Глава IV: Благотворительная деятельность В.Н. Гадаловой.



   

 Глава I: Взгляды на системы общественного призрения.

Благотворительность в России до 1917 года как форма помощи в отличие от обязательного общественно-государственного призрения носит факультативный характер. Она явилась ответом на непосредственные запросы жизни. Не говоря уже о современном капиталистическом строе который по социально-техническим условиям своего существования порождает безработицу как массовое социальное явление мы и в прошлом не знаем ни одной исторической эпохи, которая в той или иной формой не была бы знакома с бедностью (как недостатком средств существования) и нищетой (как полным отсутствием последствий). В прошлом источником бедности и нищеты были по преимуществу стихийные бедствия - землетрясения, наводнения, неурожаи, эпидемические болезни, пожары, захватнические войны, поборы победителей и т. д.; в настоящим вытеснение труда машиной, промышленные кризисы, малоземелье, неорганизованность капиталистического рынка и т. д., к этим основным причинам бедности и нищеты можно прибавить еще разнообразные формы индивидуального разорения: болезни, несчастные случаи, потери, порочные наклонности. Благотворительность и является самым элементарным, непосредственным и добровольным актом помощи, которую оказывают неимущим частные лица и общество. До настоящего времени в научной литературе не существует общепризнанного мнения о наилучшей системе презрения. В то время как одни с жаром отстаивают систему добровольного презрения, другие не менее горячо высказываются в пользу противоположной системы - обязательного призрения. Сторонниками системы волюнтаризма являются, прежде всего, мальтузианцы, которые утверждают, что обязательное призрение нецелесообразно: во-первых, потому что оно поощряет бедные классы населения к размножению, во-вторых, потому что оно ослабляет энергию трудящихся классов, наконец, в-третьих, потому что оно является своеобразной прений в пользу неимущих перелагая заботу их содержания в форме специального налога на имущие классы. Так как обязательное призрение способствует росту населения тем самым способствует и росту нищеты. Последняя в свою очередь, требует все более усиленного обложения имущих в пользу бедных и может грозить экономическим истощением всему обществу. Другие сторонники системы волюнтаризма указывают, что обязанности должно, очевидно, соответствовать право требования такой помощи. Между тем, подобное право, по их мнению, не может быть юридически основано. Они выдвигают против системы обязательного призрения и нравственные мотивы, указывая, что бюрократическая, по необходимости, организация этой системы должна убить всякое живое чувство милосердия к ближним, что она невольно вырабатывает ледяное равнодушие к страданиям других, раз требуемый государством или коммуной налог в пользу бедных уплачен. Наконец, защитники этой точки зрения отмечают и то глубоко деморализующее влияние, которое, якобы, оказывает обязательное призрение на самих призреваемых, отучая их от правильного труда, развивая в них повышенную, ничем не мотивированную требовательность к обществу. Волюнтаристы признают, однако, необходимость организации центрального бюро частной благотворительности во избежание возможных злоупотреблений, так как одно и тоже лицо в ущерб другим может пользоваться одновременно пособиями из разных благотворительных учреждений. В чистом виде система волюнтаризма не встречается уже нигде. Даже Франция, классическая страна волюнтаризма, установила обязательное призрение без приютных и брошенных детей и сумасшедших. Сторонники обязательного призрения оспаривают доводы волюнтаристов, выдвигая соображения полицейского, экономического, политического и морального характера. Одни указывают на крайнюю опасность оставления без помощи больных и нищих, в виду того, что они легко могут стать угрозой общественному порядку. Другие останавливают внимание на самой природе хозяйственного строя, который, в виду социально-технических предпосылок современного производства, освобождает относительно все большее и большее количество рабочих рук, совершенно неповинных в своем бедственном положении. Бедность в этом случае является продуктом общего социального неустройства, а, поэтому общество обязано взять на себя поддержание тех его членов, которые стихийной силой технического прогресса обречены на вынужденную безработицу. Третьи, наконец, утверждают, что право на существование есть неотъемлемое естественное право современной личности, что процесс демократизации общества, расширяющий каталог естественных прав, тем самым расширяется и область положительных услуг, оказываемых государством. Этим достаточно подрывается утверждение тех волюнтаристов, которые отказываются признавать юридические основания за правом личности требовать вспоможения в той или иной форме со стороны государства. Наконец и моральные соображения заставляют высказаться против волюнтаризма. Правое государство не может оставаться равнодушным к страданиям и даже гибели одного из его членов; нравственный долг государства заключается в обеспечении каждому условий свободного развития тем более в устранении таких внешних препятствий к этому как материальный недостаток или нищета. Этими общими соображениями еще далеко не исчерпываются доводы сторонников обязательного призрения. Некоторые из них указывают еще и экономическую ценность человеческой жизни как производительной силы другие на понижение при системе обязательного призрения коэффициента заболеваемости, смертности, преступности на сокращение алкоголизма, проституции и т. д. Обширный исторический опыт показал, наконец, что система обязательного призрения может прекрасно уживаться с широким развитием частной благотворительности. С особенным успехом это может быть констатировано на примере Англии, страны раннего развития обязательного призрения в тоже время знакомой с самыми разнообразными формами частной благотворительности. Не мало сторонников и у смешанной системы, т. е. такой, которая пытается начало обязательного призрения сочетать с частной благотворительностью, "односторонние преследования той или другой формы сопряжено с неизбежными недочетами; параллельное же их существование и гармоническая деятельность одной рядом с другой способна обеспечить более полное достижение общие цели, более действительную помощь в нужде. На личность государственного обязательного призрения в Англии порождает в обществе уверенность, что неотложная и безусловно необходимая помощь обеспечена за всяким нуждающимся, и в следствии этого частная благотворительность поручает возможность направлять свою деятельность туда, где желательна помощь сверх того минимума, который обеспечивается государством и где благодаря этому может быть достигнуто не только устранение нужды в настоящем, но и возможное предупреждение этого в будущем"[1]. При существовании учреждений того или другого рода необходимо является установление центральных объединяющих организаций, которые могли бы служить целям взаимодействия и осуществлять необходимые контрольные функции. Таковыми являются "Charity Organisation Society" в Лондоне с 1870 г, " Deg Deutscher Verein fur Armenpflege und Wohlthatigkeit" в Германии с 1880 года. В Париже “Office central des oeuvres charitables” с 1890 года. Социалистические течения относятся отрицательно к принципу благотворительности независимо от ее формы. Отсюда разнообразные формы самопомощи (страхования от безработицы профсоюзов, организация рабочих бирж труда и т. п.). Современный пролетариат стремится удовлетворять все свои нужды через собственную классовую организацию, питая недоверие не только к помощи со стороны государства, но и со стороны органов местного управления.

 

   Глава II: Основные направления благотворительности.

§1. Меценатство в сфере науки и культуры.

Частные предприниматели были заинтересованы в изучении природных богатств Сибири и давали средства на организацию экспедиций.

Золотопромьппленник П.И. Кузнецов на только предоставил средства на экспедицию генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва на Амур, но и принял в ней активное участие. Он помогал обществу содействия русскому мореходству, выделил в 1875г. 4 тыс. руб. для исследования морского пути в Сибирь.

Пропагандистом Северного морского пути был и енисейский золотопромышленник Степан Васильевич Востротин. В 1913г. он вместе с экспедицией прошел Северным морским путём.

Знаменитый сибирский библиофил Г.В. Юдин издал несколько книг на исторические темы: «Сибирь в XVII в.» А.А. Титова, «Наказы сибирским воеводам в XVII в.» В. Кулешова и ряд других.

В 1903г. премиями им. Л.П. Кузнецова были удостоены книги Н.Н. Оглобина «Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа» и П.М. Головачева «Первое столетие Иркутска».

Красноярский зритель всегда любил сценическое искусство. Первое, деревянное здание театра было построено в 1874 году на средства горожан. В 1887 году, когда здание полностью обветшало и пришло в аварийное состояние, местные поклонники сцены организовали Общество любителей драматического искусства и взяли его в аренду.

Меценатство процветало в сибирской провинции. Когда в 1898 году красноярский театр сгорел, Общество собрало деньги на постройку нового в размере 60 тысяч и ещё 7.400 рублей на отделку и электрическое освещение.

В Общество входили известнейшие и образованнейшие люди губернии. Купец П.И.Гадалов, глава многочисленной династии, сам увлекался театром, дружил с С.Мамонтовым, знаменитым московским меценатом. Членами Общества были дети золотопромышленника П.И.Кузнецова, который занимал пост городского главы в 1853-1855 и 1871-1875 годы. Семья Кузнецовых была прекрасно образована.

