Средневековая культура Западной Европы в 13 14вв.



 Распад Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную и скорое падение Рима знаменовали собой конец античности и начало новой эпохи, заложили основания двух очагов Средневековой цивилизации – Западноевропейской и Византийской. Каждая из них, будучи наследницей античной культуры, по-своему интерпретировала античное наследие, синтезировав его с новым, христианское мировоззрением. Крупный исторический период, именуемый «Средние века», не имеет четких общепринятых хронологических рамок. Началом Средневековья традиционно считают 476 год, когда завершила свою историю Западная Римская империя. Завершается развитие культуры Средних веков на рубеже XIII-XIV веков, когда в Италии начинается эпоха Возрождения. Такую хронологию предложили итальянские ренессансные гуманисты. Они же предложили термин «средние века» – это временной период между античностью и Возрождением. При этом Средневековье воспринималось им как время мракобесия и общего упадка, причину которого многие гуманисты связывали с преобладающим положением католической церкви в культуре.Однако впоследствии такой подход был пересмотрен и, наряду с негативными, ученые стали обращать внимание на позитивные стороны Средневековой культуры. Средневековье продлилось почти тысячелетие и имело большое значение для последующего развития европейской культуры. В это время были заложены основы деления политической карты Европы, сформировались обычаи и традиции европейских народов, было сделано большое число изобретений и открытий, которые используются до сих пор.Среди истоков Средневековой культуры можно выделить три силы, которые оказали непосредственное воздействие на формирование этой традиции. Первой силой был дух варварства – дух свободы, духовной и физической силы и воинской доблести, позволивших варварским племенам сокрушить Рим и создать новые государства. Второй силой стали обломки античной культуры, которые оказали влияние на формирование государственного устройства и правовой традиции новых варварских королевств, возникших на землях бывшей Римской империи. Кроме того, еще существовала Восточная Римская империя – Византия, которая в период становления Средневековой культуры вошла полосу подъема. Рим продолжал оставаться великим примером для правителей новых государств Западной Европы, в результате чего они стремились подражать римским императорам. Примером стала попытка Карла Великого (получившего императорский титул от Папы римского) возродить имперскую традицию в Королевстве франков (конец VIII – начало IX века), что привело к первому значительному культурному успеху после крушения Древнего Рима (так называемое «Каролингское Возрождение»). Многие ученые-носители античной традиции, оказали сильное влияние на последующее развитие науки и образования в Средние века. Наиболее известными из таких деятелей были Боэций и Кассиодор. Боэций(ок. 480-524) служил при дворе короля остготов Теодориха, где занимал достаточно высокий пост, однако потом он попал в немилость и был казнен. Это выдающийся ученый-энциклопедист написал несколько Учебников, по которым в дальнейшем учились в средневековых школах и университетах, занимался переводом на латинский язык трудов Аристотеля и других греческих философов. Особую известность получило его произведение «Утешение философией», написанное Боэцием в тюрьме. Кассиодор (ок. 490-583) также служил у Теодориха и главной своей задачей видел установление взаимопонимания между готами и римлянами. Наиболее известное его сочинение – «История готов». Огромной заслугой Кассиодора стало основание Виварийского монастыря, который стал крупным центром учености и хранилищем сочинений античных авторов. Следовательно, варвары, несмотря на общую грубость их нравов, хранили память о великом прошлом древнеримской традиции, на руинах которой строилась культура Средневековья. Третьим фактором формирования культуры Средневековья было христианство, которое утвердило особый тип духовности и способствовало социокультурной интеграции народов Западной Европы. Христианство сыграло двойственную роль в период становления Средневековой культуры. С одной стороны, христиане способствовали разрушению остатков античной культуры, как языческой, в основе своей противоречащей христианским догматам. Особенно ярко это проявилось в разрушении произведений искусства античной эпохи – особенно статуй, в которых христиане видели, прежде всего, языческих идолов. Многие носители античной традиции – философы и ученые, также подверглись гонениям, а многие даже были уничтожены физически. С другой стороны, мировоззрение средневековых европейцев сложилось именно на основе основных положений христианского вероучения. Для этого нового мировоззрения характерными особенностями становятся: приоритет веры над разумом, идея всеобщего разума и справедливости, культ аскетизма и нетерпимость к инакомыслию. Особую роль играли монастыри, куда часто уходили наиболее образованные люди своей эпохи. В монастырях находились библиотеки, а также школы, где обучались не только монахи, но и миряне. При монастырских библиотеках, как правило, существовали скриптории, где переписывались книги многих античных авторов. Монастыри были также и средневековыми научными центрами. Правда, с развитием хозяйства, с усложнением политической жизни отмечается рост потребности в образованных людях. Старые школы при монастырях уже не удовлетворяли требованиям времени. Создаются новые Учебные заведения, которые обеспечивали получение систематического образования по ряду наиболее важных научных дисциплин. Так в Европе в XII-XIII веках появляются университеты, самыми известными из которых были Болонский университет, Сорбонна в Париже, Оксфордский и Кембриджский в Англии, Пражский университет, Краковский университет и другие. С XI в. начинается