Разбор хорала «Nun freut euch, lieben Cristen g'mein»



АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ: КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра: МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Д. Букстехуде на примерехорала «Nun freut euch, lieben Christen g'mein».»

реферат по дисциплине «История зарубежной музыки»

                                                                  

 

    Исполнитель: АХМЕДОВА ГЮЛЬМАЯ ШАМИЛЬ КЫЗЫ_________,                (подпись) обучающаяся группы 1-14                                              (№ группы) очно-заочной (вечерней) формы обучения
      Научный руководитель: ПАЛАМАРЖА А.Ю., ассистент __________________  

Защищен с оценкой________________

«___»__________ 20__г.

 

 

Смоленск 2017г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ.........................................................................3

2. Жанр «хорала» в музыкальном искусстве

2.1 Жанр «хорала» в музыкальном искусстве..................4

2.2. Творческий облик Д.Букстехуде...................................6

3. Разбор хорала «Nun freut euch, lieben Christen g'mein».

3.1. Хорал Д.Букстехуде и его особенности.......................8

3.2 Исполнительский анализ хорала « Nun freut euch, lieben Christen g'mein»...................................................................................9

4. Заключение..........................................................................10

5. Список литературы.............................................................11

       Нотные приложения...........................................................12

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Хорал- это изучение духовного наследия, на ряду с другими церковными жанрами. Хорал помогает нам помнить о культурно-религиозных ценностей. Хоральные жанры дают ключ к пониманию духовности и веру человека к Богу. На сегодняшний день во всех церквях, храмах хоралы актуальны.

Степень научной разработанности.Среди исследований хоральных тем, приведем пример статьи Н. Эскиной «Принцип «комментирования» и хоральная обработка «Барокко» . Методическое пособие В. Носиной «Символика музыки И. С. Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире»». В этих пособиях хорал рассматривается, в современных исследовательских тенденций, которые обозначают в последние десятилетия XX века. Эти тенденции связаны со стремлением проникнуть в глубинные структуры музыкальных текстов, достигнуть генезис жанров и музыкальных явлений.

Цель исследования:выявить особенности «Хорала»

Объект исследования:Жанр «Хорала» в музыкальном искусстве

Предмет исследования: Исполнительский анализ «Хорала»

Задачи исследования:

1. Рассмотреть жанр «Реквием» в музыкальном искусстве.

2. Познакомиться с творческим обликом Д.Букстехуде

3. Проследить создание и особенности хорала

4.Выполнить исполнительский анализ

Методы исследования:в работе использованы методы анализа научной и методической литературы, синтеза, цитирования; а также теоретический и эмпирический методы.

 

Практическая значимость работы.Данная работа проделана студенткой высшего учебного заведения искусств. Методы исследования и полученные выводы могут заинтересовать обучающихся музыкальному исполнительству.

Композиционные особенности работы.Данная работа состоит из следующих разделов: содержания, введения, двух разделов, заключения, списка литературы. В первом разделе рассматривается жанр «Хорала» в музыкальном искусстве. Во втором разделе анализируется особенности характера музыки в «Хорале» Д.Букстехуде

 

 

Жанр «хорала» в музыкальном искусстве

Жанр «хорала» в музыкальном искусстве

Музыка в этот период (XV-XVII века) была прерогативой Церкви, множество музыкальных произведений были священными, в их основе существовали церковные песнопения (Григорианский хорал), которые были частью вероисповедания с самого начала Христианства. В начале XVII века культовые напевы, при участии папы Григория I, были навсегда канонизированы. Григорианский хорал исполнялся профессиональными вокалистами. После освоения церковной музыкой многоголосия Григорианский хорал остался тематической основой полифонических культовых произведений (месс, мотетов и др.).

Своим происхождением западно-европейский хорал, как уже знаем, важен для христианской церкви. На протяжении многих лет горожан хоральное пение не просто наслаждались, но и помагало воздействовать на них. Очистить душу грешного от всего плохого, перевести человеческое сознание от реального в мир вечный, жить, сотворяя добрые дела. Во всех церквях было таково назначение хоральной музыки. Слово «хорал» имеет различные понятия. Так например, с немецкого “choral” означает хоровое песнопение. Приблизительно с XIV века слово “choral” указывало на исполнительский состав, т. е. «choral”- хоровой состав. А уже с XVII века хорал называются многоголосные обработки протестанских мелодий. Одно из главных требований, приказанной церковью сочинению духовной музыки, заключалось в том, чтобы тексты в произведениях с вокалом были разборчивы. Это требовало ухода от полифонии к музыкальным приёмам, где слова должны были выходить на передний план. Вокал стал более сложен, по сравнению с аккомпанементом. Так получила развитие гомофония.

