Семинар 14. Патентное право (2 часа)

Задание к семинару по дисциплине «Гражданское право (общая часть)» для 2 курса КФ РАНХиГС (Юриспруденция) на 21 мая 2018 года

Тема 13. Авторское право и смежные права (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие творческой, интеллектуальной деятельности, виды результатов творческой деятельности, их особенности - нематериальный характер.

2. Значение принципа исключительности прав на результаты творческой деятельности и правовое регулирование их использования.

3. Значение международных конвенций и соглашений.

4. Понятие интеллектуальной собственности.

5. Авторское право как правовой институт, регулирующий отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

6. Авторские правоотношения: объекты, субъекты, содержание.

7. Служебные произведения.

8. Абсолютные авторские правоотношения:  момент возникновения, личные и имущественные права авторов.

9. Исключительный характер авторских прав.

10. Смежные права исполнителей произведений литературы и искусства.

11. Защита авторских и смежных прав.

 

Задачи:

Задача 1.Аспирант технического университета Макаренко обра­тился в суд с иском о признании его соавтором статьи, опублико­ванной студентом Акопяном в журнале «Вестник технического уни­верситета».

При рассмотрении спора выяснилось, что студент Акопян подго­товил статью по материалам своей курсовой работы, которая по ито­гам конкурса была признана лучшей студенческой работой и реко­мендована к публикации. Студент Акопян, который никогда раньше не писал статьи в научные журналы, попросил своего приятеля, аспи­ранта Макаренко, проверить его статью на предмет соответствия ее оформления журнальным требованиям.

Прочитав статью, Макаренко предложил изменить структуру ра­боты, усилить предлагаемую автором аргументацию ссылками на результаты аналогичных зарубежных исследований и высказал не­сколько ценных советов по содержанию статьи. Замечания Мака­ренко были учтены Акопяном.

Является ли Макаренко соавтором?

 

Задача 2.В 2014 г. издательство «Экзамен» выпустило учебное по­собие для вузов «Управление автосервисом» под общей редакцией доктора технических наук профессора Петрова.

Вскоре в учебном пособии были обнаружены дословные заимст­вования из книги профессора Невзорова «Запасные части: особен­ности маркетинга и менеджмента», выпущенной в 1997 г. издатель­ством «Светоч». Общий объем заимствований составил 12 страниц текста, включая созданные Невзоровым схему и таблицу, которые были приведены без ссылки на автора и без указания источника за­имствования.

Полагая, что издательство «Экзамен» и Петров нарушили его пра­ва, Невзоров потребовал от издательства отозвать из торговой сети весь нераспроданный тираж книги «Управление автосервисом». По мнению Невзорова, весь тираж этой книги следует либо уничтожить как плагиат, либо подготовить новое издание с указанием Невзорова как автора текста и таблиц, которые были заимствованы из его книги.

Издательство «Экзамен» ответило Невзорову, что использование в книге под редакцией Петрова частей произведения Невзорова явля­ется законным цитированием, которое допускается законом. Более того, в библиографическом указателе, которым была снабжена книга под редакцией Петрова, была указана работа Невзорова «Запасные части: особенности маркетинга и менеджмента».

Поскольку издательство «Экзамен» продолжало успешно прода­вать учебное пособие под редакцией Петрова, Невзоров обратился с иском в суд, требуя прекратить плагиат.

В каких объемах допускается законное свободное цитирование? Какие правовые последствия должны наступить в данной ситуации?

 

Задача 3.ООО «Юнайтед Пресс» обратилось в арбитражный суд с иском АО «НораскоПаблишинг» о взыскании компенсации за не­правомерное использование статьи, опубликованной в газете «Московское время» в начале 2017 г. В статье рассказывалось о событиях, происходящих вокруг приобретения одной крупной столичной теле­компании. По мнению истца, АО «НораскоПаблишинг» незаконно разместило данную статью на своем информационном сайте в сети «Интернет» под другим заголовком без указания имени автора статьи и без ссылки на источник заимствования.

Представители ЗАО «НораскоПаблишинг» возражали против иска на том основании, что содержание газетной статьи носит ис­ключительно информационный характер. Данная статья не является самостоятельной творческой работой и не обладает оригинально­стью, поскольку выглядит как сводка событий, происходивших вокруг телерадиокомпании за определенный промежуток времени. Информация об этих событиях доступна неопределенному кругу лиц, а потому ее размещение на сайте АО «НораскоПаблишинг» было правомерным.  