А.П.Кузнецов, завзятый театрал, был избран председателем Общества любителей драматического искусства. Благодаря его энергии театральная жизнь в Красноярске развивалась успешно.

Любительские спектакли, даваемые Обществом не реже 4-ёх раз в месяц, снискали расположение публики. Репертуар был тот же, что и у профессиональных трупп, ставились спектакли разных жанров. Сборы шли в пользу городского театра, обществу начального образования, фельдшерской школе, детским приютам, обществу переселенцев. Сценическое искусство активно поддерживали меценаты.

Приведённые примеры из истории свидетельствуют, что при должной заботе властей и щедрой поддержки меценатов театральное искусство в дореволюционном Красноярске процветало.

До профессиональных театров в сибирских городах появились любительские театральные коллективы. В Иркутске театр открылся в 1849г. В 1873г. на средства золотопромышленников Сибирякова, Базанова, Немчинова было построено деревянное здание театра.

В 1885г. в Томске было построено каменное здание театра на средства коммерции советника Е.И. Королёва. Открылся он постановкой пьесы А.О. Островского «Без вины виноватые». В 1873г. в Красноярске городскую управу обратились от имени любителей театрального искусства А.П. Кузнецов и И.С. Щеголёв с просьбой отвести на Староострожной площади землю под строительство деревянного здания театра. В 1874г. здание было построено и передано в ведение городской управы. Здесь часто давали любительские спектакли, в которых принимали участие, как местная интеллигенция, так и предприниматели, такие как Ю.П. Матвеева, И.П. Кузнецов и др. В 1898г. деревянный театр сгорел. Вновь стали помогать предприниматели, выделяя деньги на строительство каменного здания, большие суммы предоставляли Кузнецовы, Гадаловы и др.

В 80-х годах в Красноярске работало музыкальное общество, в Иркутске и Благовещенске — литературно-музыкальные общества, в Тобольске и Нерчинске — отделения Императорского Русского музыкального общества.

Развитию культурной жизни сибирских городов способствовали рост численности интеллигенции, появление образованного слоя предпринимателей.

Купцы-предприниматели способствовали развитию библиотечного дела в Сибири, жертвовали средства на создание библиотек: городских, музейных, ученических, приисковых, сельских и пр.

«Одно из самых светлых явлений местной жизни», - так оценила в начале 1892 года газета «Восточное Обозрение» (Иркутск) появление городских библиотек в ряде сибирских городов - Минусинске, Красноярске, Ачинске, Енисейске, Томске и других. И далее газета продолжала: «Во всех этих городах библиотеки возникали, хотя по инициативе частных лиц, но приняты городскими думами под свое покровительство и тем самым признаны городскими, общественными учреждениями, причем некоторые из библиотек получают от города и средства (иркутская, минусинская и др.)».

На примере некоторых библиотек сибирских городов можно видеть активное участие меценатов-благотворителей из среды купцов- предпринимателей в библиотечном строительстве.

Сын богатого иркутского золотопромышленника Иннокентий Михайлович Сибиряков, отличавшийся щедрой благотворительностью, купил и передал Иркутской городской библиотеке библиотеку покойного сибирского публициста, литератора и историка С.С. Шашкова, состоящую главным образом из книг по истории, литературе и праву (всего до 300 книг на русском, частично на английском, французском и немецком языках).

В Иркутскую  общественную библиотеку ежегодно поступали пожертвования. Одним из крупных было дарение И.М. Сибиряковым в 1887 году книг на сумму 1412 рублей. Много книг поступило от А.М. Сибирякова, В.А. Белоголового и других предпринимателей.

В Томске почетный потомственный гражданин Семен Степанович Валгузов учредил бесплатную народную библиотеку. 27 сентября 1887 года состоялось освящение каменного двухэтажного здания для чтения, лекций, народных спектаклей. Внизу две комнаты отводились для библиотеки.

В устройство и этой библиотеки И.М. Сибиряков внес свою лепту - пожертвовал 4000 рублей. Он же предоставил 1500 рублей на общественную библиотеку в Таре (Тобольская губерния).

С именем И.М. Сибирякова связана история библиотек в Таре, Томске, Ачинске, Красноярске, Минусинске и других городах Сибири.

Библиотека в Красноярске возникла еще в 20-х годах XIX века при первом енисейском губернаторе А.П. Степанове. В 1838 году при губернаторе В.И. Копылове губернская библиотека получила разрешение называться публичной. Губернатор предложил частным лицам содействовать развитию библиотеки своими пожертвованиями. В 1845 году в Красноярске устроили библиотеку золотопромышленники, а в 1848 году они передали ее в губернскую библиотеку.

В 60-е годы в Красноярске существовала общественная библиотека, составленная из книг, пожертвованных золотопромышленниками, главным образом дочерью золотопромышленника Л.А. Родственной. А затем в силу разных причин эта библиотека как самостоятельная единица перестала существовать.

В ноябре 1885 года в Красноярске была открыта библиотека Парфентьева с бесплатным кабинетом для чтения. В ней имелось 1500 названий книг. Выписывались журналы и газеты.

17 марта 1888 года городская дума в Красноярске рассмотрела заявление 25 лиц об устройстве в городе общественного музея и общественной бесплатной библиотеки. Учредители так мотивировали свое ходатайство: «Открытие при музее общественной библиотеки, подобной минусинской, томской и др., послужило бы толчком к более быстрому росту общественного развития, давая возможность каждому, бедному и богатому, к умственному и нравственному совершенствованию, внося в жизнь населения знания, порядочность, служа противоядием кабакам и трактирам, давая возможность проводить праздничное и свободное время разумно и с пользою для себя».

Дума отнеслась сочувственно к этому ходатайству, положительно решила вопрос об устройстве музея и библиотеки в городе. Сочувственно отнеслась к этому и администрация края.

11 февраля 1889 года состоялось открытие в Красноярске музея и общественной библиотеки - двух культурных учреждений. И музей и библиотека разместились в доме наследников купца М.А.Крутовского на старом базаре за 300 рублей в год.

Книжный фонд городской общественной библиотеки составился из следующих  источников:

- наследники золотопромышленника П.И. Кузнецова передали свою библиотеку, имевшую около 3000;

- врач В.М. Крутовский от себя и от имени покойного Л.П. Кузнецова передал их в общую библиотеку, содержавшую около 1300 книг (более 1000 названий);

- 58 книг пожертвовала М.Е. Педашенко, жена губернатора;

- 142 книги пожертвовали разные люди;

от центральной библиотеки учителей

училищ поступило около 620 книг (400 названий).

На содержание Красноярской городской библиотеки И.М. Сибиряков пожертвовал 2000 рублей; Е.П. Кузнецова - 500 рублей; В.Ф. Хилков- 200 рублей. Крупную сумму библиотеке дал золотопромышленник Н.К. Пе- реплётчиков.

В.А. Данилов пожертвовал на постройку дома для Красноярской городской библиотеки 2000 рублей, а его брат О.А. Данилов - 7000 рублей.

Здание городской библиотеки было построено в 1900 году. Ныне в этом здании по улице Перенсона, дом 23 размещается городская библиотека им. А.М. Горького.

В январе 1878 года состоялось открытие Минусинской местной публичной библиотеки. Комитет Минусинского музея еще в конце предыдущего года обратился к местному обществу с призывом о пожертвованиях для будущей библиотеки. Благотворители стояли у ее истоков. Библиотека создавалась почти исключительно на пожертвования. Список дарителей в пользу библиотеки открывает И.М. Сибиряков, которому Минусинская городская дума предложила звание почетного члена совета Минусинского музея в знак своей признательности за его пожертвования для музея и библиотеки, а также за его полезное и теплое участие к этим учреждениям

В годовых отчетах по Минусинской общественной библиотеке неизменно отмечалась благотворительная помощь И.М. Сибирякова. Например, в отчете по библиотеке за 1885 год сказано: «Более всего поступило книг от И.М. Сибирякова, пожертвовавшего единовременно книги на сумму около 1200 рублей и постоянно пополняющего библиотеку всеми вновь выходящими, выдающимися произведениями русской литературы». И далее говорилось: «Благодаря именно пожертвованиям И.М. Сибирякова библиотека имеет в настоящее время, кроме полного собрания сочинений известнейших русских и некоторых иностранных авторов (в переводе) по изящной словесности, очень много научных сочинений по всем отраслям знания...»

И.М. Сибиряков в 188б году по высланному библиотекой Минусинского музея каталогу купил и пожертвовал для нее книги более чем на 2500 рублей. По его предложению библиотека музея с 1885 года была объявлена бесплатной, но в 1899 году из-за постоянного дефицита она с согласия мецената объявила себя снова платной.