Начинается эпоха зрелого барокко (1654—1707). Один из композиторов этого периода Джованни Баттиста Люлли (1632—1687), а также еще один представитель это Генри Перселл( 1659-1695). Эти клмпозиторы были придворными, а в отличии перечисленных Д.Букстехуде- не был придворным.

Д. Букстехуде работал органистом, сначала в Хельсингборге (1657—1658), затем в Эльсиноре (1660—1668), а затем, начиная с 1668 года, в церкви св. Марии в Любеке. Он зарабатывал не публикацией своих произведений, а их исполнением, и он больше сочиненял музыку на церковные тексты и исполнял свои собственные произведения на органе. К сожалению, на сегодняшний день не все произведения этого композитора сохранились. Музыка Букстехуде во многом построена на масштабном замысле, она богата и свободна фантазииями, склонна к патетике, драматизму, несколько ораторской интонации. Его творчество оказало большое влияние на таких композиторов, как И. С. Бах и Телеман.

 

 

2.2Творческий облик композитора Дитриха Букстехуде (1637-1707).

Самый яркий представитель органной школы добаховской эпохи. В эпоху 16го и первой половины 17 века происходит расширение диапазона стилистических средств, формирование новых жанров и принципов композиции. У композитора появляются оперы, оратории, кантаты. Начинается расцвет инструментальной музыки, начинает сочинять сонаты,сюиты,концерты. Органисты в Германии – предшественники И.С. Баха (С. Шейдт, И. Пахельбель, Т. Бем). Идет достижения хоровой полифонии.оим происхождением западноевропейский хорал, как известно, обязан

Искусство Букстехуде - его привлекающие и виртуозные органные импровизации, различные сочинения, полны пламенем и величия, скорби и любви, они воплотились в живописи следующих художников: А. Эльсхаймера и И. Шеннфельда, в поэзии А. Грифиуса, И. Риста и К. Хоффмансвальдау. Большие органные фантазии , в возвышенном стиле запечатлели ту сложную и жестокую картину мира, какой она представлялась художникам и мыслителям эпохи барокко. Маленькое, обычное органное прелюдия Д.Букстехуде, котороя открывает богослужение, превращается в более масштабную, насыщенную контрастами музыкальную композицию, чаще 5-ти частную, которая включает в себя последование трех импровизаций и двух фуг. Импровизации были намерены отразить непредсказуемо-стихийный мир бытия, фуги - его философское мышление. Некоторые из фуг органных фантазий по трагическому напряжению звучания, на ряду только с лучшими фугами И.С. Баха. В Любеке И.С. Бах изучил устройство большого и малого органа. Д.Букстехуде, когда исполнял свои произведения И.С.Бах завидуя и с пониманием вслушивался в звуки трехмануального, с тройной клавиатурой органа,который с таким артистизмом исполнял органист.

И.С. Бах покидает Любек, под большим вдохновением. Спустя десять лет у И.С. Бах появляется знаменитая Пассакалия до минор, которая вызвает волнение слушателей. И.С. Бах озаряет наследие и его учителей.

У Д. Букстехуде были изданы два тома его сонат (еще семь сонат дошли до нас в манускриптах), а кроме того, сохранились многие его кантаты,который стал образцом для современных композиторов. Д.Букстехуде писал – скрипичные сонаты, пьесы для клавесина, светской вокальной музыки, духовные кантаты и другие виды церковной музыки, в его наследии главным является органное творчество: именно оно отличается самобытностью и на следующее поколение немецких музыкантов оказало большое влияние. Стиль Д.Букстехуде отмечен большой смелостью, разнообразным идеям, он очень индивидуален и ярко виртуозен. Вокально-хоровое наследие композитора опубликовано в 7 томном собрании его сочинений под редакцией Г. Келькена (Dietrich Buxtehude Werke, 1925–1937); его клавирные пьесы (Klavervaerker D.Buxtehude) вышли в Копенгагене в 1942; собрание органных произведений в 4-х томах (Dietrich Buxtehude Saemtliche Orgelwerke) – там же в 1952.

 Композитор еще обращается и к камерным жанрам (трио-сонаты), и к оратории (партитуры которых не сохранились), и к кантате (духовной и светской, всего свыше 100). Но органная музыка-это центр его творчества. Его произведения для органа звучали в качестве концертных пьес, ярких и эффектных, патетических и виртуозных.От органной музыки Д.Букстехуде, от ее мощных средств выразительности идет линия к таким мастерам И.С.Бах, как его Хроматическая фантазия и фуга, органная токката d-moll (BWV № 565), большие органные фуги (например, прелюдия и фуга е-moll, BWV № 548) и пассакалья c-moll (BWV № 582).

Умер великий композитор 9 мая 1707 года в Любеке, где спустя 297 лет после его смерти, в 2004 году, было образовано Международное общество Дитриха Букстехуде.

Разбор хорала «Nun freut euch, lieben Cristen g'mein»


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!