Наука и искусство. Наука и обыденное познание.



Наука и искусство

Общее между наукой и искусством состоит в том, что они являются средствами познания и преобразования мира.

Но существуют и принципиальные различия:

1. Наука нацелена на поиск общих закономерностей, а искусство уделяет внимание каждой отдельной человеческой личности, единичному событию, случаю

2. Наука исследует мир с опорой, прежде всего, на силу разума, на абстрактное мышление. Наука — это отражение мира в понятиях, категориях, умозаключениях. Искусство же исследует мир, опираясь на чувства, эмоции. Искусство — это отражение мира с помощью художественных образов, а художественный образ есть сплав чувства и мысли, при этом чувственная сторона преобладает.

Наука и обыденное познание

Обыденное знание люди приобретают в ходе непосредственной практической деятельности, в труде. Это народная медицина, народная агрономия и тд. Обыденное знание часто называют здравым смыслом.

Наука и обыденное познание едины в том, что направлены на поиск истины. Поэтому непреодолимой пропасти между ними нет. (Например, врач и знахарь преследуют цель излечить больного).

В то же время существуют принципиальные различия научного и обыденного познания:

В обыденном познании отсутствует теоретический «этаж» знания. Это совокупность практических сведений о чём-либо. Наука предполагает наличие теории.

Обыденное познание носит несистематический характер, а научное знание — это знание, приведённое в систему, то есть упорядоченное знание.

 

 

Поставка проблемы соотношения науки и искусства в наше время наиболее ярко представлено в книге Чарльза Сноу «Две культуры и научная революция», 1959 г., где он констатировал разрыв м/у деят-ю ученых и людей искусства: они не интересуются тематикой др. др., считая свои сферы культуры самодостаточными, что разрушает единство биосоциальной природы человека. Отличия науки от искусства

 

Наука Искусство
1.Копирует реальность Конструирует реальность
2. Объективность знания Логичностный хар-р знаний.
3. Ориентация на закономерное Ориентация на уникальное, неповторимое (импрессионизм)
4. Универсальный хар-р научного знания Национально-обусловленный способ видения мира
5.Оперирует понятиями и категориями Оперирует образами (Иесус…)
6. Одним из его *** явл эмоциональная нейтральность Эмоциональность, вершиной j явл чувство катарсиса (театр..)
7. Развивается линейно: последующие поколения ученых знают лучше мир, чем предыдущие Носит вне временной хар-р: Шекспир не выше Софокла
8. Хар-ся понятийной и языковой оформленностью: «Научным признается и отчетливое знание» Хар-ся потаенностью недосказанностью, подтекстом и невыразимо.

Несмотря на эти кардинальные отличия наука и искусство способны к плодотворному взаимодействию. 1)Влияние искусства на науку. 1-искусство также способствует познанию мира, но только в образной форме. 2-И способствует постижению особенностей научного познания, в частности подтверждает мысль о том, что образ реальности зависит от способа ее восприятия (Парадигма опред-ет способ видения предмета Н). 3-И способствует развитию научной терминологии в основеjчасто лежит чувственный образ: атом, прямая, склонение, параллельные (с лат. близнецы). 4-Развивает творческое воображение в след-х аспектах: а-способствует конструированию идеальных объектов (идеальный газ, точка). б-координирует функциональную асимметрию мозга. в-И выступает в роли формирователя эстетического критерия истины. г-по словам Ницше «Искусство отвлекает человека от ужаса перед реальностью». 2)Влияние науки на искусство: 1-Н. Поставляет материал для И: футуризм, кубизм, супрематизм, лучизм и т.п. 2-Н. Осмысляет процесс творчества в двух аспектах: разрабатывается психология творчества и социология творчества. 3-Н высвобождает время для творчества.

Наука и обыденное познание. Важнейшие особенности этого типа познания: 1-форма существования- здравый смысл. 2-субъект познания – человек без проф научн подготовки (бабушка). 3-объект познания- то что имеет практич значимость. 4-методы познания – метод «проб и ошибок», индуктивное обобщение, обыденные наблюдения и широкие аналогии. 5-нисистематизированость знания. 6-синкретизм-объединение рационального и иррационального. 7-отсутствие спец средств выражения. Вывод: обыденное знание не хуже научного, оно имеет достижения превышающие научные, оно просто другое и имеет право на существование.

9. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

                 В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира и сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методики.

Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может санкционировать изменение структуры образования, т.к. распространяется на все его компоненты: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы.

Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки.

Образовательные модели опираются на научные достижения и предполагают наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов.

Сам процесс образования – это взаимодействие двух полюсов: полюс, где сосредоточена информация (педагог) и полюс, к которому она трансформируется (обучаемый).

Процесс образования отличается от спонтанного «научения» тем, что носит целенаправленный характер и имеет свою логику, формы, стандарты, установки и принципы.

Образование – это интегративный процесс, включающий компоненты: обучения, передачи и сохранение традиций, развития эвристической и поисковой деятельности.

Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений в образовательной системе и внедрение новых образовательных технологий.

Влияние науки на образовательный процесс ведет к выделению следующих уровней:

– операционального (освоение логики учебного предмета);

– межоперационального (совокупность дисциплин данного учебного курса);

– тактического (отвечает за формирование содержания знания на основании пройденных дисциплин);

– стратегического (ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания во внутреннюю смысловую структуру личности);

– глобального (свидетельствует о сущностном ядре личности как результата интегративного и направленного образовательного процесса).

Роль науки в формировании личности

Личность, общество и государство связаны сложными взаимоотношениями, которые по-разному проявляются в традиционном и техногенном обществах.

В традиционном обществе/(«закрытого типа») личности не свойственна автономия и реализовать себя человек может лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей.

Для техногенного общества характерна интерпретация автономии личности как возможность активного деятельного отношения ко всем происходящим процессам. Преимущественно эта деятельность экстенсивна, направлена во вне, на переделку и преобразование внешнего мира.

Только в 20в. профессия ученого становится сравнима по значению с профессией церковника и законника.

Вернадский отмечал, что главным, живым содержанием науки является научная работа живых людей.

В эпоху НТП в большой науке выделяются следующие типы научной ориентации ученых:

– эвристическая, поисковая – выдвижение новых идей;

– аналитическая и экспликационная (уточняющая);

– проверка и обоснование имеющихся знаний;

– приложение научного знания.

Таким образом, ученые делятся на теоретиков, практиков, эмпириков, классификаторов и аналитиков.

Сегодня наиболее распространен тип ученого, который занимается решением многоплановой проблемы.

Максима техногенного века гласит: «Все должно быть научным, научно обоснованным и научно проверенным».

Научно-исследовательская деятельность является необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой невозможно нормальное существование и развитие общества.

Функции науки

Меняются от эпохи к эпохе и функции науки в жизни общества, ее место в культуре и ее взаимодействие с другими областями культурного творчества. Уже в XVII в. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

Во второй половине XIX столетия наука получает все расширяющееся применение в технике и технологии. Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию – становится производительной силой общества.

ХХ век может быть охарактеризован как все расширяющееся использование науки в самых различных областях социальной жизни. Наука начинает все активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственной производительной силы.

+Культурная функция науки не сводима только к оценке результатов научной деятельности, но обнаруживает себя в процессе формирования человека как субъекта деятельности и познания.+

+Функции науки как фактора социальной регуляции проявляются в воздействии на потребности общества и как условие рационального управления.+

+Регулятивная функция науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему образования, воспитания, обучения и подключения к исследовательской работе. Ученый всегда – представитель той или иной социокультурной среды.+

+Социальная функция науки и в том, что научные методы и данные научных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития, а также для решения глобальных проблем современности.++ +Проективно-конструктивная функция науки – создание качественно новых технологий.+

Современные исследователи выделяют две общие для науки и образования функции:

неогуманистическая ориентация – акцент на выживание человечества (трансляция последующим поколениям не только совокупного знания, но и императивов на будущее);

экологическая ориентация направлена на сохранение природы вообще.

 

10. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний.

Исследуя историю любого материального или духовного явления (в том числе и науки), следует иметь в виду, что это сложный диалектический поступательный процесс "появления различий", включающий в себя ряд качественно своеобразных этапов, фаз и т.п. Поэтому задача познания состоит в том, чтобы добиться понимания действительного исторического процесса в его различных фазах, установить специфику этих фаз, их сходство и отличия, их границы и связь между ними. Каждую из этих ступеней, фаз следует рассматривать как некоторую целостность, как качественно определенную систему, имеющую свою специфическую структуру, свои "составляющие", свои элементы, связи и т.п. Хотя границы между этапами истории предмета не являются "абстрактно-строгими", а они гибки и подвижны, их правильное проведение в соответствии с объективной природой самих предметов является важнейшим условием успешного исследования. Причем следует стремиться к изучению всех ступеней развития предмета, всех фаз его истории (основных и неосновных, существенных и несущественных и т.п.) с тем, чтобы затем выделить среди них главные, необходимые, "узловые".