Благотворительную помощь Минусинскому музею и библиотеке оказывали почетный потомственный гражданин, винокуренный заводчик В.А. Данилов, торгово-промышленный деятель купец Г.П. Сафьянов и многие другие.

Георгий Павлович Сафьянов подарил свою домашнюю библиотеку, состоящую из 100 томов, и 25 рублей на переплет и взялся устроить сбор книг и денег для музейной библиотеки. Еще 25 человек пожертвовали в совокупности 244 рубля на развитие библиотек.

2 октября 1901 года В.А. и О.А. Даниловы передали г. Минусинску двухэтажный каменный дом для нужд просвещения. Согласно желанию жертвователей в нижнем этаже дома была помещена общественная библиотека, а на верхнем - женское приходское училище Общества попечения о начальном образовании. В библиотеке музея оказались и книги из библиотеки И.П. Кузнецова.

В ноябре 1994 года в Енисейске состоялась научная конференция «Книжные собрания Сибири», посвященная 30-летию библиотечного дела в г. Енисейске.

Как считают местные краеведы, 30 августа 1864 года в г. Енисейске открылась первая, небольшая частная платная публичная библиотека Никиты Виссарионовича Скорнякова. Сын енисейского купца, владельца золотых приисков, он по окончании гимназии в Иркутске возвратился в Енисейск, был учителем школы, корреспондентом сибирских газет, гласным городской думы, участником создания местного музея. Школа, пресса, библиотека, музей, трибуна городской думы - все это использовалось Скорняковым в интересах воспитания, развития просвещения и культуры не только в г. Енисейске, но и Енисейской губернии. Это был активный общественный и культурный деятель Сибири.

Публичная библиотека Скорнякова в Енисейске отпускала книги и журналы на золотые прииски округа.

С переездом в конце 1894 года в Красноярск туда была переправлена и его библиотека, записанная на имя его жены Евгении Ивановны Скорняковой. В газете «Енисей», сотрудником которой стал Н.В. Скорняков, появилось объявление: «2-го января 1895 года в 10 час дня открыта публичная библиотека Е.И. Скорняковой в доме А.П.Шарова» (ныне улица Дзержинского, дом не сохранился).

В другом номере газеты сообщалось, что при библиотеке Е.И. Скорняковой открыта народная читальня на довольно льготных условиях: в год 1 рубль, за месяц 10 копеек и за сутки 1 копейка.

Спустя двадцать лет после появления библиотеки Н.В. Скорнякова Енисейске по предложению основателей местного музея А.И. Кытманова и Н.В. Скорнякова городская дума 27 мая 1884 года постановила открыть при музее общественную публичную библиотеку и выдавать ежегодно ни содержание музея и библиотеки 300 рублей. Ответственными библиотекарями были назначены А.И. Кытманов и Н.В. Скорняков.

Библиотека открылась 1 октября 1884 года. Разместилась она в том же каменном доме гостиного двора на берегу Енисея, что и музей. Вход в музей был бесплатный, а книги и газеты библиотека выдавала бесплатно лицам, не имеющим возможности вносить плату, а остальные ДОЛЖНЫбыли вносить на улучшение библиотеки 30 копеек в месяц или 3 рубля в год

Среди первых жертвователей книг для библиотеки были А.И. Кытманов, золотопромышленники А.М. Востротин, В.И. Базилевскип, И.М. Сибиряков и другие. Много книг было приобретено на средства, полученные от сбора со спектаклей и концертов, устраиваемых местными любителями драматического искусства.

Общественная публичная библиотека при музее в 1886 году имела 1700 названий книг в 2675 томах.

Наследники крупного торгово-промышленного деятеля А.С. Баландина (умер в 1896 г.) открыли в г. Енисейске 12 апреля 1898 года мастную библиотеку, где за 60 копеек в месяц можно было пользоваться книгами. А осенью появилась бесплатная библиотека с читальным залом вместимостью более 300 человек. Библиотеку-читальню обеспечивал капитал 28 тысяч рублей, пожертвованный Баландиными. Так была увековечена память об А.С. Баландине - коммерц-советнике, золотопромышленнике, пароходовладельце - библиотека получила его имя. В 1899 году в Томске был издан «Каталог книг библиотеки А.А. Баландина в Енисейске». В нем указаны книги по XIV отделам. На 1 января 1899 года в библиотеке было 2029 названий книг в 3731 томе на сумму 4783 рубля. История публичной библиотеки в Ачинске связана с именем И.М. Сибирякова. Богатый меценат изъявил желание пожертвовать 1000 рублей, если Ачинская городская дума пожелает учредить городскую библиотеку, 22 марта 1887 года дума, принимая предложение Сибирякова, постановила: учредить в городе общественную библиотеку, на ее нужды отпускать из городских средств по 200 рублей ежегодно, выделить для нее помещение с отоплением и освещением. Был учрежден особый распорядительный комитет из 12 человек (И.М. Сибиряков - почетный член комитета), который выработал устав библиотеки. Последовали пожертвования и книгами и деньгами. 8 октября 1887 года Ачинская городская общественная библиотека с кабинетом для чтения была открыта.

Благотворителями библиотек выступали не только промышленники и торговцы, но и представители интеллигенции и крестьянства.

Владелец книжного магазина в Красноярске А.Ф. Комаров (1847 - 1907), содержавший с 1886-го по 1897 год публичную библиотеку (1259 книг и 489 журналов), безвозмездно передал ее городской библиотеке.

Родственники покойного ученого ботаника Я.П. Прейна (умер в 1905. г.) пожертвовали его библиотеку Минусинскому музею им. Н.М. Мартьянова.

Меценаты-благотворители участвовали в формировании книжного фонда библиотек учебных заведений Сибири; университета, гимназий, семинарий, училищ и школ.

Это ярко видно на примере Томского университета, открытого в 1888 году. В формировании его библиотеки участвовали столичные и сибирские меценаты: вельможи, золотопромышленники, профессора, рядовые то- мичи. Так, граф А.Г. Строганов, князь С.М. Голицын, золотопромышленник В.И. Асташев пожертвовали свои библиотеки фундаментальной библиотеке университета. Редактор журнала «Врач» проф. В.А. Манассеин подарил университету свою медицинскую библиотеку. Томские жители по подписке собрали 5000 рублей на университетскую библиотеку.

Крупный сибирский золотопромышленник Александр Михайлович Сибиряков, пожертвовавший Томскому университету 100 тысяч рублей, подарил ему также книжное собрание из 4674 томов, купленное за 2000 рублей у сына поэта В.А. Жуковского. Несколько лет назад в Томске была издана монография «Библиотека В.А. Жуковского в Томске» в двух томах. В ней говорится о содержании этой библиотеки, выявляется се ценность. Описано свыше 3100 томов. Здесь представлены крупные писатели и мыслители мира на русском и иностранных языках. Не случайно имя А.М. Сибирякова в истории Томского университета связывается с пожертвованиями средств на научные и просветительные цели, а в 1904 году, повторюсь, он был удостоен звания почетного члена Томского университета.

И в том, что на 1 января 1917 года книжный фонд библиотеки Томского университета имел 102974 названия в 2417б3 томах, в значительной мере заслуга принадлежит жертвователям-благотворителям.

Кстати, в Томском университете оказались книги из библиотеки И.П. Кузнецов-Красноярского, а его коллекция послужила основой университетского музея истории, археологии и этнографии.

"Иннокентий Михайлович Сибиряков пожертвовал книги для библиотеки женской воскресной школы, открывшейся в Красноярске в 1890 году.

Сотрудник Красноярского краеведческого музея М.В. Красноженова пожертвовала свою личную библиотеку библиотеке Общества взаимного вспомоществования учащимся и учившим в Енисейской губернии, уч- режденной в Красноярске в 1915 году.

В образовании многих школьных библиотек участвовали попечители (ими, как правило, являлись богатые и авторитетные деятели), безымянные доброжелатели, поборники просвещения и культуры.

К сожалению, мы не имеем данный о наличии библиотек к началу ХХвека на золотых промыслах Енисейской губернии, а тем более в целом по Сибири.

Знакомившийся в 1891 году с положением рабочих на сибирских золотых промыслах В.И. Семевский увидел на Успенском прииске (в 40 километрах от Бодайбо), где находилось управление  золотопромышленников Сибиряковых, Базановых и Немчинова, рабочие казармы, церковь, училище, библиотеку для служащих, устроенную на деньги, пожертвованные И.М. Сибиряковым.

На золотых промыслах Н.В. Асташева в южно-енисейской тайге имелась бесплатная библиотека, насчитывавшая 700 томов.

