Типы отношения учителя к конфликту.

1. Стремление уйти от конфликта. Преподаватель ведет себя так, как будто ничего не случилось. Конфликт он замечет, но уходит от решения вопроса, пускает ситуацию на самотек, не нарушая видимого благополучия, не осложняя собственную жизнь. Учитель подобен страусу, спрятавшему голову в песок. В такой ситуации резко возрастают нарушения учащимися дисциплины. Неразрешенный конфликт разрушает коллектив класса.

2. Реалистическое отношение к действительности. Преподаватель понимает конфликтность ситуации, но предпочитает приспособиться к требованиям учеников; идет на поводу у них, стремясь смягчить конфликтные отношения уговорами, увещеваниями. Он ведет себя так, чтобы, с одной стороны, не будоражить преподавательский коллектив и администрацию школы, а с другой - не портить отношений со школьниками. Но это приводит к тому, что учащиеся перестают уважать учителя.

 

3. Активное отношение к случившемуся. Преподаватель признает наличие конфликта, не скрывает его от коллег и руководства школы, он не игнорирует случившееся и не пытается угодить "и нашим и вашим", а действует в соответствии с собственными моральными принципами. Однако он пренебрегает индивидуальными особенностями конфликтующих школьников, не учитывает ситуацию в классе, не выясняет причин конфликта. Такой преподаватель нередко добивается внешнего благополучия, прекращения ссоры и нарушений дисциплины. Но делает это авторитарно, вызывая часто устойчивую неприязнь к своему предмету в школе.

4. Творческое отношение к конфликту. Преподаватель ведет себя в соответствии с ситуацией. Он сознательно и целеустремленно, с учетом всех сопутствующих обстоятельств находит выход из конфликтной ситуации. Не выяснив мотивы поступков учащихся, не принимает скороспелого решения.

28.Правила поведения учителя в конфликтной ситуации  

Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, неконкретны. Учитель, например, говорит ученику: "Что-то ты плохо стал относиться к учебе". При такой формулировке претензий ученику остается только гадать, в чем проявляется это его плохое отношение. В других случаях к основной претензии приплетаются и дополнительные. Например, в учительской один из учителей разговаривает по телефону. Первый, опытный учитель говорит второму, начинающему: "Не слишком ли громко Вы разговариваете по телефону?", добавляя при этом как бы для себя: "Почему-то все должны работать, а некоторые - заниматься болтовней!" В этом случае, первый учитель расширил предмет конфликтной ситуации, так как фактически оскорбил молодого учителя: конфликт возникает уже не по поводу громкого разговора, а из-за обвинения в безделии.

Важно соблюдать правило "сокращения числа претензий за один раз". Одновременное высказывание ученику многих претензий создаст у него впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют. В результате у ученика возникает раздражение по поводу того, что "на вас ничем не угодишь" и "если я вам не нравлюсь, я могу и уйти: не больно-то и хотелось заниматься в вашей секции!".

Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что появляется человек, с чем-то несогласный, чем-то недовольный. Раз человек выступает с несогласием, с обидами, претензиями, значит, он ждет, что другая сторона прислушается к нему и изменит свое поведение. Учителю следует выработать у себя установку, что учащийся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия, а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, мучиться. Поэтому учителю не следует сразу же отмахиваться от высказываемых учащимися претензий и тем более упрекать их, ругать жалобщиков, нужно спокойно и внимательно выслушать и попытаться их понять.

Проявлять эмоциональную выдержку. Нередко к конфликту приводит слишком эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапеляционность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений создают у учащихся напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что бестактность, а порой и грубость учителя вызывает ответную реакцию у учащихся, но при этом цель учителем достигнута не будет. Поэтому учитель должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.

Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации. В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ ее решения, устранение причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть сделано в форме частичной уступки, смягчения требований.

29.Управление учителем конфликтом между учащимися

Часто на уроках физкультуры и спортивных занятиях конфликты возникают между учащимися из-за нехватки спортивного инвентаря, завладения спортивной площадкой, по поводу правильности забитого мяча и т.п. Учитель должен вмешаться в этот конфликт и прекратить его. Для этого существует несколько способов:

Устранить реальный предмет спора (например, мяч для игры).

Привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо с готовностью конфликтующих подчиниться его решению.

Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.

Создать условия, при которых конфликтующие стороны не могли бы вступить в непосредственное взаимодействие (драку).

Выяснить у конфликтующих, как бы они сами разрешили данный конфликт, попытаться изменить их представление о конфликте (придать предмету конфликта меньшую значимость, показать негативные стороны конфликта и его последствий для самих конфликтующих, для людей, мнением которых они дорожат: показать, как данный конфликт выглядит со стороны).

Изменить отношение одного конфликтующего к другому (уменьшить роль в конфликте противоположной стороны).

Убедить в необходимости уступки другому.

Попытаться представить причину конфликта в юмористическом или гротесково-сатирическом виде.

30.Понятие педагогической направленности личности учителя физической культуры

Педагогическая направленность - это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью. Структура педагогической направленности формируется на базе двух мотивационных образований - так называемой "любви к детям" и интереса к физической культуре. К сожалению, о наличие третьего - престижа профессии учителя - сейчас говорить не приходится.

Любовь к детям. Л.Н. Толстой рассматривал любовь к детям как доминирующую черту личности учителя. Большое значение ей придавал В.А. Сухомлинский, подчеркивавший, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Конечно, выражение "любви к детям" не следует понимать буквально. Когда о ней говорят, скорее всего имеют в виду чуткое и внимательное отношение к каждому ребенку, в том числе и к тем, кто своим поведением и успеваемостью доставляет педагогу огорчения. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребенка.

Любовь к детям - это не сентиментальность, не мягкосердечие, не всепрощенчество. Любовь к детям преобразуется в интерес к работе с детьми, в желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно.

Интерес к физической культуре. Этот интерес является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность учителя физической культуры. Спортивная направленность юношей и девушек, занимающихся спортом, должна пробудить интерес к физкультурно-педагогической деятельности, желание сделать сильными, бодрыми, здоровыми других людей, в частности детей.

Направленность учителя физической культуры на свою работу выражается в увлеченности ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать свое мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними являются для учителя не тяжелой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью. А.С. Макаренко говорил, что воспитывать легко, если этому отдаешь всю жизнь.

Поэтому у учителей - мастеров своего дела отмечается большая удовлетворенность своей профессией, которая, правда, не мешает испытывать в ряде ситуаций неудовлетворение проведенным уроком, примененным воспитательным воздействием на учащегося, достигнутыми результатами и т.д. Однако для педагога-мастера эта неудовлетворенность служит стимулом для постоянного самосовершенствования, в то время как для педагога, не владеющего мастерством, не умеющего ярко выраженной педагогической направленности, неудовлетворенность частностями является источником разочарования в профессии учителя.

К сожалению, не все абитуриенты, поступающие на факультеты физической культуры, имеют педагогическую направленность. У многих она появляется лишь в процессе обучения на факультете, особенно после педагогической практики в учебных учреждениях.

31.Знания являются одним из факторов, определяющих возможности учителя в его педагогической деятельности. А.С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его коммуникативным качествам, сколько по профессиональным качествам.

Эрудиция учителя физической культуры складывается из общих и специальных знаний.

 

 

Общие знания учителя физической культуры

Общие знания характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя (общественно-политические, а также знания по литературе, искусству, истории и т.д.)   

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьезным педагогическим ошибкам. Опрос опытных учителей физической культуры показал, что наиболее значимыми для их профессиональной деятельности наряду с теорией и методикой физического воспитания являются психология и физиология. Слабая же эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере учителем авторитета в глазах учащихся.  Этим, кстати, часто пользуются ученики, которые не любят физкультуру или конфликтуют с учителем физкультуры.

Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с другими учителями. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые учителем физической культуры в процессе изучения своих учеников: их характера, способностей, склонностей, уровня физического развития.

К.Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы формировать человека во всех отношения, надо знать его во всех отношениях. Важны и знания, которые учитель физической культуры приобретает в процессе своей физкультурно-педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придает всей деятельности учителя творческий характер.

