ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет и метод истории политических и правовых учений.
2. Политические и правовые идеи в государствах Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Индии и Древнего Китая.
3. Политико-правовые идеи в Древней Греции IX-VI в.в. до н.э.: Гомер, Гесиод, Солон, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ
4. Политико-правовые учения Платона и Аристотеля.
5. Политико-правовая мысль в Древней Греции периода эллинизма.
6. Политико-правовое учение Цицерона.
7. Учение римских юристов о праве.
8. Политико-правовые идеи раннего христианства. Аврелий Августин.
9. Политические и правовые идеи средневековых ересей. Марсилий Падуанский.
10. Общая характеристика политико-правовой мысли эпохи средневековья. Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского.
11. Политико-правовые идеи эпохи Возрождения. Политико-правовая концепция Н. Макиавелли.
12. Политические и правовые идеи Реформации.Ж. Боден.
13. Социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы.
14. Развитие русской политической и правовой мысли в XI-XIV вв.
15. Политические и правовые учения в России в XV-XVII вв.
16. Политико-правовые учения в Голландии XVII в. Г. Гроций, Б. Спиноза.
17. Политические и правовые учения в Англии в XVII в. (пресвитериане, индепенденты, левеллеры, Т. Гоббс, Д. Локк).
18. Политико-правовая программа Вольтера.
19. Политико-правовые доктрины Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо.
20. Идеология абсолютизма в России (С. Полоцкий, Ф. Прокопович, В. Татищев, И. Посошков, М. Щербатов).
|
|
21. Русское просветительство (С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, А.Н. Радищев).
22. Философия государства и права И. Канта.
23. Учение Гегеля о государстве и праве.
24. Политико-правовое учение И.Г. Фихте.
25. Историческая школа права в Германии в конце XVIII – начале XIX вв.
26. Политико-правовая мысль в России в первой четверти 19 в. (М.М. Сперанский, Н.М. Карамзин, декабристы).
27. Политико-правовые учения в России в 30-40 гг. XIX в. (П.Я. Чаадаев, западники, славянофилы).
28. Политико-правовые взгляды русских революционных демократов XIX в.
29. История либеральных идей в России второй половины XIX - начала ХХ вв.
30. Политико-правовые взгляды русских консерваторов второй половины XIX в. (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский).
31. Политико-правовые взгляды русских философов конца XIX – начала XX вв. (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).
32. Политические и правовые взгляды Т. Джефферсона, Т. Пейна и А. Гамильтона.
33. Особенности английского, немецкого и французского либерализма XIX в.
34. Политико-правовые взгляды идеологов социализма (А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье),
35. Политическое и правовое учение марксизма.
|
|
36. Политико-правовые взгляды О. Конта, органическая теория государства Г.Спенсера.
37. Политико-правовая мысль в Германии второй половины XIX в. (Р. Иеринг, Р. Штаммлер, Ф. Ницше).
38. Социологическая теория государства Л. Гумпловича. Юридический позитивизм Дж. Остина.
39. Особенности политико-правовых воззрений российских марксистов начала XX в. ( В.И.Ленин, Г.В. Плеханов, Л. Мартов).
40. Правопонимание советского времени. Политические взгляды Н.И. Бухарина и И.В. Сталина
41. Нормативистская теория права. Т. Кельзен
42. Социологическая юриспруденция. Роско Паунд
43. Школа «свободного права». Евгений Эрлих.
44. Психологическая теория права. Л.И. Петражицкий.
45. Теория солидарности Л. Дюги.
46. Политико-правовые взгляды русских консерваторов второй половины XIX в. (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский).
47. Политико-правовая идеология национал-социализма.
48. Теории естественного права. Жак Маритен.
49. Политико-правовые идеи П.Б. Струве и П. Сорокина.
50. Интегративная юриспруденция XX в. Теория элит, бюрократии и технократии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа является важнейшим условием получения качественного образования. Ее удельный вес при заочной и очно-заочной формах обучения очень высок. Самостоятельная работа необходима не только для активного приобретения новых знаний, их закрепления, расширения и углубления, но и для формирования критического мышления, которое востребовано в любом виде деятельности выпускника вуза, а также для выработки профессионального юридического мышления.
|
|
Самостоятельной работа по дисциплине происходит в нескольких формах и предусматривает:
- детальную проработку вопросов, рассмотренных в ходе аудиторных занятий, с целью углубления и закрепления полученных знаний;
- изучение учебной литературы по программе курса;
- знакомство с содержанием наиболее значимых работ представителей различных политико-правовых учений и анализ их содержания;
- работу с научной литературой, рекомендованной к изучению с целью освоения программы и формирования навыков работы с большими информационными блоками различной проблематики;
- подготовку к семинарским занятиям;
- конспектирование источников и научных работ;
- написание рефератов с целью углубленного изучения ряда вопросов программы и приобретения навыков научного исследования, поисковой и творческой деятельности;
|
|
- подготовку к итоговому экзамену.
Знакомство с научной литературой и теоретическими работами представителей политико-правовой мысли представляет определенную сложность. Начинать следует с ознакомления с аннотацией, оглавлением, введением. Необходимым приемом является просмотровое чтение, выборочное чтение, которое должно предшествовать основному вдумчивому и внимательному чтению. Правильной ориентировке в книге способствуют предметные, алфавитные, именные, хронологические и библиографические указатели. Необходимые выписки следует делать только после основательной проработки прочитанного, и стараться ни в коем случае не составлять конспект параллельно первичному чтению, иначе он получится громоздким. Конспект может составляться в виде тезисов, отдельных выписок по интересующему вопросу, необходимых цитат, плана-конспекта, который может быть кратким либо развернутым. Уровень осмысления изучаемого текста будет тем выше, чем более осознанно студент будет стремиться к собственному изложению прочитанного. При ознакомлении с текстом важно учиться вычленять авторский конценпт, находить и выделять основные теоретические положения, их аргументацию и выводы. Выписки следует делать, соблюдая правила библиографического описания. Читая учебник, научную статью, монографию важно обращать внимание на различные ссылки, примечания, указания на источники, которые даются в сносках на страницах или в конце всей книги.
В том случае, если нужно подобрать источники и литературу по определенному вопросу или теме, надлежит пользоваться библиотечными каталогами, в том числе электронными, библиографическими справочниками, списками литературы и т.п. Особое внимание следует обращать на изучение нормативных актов, предусмотренных программой.
Одним из обязательных видов работы студентов при изучении истории политических и правовых учений является выполнение реферата. Главная функция реферата, помимо познавательной, состоит в том, чтобы формировать у себя навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. Это предполагает овладение основной методологической базой теоретических исследований, выработку умения работать с различными источниками, осмысленно читать и критически воспринимать научную литературу, научиться четко и убедительно излагать свои мысли в письменной форме.
Студент имеет возможность широкого выбора темы реферата в соответствии со своими интересами. Важнейшим требованием к избираемой теме является ее научно-теоретическая и практическая значимость, актуальность. При выборе темы важно учитывать обеспеченность ее необходимой литературой. Не менее важным обстоятельством, влияющим на выбор темы и на результаты работы, является заинтересованность в исследовании политико-правовых учений определенных стран и периодов. Студент может предложить тему и сам, но должен обязательно согласовать ее с преподавателем.
Содержание реферата должно отображать знание поставленной проблемы, степень ее изученности, краткий анализ и обобщение конкретного материала. Наиболее удачные рефераты могут быть заслушаны и обсуждены в виде докладов на семинарских занятиях и консультациях.
Основные этапы выполнения работы:
- выбор и утверждение темы;
- подбор, изучение и анализ источников, учебной и научной литературы;
- определение цели и задач работы, составление плана;
- написание и оформление работы;
- представление работы на рецензирование;
- доработка реферата, получившего отрицательный отзыв.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Политико-правовая мысль Древней Индии.
2. Даосизм.
3. Конфуцианство.
4. Моизм.
5. Легизм.
6. Политико-правовые воззрения Гераклита.
7. Демокрит о государстве и праве.
8. Политико-правовые идеи софистов.
9. Политико-правовое учение Сократа.
10. Политическая наука Аристотеля.
11. Политико-правовое учение Платона.
12. Учение Эпикура.
13. Учение Цицерона о государстве и праве.
14. Римский стоицизм.
