Этапы развития римской архитектуры

Архитектура Древнего Рима – принципы организации архитектурного пространства, возникшие в Римской империи в II в. до н.э. – VI в н.э. Архитектура Древнего Рима была структурированной и централизованной. Все города создавались вокруг одного центра, состоящего из форума, базилики, терм, амфитеатров, храмов античным богам, триумфальных арок, административных зданий, статуй, школ.

Главным центром архитектуры в Древнем Риме был форум – площадь для собраний, празднеств, ораторских выступлений и пр.

Одним из главных достижений архитектуры Древнего Рима было создание бетона, состоящего из дикого камня, извести, вулканического пепла и пемзы. Благодаря новому невероятно прочному строительному материалу зодчие Рима смогли возводить многоэтажные сооружения. Такие здания часто дополнялись богатым скульптурным декором, основные мотивы которого представляли собой символику римской культуры – львов, орлов, листья лавра, волков и пр.

Триумфальная арка Константина, посвященная победам императора, имеет в основе конструкции арочный свод – также одним из главных открытий архитектуры Древнего Рима.

В отличие от греческого зодчества, архитектура Древнего Рима была представлена более монолитными формами. Именно поэтому для усиления конструкций римские зодчие стали использовать криволинейные перекрытия и опоры, арки, которые в примитивном виде были представлены в архитектуре Месопотамии. Именно рядами аркад, поддерживающих устои мостов и фасадов амфитеатров, характеризуется архитектура Древнего Рима.

Древнеримский акведук Пон-дюж-Гар во Франции, представляющий собой два яруса аркад, по которым проложены каналы для воды.

Акведуки были также одним из наиболее характерных достижений архитектуры Древнего Рима. Каменные каналы, ведущие от горных источников, под небольшим наклоном проводили к поселениям, создавая сложную гидротехническую систему. Акведуки представляли собой арочные мосты, конструкция которых впоследствии стала образцом для железнодорожных и других транспортных мостов.

Римский Пантеон, храм античным богам, представляющий собой ротонду с массивным колонным портиком – одна из характерных конструкций для архитектуры Древнего Рима, позже ставшей одной из наиболее популярных во многих архитектурных стилях.

Также одним из наибольших достижений представителей архитектуры Древнего Рима стало создание сводчатых конструкций. Соединенные арки, усиливающие потолок, формировали свод, а ряд арок в виде замкнутой окружности представлял собой купол. Эти конструкции стали основой для всех последующих архитектурных направлений.

 

 

 

   
   

Этапы развития римской архитектуры

Первый период

 

Вид на Аппиеву дорогу

Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода. Первый из них охватывает собой времяот основания Рима до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникалитогда, имели чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальную пору существования римскогогосударства предпринималось в видах общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города, сглавным туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, прекрасные дороги, между прочим Аппиева дорога, великолепно вымощенная большими, плотно пригнаннымикамнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

Второй период

 

Храм Весты.
Рим, Римский форум

 

Храм Портуна.
Рим, Бычий форум

Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором греческоевлияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э.), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строилисьиз местных вулканических пород камня, пиперина и травертина; вместе с тем, подобные здания, и по плану, ипо конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от нх.

Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубинекоторого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда онаоткрыта.

Иногда колонны украшали только портик храма (простиль); иногда рядом бывали обставлены и боковыестороны целлы (род периптера), но их не имелось с задней стороны; иногда, вместо настоящих колонн, употреблялись полуколонны, выступающие из стен целлы (род псевдопериптера). Крыша здания всегда быладвускатная, с треугольным фронтоном над портиком.

Наряду с подобными святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторх божеств, круглыехрамы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, ногие греческие элементы.

Из храмов, относящихся к рассматриваемому периоду, можно указать на сохранившиеся до известнойстепени Храм Портуна — псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля и на круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стиля, с низкойконусообразной крышей из мраморных черепиц.

 

Реконструкция театра Помпея

В числе сооружений нерелигиозного характера этого же периода заслуживают внимания в особенности:

  • Табуларий (лат. Tabularium) — здание значительного размера, построенное в 78 году до н. э. для помещениягосударственного архива и выходившее на форум фасадом, который представлял 11 аркад с дорическимиколоннами;
  • трёхъярусный деревянный театр М. Скавра (58 г до н. э.), вмещавший в себе до 80 000 зрителей иукрашенный 360 мраморными колоннами и множеством бронзовых статуй,
  • первый каменный театр, возведённый в 55 г. до н. э. на Марсовом поле и увенчанный на вершине своихградин (зрительных скамей) храмом Венеры Победительницы (Venus Victrix).

Все эти здания исчезли, точно так же, как следовавшие за ними постройки Юлия Цезаря: форум с храмомВенеры Родительницы (Venus Genitrix), колоссальный каменный амфитеатр, над которым растягивалсяшёлковый покров (velum) для защиты зрителей от солнечных лучей, базилика Юлия и каменный театр, оконченный при Августе, который назвал его, в честь своего зятя, театром Марцелла.

