Как следует понимать обещание узреть Бога?



Лекция. Заповеди блаженства(продолжение) — Катехизис свт. Филарета. О пятой заповеди Блаженства

Какая пятая заповедь Господа для достижения блаженства?

Желающие блаженства должны быть милостивы.

Как следует исполнять эту заповедь?

Исполнить эту заповедь следует посредством телесных и духовных дел милости. Святой Иоанн Златоуст замечает, что есть различные виды милости и широка эта заповедь (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).

Какие дела милости телесные?

Дела милости телесные следующие: накормить голодного; напоить жаждущего; одеть нагого (имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде); посетить находящегося в темнице; посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти; странника принять в дом и предоставить отдых; погребать умерших в бедности и нищете.

 

Какие дела милости духовные?

Дела милости духовные таковы: увещанием обратить грешника от ложного пути его (Иак. 5:20); незнающего научить истине и добру; ближнему дать добрый и благовременный совет в затруднении или в случае не замечаемой им опасности; молиться о ближнем Богу; утешить печального; не воздавать за зло, сделанное нам другими; всем сердцем прощать обиды.

Не противоречит ли заповеди о милости наказание подсудимых?

Наказание подсудимого не противоречит заповеди о милости, если делается по долгу и с добрым намерением, т.е., чтобы исправить виновного или оградить невиновных от его преступлений.

Что Господь обещает милостивым?

Господь обещает милостивым, что они помилованы будут.

Какого рода помилование здесь подразумевается?

Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на суде Божием.

Св. Отцы о милостивых

Свт. Григорий Нисский:«Милостивый весьма блажен, потому что плод милости делается собственным достоянием милующего... Ибо одинаково доброе дело есть то и другое – и себя самого миловать, и сострадать беде ближнего».

Прп. Исидор Пелусиот: «В собственном смысле милостив тот, кто оказывает благодеяние, но не разглашает о бедствиях страждущих».

Прп. Исаак Сирин:

«Человек милостивый – врач своей души, потому что как бы сильным ветром изгоняет он из нее омрачение страстей».

«Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех».

Прп. Симеон Новый Богослов: «Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает милостивым: надо, чтобы при этом была милость сердечная. И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, обнищавшему ради нас, и не имеют, что дать бедным, но, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных, нередко и видя их, снедаются жалостью о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: «Не плакал ли я о том, кто был в горе?» (Иов. 30:25). Если они имеют что-нибудь, то с искренним радушием помогают нуждающимся, а если не имеют – дают им наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал: «Без хитрости я научился, и без зависти преподаю» (Прем. 7:13). Таковы истинно милостивые, ублажаемые Господом Иисусом Христом. Они такою милостью, как лествицей, восходят к совершенной душевной чистоте».

Прп. авваИаия: «Милость сердца обнаруживается прощением обид и оскорблений».

— О шестой заповеди Блаженства

Какая шестая заповедь Господа для достижения блаженства?

Желающие блаженства должны быть чисты сердцем.

Что такое чистота сердца?

Чистота сердца не есть чистосердечие. Чистосердечие (искренность) — когда человек не демонстрирует свои добрые расположения, которых в действительности нет в его сердце, а имеющиеся добрые расположения со скромностью воплощает в делах — есть только начальная степень чистоты сердца. Подлинная чистота сердца достигается постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгнанием из сердца всякого незаконного желания и помышления, пристрастия к земным предметам, с верой и любовью непрестанно храня в нём память о Господе Боге Иисусе Христе.

Что обещает Господь чистым сердцем?

Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят.

Как следует понимать обещание узреть Бога?

Слово Божие иносказательно наделяет сердце человеческое зрением и зовёт христиан сделать видящими очи сердца (Еф. 1:18). Как здоровый глаз способен видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Бога есть источник вечного блаженства, то обещание видеть Его есть обещание высокой степени вечного блаженства.

Св. Отцы о чистоте сердечной

Прп. авва Исаия:

«Чистота сердца доказывается нерассеянной молитвой».

«Невозможно, чтобы Христос пребывал в человеке вместе с грехом. Если вселился в тебя Христос, то умер в тебе грех».

Прп. Исаак Сирин: «Небо находится внутри тебя: если ты чист, в самом себе ты увидишь Ангелов и свет их, а с ними и в них и Владыку их».

Прп. Ефрем Сирин: «Блажен, кто, просветив сердечные очи, всегда, как в зеркале, видит в себе Господа; такой человек получит облегчение от страстей и от лукавых помыслов».

Прп. Макарий Египетский:

«Нелегкое дело – приобрести чистое сердце, много нужно человеку борения и труда, чтобы иметь чистыми совесть и сердце и совсем искоренить в себе зло».

«Сердце подвижника представляет из себя поле битвы: там лукавые духи борются с душою, а Бог и Ангелы взирают на подвиги».

Свт. Иоанн Златоуст:«Не в том только беда, что мы не имеем чистого сердца, а в том, что не стремимся к тому, что может сделать его чистым».

Прп. Ефрем Сирин: «Пока сердце пребывает в добре, до тех пор и Бог в нем пребывает, до тех пор оно служит источником жизни, потому что от него исходит доброе. Но когда оно уклоняется от Бога и делает беззакония, оно становится источником смерти, потому что из него исходит зло. Сердце – Божия обитель, потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него зло и не удалился из него Бог».

О седьмой заповеди Блаженства


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!