Следует подчеркнуть такую особенность знаний учителя физической культуры, как их оперативность. Это связано с тем, что благодаря телевидению многие крупные международные соревнования становятся достоянием миллионов телезрителей в том числе и школьников, увлекающихся спортом. Естественно, все новое, что школьники видят на экранах телевизоров во время трансляций международных соревнований, в том числе и экзотические для нашей страны виды спорта, или новую технику выполнения спортивных упражнений, новое спортивное снаряжение и т.д., - все это сразу привлекает их внимание. Учитель, не следящий за событиями в мире спорта, может оказаться безоружным перед вопросами учащихся.

Оперативность касается и знаний о крупных спортивных событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом. В связи с этим учитель физической культуры должен постоянно просматривать периодические спортивные издания, регулярно читать спортивные газеты.

 

 

Специальные знания учителя физической культуры

Специальные знания - это знания необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности. Их можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные.

Специальные знания по практическим дисциплинам не всегда совпадает со знаниями, полученными студентами с процессе занятий спортом. Вот что рассказывает по этому поводу одна из известных в прошлом российских гимнасток, учившаяся на факультете физической культуры педагогического института: " В институте со мной случился забавный случай. Приехала я на консультацию, где обсуждались теоретические вопросы гимнастики. Мне задают вопрос. Я начинаю отвечать, свободно оперируя спортивной терминологией, с каким-то подспудным желанием затмить преподавателей. И вдруг мне сообщают, что отвечаю на твердые два балла. Это по гимнастике, которой я посвятила всю жизнь!... Потом мне напомнили, что у нас на факультете готовят не тренеров групп высшего спортивного мастерства, а учителей средней школы, поэтому мои познания в современной гимнастике никому не нужны, с помощью наших терминов я ничего детям не объясню, и к экзамену мне надо серьезно готовиться".

Специальные знания, которыми обладает учитель физической культуры, можно разделить на теоретические, практические, методические.

Теоретические знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей работы двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т.д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом "почему?"

Практические знания учителя физической культуры касаются прежде всего знаний, как нужно сделать то или иное упражнение. У студентов факультета физической культуры это основные знания, которые приобретаются ими на практических занятиях и во время занятий по спортивной специализации.

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как нужно сделать, но касаются они уже не собственного исполнения упражнения, а исполнения его учащимися. Это знания того, как научить другого.

Часто у студентов факультета физической культуры наблюдается отождествление практических и методических знаний, они полагают, что раз они знают, как нужно делать упражнение, и умеют его делать, то они сумеют и объяснить учащимся, как это упражнение нужно делать. В действительности обучение других - это специальный раздел педагогики физического воспитания, методика физического воспитания, которой нужно овладевать тщательно и терпеливо, поскольку опыт собственной спортивной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт обучения других.

Умение - это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные), двигательные.

 

 

Конструктивные умения учителя физической культуры

Конструктивные умения помогают учителю конструировать, планировать деятельность. К ним относятся умение отбирать, и строить композиционно учебный материал (например, составлять комплекс упражнения для развития у учащихся тех или иных качеств); умение осуществлять перспективное и текущее планирование; умение планировать приобретение и ремонт инвентаря и оборудования; умения корректировать планы.

 

 

Организаторские умения учителя физической культуры

Организаторские умения связаны с реализацией учителем намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, но сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу класса. Наоборот, студент, имея несовершенные знания по методике проведения урока, может за счет организаторских способностей и умений хорошо провести урок.

Учитель должен уметь организовать как свою деятельность, так и деятельность учащихся. У разных учителей это получается неодинаково. Учителя с инертностью нервных процессов, медленно переключающиеся с одной ситуации на другую, отличаются высоким уровнем личной организованности. Они умеют хорошо организовывать свое рабочее время, правильно выбирают свое местонахождение в спортивном зале во время урока, умело используют в качестве помощников хорошо подготовленных учеников. У учителей с подвижностью нервных процессов диапазон организаторских умений более широкий, они проявляют большую активность в организации деятельности учащихся, хорошо организуют работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и подвижные игры на уроке.

