Виды публичных выступлений и их характеристика



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

 

 

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

 

КАФЕДРА БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ

Курсовая работа студента I курса группы СД-43

Санжиновой Анастасии Сергеевны

 

ТЕМА:

«Публичные коммуникации»

 

 

 Руководитель – Жигалова Н. Г.

 

 

Санкт-Петербург

2013

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Происхождение, жанры и конструкция публичной коммуникации...…………………………………………………………………………….4

1.1. История развития публичных коммуникаций……………………..4

1.2. Виды публичных коммуникаций и их характеристика…...………9

1.3. Структура публичных коммуникаций…………………………….14

Глава II. Аналитическая часть……………………………………………….19

2.1. Специфика публичной политической коммуникации....………...19

2.2. Сравнительный анализ публичной коммуникации политических деятелей………………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………25

Список использованной литературы……………………………………......28

 


Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что публичная коммуникация еще со времен Древней Греции и Древнего Рима остается одним из самых эффективных способов воздействия на аудиторию. До сих пор разрабатываются и развиваются методики, способствующие успешному публичному выступлению, которые востребованы во всех сферах, начиная с политических речей и заканчивая лекциями в учебных заведениях. Каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивается с необходимостью выступать перед аудиторией и для этого требуется учиться ораторскому искусству – умению правильного и четкого построения и публичного произнесения речи.

Цель работы: рассмотреть явление публичной коммуникации, историю ее возникновения и структуру.

Задачи работы:

1. Изучить историю возникновения публичных коммуникаций;

2. Рассмотреть виды публичных выступлений;

3. Охарактеризовать структуру публичной речи;

4. Провести исследование среди политических публичных коммуникаций.

При написании работы была использована научная и учебная литература по основам теории коммуникации, публичной коммуникации и ораторскому искусству. В качестве основного источника литературы для теоретической и практической части курсовой работы послужил учебник по основам теории коммуникации, автором которого является М.А. Василик.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 

 

Глава I. Происхождение, жанры и конструкция

Публичных коммуникаций

История развития публичных коммуникаций

Понятие публичной коммуникации понимается как вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Для публичных коммуникаций характерна передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса -  сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, то есть формально установленным или молчаливо признаваемым местом индивида в иерархии социальной группы. [2, с.545]

Традиции публичных выступлений восходят к античным временам.
Важность владения словом осознали еще древние греки в VI - V веке до н.э. Греки демонстрировали свои навыки коммуникации в судах, на народных собраниях.

Расцвет публичных выступлений  совпал с расцветом афинской рабовладельческой демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Во всех трех учреждениях искусство живого слова играло существенную роль, помогая раскрытию сути дела и его успешному решению, а в суде красноречие стало важнейшим условием успешного завершения судебного разбирательства. [17]

В V в. до н.э. возникла теория красноречия, риторика, основы которых заложили Коракс, Лисий и Горгий. Согласно Кораксу существует несколько пунктов публичной речи: вступление, предложение, изложение, доказательство и завершение.

В V в. до н. э. наиболее яркими мастерами публичных выступлений были софисты (V в. до н. э.). Они способствовали развитию навыков проведения дискуссии, способности вывода доказательств, также они повысили уровень развития логического мышления. Софисты довольно часто обращались не только к практике, но и к теории ораторского искусства, ведь именно они заложили основы риторики как науки о публичном выступлении. По мнению софистов, основная цель выступающего – убедить публику в сказанном. [10]

Деятельность греческих философов  Платон ( 427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 – 347 гг. до н. э.) также совершила весомый вклад в теорию публичной коммуникации.

Платон считал, что оратор – носитель просвещения. Обобщая опыт риторики, он приходит к выводу о двух родах способностей, необходимых оратору. Первый – это способность охватить все общим взглядом, свести к одной идее все, что разбросано повсюду. Это дает оратору возможность сделать ясным предмет поучения. Второй – способность подразделять все на виды, составные части. Подчеркивается необходимость единства анализа и синтеза в ораторском искусстве. [20]

Значительное место в развитии теории ораторского искусства занимают работы Аристотеля. В самом начале своего труда Аристотель сформулировал цель риторики: она должна помочь человеку склонить другого к чему-либо или отговорить его от чего-нибудь. Поэтому риторика необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей отдельного человека, так и в делах государственного значения. Он расширил предмет риторики по сравнению с существовавшими до него взглядами.

Трактат Аристотеля «Риторика», состоящий из трех частей (книг), содержит основные положения публичной речи. В первой книге дается определение риторики, показывается ее место в ряду других наук и искусств. Согласно Аристотелю: «Риторика – это способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». В той же книге трактата представлена классификация возможных способов убеждения: доказательства к логосу (рационально-логическое содержание речи),  доказательства к этосу (демонстрация положительных сторон нравственного облика говорящего) и доказательства к пафосу (эмоциональная окраска выступления, обращение к чувствам слушателей). В этой книге

Аристотель выделяет три основных рода красноречия: совещательное (политическое), судебное и торжественное (эпидейктическое).