устойчивый подъем средневековых школ, система образования совершенствуется. Школы подразделялись на монастырские, кафедральные (при городских соборах), приходские. С ростом городов, появлением все время увеличивавшегося слоя горожан и расцветом цехов набирают силу светские, городские частные, а также гильдейские и муниципальные школы, не подвластные прямому диктату церкви. Учащимися нецерковных школ были бродячие школяры - ваганты или голиарды, происходившие из городской, крестьянской, рыцарской среды, низшего клира. Обучение в школах велось на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Средневековье не знало устойчивого деления школы на начальную, среднюю и высшую, учета специфики детского и юношеского восприятия и психологии. Религиозное по содержанию, по форме образование носило словесно-риторический характер. Начатки математики и естественных наук излагались отрывочно, описательно, часто в фантастической интерпретации. Центрами обучения навыками ремесла в XII в. становятся цехи. В XII-XIII вв. Западная Европа переживала экономический и культурный подъем. Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока, прежде всего византийской и арабской, послужили стимулами совершенствования средневекового образования. Кафедральные школы в крупнейших городских центрах Европы превращались во всеобщие школы, а затем в университеты, получившие название от латинского слова universitas - совокупность, общность. В XIII в. такие высшие школы сложились в Болонье, Монпелье, Палермо, Париже, Оксфорде; Салерно и других городах. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Университет обладал юридической, административной, финансовой автономией, которые даровались ему специальными документами государя или папы. Внешняя независимость университета сочеталась со строгой регламентацией и дисциплиной внутренней жизни. Университет подразделялся на факультеты. Младшим факультетом, обязательным для всех студентов, был артистический (от латинского слова artes - искусства), на котором в полном объеме изучались семь свободных искусств, затем шли юридический, медицинский, богословский (последний существовал не во всех университетах). Крупнейшим университетом был Парижский. Студенты Западной Европы устремлялись также для получения образования в Испанию. Школы и университеты Кордовы, Севильи, Саламанки, Малаги и Валенсии давали более обширные и глубокие знания по философии, математике, медицине, химии, астрономии. В XIV-XV вв. география университетов значительно расширяется. Получают развитие коллегии (отсюда - колледжи). Первоначально так назывались общежития студентов, но постепенно коллегии превращаются в центры занятий, лекций, диспутов. Основанная в 1257 г. духовником французского короля Робером де Сорбон коллегия, названная Сорбонной, постепенно разрослась и так укрепила свой авторитет, что по ее имени стал называться весь Парижский университет. Университеты ускорили процесс складывания в Западной Европе светской интеллигенции. Они были настоящими питомниками знаний, играли важнейшую роль в культурном развитии общества. Однако к концу XV в. происходит некотораяаристократизация университетов, все большее число студентов, преподавателей (магистров) и профессоров университетов составляют выходцы из привилегированных слоев общества. На некоторое время консервативные силы берут в университетах верх, особенно там, где эти учебные заведения все еще не освободились от папского влияния. С развитием школ и университетов расширяется спрос на книгу. В раннем средневековье книга была предметом роскоши. Книги писались на пергамене - специально выделанной телячьей коже. Листы пергамена сшивались с помощью тонких крепких веревок и помещались в переплет из досок, обтянутых кожей, порой украшенный драгоценными камнями и металлами. Написанный переписчиками текст украшался рисованными заглавными буквами - инициалами, заставками, а позже - великолепными миниатюрами. С XII в. книга становится более дешевой, открываются городские мастерские по переписке книг, в которых работают не монахи, а ремесленники. С XIV в. в производстве книг начинает широко применяться бумага. Процесс производства книги упрощается и унифицируется, что было особенно важно для подготовки книгопечатания, появление которого в 40-х годах XV в. (его изобретателем был немецкий мастер Иоганн Гутенберг) сделало книгу в Европе поистине массовой и повлекло за собой существенные перемены в культурной жизни. До XII в. книги были преимущественно сосредоточены в церковных библиотеках. В XII-XV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан. Зарождение опытного знания. К XIII в. обычно относят зарождение интереса к опытному знанию в Западной Европе. До той поры здесь преобладало отвлеченное, основанное на чистом умозрении знание, часто бывшее весьма фантастическим по содержанию. Между практическим знанием и философией лежала пропасть, казавшаяся непреодолимой. Естественнонаучные методы познания не разрабатывались. Преобладали грамматические, риторические и логические подходы. Не случайно средневековый энциклопедист Винсент из Бовэ писал: "Наука о природе имеет своим предметом невидимые причины видимых вещей". Связь с материальным миром осуществлялась через посредство искусственных и громоздких, нередко фантастических абстракций. Своеобразный пример этого давала алхимия. Средневековому человеку мир казался познаваемым, но он познавал лишь то, что хотел знать, и так, как этот мир ему представлялся, т. е. исполненным необычных вещей, населенным диковинными существами, вроде людей с песьими головами. Грань между реальным и высшим, сверхчувственным миром зачастую стиралась. Философия и наука там приводились в соответствие с библейскими истинами. Истоки светского университетского образования восходят именно к монастырским школам Раннего Средневековья.

