Криминологические идеи филисофов-просветителей,социалистов-утопистов,русских учёных.



Идеи философов-просветителей.

Приступая к рассмотрению данной темы, необходимо отметить, что появлению криминологии как науки предшествовал многовековой опыт борьбы с преступностью, сопровождавшийся кропотливой работой по формированию криминологических воззрений и концепций в рамках этических, философских, политических, экономических, правовых учений.

На начальном этапе своего существования криминологические проблемы были объектом рассмотрения главным образом этики (т. е. учения о нравственности, традициях), права и философии (в трудах Сократа, Платона, Аристотеля, Марка Аврелия), а в средние века – разрабатывались авторами теологических доктрин.

Например, Платон считал, что преступление – это своеобразная болезнь души человека как следствие нарушения его внутренней и мировой гармонии. Одновременно он подчеркивал, что роскошь развивает в человеке изнеженность и безделье, а нищета – низменные чувства и желание творить зло. Им же высказана мысль и о путях предупреждения преступности и конкретных преступлений: это разработка государством таких законов, которые отвращали бы от мысли совершить преступление тех, кто может стать преступником, и тем самым оказывали на них необходимое психологическое воздействие.

В трудах Аристотеля была сформулирована идея о психическом воздействии на преступника, а также прослеживалась связь преступности с различным положением людей в обществе. Он подчеркивал, что «величайшие преступления совершаются людьми вследствие стремления к переизбытку, а не к предметам первой необходимости». Аристотель видел причину преступлений в испорченных привычках и нравах людей, противоречащих разуму, или в страстях, его затмевающих.

В эпоху феодализма, когда господствовало теологическое мировоззрение, преступление рассматривалось как проявление «злого духа», проделка дьявола, результат действия «нечистой силы». На этом основывались практика выявления и доказывания преступлений – с помощью жестоких пыток (дыба, «испанский сапог» и т. д.), а также меры наказания и «предупреждения» – сажание на кол, четвертование, уродование и др.

Наступление эпохи Возрождения характеризуется усилением внимания к изучению влияния социальных и биологических факторов на поведение человека, чему способствовало развитие социальных и экономических отношений, общественных и естественных наук.

Томас Мор в своей знаменитой «Утопии» заявил, что преступность вызвана наличием частной собственности, эксплуатацией человека человеком, неправильным общественным устройством, поэтому обеспечение всех граждан необходимыми средствами существования избавило бы государство от преступлений. Т. Мор одним из первых высказал и попытался обосновать мысль о том, что бороться с преступностью только методами наказания невозможно. Основные причины преступности он видел в тунеядстве обеспеченных классов, в нужде и нищете обездоленных, а пути ее предупреждения – в экономическом переустройстве общества, ликвидации частной собственности. Идеи Т. Мора оказали большое влияние на взгляды Т. Кампанеллы и французских утопистов XVIII в.

Томазо Кампанелла показал в «Городе солнца» образец справедливого, с его точки зрения, общественного и государственного строя, свободного от преступности.

Морелли в своем «Кодексе природы» проводил мысль о том, что человек от рождения не может быть дурным или порочным: он становится таким лишь в результате несправедливой организации общества.

Большое влияние на формирование криминологии оказали идеи эпохи Просвещения. Так, Шарль Монтескье, автор философско-правового трактата «О духе законов», полагал, что система наказаний, основанная на бессмысленной жестокости, вызывает не страх, а одичание общества. Причины преступлений против личности Монтескье видел в дурном воспитании, а причины государственных преступлений – в стеснении свободы.

В этот же период появился первый в истории специальный уголовно-политический трактат «О преступлениях и наказаниях», автором которого был выдающийся итальянский просветитель и юрист Чезаре Беккариа.

Беккариа впервые предпринял попытку определить социальную и юридическую природу преступления (преступного) и наказания, принципы соразмерности между ними. Причины отдельных видов преступлений автор видел в тунеядстве, пресыщенности, недостатках воспитания, несовершенстве власти и закона и др. Он также проводил мысль о необходимости рассматривать понятие преступника конкретно-исторически и предложил концепцию борьбы с преступностью: «Лучше предупреждать преступления, чем наказывать. В этом главная цель всякого хорошего, законодательства».

