Динамические процессы в больших группах

Вопрос 28. Классификация больших групп и основные направления исследований.

Г.М. Андреева. Социальная психология.

1. Понятие «большая группа».В приведенной выше схеме было показано, что «большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида. 1.Случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория.2.Социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (нации), профессиональные группы, половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).Для всех выделенных больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, как молодежь.Однако общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь. Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все «сквозные» характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.

2. Соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии.Психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. Все в нас социально, но это отнюдь не означает, что все решительно свойства психики отдельного человека присущи и всем другим членам данной группы. Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть одинаковое для всех, но именно общее.

Фиксация этого типичного — весьма сложная задача. Общие черты в психологии представителей определенной социальной группы существуют объективно, поскольку они проявляются в реальной деятельности группы. По отношению к каждому отдельному «сознанию» групповая психология выступает как некая социальная реальность, выходящая за пределы сознания отдельного индивида и воздействующая на него вместе с другими объективными условиями жизни. Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознании членов группы, прежде всем потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо конкретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т.д.

Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью.Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психологическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только «часть» психологии личности «входит» в психологию группы.

3. Методы изучения. Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Одной из современных форм применения таких методов являются межкультурные исследования, то есть сравнительные исследования, сравниваются не обязательно различные культуры, но и различные социальные группы. При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Результаты исследований, выполненных при помощи таких приемов, описывают некоторые функциональные зависимости, которые позволяют получить значимые корреляции. При изучении больших групп социальная психология использует также приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем. Естественно, и в данном случае возникают проблемы, неизбежные при анализе объектов, требующих комплексного подхода, а большие группы именно являются таким объектом.

Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во французской психологической школе (С. Московиси). Она в значительной мере претендует на то, чтобы предложить одновременно и метод исследования больших групп. Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления — инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик. Механизм связи группы и выработанного ею социального представления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о социальном явлении в выработке отношения к нему.

С другой стороны, уже созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные интерпретации событий, т.е. способствуя формированию групповой идентичности. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, хотя при определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться. Эта концепция помогает более точному определению такого понятия как менталитет. Менталитет - интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира. Представители определенной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения.

В.В. Нуркова.

Динамические процессы в больших группах

Еще Г. Лебон в 1894 г. описал явление преступной безответственной толпы, которая приводится в движение самыми низменными побуждениями. По мнению Лебона, эмоциональная жизнь толпы крайне примитивна. Эмоциональное заражение происходит на психофизиологическом уровне. Эмоции циркулируют внутри толпы и усиливаются по мере вовлечения в нее новых людей. Так, страх становится паническим ужасом, враждебность — желанием убить.

Психика человека в толпе претерпевает разительные перемены. Во-первых, пребывание внутри толпы интенсифицирует как созидательные, так и разрушительные импульсы (усиление доминирующей реакции). Во-вторых, включенность в большую группу вызывает эффект размывания ответственности. Человеку кажется, что он не отвечает за происходящее и расплачиваться будет кто-то другой. В-третьих, физическая анонимность члена толпы создает иллюзию личной безнаказанности и снимает запреты конвенциональной нравственности.

Три этих фактора, взятые вместе: интенсификация крайних эмоциональных состояний, размывание ответственности, иллюзия личной безнаказанности и свободы от нравственных запретов — приводят к «деиндивидуализации человека в большой группе». Причем чем больше группа, тем ярче проявляется феномен деиндивидуализации. Деиндивидуализированный субъект теряет представление о цели своих действий и способен на иррациональное поведение.

Выделяют четыре основных вида толпы: 1) случайная толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (зеваки); 2) экспрессивная толпа, совместно выражающая общее эмоциональное состояние (радость, горе, протест); 3) конвенциональная толпа, собравшаяся для участия в заранее объявленном массовом мероприятии (зрители спортивного соревнования) и 4) действующая толпа. Действующие толпы, в свою очередь, подразделяются на: 1) агрессивную толпу, объединенную ненавистью (погромщики); 2) стяжательную толпу, вступающую в конфликт за обладание какими-либо ценностями (пассажиры, врывающиеся в электричку); 3) повстанческую толпу и 4) паническую толпу, стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности.

Важным свойством толпы является то, что она достаточно легко переходит от одного типа к другому. Особенно большую опасность представляет паническая толпа. Известно, что при массовой панике количество людей, пострадавших в давке, значительно превосходит число жертв непосредственного источника угрозы. Для того чтобы остановить паническую толпу, необходимо воздействовать на нее как на физиологическом уровне (шокирующий стимул, заставляющий толпу замереть, например, выстрел), так и на информационном уровне (разъяснение истинного положения дел и возможностей совладать с угрозой). Причем информационное воздействие должно следовать непосредственно за физиологическим.

Толпа — это яркий пример неорганизованной большой группы. Однако жизнедеятельность современного общества зависит от эффективного функционирования организованных больших групп: государств, этносов, организаций. Организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании ролевых связей для достижения общей цели. Если этносы и государства во многом складываются стихийно на протяжении столетий, организации проектируются намеренно. Большинство современных организаций являются бюрократическими. Бюрократия (от фр. bureaucratie — власть чиновников) включает в себя четкую иерархию власти, установленные правила, определяющие поведение должностных лиц и разделение обязанностей между ними. На всех уровнях организаций, а также между ними устанавливаются неформальные сети. Таким образом, человек, включенный в организацию, на самом деле реализует свою деятельность в рамках малых групп, входящих в структуру больших.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 871; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!