Героический эпос эпохи развитого феодализма.



Февраля 2018 год

Развитие литературы и культуры в средние века (5 – 18 век).

Переход от античной культуры к эпохе Нового времени.

Средневековую литературу начали изучать в конце 19 века. Точка отсчёта - 5 век – период распада Римской империи, захват Рима, перехват власти, варварство (но они не рушат культуру, а заимствуют, взаимодействуют).

Факторы, формирующие культуру Средневековья:

- УНТ;

- Христианская культура (Феномен индивидуального диалога; возникают представления о едином божественном начале, все равны перед Богом, представление о двойственной структуре мира, поиск духовного пути. Церковь упорядочивает общество, она же оказала влияние на развитие жанровой системы.);

- Античная культура (Исчезает не до конца. Латинский язык очень долго остаётся главным в Европе. Философские труды пересказываются, хоть античное искусство и считается варварским. Дала огромное количество сюжетов, имена богов, мифы, образцы жанров. Античная литераура берёт человека в единстве телесного и духовного, а в средних веках эти области не всегда связаны.).

Основные характеристики:

1. Традиционализм – формируется особое представление о времени и пространстве (Время – это линейное движение, это цикличность, постоянно повторяющаяся. Человек живёт в системе глобального времени, коллективная ответственность. Смешение временных пластов. Цитация и обращение к опыту прошлого, вера в чудо.);

2. Приоритет духовности над телесностью;

3. Символизм (Путь – символ, как путь души. Путешествие – символ, в виде паломничества. Мир воспринимается как комплексный, дисгармоничный. Мир – огромная система знаков.)

Периодизация:

1) Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма (5-10 века);

2) Литература периода развитого феодализма (11-15 века)

- народная литература;

- клерикальная литература;

- феодально-рацарская литература;

Народное поэтическое творчество раннего Средневековья.

Кельтский раннесредневековый эпос (саги о Кхалине).

Героический эпос 3-8 века. Характерен устойчивый родовой строй, вера в магические силы, культы племенных богов (всё из-за территориального разложения британских авторов). Достаточно сильны женские образы и часто встречается обычай воспитания детей в чужих семьях.

Группы богов:

1. Сиды (волшебные существа, высшие боги, часто вмешиваются в жизнь людей);

2. Древние боги (например, Луг, Огме – бог красноречия, Мананнан и Дер – водные боги).

Сохраняется вера в тёмных богов и стихийные силы природы. Также есть ряд табу.

Профессиональные сказители:

1. Друиды – собственно жрецы;

2. Барды – певцы-поэты;

3. Филиды – знатоки законов, первые авторы героических повестей.

Ирландские саги формируются ближе к пятому веку, записываются с седьмого века.

Сага – изначально текст прозаический и небольшого объёма. В качестве сюжета – один из эпизодов жизни персонажа.

1) Уладский цикл:

Королевство Улад: Кухулин, король Конхобар, Конал, Лойгалбре.

Королевство Коннахт: Фердиод, королева Медб, Фергус, Кет.

Образ Кухулина – образ идеального воина. Автор большой акцент делает на внутренние качества;

2) Цикл сказаний о Финне и Османе;

3) Фантастические саги;

Саги закрепляют систему представлений древнего человека о мире.

 

Февраля 2018 год.

Скандинавский эпос.

Старшая и младшая Эдда.

Он развивается позднее кельтского, первые саги формируются к 9 веку, так как страна находится дальше, дошли позже. В целом активное развитие литературы 12 – 13 века, записи на латинском языке (1000 – христианизация Исландии, однако двоеверье сохраняется, другие страны – конец 9 и начало 10 века). Период активного перемещения.

Литература сохраняет элементы древних архаических верований, хотя записи начинаются на латинском языке.

Эдда – сборник мифологического прозаического содержания из песен, сложившихся раннее. Учебник по вопросам поэтики. Обнаружил и изучил его Снорри Стурлуссон. Сначала он называл её просто Эдда (младшая)

В 17 веке была обнаружена «Старшая Эдда», написанная в 12-13 веке - развёрнутая система мифологических скандинавских божеств.