В работах Джона Локка «Мысли о воспитании», «Два трактата о правительстве» и ряде других уже прослеживается эволюция взглядов, которая позже привела криминологов к пониманию преступления именно как социального явления, – а преступника – как индивида, порожденного окружающей его средой.

Прогрессивные для своего времени идеи Локка в дальнейшем были творчески развиты французскими материалистами XVIII в. Гольбахом, Гельвецием, Руссо и другими, среди которых наиболее значительный вклад в развитие криминологических теорий внесли труды Вольтера – выдающегося французского мыслителя, писателя, просветителя. Как полагал Вольтер, предупреждение преступлений и есть истинная юриспруденция. Он выделял разнопорядковые причины преступлений, категории преступников и соответствующие предупредительные меры.

Таким образом, философы-просветители выдвинули целый ряд идей, которые не только способствовали формированию криминологии как науки, но и сохранили свою актуальность до настоящего времени.

Идеи социалистов-утопистов.

Криминологические взгляды первых социалистов-утопистов были развиты их последователями: Сен-Симоном (1760-1825 гг.), Шарлем Фурье (1772-1837 гг.), Робертом Оуэном (1771- 1858 гг.), работавшими на рубеже 18-19 веков. Например, в эпоху буржуазного развития капитализма Сен-Симон связывал преступность с господством частной собственности, экономической эксплуатацией, социальной несправедливостью. Борьбу с преступлениями с помощью наказания он считал бесперспективной, так как только социалистическое преобразование в обществе создаст возможность преодолеть преступность, как массовое явление. Согласно концепции Р. Оуэна, исходные природные качества всех людей – бедных и богатых, честных и преступников – одинаковы, но их дальнейшее физическое, умственное и нравственное развитие, формирование их достоинств или пороков зависит от конкретных условий их существования.

Важный вклад в развитие криминологической мысли внес Адольф Кетле, выдающийся бельгийский социолог, математик, астроном, метеоролог, один из создателей научной статистики. В 1835 г. он выпустил в свет научный труд «О человеке и развитии его способностей, или опыт социальной физики». В нем Кетле утверждал, что социальные процессы и физические явления подчиняются определенным законам и должны изу­чаться точными методами математической статистики. Впечат­ляющие выводы Кетле послужили серьезным стимулом к регу­лярным статистическим исследованиям преступности.

Идеи русских учёных.

Среди отечественных ученых, изучавших проблемы преступности и ее предупреждения, следует, прежде всего, отметить А.Н. Радищева (1749—1802). Он предложил конструктивную методику изучения, статистического наблюдения преступности и ее причин, разработал для этого систему таблиц («ведомостей»).

Много внимания уделяли проблемам преступности идеологи декабристского движения (в частности, П.И. Пестель), литераторы и общественные деятели В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. Они связывали преступность с проявлением социальных конфликтов, с экономическими и иными социальными отношениями внутри общества. Однако, связывая решение проблемы преступности с переустройством общества, предлагали утопические способы такого переустройства.

Подобные идеи разделял и П.Я. Чаадаев (1794—1856), хотя он в значительной степени опирался на христианские ценности. Источником зла считал крепостничество; развращающее общественное сознание и оскверняющее жизнь не только крепостных, но и тех, кто извлекает выгоду из существующего положения дел. Чаадаев уловил тупиковость идеи просвещения в обществе, где есть угнетатели и угнетенные. Ведь приобщение работников к культуре приведет к формированию новых потребностей, и они будут стремиться получить общественные блага любыми средствами (не худшими, однако, чем те, которыми завоевали свои блага феодалы). Определенные надежды Чаадаев возлагал на предупредительное воздействие наказаний. По его мнению, закон о наказаниях должен служить развитию у людей чувства справедливости и границ, отделяющих должное от недолжного.

Остановимся на взглядах двух выдающихся отечественных мыслителей XX в. П.А. Сорокина (1889—1968) и И.А. Ильина (1883— 1954), которые вновь воспроизвели идею приоритета внутриличностного детерминирования преступного поведения.

В 1913 г. Сорокин утверждал, что, хотя преступность по ее значению для общества есть социальное явление, но по сути это явление психическое. Главное, что отличает преступление, — это имеющие собственную жизнь сильные и определенные состояния сознания. По мнению Ильина, преступление всегда результат индивидуального волевого акта. Преступное поведение — результат внутреннего освобождения себя от закона. Мотивация многих преступлений, совершаемых как богатыми, так и бедными, связана с утратой возможности самостоятельного хозяйствования.