Любая ли статья может являться объектом авторского права?

 

Задача 4.Студент литературного института Михайлов в 1956 г. на­писал роман, в котором рассказывалось о событиях советской исто­рии периода с 1924 по 1953 г. Из опасений, что его книга не будет благожелательно воспринята критикой, Михайлов опубликовал ее анонимно.

В 2014 г. Михайлов узнал, что одной из московских киностудий снят художественный фильм по сценарию, который был написан на основе его исторического романа.

Михайлов потребовал от киностудии указать его в титрах фильма в качестве автора исторического романа, по которому был снят кино­фильм, а также уплатить ему вознаграждение за использование его произведения. Руководитель киностудии заявил Михайлову, что поскольку его роман был опубликован анонимно, то имени автора указывать не нужно, а само произведение перешло в разряд общественного дос­тояния. Поэтому никакого авторского вознаграждения Михайлову не полагается.

Правомерно ли заявление владельца киностудии?

 

Задача 5. В статье, опубликованной в литературном журнале «Пилат» в январе 2014 г. были приведены выдержки из личной пе­реписки двух политических деятелей - Смирнова (1903—1959) и Со­рокина (1905-1978).

Дочь Сорокина Кузнецова и внук Смирнова Тихонов обратились в суд с иском к редакции журнала, требуя прекратить дальнейшие пуб­ликации.

Кузнецова и Тихонов утверждали, что своего согласия на публика­цию писем они не давали; выдержки из писем взяты произвольно и снабжены тенденциозным комментарием, который создает у читате­лей ложное представление об их родных. В связи с этим истцы потре­бовали поместить в ближайшем номере журнала опровержение ряда суждений, высказанных автором комментария, и просили суд нало­жить запреет на дальнейшую публикацию писем. Как отмечалось в исковом заявлении, право собственности на письма изначально при­надлежало их адресатам, а впоследствии перешло к истцам в порядке наследования. Будучи собственниками, они вправе определять юри­дическую судьбу этих писем: могут владеть, пользоваться и распоря­жаться письмами по своему усмотрению, в том числе могут их унич­тожить, подарить, продать и др.

В судебном заседании представитель редакции журнала заявил, что право собственности Кузнецовой и Тихонова на письма их родст­венников никоим образом не нарушалось. Автор публикации ознако­мился с письмами Смирнова и Сорокина на выставке, которая была открыта в историческом музее к юбилею Октябрьской революции.

Позиция какой из сторон представляется Вам более обоснованной и почему?

 

Задача 6. Известный композитор Шиловский умер, не успев за­вершить работу над оперой. Либретто, написанное самим Шиловским, было полностью завершено, тогда как музыка к последним двум картинам оперы осталась не дописанной.

Согласно завещанию Шиловского работу над оперой завершил его ученик — молодой композитор Красилов, который написал музыку к оставшимся двум картинам и полностью переработал увертюру.

После завершения работы Красилов обратился в авторское обще­ство с заявлением о регистрации и депонировании оперы. В качестве соавторов оперы он указал композитора Шиловского и себя.

Авторское общество отказало Красилову в регистрации и депони­ровании оперы на том основании, что он не мог стать соавтором умершего автора. Как пояснили представители авторского общества, если сегодня кто-либо напишет музыку на стихи М.Ю. Лермонтова или С А. Есенина, это не будет означать, что созданные песни явля­ются результатом соавторства.

Красилов обратился за советом к адвокату, который пришел к вы­воду, что представители авторского общества злоупотребляют своим правом, отказывая в регистрации и депонирований оперы. Адвокат предложил Красилову свои услуги по подготовке искового заявления в суд.

Позиция какой из сторон представляется Вам более обоснованной и почему? Имело ли в данном случае место соавторство?

 

Задача 7. В 1996 г. по российскому телевидению был показан теле-визионный сериал «Петербургские тайны», снятый по сценарию, соз­данному по мотивам романа В.В. Крестовского «Петербургские тру­щобы».

В 2014 г. издательство выпустило в свет роман писателя В.В. Кре­стовского под названием «Петербургские тайны».