«Речи высокого» - нет никаких следов христианства, даже скандинавские боги почти не упоминаются. Это бытовые сказания, жизненные советы от лица бога Одина.

«Песни о героях» - общие с древнегерманским эпосом, здесь комплекс сюжетов, по-разному нашедших своё отражение.

«Эддические песни» - собираются в небольшую биографию, здесь говорится о семейных отношениях, кровной мести и так далее.

Поэзия скальдов (9-13 век)

Жанры: драпа (хвалебная песня, песня, которая прославляет и рассказывает о подвигах. ПОДДЕРЖКА), нид (порицательный жанр, ругательство. Они могут иметь физическое влияние. ОСЛАБЛЕНИЕ).

Сложный размер: дротткветт. На формальную сторону скальды делают большой акцент, в текстах множество аллитераций. Сложный поэтический язык: хейти (поэтические синонимы для обычного слова) и кеннинги (характерна для скандинавской поэзии; условное определение слова через другие слова – корабль = олень моря, ворон = глухарь битвы, воин = древо битвы) – это описательные конструкции, которые заменяют слова. Хейти может быть многосложным. (воин - «метатель огня вьюги ведьмы луны коня корабельных сараев»).

Наиболее известные авторы-скальды:

- Браги Боддасон

- Снорри Стурлусон (1179 – 1241)

- Эгиль Скалагримссон (900-982)

- Гуннлаут Иллутасон Змеиный Язык

Прозаические саги.

Они отличаются от эдд по содержанию: «Сага об Эгиле», «Сага о Гуннлауте Змеином Языке», «Сага о Ньяле» - биографическое содержание, на первом плане история рода.

Ранняя зарубежная литература представлена и в письменной форме

Письменная литература, написанная на латинском языке.

1) Клерикальная литература, церковные сюжеты;

1. Эсхатологические сказания;

2. Видении о загробной жизни;

3. Сборник «Римские деяния»

4. Научная дидактика: «Физиолог», «Лапидарии», «Тройное зерцало»;

Литература для образованных слоёв населения.

2) Светская литература на латинском языке;

 

Поэзия вагантов

Письменная литература, которая формируется в университетской среде в средние века. Формируется в 12 столетии. Поскольку в 11 века начинается процесс формирования европейских университетов.

Эта среда формирует определённый класс людей: учёные люди, которые не могут найти своё место под солнцем. Они получили образование, они ставят себя выше крестьянства и рыцарства, в их среде появилась поэзия вагантов (поэзия голиардов) - поэзия бродячих студентов. Они пишут только на латыни, но при всём своём богатстве знаний, они не находят отклик и не имеют прав.

Тема равенства людей между с собой. Ваганты первые начинают говорить о том, что жизнь должна быть человеком прочувствована здесь и сейчас, человек не должен уходить от мира.

Это смесь бытовой лексики, грубых мотивов и высокого языка. В таком плане они и выражают своё мироотношение.

Поэзия вагантов дошла до нас в нескольких сборниках: «Кембриджская рукопись» (11 век) и «CarminaBurana» (13 век). В основном эта поэзия безымянная.

Несмотря на лёгкость и небрежность, в своих текстах ваганты касаются серьёзных тем, допустим, протест против правил, лицемерия окружающего мира, они делают акцент на этом сосредоточенном проживании жизни.   

Первый поэт – Гугон Примас Орлеанский (1130 -1140). Его тексты отличаются очень большой конкретикой и бытовыми подробностями. Он подробно рассказывает о своих странствиях. Пафос неприукрашенной жизни не мешает человеку творить. (гекзаметр)

Архипиит (1161 – 1165) – 10 стихотворений, посвященных его покровителю и вагантам. (хориические строки и различные рифмофки)

Вальтер Шатильонский – классика ваганской лирики. Его основное занятие - учёная поэзия, работа с цитатами и старинными текстами, аллегориями. (сочетание церковных гимнов и народных песен)

Здесь каждый поэт отличается своими особенностями и стилями поэзии.