15. Правовые воззрения римских юристов.
16. Политические и правовые взгляды Августина.
17. Фома Аквинский о государстве и праве.
18. Юридическая мысль эпохи средневековья.
19. Политико-правое учение Марсилия Падуанского.
20. Мусульманская концепция государства и права XI-XV вв.
21. Политико-правовые идеи «Слова о законе и благодати».
22. Политическая программа Владимира Мономаха.
23. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника.
24. Учение Н. Макиавелли.
25. Политико-правовые взгляды Мартина Лютера.
26. Кальвинизм.
27. Жан Боден и его учение о государстве и праве.
28. Политическая утопия Т. Мора и Т. Кампанеллы.
29. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян.
30. Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».
31. Политическая программа И.С. Пересветова.
32. Полемика И. Грозного и А. Курбского о самодержавной власти.
33. Политические взгляды Ивана Грозного.
34. Политические взгляды А. Курбского.
35. Политическое учение И. Тимофеева.
36. Политико-правовое учение Спинозы.
37. Английские левеллеры о государстве и праве.
38. Политико-правовое учение Гоббса.
39. Учение Локка о государстве и праве.
40. Политические и правовые взгляды Вольтера.
41. Политико-правовое учение Монтескье.
42. Политико-правое учение Ж.-Ж. Руссо.
43. Политико-правовые идеи якобинцев.
44. Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв.
45. Симеон Полоцкий идеолог просвещенного абсолютизма.
46. Ю. Крижанич.
47. Политические взгляды А.Л. Ордина-Нащокина.
48. Политические идеи Ф. Прокоповича.
49. Политическая программа И.Т. Посошкова.
50. Политические взгляды М.М. Щербатова.
51. Учение о государстве и праве С.Е. Десницкого.
52. Становление американской политико-правовой мысли в XVII–середине XVIII вв.
53. Американская политико-правовая мысль второй половины XVIII в.
54. Политические взгляды Б. Франклина.
55. Политические взгляды Т. Джефферсона.
56. Политико-правовые взгляды американских федералистов.
57. Политические взгляды В. Вильсона.
58. Учение Канта о государстве и праве.
59. Политико-правовая теория И.Г. Фихте.
60. Историческая школа права в Германии конца XVIII первой половины XIX вв.
61. Гегель о государстве и праве.
62. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского.
63. Политические идеи Н.М. Карамзина.
64. Политическая программа Н. Муравьева.
65. Политические идеи П.Я. Чаадаева.
66. Политико-правовые воззрения славянофилов.
67. Политико-правовые воззрения западников.
68. Английский либерализм первой половины XIX в.
69. Французский либерализм второй половины XIX в.
70. Немецкий либерализм первой половины XIX в.
71. Политико-правовые воззрения социалистов-утопистов.
72. Политические взгляды О. Конта.
73. К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве и праве.
74. К. Маркс и Ф. Энгельс о социалистической революции и социалистическом государстве.
75. Учение Р. Иеринга.
76. Социалистическая теория государства в XIX в.
77. Неокантианское учение о праве в XIX в.
78. Юридическая позитивизм Д. Остина.
79. Политические идеи Г. Спенсера.
80. Политико-правовое учение Ф. Ницше.
81. Политико-правовые идеи демократов-шестидесятников в России XIX в.
82. Политико-правовые взгляды идеологов русского революционного народничества 70-х гг. XIX в.
83. Русские либералы второй половины XIX в. о государстве и праве.
84. Политические взгляды поздних славянофилов в России (Н.Я. Данилевcкий).
85. Политико-правовые взгляды К.Н. Леонтьева.
86. Политические идеи Ф.М. Достоевского.
87. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева.
88. Б.А. Кистяковский.
89. С.А. Котляровский.
90. П.И. Новгородцев.
91. Политико-правовые взгляды С.Н. Булгакова.
92. Политико-правовые взгляды Н.А. Бердяева.
93. Политико-правовые взгляды Н.А. Ильина.
94. Правовые идеи Н.Б. Струве.
95. Правовые идеи П. Сорокина.
96. В.И. Ленин о классовой природе государства.
97. В.И. Ленин о диктатуре пролетариата.
98. В.И. Ленин о социалистической государственности.
99. Политические идеи Н.И. Бухарина.
100. Политические взгляды И.В. Сталина.
101. Меновая концепция права.
102. Психологическая концепция классового права.
103. Дискуссия о праве в СССР в конце 20-х – середина 30-х гг. XIX в.
104. Концепция «социалистического права».
105. Аналитическая юриспруденция.
106. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена.
107. Прагматический позитивизм в праве.
108. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма.
109. Социологическая юриспруденция.
110. Психологическая теория права И.И. Петражицкого.
111. Политико-правовая идеология национал-социализма.
112. Возрожденное естественное право.
113. Интегративная юриспруденция.
114. Теория элит, бюрократии и технократии.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абсолютизм(от лат. absolutus — безусловный) — форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица — монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти.
Абсентеизм(от лат. аbsens (аbsentis) — отсутствующий) — проявление равнодушного отношения населения к политической жизни в частности, уклонение от какого-либо участия в ней.
Авантюризм политический(фр. avanture — приключение, риск) — гиперактивное участие в политической жизни, основанное на пренебрежении объективной информацией о реальной обстановке, соотношении сил и средств, возможного и невозможного, объективных закономерностей социально-политической жизни.
Авториторизм— политический режим, установленный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других, прежде всего представительных ее институтов.
Азан— молитвенный призыв, пение «призывающего» (муэдзина) перед обязательной молитвой.
Анархизм(от греч. апаrchia — безначалие, безвластие) — общественно-политическое течение, выступающее за безгосударственное устройство общества и освобождение личности от всех разновидностей власти (экономической, политической, духовной); отстаивал замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.
Анархо-синдикализм— течение в рабочем движении, ставящее своей целью уничтожение капиталистического строя посредством революционной борьбы синдикатов (французское название профсоюзов).
Аракчеевщина— реакционная политика полицейского деспотизма, проводившаяся графом А. Аракчеевым (военные поселения, палочная дисциплина в армии, муштра, подавление свободомыслия).
Аристократия(греч. aristokratia, от aristos — лучший и kratos— власть — буквально власть лучших, знатнейших) — форма правления, при которой государственная власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. Как форма правления аристократия противостоит монархии и демократии.
Артхашастра— древнеиндийский трактат практических рекомендаций по управлению государством.
Архия(отгреч. archi — власть, правление) — политически организованное, управляемое властью общество, формирующее государство.
Биополитика(от англ.biopolitics) — концепция, допускающая использование биологических понятий и методов исследования в изучении политических феноменов.
Бланкизм— политическое течение, названное по имени французского коммуниста-утописта Л. О. Бланки, основывающееся на заговорщической тактике в революционном движении, когда узкая группа революционеров-заговорщиков готовит восстание; тактика бланкизма признавалась в России одним из течений народников (П. Н. Ткачев).
Большевизм— течение политической мысли и политическая партия, возглавлявшиеся В. И. Лениным и организационно оформившиеся в 1903 г. на II съезде РСДРП.
Бонапартизм— первоначально термин, употреблявшийся исключительно для обозначения военной диктатуры Наполеона Бонапарта, а затем Луи Бонапарта. В дальнейшем был распространен на любую контрреволюционную диктатуру, опирающуюся на единовластие, силовые структуры и реакционные слои общества и лавирующую между борющимися силами в условиях социально-политической дестабилизации. Исторически можно определить как форму военно-политической диктатуры.
Брахманизм— одно из ведущих направлений древнеиндийской идеологии, направленной на утверждение верховенства знати и жрецов.
Буддизм— возникшее в Древней Индии религиозно-философское учение, выдвинувшее идею освобождения человека от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» — нирваны.
Былина— русское народное сказание, эпос.
Бюргерство— средний слой, новая социальная группа (купцы, банкиры, руководители цеховых корпораций, зажиточные ремесленники и др.) западноевропейских городов Средневековья, социальная база будущих буржуа.
Варны— различные социальные группы свободных индусов, неравных по своим правам, общественному положению и обязанностям.
Вассал— феодал, получавший земельное владение (лен) от более крупного феодала с несением в его пользу ряда повинностей.
Веды— древнеиндийские священные книги, учебники религиозных ритуалов.