 

 

Коммуникативные умения учителя физической культуры

Коммуникативные умения связаны с общением учителя с учащимися, коллегами по работе, с родителями, шефами. Их можно разделить на три группы: собственно коммуникативные умения, дидактические умения (умение передачи знаний учащимся) и ораторские умения.

Собственно коммуникативные умения выражаются в умении учителя вступать в контакт с людьми, строить деловые и личностно-эмоциональные отношения. От этих умений во многом зависят организаторские возможности учителя, в частности, в установлении в классе или спортивной секции нормального психологического климата, в сплочении класса, в привлечении школьников к занятиям физической культурой в спортивных секциях.

 

 

Дидактические умения учителя физической культуры

Дидактические умения связаны с умением учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учащихся учебный материал. Учителям физической культуры это удается не всегда. У молодых учителей наиболее часто встречаются следующие затруднения в передаче знаний и умений учащимся:

- учитель не знает, что нужно рассказать учащимся о физическом упражнении;

- учитель знает, что нужно рассказать о физическом упражнении, но не умеет это передать;

- учитель затрудняется объяснить учащемуся как нужно исправить ошибку.

Недостатком показа упражнений у студентов практикантов является то, что они указывают только, какими способами надо выполнять тот или иной технический прием, но не рассказывают, в каких случаях ими надо пользоваться, с какой целью, а исправляя ошибки, используют только показ, не давая пояснений.

Все это свидетельствует о том, что молодые учителя могут неплохо знать, чему учить школьников, но затрудняются применить эти знания в практической работе из-за слабой сформированности дидактических умений.

К дидактическим умениям относятся также умения управлять вниманием класса, умение прогнозировать (то, что не очень удачно называют педагогическим воображением) последствие своих педагогических воздействий на учеников, способности учеников и потенциал их развития.

К этим умениям можно отнести умение учителя пробудить интерес к своему предмету, передать учащимся свою увлеченность им, переплавить пассивный интерес к физкультурно-спортивной деятельности в двигательную и познавательную активность, в стремление самому заниматься физической культурой. Все эти умения, хотя и не являются чисто коммуникативными, базируются все же на умении учителя общаться со школьниками.

Трудность овладения дидактическими умениями, связанными с передачей знаний учащимся, состоит в том, что учитель должен оценивать сложность и доступность учебного материала, ориентируясь не на свои возможности, а на возможности учащихся. Только тогда он сможет сделать трудное - легким, сложное - простым, непонятное - понятным, пробудить у учащихся активную самостоятельную мысль, суметь передать свою убежденность.

 

 

Ораторские умения учителя физической культуры

Ораторские умения необходимы учителю физической культуры для осуществления прежде всего образовательно-просветительских функций. Для этого учитель должен обладать большой эрудицией и культурой речи.

 

Гностические умения учителя физической культуры

Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом, с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения. следовательно, тесно связаны с процессами восприятия (перцепцией) и базируются на перцептивных умениях , то есть умениях учителя наблюдать, подмечать ошибки при исполнении учащимися упражнений.

Молодым учителям это не всегда удается. Часто они затрудняются проанализировать и оценить выполняемое школьником упражнение. Во многом это связано с тем. что выполнение упражнения занимает несколько секунд и учитель не успевает переключить внимание с одного элемента на другой, быстро проанализировать наблюдаемый фрагмент упражнения. У учителя отсутствует еще видение упражнения, помогающее быстро и точно оценить качество его выполнения учеником.

Гностические умения включают в себя умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, умения проводить элементарные исследования и анализировать их результаты, для того чтобы внести коррективы в методику физического развития учащихся.

 

 

Двигательные умения учителя физической культуры

Двигательные умения отражают прежде всего технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ упражнения во многом определяет эффективность обучения школьников. Кроме того, к двигательным умениям учителя физической культуры относятся навыки страховки учащихся при выполнении ими упражнений. К двигательным умениям относятся многие прикладные навыки учителя физической культуры, проявляемые им при починке спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах.

Каждое из умений обеспечивает выполнение учителем физической культуры сразу нескольких функций.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!