Рассмотрите Казахстан в период Февральской революции 1917г.



Победа буржуазно-демократической революции в России. Изменения в национальной политике. Возвращение рабочих с тыловых работ. Влияние революции на политический климат в стране, политические партии. А.Бокейханов и другие представители национальной интеллигенции. Мусульманское движение. Прогрессивное значение Февральской революции.Влияние Февральской революции на Казахстан. В феврале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демокра- тическая революция, пала монархия. Весть о событиях в Петрограде население Казахстана восприняло с ликованием. Казахи приветствовали свержение самодержавия, справедливо рассматривая этот факт как следствие их многовековой борьбы, как некоторое удовлетворение целей национально-освободительного движения 1916 г.«Для народов России, — телеграфировал руководитель Киргизского отдела при штабе фронта из Минска А.Бокейханов, — взошло солнце Братства, Равенства и Свободы. Чтобы поддержать новое правительство, казахам надо объединиться. Для укрепления нового порядка необходимо скрепить братские узы с другими народами. Надо готовиться к выборам в Учредительное собрание. Боритесь за единство и справедливость!..»Лидеры национально-освободительного движения считали, что с установлением демократии, свободы и равенства настало время для создания национальной автономии, для решения общенациональных проблем. Такое видение революции разделяло большинство представителей казахской интеллигенции.В марте-апреле 1917 г. повсеместно были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов. В отдельных городах (Уральск, Верный, Акмола, Семипалатинск, Аулие-Ата) появились киргизские (казахские) национальные комитеты. Одновременно с Советами действовали органы Временного правительства. В Казахстане, как и во всей стране, установилось двоевластие.Временное правительство считало, что к развитому капитализму необходимо идти реформистским путем, так как из-за отставания в развитии российского капитализма буржуазия не сложилась в мощную экономическую и политическую силу. Однако отражавшее во многом политические и экономические интересы буржуазии и помещиков Временное правительство не смогло подготовить и представить альтернативную программу возрождения России.Новое правительство предпринимало шаги для пересмотра имперской национальной политики. 20 марта 1917 г. были отменены всякие ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности. .')то решение Временного правительства было направлено на установление национального согласия в этом огромном регионе.Вспомните, что вы читали о Февральской буржуазно-демократической революции в России, о ее начале, течении, итогах. (Нобейшая история мира. Учебник для 9 классов общеобразовательных школ).Был рассмотрен вопрос о возвращении на Родину реквизированных для работ на фронте инородческих рабочих дружин, и Временное правительство приняло по нему окончательное решение. На местах шел процесс консолидации демократических сил. Революционно настроенные рабочие добивались через Советы введения восьмичасового рабочего дня (Верный, Семипалатинск, Экибастуз), включения в программу Советов требований о конфискации помещичьих земель.Февральская революция 1917 г. оказала влияние на национальную политику, заявила о своей приверженности общечеловеческим ценностям — свободе, равенству народов. Вместе с тем она не решила до конца национальный вопрос о праве наций на самоопределение, не ликвидировала институты колониального управления. Она сделала лишь первые шаги по урегулированию межнациональных отношений в пределах регионов, снимая тем самым существовавшую напряженность.Возвращение тыловиков и их влияние на революционный процесс.Огромное влияние на рост политического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими рабочими, солдатами. Тыловики объявляли забастовки. Повсюду укреплялся союз тыловиков с русскими солдатами.Некоторые тыловики вернулись в родные края, став членами различных политических партий. В июле 1917 г. в Верном бывшие «реквизированные рабочие» создали Союз чернорабочих, призванный поднять классовое сознание аульной и городской бедноты. В Сергиополе (Аягуз) 800 солдат фронтовиков и мобилизованных «на тыловые работы» казахов объединились в «Русско-мусульманскую солдатскую организацию». Возвратившиеся тыловики из Петропавловска организовали Союз молодых извозчиков. Тыловики повсюду шли в первых рядах борцов за свободу, представляли национальный отряд освободительных сил края. Обездоленная, обнищавшая, озлобленная масса тыловиков стала социальной опорой оппозиции Временному правительству. Политические партии и течения в период после Февральской революции. Носителем идеи национального освобождения, пробуждения национального самосознания казахского народа, вдохновителем борьбы против колониализма выступила национальная демократическая интеллигенция. Во главе ее стал видный деятель российского либерально-демократического движения, в прошлом член партии ЦК кадетской партии Алихан Бокейханов. Его единомышленниками и соратниками стали видные просветители и демократы, активные участники революционного движения А.Байтурсьгнов, М.Дулатов, А.Ермеков, Жаханша Досмухамедов, Халел Досмуха- медов, Ж.