Третий период

 

Пантеон

 

Колизей

Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августомполновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашейэры.

В это время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументальногосооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствуетактивному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурнымиизображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещёболее впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализацийи укреплений.

Римское искусство уступало греческому искусство в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. Кэтому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большогоамфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всейимперии, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а такжедворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуреримлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с техническойточки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных траншеях, посколькуобширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях.

Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему, расширив его влияние на запад и северЕвропы. Многие греческие архитекторы известны нам благодаря римлянам, которые заказывали себе копии, пережившие в итоге свои оригиналы. Римские мастера значительно уступали грекам, но у них быласобственная глубоко реалистичная скульптурная традиция, шедшая, вероятно, от манеры исполненияпортретных бюстов предков, которые римляне хранили в своих домах не в качестве произведений искусства, аинформации о том, как выглядели их праотцы. Простота и в то же время яркая индивидуальность римскогопортретного искусства делают его очень привлекательным.

В течение этого периода все прежде наметившиеся типы зданий приходят в полное развитие, достигаютудивительной величественности, высшего изящества и поразительной роскоши, хотя в их формы и деталипрокрадываются элементы, занесённые с Востока и Египта.

Август довершил многие архитектурные предприятия предшествовавшего времени и с пышностьювосстановил в Риме 82 храма, запущенных и полуразвалившихся. Исполняя свой обет, данный в битве приАкциуме, он соорудил обширный форум своего имени с великолепным храмом в честь Марса-Мстителя‎. Уцелевшие остатки зданий этого форума — три коринфские колонны, часть стены храмовой целлы инесколько плафонных кассетонов — могут считаться прекраснейшими остатками Римской архитектуры. Ещёболее замечательный и притом несравненно лучше сохранившийся её памятник представляет собойвыстроенный в 26 г до н. э. Пантеон Агриппы. Август, ещё при своей жизни, воздвиг себе надгробныймавзолей, от которого остались теперь только груды камня — гигантский памятник, занимавший на МарсовомПоле площадь в 3400 м² и состоявший из нескольких уступов, возвышавшихся один над другим и усаженныхдеревьями; на его вершине стояла колоссальная бронзовая статуя императора. Не довольствуясьпостройками в самом Риме, о котором он с полным правом мог говорить, что «принял этот город кирпичным, аоставил мраморным», Август наделил многие другие места империи более или менее изящными зданиями, каковы, например, храм Августа и Ромы в Пуле (в Истрии), прекрасно сохранившийся храм Мезон Карре вНиме, триумфальные ворота в Римини, Сузе, Аосте и т. п.

После смерти Августа строительные предприятия в Риме на некоторое время уменьшились; тем не менее, Тиберий начал сооружать храм Кастора и Поллукса, впоследствии довершенный Калигулой; бедные остаткиэтого некогда красивого и пышного здания — три колонны с частью его основания и их антаблемента — стояттеперь в южной части форума. Клавдий построил акведук своего имени, доставлявший в Рим воду реки Анио сСабинских гор — громадное сооружение длиной более 10 км, тянущееся через римскую Кампанию исостоящее из обширных арок, поддерживающих канал, по которому неслась вода. Нерон, после известногопожара Рима, на его дымящихся развалинах построил «Золотой дом», который должен был превзойтивеликолепием все, что было создано до той поры архитектурой и декоративным искусством; это гордое зданиепосле смерти тирана было разрушено негодовавшим на него народом.

После воцарения Флавиев, архитектурная деятельность снова усилилась, и императоры этой фамилиинаделили Рим и его провинции множеством зданий, не уступающих своими размерами появившимся в эпохуАвгуста, и даже превосходящими их в отношении роскоши. Веспасиан начал сооружать в вечном городе храмМарса и знаменитый Колизей, оконченный в 70 г н. э. Титом. Кроме Колизея, из построек этого государяважнейшими были термы его имени и дворец, возведённый им для себя. При Домициане Рим украсилсятриумфальными воротами, увековечивавшими память о победах Тита над иудеями и о разорении имИерусалима — сооружением, любопытным в особенности потому, что в нём мы впервые видим совершенноопределившийся, характеристичный тип римских триумфальных арок, которые строились и раньше, но не стакой соразмерностью частей и с меньшим убранством, а также потому, что полуколонны, украшающие собойэти ворота, представляют первый известный пример капителей стиля композита. Сверх того, Домициан началстроить новый форум (лат. Forum Transitorium), заключавшийся между Forum Romanum и Августовым иоконченный Нервой, который назвал его своим именем.

