Суд и судопроизводство вДр. Вавилоне.



До Хамураппи ведущее место в отправлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. Рано упоминается в источниках царские суды. Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные суды по-прежнему составляли из членов Совета Старейшин, но руководить ими стали РАБИАНУМЫ. Этим судам не были подсудны царские люди, они не могли рассматривать дела, касающиеся царского имущества. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни апелляционнй инстанцией. Он имел право помилования, ему приносили жалобу на судебную волокиту, на злоупотребление судей, на отказ в правосудии. Царь передавал жалобы для решение административным судебным органам: общинным, царским. Здесь вообще не было судебных инстанций, судебные решения были окончательными. Наряду с профессиональными царскими судьями существовали особые судьи.

Должности ГЛАШАТАЕВ, полицейских судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. В Вавилоне судебные решения связывались в сознании людей с представлениями о справедливости, но вавилонские суды нередко злоупотребляли своим положением.

 

Возникновение государства в Др. Индии.

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4 тыс. лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города – центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.

Наука, к сожалению, располагает скудными истор. сведениями по этому периоду истории Др. Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по ведическому периоду (2-я половина II тысячелетия до н.э. – сер. I тысячелет. до н.э.), когда углубляется соц-е расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индоарийских племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III – II тысячелет. до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения ариев была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были либо оттеснены к югу, либо ассимилированы ариями, носителями более высокой материальной и духовной культуры.

Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индоарийской, не оказала существенного воздействия на историчские судьбы народов долины Ганга, с которыми связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до настоящего времени свои культурурные ценности цивилизаций Востока.

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к магадхо-маурийскому периоду (2 пол.I тысячелет. до н.э. – до I в. н.э.), периоду складывания и существования самого крупного государственного образования - империи Маурьев (IV в. до н.э. – II в. до н.э.). Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций – дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название “Законы Ману” (II в. до н.э. – II в. н.э.)

Правовое положение отдельных групп населения (др. Индия, Ману).

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы. Соц. расслоение в Др. Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп – варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (правителей, воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). В основе этой дифференциации лежало разделение труда, та глубокая социальная ступень разделения, когда труд физ. отделялся от умственного, матер. от духовного, производительный от управленческого. Здесь уже заложены основы соц.-экономич. неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.

В законах Ману указаны 7 разрядов рабов (7 источников рабства: военный плен, раб за содержание, раб по наследству, рождённый в доме, купленный, подаренный и раб в силу наказания). Все права над рабом предоставлялись хозяину. Раб – не правоспособен.

Также существовали религиозно-правовые границы между кастами, например, у каждой касты был свой божий храм, изучение священных книг – привилегия высшей касты.

Владельческие права общин в Индии были неограниченны. Право распоряжаться общинной землёй: продавать, сдавать в аренду, дарить её полностью принадлежали ей. Также правящая верхушка получала часть ренты-налога в свою пользу.

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скреплённые правом, религией, сдержали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой соц. структуры Др. Индии.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!