Систематизированные криминологические исследования в России развивались на основе классической и социологической школы, а чаще в комбинированном виде. Для отечественной криминологии была характерна тесная связь с уголовно-правовой проблематикой. И.Я. Фойницкий, Е.Н, Тарковский, Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергиевский и другие ученые рассматривали преступность не только как юридическое понятие (совокупность составов преступлений), но и как социальное явление. Большое внимание уделяли анализу «природных и общественных условий» преступности (И.Я. Фойницкий), ее социальной детерминированности, экономических и других объективных причин.

Отличительной чертой социологической школы уголовного права было рассмотрение преступления не только как юридического понятия, но и как социального явления. Представители этого направления (М.Н. Гернет, П.И. Люблинский, М.П. Чубинский, Х.М. Чарыхов и др.) ставили перед собой задачу всестороннего изучения взаимосвязи.между социальной средой и преступностью. В научных трудах основное внимание они сосредоточили на выявлении факторов преступности и на определении вероятности, с которой тот или иной фактор способен вызывать нарушения уголовно-правовых запретов.

Социологическая школа сводила причины преступности к действию многочисленных отдельных факторов, влияющих с разной силой, и в качестве мер воздействия на преступность предлагала отдельные, подчас незначительные реформы. Провозгласив преступность явлением социальным, теоретики социологической школы тем не менее не дали полного, развернутого определения основного предмета своего исследования.

В России широко использовались результаты статистического наблюдения преступности и связанных с ней процессов общественного бытия и сознания.

Первым криминалистом, призвавшим своих коллег включить в науку уголовного права исследование причин преступности, был профессор Московского университета М.В. Духовской. В 1872 г. 23-летний доцент Демидовского юридического лицея прочел лекцию «Задачи науки уголовного права», в которой указал, что эта наука должна изучать преступление как явление общественной жизни и его причины. Главной причиной преступлений Духовской считал общественный строй, «дурное экономическое устройство общества, дурное воспитаниё и целая масса других условий». Бесспорно, заслугой Духовского было активное использование материалов уголовной статистики в изучении причин преступности.

Криминалисты-социологи полагали, что познание преступности целиком зависит от полноты изучения ее факторов. А потому основное внимание эта школа уделяла анализу многочисленных данных, свидетельствующих о статистической зависимости между различными социальными, экономическими и личностными характеристиками преступников, с одной стороны, и фактами нарушения уголовного закона — с другой. Поэтому важнейшим методом исследования закономерности развития преступности социологическая школа считала статистический анализ.

Сравнивались количественные показатели преступности с учетом особенностей страны, региона, времени года или суток, половозрастных, психологических и образовательных характеристик преступников, алкоголизма, цен на хлеб и т. д. На основе этих данных предлагались различные классификации факторов преступности, самой распространенной из которых была трехчленная разделявшая все факторы на индивидуальные (антропологические), социальные и физические (космические).

Статистические закономерности, которыми оперировали криминалисты-социологи, давали некоторую новую информацию о преступности. Однако это не объясняло природу самих закономерностей. Такое объяснение могла дать лишь наука, включающая в свой предмет не специфически правовое регулирование поведения граждан, а социальную обусловленность человеческих поступков в широком смысле.

Направлением, которое сделало переход на новые методологические позиции в изучении преступности, было левое крыло социологической школы уголовного права России (М.Н. Гернет, М.М. Исаев, Н.Н. Полянский и др.).

Представители этого направления, показав методологическую ограниченность теории факторов и ее неспособность вскрыть действительные причины преступности, сделали верный вывод о том, что только на основе диалектического метода можно дать адекватное теоретическое описание преступности. Криминалисты-социологи левого крыла не только ясно осознавали, что преступность есть определенное состояние социального организма, но и старались в своих исследованиях раскрыть внутреннюю связь, существующую между эмпирическими закономерностями преступности и социально- экономическими устройствами общества.

Антропологическое направление в России не получило столь широкого распространения, как на Западе. Причем российские «антропологи», уделяя в большей мере, чем их западные коллеги, внимания социальным факторам преступности, занимали, по существу, биосоциологические позиции.

