Скульптура – вид изобразительного искусства, произведение искусства которое имеет объёмную форму и выполняется из твёрдых или пластических материалов.



Ответы на вопросы к экзамену по ВВЕДЕНИЮ В ИЗУЧЕНИЕ ИСКУССТВА С 21 ПО 40.

21. Барокко. Общая характеристика стиля.

 

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт.pérola barroca (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в Риме, а затем распространился по многим странам Западной Европы.

 

Проявление барочного искусства есть практически в каждой стране Европы. Стиль барокко зародился в конце 16 века в Италии. Барокко(итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perolabarroca - дословно «жемчужина с пороком») – это стиль в искусстве вообще и архитектуре в частности. Родиной этого стиля принято считать некоторые итальянские города: Рим, Венецию и Флоренцию. Сразу нужно подчеркнуть, что эпоха барокко с самого начала резко противопоставила себя классицизму и рационализму.

Стиль барокко характеризуется акцентом на единство между искусствами. Мастера барокко достигли замечательной гармонии, в которой живопись, скульптура и архитектура были объединены в новые пространственные отношения, как реальные, так и иллюзорные, часто с захватывающими визуальными эффектами.

 

Для удобства эпоху барокко делят на три части: раннее барокко (1590-1625), высокое барокко (1625-1660), позднее барокко (1660-1725).

 

Для искусства Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувства, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Виды искусства образуют торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом

 

Для стиля барокко характерны контрастность, динамичность и напряженность, а также отчетливое стремление к пышности и внешнему величию. Интересно, что представители данного направления чрезвычайно органично объединяли разные стили искусства.

Для барокко характерны: растительные мотивы (закрученная зелень и гирлянды цветов украшают многие объекты барокко); маркетри (это покрытие мебели пластинками разноцветной древесины); путти (итальянское слово Putti (малыши), этим словом называют пухлых младенцев, которых можно увидеть на многих объектах барокко);гербы и инициалы; ламбрекены и кисточки.

 

Искусство барокко отличается, прежде всего, необыкновенной пышностью форм, оригинальностью сюжетов и динамизмом. В художестве преобладает броская цветистость. В живописи наиболее выдающимися представителями этого стиля были Рубенс и Караваджо.Видным представителем искусства барокко были также фламандский живописец Ван Дейк и голландец Рембрандт. В Испании этому стилю следовал выдающийся художник Диего Веласкес, а во Франции - Никола Пуссен.

В изобразительном искусстве Б. преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированное общественное положение человека. Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в них с бурной динамикой, неожиданными композициями и оптическими эффектами, реальность -- с фантазией, религиозная аффектация -- с подчёркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто -- непринуждённая свобода мазка, в скульптуре -- живописная текучесть формы, ощущение изменчивости, становления образа, богатство аспектов и впечатлений.

Архитектура, выполненная в стиле барокко, отличается пространственным размахом и сложными, криволинейными формами. Множественные скульптуры на фасадах и в интерьерах, различные колоннады и масса раскреповок создают пышность и величественный вид.Купола приобретают сложные формы, и нередко имеют несколько ярусов. Пример может служить купол в соборе Святого Петра в Риме, архитектором которого был Микеланджело Буонарроти. Наиболее значимыми произведениями барокко в архитектуре считаются Версальский дворец и здание Французской Академии в Париже. К крупнейшим в мире ансамблям барокко относят Версаль, Петергоф, Цвингер, Аранхуэс и Шёнбрунн. Вообще надо сказать, что архитектура этого стиля распространилась во многих европейских странах, в том числе и в России, под влиянием Петра Великого.

 

 

22.Рококо. Общая характеристика стиля

 

Рококо — (фр. rococo — декоративная раковина, ракушка, рокайль) — стиль в искусстве, в 1730-1789 гг. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль — декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве первой половины восемнадцатого века. Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальной и чувственно-эротической сюжетике. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы.

Главный декоративный элемент рококо — рокайль — орнамент, украшение в виде соединения природных камней с раковинами и листьями растений. Плавные изогнутые стебли, прихотливые линии орнамента вписывались во все детали интерьера, образуя единый декоративный фон. Рокайль употреблялась в оформлении интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.

Распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, БальтазараНёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера.

Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Одним из основоположников стиля рококо был талантливый живописец Антуан Ватто, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам персонажей картин Ватто особую утонченность. Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие живописцы.

Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик художника исторического жанра Лемуана Франсуа — живописец Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар Шарль-Жозеф, братья Ванлоо, Куапель Антуан, отчасти Виже-Лебрен Элизабет, и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.

Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 столетия получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Лемуан Жан Батист, Фальконе Этьен Морис, Пажу Огюстен, Клодион Клод Мишель. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна ИоахимаКендлера). Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.


 

23.Искусство скульптуры. Общая характеристика

 

Скульптура (от лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю) — ваяние, пластика — вид искусства, произведения которого отража­ют окружающую действительность в объемных, физически трех­мерных изображениях с помощью различных пластических мате­риалов.

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведение искусства которое имеет объёмную форму и выполняется из твёрдых или пластических материалов.

Бывают круглая, рельефная, монументальная и декоративная скульптуры.

Мы различаем большую и малую скульптуру (маленькая статуэтка не связана с определённым местом, её можно взять в руки, поворачивать, она относится к монументальному памятнику). Также различают свободную скульптуру и рельеф, а в группе свободных скульптур ещё более узкую подгруппу кругло-скульптурных, всесторонних статуй, рассчитанных на обход кругом, на рассмотрение со всех сторон. Рельеф представляет собой в большей или меньшей мере выпуклую скульптуру, развёрнутую на плоскости, которую он украшает.

Станковая скульптура – скульптура малых форм, она предназначена для украшения внутреннего пространства.

Круглая - вид скульптуры, который представляет собой произведения трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон)

Скульптураобычно развивается в тесном контакте с архитектурой. Скульптура может быть опорой, участвующей в архитектурной конструкции (кариатиды, атланты, консоли, капители), или служить украшением свободных полей, выделенных структурой здания (фронтоны и метопы греческого храма, готические порталы и т. п. Но скульптуре не всегда принадлежит подчинённая роль. Бывают случаи, когда скульптуре нужна опора архитектуры, чтобы развернуть полностью мощь своей энергии, и тогда архитектура подчиняется скульптуре. Это взаимное тяготение скульптуры и архитектуры подчёркивает общность и х материальной природы.

Естественным объектом пластического творчества, является изображение человека и животных. Для скульптуры мало подходит тематика пейзажа и натюрморта.

Подлинный скульптор творит в определённом материале, задумывает статую в мраморе или бронзе. Он знает, что материалы по-разному реагируют на прикосновение рук скульптора, не одинокого подчиняются его фантазии. Есть более гибкие и менее послушные материалы: мягкий камень побуждает к более гладким плоскостям и острым граням, твёрдым поощряет закругления, в глине обычно возникают несколько расплывчатые формы, слоновая кость требует слоистой трактовки и т. п. Материал тогда даёт желаем эффект, когда используют все его возможности до конца и вместе с тем когда от него не требуют большей экспрессии, чем он способен дать.

 

24.Техники скульптуры. Классификация и общая характеристика

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!