Проблема начала философии. Проблемное поле фил-ских ис-ний. Ф-ции философии. Фил-фия и наука: общность и различие.



Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы

Мировоззрение – сложное, противоречивое единство знаний, эмоций, веры, поведения, сомнения, кот-ые выраб-ся у человека (личности) в процессе познания мира и влияния окружающей среды.

Мировоззрение формируется: 1) стихийно, эмпирическим путем (методом проб и ошибок); 2) сознательно – через освоение опыта, накопленного человеком (сложнее, чем 1), но безопаснее).

Как сложное духовное явление, мировоззрение включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др.

Важным элементом мировоззрения является оценка событий и процессов, поэтому можно выделить три основных аспекта мировоззрения:познавательный;аксиологический (учение о ценностях);нормотивный (мировоззрение вырабатывает нормы поведений);

Формирование мировоззрения протекает по разному, принято различать два пути:

а) Формирование реалистичного мировоззрения, на научном понимании мира, может быть единственным;

б) Ирреалистичного мировоззрения, может быть несколько

Мировоззрение – исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира.в различных формах мировоззрения по-разному представляется интеллектуальный и эмоциональный опыт людей.

В своей структуре мировоззрение имеет следующие составляющие:

а) мироощущение (постигается с помощью чувств свойства предметов, явлений);

б) мировосприятие (предмета в целом, как такового);

в) миропонимание (у животных нет) - понимание сущности

Так как мировоззрение является системой взглядов, обеспечивающих познание мира в целом и поиск места в нем человека, а также определяющих его жизненные позиции и ценностные ориентиры, то основные вопросы заключаются в отношении человека к миру, которое можно выразить в схеме «Субъект (S)» – «Объект (О)», где в качестве субъекта выступает самодостаточное «Я» в диапазоне от конкретного индивида до конкретного общественного института, а объектом является то, что вызывает повышенный интерес и то, что противостоит субъекту как «не-Я». Это может любая реальности в диапазоне от любого явления мира до другого «Я».

Уровни мировоззрения:

1) жизненно-практический (чувственный) – как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности,

2) теоретический (рациональный) – как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Уровень обоснования. К нему принадлежит философия. Философия – ядро мировоззрения.

Исторические типы мировоззрения:

Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Для мифа характерно очеловечивание природы, отсутствие рефлексии.

Рефлексия – работа сознания человека над собственным сознанием, размышление над собственными взглядами.

Религия – благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства – любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, бытием, мирозданием. Однако в отличие от мифологии, религия не смешивает земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два полюса – посюсторонний мир («земной», естественный воспринимаемый органами чувств) и потусторонний («небесный», сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.

Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает любовь к мудрости. В отличие от мифологии и религии, философская мысль представляет собой тип миропонимания, основанный на позициях разума и интеллекта. Философское мышление ставило перед собой цель не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Кроме познания мира, оно также предполагает раздумья о природе человека, о разумном устройстве и целях человеческой жизни.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Она включает как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму знаний, образующих картину мира. целью науки является теоретическое отражение действительности.

 

Проблема начала философии. Проблемное поле фил-ских ис-ний. Ф-ции философии. Фил-фия и наука: общность и различие.

Философия (любовь к мудрости). По легенде впервые это слово употребил Пифагор.

Философия начинается там и тогда, где начинается системное понимание мира, а так же когда мифологическое понимание мира сталкивается с новыми знаниями. Мифологическое сознание давало ответы не на все вопросы, а новое время требовало новых подходов.

Экономические условия:

- усложнение способа производства

- деление общества на слои (социальная стратификация)

- отделение умств-го труда от физ-го (философия стала лидером умственной деятельности господств-х социальных групп), что привело к:

* из мифологии выделяются самостоятельно религия, философия и искусство

* возникновение философии стало диалектическим отрицанием мифологии

* философия возникла вместе с возникновением зачатков научных знаний. Фил-ия и научные знания выступали при зарождении в единстве

На протяжении всей истории можно выделить те проблемы, которые подчеркивали сущность любой философии:

1. как устроен окружающий мир? (проблема бытия - онтология)

2. как он функционирует? (диалектика – учение о развитии)

3. познаваем ли этот мир? (гносеология)

4. проблема человека (антропология, социология)

5. прочие проблемы (аксиология – учение о ценностях, футурология – о будущем)

Причиной появления философского осмысления мира явился рост знаний и появления стремления осмыслить знания и построить системную картину мира.

Главный вопрос фил-ии сформулировал Фалес: “Что лежит в основе всех вещей?”

На протяжении истории возникло множество осмыслений мира – учений. Все учения можно разделить на 2 течения:

1) материалисты – философское течение, согласно которому мир существует вечно, он бесконечен, не сотворим, не уничтожим, находится в постоянном развитии и изменении. Человек в состоянии познать этот мир и использовать знания для создания условий жизни. Опирается на науку.

2) идеализм – сложная философская концепция, согласно которой в основе мира лежит какая-либо идея. Религия – грубая форма идеализма.

Выделяют 2 вида идеализма:

- объективный (Платон, Гегель) – философская концепция согласно которой идея или дух сущест-али до возникн-ия природы, т.е. были первичны.

- субъективный (Берклий, Юм, Фихте) – философская концепция, предполагающая, что мир воспринимается с помощью наших ощущений мы имеем право говорить об этих ощущениях. С их точки зрения «мир – это комплекс, комбинация наших ощущений».

Попытка примирить материализм и идеализм была предпринята Декартом и получила название дуализм. Пантеизм(всеобщий Бог) – Бог во всем  Деизм (Бог) – философская концепция (Ньютон) согласно которой Бог положил начало, но в земные дела не вмешивается.

Все эти основные категории составляют категориальную матрицу (первоостнова) – совокупность категорий, которые используются в фил-фии.

Проблемы философии:

Существует 2 версии возникнов-я фил-ии: азиатцентризм и европоцентризм (в Др.Греции).Обе возникли в одно и то же время, но в Европе – системное понимание мира, в Азии – этико-моральная философия, но не мировоззренческого, космического прядка.

Является или не является философия наукой?

Не является 1) философские утверждения не нуждаются в обязательных эмпирических фактах 2) философия никогда не имела утверждений, которые бы признавались всеми философами

Является 1) философия это рациональная форма усвоения мира. Можно выделить 3 позиции исторического определения философии к науке

- философия тождественна науке, наука существует в рамках философии, Аристотель определял философию как науку

Всякая наука имеет свое проблемное поле. Для философии проблемное поле – мир в целом.

Философия имеет свой собственный язык: предельно общие понятия, получившие названия категорий (бытие, время, материя).

Одной из ключ-х проблем фил-фии явл-ся проблема: Познаваем ли мир?

Основной вопрос философии: отношение материи к бытию

1) с одной стороны что первично, что вторично?

2) с другой – познаваем ли мир?

При решении вопроса познаваем ли мир? В истории философии возникло 3 направления: агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Агностицизм отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира; на этих позициях находятся как правило школы субъективного идеализма. Скептицизм не отрицает на прямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Гносеологический оптимизм провозглашает принципиальную возможность познавания сущности всех явлений, предметов и процессов объективного мира; на этих позициях стоят все школы материализма и некоторые течения субъективного идеализма, но познаваемость мира признают в весьма своеобразной форме.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!