Авторы сценария к фильму «Петербургские тайны» обратились в суд с иском к издательству о защите нарушенного авторского права и о взыскании дохода в сумме 250 тыс. руб. По мнению истцов, назва­ние произведения является его неотъемлемой частью, обладает ори­гинальностью и самостоятельностью, а потому должно охраняться авторским правом.

Представителя издательства иск не признали, полагая, что назва­ние сценария в отрыве от его содержания не представляет собой оригинальный результат творческой деятельности, а потому не полу­чает правовую охрану как объект авторского права. Название «Петер­бургские тайны» состоит из двух распространенных слов русского языка, сочетание которых означает секреты определенного города. Такое словосочетание является обычным и никакого особого смысла не несет, например: «Парижские тайны», «Московские тайны», «Лон­донские тайны» и др.

Суд отказал в удовлетворении иска на том основании, что дейст­виями ответчика не были нарушены авторские права истцов.

Правомерно ли решение суда?

 

Задача 8.Режиссер-постановщик фильма, созданного на основе оперы, с разрешения скрипача Поповича использовал запись одной из партий, которую исполнял музыкант. В нескольких сценах фильма исполнение Поповича заглушалось посторонними шумами, в других фрагментах исполнения Поповича почти не было слышно. По мне­нию исполнителя, это мешало впечатлению от игры, в результате чего было нарушено одно из его личных неимущественных прав.

В ответ на возражения исполнителя режиссер-постановщик зая­вил следующее. Во-первых, личное неимущественное авторское право стоит выше личного неимущественного права исполнителя. Во-вторых, в своей авторской работе — в фильме в угоду музыканту он ничего менять не намерен. Единственная уступка, на которую он может пойти, это добавить сообщение в титрах фильма, что испол­нение Поповича будет заглушаться посторонними звуками.

Правомерны ли действия режиссера? Какие личные неимущественные права скрипача были нарушены?

 

Задача 9. Коллекционер Крюков в 2012 г. на аукционе приобрел у художественного салона «Дизайн» неизвестную ранее картину рус­ского пейзажиста XIX в. Архипова «Закат на Волге». Подлинность картины была подтверждена двумя экспертными заключениями, ко­торые были выданы авторитетной мастерской и специалистом в об­ласти живописи.

В 2018 г. случайно выяснилось, что автором картины является не Архипов, а малоизвестный голландский художник Зельден (1814— 1885 гг.). Как установили специалисты, с 2011 по 2015 г. в салоне «Ди­зайн» работал непризнанный художник Пупкин. Будучи профессио­нальным реставратором, он разыскивал и скупал картины малоизве­стных русских и зарубежных живописцев периода XIX - начала XX в. убирал с их работ «ненужные детали», которые могли бы выдать ав­торство, а также имитировал подписи и добавлял новые детали, сви­детельствующие о том, что картина якобы принадлежит кисти из­вестного художника.

После начавшегося ажиотажа в прессе по поводу продажи фальши­вых картин художественным салоном Крюков потребовал от салона расторжения договора купли-продажи и возврата стоимости картины. Наследники художника Архипова потребовали от салона компенсации морального вреда, причиненного «доброму имени их предка».

Владельцы салона категорически отвергли все претензии на том основании, что полностью доверяли экспертам, которые подтвердили подлинность картины. Следовательно, никакой вины салона в продаже поддельных картин нет, а следует обращаться к экспертам, которые не смогли установить действительное авторство картины и тем самым причинили ущерб не только покупателям, но и салону.

В свою очередь эксперт заявили, что определить подделки, было практически невозможно, поскольку известные и малоизвестные ху­дожники работали примерно в одно время, нередко учились у одних и тех же живописцев, испытывали влияние похожих школ и направле­ний, а картины были созданы на холстах и красками, имевшими сходный состав.

Можно ли признать сделку по приобретению картины недействительной? Есть ли основания для компенсации морального вреда?

 

Задача 10.Известный московский художник Кукин представил для показа на ежегодной выставке современных художников свою картину — выполненную им копию с работы Леонардо да Винчи «Мона Лиза» с подрисованными усиками.

После разразившегося в прессе скандала по поводу присвоения Кукиным авторства Леонардо да Винчи Кукин заявил, что написан­ная им картина является не плагиатом, а карикатурой, т.е., самостоя­тельным видом использования чужого творчества. Пародия, карика­тура являются основой современного искусства, а потому его картина должна восприниматься как уникальное произведение. В качестве примера Кукин сослался на изданный недавно роман Л.Н, Толстого «Война и мир» в комиксах, который пользовался большой популяр­ностью у читателей.