!совмещение высокого и низкого!

В результате основным художественным приёмом становится пародия. Общество и его установки подвергаются проверке. Чаще всего пародии подвергаются библейские, богослужебные тексты. Мир построен на корысти, мир построен на обмане.

Смешение языков (внутри текстов фрагменты на народном языке), работа со звучанием и рифмами, использование церковных тематик не всегда уместно.

На первый план выходят исследования недостатков общества.

Ваганская поэзия – поэзия сатирическая.

Их позиция кажется неоднозначной, с одной стороны, они остро критикуют общество за их недостатки, с другой стороны, они не отвергают себя от этого самого общества. Отношение к представителям других сословий – неоднозначно.

Тема любви осмысляется в их лирике: от описания возвышенных чувств до простых действий, вроде соблазнения. Они обращаются к народной культуре, например, с целью объяснить свои чувства при помощи окружающей среды.

Ваганская поэзия слишком прикреплена к своему сословию и к своей эпохе, поэтому она не переходит в эпоху возрождения. Главное продолжение ваганской темы – тема свободы.

 

ФЕВРАЛЯ 2018

Героический эпос эпохи развитого феодализма.

- Феодальные монархии (10 – 11 век)

- Записи народного творчества (14 – начало 15 века)

- До 13 века – устное исполнение (жонглёры, хуглары, шпильманы)

 

Происходит обособление крестьянства и формируется рыцарское сословие. С эпохой начала крестовых походов образ рыцаря серьёзно идеализируется – воплощение справедливости. Персонажи раннего героического эпоса несли подвиги во имя рода, позже рыцари посвящали себя служению своему монарху, род отходит на дальний план. Формируется пласт рыцарской литературы, сюжеты для них заимствовались, передавались в устойчивой форме: сюжет оставался, но стилистическая обработка шла индивидуально у каждого исполнителя. Героический эпос сохранился с тех веков лучше всего.

Достаточно быстро формируется канон – французский героический эпос, он стал классической моделью. Ведь именно во Франции наиболее ранним стало феодальное государство.

Песни о деяниях – поэмы созданы с 9 по 14 век, они представляют собой обработку более старых преданий. Основная тема – прославление родины, а также защита государства от внешних врагов. Ещё одна из тем – служение своему королю (король – символ единства народа). И последняя из тем – осуждение феодальных распрей, тема была популярна также и в литературе Руси, и в литературе других стран. Феодальные распри – угроза существованию государства, потому она так часто и встречается.

Героические эпические песни сначала были просто преданиями, постепенно предания стали обрабатываться профессиональными исполнителями. Он стал не фактографией, а поэтическим образом исторической эпохи, в которой нашли своё отражение формы из устной народной поэзии: устойчивые эпитеты, устойчивые характеристики.

Центральным образом первоначально был Карл Великий (768 – 814). Но достаточно быстро он стал устойчивым символом – государства, власти, а основными деятелями становятся его рыцари.

 

«Песнь о Роланде» - первая публикация в 1837 году. Имеется множество редакций, но максимально приближен к оригиналу Оксфордский список 12 века. Возникновение текста – около 1100 года на материале событий 778 года.

Тема борьбы за веру – основная тема «Песни о Роланде». Помимо авторского сосредоточения на религиозном освобождении, внимание уделяется отношениям короля и вассалов.

Злым началом выступает граф Ганелон – эгоист, думающий только о своей выгоде, однако читатель понимает, что он не зря на этой должности, если бы не его характер, он бы был идеалом в литературном произведении. 

Граф Роланд, граф Оливье, Епископ Турпин – противоположны Ганелону, однако и в них есть элементы эгоизма. В образе Роланда наиболее максимален патриотический пафос. Граф Оливье не просто храбр, как Роланд, но и разумен, об этом говорится в тексте. Турпин – рыцарь, как защитник веры, тема религиозного подвига в его образе выходит на первый план.

Именно «Песнь о Роланде» стала образцом для французского героического эпоса. Сюжет, связанный с предчувствиями, с предсказаниями, становится популярным.

