Предмет и метод истории политических и правовых учений



История политических и правовых учений как мировоззренческая наука. Философский характер истории политических и правовых учений. История политических и правовых учений как историко-теоретическая и политико-юридическая наука, ее место в системе юридических наук.

Понятие объекта и предмета истории политических и правовых учений. Закономерности возникновения, развития и смены политико-правовых идей. Соотношение исторического и логического в курсе истории политических и правовых учений. Значение характеристики конкретно-исторических условий для и хронологической последовательности их изложения для понимания взглядов мыслителей на государство, право, закон.

  Понятие объекта и предмета истории политических и правовых учений. Закономерности возникновения и развития политико-правовых идей. Понятие как форма концентрированного отражения эпохи, схваченной в мысли. Значение понятий для формирования теоретических знаний о государственно-правовых явлениях.   

Характеристика метода истории политических и правовых учений. Диалектический метод. Принцип историзма, понятие, особенности его использования историей политических и правовых учений.

Значение конкретно-исторического подхода для выявления особенностей взглядов конкретных мыслителей разных стран в разные исторические периоды развития. Понятие синергетического и циклического метода, их роль в изучении политико-правовых идей.   

 

Политические и правовые учения Древней Греции

Особенности и основные этапы развития политико-правовой мысли Древней Греции. Политико-правовая мысль как идеология свободных людей. Мифологические представления, рационалистические взгляды, логико-понятийный, эмпирико-научный, историко-политический анализ государства и права.

Гомер (У111 в. до н.э.) о соотношении вечной справедливости и обычая.

Гераклит (У1-У вв. до н. э.) о гармонии и дисгармонии, порождающей борьбу, как законе бытия. Борьба как логос бытия и мера всего. Роль философской концепции Гераклита в обосновании характера правления и качества закона.

Материализм Демокрита (460-370 до н.э.) – основа объяснения происхождения общества и государства. Софисты (У в. до н.э.) о соотношении законов природы и полисных законов. Протагор о человеке как мере всех вещей.

Учение Платона (427-347) об идеях как истинном бытии, о государственной власти и царском правлении, о происхождении, идеальном устройстве и формах государства, о роли законов и принципах их издания.

Аристотель (384-322) о происхождении государства, о политике, политическом праве и видах справедливости, о типологии государств, о правлении законов, о гражданине. Закон и разум, закон и политическая справедливость у Аристотеля.

Полибий (210-123 гг. до н.э.) о циклическом развитии политических форм.

Светская политико-правовая мысль эпохи Возрождения (XV-XVI вв.)

  Формирование светского юридического мировоззрения, политики как самостоятельной области знания и метода рационального анализа государственно-правовых явлений.

Н. Макиавелли (1469-1527) о роли религии в общественной жизни. Отношение к христианству, католической церкви и языческому вероучению. Характеристика материальных причин и условий происхождения государства. «Государство» и «республика» в понимании Макиавелли и современном значении. Оценка форм правления применительно к разным историческим условиям. Соотношение политики и морали. Принципы макиавеллизма. Целесообразность и польза.

Политические и правовые идеи Реформации, бюргерское и народное направления ее. Критика феодально-церковных порядков. Свобода мысли и совести как признак демократической организации общества.

Учение Ж.Бодена (1530-1596) о государстве, его основе, о государственном суверенитете и пределах его. Признаки государственного суверенитета. Общеобязательный закон как результат деятельности суверена. Сочетание политики и права. Соотношение закона и права.

Политико-правовые идеи европейского социализма ХУ1- ХЦ11 вв. Гуманистический, научный, прогрессистский характер учения Т. Мора (1478-1535). Религиозность Т. Мора и вера в прогресс, в рациональное переустройство жизни. Т. Кампанелла (1568-1639) о государственно-правовом устройстве, принципах коллективизма и приоритете интересов государства.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!