Предусмотрено ли российским законодательством право на пародию?

 

Задача 11.При расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества супруга художника Мирзоева потребовала передать ей че­тыре картины и одну скульптуру, созданные ее мужем в период брака. По оценке экспертов, стоимость этих произведений была весьма зна­чительна.

При рассмотрении спора суд установил, что одна из этих картин была специально написана и подарена художником на юбилей жене. Остальные картины были развешены в их доме «просто так, для ук­рашения».

Суд отказал Мирзоевой в удовлетво­рении ее требования, указав, что каждому из супругов принадлежит право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную им для себя с соблюдением закона и иных правовых актов.

Адвокат Мирзоевой подал на решение суда кассационную жалобу, в которой указал, что одна картина принадлежит лично супруге, по­скольку была подарена ей в период брака. Вторая картина очень нра­вится их сыну (15 лет), висит в его комнате и должна там остаться как предмет домашней обстановки, принадлежащий лично несовершен­нолетнему члену семьи, который после развода остался проживать с матерью. Скульптура из итальянского мрамора и две другие картины были изготовлены Мирзоевым в период брака из материалов, приоб­ретенных на средства супруги. Эти средства Мирзоева получила в качестве гонорара за издание серии детективов, которые пользовались большой популярностью. Мирзоев в тот период не имел ни заказов на картины, ни других самостоятельных источников дохода.

Кому из супругов должны принадлежать те или иные вещи, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности?

 

Задача 12. В городской газете фотограф Неверов обнаружил пере­печатку фотоснимка пейзажа, который он делал по просьбе своего сына-школьника и передал для оформления школьной стенгазеты. Сделанную им фотографию Неверов узнал не сразу, поскольку фото­снимок был видоизменен с помощью компьютера и автор снимка не был указан.

Юрист, к которому обратился Неверов, объяснил, что за перепе­чатку фотоснимка фотографу полагается гонорар.

В редакции газеты отказались выплатить гонорар Неверову на том основании, что фотоснимок не является объектом авторского права, а представляет собой лишь «механическое копирование с по­мощью технических средств людей и окружающей обстановки».

Неверов обратился в суд с иском к редакции газеты, требуя выпла­тить ему гонорар.

Правомерны ли его требования?

 

Задача 13.Фотограф Морозова обратилась в суд с иском к мебель­ному магазину «Диваны», который без согласования с автором исполь­зовал ее произведение в своих рекламных проспектах в наружной рекламе. По мнению Морозовой, магазин нарушил не только ее иму­щественные права, поскольку не выплатил ей авторское вознагражде­ние за снимок, сделанный по договору авторского заказа, но также личные неимущественные права: право на имя и право авторства, так как вместо авторского названия снимка магазин дал свое: «С ленью лучше бороться, лежа на нашем диване».

В судебном заседании представитель заявил, что отсутствие в рек­ламе указания на автора используемого произведения является обы­чаем, который повсеместно распространен на прак­тике рекламной деятельности. Не существует ни одной рекламы, в которой было бы уютно каким-либо образом имя автора. Все авторы рекламы заранее обречены на анонимность. Поэтому о нарушении личных неимущественных прав автора не может быть и речи. По по­воду выплаты авторского гонорара магазин пояснил, что в договоре с автором гонорар рассчитывается исходя из 0,05% процента стоимости диванов, проданных вследствие их рекламы, что может быть выявле­но только по итогам опроса покупателей магазина за год.

Какие права Морозовой были нарушены?

 

Задача 14. На местном телевидении областного города появилась новая развлекательная программа под названием «Колесо фортуны». По содержанию и внешним атрибутам данная программа повторяла формат программы «Лec чудес», которая регулярно выходила на фе­деральном канале «ВРТ». Причем ведущий «Колеса фортуны» Пест­ренький весьма похоже копировал манеры и речь известного сатири­ка Кубова, ведущего передачу «Лес чудес».

Редакция «ВРТ» не отреагировала на появление на местном теле­канале передачи-двойника. 