Византийская культура.

Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на востоке — в Византийской империи. В ранний период наивысшего расцвета она достигла в правление императора Юстиниана 1 (527—565). Увеличение территории Византийской империи почти вдвое, широкие законодательные и административные реформы, развитие ремесла и торговли, расцвет науки и других сфер культуры — все это знаменовало превращение Византии при Юстиниане вновь в самое могущественное государство Средиземноморья. Особенности византийской культуры состоят в следующем: 1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций; 2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации, послуживших основой развития в Византии гуманистических идей и оплодотворивших европейскую культуру эпохи Ренессанса; 3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: привсе возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество; 4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в догматике, литургике, обрядности православной церкви, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии. Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с философскими, этическими, эстетическими и естественнонаучными воззрениями античного мира. Первые столетия существования византийской империи можно рассматривать как важный этап мировоззренческого переворота, когда не только формировались основные тенденции мышления византийского общества, но и складывалась его образная система, опирающаяся на традиции языческого эллинизма и обретшего официальный статус христианства. В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, кристаллизация политического и интеллектуального самосознания горожан, феодальная консолидация господствующего класса при сохранении централизованного государства, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Значительное накопление позитивных знаний, рост естественных наук, расширение представлений человека о Земле и вселенной, потребности мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром — все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. Это было время подъема научных знаний и зарождения рационализма в философской мысли Византии.

Рационалистические тенденции у византийских философов и богословов так же, как и у западноевропейских схоластов XI—XII вв., проявлялись прежде всего в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры. Важнейшей предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI—XII вв. воспринимают от античных философов уважение к разуму; на смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит исследование причинности явлений в природе и обществе. Но в отличие от западноевропейской схоластики византийская философия XI—XII вв. строилась на основе античных философских учений разных школ, а не только на трудах Аристотеля, как это было на Западе. Выразителями рационалистических веяний в византийской философии были 'Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи. Однако все эти представители рационализма и религиозного свободомыслия были осуждены церковью, а их труды преданы сожжению. Но их деятельность не пропала даром — она подготовила почву для появления гуманистических идей в Византии.

Подводя итоги развития византийской культуры в XI—XII вв., мы можем отметить некоторые важные новые черты. Безусловно, культура Византийской империи в это время еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества, несмотря на его каноничность и унификацию эстетических ценностей, пробиваются ростки новых предренессансных веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском искусстве эпохи Палеологов. Они сказываются не только и не столько на возвращении интереса к античности, который в Византии никогда не умирал, а в появлении ростков рационализма и свободомыслия, в усилении борьбы различных общественных группировок в сфере культуры, в росте социального недовольства. В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции; в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство.

Абсолютизм в Зап. Европе.

Переход к абсолютизму, порядку, при котором вся пол­нота власти (законодательной, исполнительной и судеб­ной) сосредоточена в руках монарха, наметился в XVI ве­ке в большинстве стран Европы, включая и Россию. Однако конкретные причины установления абсолютизма, формы и методы осуществления власти различались.

Основные причины перехода к абсолютизму в Англии и Франции состояли в следующем.

Во-первых, в условиях Реформации значительно ослабло влияние римско-католической церкви. Чтобы сохранить свои позиции, она нуждалась в поддержке монархов, а не в противоборстве с ними. Ре­лигиозные протестантские течения сами носили светский характер и первоначально были не настолько влиятельны, чтобы воздействовать на центральную власть.

Во-вторых, было подорвано влияние местной феодальной знати, традиционно противостоящей власти монархов. В управлении госу­дарством возросла роль чиновничества. В экономической жизни увеличилось значение торгово-предпринимательской городской элиты.

В-третьих, военная роль тяжелой рыцарской конницы резко уменьшилась. Основу новых армий составили профессиональные, наемные войска, пехотинцы, оснащенные огнестрельным оружием, артиллерией. Их содержание стоило дорого и было по средствам только королевскому двору.

