Специфика общества как социальной реальности.
Лекция классическая №1 «Введение в курс «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности». Понятие общества и сфер общественной жизни».
1. Понятие общества.
2. Характеристика сфер жизни общества. Значение каждой сферы для развития общества.
3. Общество как социальная система. Взаимодействие его элементов (сфер общественной жизни(компонентов социальной сферы). Роль и место социальной работы в этом взаимодействии.
(Структура социальной сферы общества)
Понятие общества в социологии
Понятие «общество» имеет несколько значений:
· общество, как группа лиц, объединившихся для совместной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество любителей пива, общество трезвости и т.д.). В этом своем значении слово "общество" синонимично словам «организация», «союз», «объединение»;
· общество, как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д.). Здесь слово «общество» часто употребляется вместе со словами «стадия», «этап», «период»;
· общество, как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны («общество потребления», «информационное общество», «традиционное общество» и т.д.). В этом случае слову «общество» обязательно предшествует его качественная характеристика;
|
|
· общество, как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле, обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между собой, так и с природным окружающим их миром.
Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Само понятие «общество» - это абстракция, позволяющая зафиксировать то общее, что присуще обществам конкретным.
Следовательно, понятие «общество» - очень широкая категория. «Можно сказать, что современная общественная наука возникла именно тогда, когда понятие «общество» начало приобретать свое нынешнее содержание –«сумма людей и их социальных связей». Как это ни парадоксально, именно изменения, происходившие в феодальном обществе, сделали возможным «открытие» общества или, выражаясь точнее, сделали возможным создание понятия «общество». Речь идет о тех социальных изменениях, которые произошли первоначально в Западной Европе в результате двух так называемых «великих революций» ХVIII-Х1Х вв., а впоследствии приобрели глобальный характер. Имеются в виду революция «промышленная», начавшаяся в Англии во второй половине XVIII в., и революция «политическая», результатом которой стало возникновение наций-государств, когда гражданские права, национальное самосознание, рост потребности в демократических свободах стали характерными чертами как внутренней их организации, так и отношений между национальными государствами.
|
|
В ходе развития социологии как науки сложились три основные стратегии в изучении общества как социальной реальности. Окончательно оформившись к рубежу 1960-1970-х гг., они отчасти стали результатом переоценки ценностей в социальной науке: объяснять, понимать и изменять общество.
Если общество - это нечто объективное, живущее по объективным законам, а задача ученого - раскрывать эти законы, выявлять причинные связи, лежащие в его основе, использовать их для предсказания и контроля общественного развития, то речь идет о первой стратегии, стратегии объяснения, которую часто называют позитивизмом. С точки зрения позитивизма, социальная реальность, как и реальность природная, содержит в себе ряд закономерностей, которые существуют до познания и в принципе могут быть раскрыты и объяснены. В основе социальной реальности лежит определенный порядок, а тенденции и закономерности ее развития и функционирования не изменяются со временем. Мы можем изучать ее по частям, а затем соединить их вместе для образования картины целого. Позитивисты считают, что изучать общество - значит изучать поведение людей. Человеческое же поведение зависит не от желания людей, а от законов социального мира, которые определяют причины и следствия событий. Вместе с тем эти законы действуют только применительно к большим группам людей, они не могут предсказывать поведение одного индивида в конкретной ситуации.
|
|
Вторая стратегия исходит из того, что изучаться должно не внешне наблюдаемое поведение людей, а значение социального действия. Исследователь должен стремиться понять социальную жизнь, то есть раскрыть то, как люди конструируют социальное значение. Социальная жизнь существует по мере того, как люди придают ей значение, поддерживая ее через свои взаимодействия в процессе общения (коммуникации). Именно люди сами определяют, как употреблять значения (смыслы) в постоянно меняющихся ситуациях. Социальная жизнь неминуемо подвергается интерпретации, и тем самым ей придается смысл. Задача социолога заключается в том, чтобы понять и проинтерпретировать то, как люди творят и поддерживают свои социальные взаимодействия, чтобы «прочитать» изучаемые ситуации взаимодействия в целях раскрытия системы значений. Отсюда и название этой стратегии - понимающая, или интерпретативная социология.
|
|
Третья стратегия в изучении общества своей главной задачей ставит выработку рекомендации о изменении общества.
Именно поэтому и не существует одного универсального определения понятия «общество». Единственное, что объединяет всех социологов в их трактовке общества, это то, что оно представляет собой особую, социальную реальность в отличие от природной.
Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. В широком смысле оно охватывает все сущее, всю Вселенную, весь мир в многообразии его форм. В более узком смысле природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Осуществление обмена веществ между человеком и природой - условие самой человеческой жизни. В процессе деятельности, направленной на удовлетворение своих потребностей, человек создает материальные условия своего существования, так называемую «вторую природу», культуру. Культура выступает как преобразованная человеком природа. И в этом преобразовании заключена самая суть человеческого способа существования в мире.
Культура является исходным признаком типа сообщества. Таким образом, наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных. Однако оно еще не объясняет того, как общество возможно.
Сознание и труд суть два важнейших элемента, отличающих человека от животных, а человеческое общество - от сообщества животных. Благодаря сознательной и целесообразной производственно-трудовой деятельности сформировалось общество. Итак, социальное невозможно без производства. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может иметь место общество как социокультурное объединение людей.Материальное производство (его мы можем назвать творчеством) как преобразование природных объектов вызывает к жизни мир артефактов – «искусственных фактов», «содеянных вещей». С развитием техники и технологии мир артефактов, создаваемая человеком «вторая природа» становится все шире и многообразнее. При этом человек, изменяя природу, изменяет и самого себя, поскольку он взаимодействует в этом процессе не только с природной окружающей средой, но и с особым социокультурным порядком.
В отличие от сил природы, которые действуют стихийно, человеческая история осуществляется через действия людей, наделенных сознанием и волей. Основой целенаправленной деятельности людей является их стремление к удовлетворению своих потребностей, а материальным средством удовлетворения потребностей человека служит общественное производство.
Итак, естественными условиями общественного производства являются природа, природные условия и население; историческими, то есть созданными человеком, - средства труда (техника), употребление и совершенствование которых составляет специфическую черту человеческой деятельности.
Специфика общества как социальной реальности.
Социальная реальность создается в процессе социального взаимодействия субъектов, являясь результатом их жизнедеятельности. Ее основной обобщенный показатель - культура общества. Специфика общества как социальной реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Однако, чтобы дать самое общее определение общества как социальной реальности, необходимо выяснить, какое содержание имеет категория «социальное». Социальное - качественная характеристика общества. Главное в нем - совместность, общность, взаимодействие. Социальное - это эффект, возникающий в результате взаимодействия индивидов. В самом общем виде социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Отсюда исходным элементом социального является социальное действие.
Согласно определению Макса Вебера, под социальным действием следует понимать такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Именно в нем содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, характерные для социальной действительности.
Итак, субъекты исторической практики и культура являются носителями социального, апроцесс социализации можно рассматривать как механизм воспроизводства социального.
По мнению В.Г.Харчевой, можно выделить следующие характеристики социального: «Во-первых, социальное - это свойство, внутренне присущее индивидам и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения. Во-вторых, социальное отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполняемых человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом общности. В-третьих, социальное есть результат взаимодействий и может быть выражено вкультуре, оценках, ориентациях, поведении, духовной деятельности, образе жизни людей и т.д.».
Проблема социального проходит через всю историю социологии. Попытки определения данного понятия шли по двум направлениям:
1) выявления сущности социальной связи, то есть выяснения того, что заставляет людей жить вместе, удерживает их в сообществе;
2) определения природы социальной реальности. Первоначально социальность выводилась из природы человека как врожденное чувство привязанности, притяжения, которое помимо воли и желания людей объединяет их в сообщество. В классической социологии существует несколько подходов. Э.Дюркгейм и представители его школы выводили социальную связь из «коллективных представлений» как органическую солидарность, а социальную реальность – как реальность особого рода, суть которой составляют социальные факты, в совокупности создающие общество. М.Вебер считал, что объединяющим началом индивидуальных социальных действий выступает тип господства (власти). Т.Парсонс рассматривал социальное как систему, «абстрагированную на основе аналитического вычленения процессов взаимодействия и структур, образуемых взаимоотношениями между исполняющими свои роли людьми». Социологи феноменологического направления понимают социальное как осознаваемое, а социальную реальность - как интерсубъективный феномен, структурированный мир значений индивидов, действующих в обществе.
Многочисленные концепции природы и сущности социальной реальности поляризуются в рамках двух научных традиций. Представители первой считают, что общество в целом, социальные структуры и социальные институты выступают как самостоятельная реальность, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Представители второго направления утверждают, что реальностью обладают лишь отдельные индивиды.
Итак, «социальная реальность создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном (историческом) пространстве». Социология как наука представляет собой анализ социального. При этом социальное может рассматриваться на разных уровнях.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1003; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!