Из сайтов, посвящённых теме православной танатологии, можно отметить сайт «Светлая память» (memoriam.ru), который является одним из лучших в сети по данной теме и проблеме.



О некоторых аспектах православной танатологии (науки о смерти)

Актуальность православного учения о смерти, как направления православной танатологии, в последнее  время объясняется целым рядом настораживающих факторов и опасных тенденций, убедительно говорящих о том, что в современном секулярном обществе уже практически утрачено единственно правильное и сущностное понимание смерти, как заключительной стадии и высшей точки человеческой жизни, за которой перед каждой личностью открываются врата вечности.

___________________________________

Непонимание смерти современным секулярным мышлением, как феномена, высшего духовно-нравственного акта разлучения с жизнью во плоти и естественной составляющей жизни, не ограничивающей жизни как таковой, а переводящей жизнь из телесного состояния в бестелесное, — приводит и человека и общество к вопиющим заблуждениям, невежеству, кощунству  и святотатству в высших духовно-нравственных вопросах, определяющих не только смысл смерти, но и смысл жизни.

Итогом этого невежества и незнания сущностной и сакральной стороны смерти, как духовно-нравственного феномена, является целый ряд порочных секулярных тенденций, связанных с одной стороны с обесцениванием роли важности института смерти, а с другой — с попытками светского обыгрывания смерти и превращения её из высшего таинства в сферу и индустрию потребительских услуг. 

Речь идёт с одной стороны о попытках унификации смерти, как таинства и создании унифицированных технологийт.н. «лёгкой и комфортной» смерти (эвтаназии), а с другой — о создании на основе ложных и умозрительныхпсихологических представлений о смерти, целой индустрии бизнес услуг, связанных со смертью — от выбора наиболее экзотических видов смерти до технологий «воскрешения» в будущем.

На фоне этого растущего невежества по отношению к смерти, многими психиатрами и психотерапевтами отмечается значительное снижение у молодёжи порога естественного страха перед смертью, рост нездорового интереса к смерти и играм со смертью (в т.ч. через экстремальные увлечения, религиозный экстремизм), появление соответствующих культов, воспевающих смерть (в т.ч. через компьютерные игры, музыку, литературу), а также рост общего числа суицидальных мыслей, фантазий и намерений, в основе которых лежит упрощённое (виртуализированное) понимание и представление о смерти, как команде «Game Over».

Всё это в конечном счёте приводит к тому, что в человеческом обществе обесценивается не столько смерть, как таинство, сколько сама человеческая жизнь, как высшая ценность, в результате чего личность и общество теряет по существу главные духовно-нравственные ориентиры своего существования, развития и человеческого образа, превращаясь в «виртуализированный персонаж» некоего конвейера и театра абсурда.

Вот почему единственно правильное духовно-нравственное представление и отношение к смерти, является ни много ни мало, а фактором, который определяет и смысл жизни и духовно-нравственное здоровье и личности и общества.

Так что же это такое наука о смерти?


Танатология (от греч. thanatos — смерть, logos — знание) — это учение о смерти, ее причинах, механизмах, признаках, проблемах облегчения предсмертных страданий больных. Танатология является разделом теоретической и практической медицины, который изучает состояние организма в конечной стадии патологического процесса, приводящего к прекращению жизни, а также динамику и механизмы умирания, включая непосредственные причины смерти, клинические, биохимические и морфологические проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма.

Термин «танатология» в обиход медицинской и биологической науки был введен по предложению И. И. Мечникова.

Православная танатология — это православное учение о смерти, ее причинах, механизмах, признаках и последствиях, но с точки зрения христианского вероучения и православной эсхатологии. Принципиальное отличие православной танатологии состоит в том, что она рассматривает человека с точки зрения тримерного устройства (тело, душа, дух), а потому не рассматривает смерть тела, как процесс окончательной смерти человеческой личности. С точки зрения православного учения о смерти и загробной жизни души, православная танатология рассматривает смерть, как процесс естественного разделение трёхсоставной природы человека (тело, душа, дух) на отдельные составляющие.

«Жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела; а смерть есть не погибель этих сочетанных (частей), а расторжение их союза;» (Добротолюбие, Т. 1, Святой Антоний Великий, О доброй нравственности и святой жизни)

Таким образом, принципиальным отличием православной танатологии можно считать наличие особого знания (сверхъестественного) о посмертной жизни человеческой души, которая никуда не исчезает со всей полнотой человеческой личности, а переходит после смерти тела и исхода из него в бестелесное существование. Данное бестелесное существование в соответствии с учением Церкви имеет свои особенности и закономерности и предполагает целый ряд вех (мытарства, Частный Суд), которые определяют место пребывания души в загробном мире до Страшного Суда и Всеобщего воскресения.

«Души умерших людей входят в загробную жизнь со всем своим содержанием: дела бо их ходят вслед с ними (Откр. 14:13). Входят со всеми своими мыслями и чувствами, со всеми достоинствами и пороками, со всем своим нравственным миром. И таких, какие они есть, какие они вышли из тела и земной жизни, их судят на Частном суде и определяют их временное положение в загробном мире, положение, в котором они будут находиться, от Частного до Страшного суда». (Преп. Иустин Попович)

Как направление междисциплинарного знания, православная танатология очень востребована сегодня в сфере паллиативной и хосписной помощи,  сфере сестринского ухода, а также кризисной психологии, психиатрии, геронтологии, судебной медицине и других сферах человеческой деятельности, где смерть является своего рода неизбежным и неотъемлемым элементом «технологического процесса».