В-четвертых, младшие сыновья феодалов, купцы и промышлен­ники были заинтересованы в существовании сильной центральной власти, способной осуществлять колониальную экспансию, захваты­вать новые земли и рынки. Развитие мануфактурного производства требовало отмены права местных феодалов на установление тамо­женных пошлин и введение дополнительных налогов, ущемляющих торговлю.

Классический пример абсолютизма показала Франция в период правления Людовика XIII. Установление абсолютистского режима связано с именем первого министра и кардинала Франции Ришелье. В 1624-1642 гг. он установил жесткие правила для всех подданных. Дворянству под страхом смертной казни запрещалось нарушать порядок дворцовой и воинской службы. Все остальные слои населения тоже подвергались репрессиям. Королевская канцелярия выдавала судебным чиновникам «закрытые письма», которые представляли собой незаполненные бланки с приказом об аресте за подписью и печатью короля. Арестованного таким образом человека (даже потомственного аристократа) бросали в тюрьму, и о нем забывали.

В провинциях главной фигурой стал интендант, подчиненный лично кардиналу. Вместе с полицией интенданты установили жесткий контроль за всеми сферами жизни.

Такая резкая централизация власти позволила следующему королю Людовику XIV высказать сакраментальную фразу: «Государство – это я». Придворные льстецы сравнивали выход этого короля с восходом солнца. Действительно при таком режиме судьба страны зависела от одного монарха. Приемник Людовика XIV – Людовик XV предопределил судьбу Франции, сделав девизом своего правления слова, сказанные его любовницей: «После меня хоть потоп». Этот потоп пришел во Францию в виде Великой революции, разрушившей до основания абсолютизм. Переход к абсолютизму в Англии был связан с династией Тюдоров (1485-1603). Первый король этой династии Генрих VII произвел государственную реконструкцию. Центральным органом власти стал Тайный совет, в который вошли 20 человек, 10 из которых имели статус особо приближенных к королю. Это были: лорд-казначей, лорд-председатель, лорд-хранитель печати, лорд-камергер, лорд-констебль, лорд-адмирал, лорд-дворецкий, лорд-телохранитель, секретарь короны, эрл-маршал.

В 1488 году была создана Звездная палата в качестве особого королевского суда, подвергающего уголовному преследованию всех противников короля. На местах административную и судебную власть осуществляли лорды-лейтенанты, назначаемые лично королем.

В 1529-1536 гг. следующий король Генрих VIII провел церковную реформу. Она положила начало особой английской церкви, вышедшей из-под юрисдикции Папы Римского, признавшей над собой власть английского короля и ставшей его опорой в управлении страны. Для подавления католицизма был создан Верховный церковный суд под главенством короля. В 1539 году парламент отдал королю право на издание законов и потерял право импичмента. Елизавета I (1558-1603) сделала парламент безмолвным, оставив ему право сказать «да» или «нет», когда королеве это было угодно. На любое решение парламента королева могла наложить запрет. Формальное существование парламента является особенностью английского абсолютизма. Воля королей определяла судьбу Англии, и она привела страну к революции и к гражданской войне к середине XVII в.

Особенностью германского абсолютизма стала его территориальность, обусловленная слабостью центральной имперской власти. Курфюршества стали складывать абсолютистские режимы. Ярким примером этого стало курфюршество Бранденбург, которое с 1700 г. получило статус «монархия Пруссия». Прусский абсолютизм сформировался на милитаристской основе, имел агрессивный характер, и ему предстояло сыграть решающую роль в объединении и усилении Германии.

46.Великие географические открытия.

Вели́киегеографи́ческиеоткры́тия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия»[1][2] с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых путей в «Индии» за золотом, серебром и пряностями[3].

Португальцы начали систематическое исследование атлантического побережья Африки в 1418 году под покровительством принца Генриха, в конечном счёте обогнув Африку и войдя в Индийский океан в 1488 году. В 1492 году в поисках торгового пути в Азию испанские монархи одобрили план Христофора Колумба отправиться на запад через Атлантический океан в поисках «Индии». Он высадился на континент, не нанесённый на картах, открыв для европейцев «Новый Свет», Америку. С целью предотвращения конфликта между Испанией и Португалией был заключён Тордесильясский договор, по которому мир был разделён на две части, где каждая из сторон получала эксклюзивные права на открываемые ими земли.

В 1498 году португальская экспедиция под руководством Васко да Гамы смогла достигнуть Индии, обогнув Африку и открыв прямой торговый путь в Азию. Вскоре португальцы ушли ещё дальше на восток, достигнув «Островов пряностей» в 1512 году и высадившись в Китае годом позже. В 1522 году экспедиция Фернана Магеллана, португальца, состоявшего на испанской службе, отправилась на запад, совершив первое в мире кругосветное путешествие. Тем временем испанские конкистадоры исследовали американский континент, а позже некоторые из островов юга Тихого океана.