Траян соорудил другой форум, своей величиной и роскошью превосходивший все существовавшие до тоговремени. Любимый архитектор императора — Аполлодор Дамасский — поместил в середине этого форумаобширную базилику (basilica Ulpia) о девяти нефах и громадную, уцелевшую доныне колонну в честь Траяна, собвивающим её барельефным изображением эпизодов его похода против даков. Кроме входных ворот в тотже форум, были воздвигнуты на нем ещё другие, из дорогого пентелийского мрамора, но они быливпоследствии разрушены и их материал употреблён на триумфальную арку императора Константина. Неограничиваясь Римом, Траян украсил роскошными сооружениями многие другие города, причём вбольшинстве случаев пользовался услугами того же Аполлодора; особенно много произведено построек дляобщественной пользы на родине императора, в Испании.

Римская архитектура ещё более оживилась в царствование Адриана, который не только был горячийлюбитель искусства, но и сам занимался им в часы досуга. Он обогатил Рим таким множеством новых зданий, что заслужил прозвание его Восстановителя (Restitutor). Наиболее важные между ними — храм Венеры иРомы, стоявший как раз против Колизея — самый большой из бывших в городе, огромный псевдопериптер сдвумя целлами, прислонёнными одна к другой, и с обширным портиком, и мавзолей Адриана, начатыйпостройкой при нём самом и оконченный при его преемнике, — сооружение, называвшееся, вследствие своейгромадности, «Moles Hadriani» и представлявшее два цилиндрических этажа, возвышавшихся начетырёхугольном основании и обставленных колоннами; оно было сложено из травертина, облицованомрамором и увенчивалось куполом, на вершине которого стояла бронзовая колесница с фигурой едущего вней императора или, быть может, кедровая шишка. Мавзолей Адриана ещё при Гонории был превращён вкрепость, лишился потом своей мраморной отделки и верхнего этажа и, наконец, стал нынешним Замком св. Ангела. К постройкам Адриана принадлежат также великолепный мост, перекинутый через Тибр противмавзолея, и находившийся поблизости оттуда большой цирк, исчезнувший бесследно. Неподалёку от Рима, вТибуре (Тиволи), построена императором по собственным его планам роскошная вилла, в которой быливоспроизведены в миниатюрном виде лучшие памятники греческого и египетского зодчества. Из сооруженийАдриана в провинциях, особенно многочисленны были произведённые в Афинах, которым он, будучипоклонником греческой образованности, хотел возвратить прежний блеск. Там его заботами довершен храмОлимпийского Зевса, начатый ещё при Писистрате, воздвигнуты храм Зевса и Геры, несколько других храмов, гимназий, портики, базилика, театр у подножия акрополя, проведены каналы, дороги, словом, возник новыйгород, соединявшийся со старым воротами, сохранившимися до наших дней. Относительно архитектурногостиля эпохи Адриана, должно заметить, что он лишён оригинальности, ограничивается более или менееудачным сочетанием в себе разных элементов, выработанных в цветущую пору античного искусства, — стильхолодно-эклектический, так сказать, академический, но, при сильном стремлении своём к монументальности ипышности, все ещё отличающийся стройностью и изяществом.

Четвёртый период

 

Храм Антонина и Фаустины
Рим, Римский форум

 

Термы Каракаллы

 

Триумфальная арка Константина

 

Развалины базилики Максенция

После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишествоукрашений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступаетчетвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победыхристианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). И в это время, каждый император старается оставить по себепамять каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина иФаустины; Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север — тяжёлые, обременённые архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание аркеТита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты вТиволи. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан — колоссальным храмом Солнца. При Диоклетиане построены термы, ещё более вместительные ивеликолепные, чем бани Каракаллы, но представлявшие собой, по конструкции и расположению, толькосколок с них. Не менее колоссален был сооружённый этим императором в Спалато (в Далмации) дворец, изкамней которого выстроена впоследствии значительная часть этого города.

Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи были триумфальные ворота, имеющие три пролёта и украшенные скульптурными рельефами, взятыми с ворот Траяна, и базилика, основание которой было, впрочем, положено ещё Максенцием, — последний прекрасный памятник римскойархитектуры, могущий выдержать сравнение с наилучшими созданиями её цветущей поры. То быловеличественное здание о трёх нефах внутри, стройное по пропорциональности своих частей, роскошноотделанное, благородное, хотя в его деталях уже проявились признаки упадка искусства.

Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности иизысканности, заглушавшее предания классической эпохи. Особенно красноречиво свидетельствуют о томсооружения, появившиеся при последних императорах в таких отдалённых краях их владений, как Сирия иАравия: впалые или вздутые поверхности, капризно изгибающиеся или ломающиеся линии, изобилиеукрашений нередко вычурных, фантастичность форм, — таковы главные черты этой римско-восточнойархитектуры. Некоторые из её произведений до сей поры удивляют своими размерами, массойупотреблённого на них дорогого материала, техническим мастерством своей конструкции, но также ипричудливым нарушением стильности. Таковы, например, остатки храма Ваала в Гелиополе (Баальбек), развалины храмов и колоннад в Пальмире, уцелевшие фасады погребальных пещер в местности Петры, некогда цветущего города Каменистой Аравии и некоторые др.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!