Как это ни парадоксально будет звучать, но знание о смерти является для человека в соответствии православным вероучением лучшим способом более серьёзного и ответственного отношения к жизни. Одна из ступеней духовной Лествицы преподобного Иоанна Лествичника № 6 так и называется Память о смерти.

«Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий. Память смерти побуждает живущих в общежитии к трудам и постоянным подвигам покаяния и к благодушному перенесению бесчестий. Вживущих же в безмолвии память смерти производит отложение попечений, непрестанную молитву и хранение ума». (Преп. Иоанн Лествичник, «Лествица», Слово 6)

В православно-психологическом смысле память о смерти является способом удержания внимания христианина на высшей цели его духовного делания, который не даёт забыться, расслабиться и самоуспокоиться, а как бы постоянно отрезвляет и мобилизует на труд по очищению души от страстей и пороков.

Можно сказать, что знание о смерти и память о смерти является для глубоко верующего человека лучшим способом постоянного удерживания во внимании главной и высшей цели жизни – спасения души. С точки зрения православной психологии знание человеком о неизбежности смерти, а также предстоящих душе мытарств и Частного Суда, способствует повышению требовательности и ответственности в жизни и лучшему пониманию высшего предназначения человека.

Таким образом, правильное понимание смерти, как данности  телесного способа существования и правильное отношение к ней, как к самому строгому советчику и учителю, избавляет человека от многих иллюзий «бессмертного», безответственного и рационально-потребительского подхода к жизни.

«Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку — тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства, принадлежащие, впрочем, собственно душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобно прочим предметам невидимого мира.» (Св. Игнатий Брянчанинов, Слово о смерти)

С точки зрения сущностного понимания процесса умирания, православная танатология не отрицает танатологии медицинской, а только расширяет имеющиеся представления о смерти знанием о посмертной жизни души и основных вехах души после смерти тела.

Если медицинская танатология рассматривает смерть через призму этапов смерти психологической и физиологической:

Стадии психологического умирания:

ü Отрицание смерти

ü Стадия гнева, протеста

ü Стадия торговли со смертью

ü Стадия депрессии

ü Стадия принятия (смирение)

Стадии физиологического умирания:

ü Предагональная стадия

ü Терминальная пауза

ü Агония

ü Стадия клинической смерти

То православная танатология имеет представления о дальнейших стадиях этого процесса уже ЗА порогом клинической смерти:

ü День смерти (первый контакт с духовным миром и духами)

ü 3 -й день (первые два дня после смерти — прощание с миром)

ü 9-й день (шесть дней с 3-го дня по 9-й – видение Рая)

ü 40-й день (30 дней с 10-го дня по 40-й – видение Ада)

ü Обретение места по делам души (до Страшного Суда)

ü Страшный Суд

ü Всеобщее Воскресение

Аспект посмертной жизни души, лежащий в основе христианского учения о смерти и спасении, не вызывает сомнений, поскольку теоретически обоснован и довольно подробно описан в святоотеческой литературе: «Слово о смерти» (Св. Игнатий Брянчанинов), «Душа после смерти» (Серафим Роуз), «Из времени в вечность» (А.И. Осипов), «Жизнь после жизни» (Р. Моуди), «За порогом смерти» (М. Роолингз), «Переход» (П. Калиновский) и др.

Говоря о православной танатологии, нельзя не коснуться весьма любопытного с психологической точки зрения феномена, как святоотеческое представление о т.н. мытарствах души, как своего рода испытаний души на наличие добродетелей и страстей (добра и зла). Другими словами, представление о мытарствах — это метафора процесса анализа качественного (энергийного) состояния души после её исхода из тела на содержание энергий самости и эгоизма (страстей) посредством которых и произошло падение души. В нравственно-психологическом понимании суть мытарствсостоит в проверке души на страстность посредством соединения подобного с подобным.

Из предания (видений Святой Феодоры) известно о 20 мытарствах:

ü Первое мытарство – на сквернословие            

ü Второе мытарство – на ложь

ü Третье мытарство – на клевету

ü Четвёртое мытарство – на чревоугодие

ü Пятое мытарство – на лень

ü Шестое мытарство – на воровство

ü Седьмое мытарство – на жадность и скупость

ü Восьмое мытарство – на нечестные доходы

ü Девятое мытарство – на несправедливый суд

ü Десятое мытарство – на зависть

ü Одиннадцатое мытарство – на гордость

ü Двенадцатое мытарство – на гнев

ü Тринадцатое мытарство – на злопамятность

ü Четырнадцатое мытарство – на убийства и насилия

ü Пятнадцатое мытарство – на колдовство

ü Шестнадцатое мытарство – на похоть

ü Семнадцатое мытарство – на супружеские измены

ü Восемнадцатое мытарство – на разврат

ü Девятнадцатое мытарство – на искажения веры

ü Двадцатое мытарство – на жестокость сердца (немилосердие).

Из сайтов, посвящённых теме православной танатологии, можно отметить сайт «Светлая память» (memoriam.ru), который является одним из лучших в сети по данной теме и проблеме.

Рекомендуемая литература:


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!