Власть— центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших наиболее древних проблем политического знания. Власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть есть средство осуществления политики. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, публичном, или ассоциативном, и личном.
Возрождение— эпоха Ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и отстаивающая гармоничное развитие человеческой личности.
Война— социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественно-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и др. противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного насилия.
Волюнтаризм(от лат. voluntas— воля) — термин впервые введен Ф. Теннисом в 1883 г., идеалистическое направление в философии и психологии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия и организации человеческой деятельности. Противостоит интеллектуализму (или рационализму).
Гандизм— многоплановое учение лидера национально-освободительного движения Индии и партии Индийский национальный конгресс — Махатма Ганди.
Гегельянство— идеалистическое течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Делится на несколько направлений: младогегельянцы (левое гегельянство) подчеркивают решающую роль личностного, субъективного фактора в истории; старогегель-янцы (правогегельянство) рассматривают философскую систему Гегеля как рациональную форму богословия; «ортодоксальное» (промежуточное положение) гегельянство стремилось сохранить учение Гегеля в его «чистоте».
Гегемонизм— навязывание взглядов, политических установок, политики одним субъектом другому (или другим). В основе гегемонизма — расистские идеи о духовном и интеллектуальном неравенстве людей, о праве элиты диктовать свою волю «низшим».
Генезис— возникновение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению, предмету.
Геронтократия(от греч. gerоп — старик, kratos — власть) — буквально «власть стариков», принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Термин «геронтократия» был введен в этнографии в начале XX в. и применялся для анализа структур власти при первобытнообщинном строе, а затем и в классовых обществах. Термин «геронтократия» получил символическое значение косности, отсталости, консерватизма, застойности мышления и бездеятельности.
Глоссаторы (экзегеты)— толкователи законов, римского права. Школа глоссаторов была основана в Болонье.
Господство— понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата.
Государство— основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциаций, а также связей между ними; центральный институт власти и концентрированное осуществление этой властью политики.
Гражданские права и свободы— основа конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества.
Гражданское общество— в идеале общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, относительно независимое от государства, но взаимодействующее с ним; общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Развитое гражданское общество в условиях правового государства имеет гарантии личной безопасности граждан, социально-экономической безопасности. Основная тенденция влияния гражданского общества на властные структуры и политику в целом состоит в ограничении политического отчуждения. При этом власть над людьми и их объединениями допускается только в пределах решения проблем свободного развития человека и общества.
Гуманизация политики— придание политике гуманистической направленности, т. е. ориентации на реализацию человеческих интересов и ценностей. Речь идет об утверждении отношений, у которых мерой всех действий был бы человек.
Гуманизм— совокупность идей, взглядов и представлений, выражающих истинную ценность человека как высшего начала бытия, на основе светского мировоззрения, противостоящего духовному . господству церкви.,
Дань — натуральный (денежный) побор с покоренных племен и народов на Руси известна с IX в.; при татаро-монгольском иге собиралась в пользу Золотой Орды.
Даосизм— направление политической мысли Древнего Китая, учение о дао — «пути», согласно которому человек должен следовать природе и жить естественной жизнью в духовном личном совершенствовании.
Движение неприсоединения— движение, объединяющее страны, которые провозгласили основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках; движением осуждается неоколониализм, расизм, отстаивается независимая политика неприсоединившихся стран.
Деидеологизация— понятие, объединившее широко распространенные в 50-е гг. XX в. в западном обществоведении социально-философские концепции, провозгласившие «конец идеологии» в обществе и возможность построения свободной, чистой от идеологических наслоений науки.
Декабризм— общественно-политическое движение русских дворянских революционеров антифеодальной направленности, вылившееся в вооруженное выступление в декабре 1825 г. и отстаивающее идеалы свободы, конституционализма и демократии.
Декреталии— постановления римских пап в виде посланий. Составляли главное содержание свода законов католической церкви — Корпуса канонического права.
Демократия— народовластие, первоначально выработанная у греков государственная система прогрессивных социально-общественных отношений.
Демос — в Древней Греции народ, составляющий основную полноправную часть населения, в которую не входили рабы.
Державность(слав, държа — владычество, могущество) — характеристика политического восприятия, мышления и поведения; ощущение причастности и склонность человека или группы воспринимать, осознавать и вести себя в качестве представителя страны с особым «политическим весом» и масштабом, обладающей явным экономическим или военным могуществом, способной оказывать влияние и даже давление на ближайшее и дальнее внешнеполитическое окружение.
Деспотия(от греч. despot — господин, владыка) — крайняя форма тирании; абсолютное и беззаконное (принципиально не ограниченное правом) господство; власть, базирующаяся на полном подавлении, физическом или психологическом, всех остальных субъектов политики и общества в целом со стороны одного властителя (личная деспотия отдельного деспота) или организации (деспотия правящей партии в тоталитарных политических системах).
Джихад— «усиление»: борьба за веру, борьба на пути Аллаха. Первоначально понималась борьба в защиту и распространение ислама. Оспаривалось в VII в. Ас-Саури утверждением, что джихад — лишь рекомендуемый мусульманам акт, становится их обязанностью тогда, когда они подвергаются нападению.
Диггеры— крайне левое крыло революционной демократии в период Английской буржуазной революции, объединявшее интересы деревенской и городской бедноты. Видный теоретик — Дж. Уинстенли.
Диктатура (лат. dictatura) — неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая строго ограниченной группой людей во главе с лидером авторитарного типа, имя которого или используемая им социально-политическая идея дают определение тому или иному виду диктаторского правления (цесаризм, абсолютизм, неконституционная монархия, бонапартизм, диктатура класса, партии, тоталитаризм на религиозной основе и т. д.).
Дискриминация(от лат. discriminatiо — различение) — ограничение или лишение прав определенных категорий граждан но признаку расовой или национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов, пола и др. признакам. Одна из крайних форм расовой дискриминации — сегрегация (отделение) — политика принудительного отделения одних людей от других, ограничения в правах по мотивам расовой или национальной принадлежности, насильное переселение на специально выделенные территории (резервация, гетто). Политика дискриминации каких-либо групп и обществ может принимать крайние формы, вплоть до гено-: цида (уничтожение полностью или частично).
Догматизм в политике— антиисторический, метафизический, схематически окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем осуществляются без учета конкретной реальности, условий места и времени.
Догмы в политике(греч. dogта — мнение, решение, учение, постановление) — положения, принимаемые на веру без доказательств, опытных обоснований и практической проверки как непреложная, неизменная истина при всех обстоятельствах; результат подчинения авторитету; средство политико-психологического воздействия и осуществления господства.
Доктрина— систематизированное учение (философское, политическое, идеологическое), руководящий теоретический или политический принцип; иногда используется при обозначении взглядов с элементами догматики, защиты ранее устоявшихся понятий.
Дхарма— в Древней Индии закон жизни, богоустановленный порядок, которому должна следовать каждая варна.
Евразийство— научный кружок, общественное движение русской молодой интеллигенции, направленное на осмысление проблем бытия и духовного начала на пространстве Евразии (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоровский, М. Шахматов, Г. Вернадский и др.).
Ересь(греч. hairises — особое вероучение) — особое вероучение, отклоняющееся от официального вероучения какой-либо религии. Служили религиозной оболочкой социального протеста народных масс против феодального строя и поддерживающей его католической церкви.
Естественное право— одно из широко распространенных понятий политической мысли, обозначающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы не зависимых от конкретных социально-политических условий и государства.
Жрец в политике— одна из центральных фигур архаичной политики периода неразделенности политической и религиозной жизни; служители божества в древних религиях, совершающие жертвоприношения и осуществляющие толкование «божественных знаков» и «откровений»; осуществляющие духовное воздействие на сознание и поведение людей как в религиозных, так и политических целях.
Закономерность— объективно существующая, повторяющаяся связь явлений общественной жизни, этапов исторического процесса.
Законы Ману — политико-правовой памятник Древней Индии, зако-новедческий трактат, содержащий кодекс социальной жизни древнеиндийского общества.
Западничество— направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и находящееся в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб в России (Руси). Направление русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в., обосновывающее и защищающее ценности западного либерализма.