За создание библиотек для рабочих на приисках ратовал золотопромышленник Андрей Андреевич Савиных. На съезде золотопромышленников Южно-Енисейского золотопромышленного района (1900 г.) он высказался за то, чтобы на каждом прииске, где есть хотя бы 50 рабочих, была бы скромная библиотека, выписывались газеты и дешевый иллюстративный журнал, устраивались чтения с показом картин для «волшебного фонаря». Рабочему нужно дать свои книги, свою газету и тогда он, убеждал Савиных, не будет искать спиртоносов

В начале ХХ столетия на некоторых крупных золотых рудниках с круглогодовым производством появляются народные дома, при которых организуются небольшие библиотеки.

Особое значение имели пожертвования меценатов-благотворителей на устройство сельских библиотек.

Прежде всего, следует назвать имя видного русского книгоиздателя Флорентин Федоровича Павленкова (1835 - 1900), завешавшего свой миллион рублей на устройство в российской провинции 2000 бесплатных народных библиотек.

Петра Ивановича Макушина справедливо называют сибирским просветителем. Он открыл в Томске в 1884 году первую в России народную бесплатную библиотеку. По его инициативе в Томске было создано Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек в Томской губернии, открытие которого состоялось в 1901 году после утверждения его устава. А в 1908 году П.И. Макушин пожертвовал капитал в 34700 рублей на устройство сельских бесплатных библиотек в Сибири

Много делавший для развития просвещения и культуры в Сибири И.М. Сибиряков пожертвовал 1100 рублей на книги для сельских школ местностей, пострадавших от неурожая.

В отчете о деятельности Общества для оказания пособия учащимся в Восточной Сибири за 1892 год отмечается, что в его распоряжении имеются книги для народных и сельских школ, приобретенные на средства, пожертвованные для этой цели И.М. Сибиряковым.

Волостной сход Уринской волости Канского округа приговором своим от 29 июня 1892 года единогласно постановил благодарить И.М. Сибиряков за присланные через Общество вспомоществования учащимся книги (291 название) и картины (46 названий) для училищной библиотеки.

Достоен быть отмеченным благодетельный поступок курагинского фермера Федора Федоровича Девятова (1839 - 1901). Он выступил энтузиастом создания библиотеки в селе Курагинском Минусинского уезда. Из книг, пожертвованных им и другими жителями, была учреждена в 1900 году бесплатная народная библиотека-читальня. Девятов пожертвовал для нее и свой дом на селе

Иркутская предпринимательница, глава большой торговой фирмы Анна Ивановна Громова в 1905 году учредила в селениях по реке Лене библиотеки.

В образовании многих школьных библиотек участвовали попечители (ими, как правило, являлись богатые и авторитетные деятели), безымянные доброжелатели, поборники просвещения и культуры.

И в библиотечном строительстве в Сибири главными благотворителями были золотопромышленники, купцы-предприниматели. Это братья Сибиряковы, П.И. Макушин, Кузнецовы, братья Даниловы, супруги Баландины, А.Ф. Комаров, А.И. Громова и др.

Следует отметить, что благотворительность далеко не устраняла многих серьезных недостатков в области библиотечного дела (незначительное число библиотек, особенно на селе, их бедный книжный фонд, теснота и неустроенность библиотечных помещений и т.д.). К сожалению, многие предприниматели к библиотекам не проявляли особого интереса.

В современных условиях, когда государство не имеет возможности в необходимых размерах финансировать библиотечное дело, библиотеки остро нуждаются в меценатской помощи предпринимателей-бизнесменов.

Так, величайший из меценатов-купцов, Павел Михайлович- Третьяков составлял еще в 1980 году совсем молодым человеком (32 лет) завещание, помимо всех распоряжении о бесценной галерее и капитале его фирмы (193227руб) и писал: «Более я ничего не желаю; прошу всех, перед кем согрешил, кого обидел простить меня, и не осудить моего распоряжения...»[2]. Ещё более отчетливо свое жизненное кредо выразил он в письме к дочери своей, Александре Павловне, в 1893 году: «Мод идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также, к обществу, (народу) в каких-либо полезных учреждениях: мысль эта не покидала меня никогда всю жизнь».[3] Разумеется, не все купцы, связанные с культурой и общественной деятельностью, выбирали себе путь, подобный, Третьякову. Каждый купец - покровитель приходил к меценатству своим путем, но в целом, главным из них была благотворительная помощь и деятельность. В прошлом веке, каждый уезд, город знал и всячески благословлял своего глубокоуважаемого, почтенного покровителя - попечителя, благодаря его помощи в строительстве больниц, школ, богаделен, приютов, а затем и театров, библиотек, галлерей, музеев и тому подобных заведений.

Так, братья Третьяковы, кроме галлереи, основали Третьяковско- Арнольдовское училище для глухонемых детей. Род Морозовых снискал уважение не только строительством клинической больницы (целого города), учащимся Енисейской, губернии, пожертвовав на его содержание 10 тыс. руб. Благодаря его усилиям и меценатским заботам в Красноярске были открыты театр им. Пушкина, рисовальная, школа.

Брат Сурикова подтверждает что, познакомившись с работами Сурикова, Замятин предложил ему заниматься с его младшей дочерью, и она часто приезжала за своим учителем. Но этим дело не ограничилось. Отодрав из принесенных работ Сурикова лучшие Замятии направил их товарищу президента академии художеств графу Ф.П.Толстому с письмом от 10 декабря 1867 г следующего содержания: «В высочайше вверенной управлению моему Енисейской губернии не редко проявляются молодые люди с большими природными талантами к живописи, которые по крайней бедности родителей своих не только не могут содержать себя в Академии художеств, но и встречают большие затруднения отправиться в С.Петербург за собственный счет». И Замятин просит изыскать какие - либо средства, чтобы поместить в Академию художеств на казенный счет 2-х или 3-х молодых людей. Толстой переслал полученные рисунки и письма Замятина вице-президенту Академии художеств кн. Гагарину со следующей припиской: «Не признано ли будет возможным сообщить губернатору, чтобы он изыскал средства отправить этих молодых людей в Петербург и хотя бы на один год дать им в Петербурге средства, чтобы потом, когда окажутся большие способности, со стороны Академии можно было дать все средства к продолжению образования. При этом препроводить программу академического курса».

Вскоре Замятин получил от кн. Г. Гагарина письмо с ответом. В нем сообщалось о том, что Совет Академии художеств 2 февраля 1869 рассмотрел ходатайство Замятина.

Замятин решил изыскать средства, чтобы послать Сурикова в Академию художеств. С этой целью он устроил у себя обед, на который пригласил именитых лиц города, за обедом завел речь о Сурикове и предложил организовать подписку на его отправку в Академию. Присутствующий среди гостей городской голова Красноярска золотопромышленник Петр Иванович Кузнецов отклонил подписку и принял на себя все расходы по поездке Сурикова и по содержанию его в Петербурге, с этой целью назначив Сурикову стипендию. В Красноярске благотворительностью прославился род Кузнецовых. Городской голова П. И. Кузнецов содержал на свой счет в Санкт-Петербургском университете и в других учебных заведениях несколько студентов. Это он был «отцом «благодетелем» В. И. Сурикова при поступлении и учебе в Академии Художеств. Вдова его А.Ф.Кузнецова пожертвовала в свое время на нужды женской гимназии в Красноярске 12 тысяч рублей. Их сын, А. П. Кузнецов, пожертвовал для Красноярска здание городской больницы, которая служит до сих пор (угол ул. Вейнбаума и пр. Мира). А. П. Кузнецов содействовал развитию театральной жизни Красноярска. Он же за свой счет благоустроил набережную на берегу Енисея, более 500 м.

Купчиху Т. И. Щеголева в 1868 г. пожертвовала 80 тыс. рублей и каменный трехэтажный дом для создания в Красноярске ремесленного училища (открыто в 1874 г.). В этом же году она отдает 76 тыс. руб. на постройку богадельни для престарелых. В завещании она просила передать городской управе 33 тыс. рублей на нужды бедных жителей и еще 10 тыс. рублей на устройство сиротского дома (Л. П. Бердников). Московских купцов отличал большой размах благотворительности. Известный книгоиздатель Солдатсников К.Т. построил больницу (ныне Боткинская). Эту больницу, а также свою библиотеку и ценное собрание

   

§2. Попечительство в социальной сфере.

