Представления о взаимосвязи культуры и цивилизации
Культура и цивилизация
Понятие цивилизации появилось в Др. Риме - от лат. « цивис »-городской, гражданский, государственный в противоположность «дикому», «варварскому». До второй половины 19 века « цивилизация» рассматривалась как состояние общества с высокоразвитой культурой и приписывалась только Западу.
В современной науке цивилизация- это исторический тип общества, отличающийся от других своеобразной системой духовных ценностей(мировоззрением) , образом жизни. «Духовное ядро» ценностей определяет своеобразие экономических, социальных, политических и правовых качеств цивилизации.
Н. Я .Данилевский рассматривал историю как сообщество «культурно-исторических типов» - народов, объединенных по языку и культуре , со своей самобытной цивилизацией, которая не может быть передана или заимствована.
О .Шпенглер рассматривал историю человечества как «коллективную биографию» культур. Каждая культура проходит стадии развития, сходные с возрастами людей. Когда цели достигнуты, культура входит в последнюю стадию-стадию цивилизации . Ей присущи космополизм, урбанизация, жажда власти, классовая борьба, империализм и т.д.
После стадии цивилизации культуры возвращаются в первородные примитивные состояния.
А. Тойнби видел рост цивилизации в постоянном самоопределении общественной структуры и технологий. Цивилизация проходят стадии роста, надлома и разложения.
|
|
Типы цивилизации
Типы цивилизаций выделяют по основным качествам общества :
1) традиционные и индустриальные общества (по качеству способности к обновлению);
2)цивилизации ,в основе которых лежит религия;
3)цивилизации, выделенные по преобладающему виду деятельности людей;
4)цивилизации, выделенные по историческим стадиям существования.
1.Традиционное общество- стадия исторического развития , которому присущи: высокая зависимость индивида и общества от природной среды, слабое развитие рынка, низкая социальная мобильность ,коллективизм, нерасчлененность (слияние) общества и государства , господство обычаев и традиций как регуляторов жизни, религиозность.
Индустриальное общество- стадия исторического развития общества, которому присущи: подчинение природы обществу в целях выгоды высокоразвитого рынка, высокая социальная мобильность, индивидуализм, гражданское общество и правовое государство, обновление социальных норм и ценностей, отделение общества от религии.
2.Цивилизации, выделяемые по преобладающей религии. Эти цивилизации связаны с национальными верованиями, «духовное ядро» составляют мировые религии, либо их течения.
|
|
Современная цивилизация Запада может быть названа секулярной, т.е. в ней общество отделены от религии и допускается свобода выбора веры или безверие.
Цивилизации, выделяемые по преобладающему виду деятельности (аграрная, индустральная, постиндустральная)
.Переход от одной к другой цивилизации происходит путям совершенствования производительных сил и производственных отношений. Например, постиндустриальная цивилизация сформировалась в течении 20 в. Ее основной признак – превращение науки в главную производительную силу общества, новое качество информационных технологий, вызывающее стремительные перемены образа жизни и ценностей людей.
Типы цивилизации, выделяемые по историческим стадиям существования (древние, средневековые, цивилизации нового времени, современная цивилизация).
Современная цивилизация – тип общества, сложившийся к середине 20в. преимущественно в странах Запада и распространившийся благодаря научно- технической революции. Она имеет черты постиндустрального общества и постепенно приобретает черты информационного общества.
Вопрос о существовании единой современной (глобальной) цивилизации остается спорным.
|
|
Глобализация- процесс стирания национальных и государственных религии в современном мире в результате научно- технической революции. Последствие глобализации противоречевы – с одной стороны процесс глобализации вызывает как к стиранию цивилизационного своеобразия, так и стремление защитить самобытность отдельных стран.
Постиндустральное общество- историческая стадия общества , в которой в экономике преобладает сфера услуг, наука и образование стали главной производительной силой. Для него характерны университет и наука как специфические формы социальной организации, высокий статус ученых и менеджеров. Достигается синтез начал частной инициативы и общественного регулирования в экономике. От непримиримой борьбы классов общества переходит к урегулированию конфликтов на основе согласования интересов. Создатели теории постиндустрального общества-Д.Белл, О.Тоффлер, А.Турен, У.Ростоу.
Информационное общество- историческая стадия развития, на которой компьютерные информационные технологии становятся ведущей производительной силой, обеспечивающей ускоренный прогресс всех сфер жизни общества. Обладание информацией- один из важнейших объектов собственности и власти.
|
|
Современные технологии облегчают достижение единства человечества, расширяют наднациональные функции управления. Информационное общество начало складываться в конце 1970 г. г. в экономически развитых странах- США, Японии, в государствах Зап. Европы.
Представления о взаимосвязи культуры и цивилизации
1.Вольтер,В.Гюго- просвещение ( 18-19 вв.)- Развитие культуры тождественно развитие цивилизации. Призвание культурности «видится в совершенствовании рациональных научных знаний, в восприятии всем человечеством «образцов западноевропейских достижений»
2.О.Шпенглер –начало 20в- культура и цивилизация- различные,сменящие друг друга стадии развития общества. Культура-состояние растущего, самобытного общества. Цивилизация –состояние упадка. Для него характерны стандартизация обычаев и ценностей, упрощение форм культуры, утрата нравственности.
3.М.Вебер, М. Блок – первая треть 20в.-культура и цивилизация близкие, но не одинаковые понятия. Духовная культура- прежде всего система ценностей и идей, присущих конкретному обществу. Именно культура придает целостность и своеобразие той или другой цивилизации.
Современные концепции цивилизации.
1. Теории локальных цивилизаций – Н.Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби-История –процесс взаимодействия самобытных обособленных цивилизаций. Каждая из них имеет собственный путь развития. Со временем цивилизации взаимовлияют друг на друга и поэтому меняются. Но их «духовные ядра» сохраняются.
Самобытная цивилизация складывается из следующих основных элементов: географической среды, экономики, социальной структуры, политической среды, законодательства, духовной жизни. Степень влияния каждого из элементов на судьбу общества различна в каждой цивилизации и на каждой стадии ее роста.
2.Теории стадиального развития- У.Ростоу, О.Тоффлер-история понимается как процесс однотипных изменений в различных обществах. Например, выделяют стадии первобытности, древности, средневековья, Hового времени, современности(новейшего времени). Американский социолог О.Тоффлер предложил выделить в истории стадии роста : аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества. Принципы выделения стадий разнообразны от технологического базиса до господствующего стиля искусства.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!