путем отыскания старой иллюстрированной книги (например, библии) из глубины тоже извлекается некоторый материал, в котором часто бывает зашифровано большое символическое значение. Мотивы вулкана и фолианта - это дополнительные мотивы, которые редко используются для обычной повседневной психотерапии. Полезное и содержательное применение они могут найти лишь в совершенно особых ситуациях.

 

Психотерапевтические техники

Х. Комбинация с традиционным психоанализом

 

Пациент развивает, опираясь на представление образов, свободные ассоциации, т. е. содержание образов КПО используется так же, как сновидения в классическом психоанализе. Символически предстающий при этом фокус конфликта подхватывается и разбирается при помощи спонтанно приходящих пациенту идей. Это имеет особое значение при прорабатывании навязчивых повторений, поскольку при этом образно предстают невротические неправильные установки. Это самая частая форма расширения КПО в направлении вербализирующей психоаналитической техники.

КПО охотно используется в рамках традиционного психоанализа, если пациент не видит сны или если появляются другие формы тяжело анализируемых сопротивлений. В таких случаях образ КПО может, например, внезапно открыть какое‑то неясное сопротивление переноса [45, с.332].

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!