ЯН ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ (1632—1675)

Художественная культура 17 века: многоголосье школ и стилей

Барокко - /от итал. «причудливый», «странный»/- художественный стиль получивший распространение в конце 16- середине 18 века, сначала в Италии, затем в других странах Европы после эпохи Ренессанса. Барокко часто называют стилем католицизма (в борьбе с Реформацией), искусством иллюзии. Для него характерны динамика, эмоциональная экспрессия, драматизм, мистическое ощущение пространства. Барокко – искусство ансамблевых решений, в архитектуре –динамика, пышный декор, контраст форм. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера).

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматичной сложности и вечной изменчивости, интерес креальной среде, к окружающей человека природной стихии.

Человек в искусстве бароккопредстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты

среды

В эпоху Возрождения ученый-гуманист Пико деллаМирандола утверждал в «Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может «обозревать все и владеть, чем пожелает», то в XVII столетии Блез Паскаль написал свои знаменитые слова: человек всего лишь «мыслящий тростник», удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн «бесконечности и небытия», он неспособен разумом охватить ни то, ни другое, и оказывается чем- то средним между всем и ничем. Он улавливает лишь видимость явлений, ибо неспособен познать ни их начало, ни конец». И это слова великого математика! Человек стал остро ощущать противоречия между видимостью и знанием, идеалом и действительностью, иллюзией и правдой.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуреXVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (исторический жанр, портрет) и низкие (пейзаж, натюрморт , бытовой жанр). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке.

Принципы классицизма .Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга.Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее.Наследование античности как образцу

Реалистическое направление

XVII—XVIII века — это время возникновения и развития в искусстве реалистических тенденций: объективности в передаче видимого, точности, конкретности, непредвзятости восприятия жизни, отсутствия идеализации, внимания к простонароднымтипам,глубокого, прочувствованного восприятия быта и природы, простоты и естественности в передаче человеческих чувств. Художники XVII в. только учились видеть жизнь такой, какая она есть.

Реали́зм — (от позднелат.\reālis «действительный») — направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Сложился в 19 веке, противопоставлялся романтизму и академизму.

Живопись 17 -18 века.

Микела́нджелоМеризи да Карава́джо 1571-1610 — итальянскийхудожник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров бароккоОдним из первых применил манеру письма «кьяроскуро — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

· «Призвание апостола Матфея» (1600). Караваджо изобразил жанровую сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников, продемонстрировав своё искусство в применении кьяроскуро. Художник выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни.

· «Картина „Обращение Савла“ 1601— это величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю.

Караваджизм — стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века. Основоположниками стиля считаются Караваджо и его последователи.Для караваджизма характерен интерес к точной передаче особенностей натуры, подчёркнутый реализм\ в изображении предметов. Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине — контрастному освещению фигур, выдвинутых на передний план.

 Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт.

 

Дие́гоРодри́гес де Си́льва-и-Вела́скес (1599,— 1660) — испанскийхудожник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес(bodegón — трактир) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.

· «Менины» 1656 год (Музей Прадо, Мадрид). С испанского название картины переводится как «фрейлины», а изображает она ателье художника в королевском дворце Алькасар, в Испании. Пятилетняя инфанта Маргарита со своей свитой зашла посмотреть, как Веласкес пишет портрет ее отца, Филиппа IV, и матери, королевы Марианны (их фигуры видны в зеркале). Инфанту окружают фрейлины, карлица, карлик, монашка, придворный и пес. Размер работы 318×276 см, что дало Веласкесу возможность написать фигуры в рост человека.

«Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот.  Именно на нас направлен взгляд карлицы, да и сам Веласкес смотрит в нашу сторону. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Все, что происходит на картине, происходит только здесь и сейчас и закончится секунду спустя.  Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент, уловить движение времени.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)Символ фламандской живописи. Художник и дипломат, имел самую большую мастерскую, был богат и жил в Антверпене в собственном дворце. Среди его именитых заказчиков был орден иезуитов

·  Автопортрет с Изабеллой Брандт» 1609                                   Союз Земли и Воды. Эрмитаж. 1618

· Персей и Андромеда. 1622. Эрмитаж. Взят за основу античный сюжет о сыне Зевса Персее, победившем ужасную Медузу Горгону и прекрасной Андромеде, дочери царя Кефея и царицы Кассиопеи, обречённой стать жертвой морского чудовища. Андромеда уже не классическая античная красавица с выверенными пропорциями - художник наделил её чертами пышнотелой, дородной фламандской девушки с золотистыми волосами и пылающим румянцем на щеках. Необычайно воздушные, светлые краски её почти обнаженного тела,  контрастируют со стальными доспехами Персея, его сверкающим щитом с прикреплённой головой Горгоны, со всей могучей фигурой героя, изображенного с множеством деталей: крылатыми сандалиями на ногах, венком над головой, шлемом-невидимкой в руках амура. Цветовой строй произведения насыщен жемчужно-розовыми, перламутровыми, телесными, ярко-красными, золотистыми, светло-зелёными, ярко-бордовыми пятнами, гармонирующими между собой и создающими величественное, торжественное настроение происходящего.

Ре́мбрандтХа́рменсван Рейн 1606—1669— голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств[8].