В 1495 году французы и англичане и, немного позже, голландцы включились в гонку за открытие новых земель, бросив вызов иберийской монополии на морские торговые пути и исследуя новые маршруты, сначала северные, затем через Тихий океан вокруг Южной Америки, но в конечном счёте последовав за португальцами вокруг Африки в Индийский океан; открыв Австралию в 1606 году, Новую Зеландию в 1642 году и Гавайские острова в 1778 году. Тем временем с 1580-х по 1640-е годы русские первопроходцы открыли и покорили почти всю Сибирь.

Великие географические открытия способствовали переходу от Средневековья к Новому времени, вместе с эпохой Возрождения и подъёмом европейских национальных государств. Считают, что карты далёких земель, размножаемые с помощью изобретённого Гутенбергом печатного станка, способствовали развитию гуманистического мировоззрения и расширению кругозора, породив новую эпоху научного и интеллектуального любопытства. Продвижение европейцев в новые земли привело к созданию и подъёму колониальных империй, при контактах между Старым и Новым Светом происходил колумбов обмен: перемещались по планете растения, животные, продукты питания, целые народы (в том числе рабы), инфекционные болезни, а также шёл культурный обмен между цивилизациями, это был один из важнейших этапов глобализации в экологии, сельском хозяйстве и культуре в истории. Европейские открытия (англ.)русск. продолжились и после эпохи Великих географических открытий, в результате чего вся поверхность земного шара была нанесена на карты, а далёкие цивилизации смогли встретиться друг с другом.

Итальянский гуманизм.

Итальянский гуманизм – представляет собой сложное и многогранное историческое явление. Гуманизм тесно связан с различными сферами социально-политической и культурной жизни Италии 14-16 вв., с общественным сознанием отдельных классов и слоев, с литературой, наукой, искусством, системой образования. В ходе формирования и развития гуманистического мировоззрения в первой стране Возрождения именно этика в широком ее понимании гуманистами стала главной сферой, где рождалось новое учение о человеке, его отношение к природе и обществу, светское понимание его земного предназначения. Идеи раскрепощения личности, высвобождения ее из оков средневековой феодально-церковной идеологии, утверждения высокого достоинства человека – свободного творца земного счастья, как и много другие передовые этические идеи, стали определяющими в развитии итальянского гуманизма в целом. Гуманизм является идейной основой этой культуры – антидогматическое, антисхоластическое мировоззрение светского характера, отразившее в своем развитии глубокие изменения в общественных и идеологических условиях позднесредневековой Италии. Цицерон, у которого заимствован термин studiahumanitatis, понимал под ним воскрешение на римской почве греческой образованности. Деятели ренессанса придали studiahumanitatis более широкий смысл – освоение всего богатства античной культуры в ее греческой и латинской традициях, оттенив при этом воспитательное значение нового по сравнению со средними веками комплекса научно-образовательных дисциплин, составленными частями которого были грамматика, риторика, история и этика. Гуманисты были носителями и творцами новой системы знания, в центре которой стояла проблема человека, его земного предназначения. Уже в оценках самих деятелей этой эпохи Возрождение предстало как этап культурного расцвета, наступивший после тысячелетнего господства «средневекового варварства», воскрешало античные традиции, считая себя их прямыми продолжателями. Духовная атмосфера, в которой вызревало новое мировоззрение, питавшее ренессансную культуру, отличалась исключительной сложностью. Достоинство личности осознается не только в высокой оценке внешних проявлений, таких как почет и уважение со стороны общества, но и все более как раскрытие индивидуальных способностей. Зарождение предпосылок гуманистического мировоззрения все более определенно связывают с прогрессивными тенденциями в развитии духовной культуры Европы 12-13 вв. Городские нецерковные школы и возникавшие на их основе университеты становились средоточием светского знания, тяга к которому отражала потребности общественного развития. Новые явления в культуре 12 в. – начало борьбы за освобождение философии от авторитета веры, интерес к проблемам человека и его места в мире, призыв к объединению «человеческого» и «природного» (гуманитарных и естественнонаучных знаний) в единую систему науки, исходной точкой которой должна стать реальность, а не ее словесный смысл, - могут рассматриваться как провозвестники гуманистических идей Возрождения. Борьба за новые, гуманистические идеалы, ведущаяся небольшим кружком первых гуманистов, не могла не вызвать отпора со стороны представителей старой идеологии, м в первую очередь со стороны церковников чистой воды, не без основания видевших в гуманизме серьезную опасность для всего того, чем они жили и что проповедовали. Однако противоречия духовной жизни сохранялись и приобретали все более глубокий характер. С особой силой они обнажились в творчестве Данте, в котором принципам христианской веры сопутствует деятельный поиск разума, возвеличиванию божественного – оправдание человеческого.