Адвокат Кубова направил в редакцию местного телеканала претен­зию с требованием прекратить выпуск и трансляцию телепередачи «Колесо фортуны», которая искажает и пародирует образ известного телеведущего. В обоснование иска адвокат ссылался на аналогичные судебные прецеденты в США. По мнению американских судов, если предприниматель практикует рекламу или иной вид деятельности, которая приобретает ценность, поскольку обращается к образу зна­менитости, предприниматель должен за это заплатить. Право на образ есть исключительное право на коммерческое использование любого символа, включая имя, изображение, голос и любые другие черты, способные вызвать в сознании образ знаменитости.

Юрист местного телеканала заявил адвокату Кубова, что преце­денты американских судов не являются источником российского пра­ва и ссылаться на них бессмысленно. Российское законодательство об исключительных правах не предусматривает права «на образ знамени­тости». Как гражданин Российской Федерации, Кубов является обла­дателем конституционного права на неприкосновенность его внеш­него облика, которое в данном случае не нарушалось.

Кубов обратился в суд е иском к редакции местного телеканала, требуя прекратить трансляции программы «Колесо фортуны».

Правомерны ли его требования?

 

Семинар 14. Патентное право (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Патентное право как правовой институт.

2. Патентное законодательство.

3. Объекты патентных отношений.

4. Понятие, условия патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца.

5. Порядок патентования результатов технического творчества.

6. Права автора изобретения, полезной модели, промышленного образца.

7. Исключительные права патентообладателя.

8. Право преждепользования.

9. Патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов за рубежом.

10. Защита прав авторов и патентообладателей.

11. Правовая охрана селекционных достижений.

Задачи:

Задача 1. Роспатент принял решение об отказе в выдаче патента на изобретение по заявке Мохова «Форма для литья изделий», поданной 6 декабря 2016 г.

При рассмотрении жалобы заявителя на это решение было уста­новлено, что сведения об аналогичной литьевой форме были опубли­кованы за два месяца до подачи заявки Моховым в книге Сидорова «Пластмассы», Тогда Мохов попросил установить приоритет изобре­тения по более ранней заявке, поданной им совместно с Васильевым 4 октября 2015 г., т,е. до выхода в свет книги Сидорова «Пластмассы».

Роспатент пришел к заключению, что материалы ранней заявки не идентичны материалам последующей заявки. Учитывая, что на дату подачи ранней заявки изобретение обладало новизной, 7 февраля 2016 г. Роспатент принял решение выдать Мохову патент.

Спустя пять дней после принятия этого решения в Роспатент, по­ступила заявка шведской фирмы о выдаче патента на тождественное изобретение «Форма для литья изделий». Первоначальная заявка на это изобретение была подана фирмой в Швеции 14 февраля 2015 г.

Какая из указанных заявок имеет приоритет?

 

Задача 2. При рассмотрении заявки на выдачу патента на изобре­тение «Огнестойкое покрытие» экспертиза установила, что сущность предлагаемого изобретения состоит в применении звукоизолирую­щей мастики в качестве огнестойкого покрытия.

Заявителю было отказано в выдаче патента по мотивам извест­ности звукоизолирующей мастики, используемой в строительстве. Кроме того, экспертиза указала, что обнаруженное заявителем свой­ство огнестойкости мастики является прямым следствием содержа­ния в ее составе таких огнестойких компонентов, как кварцевый песок, корунд, тальк и др.

Не соглашаясь с выводами экспертизы, заявитель усматривал но­визну своего предложения в использовании известного состава мас­тики, применяемой для покрытия вибрирующих поверхностей с це­лью снижения шума, в качестве огнестойкого покрытия.

Каковы условия патентоспособности изобретения?

 

Задача 3. Крылов предложил способ крепления гребных винтов на валах морских судов, заключающийся в том, что на очищенные и обезжиренные конусные поверхности вала и гребного винта наносит­ся эпоксидная паста. По мнению Роспатента, предлагаемый способ крепления винтов хотя и обладает новизной, но в ближайшее время не может быть использован в промышленности.

Возражая против решения Роспатента об отказе в выдаче патента, Крылов представил заключение ремонтно-эксплуатационной -базы о том, что его предложение использовалось при установке гребных вин­тов на быстроходных речных катерах и дало хорошие результаты.

При новом рассмотрении материалов заявки было установлено, что склеивание металлических деталей пастами или клеем, не раство­римыми в воде, в том числе и эпоксидными смолами, было известно до подачи заявки, например из патента США за 1994 г.

