Происхождение и развитие человека отличие человека от животных

Концепции современного естествознания: предмет и круг проблем.

Естествознание – целостная система наук о природе. Предметом ест-ияяв-ся: 1) иерархия уровней структурной организации материи; 2) становление и внутр. Структура этих уровней; 3) закономерная связь явлений природы; 4) основные формы бытия: пространство и время. Ест-ие призвано вскрывать законы природы, на их основе прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых явлений и создавать новые явления, а также выявлять возможности использования открытых законов природы в практической деят-ти.

Без развития ест-ия было бы немыслимо развитие цивилизации. Поскольку природа разделяется на неживую и живую, ест-ия разделяет науки о неживой и живой природе (первая и вторая природа). Такое разделение соответствует предмету познания. Поэтому к числу фунд-ых областей ест-ия относят физику, химию, биологию, геологию, астрономию.

В ест-ии выделяют также междисциплинарные области: физ.химия, биол.химия, биол.физика и т.д.

Существуют области знания, изучающие закономерности, присущие как неживой, так и живой природе, а также соц. системам: кибернетика - наука об управлении, связи и переработке инф-ии, синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание принципов самоорганизации различных систем.

Ест-ие – важнейшая из частей культуры. Культура – совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама чел-кая способность эти ценности производить и использовать. Мир чел-ой культуры сущ-т не рядом с прир-ым, а внутри него, поэтому неразрывно с ним связано. Отсюда всякий предмет культуры в принципе можно разложить миним. на две составляющие: природную основу и его социальное содержание и оформление. Эта двойственность мира культуры яв-ся основанием возникновения гунамитарного и естественно-научного типов. Предметная область 1ого – это чисто прир. Св-ва, связи и отношения вещей. Специфика здесь заключается в том, что знание о природе отчуждено от исследователя. Посл-ий находится как бы за пределами сферы знаний.

Гуманитарный охватывает область яв-ий, в кот-ых представлены св-ва, связи отношения самих людей как сущ-в с одной стороны социальных, а с др духовных и наделенных разумом, в него входят науки, а также религия, право. Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности. Исследователь находится внутри рассматриваемых проблем, методы исследования, исползуемые в области гуман. знания отли-ся от ест-науч. И сходятся преимущественно к интерпретациям, толкованием, сравнение и т.д.

Критерий различия Естественные науки Гуманитарные науки
Объект исследования природа Человек и общество
Основная функция обобщающая Поиск индивидуального
Влияние ценностей Неявно присутствует Существенно и открыто
антропоцентризм изгоняется Неизбежно
Идеолог-ая нагрузка отсутствует Нагруженная
Взаимоотн.субъекта и объекта познания Строго разделены Частично совпадают
Кол-ые и кач-ыехар-ки Преобладание кол-ых Пробладаниекач-ых
Прим-е экспер. методов Составляет основу Затруднено
Хар-ка объекта иссл-ия 1)материальный 2) отн. устойчивый 1) больше идеальный 2)относительно изменчивый

 

 

Однако между ест.науч. и гуманитарной культурой имеется тесная взаимосвязь.она имеет опр. Основания:

1. и тот и др типы культур представляют собой творение разума и чел. Рук. Человек яв-сянеотьемлемой частью природы.

2. Эти типы культур активно формируют мировоззрение человека, поэтому гумм. И ест. Знания вынуждены координироваться и взаимосогласовываться.

3. Ест.науч. и гум типы культур и наук имеют много «пограничных» проблем, предметная область кот-ых едина для того и другого. Решение таких проблем заставляет их соперничать друг с другом. Проблема экологии, антропогенеза и т.д.

4. Естеств-ие нуждается в гуманизации, как и гуманитарные знания пользуются достижениями ест.науч. культуры.

Единство и взаимосвязь двух этих культур реально проявилось в 20 в. Но тенденция сближения не означает их полное слияние.

 

Происхождение и развитие человека отличие человека от животных

Когда мы говорили о различии естественнонаучного и гуманитарно­го знания, то определили, что естествознание изучает природу, как она есть, а гуманитарные науки изучают духовные произведения че­ловека. В каком смысле, учитывая такое разделение, можно гово­рить о человеке как предмете естествознания? В том смысле, что че­ловек тоже естествен: во-первых, по своему происхождению, и, во-вторых, по своей природе, т. е. биологической основе своего существования. Человека можно рассматривать и как физическое тело и как биологическое существо, хотя он не сводится к этому.

В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек — биосоциальное существо, соединяющее в себе биологи­ческую и социальную компоненты.

С этим можно согласиться, не забывая:

1) что человека можно рассматривать и с физической точки зрения и изучать происходящие в нем химические процессы;

2) что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные. Более того, с каждым годом этология накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное пове­дение человека во многом генетически детерминировано.