Идеализм— философское направление, признающее идею, сознание, мышление, духовное — первичным, а материю, природу, физическое — вторичным, производным, зависимым. Различаются две формы идеализма: объективный и субъективный. Идеализм объективный утверждает, что основой всего существующего является духовное, идеальное начало; идеализм субъективный отрицает объективное существование материального мира, признавая единственнои реальностью индивидуальное сознание, ощущение, вос^г приятия.
Идеология(от греч. idea и 1оgosз — слово, понятие, учение) — система взглядов и идей, в которых осознаются, оцениваются и выражаются отношения (взгляды, интересы, цели, намерения, настроения и т. д.) людей (групп, организаций, партий и др. субъектов политики) к той или иной действительности и друг к другу, социальные и политические проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной и политической деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественно-политических отношений.
Иджма— общее согласие общины, один из источников мусульманского права. Опирается на аксиому о невозможности принятия общиной ложного решения.
Избранная Рада— неофициальное правительство русского государства в 40-50 гг. XIV в. при правлении Ивана IV, в которое входил и князь Андрей Курбский.
Имамат— одна из основных исламских категорий, руководство общей молитвой.
Император— повелитель, новый титул русских монархов, впервые введенный в России в 1721 г. и означавший дальнейшее усиление самодержавной, неограниченной власти царя.
Инвеститура— право назначения епископов светской высшей властью.
Индепенденты— политическая партия в Англии, представляющая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося нового дворянства; одно из течений протестантизма.
Индивидуализмв политике (фр. individualismeот лат. individuum— неделимое) — тип мировоззрения, сутью которого является абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставлении обществу в целом. Психология индивидуализма — основа идеологии либерализма.
Инквизиция— трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с ересью. Характерным для инквизиции были тайное следствие, лжесвидетельство, применение пыток, конфискация имущества, произвол в отношении подследственных.
Инстшуционализм— направление государствоведения в XX в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан — «институций» (семья — партия — профсоюзы и т. д.); вторичный термин — «институционадизация» понимается как организационно-правовое закрепление общественНЫХ ОТНОШеНИЙ.
Иррационализм— идеалистическое философское направление, отрицающее возможность разумного, логического познания действительности; основным видом познания признается инстинкт, воображение, воля, интуиция, т. е. «бессознательное».
Историзм— принцип рассмотрения действительности как развивающейся и изменяющейся во времени.
Кааба— образ камня, как символ ключа к небесному Храму, божественное знамение.
Как научная дисциплина— история политических и правовых учений имеет предмет и принципы исследования, понятийный (категориальный) аппарат, методы исследования (научно значимые и познавательно ценностные), взаимосвязи с другими науками.
Как учебная юридическая дисциплина— история политических и правовых учений формирует систему знаний по исследованию проблем политики, государства, права, законодательства. Предмет и содержание дисциплины востребованы в эпоху развития юридической науки. Изучение курса позволяет осмыслить, проанализировать, обобщить опыт юристов, оказавший воздействие на идейные движения, на эволюцию теоретического знания о государстве и праве.
Канонисты— создатели школы, занимавшиеся систематизацией папских декретов, решений церковных соборов.
Кальвинизм— одно из направлений протестантизма, основанное Жаном Кальвином, деятелем Реформации; основу кальвинизма составляла доктрина о божественном предопределении людских судеб, проповедовался мирской аскетизм.
Кантианство — критицизм, учение И. Канта и его последователей.
Категорический императив— всеобщий, обязательный, нравственный закон, которому должны подчиняться все люди независимо от их происхождения, социального положения и т. д.
Католицизм(от греч. — всеобщий, вселенский) — разновидность христианства, особо распространенная в Западной Европе в Средние века.
Кияс—решение дел по аналогии, способ толкования и применения права.
Клерикализм—политическое направление, использующее религию и церковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни.
Кондоминиум(от лат. соп — вместе и dominimum — владение) — двойная суверенность, общее управление одной территорией двумя или большим числом государств.
Конституционализм— система организации государственной власти, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления, где законодательно определены отношения между обществом и государством.
Колониализм— политическое, экономическое, духовное порабощение стран, менее развитых в социально-экономическом отношении.
Колонизация— заселение и освоение окраинных земель своей страны (так называемая внутренняя колонизация, характерная для России).
Коллективный анархизм— третье направление анархизма (после теорий М. Штирнераи П. Прудона), разработанное М. А. Бакуниным; социальный идеал виделся в обществе, основанном на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, в которых процесс производства и распределения носит коллективный характер; последователи учения выступали за уничтожение государства революционным путем.
Консерватизм(от лат. сопsеrvarе — сохранять) — политическая философия, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям; умонастроение, присущее как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так и отдельным индивидам; оно характеризуется приверженностью традициям, упорядоченности, отвергает революционные настроения.
Концепция— понимание, система, трактовка предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их освещения.
Конфликт(от лат. соnflictus — столкновение) — столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.
Конформизм(от лат. соп — с, вместе forта — вид, форма) — согласие, примирение, приспособление к общим настроениям, господствующим взглядам и мнениям; непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на расхождения с ними.
Конфуцианство— учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551 -479 гг. до н. э.), имеющее в своей основе принцип добродетели.
Коран— священная книга мусульман, первоисточник мусульманского права. Юридические положения Корана зафиксированы в «правовых строфах», устанавливающих личный статус, регламентирующих судебную процедуру, касающихся вопросов гражданского, уголовного, финансового права и др.
Крещение— одно из таинств Русской православной церкви, обряд, ритуал омовения водой. Крещение жителей столицы Киевской Руси положило начало христианизации древнерусского общества и вытеснения языческих верований.
Кризис — перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом. Кризис можно рассматривать как переход системы в новое качество или образование качественно новой системы, как момент развития.
Культ личности(лат. си1tus — почитание, поклонение) — феномен традиционно-патриархальной политической культуры, авторитарных и тоталитарных режимов, тираний и деспотий; характеристика специфического единовластия тоталитарного типа.
Левеллеры— левое крыло индепендентов, радикальная политическая партия, объединяющая мелкобуржуазные городские слои.
Легальный марксизм— идейно-политическое течение российской буржуазной интеллигенции; либеральная теория реформирования буржуазного общества с использованием терминов и положений марксизма.
Легизм— древнекитайская политико-правовая концепция четкого и неукоснительного следования законам.
Легитимация (лат. 1еgitimus — законный) — процедура общественного и психологического признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта; в политике легитимация обозначает ее признание, объяснение и оправдание. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, поэтому легитимацию нельзя смешивать с легализацией.
Легисты — западноевропейские средневековые юристы, внедрявшие в юридическую практику римское право в противовес церковному.
Летопись— историческое литературное произведение. На Руси были известны летописные своды.
Локус контроля в политике(лат. 1осиs — место, месторасположение и фр. сопtro1е — проверка) — качество, склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный, внешний локус контроль), либо собственным способностям и усилиям (интервальный, внутренний локус контроль).
Лютеранство— вероучение немецкого богослова Мартина Лютера, вождя эпохи Реформации, об «оправдании верой» (о «спасении» человека искренностью его веры), об отрицании роли церкви как посредника между человеком и Богом.
Макиавеллизм(от имени Н. Макиавелли, автора трактата «Государь») — способ политической деятельности, основанный на манипуляции людьми, не пренебрегающий любыми средствами ради достижения поставленной цели, прежде всего достижения и удержания власти.
Массовое сознание— один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования; свойственен неструктурированным множествам людей (массам).
Массового общества теории— социально-философская, политологическая и культурологическая концепции, претендующие на описание и объяснение социально-политических и личностных отношений современного общества с точки зрения возрастания роли народных масс в истории, причем рассматривающие этот процесс как преимущественно негативный, как патологию общественного развития, как инверсию прогресса.
Массовые политические движения— устойчивая широкая общность людей, осознающих социально-политическую проблему, возникшую перед группой, стратой, слоем или обществом в целом, разделяющих единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и добровольно объединяющихся для действий ради внесения в жизнь соответствующих изменений.
Материализм— одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его материальности; высшей его формой является диалектический материализм (создатели К. Маркс и Ф. Энгельс).
Меритократия(от лат. тertus — достойный и греч. kratos — власть) — буквально власть, основанная на заслугах; правление, в основу которого положен принцип индивидуачьных достижений, приводящий к власти наиболее достойных, компетентных, талантливых людей.