Для привлечения дополнительных средств учредителями социальной сферы по инициативе местных властей и предпринимателей создавались попечительские советы при учебных заведениях, больницах, приютах и богадельнях. Наибольшую поддержку получало начальное образование. Предприниматели понимали, насколько лучше работает грамотный рабочий, поэтому оказывали и материальную и моральную поддержку начальным школам. В 1882 г появилось «Общество попечения о начальном образовании в Томске», которое ставило целью городским властям расширять число школ, помогать бедным ученикам приходских школ, давать стипендии их лучшим выпускникам для получения среднего образования.

Вера Арсентьевна Баландина открыла в Енисейске бесплатную школу для девочек, которых сама и учила, была учительницей воскресной школы, членом попечительского совета женской гимназии, организовала педагогический музей и передала его в ведение Общества попечения о начальном образовании.

Активную роль в попечительстве играла семья Кузнецовых. Попечительницей женской гимназии была Александра Федоровна Кузнецова. Все ее дети помогали различным учебным заведениям.

Кузнецовы были попечителями трех красноярских городских училищ, Аскизского, Бейского, Таштыпского, Усть-Абаканского сельских училищ.

В сибирских губерниях действовали комитеты попечительского общества о тюрьмах. В Енисейской губернии возглавляли этот комитет губернатор и епископ Енисейский и Красноярский входили в него авторитетные купцы.

Попечители из предпринимателей были у больниц, приютов, богаделен. Это была их общественная деятельность.

 

 §3.Благотворительность в сфере образования.

Сдавних времён на Руси проявлялось милосердие к бедным, нищим, больным, убогим, детям-сиротам. В Сибири первые благотворительные общества для бедных появились по инициативе М.М. Сперанского в 1819г. в Тобольске. Благотворительность была вызвана не только крупными капиталами, но и желанием внести свой вклад в развитие образования, культуры, в изучении родного края. Были и корыстные мотивы: желание увековечить себя в благих делах, в памяти общества, благотворительностью заслужить звание почётного гражданина города или орден, поднять свой авторитет в глазах горожан.

Крупные пожертвования давали иркутские предприниматели. Вдова иркутского золотопромьппленника Александра Ксенофонтовна Медведникова в 1896г. завещала на благотворительные цели 5 млн. рублей.

Значительна роль сибирских предпринимателей в развитии образования. В 1841г. был утверждён устав девичьего института в Иркутске. Были собраны крупные пожертвования золотопромышленников. В 1843г. в Томске был утверждён Сибирский общественный банк.

В 1849г. в Томске был открыт частный пансион для благородных девиц, а в 1854г. на пожертвования Кузнецова начали работать в Иркутске училища для девиц духовного звания и Мариинское женское училище в Тобольске.

В 60-е годы постепенно женское образование получает развитие и в других городах Сибири.

Длительное время в Красноярске не решался вопрос об открытии гимназии. Одной из причин было отсутствие помещения. Одновременно было организовано женское училище, которое в 1873г. преобразовалось в гимназию. Томский предприниматель И.А. Толкачев подарил для женской гимназии каменный двухэтажный дом на Воскресенской улице (ныне ул. Мира).

В Иркутске в начале 80-х годов медленно развивалось начальное образование. В 1881г. при населении 35 тыс. жителей было всего 5 приходских школ, причем здания двух из них сгорели во время пожара 1879г. и учащиеся учились в других училищах. К этой проблеме привлекли внимание предпринимателей.

С 1854 по 1888г. в Сибири было открыто 757 начальных школ, а с 1889 по 1908г. еще 3890 школ. В Красноярске в 19911г. городская дума с гордостью отмечала, что все дети получают начальное образование и обратились, а правительство с просьбой открыть Академию сельского хозяйства, лесоводства и ветеринарии.

Сибирское купечество оказало материальную поддержку талантливой молодежи в получении образования.

Несмотря на развитие в XIX в. горнодобывающей и других отраслей промышленности, долгое время в Сибири не было технических учебных заведений. В 1866г. в Иркутске открылась реальная общественная гимназия.

В Красноярске в 1874г. было открыто ремесленное училище для бедных детей на капитал, пожертвованный Т.И. Щеголевой. В 1868г. она передала 80 тыс. руб. Городской думе, на проценты, с которых должно было содержаться училище, и внесла 20 тыс. руб. На строительство каменного корпуса.

Необходимость иметь грамотных, квалифицированных работников заставляла сибирских предпринимателей вкладывать капитал в развитие образования.

 

 

 

 §4. Помощь больным, престарелым и сиротам.

В условиях Сибири, где было слишком мало лечебных заведений, не было земств, которые могли бы их открыть, а правительство выделяло крайне скудные средства на здравоохранение, помощь благотворителей в этой сфере была неоценимой. Нередко первые лечебные заведения в сибирских городах открывались на средства предпринимателей. В Иркутске в 1861г. на средства М. Михеева была открыта лечебница для больных, получившая название Михеевской. В 1866г. ещё один крупный купец П.В. Солдатов построил бесплатную больницу для бедных жителей на 16 коек. В 1894г. на средства Н.А. Сиверса и В.П. Кельх в Кузнецовской больнице была устроена первая дезинфекционная камера, которая удовлетворяла потребности всех больниц Иркутска.

В 1887 г. на завещанные Л.П. Кузнецовым 12 тыс. руб. началось строительство каменного здания больницы. На средства А.П. Кузнецовой в 1888г. был построен хирургический барак на 12 коек. Она же пожертвовала полный комплект белья, всю обстановку и полный набор хирургических инструментов.

Минусинская купчиха М.А. Гусева ассигновала 200 руб. на устройство приёмного покоя в Минусинске для больных горожан, приобрела землю в центре города, на свои средства построила амбулаторию.

На рубеже XIX-XX вв. в Европейской России появились в деревнях дневные ясли для крестьянских детей. В Енисейской губернии первые ясли были организованы в 1902г. В.А. Баландиной в селе Новоселовском Минусинского уезда. Они содержались на средства учредительницы и действовали в летнее время.

Первый приют в Красноярске был открыт в 1848г. и получил название Владимирский. Для его организации купечеством было собрано 12104 руб.

Синельниковское благотворительное общество, созданное в 1877г., привлекало в свои ряды всех состоятельных людей, готовых помочь сиротам и бедным. В 1888г. в нем было 172 человека, за год поступило 6851 руб. 27 апреля 1888г. Общество открыло душевную столовую для бедных жителей, в которой ежедневно обедало от 40 до 60 человек, плата за обед составляла 10 копеек. В 1889г. оно открыло приют для мальчиков-сирот, в нем на полном обеспечении воспитывалось 13 мальчиков.

В Красноярске на пожертвованные Т.И. Щеголёвой 60 тыс. руб. был открыт в 1894г. сиропитательный дом, в котором содержалось 26 пансионеров.

В Енисейске в 1886г. был открыт Александровский дом призрения бедных детей, чьи родители находились в заключении в тюрьмах Енисейской губернии.

В 1899г. в Красноярске открылся Ольгинский приют «Трудолюбие», в 1905г. в нем воспитывалось 15 мальчиков и 16 девочек.

В Красноярске Т.И. Щеголева в 1875г. основала богадельню «в память её учредительницы, а также умершего ее мужа Исидора Григорьевича Щеголёва», которая предназначалась «для призрения не могущих пропитывать себя собственным трудом лиц обоего пола, преимущественно податного, свободного городского населения.

Ещё одним благотворительным делом купечества была помощь пострадавшим от пожаров, которые часто бывали в деревянных городах Сибири. В 1869г. крупный пожар был в Енисейске, сгорело 800 домов, были погибшие, многие горожане лишились имущества. Вдова полковника А.И. Родственная дала в пользу пострадавших 5 тыс. руб. В 1879г. крупный пожар был в Иркутске. В 1881г. генерал-губернатор пригласил к себе именитых горожан и призвал помочь пострадавшим. Собрали 20 тыс. руб. крупный вклад сделал И.И. Базанов. В 1881г. сгорела центральная часть Красноярска. И вновь среди тех, кто выделял деньги, были Кузнецовы, Щеголёвы, Гадаловы, Юдин и др. Шла от них помощь и в случае неурожая, других стихийных бедствий.

В Красноярске на средства Ф.Ф. Разоренова был сделан ночлежный дом, который был открыт зимой с 5 час. вечера до 9 час. утра, а летом с 8час. вечера до 7 час. утра.

 

  Глава III: Благотворительная деятельность семьи Щёголевых.

 15 марта 1879 года скончалась известная меценатка Т.И. Щёголева. В своем духовном завещании она пожертвовала городу 10 тыс. рублей на устройство в Красноярске сиропитательного дома (так в то время назывался детский приют) и, кроме того, 15 тыс. рублей завещала внести в кредитные учреждения с тем, чтобы проценты с капитала были употреблены на обеспечение воспитания.