Каковы условия патентоспособности изобретения?

 

Задача 4. Петров подал в Роспатент заявку на выдачу патента на полезную модель «Конструкция телескопического трехконтурного котла».

В выдаче патента Петрову по этой заявке было отказано ввиду от­сутствия новизны предложения. При этом эксперт сослался на книгу Иванова «Эксплуатация котельных малой мощности», изданную до подачи заявки, и на более раннюю заявку другого автора, в которых описываются сходные конструкции локомобильных котов.

Каковы условия патентоспособности полезной модели? Как производится экспертиза заявки на полезную модель?

 

Задача 5. Смирнову было отказано в выдаче патента на промыш­ленный образец «Комплект мебели для холла». Отказ был мотивиро­ван тем, что на дату приоритета заявки в журнале «Мебельная промышленность» была опубликована информация о новых образцах отечественной мебели, намеченных к выпуску, и среди них фигурировало наименование «Комплект мебели для холла». Кроме того, экспертиза отметила, что в связи с новым художественно-конструкторским решением комплекта мебели теперь его можно изготавливать только вручную.

Каковы условия патентоспособности промышленного образца?

 

Задача 6. Дизайнер дома моделей Соколов разработал новое худо­жественно-конструкторское решение изделия «Пальто женское» и подал на него заявку как на промышленный образец.

Спустя восемь месяцев после принятая заявки к рассмотрению ему было отказано в выдаче патента с указанием на несоблюдение установленного порядка оформления прав на промышленный обра­зец, созданный автором в связи с выполнением им своих служебных обязанностей.

Соколов обжаловал решение Роспатента в суд.

Были ли нарушены права Соколова?

 

Задача 7. Сергеев подал в Роспатент заявку на выдачу патента на изобретение «Расходомер газов», сущность которого была раскрыта им в формуле изобретения.

В выдаче патента ему было отказано по мотивам отсутствия изо­бретательского уровня.

Рассмотрение возражения заявителя на решение экспертизы пока­зало, что для специалиста его предложение не следует явным образом из уровня техники. На этом основании было решено выдать Сергееву патент.

Полагая, что патент должен быть выдан сразу же после принятия решения, Сергеев через неделю обратился с соответствующим требо­ванием в Роспатент. Одновременно он заявил, что для ускорения по­лучения патента готов уплатить двойную пошлину.

Правомерны ли требования Сергеева?

 

Задача 8. Бельгийская фирма подала в Роспатент заявку на выдачу патента на изобретение «Устройство для фотоэмульсионных измере­ний». В заявлении указывалось, что эта заявка пользуется конвенци­онным приоритетом, так как первоначально аналогичная заявка была подана в Бельгии еще полтора года назад.

Сотрудник Роспатента отказался принять заявку и пояснил, что фирма должна совершить ряд действий. Во-первых, фирма должна подать заявку через российского патентного поверенного. Во-вторых, необходимо уплатить заявочную пошлину. В-третьих, в месячный срок следует представить в Роспатент копию первона­чальной заявки.

После выполнения фирмой указанных требований Роспатент принял решение о выдаче патента. В решении отмечалось, что после подачи заявки в Бельгии в ряде стран были опубликованы сведения о сделанном изобретении, однако заявитель пользуется конвенционным приоритетом, поэтому эти сведения не препятствуют выдаче ему патента.

Правомерны ли действия Роспатента? В чем заключается конвенционный приоритет?

 

Задача 9. Спустя два года после поступления в Роспатент заявки Серова на выдачу патента на изобретение «Автоматическая поточная линия» Серов направил в патентное ведомство ходатайство о прове­дении экспертизы его заявки по существу.

В результате проведения экспертизы Серову было отказано в вы­даче патента на том основании, что на аналогичное изобретение три года назад был выдан патент во Франции. Кроме того, в отчете о сво­ей научно-исследовательской работе, утвержденном за пять месяцев до подачи заявки и переданном в библиотеку института, Серов сам упоминает название заявленного изобретения.

Возражая против решения экспертизы, Серов пояснил, что фран­цузский патент охраняет принципиально иное решение. В нем опи­сана автоматическая поточная линия для обработки шифера, а не кровельного железа, как в его заявке. Что касается его отчета, то он не публиковался, и поэтому нельзя считать, что его изобретение утрати­ло новизну.