Тема религиозного освобождения выстраивается через осознание Францией своей особой миссии, для Франции эта тема немного внешняя, так как религиозные войны – более позднее явление.

 

ИСПАНСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС.

711 – 1492 год, когда страна была под властью мавров. Сразу после завоевания начинается период реконкиста, на первых периодах это безрезультатно. Проблема возвращения к своей истинной вере становится основной.

Основные воюющие королевства – Кастилия, Леон, Астурия. До сих пор они бунтуют. Бунтари!

В 1469 году Кастилия и Арагона объединились в одно государство благодаря династическому браку.

Проблема крепостного права была в центре. Этот вопрос стал очень удобным средством для властей, реконкиста стала общенациональным явлением. Борьба за национальную свободу – основная тема, в основном борьба за Кастилию. Возникает проблема феодальной раздробленности – это угроза единству страны.

Развивается литература от сказаний до масштабных эпических поэм – с 11 по 13 век. В 15 веке они трансформируются в романс. В нём мало художественных средств, мало вымысла, меньше гиперболизируются персонажи.

 

«Песнь о моём Сиде»

Сид – прозвище, настоящее имя - Родриго Диас де Бивар, так как испанский эпос более историчен, поэтому в центре реальное лицо.

Создание текста в 1140 году, список 1307 года, открытие рукописи в 1779 году.

Три части текста:

- Песнь об изгнании

- Песнь о свадьбе

- Песнь о Корпес

 

В центре повествования – военные походы Сида.

Судя по структуре текста и топонимам, если верить экспертам, автор принадлежит к дружине и хорошо знаком с военной средой.

«Одомашненность» повествования трансформирует образ главного героя: его бытовые подробности; его качества как семьянина и гражданина. Автор снижает родовитость своего героя, по своей речи, по своему поведению – он небогатый дворянин, ему важно понятие чести. Автору также важно подчеркнуть общенациональный характер борьбы с маврами, ведь в борьбу вступают все слои населения.

Очень большая историческая бытовая точность, которую отмечают исследователи, много подробностей преданий, лингвистическая точность; демократизация подчёркивает общенациональный характер «Песни о моём Сиде».

Сюжет, связанный с Сидом, становится популярным.

Французский и испанский эпос развиваются на одних темах – борьба с маврами.

НЕМЕЦКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Формируется в 12-13 веке. Помимо феодальной тематики привлекается и архаический сюжет, перерабатывается древняя мифология. Здесь можно говорить, что сюжеты перекладываются на новую христианскую манеру. Отдельные песни складываются в масштабный эпос.

Немецкий героический эпос лишён общенационального патриотического пафоса. Это связано со спецификой развития Германии (герои сражаются за СВОИ личные интересы, допустим, а не ради короля).

«Песнь о Нибелунгах»

Текст был создан в начале тринадцатого века, впервые опубликован в 1757 году.

Текст перерабатывает старинные франские сказания по модели литературы 12 века.

Это комплексное сочетание рыцарской литературы и древних мифологических сказаний.

Каноны рыцарской литературы:

- описание пиров и турниров;

- описание системы вассальных отношений;

- служение Прекрасной Даме (Зигфрид-Кримхильда);

- тема чести и рыцарского долга.

Каноны мифологических сказаний:

- легенда о «роговом Зигфриде», о кладе Нибелунгов;

- легенда о деве-воительнице Брюнхильде;

- легенда о драконе;

- в центре внимания интересы рода и отдельного человека.

 

 

«Кюренбергова» строфа – строфа, которой написана «Песнь о Нибелунгах»:

«Полны чудес сказанья давно минувших дней

Про громкие леянья былых богатырей…»

Здесь возникают сюжеты общие со скандинавскими:

«Песнь о Нибелунгах» – «Старшая Эдда»

Зигфрид – Гудрун

Брюнхильда – Брюнхильд

Гунтер – Гуннар

Этцель – Атли

Хаген – Хёгни

 

Когда мы говорим об эпосе в целом, мы заявляем, что это ещё не психология, это заданный типаж.

 

 

Марта 2018 г.

РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

- Куртуазность – знание и умение вести себя в обществе.

- Тема любви; первый опыт осмысления внутренней духовной жизни человека.

- Образ прекрасной дамы – вокруг него выстраивается текст; ей посвящается произведение, она –центральный образ. Абстрактный образ, канонический.

- Сложная строфика, стремление к изяществу и мастерству речи. Качественно меняется язык. Активная работа с рифмами и музыкальными созвучиями.

Феномен рыцаря начинает осмысляться.

Меняются особенности бытового поведения; к 12 веку начинается очень бурное развитие городов, это территория свободная. К 12 веку начинают формироваться школы на национальных языках, университеты и литература на национальных языках. Появляется много времени на светскую жизнь. Появляются литературные, музыкальные и другие салоны. Формируется придворная рыцарская культура, соединяется героический идеал с эстетическим. Формируется образец культурного поведения.

Лирические произведения и романы – самое основное в рыцарской литературе.

Рыцарская лирика (источники):

1. Фольклор;

2. Арабская поэзия;

Лирика Прованса (11 век, трубадуры) – вызов. Сфера человеческих чувств не подвергается общественным рамкам. Особенности: всегда тайное переживание, мотив тайны; любовь описывается робкой, акцент на нюансах переживаний; большую роль играет позиция самого поэта. Поэт должен соответствовать идеалу, любовь – нравственная сила, способная преобразить человека, помочь ему развиться. Фразеология религиозная переносится на светскую сферу – допустим, сравнение прекрасной дамы с богоматерью. Лирика изображает переживания по отношению ко всему миру. Тема красоты окружающего мира, а особенно природы. Работа с музыкальными образами (поэт выражает чувства, как соловей). Трубадуры в своей лирике вводят мотив грёзы, мечты, сновидения. Очень чёткая работа с формальными признаками стиха, отсюда очень большая музыкальность. Очень большое жанровое разнообразие: кансона (песнь, описывающая самые разные эмоции, но в основном, песнь о любви), сирвента (политическая дискуссия, часто восхваляет правителя), альба (песнь рассвета, утреннее прощание рыцаря с любимой дамой), тенсона (диалог между двумя поэтами, например, спор на поэтические темы, проблемы искусства), баллада (песнь плясовая), плач (главная героиня – женщина, в большей степени связан с темой военных походов), пасторела (берёт низменный сюжет, допустим, встреча рыцаря с пастушкой; часто выражается сословная дифференциация общества). Два направления: тёмный стиль – сложность поэтического языка; ясный стиль – акцент делает на простоте поэтического языка. К началу 13 века лирика Прованса становится более публицистической.

Лирика Германии (12 век, миннезингеры) – использует опыт лирики французской, они заимствуют многие формы, характерные для лирики Прованса. Однако морализаторские мотивы становятся более развитыми. Философия начинает выходить на первый план. В качестве материала берутся древние предания. Там мы не встретим сложных строф, сложных рифм. Главный герой, чаще всего – женщина. Начиная с Рейнмара фон Хагенау начинается расцвет морализаторства. Нередко популярны пародии – перекладывание чего-то известного на более художественный язык. Тема любви рыцаря к простой девушке – частая тема, девушка не понимает высоких слов текстов. Со временем становятся распространёнными метафоры и аллегории, с развитием городов начинается выход на первый план городской лирики. К концу 13 века рыцарская лирика сходит на нет.

Рыцарский роман (12 век). Мир очень обширный, человек может погрузиться в огромную атмосферу состояний. Формируется утопия рыцарского братства. В центре внимания подвиги, подвиги рыцаря. Эти акценты входят в рыцарский идеал. А также выходит на первый план эстетический аспект (рыцарь может ещё и рассказать о своих деяниях). В чём отличие? В том, что у рыцаря есть личный интерес, и он выводится на первый план. В рыцарский роман очень активно включена фантастика, экзотика мест, где совершаются деяния, эта экзотика берётся из народа. Рыцарь сам стремится к приключениям, авантюра – сюжетообразующее. Описание становится всё более подробным, большое количество внутренних монологов. Идёт акцент на внутренней эмоциональной жизни героя. В отличие от героического эпоса в романе всё более активными становятся женские образы. Именно они становятся точками для развития интриги. Разнородная и глубокая символичность становится особенностью.