Из известных российских юристов, тяготеющих к антропологам — последователям Ломброзо, можно назвать Д.А. Дриля (1846—1910). В учении антропологов его привлекала неудовлетворенность догматическими построениями классической школы уголовного права, забывавшей в своих сугубо юридических схемах живого человека, вставшего на путь преступления. Дриль поставил целью своей жизни помочь этим несчастным.

Отсюда его особое внимание к индивидуальным факторам преступности, которые он полностью подчинял факторам социальным в отличие От западноевропейских антропологов. Источником преступности, по его мнению, всегда являются два основных фактора — личное и социальное, причем второе определяет первое. Эта мысль проходит через все его основные работы: «Преступный человек» (1882), «Малолетние преступники» (т. 1 — 1884, т. 2 — 1888), «Психофизические типы в их соотношении с преступностью» (1890), «Преступность и преступники» (1895), «Учение о преступности и мерах борьбы с ней» (1912).

В первые годы советской власти криминологические исследования проводились весьма интенсивно. Наряду со статистическими наблюдениями, изучением экономических, социальных факторов преступности большое внимание уделялось антропологическим измерениям, исследованию физической конституции, возрастных особенностей, состоянию здоровья, деятельности желез внутренней секреции, наследственности преступников.

Анализ состояния преступности, ее причин, личности преступника проводили органы юстиции, милиции, работники государственного аппарата, научные сотрудники, общественность и студенты. Научно-методической базой проведения криминологических исследований являлись статистические учреждения, в которых была сосредоточена так называемая моральная статистика, а также кабинеты по изучению преступности и преступника, создаваемые различными ведомствами и учреждениями в крупных городах страны.

Для организационно-методической координации проводимых в стране криминологических исследований в марте 1925 г. при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР был образован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Он стал первым в стране центром изучения преступности. В составе института действовали четыре секции: социально-экономическая, пенитенциарная, биопсихологическая и криминалистическая.

К числу наиболее серьезных теоретических исследований этого периода относятся труды М.Н. Гернета, А.А. Герцензона, В.И. Куфаева, Е.И. Тарновского, В.И. Халфина, А.С. Шляпочникова и др.

С конца 30-х до 50-:Х годов криминологические исследования в России (и в СССР) не проводились. Только с началом оттепели в специальной юридической литературе стали появляться статьи, где авторы выдвигали актуальные идеи борьбы с преступностью.

Основы советской криминологии впервые стали преподавать в 1964 г. на юридическом факультете М,ГУ и Свердловского юридического института.

Тогда были опубликованы первые теоретические труды по проблемам криминологии (а не в рамках уголовного права, как ранее): С.С. Остроумова «Преступность и ее причины в дореволюционной России» (1960), А.Б. Сахарова «О личности преступника и причинах преступности в СССР» (1961), А.А. Герцензона «Предмет и метод советской криминологии» (1962), Г.М. Миньковского, В.К. Звирбуля и др. «Предупреждение преступлений» (1962) и др.

К наиболее крупным теоретическим публикациям относятся работы: А.А. Герцензона «Введение в советскую криминологию» (1965), В.Н. Кудрявцева «Причинность в криминологии» (1968), И.И. Карпеца «Проблема преступности» (1969), Н.Ф. Кузнецовой «Преступление и преступность» (1969), A.M. Яковлева «Преступность и социальная психология» (1970), М.И. Ковалева «Основы криминологии» (1970), В.К. Звирбуля «Деятельность прокуратуры по предупреждению преступлений» (1971), Г.А. Аванесова «Теория и методология криминологического прогнозирования» (1972), А.С. Шляпочникова «Советская криминология на современном этапе» (1973 г.) и др.

Криминология как самостоятельная наука и учебная дисциплина все более утверждается в качестве научной базы для разработки уголовной политики, научно-методической основы нормотворчества и практики борьбы с преступностью.

В 1966 г. вышел первый отечественный учебник по криминологии, подготовленный Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Этот учебник выдержал три издания и стал основой для создания в начале 80-х годов первого в истории советской (и русской) науки Курса криминологии.

В последние годы происходит и интенсивное развитие социально-психологических исследований в криминологии, направленных на углубленное изучение свойств и особенностей людей, совершающих преступления, причин и механизмов индивидуального преступного поведения.

Билет 4


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 6500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!