Торжественное открытие состоялось 15 марта 1894 года. Однако прием сирот начался еще в 1892 году одновременно с комплектованием приюта и решением ряда организационных и хозяйственных задач. Согласно уставу цель сиропитательного дома - приют девочек - сирот без различия их происхождения, обучать и воспитывать грамотных и честных тружениц. Так, в 1902 году по сословиям девочки подразделялись следующим образом: мещан — 16; крестьян — 13; дворян — 2; чиновников — 3; ссыльных и др. сословий — 9.

Обучение осуществлялось по двум направлениям: общее и специальное. Общее проводилось по программе Министерства народного просвещения, специальное разделялось на ряд курсов: прачечно-гладильное, кулинарное, швейное (в него входило обучение шитью, вязанию, вышиванию и т.п.). В то же время воспитанниц приучали к труду. Ониработали на кухне, во дворе, занимались уборкой помещений стиркой и т.д. В приюте имелись все условия для нормального проживания и обучения: спальни столовая, буфет, гардероб, библиотека, классные комнаты.

Сиропитательный дом управлялся попечительским советом, в который избирались общественные деятели и купцы. Общественницами были дочери известного мецената П.И. Кузнецова — Евдокия и Александра Петровны, супруга будущего городского головы Софья Ивановна Смирнова, жена известного красноярского врача Анна Александровна Кускова и др. От представителей купеческого звания в совет входили Ли- дия Осиповна Ярилова, Сазонт Васильевич Телегин, Иван Иванович Кузнецов и многие другие купцы-гильдийцы.

После окончания курса обучения и достижения 16 — 18 лет девочки выпускались из приюта, при этом попечительский совет, как правило трудоустраивал воспитанниц. На протяжении всего времени существования приюта сыновья Т.И. и С.Г. Щеголевых оказывали большую материальную помощь. В 1909 г. доверенный семьи, действительный статский советник А.Л. Векшин передал г. Красноярску на нужды сиропитательного дома 83563 рубля (громадную по тем временам сумму), завещанные Александром Сидоровичем Щеголевым. Городская дума с благодарностью приняла этот щедрый дар и постановила именовать приют "Сиропитательный дом им. Т.И. и А.С. Щеголевых".

30 октября 1912 года дума собралась на экстренное заседание: слушали заявление душеприказчика Иннокентия Сидоровича Щеголева по поводу передачи городу 35768 рублей, завещанных им в собственность сиропитательного дома им. Т.И. и А.С. Щеголевых. Дума в знак признательности постановила: Наименование "Сиропитательный дом им. Т.И. и А.С. Щеголевых" изменить так: "Сиропитательный дом им. Т.И. Щеголевой и сыновей".

Здание, где помещался сиропитательный дом, было построено в1875 году купцом Порфирием Михайловичем Орешниковым. В1885 году оно было приобретено наследниками Т.И. Щеголевой и пожертвовано городу специально для приюта.

Двухэтажный деревянный дом хорошо сохранился и поныне. Он находиться по ул. Красной Армии, 16. Ныне в нем размещен лечебно-диагностический центр НИИ медицинских проблем народов Севера.  

 

  

Глава IV: Благотворительная деятельность В.Н. Гадаловой.

 Вера родилась 29 августа 1867года в Москве в зажиточной купеческой семье Яковлевых. И, какое - то время было принято, она получила хорошее домашнее воспитание, училась в одной из московских женских гимназий. Когда ей пошел 22-й год, она познакомилась сибиряком Петром Гадаловым знакомство произошло в Москве, в доме его отца, И. Г. Гадалова, на улице Елоховской, № 5 — 9. Между купцами Гадаловым и Яковлевым было много общего. Их объединяла торговля в Сибири. И. Гадалов имел большое родовое дело в Красноярске, Канске, Енисейске и Томске, а Яковлев — в городах Иркутске и Чите. Знакомство Веры и Петра вскоре завершилось свадьбой. Молодой купец увез московскую девицу в Сибирь, в Красноярск. И город на Енисее стал для нее второй родиной. Здесь она прожила и счастливую, и трагическую пору своей жизни.

Войдя в семью Гадаловых, Вера Николаевна приняла на себя заботу о большом, хлопотном домашнем хозяйстве. А когда в семье в 1891 и в 1894 годах появились на свет сын Иван и дочь Вера, забот прибавилось еще больше, зато дети получили прекрасное образование.

Конечно, купеческая Москва многое заложила в Вере Николаевне. Большой знаток истории российского купечества П. А. Бурышкин писал, что Москва влияла на людей не только развитием торговли, промышленности и культуры, но проникновением в их жизнь меценатства. И Вера Николаевна как-тонезаметно, но целеустремлённо включается в благотворительное дело.

Свои первые шаги в благотворительности она начинает с простых, распространенных в те годы в Красноярске действий. Посещая театр, старается по подписным листам вносить небольшие суммы денег в пользу бедных учениц гимназии. Оказывает денежную помощь и бедствующим горожанам, особенно в православные праздники. Находясь в большой семье купцов Гадаловых, которые считались крупными торгово-промыш- ленными и общественными деятелями и меценатами, она все чаще ловит себя на мысли, что добиться результатов в благотворительности и попечительстве можно, если заниматься этим основательно.            Толчком к более активной благотворительной деятельности В. Н. Гадаловой послужило начало русско-японской войны в январе 1904 года. 6 февраля енисейский губернатор, генерал-майор Н. А. Айгустов, он же и председатель губернского управления российского Общества Красного Креста, через городские газеты обратился к населению губернии с просьбой возобновить работу красноярского Дамского комитета с целью оказания помощи русским воинам по случаю открытия военных действий, на Дальнем Востоке. 11 февраля 1904 года с разрешения енисейского гy- бернатора красноярский Дамский комитет начинает свою деятельность.

Председателем комитета была назначена известны красноярская меценатка Е. П. Кузнецова, а казначеем — В. Н. Гадалова. Семейство Гадаловых сразу же выделяет комитету помещение в своем доме, и он возрождается, словно птица Феникс.

В. Н. Гадалова вошла в Дамский комитет не случайно. Именитая купеческая семья сохраняла традицию своего участия в нем. Еще 28 октября 1883 года в Кpaсноярске был создан этот комитет, чтобы оказывать помощь бедствующим переселенцам, следовавшим через Красноярск на Дальний Восток. Документы свидетельствуют, что гадаловская семья не только активно участвовала в создании комитета, но и вносила для переселенцев крупные суммы денег.

Уже в марте 1904 года от Гадаловых через Дамский комитет поступила раненым воинам первая благотворительная помощь в виде разного товара на большую сумму денег. Через месяц Дамским комитетом был организован  драматический спектакль для сбора денег в пользу раненых воинов и семейств запасных нижних чинов, призванных для войны с Японией. Казначеем Дамского комитета В. Н. Гадаловой под квитанцию было собрано 675 рублей, сумма по тем временам очень большая (например, 1 кг мяса стоил 28 копеек, сахар — 50 копеек); А потом Дамский комитет, и прежде всею В; Н. Гадалова, регулярно организовывали в городском саду "народные гуляния", а в театре спектакли, собирая кружечно и лотерейно деньги, оказывая этим посильную помощь нуждающимся.

Закончилась русско-японская война, и перед В. Н. Гадаловой встал вопрос, как использовать красноярский Дамский комитет в условиях мирного времени. К 1910 году в Красноярске прогрессировал туберкулез. Для борьбы с ним по примеру Москвы красноярский Дамский комитет совместно с обществом врачей Енисейской губернии стал проводить, день белой ромашки — день благотворительных  базаров в пользу больных ту- беркулёзом. Вот как, по сообщению "Сибирской мысли", проходил день белой ромашки в мае 1912 года в нашем городе. "С самого утра весь день В. Н. Гадалова и М. Г. Гумницкая, жена горного инженера, на автомобиле развозили по городу белую ромашку и продавали ее. Пожертвования пошли на борьбу с туберкулезом".

В иные годы В. Н. Гадаловой удавалось собирать для больных ту- беркулёзом по 5 тысяч рублей (!) .

В 1908 - 1913 годах В. Н. Гадалова, продолжая заниматься бла- готворительностью, следит за строительством своего особняка (ны- нешний художественный музей имени В. И. Сурикова) . Ей удается построить одно из красивейших зданий в городе, в котором закладывался зимний сад. Она принимает в своем доме именитых гостей — всемирно известного путешественника норвежца Фритьофа Нансена и члена Государственной Думы С. В. Востротина, министров, генерал-губернатора Восточной Сибири. Она помогала своему мужу П. И. Гадалову, ставшему к тому времени крупным купцом и  общественным деятелем, в работенад проектом использования Северного морского пути в торгово- промышленных сношениях Сибири с Европой. Она активно участвовала в совещаниях, в которых П.И. Гадалов решал вопросы строительства в городе первою большого у кинотеатра "Патеграф", способствовала открытию общественной библиотеки в своем доме.