Существует два основных вида периодизации: 1) формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный "признак" (или их группа); 2) диалектический, когда основой (критерием) этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо вьщелить из всех других противоречий последнего. Формальная периодизация широко применяется особенно на начальных этапах исследования истории предмета, т.е. на эмпирическом уровне, на уровне "явления", и поэтому ее нельзя, разумеется, недооценивать или тем более полностью отвергать. Вместе с тем значение этого вида периодизации нельзя преувеличивать, абсолютизировать ее возможности. Переход в научном исследовании на теоретический уровень, на ступень познания "сущности" предмета, вскрытие его противоречий и их развития означает, что периодизация истории предмета должна уже осуществляться с более высокой - диалектической точки зрения. На этом уровне предмет необходимо изобразить как "совершающее процесс противоречие". Главные формы, ступени развертывания этого противоречия (прежде всего основного) и будут главными этапами развития предмета, необходимыми фазами его истории. Таким образом, развитие, история предмета, его переходы от одного этапа к другому, есть в конечном счете не что иное, как развертывание основного, фундаментального противоречия между его полюсами (противоположностями). Каждый основной этап, главная, необходимая ступень - это одно из посредствующих звеньев этого развертывания, причем эволюция основного противоречия - это процесс возрастания не только количества посредствующих, промежуточных звеньев, но и их качественных различий, выражающих специфику каждого главного этапа истории предмета.

 Применяя сказанное о периодизации к истории науки, следует прежде всего подчеркнуть следующее. Наука - явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественносвоеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание, разработан на материале истории естествознания, прежде всего физики (В. С. Степин, В. В. Ильин и др.) и состоит в следующем.

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

. Период с I тыс. дон. э. до ХVI в можно назвать периодом преднауки. На его протяжении наряду с передававшимися от поколения к поколению в течение веков обыденными практическими знаниями, приобретенными посредством житейского опыта и осмысления трудовой деятельности, стали появляться первые философские представления о природе, называемые «натурфилософскими учениями». Это были довольно бедные представления, но внутри натурфилософии формировались зачатки научных знаний. С накоплением сведений, навыков, приемов и методов, используемых для решения астрономических, математических, медицинских, географических и других проблем, в философии образуются соответствующие разделы, которые затем постепенно обособляются в отдельные науки: астрономию, математику, медицину, географию и т. д. Это своего рода «эмбриональный» период развития науки, который предшествует ее рождению в качестве особого социального института и особой области и стороны культуры.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

 Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности. Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на "синергетическое движение" - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия. При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего - постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо "закон субординации": каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования. Следует иметь в виду, что историю науки можно периодизировать и по другим основаниям. Так, с точки зрения соотношения таких приемов познания, как анализ и синтез (опять же на материале естественных наук), можно выделить две крупные стадии:

I. Аналитическая, куда входит - по предыдущей периодизации - классическое и неклассическое естествознание. Причем в последнем идет постоянное и неуклонное нарастание "синтетической тенденции". Особенности этой стадии: непрерывная дифференциация наук; явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими; акцентирование внимания прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях; рассмотрение природы, по преимуществу неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.

II. Синтетическая, интегративная стадия, которая практически совпадает с постнеклассическим естествознанием. Ясно, что строгих границ между названными стадиями провести невозможно: во-первых, глобальной тенденцией является усиление синтетической парадигмы, во-вторых, всегда имеет место взаимодействие обеих тенденций при преобладании одной из них. Характерной особенностью интегративной стадии является возникновение (начавшееся уже по крайней мере со второй половины предыдущей стадии) междисциплинарных проблем и соответствующих "стыковых" научных дисциплин, таких как физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимия и др. Поэтому в современном естествознании уже нет ни одной науки "в рафинированном чистом виде" и идет процесс построения целостной науки о природе и единой науки о всей действительности в целом.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!