1. Античный цикл («Роман об Александре»). Переработка сюжетов античной литературы. На первый план выходят приключения, авантюрная составляющая.

2. Бретонский цикл. Вокруг короля Артура формируются действия.

3. Византийские романы. Строятся на сюжетах поздногреческих романов рубежа столетий. Нет фантастики, чудес, акцент на простоте и бытовых подробностях. («Флуар и Бланшефлер», «Окассен и Николет»). Текст строится на смешении прозы и стиха.

Разработка сферы чувств и их отражение в языке, а также дальнейшее становление описательных элементов в языке – вот что дала рыцарская литература литературе в целом.

МАРТА

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

С эпохи возрождения началась новая эпоха искусства и литературы. Это переходный этап от средневековой культуры к культуре нового времени. Возрождение – период в культурном развитии Западной и Центральной Европы (в Италии – 14-16 век; в других странах – 15-16 век. Отличается иным подходом к античности. Античность как эпоха ушедшая, эпоха, обладающая своими ценностями. Становление новой картины мира, светской и земной – основной итог эпохи Возрождения.

Термин «возрождения» впервые появляется в работе Джорджо Вазари «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В научный оборот этот термин вошёл в середине 19 века французским историком Жюлем Мишле.

Почему именно Италия – родина Ренессанса? Там развивались портовые, ремесленные и торговые города, а не феодальные отношения, а также развивалось ремесло, развивались ремёсла. Развитие шло отчасти потому, что через Италию идёт дорога крестоносцев. Большой приток денежных средств, активная культурная и политическая жизнь, а также сыграло огромную роль богатое наследие античности. 

Периодизация:

1) Проторенессанс 1200ые. Предпосылки, первые подходы к осознанию, что человек – не бог, а подобен ему, в том числе по талантам.

2) Ранее возрождение 1300ые. Начало изучение античности. Изучение латыни.

3) Зрелое возрождение 1400ые. Знакомство с греческой культурой, расцвет литературы на национальных языках.

4) Позднее возрождение 1500ые. Кризис и политический, и философский.

Основные положения:

1) Антропоцентрическая картина мира. В центре картины мира – человек, мир – производная от творческих сил человека, человек может усовершенствовать мир и самого себя. Человек – исходный материал, а его развитие – свободный выбор. Это дало человеку веру в то, что он может всё. Литература будет подчёркивать это постоянно.

2) Личность, индивидуальность. Открытие этого феномена, раннее человек был элементом системы общественности. Теперь он – индивидуум. У личности с самого рождения есть неотъемлемые права, на которые никто не имеет права посягать.

3) Индивидуальное творчество. Человек стремится заявить о себе, внести своё имя в вечность, возникают творческие состязания. Появляется авторское право.

4) Идея общественности человека.

5) Гуманизм (философская основа эпохи).

6) Эстетическая направленность. Гуманизм эстетический, деятельность человека – творчество. Каждый человек способен творить, именно в творчестве человек реализуется в первую очередь.

7) Деятельностный подход, новое понимание достоинства человека.

8) Разрушение авторитетов. Возникает феномен критического отношения к действительности.

9) Натурфилософия и пантеизм. Усиливается интерес к изучению природы как отдельного объекта, возникают учения о пантеическом виде природы.

10) Развитие науки и техники в тесной связи с художественным творчеством, идея человека-творца. Очень мощный технологический скачок.

11) Изменение картин мира в связи с Великими географическими открытиями. Изучение физическое, а не только духовное.