Акбаев и многие другие. Лейтмотивом движения стала идея освобождения казахского народа от колониального ига, создания конституционным путем суверенного автономного национального государства. После Февральской революции алашское движение, ведущее свое начало с 1905 г., вновь активизировалось. В апреле-мае 1917 г. состоялись областные, кое-где — уездные съезды партии Алаш, на которых рассматривались важные проблемы, входящие в компетенцию местного самоуправления. Так, состоявшийся областной Семиреченский съезд казахов в апреле 1917 г. рассмотрел вопросы продовольственного снабжения, местного управления, судопроизводства, налогообложения, образования и просвещения. Бурно обсуждался аграрный вопрос. Съезд, в частности, признал необходимым «закрыть область для переселения извне». Особо рассматривались способы урегулирования взаимоотношений киргизов с русскими, способы возвращения из Китая беженцев. Весной 1917 г. Семипалатинский областной съезд казахов предложил Всеказахскому съезду свое видение будущей автономии Казахстана. 21—26 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся Общеказахский съезд, на котором присутствовали делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской областей и Внутренней Букеевской Орды. Съезд рассмотрел такие проблемы, как форма государственного управления, автономия казахских областей, земельный вопрос, организация народной милиции, земство, народное образование, суд, духовно-религиозные вопросы и т.д. Казахскую демократическую общественность волновала проблема казахской государственности, демократических реформ, создание необходимых предпосылок для самоопределения нации. Съезд рассмотрел также вопрос об образовании казахской политической партии Алаш и признал необходимым выработать ее программу. По вопросу о форме государственного управления съезд записал: «В России должна быть демократическая федеративная парламентская республика». Делегаты съезда признали, что казахские области «должны получить областную территориально-национальную автономию», выразили свою позицию по отношению к 83 тыс. беженцев из Китая, участникам событий 1916 г., подвергавшихся дискриминации и преследованию со стороны казачества Семиречья и органов Временного правительства. Съезд обратился к трудящимся края с призывом организовать скорую и действительную помощь голодающему населению Семиречья.После Февральской революции активизировалось мусульманское движение национальных регионов России. В апреле 1917 г. проходили мусульманские съезды Туркестана, Башкирии, Татарии, Кавказа. В мае 1917 г. состоялся Всероссийский съезд мусульман, который, рассматривая вопрос об отношении к войне, заявил, что считает своим лозунгом «мир без аннексий и контрибуций на основах самоопределения народностей Европы, Азии и Африки». Съезд признал формой государственного устройства России демократическую республику на национально-территориально-федеративных началах. На нем бурно обсуждался женский вопрос. Вопреки протестам 250 мулл была принята резолюция о том, что «мусульманки как в политических, так и гражданских правах должны быть равноправными с мужчинами». Съезд высказался против многоженства и калыма.Обсудив рабочий вопрос, делегаты приняли резолюцию о введении 8-часового рабочего дня, о введении обучения в начальной школе на родном языке, всеобщего обязательного и бесплатного начального обучения.Бурное развитие мусульманского движения, охватившее своим влиянием 30-миллионное население окраин России, привело к созданию ряда исламских партий. В сентябре 1917 г. образовалась первая мусульманская партия — Партия туркестанских федералистов. Несмотря на духовный характер, эти политические течения одновременно отражали общенациональные интересы народов, проживающих на территории Туркестана и Казахстана. Активно работали молодежные организации, которые в то время уже были созданы в некоторых городах и аулах Казахстана.В 1917 г. в Аулие-Ате и Мерке образовался Революционный союз казахской молодежи. В Акмолинске действовала такая же организация «Жас казах». Позднее многие члены этих организаций (С.Сейфуллин, Т.Рыскулов) самоотверженно боролись за установление Советской власти в Казахстане.После Февральской революции 1917 г. в северных областях Казахстана активизировала работу организация кадетов. В Семипалатинске она издавала свою газету «Свободная речь». Кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной монархии, переселенческой политики. Член ЦК кадетской партии А.Бокейханов заявил о своем несогласии с такими программными положениями и выходе из этой партии. Весной 1917 г. возникли организации эсеров. Лозунги этой партии: «Землю надо передать тем, кто ее обрабатывает», «Земля — собственность всего народа», осуждение на съезде в Туркестане колониальной политики царизма обеспечили ей временный успех. К лету 1917 г. в руках эсеров оказались все Советы (кроме Черняевского). Кроме того, в Уральске, Гурьеве, Петропавловске, Павлодаре, Кокчетаве, Семипалатинске функционировали отделения казачьей партии. Таким образом, как в России, так и на ее национальной окраине — в Казахстане — сложилась многопартийная система. Возникшие на национальной, религиозной, классовой, сословной основе различные партии и группы в Казахстане вели напряженную полемику друг с другом, не приходя в большинстве случаев к согласию или компромиссу. Вместе с тем было очевидно, что движение 1916 г., вслед за ним Февральская революция 1917 г. всколыхнули большинство народных масс Казахстана, способствовали ускорению развития исторического процесса.

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 485; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!