Меркантилизм— учение и политика в период формирования буржуазных капиталистических элементов, поддержания национальной промышленности и торговли.
Метафизика— в философском плане рассуждения о «духовных первоначалах» бытия, о боге, душе, власти, законе, о предметах, недоступных чувственному опыту; метод мышления, рассматривающий явления действительности не в их развитии и взаимосвязи, а в состоянии покоя (противоположен диалектике, как методу и теории познания развития природы, общества, мышления); у Канта И. — учение о морали и праве.
Метод — путь исследования (познания); совокупность приемов теоретического и практического освоения действительности.
Методология— система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Мессианизм(от древнееврейского — помазанник) —- 1. религиозное учение о спасителе мира; 2. воззрения на особую роль какого-либо народа, государства, общественной группы, организации, личности в изменении к лучшему хода мирового развития, общественного порядка, конкретно-исторической кризисной ситуации.
Мимикрия политическая(англ, тimicry — подражательство) — приспособление к окружающей социально-политической среде, к сложившимся условиям жизни ради достижения каких-либо выгод. Миссионерство(от лат. missio — посылка, поручение) — деятельность религиозных организаций, направленная на распространение их вероучения и культа среди иноверцев.
Мифология политическая— форма политического сознания; система мифов, бытующих в политике; мифологическое отражение, эмоционально окрашенное, чувственное представление о политике, замещающее и вытесняющее реальное представление о ней, а также подлинное знание политики.
Модернизация— процесс перехода от стабильного «традиционного» к непрерывно меняющемуся, динамичному современному индустриальному или постиндустриальному обществу. Моизм— учение моистов, выражающее интересы мелких собственников
и отстаивающее идеи всеобщей любви и социального равенства.
Монархия(от греч. топаrchiа — единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства — монарха и передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные, конституционные.
Мораль и политика— одно из основных и наиболее сложных отношений политики к действующим в обществе нормам нравственности, близкое к этическим оценкам политики. В ИППУ выделяют три основных варианта взаимодействия между политикой и моралью: 1) полное подчинение моралью политики; 2) полный разрыв политики и морали; 3) попытка сохранить аутентичность политики и морали.
Народ— особое этническое образование, исторически надстраивающееся на основе рода и племени, включающее в себя несколько близких родов и племен.
Народничество— идеология и движение разночинной интеллигенции на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861-1895 гг.); существовало в течениях революционного и либерального («теория малых дел») народничества. Известны народнические кружки «чайковцев» (глава кружка Н. Чайковский) и «долгушинцев» (руководитель кружка А. Долгушин) с тактикой «хождения в народ», а также организации «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля».
Нативизм— немодифицированность, индивидуальность, сохранение культурных ценностей в неизменном виде.
Национализм— идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другими; проповедь национальной исключительности и превосходства; разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов.-
Неокантианство— идеалистическое направление, возникшее во второй половине XIX в. в Германии под лозунгом «Назад к Канту» и развивающее идеалистические и метафизические элементы философии И. Канта; известность получили две школы — марбург-ская (Р. Штаммлер) и баденская (В. Виндельбанд).
Нестяжательство— религиозно-политическое течение в России, проповедующее аскетизм, отказ церкви от приобретения земельных и имущественных ценностей (т. е. от стяжания, как противоречащего евангельским идеалам). Основателем доктрины нестяжания является Нил Сорский.
Новые левые— движение — преимущественно среди студенческой молодежи и интеллигенции западных стран в 60-70-е гг., отличавшееся резкой критикой всех современных ему форм социально-политического устройства и организации экономической жизни с позиций крайнего радикализма (включая терроризм) и анархизма.
Новые правые— движение интеллигенции, технократии и некоторых других социально-привилегированных слоев развитых стран в 60-70-е гг., опиравшихся на идеологию неоконсерватизма.
Нонконформизм(от лат. поп — нет, сопfоrmis — сходный) — в первичном значении не приемлющий общепризнанного религиозного учения, сектант, требующий реформы государственной церкви.
Нормативизм— позитивистское направление в правовой науке XX в., считающее главной задачей юридической науки изучение действующих норм права вне зависимости от социально-экономических условий, т. е. изучение права «в чистом виде».
Общее благо— одна из целей политики, провозглашенная античной политической теорией (в сочинении Аристотеля «Политика»). Мысль об общем благе включает идеи справедливости, равенства, единства, понимания обществом и властью необходимости выбирать наиболее значимые общие цели и следовать им.
Общественно-экономическая формация— исторически определенный тип общества с присущим способом производства, экономическими и социальными отношениями.
Общественный договор— учение (теория) о происхождении государства согласно договору между людьми, в котором предусматривается добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.
Опричнина— система внутриполитических мер Ивана Грозного во второй половине XVI в., направленная на подавление боярской оппозиции с созданием репрессивного механизма.
Органическая теория— теория Г. Спенсера, английского социолога, отождествляющая строение и функции государства со строением и функциями живого организма; государство — общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток.
Олигархия(греч. оligarchiа, от оligos — немногий, немногочисленный и аrchе — власть) — власть немногих в государстве или в мире финансов.
Оппозиция(от лат. орроsitiо — противопоставление) — 1. противопоставление своей политики другой политике; 2. выступление против мнения большинства или господствующего мнения в законодательных, партийных и иных структурах, декларирующих свою приверженность демократическим процедурам.
Оппортунизм— соглашательство, приспособленчество, беспринципность.
Отчуждение политическое— одно из проявлений абсентеизма; негативизм по отношению к политике вообще, предельная пассивность политического участия; политико-психологическое следствие чрезмерной бюрократизации политической жизни.
Охлократия(греч. ochlos— толпа, kratos — власть) — буквально «власть толпы»; власть социально-политических групп, апеллирующих к популистским массовым настроениям в их наиболее примитивных формах; реально — ситуация мятежей, погромов, крупных уличных беспорядков, в которых толпа выступает главной действующей силой; отличается проявлением самых низменных побуждений и действий — бессмысленных бесчинств, избиений, изнасилований, убийств, разрушения всего, что встречается на пути толпы.
Панисламизм— религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы — халифа.
Панславизм— течение общественно-политической мысли в славянских странах, в том числе и в России, в котором неоднократно проявлялось стремление объединить славянские народы на этнической основе для решения острых социально-политических проблем в славянских странах.
Пантюркизм— реакционная шовинистическая идеология, согласно которой существует единая тюркская или турецкая нация, включающая все тюркоязычные народы, причем все они должны входить в состав единого государства, как правило, под главенством Турции. Возник в конце XIX - начале XX в. в среде некоторых тюркоязычных народов как выражение стремлений национальной буржуазии создать национальное государство в рамках исторически сложившейся турецкой территории.
Паритет(нем. paritat, от лат. paritas — равенство) — в политике одинаковое положение, равенство.
Парламентаризм— система организации и функционирования власти, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной функций при ведущем положении парламента, как выборного законодательного органа.
Патриаршество— система церковного управления во главе с патриархом. С введением в России патриаршества с 1589 года русская церковь получила полную самостоятельность.
Переходный период— особое и качественно самостоятельное состояние социальной системы, сопровождающееся нестабильностью, кризисными явлениями, снижением управляемости и эффективности социального регулирования.
Перманентная революция— непрерывная революция, идея революции из вне, ее «экспорта»; авантюристическая концепция Л. Троцкого.
Письменность— письменные памятники народа или эпохи.
Позитивизм— философское направление, утверждающее, что все пози-- : .тивное (подлинное) знание есть совокупный результат специальных наук; наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, как исследовании мировоззренческих проблем, а роль науки ограничивается описанием, систематизацией фактов и явлений.
Политическая система общества— целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима государства. .
Политические ценности— понятие, используемое для обозначения сущности политически значимых действий, процессов, явлений в плане их соответствия или несоответствия интересам общества, отдельных социальных групп, человека.
Политический режим— составная часть понятия «форма государства», включающая методы и приемы осуществления политической (государственной) власти.
Полис— типичная форма организации общества для Древней Греции, город — государство (объединение с единой властью и общественной жизнью).
Полития— республиканский строй в Древних Афинах, понятие смешанной формы государства, введенной Аристотелем и сочетающей лучшие качества олигархии и демократии.