· Автопортрет с Саскией на коленях.1633

· Святое семейство и ангелы, 1645.Холст, масло, 117х91.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между нимиБогоматерь прервала чтение Библии.Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокругНа заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.

· Ночной дозор 1642

· Возвращение блудного сына.Мы присутствуем во время паузы, наступившей после того, как сын подступил к порогу отцовского дома.слишком много потеряно - его голова обрита, как у каторжника, его обувь стерлась, у него не осталось ни сил, ни средств чего-то добиваться, ни даже желаний и амбиций. Страшный финал несбывшихся надежд. Навстречу выходит отец и просто кладет руки на плечи сыну, и тот припадает, почти растворяясь в складках его одежды. «Возвращение блудного сына» - картина о завершении всех земных путей, где в конце будет золотой луч, подобный тому, что осветил встретившихся, осветил один из самых выдающихся рембрандтовских образов – голову отца. Этот луч – милосердие, на которое стоит надеяться всем заблудшим.

 

МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ.

- группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера.

- Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства и конъюктурой рынка.

- Картины малых голландцев предназначались не для дворцов и храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома.

- Для живописи малых голландцев характерна тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей и интерьерной среды.

XVII век принято называть Золотым веком Голландии Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Этому в первую очередь способствовали два фактора: обретение Республикой Соединённых провинцийполитической и религиозной независимости, а также её экономическое процветание[5]. Наиболее образованный и влиятельный слой населения — бюргеры — желали видеть Голландию просвещённой страной, в которой активно развиваются наука и искусство, и именно в живописи наиболее ярко выразилось новое мироощущение голландского народа Картины украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома[6]; были предметом коллекционирования, продавались на ярмарках и у специальных торговцев, а также шли на экспорт и даже использовались как предмет капиталовложения и средство платежа.

Бо́льшая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Это объяснялось необходимостью выдерживать жёсткую конкуренцию среди живописцев: работая исключительно в определённом жанре, было проще достичь в нём достаточно высокого мастерства[. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим» — бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Голландцы доказали, что большое искусство не обязательно должно черпать темы в Библии или античной мифологии и что окружающая действительность, несмотря на кажущуюся прозаичность и заурядность, таит в себе не менее достойные живописи сюжеты

Бытовой жанр, прежде считавшийся «низким», приобрёл в Голландии XVII века чрезвычайно широкую популярность. Он изображал сцены из жизни различных слоёв общества: бюргеров, крестьян, военных, врачей, учёных[8]. В бытовом жанре работали ГерардТерборх, Габриель Метсю, Питер де Хох Ян Стен, Адриан ванОстаде. Питер ЯнссенсЭлинга

· ГерардТерборх. Бокал лимонада. 1660-е.

· Питер де Хох(Гоох). Хозяйка и служанка. Ок. 1660.

· Питер ЯнссенсЭлинга Комната в голландском доме

 

Натюрморт в голландской живописи XVII века был представлен множеством разновидностей: «цветочный», «фруктовый», «рыбный», «кухонный», «роскошный», «завтрак», «суета сует и т. д. Его необычайная популярность объяснялась тем, что этот жанр как нельзя лучше отражал тот культ частного быта, который был присущ голландскому бюргерству. В жанре натюрморта работали такие художники, как ВиллемКалф, ВиллемКласХеда Питер Клас Балтасарван дер Аст и др.

 

В пейзаже отразилось стремление голландского бюргерства увековечить в искусстве облик родины, родного дома[13]. Среди его многочисленных разновидностей были марины; панорамные, лесные, зимние и городскиевиды; сцены при лунном свете и ночные пожары[. В числе наиболее значительных пейзажистов были Якоб ванРёйсдал, Ян ванГойен, Адриан ван де Велде, Ян Порселлис

Великим «Малым голландцем» называют Яна Вемера. Ян Стен, Адриан Остаде, Питер Клас, ВиллемКальф, Питер де Хох

 

ЯН ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ (1632—1675)

Выдающийся голландский живописец, непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей, впервые применивший метод живой вибрации света и воздуха.

Старшина гильдии живописцев Св. Луки (1662-1671 гг.).

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря1653г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере с небольшим числом фигур. Есть также несколько городскихпейзажей Практически отсутствуют (несмотря на широкое распространение в то время) сюжеты на религиозные темы

· Девушка с жемчужной сережкой. 1665. На этой картине художник попытался передать красоту момента. Здесь запечатлено еле уловимое мгновение во время того, как девушка поворачивает голову в сторону зрителя. Портрет «Девушка с жемчужной сережкой» отличается особенной выразительностью, которую в полной мере подчёркивает взгляд девушки.

· «Девушка, читающая письмо у открытого окна».1657Очень много воздуха. Вертикальный формат картины подчеркнуто возносится вверх: от тяжелых ковров внизу к большому пустому пространству стены. Стена ничем не украшена – ни обычных для голландских бюргерских интерьеров картин, ни географических карт, играют на ней только тени и солнечные блики. Пустое воздушное пространство. Много солнца. Его светом залита вся комната. Взгляд зрителя начинает обратный путь, следуя за ниспадающими складками портьеры и занавеса. Слева вниз текут складки ярко красной шторы, залитой солнечным светом, и гаснущей в сумраке тени за оконным стеклом, как бы передавая своюсветоносность белокурой головке девушки


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!