Учение Ульриха Цвингли.

Цвинглианская реформация, принятая в Швейцарии и в некоторых соседних имперских городах Германии, отличалась характером республиканским и была более решительною, потому, что в ней отменялось из католических установлений все, на что не было прямого подтверждения в Библии. Ульрих Цвингли, родившийся (1484) лишь через полтора месяца после Лютера, и тоже сын крестьянина, начал свою проповедь одновременно с Лютером и независимо от него. Лютер получил воспитание и образование совершенно в духе средних веков; Цвингли, наоборот, был видным гуманистом, поклонником Платона. Лютеру разрыв с церковью стоил больших душевных мук; Цвингли разошелся с нею незаметно для самого себя, и в нем вообще было меньше мистицизма. Проповедовать Цвингли начал в 1516 г., а в 1519 сделался каноником в Цюрихе, где сразу получил известность. Свое учение он изложил в тезисах, по которым цюрихский городской совет устроил диспут (1523). Учение это сводилось к следующему. Единственный источник веры – Евангелие. Папство, монашество, безбрачие духовенства, учение о чистилище и т. п. не имеют основания в священном писании. Духовная власть тоже не имеет никаких оснований в учении Христа, и церковь есть совокупность всех лиц общины, а не одно только духовенство. Таинства у Цвингли получили значение простых благочестивых обрядов. Городской совет стал на сторону Цвингли, и в Цюрихе было совершено преобразование богослужения, принятое вскоре и некоторыми другими кантонами. И Лютер, и Цвингли, оба переводившие Библию на немецкий язык, ввели этот язык и в богослужение, но Цвингли пошел дальше Лютера в упрощении богослужения, совершенно устранив из храмов священные изображения (кроме распятия) и органы. Лютер не одобрял многих взглядов Цвингли, вследствие чего между ними возгорелся спор. Главным его предметом было различное понимание евхаристии. Хотя Лютер и отвергал учение о пресуществлении, но признавал, что причащение есть таинство, в котором действительно присутствует сам Христос, и чрез которое верующему сообщается благодать. Цвингли учил, наоборот, что причащение есть только воспоминание о тайной вечере Спасителя, не имеющее никакого таинственного значения. Приверженцы реформации устроили диспут между Лютером и Цвингли (в Марбурге в 1529 году), где первый доказывал, что слово «есть» в евангельском тексте, устанавливающем евхаристию, нужно понимать буквально, а Цвингли настаивал, что в данном случае «есть» стоит вместо «знаменует». Соглашения между ними не состоялось, но Цвингли со слезами умолял Лютера о союзе обоих исповеданий, признающих оправдание посредством веры; Лютер не принял, однако, протянутой им руки и резко отказался от союза. В нем было больше нетерпимости, унаследованной им от католицизма; Цвингли был мягче и терпимее под влиянием гуманистического образования. Лютер порицал рационализм Цвингли и даже отчаивался в его спасении. Впоследствии Лютер прямо осудил разум, как «блудницу дьявола».

Реформы ЮстенианаI.

