ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЕМЬИ
В разных культурах по всему миру ценности и модель семьи значительно отличаются друг от друга, и многое было написано об этих различиях (Falicov, 1983; McGoldrick et al., 1982). Я, однако, считаю, что ценности и семейные структуры, просуществовавшие на протяжении многих поколений в относительно стабильных и этнически однородных сообществах, имеют в своей основе много общего, сильно отличающего их от описанных выше ценностей и структуры гипер-американизированных семей. Животные, обитающие в разных уголках земного шара в сходных климатических условиях, ландшафте и занимающих сходное положение в пищевой цепи точно так же имеют много общих основных характеристик и так же отличаются от животных, эволюционировавших в другой обстановке. Эволюция ценностей и семейных структур ничем от этого не отличается. В этом разделе я особенно остановлюсь на тех ценностях и аспектах семейной структуры, которые вступают в противоречие с преобладающим среднеамериканским контекстом. В большинстве своем эти обобщения касаются сельских или не осовремененных этнических контекстов, из которых произошло большинство мировых культур.
НИЗКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
В обстановке, где людям не свойственно сильно менять свой экономический статус или место проживания, индивидуалистические амбиции приводят либо к разочарованию, либо к тому, что человек покидает общину. Выживание и продолжение существования системы зависит от сплоченности ее членов. Если молодые уедут, некому будет позаботиться о стариках или взять на хозяйство и дела вместо них. Поэтому подчеркивается более высокая, чем личное продвижение, значимость верности клану и его традициям.
|
|
РЕПУТАЦИЯ СЕМЬИ
Молодые люди не только не должны «выпархивать из гнезда» слишком далеко, еще на них лежит ответственность за хорошую репутацию и имидж семьи; обычно этот прессинг означает в первую очередь умение не отклоняться от традиционных для данного сообщества мужских и женских ролей. Все живут по соседству, так что человеку, идущему по улице, кажется, что на него обращены сотни глаз. К тому же, во многих культурах единственный доступный семье способ подняться вверх по социальной лестнице породниться с более обеспеченной семьей в результате брака детей. Основной мотив такого брака репутация семьи. В относительно безличной, анонимной среде американского среднего класса репутация семьи очень незначительный для социальной успешности фактор, и детям предоставляется гораздо больше пространства для индивидуальности.
ОЖИДАНИЯ ОТ БРАКА
Во многих национальных сообществах гораздо труднее и гораздо менее важно иметь именно в супруге основной источник эмоциональной поддержки, в отличие от среднеамериканского идеала, описанного выше. Труднее, потому что при таком количестве близких родственников паре очень трудно избежать их вмешательства в свои споры; кроме того, очень трудно переключиться с родителей на супруга, если всегда остаешься на прежнем месте, и зависимость или близость никогда не прерывается. Как заключают Фаликов и Бруднер-Уайт (Falicov, Brudner-White, 1983), «расширенная семья имеет тенденцию к принижению статуса превозносимых над всеми прочими супружеских уз, потому что они составляют угрозу для идеала непрерывной связи поколений, основной для существования расширенной семьи ценности» (с. 55).
|
|
Брачный союз не является приоритетным также и потому, что у каждого из супругов и вне брака достаточно возможностей для поддержания близких отношений. В отношении семей, оставшихся в восточном Лондоне, было отмечено следующее: «Они остались в своем районе и, следовательно, в своей родительской семье. Жена сохраняет близость со своей матерью, потому что они уже и так имеют общие интересы и связи, и, поскольку она живет неподалеку, эти связи сохраняются и поддерживаются (Young, Willmott, 1957, с. 117). Похожим образом во многих культурах муж остается частью системы amigo, проводя время в компании коллег, отцов или братьев. Родившиеся у пары дети оказываются еще одним удобным объектом для эмоциональных вложений. Ну а роли каждого из супругов в браке очень четко определены, различаются между собой и зафиксированы в культуре, поэтому способность сотрудничать, умение скооперироваться и договориться оказывается не так уж востребована. Советы и помощь в избытке поступают от родственников, так что супруги могут меньше полагаться друг на друга.
|
|
Следовательно, такой брак не может, не должен соответствовать идеалу брака гипер-американизированного. Не то чтобы в таком типе брака нет места любви, просто природа этой любви иная. Она в меньшей степени связана с самопознанием и самораскрытием, больше с совместностью, и появляется в ходе совместных усилий по достижению общих семейных целей или из ощущения, что семья успешно встроилась в расширенную систему. Поэтому в таком контексте первичные эмоциональные привязанности каждого из супругов будут в межпоколенческих отношениях (с родителями или детьми), а не в супружеских.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суммируя содержание этого раздела, можно сказать, что семейные ценности и структура, резвившиеся в соответствующем этническом контексте, в силу вполне понятных и обоснованных причин отличаются от тех, что развились в среде американского среднего класса.
|
|
В расширенной семье ценится лояльность, самозабвенная верность семье, приоритет традиции над личными амбициями или независимостью; репутация семьи и соответствие ролям, которые ставятся выше индивидуальности; важность отношений и связей, превышающая значение материальных благ; стремление оставаться со своими, а не общительность американского типа. В семейной структуре скорее всего наиболее значимыми будут межпоколенные, а не супружеские близкие отношения; скорее авторитарный, чем демократический стиль воспитания; во главе семьи стоят скорее всего семейные лидеры, а не родители; довольно жесткие, труднопроницаемые границы между семьей и теми, кто в нее не входит.
