Тема: «КОРОНА ЦАРЕВНЫ МАРЬИ МОРЕВНЫ»



Задачи.Знакомить детей с русской национальной одеждой, с образцами орнамента в полосе, круге, квадрате; учить создавать рисунок на короне заданной формы по принципу «нитяного узора», предварительно нанося его простым карандашом, строить симметричную композицию из геометрических и растительных элементов; продолжать учить работать ватными палочками, печатками, оттиском.

Ход занятия

Звучит русская народная музыка. Вносятся русские народные женские костюмы. Дети рассматривают, как они украшены, выделяют элементы орнамента. Надо уточнить цвета, характерные для украшения одежды, на таблицах рассмотреть образцы орнамента в круге, квадрате, полосе.

Педагог. Как называется эта музыка? Когда вы ее слышите, что представляете? (Ответы детей.)

Сегодня мы поговорим о традиционной одежде русской женщины. Обращаемся к репродукциям. Что нам подсказывает, что на картинах изображены русские красавицы? (Одежда.) А какие национальные головные уборы вы здесь видите? (Платки, кокошники, ленты в волосах.) Посмотрите внимательно на кокошники, подумайте, как выполнялись эти узоры. Узоры вышивали нитками, делали аппликацию из ткани и тесьмы, расшивали бисером, стеклярусом, бусинами, драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом          

Кокошник – праздничный головной убор. В будние дни его не надевали. Он служит украшением, как и корона.

(Вносятся для рассматривания расшитые кокошники.)

Рассмотрим элементы украшения (цветки, листья, завитки, геометрические формы).

Сегодня мы будем украшать корону царевны Марьи Моревны. Кто помнит эту сказку про русскую красавицу? Во что она была одета? А какой на ней головной убор? Правильно, кокошник или корона. У вас на столах лежат заготовки короны, а узор вы придумаете сами.

Дети рисуют под звуки музыки русских народных песен. Необходимо напомнить им, чтобы были внимательны, ведь узор, выполненный на правой стороне должен повторяться симметрично и на левой. Точно также, как одна сторона лица повторяет другую.

В конце занятия устроить ярмарку, где будут выставлены короны и попросить детей указать на те, где изображены характерные элементы для национальных головных уборов русских женщин: «солнышко», «цветок», «дерево», «листок», «елочка», «завиток».

Занятие № 24

Тема: «СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА»

Задачи.Учить создавать изображение птицы в нетрадиционной технике пальцевой живописи, отпечатками ладошек; упражнять в прорисовывании элементов украшения и декорирования (линии, точки, штрихи, мазки, примакивание и т. д.), способствующих совершенствованию техники работы кистью; вызвать интерес к дополнению изображения с помощью аппликации для получения наибольшей выразительности; закрепить понятие симметрии; развивать творческие способности, пространственное мышление.

Ход занятия

Педагог. Дети, мы с вами уже хорошо знаем технику пальцевой живописи. Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакиваем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую…Чем не палитра! В пальцевой живописи краска наносится пальцами, ладошкой, кулаком. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоских же баночках ставится вода. Вы помните правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытирают салфеткой. Для рисования ладошкой краску наливают в блюдца.

Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки: украшения платьев, следы зверей, роспись кокошников, цветы, простейшие пейзажи. Скажите, что еще можно нарисовать пальцами, ладошкой, кулаком? (Ответы детей.)

Давайте поиграем в волшебников! (Игра «Волшебная палочка»). Звучит фоновая музыка С. Прокофьева «Гавот» из балета «Золушка».

Ребята, волшебной палочкой можно нарисовать все, что угодно. Но волшебными могут стать и наши руки. Руки – главные наши помощники в рисовании, но сегодня они нам помогут особенно. Для того, чтобы нарисовать птицу, я на доске обведу свою руку. Скажите, какая часть руки похожа на голову, крылья, тело? (Варианты ответов могут быть различными, но принимается любой.) Давайте нарисуем сказочную птицу ладошками. Сначала левую ладошку окунаем в красную краску и ставим отпечаток на середине листа, развернув ладонь влево и оттопырив большой палец. Потом правую ладошку этой же краской таким же образом ставим отпечаток, повернув руку вправо. Обратите внимание на то, что большой палец правой руки четко накладывается на отпечаток большого пальца левой руки. Смотрите, красная птица взмахнула крыльями. Добавим хвост. Хвост отпечатываем ладошкой пальцами вниз краской другого цвета.

Так как мы рисуем птицу необычную, сказочную, то и украшать ее мы будем узорами, состоящими из разных элементов. Назовите их. (Ответы детей.)

Дополняем птицу деталями: глаза, клюв, венчик на голове. Перья можно выполнить с помощью аппликации: вырезать из цветной бумаги овалы разной величины и наклеить их на крылья и хвост.

Поощряется дорисовка фона, облаков, ветки, волшебного яблока в клюве птицы…

По завершении работы дети рассказывают, из какой сказки эта птица. Звучит фоновая музыка Ф. Шуберта «Музыкальный момент». Детям предлагается игра – прогулка по волшебному саду, где живут сказочные птицы.