ЛИТЕРАТУРА:

Ø Восхищение красотой мира и человека;

Ø Новые поэтические техники, пейзаж;

Ø Отход от средневекового аллегоризма;

Ø Зарождение классической филологии;

Ø Развитие национальных языков;

Ø Возникают сатира и пародия как способ проверки, насколько идеалы соответствуют реалиям;

МУЗЫКА:

Ø Профессиональная музыка становится светской;

Ø Гуманистическое мироощущение;

Ø Высокий уровень развития вокальной и вокально-инструментальной полифонии;

Ø

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО:

Ø Основной объект изображения – реальный человек;

Ø Разработка теории изобразительного искусства (Леон Баттиста Альберти, трактаты «О статусе», «О живописи», 15 век);

АРХИТЕКТУРА:

Ø Увеличение масштабов гражданского строительства;

Ø Изменение характера культовых сооружений;

Ø Сочетание древнеримской архитектуры с романской и готической традицией (Филиппо Брунелески, Воспитательный дом, 1421 год, Флоренция).

 

 

МАРТА.

ТВОРЧЕСТВО ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ.

(1265 – 1321)

 

Это переходный этап от литературы средних веков к литературе эпохи возрождения.

Гвельфы говорили, что Греция должна оставаться под папской властью. Гибеллины выступали за необходимость объединения страны под властью германцев. Изначально к правлению приходят гвельфы, но вскоре у них случился раскол, выделяется часть «белые гвельфы» (Данте относился к ним) - необходимо примирение, «чёрные гвельфы» и дальше за союз с папской партией. 

Политические взгляды Данте менялись на протяжении жизни. А его поэтическая деятельность началась очень рано и связана со школой «Dolcestilenuovo». Образ прекрасной дамы сменяется образом обычной земной женщины, образ становится более реалистичным, более конкретным. Стильновисты подчёркнуто работают с национальным языком, они говорят о необходимости подбора адекватных описаний для выражения человеческих эмоций, и самое главное – они начинают привлекать образы античности. Их творчество разнообразно, это не только любовная тема. Именно в рамках этой школы создаются первая книга Данте «Новая жизнь» = «Vitanuova» (1292-1293) – история любви Данте к флорентийской даме Беатриче Портинари. Текст часто называют не только лирикой, но и теорией об этой лирике. Сюжет как история развития чувства. Данте обращается к числам – символика. Тема любви к женщине, любовь помогает развиваться. Образ любви конкретен и человечен. Что переживает поэт во время встреч? Что есть внутренние движения души? В целом это книга одна из точек творчества Данте.

Малые произведения:

- «Стихи о каменной даме» (1296-1298) – цикл стихов о любви;

- Трактат «Пир» (1307-1308) – соединение прозы и стихов. Проблема человеческого счастья, проблема гармонии человек и мира. Для гармоничного существования человек должен быть окружен гармоничной средой, по мнению Данте;

- «Искусство поэзии на народном языке» («О народном красноречии») – ставится проблема национального языка;

- «Монархия» - текст на латыни, адресован европейскому читателю в целом. Здесь ставится проблема власти, взаимоотношения власти и человека. Этот трактат можно назвать утопией. Необходимо единство всего человечества, по мысли Данте;

«Божественная комедия» (1307-1321) – поэма, классическая, взятая из средневековой культуры. Данте насыщает свой текст современными проблемами. В аллегорической форме решаются современные проблемы.

1. Inferno – ад. (те, кто не познали истинную веру; поддавшиеся страстям; обжоры; жадные, расточительные, мрачные; отличающиеся бешеным нравом; город Дит; ересиархи; ростовщики, убийцы, богольники, тираны; мздоимцы, маги, сводники, злодеи, воры, фальшивомонетчики; казнь предателей) – концепция активной жизни. Чем дальше, тем меньше сочувствия.

2. Purgatorio

3. Paradiso

Новаторство Данте:

1) В центре внимания – человек

2) Впервые появляется характер

3) Впервые пейзаж выступает фоном событий

4) Особая красочность текста

Уступы чистилища:

- гордецы

- завистники

- стремящиеся к чужому

- обжоры

- скупцы

- чревоугодники

- сладострастники

Здесь идёт движение по законам развития философской мысли. Нередко проводится аналогия с жизнью поэта.

«Божественная комедия» заложила основу литературы возрождения, основу для исследования человека.

 

МАРТА.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1618; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!