Вторая книга посвящена общим способам доказательства. Анализируются также виды эмоций, которые необходимы в пробуждении или успокоении у слушателей. К примеру, для того, чтобы успокоить раздраженную аудиторию, надо показать слушателям их превосходство над кем-то.

Третья книга посвящена проблемам стиля и построения речи. Проблема стиля связана со строем речи, куда входят понятия ясности, сжатости, соразмерности, изящества и благородства. Основным достоинством стиля Аристотель признает ясность. Ясность речи обеспечивается отбором слов и фигур: оратор должен предпочитать общеупотребительные незаимствованные однозначные слова и выражения, поскольку новые слова, необычные омонимы затрудняют восприятие смысла. [6]

Греческая риторика повлияла на становление и развитие красноречия в Древнем Риме.

Ораторское искусство в Древнем Риме обладало огромной движущей силой. Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, сенате и суде, где практически мог выступить каждый свободный гражданин. Поэтому владение словом было необходимым условием для римского гражданина, желавшего участвовать в управлении государством. [11]

Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона - одного из самых выдающихся ораторов мира.

В одном из трактатов  «Об ораторе»  Цицерон сформулировал каноны  классической риторики: изобретение, расположение, украшение. К ним примыкали: произнесение, память.

Большое внимание в трактате уделено проблеме воздействия на чувство слушателя в публичном выступлении.

В трактате «Оратор» говорится об идеальном ораторе - тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. [19]

Важную роль в развитии античной риторики сыграли труды Марка Фобия Квинтилиана (36-96 гг. н. э.). Его советы и наставления не утратили своей актуальности и сегодня: в преобразованном виде их можно найти в большинстве современных учебников красноречия. Таковы, например, рекомендации начинать и кончать речь более сильными аргументами, подкреплять и развивать природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием, а также требование "говорить только о тех вещах, которые знаешь". [10]

Период Цицерона и Квинтилиана считался пиком развития публичных выступлений в Древнем Риме и, к сожалению, одновременно его концом.  Римское классическое красноречие умерло с гибелью республики: постепенно теряла актуальность чисто политическая риторика, сузились возможности судебного ораторского искусства.

После падения Римской империи в конце V в. господствующим жанром становится церковное красноречие. Церковная проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения, и одновременно - одним из инструментов политической пропаганды.

На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы - Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.) и Фома Аквинский (1225-1274), чьи труды легли в основу теории церковного красноречия, где на первый план выступают форма, внешняя красивость и напыщенность, главным принципом становится не убеждение, а внушение. [18]

Значительным достижением риторики средневековья являлась способность подчинения чувств и настроения людей, влияния на их сознание и воображение.

Шагом вперед по сравнению с богословской риторикой была средневековая университетская лекция, которая читалась прямо по книге. Позднее, в XV- XVI вв., с развитием книгопечатания читаемая лекция стала активно вытесняться устной и далее превратилась в публичное изложение учебного материала и, перенимая достижения красноречия, оформилась в новый жанр риторики.

"Новое время" началось западноевропейским Возрождением, положившим конец средневековью и уже к началу XVI в. ознаменовавшим новую эпоху в истории. Оно сменилось затем эпохой Просвещения, во время которого развивалось светское мировоззрение, постепенно вытеснявшее богословие. [17]

Немаловажный вклад в развитие риторики был внесен европейскими писателями и мыслителями эпохи нового времени: Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гёте, Г. Лихтенберг и др.

Как и в античности, труды по ораторскому искусству эпохи Возрождения и Просвещения тщательно занимаются мимикой, жестикуляцией, техникой речи говорящего.

Исходя из вышеизложенного, основы публичной коммуникации были заложены еще в эпоху античности. В Древней Греции и Риме были установлены основные требования для удачных публичных выступлений. В то же время великие ученые и философы писали трактаты, посвященные ораторскому искусству, где давались советы, которые способствовали развитию красноречия и впоследствии успешному выступлению оратора.

В эпоху Средних веков публичные выступления приобрели вид церковных проповедей, которые владели чувствами и умами слушателей. В период Просвещения богословие было вытеснено светским мировоззрением, где, как и в античности, основную роль играла техника речи, жесты и мимика оратора.

В современном мире существует множество книг и пособий по развитию навыков ораторского искусства, создаются курсы, где новичков учат правильно и красиво преподносить материал, избавляют от страха выступления пред большой аудитории.

 

Виды публичных выступлений и их характеристика

Устная публичная речь носит достаточно стереотипный характер, закрепленный в определенных жанровых формах - типичном речевом поведении в типических ситуациях социального взаимодействия людей. [2, с. 547]

Общество выработало свои правила поведения в определенных социально значимых ситуациях общения. Как правило, они связаны с регламентацией речевого поведения в ситуациях общения, например в судебном заседании или парламентском выступлении. [2, с.548]


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 401; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!