Занятие №25

Тема: «ЧУДО-ЮДО РЫБА-КИТ»

Задачи.Учить рисовать кита, используя технику нетрадиционного изображения «силуэт»; познакомить с техникой рисования свечой; учить находить верное композиционное решение и сравнительно точно передавать пропорции; упражнять в использовании средств выразительности; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закрепить умение самостоятельно выбирать технику; учить создавать выразительный образ, дополняя рисунок деталями; закрепить умение правильно располагать рисунок на листе; развивать пространственное мышление; закрепить умение вырезать заданную форму; воспитывать сочувствие к персонажам; учить замечать особенности сказочного образа, передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей.

Ход занятия

Звучит музыка П. И. Чайковского «Сентиментальный вальс». На стенде иллюстрации к сказке «Конек-горбунок» художника Н. Кочергина из книги П. Ершова.

Педагог.          Подъезжая к окияну,

                        Говорит конек Ивану:

                        «Ну, Иванушка, смотри,

                        Вот минуты через три

                        Мы приедем на поляну –

                        Прямо к морю-окияну;

                        Поперек его лежит

                        Чудо-юдо рыба-кит;

                        Десять лет уж он страдает…»

                                  * * *

                        Вот въезжает на поляну

                        Прямо к морю-окияну;

                        Поперек его лежит

                        Чудо-юдо рыба-кит.

                        Все бока его изрыты,

                        Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужики на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

- Как называется эта сказка?

- Кто ее автор?

- За что был наказан Чудо-юдо рыба-кит?

- Что ему нужно сделать, чтобы избавиться от наказания?

- Кто ему помог?

- Как вы думаете, надо ему посочувствовать?   

       (Ответы детей.)

Дети, я покажу на доске, как легко можно нарисовать кита. Большой круг, к нему пририсовываем хвост – набросок готов. Остается добавить детали: глаз, рот, плавник, над головой – фонтанчик. Но это вы уже сделаете сами на своих листах.

Работать сегодня будем в новой технике нетрадиционного изображения «силуэт». В центре листа тонкого картона нарисуйте силуэт кита. Проделайте дырку в середине изображения и вставьте в отверстие ножницы. Аккуратно вырежьте силуэт. Приложите его к другому листу бумаги и с помощью тампона или губкой «закрасьте» силуэт фиолетовой краской. Если закрашивать хотите кистью, то заливка начинается от середины и распространяется к краям.

Пока Чудо-кит на ваших рисунках сохнет, мы ознакомимся с еще одной нетрадиционной техникой рисования. Чудо-кит бороздит просторы моря-океана. А чтобы океан на нашем рисунке получился похожим на настоящий, давайте сначала кончик каждой волны потрем обычной свечкой. Потом раскрасим воду синей краской. Места на бумаге, которые мы потерли свечкой, останутся белыми. Вот наш океан и заштормило. Смотрите, как красиво пенятся барашки волн!

Теперь закончим образ Чудо-кита, добавив ему необходимые детали. Нарисуйте глаз, линии плавников на хвосте, широко открытый рот… Скажите, а у китов есть зубы? Правильно, во рту у него пластины, через которые он выпускает воду. Их называют «китовый ус». Нарисуйте их ровными вертикальными штрихами.

Дети работают над созданием образа. Можно включить негромкую мелодичную музыку.

После окончания работы педагог читает шуточное стихотворение:

Тили-тили, тра-та-та! Как у нашего кита

Днем и ночью круглый год

На спине редис растет!

И петрушка, и капуста,

И акация цветет! Вот!

Тара-тара, тру-ту-ту! Только хочется киту,

Чтобы было круглый год

Все совсем наоборот:

Пусть вдали от синих вод

Чудо-огород растет.

А ему бы жить, киту, без забот! Вот!

  

 

 

Заключение

Разработка серии занятий «Маленький волшебник» написана на основании экспериментальной работы, проводимой в МБОУ ДОД ЦДТ «Приокский» г. Рязани. Здесь представлены разработанные автором разнообразные виды занятий по рисованию. Эти занятия направлены на формирование эстетического вкуса детей, эстетического отношения к нарисованному, углубление знаний об окружающем, развитие художественно-творческих способностей, используя нетрадиционные техники изображения. Она направлена на увеличение разнообразия в работе, на возможность открыть для себя что-то новое, использовать это в своей деятельности. Так как выполняет много значимых задач.

Содержание методической разработки соответствует единой теме и поставленной цели. В данной разработке есть рациональность и эффективность методических решений, так как она апробирована автором и носит универсальный характер. Предлагаемый материал является совокупностью проанализированного и систематизированного общепе- дагогического опыта (Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, В. А. Езикеева, Н. М. Зубарева, Л. В. Компанцева, Р. М. Чумичева, Т. В. Ивкина, Т. С. Комарова, Н. Г. Третьякова, Р. Г. Каза- кова, Т. Н. Доронова, Н. А. Курочкина, Н. Б. Халезова, Л. В. Пантелеева) и личного опыта автора, основанного на использовании современной методики ТРИЗ (Теории Решения Изобразительных Задач).

