Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений



Закономерности возникновения, формирования и развития поли­тических и правовых учений, отказ от мифологического мировоз­зрения. Предмет и объект исследования. История политических и правовых учений в системе исторических и юридических наук.

Общечеловеческое и классовое в истории политических и пра­вовых учений. Метод истории политических и правовых учений. Принцип преемственности и историзма.

Периодизация истории политических и правовых учений.

Тема 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока

Общая характеристика религиозно-мифологических представлений о политике, государстве и праве во тыс. до н. э. у древних инду­сов, египтян, китайцев.

Политическая и правовая идеология Древней Индии. Брахманизм и буддизм как ведущие направления в ее идеологии.

Политическая мысль Древнего Китая. Идеология даосизма и тео­рия недеяния во взглядах китайского мудреца VI в. до н. э. Лао-цзы. Взгляды Конфуция на государство и законы. Основные категории конфуцианства: понятия благородного мужа, человеколюбия и пра­вил ритуала. Школа моистов (Мо-цзы) и учение легизма (Шао-Ян) о морали, политике и власти; предлагаемые ими экономические и политические реформы.

 

Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции (VI—II вв. до н. э.)

Общие черты полисной жизни и единые теоретические подходы к политико-правовым проблемам древнегреческих мыслителей это­го периода.

Материалистические подходы Демокрита к проблеме проис­хождения государства и сущности человека; гениальная догадка об атомарном строении окружающих предметов.

Политические и правовые идеи софистов. Старшие и младшие софисты.

Сократ о формах правления и принципах разумного государ­ственного управления. Своеобразное отношение Сократа к религии и богу. Учение Платона о государстве и праве. Вопросы происхо­ждения государства и классификации форм правления. Идеальный политический и правовой строй в произведениях Платона «Государ­ство» и «Законы».

Учение Аристотеля о политике, государстве и праве. Аристотель о формах политической жизни, закономерностях их развития и сме­ны, о причинах государственных переворотов.

Политико-правовая теория Полибия. Полибий о круговороте го­сударственных форм в рамках замкнутого цикла.

Тема 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме

Общая характеристика исторической обстановки в Риме вв. до н. э. Кризис Римской республики и полисной системы; отражение новых явлений политической и социальной жизни в развитии теоре­тических представлений о праве и государстве.

Политическая и правовая теория Цицерона. Цицерон о причинах возникновения государства, его задачах и формах. Естественные и человеческие законы. Теория идеального гражданина.

Римские юристы о сущности и системе права. Влияние их воз­зрений на последующее развитие юридической мысли.

Политические идеи римских стоиков. Проблема происхождения и сущности права в стоицизме.

Учение Эпикура о договорном характере права.

Политические и правовые идеи раннего христианства: эволюция основных положений. Особенности теологического правосознания.

Политико-правовые взгляды Аврелия Августина. Учение о грехе и божьей благодати, о государстве земном и государстве божьем.

Тема 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в период возникновения и развития феодализма (V-XIV вв.)

Проблемы государства и права в теологическом мировоззрении сред­них веков. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. Фома Аквинский о сущности государства и права, о соотношении церкви и государства, о законе и его видах.

Учение МарсилияПадуанского о государстве и праве. МарсилийПадуанский о происхождении государства, о светской власти. Прин­цип свободы совести.

Политико-правовые идеи средневековых ересей.

Основные направления юридической науки в средние века.

 

Тема 6. Политические и правовые учения в России в период образования единого Русского государства

Становление и развитие древнерусской политико-правовой мыс­ли XI—XIV вв.: представления о статусе верховной власти, мораль­ном облике великого князя, соотношении законопослушного и нрав­ственного поведения человека в обществе.

Возникновение политико-правовой доктрины самодержавия в пе­риод образования единого Русского государства. Теория «Москва — третий Рим».

Политическая программа И. С. Пересветова в контексте пробле­мы соотношения самодержавия и самовластия.

Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским: два пути формирования самодержавной власти.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!