На свои возражения Серов получил ответ за подписью начальника отдела Роспатента, в котором, указывалось, что решение эксперта правильное, и что оно является окончательным.

Является ли данное решение окончательным? Прав ли Серов?

 

Задача 10. Кузину был выдан патент на изобретение «Устройство для упрочнения металлических деталей».

Спустя четыре года со дня публикации в официальном бюллетене Роспатента о выдаче патента в Палату по патентным спорам обратил­ся Тишкин с возражением против выдачи патента. В возражении от­мечалось, что один отличительный признак изобретения известен из статьи в одном из специальных журналов. Второй и третий признаки реализованы в устройстве, изготовленном Тишкиным до подачи за­явки Кузиным.

В ходе рассмотрения возражения было установлено, что первый признак изобретения Кузина не отвечает требованиям новизны, од­нако второй и третий признаки обладают новизной.

Каковы условия патентоспособности изобретения?

 

Задача 11.Чекалова обратилась в суд с иском о признании ее соав­тором трех изобретений, патенты на которые выданы на имя: 1) Дуб­ровина, Воронова и Семенова; 2) Дубровина и Воронова; 3) Ильиной, Смирнова и Федорова. В обоснование иска Чекалова ссылалась на то, что в соответствии с планом научно-исследовательских работ пред­приятия она была руководителем исследований, в процессе которых были созданы изобретения, охраняемые патентами.

Ответчики (авторы изобретений) не возражали против включения Чекаловой в число соавторов.

При рассмотрении дела в суде было установлено, что Чекалова принимала активное личное участие, в размещении оборудования, с использованием которого были созданы изобретения. Кроме того, ее творчество привело к значительному усовершенствованию конструк­ции устройств, защищенных патентами Патенты были выданы, когда Чекалова на предприятии не работала, и она узнала об их выдаче лишь через полгода. В течение года она пыталась разрешить вопрос о соавторстве с руководителем предприятия и обратилась в суд лишь спустя два года после выдачи патентов.

Какие действия необходимо предпринять Чекаловой для защиты своих прав?

 

Задача 12.Гуреев получил патент на изобретение «Кукурузоуборочный комбайн».                                      

По заявке Бочкарева и Чумаченко им также был выдан патент на изобретение «Кукурузоуборочный комбайн» с более поздним при­оритетом.

Гуреев полагал, что комбайн Бочкарева и Чумаченко по своей конструкции ничем существенным не отличается от предложенной ям схемы. В связи с этим он обратился в Палату по патентным спорам Роспатента с возражением, в котором просил аннулировать патент, выданный Бочкареву и Чумаченко.

Палата возражение Гуреева отклонила на том основании, что изо­бретение Бочкарева и Чумаченко нетождественно его изобретению, так как оно содержит признаки; не охраняемые патентом, выданным Гурееву.

После этого Гуреев предъявил в суд иск к Бочкареву и Чумаченко о признан и к выданного им патента недействительным. В обоснова­ние своих требований Гуреев ссылался на то, что отличительные при­знаки, которые приведены в формуле изобретения ответчиков, по своему характеру и значению несущественны и не могли служить ос­нованием для выдачи им патента.

Каков порядок признания недействительным патента?

 

Задача 13. Рябцев являлся автором служебного изобретения «Уст­ройство для заточки резцов», патент, на которое был выдан ПАО «Машзавод».

Узнав, что общество использует его изобретение, Рябцев обратил­ся к его генеральному директору с просьбой выплатить причитающее­ся Рябцеву вознаграждение.

Получив отказ, Рябцев обратился с суд с иском о выплате возна­граждения.      

Поскольку ПАО «Машзавод» отрицало факт использования изо­бретения, суд назначил экспертизу, которая установила, что в устрой­ствах, изготовленных ПАО «Машзавод», используются четыре из пяти признаков изобретения Рябцева, изложенных в его формуле, а один признак заменен эквивалентным ему признаком.

Рябцев обратился в Роспатент с просьбой подтвердить факт ис­пользования его изобретения.

Будут ли удовлетворены требования Рябцева?

 

Что читать помимо ГК РФ:

"Конвенция по охране промышленной собственности" (Заключена в Париже 20.03.1883)

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1541; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!