Разработка серии занятий лаконична, в ней отсутствуют размышления на общепедагогические темы; обладает эффективным положительным результатом, практической значимостью; носит инновационный характер; доступна и понятна в изложении и легко воспроизводима в работе.

В качестве дополнения к вышеизложенному приводится перечень художников, картины которых рекомендуются для использования на занятиях, авторов музыкальных и художественных произведений.

Живопись:П. Кончаловский «Сирень»; Е. Романова «Цветы в интерьере»; Е. Волков «Октябрь»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна», «Большая вода», «Март»; И. Грабарь «Сентябрьский снег», «Февральская лазурь», «Осенний день», «Рябинка», «Березовая аллея»; И. Шишкин «Зима», «Рожь»; Н. Крымов «Зима»; А. Саврасов «Грачи прилетели», «Оттепель»; К. Юон «Волшебница зима»; Ф. Васильев «Оттепель»; В. Бакшеева Голубая весна»; И. Остроухова «Первая зелень»; А. Грицай «Подснежники»; А. Пухина «Последний снег»; Э. Кито «Половодье»; А. Пластов «Первый снег»; А. Маттис «Красные рыбы»; Б. Кустодиев «Морозный день», «Взятие снежного городка»; иллюстрации гравюры К. Хоусай «Волна», репродукции картин И. Айвазовского.

Музыка:С. Прокофьев «Гавот» (из балета «Золушка»), музыкальная композиция «Веселая планета»; В. Казенин «Песня о семи цветах радуги» из цикла «Семь веселых братьев»; Ф. Шопен «Прелюдия ля-мажор»; П. Чайковский «Сентиментальный вальс», «Времена года»; В. Рябиков «Елка»; И. Гайдн «Соната»; М. Мусоргский «Слеза»; И. Бах «Шутка»; М. Иорданский «Цветная песенка»; Ц. Кюи «Осень»; Е. Дога «Вальс»; Р. Глюк «Мелодия»; Римский-Корсаков «В подводном царстве» (фрагмент из оперы «Садко»)А. Филиппенко "Снежинки»; Г. Свиридов «Вальс», «Старинный танец»; Ф. Шуберт «Музыкальный момент».

Литература:А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.), «Сказка о рыбаке и рыбке»; И. Бунин «Первый снег», «Листопад» (фрагмент); Е. Баратынский «Весна, весна…» (в сокр.); Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз Красный нос»); А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…»; И. Суриков «Зима»; А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищурил…»; С. Дрожжин «Улицей гуляет…»; С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза», «Черемуха», «Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку дня…»; Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; З. Александрова «Дождик»; Е. Благинина «Эхо»; В. Берестов «Заячий след»; Я. Аким «Первый снег», «Где ты бродишь, осень?»; Р. Сеф «Лиловое стихотворение», «Чудо»; Г. Сапгир «Садовник»; И. Токмакова «Ветрено!», «Рыбки»; Ю. Мориц «Песенка про сказку», «Жила-была конфета»; И. никитин «Встреча зимы»; Г. Цыферов «Град»; С. Козлов «Зимняя сказка»; Ю. Тувим «Овощи», «Чудеса»; М. Яснов «Мирная считалка»; А. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад…»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», «Чародейкою-зимою околдован лес стоит…»; П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); Р. Кудашева «Гнутся ветки мохнатые вниз…»; И. Греков «Приметы осени»; М. Быкова «Где ежик?»; И. Тургенев «Лес осенью» (отрывок); М. Пришвин «Золотые рощи»; пословицы, поговорки, частушки, песенки, загадки.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блейк М. Как рисовать. Пастель. – М.: Астрель, 2002.

2. Бялик В. Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж. – М., 2003.

3.Вавилкина Н. А. Нетрадиционные способы изображения как средство развития творче-

ства дошкольника / Рязанский обл. институт развития образования. - Рязань, 1999.

4. Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. М., 2004. 

5. Гризик Т. И. Маленький помощник. – М.: ИГиРГИ, 1997.

6. Грицай А. Альбом репродукций. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

7. Доронова Т. Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: планы занятий и бесед. –

М., 2005.

8. Колоба Л. Путешествие по стране Рисовандии. – М., 1994.

9. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М. Просвещение,

1985.

10. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспи- 

тателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

11. Кормарош П. Карандаш-волшебник. – Минск, 1994.

12. Лахутин М. Д. Как научиться рисовать. – М., 2000.

13. Мосин И. Г. Рисование 1. – Екатеринбург, 1998.

14. Некрасова-Каратаева О. О. О природе детского рисования. – М., 1997.

15. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В.  

Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

16. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Основы композиции. Основы рисунка. –

Обнинск, 1996.

17. Утробина К. Л., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка. – Изд-во

«ГНОМ и Д», 2001.

18. Хрестоматия для дошкольников (сост. Н. П. Ильчук и др. – 1-е издание). – М., изд-во

АСТ, 1999.

19. Шклярова М. И. Рисуйте в нетрадиционной технике. – М., 2000.

20. Энциклопедия художника. – М., 2000.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!