Административная реформа Юстиниана I, направленная на унификацию и повышение эффективности государственного управления Византийской империи была проведена под руководством и непосредственном участии императора Юстиниана I в 535—538 годах.Истоки центрального правительственного аппарата Византийской империи историки обнаруживают в группе специальных чиновников-комитов, сопровождавших императора в его перемещениях по империи. До смерти императора Феодосия I (379—395) император часто возглавлял полевую армию и лат. comitatus следовал за ним, что можно проследить по указаниям в законодательных актах. После 395 года императоры Восточной империи практически постоянно находились в Константинополе, не удаляясь от него далее, чем до ближайших провинций. Со времён императора Константина Великого (306—337) в comitatus входили управители императорского хозяйства (лат. sacrum cubiculum) со штатом прислуживающих евнухов-кубикуляриев[en] и силенциариев, стражников-схолариев и секретарей-нотариев, чиновники в звании комитов и квесторов. В эту группу также входил один из префектов претория и два военных магистра (конницы и пехоты) со своими офисами[1]. Изменения в системе управления провинциями, сделанные Юстинианом, занимают место между реформами императора Диоклетиана (284—305) и созданием фемной системы в VII веке. Заложенная Диоклетианом и развитая Константином Великим (306—337) структура власти основывалась на трёх принципах: отделении военного управления от гражданского, иерархической структуре (префект претория — губернатор — викарий) и тенденции к разделению крупных провинций на более мелкие. В противоположность этому, фемная система предполагала объединение власти в укрупнённых провинциях в руках одного лица, напрямую подчинённого центральному правительству. Хотя при Юстиниане сложившаяся в IV—V веках система не была решительно отменена, принципы Диоклетиана и Константина последовательно нарушались[2]. Сложившаяся к началу правления Юстиниана система государственного управления была причиной недовольства населения империи, приводя мятежам и восстаниям. В феврале 528 года Юстиниан назначил комиссию для создания нового кодекса законов. Все устаревшие законы были отменены, а число оставшихся значительно сокращено. Кодекс был опубликован 7 апреля 529 года. В декабре следующего года была назначена новая комиссия для работы над трудами древних юристов, из которых должны были быть извлечены все существенные отрывки. Появившиеся в результате этого Дигесты были опубликованы 16 декабря 533 года. Несколько ранее были изданы Институции, которые должны были служить учебником для будущих правоведов. Второе издание Кодекса вышло 16 ноября 534 года. Новое законодательство, в том числе относящееся к административным реформам, создавалось в форме новелл. Основная работы по этой обширной законотворческой деятельности была выполнена Трибонианом, квестором и магистром оффиций с 529 года до своей смерти в начале 540-х годов. Вдохновителем административных реформ, по мнению А. Х. М. Джонса был префект Востока Иоанн Каппадокийский[3]. Началом административных реформ Юстиниана считается его изданная 15 апреля 535 года 8-я новелла[4]. Этим документом была запрещена возникшая во времена императора Зенона (474—491) «суффрагиальная системе», когда получение должности сопровождалось внесением некоторой суммы, называемой лат. suffragium. Согласно написанной придворным историком Прокопием Кесарийским «Тайной истории», продажей должностей занимался и сам Юстиниан. Их примеру следовали чиновники всех уровней, а должности доставались тем, кто был готов заплатить за них больше. В конечном счёте, вся тяжесть этих расходов падала на население, которое должно было, помимо законных государственных налогов, платить и разного рода незаконные, но принудительные поборы. Сознавая, что это приведёт к существенному уменьшению государственных доходов, Юстиниан пошёл на этот шаг, желая устранить причину коррупции[4]. В этой своей новелле, император запрещает суффрагий, восстановив старый обычай, по которому новоназначенные правители обязывались вносить только сумму, строго определённую для каждой должности, в пользу учреждений, причастных к их назначению. Также было произведено разделение всех, кроме нескольких спектабильных, провинций на две категории: консульские и президальные. Плата за должности в консульских провинциях была выше. Эти мероприятия были направлены против строгого иерархизма, способствовавшего процветанию суффрагиальной системы, когда префекты покупали должности у императора, викарии у префектов, правители провинций у викариев, а правители провинций продавали должности своих заместителей. Таким образом, эта система стала на одну ступень короче. Губернаторам был составлен набор стандартных инструкций (лат. mandata), и в противовес им была реформирована и усилена должность «защитника города» (лат. defensor civitatis). Дефенсорам было доверено рассмотрение всех тяжб по суммам менее, чем 300 солидов — в результате жители провинций были избавлены от необходимости нести высокие расходы по мелким делам перед судом губернатора[5]. В числе других мер, сформулированных в новелле, стало изменение административного управления в некоторых провинциях. Были упразднены Понтийские и азийские викариаты. За азийским викарием осталось только правление Фригией с титулом комита. Аналогичное изменение произошло с понтийским викарием, которому осталось военное и гражданское управление Галатией. Аналогичным образом были ограничены полномочия комита Востока. Представителям военной и гражданской администрации запрещалось иметь заместителей. Полномочия начальников провинций были расширены, а им самим был присвоен ранг лат. spectabilis, что дало им некоторую независимость от префектов. Таким образом, был отменён действовавший со времён Диоклетиана принцип, согласно которому происходило дробление империи на мелкие единицы с отделением гражданской власти от военной. Вслед за 8-й новеллой был обнародован ряд других новелл по реорганизации провинций. Были объединены ранее разделённые на две части провинции Каппадокия и Понт. Викариаты в диоцезах Понт и Азия были упразднены, а оплата викариев была добавлена к оплате губернаторов провинций Фригия, Пакатиана и Галатия Первая. Эти губернаторы получили титул комитов, и им были доверены как гражданская, так и военная власть в своих провинциях.Были объединены провинции Пафлагония и Гонориада, а Еленопонт был объединён с Понтом Полемониакским. Их правители получили титулы претора и модератора соответственно; их власть также распространялась на гражданскую и военную сферы. Писидию и Ликаонию возглавили преторы, которым были переданы военные полномочия комитов и гражданские губернаторов. Эти преторы получили большее жалование. В Каппадокии Первой должности тоже были объединены в лице проконсула[6]. Первые новеллы, относящиеся к административной реформе, вышли в начале 535 года, а затем выходили небольшими группами в течение двух последующих лет. К середине VI века в результате византийско-готских войн Королевство остготов прекратило своё существование и, следуя указаниям Юстиниана, полководец Нарсес приступил к организации управления в Италии. Прежде всего следовало организовать систему приграничной обороны. В правление короля Теодориха Великого (ум.в 526 году) важные пограничные укрепления находились в южных частях Реции и Норика, однако теперь они были уступлены лангобардам. Граница итальянских провинций Византии проходила по Альпам. Там были организованы четыре приграничных дуката: с центрами в Форуме Юлия и в Триденте для охраны севера и северо-востока, ещё один дукат в долине озёр Маджоре и Комо и на западе Северной Италии дукат для защиты подходов к Коттийским Альпам. Эти дукаты были связаны между собой стратегическими дорогами, и при необходимости войска одного из них могли быть переброшены в другой. Одновременно с этим происходила реорганизация управления во внутренних областях Италии с целью упрочить господство в регионе и обезопаситься от выступлений местного населения.по сравнению с территориальным делением, существовавшим в готский период, изменений произошло не много: из провинции Лигурия была выделена провинция Коттийских Альп, и в 556 году провинция Апеннинских Альп заменила провинцию ТусциюАннонарию[7].