Многие семьи в США остаются в рамках своих этнических групп и общин, создавая неповторимое «лицо» некоторых американских городов. Так, они могут оберегать традиционные ценности и обычаи от затопления волной гипер-американизированных ценностей. Но, оставаясь в своих этнических общинах, они страдают от расизма и предрассудков, которыми их нагружает преобладающее большинство. Их возможности ограничены, и часто возникает противостояние между поколениями, поскольку молодое поколение, сталкиваясь с этими ограничениями, беспокоится о будущем и потому стремится вписаться в окружающий мир.
СЕМЬИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА
И вот, семьи покидают свои национальные «острова» и пытаются плыть по тому же течению, что и средние американские семьи. К сожалению, многие из этих семей не приспособлены для выживания в полном конкуренции потоке, в изоляции, и у них нет противоядия от «токсичных» ценностей, загрязняющих поток. Проводились исследования специфических этнических групп, в которых люди, живущие внутри национального сообщества, сравнивались с теми, кто живет в отрыве от них. Последние гораздо чаще бывали госпитализированы с диагнозом «шизофрения» (Mintz, Schwartz, 1964; Rabkin, 1979; Wechsler, Pugh, 1967). Чтобы функционировать вереди большинства не обзавестись многочисленными тяжелыми симптомами, семье приходится перестраиваться и стать одной из обтекаемых, мобильных американских ячеек общества, описанных выше. Часто это невозможно, хотя именно это и пытаются сделать многие семейные терапевты. Даже если такая трансформация прошла более или менее успешно, семья с высокой вероятностью будет нагружена отвержением и стыдом, поскольку разрыв с расширенной семьей оставляет открытые и, возможно, незаживающие раны.
Таким образом, национальные семьи, оставившие свои анклавы (их я и называю «семьи переходного типа»), рискуют оказаться изолированными и сфокусированными на детях. Так происходит, потому что у родителей меньше, чем у детей, других эмоциональных отдушин. У них больше нет круга друзей и близких своего пола, а на близость в супружеской диаде они не ориентированы (что из-за изоляции само по себе оказывается невыносимым Грузом). Поверх всего, они скорее всего будут нести либо Груз патриархальных установок (реликт культуры, из которой вышли) либо адаптироваться к современной американской версии этих установок, в которой предполагается, что женщина будет и заботиться о домашнем очаге, и приносить деньги в дом. Поэтому семьи переходного типа находятся в ситуации высокого риска. Часто они оказываются очень спутанными эмоционально реактивными и контролирующими, особенно по мере того как приближается время взросления детей и когда они, по американским стандартам, должны оказаться на большей эмоциональной и физической дистанции.
В случае, когда муж и жена происходят из разных (или даже противостоящих) этнических групп, все эти темы в совокупности дополняются еще двумя Грузами для этого брака. Первый столкновение культур внутри брака. Второй неодобрение со стороны семьи происхождения каждого из супругов, и иногда со стороны культуры большинства. Это бремя только прибавляет семье чувства отчужденности и усиливает внутреннее напряжение.
Семью переходного типа не обязательно образует пара, покинувшая свою страну или общину в первом поколении. Многие семьи сохраняют этот тип функционирования на протяжении нескольких поколений, и в результате страдают. Такие семьи будто застыли во времени, примерно так же, как части у травмированных людей. Индикатор семьи переходного периода недостаточное соответствие ее ценностей и структуры той культуре, в которой существует семья.
КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙ
Сейчас можно перейти к классификации семей в США:
1. Семьи, основанные на традиции, живущие в этнической общине и стремящиеся сохранить свои традиционные ценности.
2. Семьи переходного типа, живущие в контексте массовой среднеамериканской культуры и воспринявшие часть ее ценностей, но не полностью отказавшиеся от своих национальных ценностей и структуры.
3. Гипер-американизированные семьи, живущие в соответствии и вписавшиеся в культуру большинства, и воспринявшие многие из ценностей американского среднего класса.
Эта классификация, естественно, слишком упрощена и неполна, но может помочь терапевту понять культурный контекст и обстоятельства конкретной семьи. В разных семьях будут разные типы дисбаланса, разные противостояния и проблемы с властью в семье, в зависимости от того, под какую из трех категорий семья попадает.
Чтобы помочь читателю систематизировать все эти соображения о культуре, я предлагаю снова обсудить ограничения. Как вы помните, клиент жил бы в гармонии, балансе и состоянии лидерства Самости, если бы в течение жизни не оказался обременен и обстановка не была бы ограничивающей. Эта глава позволила рассмотреть обременения и ограничения среды чуть шире, чем с точки зрения травмы и испытаний, выпавших на долю отдельного человека или семьи. Ограничения клиента могут быть связаны с национальной общиной, из которой он родом; с Грузом прошлого, которое несет вся этническая группа; ее отношением к преобладающей культуре, и тем, к какому типу относится его семья переходному, традиционному или гипер-американизированному.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!