Популизм(лат. рори1иs — народ) — исторически-политическая технология, риторика, отличающаяся неопределенной и обычно демагогической апелляцией к народу. Первое порождает второе, которое, в свою очередь, поддерживает первое.
Права человека— неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения, основное понятие естественного и вообще всякого права в целом.
Право— одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, поддержкой и охраной авторитетом и силой государства.
Правовая культура— высокое место права в общественной жизни, уровень его развития; общее состояние законодательства, правосознания граждан, работы правотворческих и правоприменитель-ных органов.
Правовое государство— тип государства с функционированием режима конституционного правления, развитой правовой системой, эффективной судебной властью при реальном разделении властей, социальным контролем политики и власти.
Православие— одно из направлений христианства, сложившееся на территории Византийской империи и утвердившееся в Древнерусском государстве.
Предмет— категория, обозначающая целостность, выделяемая из мира объектов в процессе познания.
Преемственность — связь между различными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении определенных элементов.
Пресвитериане— в период английской буржуазной революции религиозно-политическая партия, выражающая интересы богатого купечества, банкиров и части обуржуазившегося дворянства.
Принцип— первооснова, обобщающая и распространяющая какие-либо положения на все явления той области, из которой он (принцип) выделен.
Просвещение— идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму.
Просвещенный абсолютизм— доктрина просвещенной абсолютной монархии в России; политика укрепления абсолютной власти с использованием отдельных положений просветительской идеологии XVIII века.
Протестантизм— религия, возникшая в XVI в. в результате второго раскола христианства и отвечающая социально-политическим интересам третьего сословия (буржуа) в период первичного накопления капитала. Основной догмат — индивидуализм в делах веры.
Пуританизм— общественно-религиозное учение, идеологическая платформа английской буржуазной революции. Последователи учения — пуритане (английские кальвинисты) выступали за преобразования англиканской церкви в духе протестантизма, за решительное осуществление идей Реформации в Англии.
Радикализм политический(лат. radix — корень) — стремление к решительным методам и действиям в политике; идейно-политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующую систему и настаивают на необходимости радикальных реформ, решительного образа действий.
Разделение властей— политико-правовая доктрина, согласно которой в правовом государстве должны существовать самостоятельно и независимо друг от друга ветви (направления, функции) государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная, с эффективным взаимодействием и взаимным контролем.
Разночинцы— юридически не оформленная категория населения в России XIX в., выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства), носители демократической идеологии.
Расизм— реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию и войны принадлежностью людей к различным расам.
Рационализм— учение в теории познания, направленное против средневековой схоластики и религиозных догм и считающее разум источником знания и основой поведения людей
Революция— коренной переворот, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому; в социальной революции — переход от отжившей общественно-экономической формации к более прогрессивной.
Режим политический(лат. regiтеп — управление) — в общем виде тот или иной порядок управления, форма организации власти и средств и методов осуществления власти; совокупность характерных для определенного типа государств политических отношений, сложившихся отношений между властью и обществом, господствующих форм идеологии, социальных взаимоотношений, состояние политической системы и политической культуры.
Республика(лат. respubliса — госуд. дела, политика) — форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству их.
Реформация— общественно-религиозное и политическое движение, принявшее форму борьбы против католической церкви, главной идеологической опоры феодализма, и предусматривающее проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.
Реформирование— преобразование, изменение, проводимое путем реформ, усовершенствований, модернизации.
Реформизм— оппозиционное марксизму политическое течение, выступающее за осуществление социальных изменений путем реформ, не затрагивая основ существующего строя, и отрицающее революционную классовую борьбу.
Рита— божественный или всемогущий космический закон — порядок, установленный изначально на земле и на небесах высшей силой и требующий от человека определенного поведения.
Романтизм политический— ориентация на достижение социального идеала и приближающих к нему политических целей с опорой на лучшие, благородные качества индивидов, социальных групп, общества, а в принципе и человечества.
Русская правда— свод древнерусского права, включающий Правду Ярослава Мудрого и другие источники.
Сакрализация в политике(лат. sacrит — священное) — одно из свойств человеческой психики, связанное с базовой системой социокуль-турных координат, наделение предметов, явлений, процессов, политических лидеров и людей «священным» (в религиозном или близком к нему, квазирелигиозном идеологическом понимании) содержанием.
Сатьяграха— тактика ненасильственного сопротивления, проводившаяся в соответствии с твердыми принципами, основанными на
81духе ненасилия (стойкость, твердость, упорство в отстаивании истины, правды).
Свобода— неограниченная способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на понимание объективной необходимости. Теоретически проблема свободы всегда сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, то есть обусловлены или нет все его намерения и поступки внешними обязательствами.
Свободы политические— правовые нормы, определяющие положение человека в государстве.
Сепаратизм(фр. separatismе, от лат. separatus — отделенный) — стремление к обособлению проявляющееся, как правило, у представителей национальных меньшинств в составе многонациональных государств, обычно направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий.
Синдикализм— мелкобуржуазное течение в рабочем движении, рассматривающее в качестве единственного пути к социализму экономическую борьбу и считающее, что профсоюзы (синдикаты) должны управлять общественным производством.
Славяне восточные— родственные по происхождению племена, имеющие общность языка, культуры, территории, экономики (поляне, древляне, уличи, кривичи, северяне, вятичи и др.).
Славянофильство— одно из направлений русской общественной мысли середины XIX в., выступающее за отличный от Запада путь развития России на основе ее самобытности, патриархальности, православия.
Сменовеховство— общественно-политическое течение русской буржуазной интеллигенции (главным образом, эмигрантской) в 20-е гг. XX в.
Софисты— древнегреческие учителя наук, философы-просветители.
Социал-демократия— влиятельная сила в рабочем и демократическом движении многих стран.
Социализация— процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализм— учение, сторонники которого (социалисты) в качестве цели, идеи выдвигали установление социального строя, основанного на общественной собственности на средства производства; первая, низшая фаза коммунистической общественно-экономической формации. Социалистические учения середины XIX в. носили критически-утопический характер.
Социальное государство— понятие, обозначающее государство современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики.
Социальные теории организации— теории, связанные с проблемами управления и менеджмента и направленные на изучение условий более эффективного функционирования социальных систем.
Справедливость— одно из понятий этики, разработанное Платоном в диалоге «Государство» и развитое Аристотелем, Цицероном и другими античными мыслителями.
Средства политики и власти— совокупность возможностей осуществлять политику и власть и использовать их в интересах общества или каких-либо общественных сил, включая и саму власть.
Стагнация (фр. 51а&папоп, от лат. $га&паге — делать неподвижным, останавливать) — застой в общественной жизни.
Сталинизм— система общественных отношений и политической власти, господствовавшая в СССР в период террористической диктатуры Сталина.
Статус(от лат. status — состояние) — совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации.
Статут (от лат. statuere — постановлять, решать) — 1. устав учреждения или организации; 2. законодательные акты в отдельных государствах (Великобритания, США); 3. положение о государственном знаке отличия — ордене.
Старообрядчество— идейно-религиозное направление, возникшее в результате раскола русской православной церкви в XVII в., сторонники которого отказались признать церковную реформу патриарха Никона и стремились сохранить атрибуты старой веры.
Стоицизм— философское направление в античном обществе и философская школа стоиков, отстаивавших идеал единства мира, нравственное самоусовершенствование, послушание и политическую пассивность.
Стратегия в политике(от греч. strategia — стратег — избираемый на период войны руководитель сухопутных или морских сил) — система крупномасштабных решений и намеченных направлений деятельности, последовательная реализация которых призвана достичь более или менее удовлетворительным образом основных целей, которые ставят перед собой на исторически определенный срок государственные институты, партии, общественно-политические организации и другие организованные субъекты политики.
Стяжательство— течение, основанное Иосифом Волоцким, направленное на создание экономически могущественной монастырской организации. Стяжательская позиция теоретически оправдывалась использованием церковной собственности на «благие дела» (строительство монастырей, помощь бедным и др.)
Судебник— кодификация норм обычного права, уставная грамота, княжеские указы.
Сунна— второй источник мусульманского права, сборник преданий (хадисов) о поступках и высказываниях Мухаммеда. Специфическое руководство для мусульман, «священное предание».