1914 год. На Россию внезапно обрушивается первая мировая война. С фронта в Красноярск возвращаются сотни раненых и искалеченных воинов, и всем надо помогать. С самых первых дней войны красноярский Дамский комитет начинает активную работу и размещается опять в доме П. И. Гадалова. К этому времени В. Н. Гадалова, активно участник бла- готворительного движения, член комитета Синельниковского благо- творительного общества, избирается еще и членом Красноярского комитета Сибирского общества по оказанию помощи бальным и раненым воинам.

Вместе со своим мужем П. И. Гадаловым она занимается устройством и открытием в своем доме госпиталя и санатория для раненых и больных воинов. Как член ревизионной комиссии Дамского комитета лично участвует в сборе теплых вещей для солдат 30-го и 31-го полков. Для работы Дамском комитете привлекает и двоюродного брата своего мужа Н. Н. Гадалова, золотопромышленника и пароходовладельца. Он возглавил ревизионную комиссию комитета. По просьбе В. Н. Гадаловой Александровское золотопромышленное акционерное общество, директором которого был Н. Н. Гадалов, в 1914-1919 годах ежегодно выделяет из своего капитала деньги на благотворительные цели Дамскому комитету. Осенью 1914 года, несмотря на разгоревшуюся войну, все благотворители Красноярска, и В. Н. Гадалова тоже, участвовали в "Празднике сердца" — сборе денег для обездоленных, который проводился по призыву епископа Енисейского и Красноярского Никона.

Несколько, лет она входила в попечительный совет Красноярской- женской гимназии, хорошо знала нужды образования и всячески ему помогала. Особо заботилась она о попечительстве сиротских детей. Жена купца первой гильдии, женщина состоятельная, она не гнушалась работать участковым попечителем Синельниковского благотворительного общества, в попечительном совете сиропитального дома имени Т. И. Щеголевой, В. Н. Гадалова постоянно устраивает для сиротских детей игры "Ключи сча- стья", базар дамских рукоделий, продажу пасхальных яиц, проводит православные праздники и художественные вечера.

С 1907 по 1914 год В. Н. Гадалова состояла членом попечительного совета Ольгинского приюта "Трудолюбие" для детей переселенцев в Красноярске. На летний период она вывозила приютских детей на загородную заимку, принадлежавшую ее семье. На. заимке дети занимались сельскохозяйственной работой, заготавливая для приюта на. зиму продукты питания.

В 1848 году в Красноярске на деньги купцов-золотопромышленников был открыт Владимирский детский приют. В течение нескольких десятилетий на его содержание жертвовали деньги Кузнецовы и Гадаловы. В 1913 году после смерти E. П. Кузнецовой, сделавшей много хорошего для приюта, его попечительницей становится В. Н. Гадалова. В течение 11 лет будет для сиротских детей заботливой матерью, разделив с ними невзгоды революционной разрухи, большевистского насилия и голод. Koгда В. Н. Гадалова приняла приют, в нем содержалось 73 девочки-си- ротки. Они проходили курс обучения в четырехклассном женском училище. Кроме учебы за партой, приютских детей обучали светским манерам поведения, шитью одежды, вышиванию, приготовлению пищи. Приняв  на себя приют, В. Н. Гадалова сразу же приступает к поиску денег на его содержание. Несмотря на сильную занятость работой в Дамском комитете, выкраивает время и в 1914 году проводит лотерею. Распро- странив 5.716 билетов, собирает для приюта 1.429 рублей.

После октябрьского переворота 1917 года содержание приюта стало дорожать. Чтобы помочь детям выжить, В. Н. Гадалова опять устраивает денежную лотерею. "Свободная Сибирь" сообщала в 1917 году, что лотерея прошла с большим успехом. В. Н. Гадалова хорошо понимала, что сиротских детей надо готовить к самостоятельной жизни, давать им навыки труда. С этой целью в декабре 1917 года она с помощью Александров- ского золотопромышленного акционерного общества занимается ус- тройством ремесленных классов для  Владимирского детского приюта.

1 мая 1918 года В. Н. Гадалову и ее семью постигло большое горе. Умер ее муж и отец семейства П.И. Гадалов, который в течение многих лет был ее главным помощником в попечительстве и меценатстве. 30 тысяч рублей, на которые он был застрахован, В. Н. Гадалова передает на содержание приютских детей. Через год в память о муже Вера Николаевна выделяет из собственного бюджета 500 рублей на "улучшение стола" в городских детских приютах.

Опека сирот для В. Н. Гадаловой уже давно стала смыслом ее жизни, и взяла она их под свое крыло по велению христианской души. Во Владимирском приюте черпала она свои силы и успевала сделать многое: руководила его попечительным советом, изыскивала деньги на его содержание и ремонт, закупала продукты, устраивала для детей литературные и музыкальные вечера. Особенно памятным остался конец 1919 года, когда В., Н. Гадалова провела в пользу Владимирского приюта крупную лотерею, собрав 99.097 рублей. В общую копилку приюта внесла и свои 1.300 рублей.

Наступил 1920 год. Большевики, захватив снова Красноярск, объявили благотворительность и попечительство, имевшие глубокие исторические корни, явлением, чуждым новой идеологии. "Буржуазные приюты" закрываются, сиротам деваться некуда. И снова она приходит к ним на помощь. Уже давно соединив свою судьбу с судьбой сирот, из высокого чувства христианского сострадания В. Н. Гадалова переселяет детей Владимирского приюта к себе в дом и берет их под свою женскую за- щиту. Но длилось это недолго. Весной 1924 года большевики выбра- сывают В. Н. Гадалову вместе с семьей и сиротскими детьми из ее собственного дома на улицу. Красноярское попечительство сиротских детей, просуществовавшее 76 лет, уничтожается большевиками в один день. На Гадаловых обрушивается шквал большевистских репрессий. В 1932 году ОГПУ за принадлежность к купеческому сословию упрятало в ГУЛАГ В. Н. Гадалову, ее сына Ивана и дочь Веру. Вера Николаевна тянула лагерную лямку З года, дочь Вера отбыла на гулаговской каторге 19 лет, сын Иван и внук Олег в 1937 году были расстреляны НКВД-никами.  В. Н. Гадалова умерла предположительно в 1940 году в Ялте.

Глава V: Благотворительная деятельность Н.К. Переплётчикова.

18 июля 1893 года. Над Енисеем плывет печальный звон церковных колоколов. Сибирский город погрузился в траур: хоронят Николая Кирилловича Переплетчикова — почетного гражданина города Красноярска, председателя городской думы, которого красноярцы любовно называли "золотой головой". Газета "Енисейский листок" сообщила, что сановники и чиновники не очень почтительно отнеслись к похоронам Переплетчикова, зато от благотворительных обществ и попечительных комитетов рыло очень много венков.

Н. К. Переплетчиков совсем неизвестен красноярцам. Историки и краеведы умалчивают о жизни и деятельности этого человека, имевшей глубокие последствия.

Мягкий и гуманный по характеру, Н. К. Переплетчиков весь жар своего сердца и души отдал развитию образования, медицины и культуры в Красноярске, частицу своей короткой жизни посвятил обездоленным и нищим людям.

Будущий председатель городской Думы родился в 1849 году в семье мещанина, который обладал достаточным капиталом и часто давал купцам деньги в кредит. Рождение Николая совпало с тем периодом, когда "золотая горячка" в Енисейской губернии достигла своего пика. Однако, у Николая Переплетчикова была трудная, почти сиротская жизнь. Он рано познал невзгоды и труд.

В ноябре 1864 года, когда ему шел 15-й год, его отец Кирилл Переплетчиков и мать Анна Степановна были заключены в Красноярский острог якобы за кражу. Общественный мещанский суд приговорил их на выселение в Олекминский улус, в далекую Якутию. Движимое и недвижимое имущество на сумму 1050 рублей было описано, а малолетние дети — дочь Анна и сын Александр отданы под опеку красноярского мещанина И. М. Егорова.