Империя гуннов и ее распад.

Гунны – народ, ведущий кочевой образ жизни и происходящий от кочевых племен центральной Азии (Монголия, Северный Китай). Во второй половине четвертого века, племена гуннов стали катализатором великого переселения народов. Впервые племена гуннов упоминаются в китайских источниках третьего века до нашей эры. Гунны также является первым кочевым народом, создавшим обширную империю, разделившуюся в начале первого века. Постоянные войны с Китаем и сокрушительное поражение заставило гуннов двинуться на запад.
Европейские источники впервые заговорили о гуннах во втором веке нашей эры, когда они появились у берегов Каспийского моря. Но расцвет нашествия гуннов припадает на четвертый век нашей эры. В конце четвертого века племена гуннов покоряют аланов (кочевые племена на Северном Кавказе). Следующим под ударом гуннов оказалось королевство остготов во главе с Гарманарихом. Остготам не удалось устоять под натиском, и королевство пало, сам Германарих покончил жизнь самоубийство, не в силе спасти свое королевство. Узнав об угрозе гуннов, племена вестготов были вынуждены отступить к Фракии. В самом конце четвертого века гунны опустошили одну из римских провинций на территории Сирии и Каппадокии (Турция). Затем основная орда гуннов остановилась на территории Панонии (современная Хорватия, Венгрия). В начале пятого века гунны заключили союз с Западной Римской империей и помогали в войне против германских племен. В это же время племена гуннов постоянно совершают набеги на провинции Восточной Римской империи. К началу пятого века гунны покорили уже большое количество племен и обложили их немалой данью, среди них были: сарматы, остготы, булгаре, гепиды и другие. Все они не только были обложены данью, но и были вынуждены участвовать на стороне гуннов в военных походах. В 422 году гунны атакуют Восточную римскую империю (Фракию), и император Феодосий был вынужден платить гуннам дань в обмен на мир. В 445 году вождем гуннов становиться легендарный Аттила – человек, который во главе гуннов потрясет весь известный тогда мир. Всего за два года орды гуннов захватили и разграбили около 60 городов на территории Балкан. Угроза гуннов все больше росла, и уже к 450 году они обложили данью Западную и Восточную Римские империи. Переломным моментом в нашествии гуннов стала битва на Каталаунских полях в 451 году. Объединенное войско римлян и вестготов смогло одержать победу над ордами Аттилы. Остановить гуннов удалось только благодаря таланту Флавия Аэция. Этого римского полководца называют последним из римлян. Флавий Аэций – великий римский военачальник, который имея в своем распоряжении небольшие отряды, отбивал атаки варваров на Западную Римскую империю несколько десятилетий. Вскоре после его убийства (императором Валентенианом) Рим был полностью разграблен, а уже через двадцать лет империя была разрушена. Флавий был лучшим генералом тех времен, и не странно, что именно он сумел остановить племена гуннов. Проиграв Аэцию, гунны предприняли вторжение в Италию и разграбили ее, но были вынуждены отступить. Аттила умер в 453 году и его смертью воспользовались германские племена, разбившие их в битве при реке Недао. Гунны были вынуждены отступить в Причерноморские степи, дальнейшие попытки вторжения на империи им не удались. Затем племена гуннов быстро растворились в среде кочевых племен востока, разбуженных великим переселением.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 4709; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!