Тема: Русская философия 19 – 20 веков.



Тема: Русская философия до 19 в..

Особенности становления русской философии.

Зачатки философской мысли на Руси.

Русское Просвещение.

                                                     1.

Русская философия — одно из направлений в мировой философии. Она, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные ценности.

Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея. Русская идея — это вопрос о существовании России во всемирной истории – выбор пути.

Русская философия, являясь составной частью мировой философии, имеет вместе с последней общие вопросы и проблемы исследования. Вместе с тем русской философии присущ и ряд характерных особенностей, присущих только ей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии. К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, идею соборности. Основной вопрос русской философии— это вопрос о смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной традиции.

Основные этапы развития русской философии:

1) становление русской философской мысли (XI — XVII вв.);

2) русская философская мысль эпохи Просвещения (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.);

3) становление русской философии (философия революционных демократов, славянофилы и западники, народничество — начало и середина XIX в.);

4) русский духовный ренессанс, «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX — начало XX в.), которые в совокупности сформировали русскую классическую философию.

Зачатки философской мысли на Руси.

Предпосылкой становления русской философии было принятие христианства на Руси. Духовная жизнь общества складывалась на базе Православной Церкви. Через нее шел процесс освоения произведений византийских христианских философов средневековья - Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина. Усилиями первых просветителей — Кирилла(826–869) и Мефодия (820–885) философия сближается с моралью. По мнению просветителей, философия обеспечивает дорогу к истине, открывает человеку путь к Богу. Первая польза от философии — «разумение невежества своего». Суть второй пользы — создание условия для формирования мудрого и достойного поведения.

В становление русской философии свой вклад внесли митрополиты Иларион Киевский, Никифор Грек и Климент Смолятич.

Иларион Киевский, духовный наставник Ярослава Мудрого, в трактате «Слово о законе и благодати» восхвалял дела князя Владимира (крестителя). Главная тема «Слова» - равноправие народов. «Евангелием (благодатью) и крещением Бог все народы спас», уравнял и объединил все народы. Илларион прославляет русский народ как равный среди равных, критикует учение о богоизбранности только одного народа (еврейского). 

Позицию равновесия светской и духовной власти отстаивал духовный наставник Владимира Мономаха — Никифор Грек. Человек представляет не только небесную и тленную, божественную и тварную сферы, но и объединяет их. Через человека эти сферы сообщаются друг с другом. Посему светская и духовная власть должны не противостоять друг другу, а находиться в состоянии равновесия, друг друга дополняя.

Развитие русской философской мысли проходило в противостоянии двух тенденций. Одна ориентировала на самобытность, обусловленную своеобразием русской действительности. Вторая выражала стремление вписать Россию в общий процесс развития европейской культуры. Первоначально эти тенденции появляются внутри духовенства, которое раскалывается на иосифлян (сторонников централизации и упрочения светской власти) и нестяжателей, ратующих за духовное обновление Русской Церкви. Разум, по их мнению, должен быть не средством достижения истины и власти а способом возвышения веры, очищением ее от коварства и стяжательства.

 Иосифу Волоцкому (1439–1515) (его последователи – иосифляне) принадлежит идея легитимировать абсолютизм самодержавия, придав ему статус божественной власти. И. Волоцкий предпринял первые шаги к централизации светской власти, без чего было немыслимо образование государства на бескрайних просторах в условиях этнического и культурного многообразия. Произведение

И. Волоцкого «Просветитель» было настольной книгой Ивана Грозного (1533–1584).

 

 

Тема: Русская философия 19 – 20 веков.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!