Суннизм— доминирующее, «правоверное» течение в исламе, поддерживающее сильные общинные традиции, в т.ч. избрание халифа.
Схоластика— средневековая, религиозно-идеалистическая «школьная» философия, основанная на церковных догматах. Представители — схоласты стремились рационально обосновать христианское вероучение.
Сюзерен— крупный феодал, сеньор в средневековой Европе (барон, граф, герцог, князь).
Теократия(греч. theos — бог, kratos — власть) — форма государственного правления, при которой власть сосредоточена в руках высшего духовенства или главы церкви.
Теология— богословие, систематизация вероучения данной религии.
Томизм— ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским.
Теория— система основных идей в определенной отрасли знания; форма научного знания.
Теория насилия— теория Людвига Гумпловича, австрийского социолога и юриста, обосновывающая происхождение государства в результате применения внешнего или внутреннего насилия одних людей над другими.
Тирания(греч. (tуrаппiа) ~ в Древней Греции — форма государственной власти и управления, обычно установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении тирана.
Толерантность политическая(от лат. tо1еrапtiа ~ терпение) — позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах.
Традиционизм— направление общественно-политической мысли, наследующее существующие институты, обычаи, порядки.
Трибализм(от лат. tribus — племя, триба) — стремление к политическому обособлению на основе родоплеменного деления. Проявляется и в активном участии в общественной жизни кланов, образовавшихся на родовой и племенной основе.
Улемы— «знатоки веры».
Умма— исламская община, прочная структура которой регламентируется шариатом.
Утилитаризм— этико-правовое учение (основатель И. Бентам), считающее полезность (пользу) основой нравственности и принципом оценки всех явлений.
Утопия политическая(греч. и — нет и 1ороs — место, то есть место, которого нет; по др. версии, и — благо и 1ороs — место, то есть благословенное место) — изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, а также обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований.
Учение— система воззрений мыслителя или ученого; совокупность положений о какой-либо области явления.
Факторы войны(от лат. factor — делающий, производящий) — приведенные в действие материальные и духовные возможности воюющих сторон, оказывающие воздействие на ход и исход войны.
Фашизм— реакционное политическое течение, выражающее интересы агрессивных империалистических кругов, пропагандирующее культ насилия, агрессию, расизм; неофашизм — фашизм, видоизменивший свои позиции.
Федерализм— система государственного устройства, основанная на федеративных началах.
Фундаментализм— первоначально крайне консервативное течение в протестантизме, направленное против либерального протестантского рационализма; сложился в южных штатах США в 1910-е гг., отвергал любую критику и Библии, и попытки ее новых трактовок.
Халифат— преемство, ключевая категория, включающая два взаимосвязанных аспекта: 1) сущность мусульманской власти; 2) специфическая форма правления (глава общины — халиф — заместитель пророка).
Хисба— надзирательство за соблюдением религиозных и моральных предписаний, а также за общественными местами.
Христианский социализм— многочисленные течения в современном христианстве, обосновывающие социалистическую идеологию и практику положениями евангельского учения.
«Царь-солнце»— сравнение царя с солнцем в виде образной формулы, введенное в XVII в. Симеоном Полоцким возвышение царя, утверждаемого по величию почти равным Богу.
85Целеполагание в политике— процесс определения целей.
Цели политики и власти— исходный момент политического процесса, определяющий установки политики, задачи власти и формы политической деятельности, а также ее конечный результат: достигнутые цели.
Цель в политике— исходный момент рационального политического процесса, определяющий установки политики, задачи власти и формы политической деятельности, а также ее конечный результат; осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие.
Ценности политические— совокупность идей, представлений и соответствующих им социально-психологических образований, определяющих целеполагание, выбор средств и методов деятельности, степень последовательности их реализации и применения на практике; квазиморальное понятие, взывающее к оценочным представлениям, используемое для обозначения сущности политически значимых действий, процессов, явлений и оценки их соответствия интересам общества, отдельных групп, человека.
Цивилизация— культура, определенная ступень общественного развития.
Цивилизм— одна из современных концепций развития постсоциалистического общества с утверждением нового цивилитарного (гражданского) строя, с более развитыми формами собственности, свободы и права.
Челобитная— прошение, заявление, жалоба в Русском государстве в ХУ-ХУП вв.
Шариат— мусульманский образ жизни, праведный путь; «путь следования» предписывает верующим поведение в соответствии с религией, их объем обязанностей и прав.
Шиизм— течение в исламе, признающее наследственный принцип передачи власти имаму (духовному лицу), представителю Аллаха и пророка.
Эволюция— процесс изменения, протекающий в обществе, природе, различных системах, в том числе социальных.
Эгалитаризм— учение об устранении социальных различий и социального неравенства.
Эллины— название греков, употребление которого способствовало их отграничению от варваров и чужих народов, не говорящих по-гречески.
Эпоха— длительный и качественно своеобразный период истории.
Этатизм— концепция, означающая активное вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны.
Этика политическая— одно из важнейших и постоянных начал политики, оценивающих ее замыслы, цели, методы, функционирование власти и деятельность участников политического процесса.
Этнос, этническая общность(греч. ethnos) — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией и их объединениями.
Этноцентризм(греч. ethnos)— племя, народ и лат. сепtrит — средоточие, центр) — склонность национально-этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций, интересов и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.
Юридическое мировоззрение— система взглядов на право и государство.
Юриспруденция— от лат. правоведение, юридическая наука.
Язычество— первобытные верования и обряды, предшествующие возникновению мировых религий.
Якобинство— радикальное революционное течение, использующее весь спектр средств (включая и массовый террор) для завоевания и сохранения власти в своих руках и продолжения революционных преобразований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
Нормативно-правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. — М.: Юрид. лит., 1990.
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865.
3. Конституция Российской Федерации — России. — М.: Известия, 1993.
4. Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных стран. — М.,1997.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. — М.: Юрид. лит., 1990.
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международное публичное право: Сб. документов / Сост. К. Я. Бекяшев. - М., 1996. Т. 1.
7. Хартия Европейского союза об основных правах. Комментарий / Отв. ред. С. Ю. Кашкин. - М., 2002.
Учебники и учебные пособия:
1. Акмалова А. А.История политических и правовых учений: Учебник для вузов. / А.А. Акмалова, В. М. Капицын. — М., 2002.
2. Борисов Л. П. История политических и правовых учений: Учеб. пособие / Л. П. Борисов. — М., 2000.
3. Глушкова С. И.Права человека в России: теория, история, практика: Учеб. пособие / С. И. Глушкова. — М., 2003.
4. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / В.Г. Графский;
Институт государства и права РАН. - 3-e изд., доп. - М.: Норма, 2012.
5. Исаев И. А.История политических и правовых учений России ХI-ХХ вв.: Учеб. / И. А. Исаев, Н. М. Золотухина. - М., 1995.
6. История политико-правовых учений / Под ред. А. Н. Хорошилова.-М.,2001.
7. История политических и правовых учений. Учеб. для вузов / Под общ, ред. В. С. Нерсесянца. — М., 2009.
8. История политических и правовых учений. Учеб. для вузов / Под общ. ред О. Э. Лейста. - М., 2009.
9. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. К.А Мокичева М. 2005.
10. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: учебник для вузов. М., 2008.
11. Нерсесянц В. С.Философия права: Учебник для вузов./ В. С. Нерсесянц. - М., 2003.
12. Тонких В. А.История политической и правовой мысли в России / Под ред. В. И. Жуковского. / В. А. Тонких, Ю. Л. Ярецкий. — М., 1999.
13. Чанышев А. А.История политических учений: Классическая западная традиция: Античность - первая четверть XIX в. / А. А. Чанышев. - М., 2001.
Хрестоматии:
1. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. / Рук. науч. проекта Семигин Г. Ю. - М.: Мысль, 1999.
2. Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2 томах. — М., 1973.
3. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. Малахова В. П. - М., 2000.
4. Политическая мысль второй половины XX века: Хрестоматия. / Сост. В. А. Мальцев. — Пермь, 1999.
5. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. — Харьков, 1999.
6. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. (1917-1991) / Под ред. О. И. Чистякова. - М., 1997.
Дополнительная:
Монографии и сборники:
1. Азаркин Н. М.Монтескье. / Н. М. Азаркин. — М., 1988.
2. Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия. Некоторые тенденции мирового правового развития — надежда и драма современной эпохи. / С. С. Алексеев. — М., 2000.
3. Алексеев С. С.Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. / С. С. Алексеев. — М., 1999.
4. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. / Р. Арон. — М., 1993.
5. Архив русской революции. В 2 т. — М., 1991.
6. Баркалов В. Я.История политических учений в России ХI-ХVIII вв. / В. Я. Баркалов. — Барнаул, 1992.
7. Берман Г. Д.Западная традиция права: эпоха формирования. 2-е изд. / Г. Д. Берман. - М., 1998.
8. Бессонов Б. Н.Судьба России: Взгляд русских мыслителей. / Б. Н. Бессонов. - М, 1993.
9. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. / 3. Бжезинский. — М., 1999.
10. Валлерстайн И.Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Пер. с англ. / Общ. ред. Б. Ю. Кагарлицкий. / И. Валлерстайн. - СПб., 2001.
11. Гиздатов Г. Г. Мир ислама в лицах. / Г. Г. Гиздатов. — Алматы, 2001.
12. Грацианский П. С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII века. / П. С. Грацианский. — М., 1984.
13. Давид Р.Основные правовые системы современности. Пер. с фр. / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. - М., 1998.
14. Джилас М. Лицо тоталитаризма. / М. Джилас. — М., 1992.
15. Иврит Р.Борьба за право. Пер. / Р. Иеринг. — М., 1992.
16. Кайтуков В. М. Эволюция диктата. / В. М. Кайтуков. — М., 1993.
17. Казн С. Н.И. Бухарин: Политическая биография. 1888-1938. / Р. Иеринг. - М., 1992.
18. Крашенинникова Н. А.Индусское право: История и современность. / Н. А. Крашенинникова. — М., 1982.
19. Лазарев Б. М.Что такое правовое государство? / Б. М Лазарев. — М., 1990.
20. Медушевский А. Н.Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. /А. Н. Медушевский. - М., 1998.
21. Нерсесянц В. С.История идей правовой государственности. / В. С. Нересянц. — М., 1993.
22. Нерсесянц В. С.Сократ. / В.С. Нерсесянц. - М., 1996.
23. Переломов Л. С.Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. / Переломов Л. С. — М., 1981.
24. Петражицкий Л. И.Теория права и государства в связи с теорией нравственности. /Л. И. Петражицкий. — СПб., 2000.
25. Ракитская И. Ф.Политическая мысль итальянского Возрождения: Гуманизм конца Х1У-ХУ веков. / И. Ф. Ракитская. — Л., 1984.
26. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. / Хайек Ф. А. - М., 1992.
27. Чеботарев Г. Н.Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. / Г. Н. Чеботарев. — Тюмень, 1997.
28. Шмитт К.Политическая теология / К. Шмитт. — М., 2000.
29. Элъфонд И. Я. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации (Франция). / И. Я. Эльфонд. — Саратов, 1991.
30. Эрхард Л.Благосостояние для всех. / Л. Эрхард. — М., 1992.
Статьи из научных журналов:
1. Бахмутская К. Б. Оцивилизационных подходах к изучению истории государства и права / К. Б. Бахмутская // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1994. № 3. С. 79-84.
2. Берк Э.Письма, адресованные членам парламента / Э. Берк // Человек. 2003. № 1. С. 82-95.
3. Бойцова О. Ю.Нормативизм в западной политической мысли
4. XX века / О. Ю. Бойцова // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2002. № 5. С. 20-38.
5. Большаков А. А. Легальность и легитимность власти и политической идеологии и практики Древнерусского государства. / А. А. Большаков // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2001. № 2. С. 70-91.
6. Володин А.Проблема «западничества». Как она видится нам сегодня? / А. Володин // Свободная мысль. 1994. № 7-8. С. 19-32.
7. Демократия и тоталитаризм. Материалы дискуссии // Свободная мысль. 1991. № 15. С. 30-43.
8. Ефимов Е. В.Общество и государство в политической философии И. Г. Фихте / Е. В. Ефимов // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 1. С. 104-117.
9. Завершинский К. Ф.Легитимность: генезис, становление и развитие концепта/ К. Ф. Завершинский// Полис. 2001.№ 2. С. 113-132.
10. Ирхин Ю. В.Политическая мудрость Древнего Востока: взгляд из
11. XXI века на политические идеи Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая / Ю. В. Ирхин // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2000. № 2. С. 5-20.
12. Казанцев А. А.Тирания, диктатура: когнитивная схема и историческая судьба политических понятий / А. А. Казанцев // Полис. 2001. №4. С. 82-94.
13. Коваленко В. И.Василий Никитович Татищев / В. И. Коваленко // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1998. № 3. С. 53-70.
14. Коваленко В. И.Николай Михайлович Карамзин / В.И. Коваленко // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 2. С. 102-113.
15. Коваленко В. И. Русская политическая мысль Х1-ХVI вв. / В. И. Коваленко// Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1998. № 1. С. 67-92.
16. Коваленко В. И. Юрий Крижанич / В. И. Коваленко // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1998. №5. С. 88- 103.
17. Коваленко В.Национальная идея как научная проблема политологии / В. Коваленко, Е. Голошумов // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1998. № 4. С. 3-21. 14. Костин А. И. и др. Кризис цивилизации и мировая политика / А. И. Костин // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1998. № 4. С. 98-111.
18. Кочетков А. П.Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития / А. П. Кочетков // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1998. № 4. С. 85-98. 16. Кудрявцев В.Правовая система и юридическая наука / В. Кудрявцев // Свободная мысль. 1994. № 1. С. 94-100.
19. Лапкин В. В.Поздняя античность и современность: опыт сравнительного политического анализа/ В. В. Лапкин, В. И. Пантин // Полис. 2003. № 4. С. 82-94.
20. Максимов А. А.Прецедент как один из источников английского права / А. А. Максимов // Государство и право. 1 995. № 2. С. 97- 1 03.
21. Марченко М. Н. «Общее учение о праве и государстве» И. А. Ильина и современность / М. Н. Марченко // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2003. № 5. С. 3-17.
22. Мачин И. Ф. Правовые взгляды софистов / И. Ф. Мачин // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2001. № 3. С. 89-105.
23. Минеева Ю. А,Сократ как последний философ и гражданин / Ю. А. Минеева// Полис. 1998. № 5. С. 153-161.
24. Михайлов Р. В.Этапы становления новых федеративных отношений в Российской Федерации / Р. В. Михайлов // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1998. № 1. С. 24-
25. Мощелков Е. Н.Метод сравнительного анализа в исследованиях истории политической мысли: основные проблемы / Е. Н. Мощелков // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2002. № 5. С. 5-20.
26. Мощелков Е. Н.Чичерин — один из основоположников политической науки в России / Е. Н. Мощелков // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1998. № 2. С. 75-85. 27. Новые демократии и/или новые автократии? (Материалы круглого стола) // Полис. 2004. № 1. С. 169-178.
27. Ордешук П.Американская политическая система: поиск эффективной демократии / П. Ордешук // Свободная мысль. 1991. № 14. С. 44-56.
28. Пащенко В. Я.Марксизм, большевизм, революция в зеркале евразийства / В. Я. Пащенко // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 2. С. 82-102.
29. Попков В. Д.Право и государство в гражданском обществе / В. Д. Попков// Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1994. № 3. С. 84-86.
30. Пролубников А. В.Семен Ефимович Десницкий / А. В. Пролубников // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2002. № 5. С. 98-111.
31. Стур Дж. Дж. Открывая демократию заново / Дж. Дж. Стур // Полис. 2001. № 5. С. 116-123.
32. Тишков В. А.Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) / В. А. Тишков // Вопросы философии. 1998. №11. С. 30-42.
33. Туровский Р. Ф.Проблема централизации и модели русской региональной политики в ХШ-ХУ1 вв. / Р. Ф. Туровский // Полис. 2004. №1. С. 125-139.
34. Юарцев С. Ф. «Ветхий Завет»: политико-правовые идеи и легенды / С. Ф Ударцев // Евразия. 2002. № 1. С. 5-23.
35. Черепанов В. Д.Традиции славяно-русского демократизма / В. Д. Черепанов // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2002. № 1. С. 35-67.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!