Расставшись с родителями, Николай начинает самостоятельную жизнь. Он идет в услужение к сенатору, генералу Безобразову, хозяину золотых приисков в удерейской тайге. В 1871 году Николай Переплетчиков — уже представитель золотопромысловой компании енисейского полковника Асташева на Степановском прииске в южноенисейской тайге — обращается с прошением в Енисейское губернское правление отдать ему под опеку сестру и брата. И только 7февраля 1873 года по решению Крас- ноярского городского сиротского суда, сестра, брат, движимое и недвижимое имущество на сумму 887 рублей, принадлежавшее ро- дителям, были переданы из-под опеки Николаю.

На золотых приисках Н. К. Переплетчиков познал секреты организации промысла, научился основам валютной экономики и вернулся в Красноярск не с пустыми руками, а обладателем большого приискового хозяйства в самом золотоносном районе Сибири — на Удерее.

К 1880-м годам Н. К. Переплетчиков — уже хозяин более 40 приисков в Южноенисейском горном округе. А базовым был Александро-Ивановский прииск (будущий Гадаловский, ныне Южноенисейский) на Центральном Удерее. Он соседствовал с Верхне-Александровским прииском, принадлежавшим П. И. Кузнецову — крупному золотопромышленнику, городскому голове г. Красноярска, в 1860 — 1870-х годах, меценату молодого В. И. Сурикова. Рядом находился и Петровский прииск, хозяином которого был генерал А. Л. Шанявский — известный в России деятель народного образования. Знакомство и деловые связи с П. И. Кузнецовым и А. Л. Шанявским, щедро отдававшими крупные суммы денег на благотворительность, заметно повлияли на Н. К. Переплетчикова.

Н. К. Переплетчиков в золотом промысле был человеком про- грессивным. Одним из первых енисейских золотопромышленников он механизировал старательское производство, установил на Александро-Ивановском прииске золотопромывальную машину, сделанную по американскому проекту. Будущий, голова Красноярска поистине был золотым. За каких-то 15 лет на его базовом прииске было добыто более 35 пудов удерейского золота, за которов он получил около полумиллиона рублей серебром.

Благодаря исключительным деловым качествам, сметке и целе- устремленности, Н. К. Переплетчиков со, временем становится одним из крупнейших енисейских золотопромышленников.

Сразу после возвращения из удерейской тайги в Красноярск он совсем еще молодой, честный и доступный всем, был избран обществом городовым судьей. Принял на себя обязанности директора губернского попечительного комитета и на свои деньги открыл ночлежный дом для бедствующих красноярцев, где они могли бесплатно получить. горячую пищу и отдохнуть.

В 1875 году в Красноярске учреждается Синельниковское бла- готворительное общество для попечения сиротских детей. Н. К. Переплетчиков одним из первых активно поддерживает его деньги. В 1881 году Красноярская городская Дума утверждает его просьбу о пожертвовании 3000 рублей в пользу бедных.

В начале 1870-х годов начинается общественное движение в Сибири, возникает большая потребность в грамотных женщинах. Красноярские купцы и золотопромышленники к развитию женского образования проявляют большой интерес. Н. К. Переплетчиков сразу же принимает на себя обязанности члена попечительного совета Красноярской женской гимназии, оказывает ей денежную помощь. А вскоре он вместе с Н, Г. Гадаловым и другими купцами собрал на нужды гимназии более десятка тысяч рублей. Узнав о благородном поступке красноярцев, царь Александр IП объявил им благодарность.

В следующем году Н. К. Переплетчиков активно участвует в открытии в Красноярске женского училища и вносит на его содержание 1000 рублей. Он принимает участие и в недавно созданном Красноярском Дамском Комитете российского Общества Красного Креста, внося деньги в пользу проезжающих через Красноярск бедствующих переселенцев.

В конце 1884 года умер И. И. Токарев, и Красноярск оказался без городского головы. Городская дума приглашает на эту должность поочередно влиятельных красноярских купцов Н. Г. Гадалова и И. Г. Гадалова. Но у братьев в это время умирает отец— Герасим Петрович, оставивший после себя огромное торговое хозяйство, которое по наследству надо было разумно распределить, и они от предложения отказываются. Тогда выбор пал на Н. К. Переплетчикова. Однако и он отказался. Но желание общественности было настолько велико, что он был избран 4 января 1887 года председателем городской Думы.

Первое, что он сделал как городской голова — это отказался от получения должностного оклада. И сразу стал укреплять экономику Красноярска. За четыре года добился значительного увеличения доходов города, Используя свое положение и следуя идее технического перевооружения в золотом промысле, Н. К. Переплетчиков переходит на южноенисейских приисках на добычу с помощью паровых машин и локомобилей. Но главной его заботой были попечительство и благотворительность. Именно в годы его правления эта работа получила широкое развитие. Он объединил вокруг себя единомышленников, в число которых входили  потомственные почетные граждане города купцыН. Г. Гадалови И. Г. Гадалов, золотопромышленники Т. К. Матонин и А, П. Кузнецов, врач П. И. Рачковский и общественный деятель Н. А. Шепетковский.

Занятый большой работой в Думе, Н. К. Переплетчиков быстро откликается на просьбы попечительных учреждений. В 1887году он становится председателем попечительного совета Щеголевского ремесленного училища, через год — членом попечительного совета Красноярской школы фельдшериц. Глубоко понимая нравственное значение помощи врачебному делу, он вносит на содержание Красноярской городской лечебницы 18 тыс. рублей, не забывает о детских приютах, постоянно жертвуя для них деньги. Не жалел Н. К. Переплетчиков денег и на нужды города, пожертвовав в 1889 году на устройство городских фонарей 1500 рублей. Через два года он внес на перестройку театра, городского сада, устройство загородей для охраны леса в окрестностях города 4 тыс. рублей.

Благотворительность на пользу врачебного дела и образования была не просто политикой городского головы, а естественным состоянием его души. Он организует бесплатную аптеку, отдает деньги в неприкосновенный капитал училищной комиссии при городской думе. Н. К. Переплетчиков заботился и о переселенцах, которых в те годы было много в Красноярске. В 1892 году пожертвовал на их нужды 1 тыс. рублей.

Бывая часто в сибирских городах, Н. К. Переплетчиков видел, что с развитием торговли и промыслов растут духовные потребности людей. Городской голова берет под личный контроль духовную жизнь красноярцев. 12 февраля 1889 года он по собственной инициативе возглавляет комитет по устройству в Красноярске музея и общественной библиотеки, в пользу городской библиотеки вносит 1 тыс. рублей.

В конце июня — начале июля 1391 года Н. К. Переплетчиков как городской голова принимает участие во встрече наследника престола, будущего и последнего российского царя Николая И, проезжавшего через Сибирь. В Красноярске ему была оказана щедрая, по-сибирски, встреча, которую он часто вспоминал, выделяя деньги на нужды города и губернии. 1 июля в честь посещения Николаем Красноярской мужской гимназии Н. К. Переплетчиков пожертвовал крупную сумму денег на строительство пансиона при ней.

Отношения между представителем правительственной власти — губернатором и избранником от общества — городским головой были сложными. Городской голова старался быть независимым и сдержанным по отношению к губернатору. На совещаниях или встречах, где главенствовал губернатор, он часто отсутствовал. Для этого были причины. В период городского правления Н. К. Переплетчикова в Думу входили демократически настроенные купцы, золотопромышленники, пароходовладельцы, учителя гимназий, врачи, представители попечительных и благотворительных учреждений. Н. К. Переплетчиков был выразителем их отношения к губернатору. Имея крупные капиталы, дававшие возможность получить высокое сословное положение, он, однако, до конца жизни оставался мещанином, жил скромно, в небольшом деревянном доме.

В последние годы жизни Н. К. Переплетчиков сильно болел. Это заставило его 18 ноября 1891 года сложить с себя полномочия городского головы, о чем красноярцы сильно сожалели. По инициативе и ходатайству красноярской общественности государем-императором Александром III в 1892 году ему было присвоено звание почетного гражданина города Красноярска. К сожалению, подписать и вручить свидетельство о присвоении этого звания не пришлось: 15 июля 1893 года на 44 году жизни Н, К. Переплетчиков умер, оставив 59 приисков, 900 рабочих, 705 тысяч рублей и память о себе в народе.

Согласно его воле было определено выплатить 25 тысяч рублей Синельниковскому благотворительному обществу, 15 тысяч— Красноярской городской лечебнице, 25 тысяч — обществу попечения о начальном образовании, 10 тысяч — Красноярскому мещанскому женскому училищу, 1 тысячу — городской общественной библиотеке, 5 тысяч — рабочим. Большая сумма была завещана Казачинскому приходскому училищу. Рабочие приисков после его смерти, следуя заложенной хозяином традиции милосердия, еще долго вносили со своего заработка деньги в пользу  бедствующих.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!