Ещё в античной философии много внимания уделялось определению природы человека. Киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении желаний и материальных потребностей; Эпи­кур - в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стоики - в разуме. В западной философии, особенно в марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной сущности человека.

С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую предопределенность существования человека и его родовую (собственно человеческую) сущность. Поисками границ между биологи­ческим и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания.

Итак, человек как предмет естественнонаучного познания мо­жет рассматриваться в трех аспектах:

1) происхождение - традиционно называемое антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных;

2) соотно­шение в нем естественного и гуманитарного - социобиология — изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и пси­хического в человеке;

3) изучение специфики человека методами естественнонаучного познания - относится изучение естественнонаучным путем мозга человека, его сознания, души и т. п.

2. Проблема появления человека на Земле

Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует представление о божественном творении человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему... И сотво­рил Бог человека по образу своему» (Бытие. 1.26,27). В индийской ми­фологии мир происходит из первого прачеловека — Пуруши.

Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано представление о тотемах}, а такие веро­вания встречаем у так называемых отсталых народов до сих пор. В античности высказывались мысли о естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр). Тогда же заговорили о сходстве чело­века и обезьяны (Ганнон из Карфагена).

В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли версии о происхождении человека от внеземных существ, по­сещавших Землю, или даже от скрещивания космических пришельцев с обезьянами.

Но господствует в науке с XIX века вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высоко­развитых предков современных обезьян. Она получила в XX веке ге­нетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генети­ческому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе.

3. Сходство и отличия человека от животных

Прежде чем говорить о времени появления человека мы должны вы­яснить вопрос об отличии человека от животных, поскольку именно представление о том, что такое человек, формирует выводы о его становлении. Сначала о сходстве человека и животных. Оно опреде­ляется, во-первых, вещественным составом, строением и поведени­ем организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кис­лот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком. Во-вторых, челове­ческий зародыш проходит а своем развитии те стадии, которые про­шла эволюция живого. И, в-третьих, у человека имеются рудимен­тарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например, аппендикс).

ним прежде всего относится разум. Что это такое? Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того, на что раньше считались способны только люди. Эксперименты с обезьянами обна­ружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью ком­пьютера о своих желаниях, и с ними можно вести таким образом ди­алог. Но чем не обладают самые высшие животные, так это способно­стью к понятийному мышлению, т. е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены ос­новные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека мо­жет быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным.

Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека. Оценить действительное значение разума по­могает, в частности, соперничество человека с шахматным компью­тером, который пытается выиграть за счет громадных скоростей пе­ребора всех возможных вариантов.

Этология получает все больше данных о том, что в поведении человека и животных много схожего. Животные испытывают чувст­ва радости, горя, тоски, вины и т. п.; у них есть любопытство, внима­ние, память, воображение. Тем не менее остается справедливым, что хотя животные имеют очень сложные формы поведения и со­здают изумительные произведения (например паутина, которую ткет паук), человек отличается от всех животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способно­сти к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и по­нимает мир.

Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (что, кстати, позволило говорить о «ци­вилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И. П. Пав­лов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой у жи­вотных) — общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных,

Что такое слово? Это видовой признак человека, который со­стоит в непосредственном доступе нашего сознания к высшему орга­низующему началу бытия, к последнему звену восходящей цепочки мировых принципов, начинающейся с точного подбора физических констант. Так утверждает один из современных методологов науки, выводящий значение слова из утверждения, которым открывается одно из Евангелий: «В начале было Слово». С этих позиций и разум и слово появились задолго до человека, а не изобретены им. Они орга­низовали биологическую материю, а затем были вложены в челове­ка, что соответствует не только библейским текстам, но и философ­ским системам Платона и Гегеля.

В естествознании же, пытающемся выяснить естественные причины человеческих способностей, известна гипотеза происхож­дения речи из звуков, произносимых при работе, которые потом ста­новились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельнос­ти, затем другие части слова и речи. Такова суть гипотезы немецкого антрополога М. Мюллера. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум.

Способность к труду — еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Конечно, все животные что-то делают, а выс­шие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки в виде орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к ок­ружающей среде, а человек преобразует ее, и что в конечном счете труд создал человека.

Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. На­конец, еще два характерных признака человека, повлиявших на раз­витие культуры — использование огня и захоронение трупов.

Главные отличия человека от животных: понятийное мышле­ние, речь, труд, — стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

 

14.Предметом физиологии, ее содержанием является изучение общих и частных механизмов деятельности целостного организма и всех его органов и систем. Конечнаязадача физиологии — такое глубокое познание функций организма, которое обеспечило бы возможность активного воздействия на них в желаемом направлении. По утверждению И.П. Павлова, медицина, лишь обогащаясь постоянно, изо дня в день, новыми физиологическими фактами, станет, наконец, когда-нибудь тем, чем она должна быть в идеале, т.е. умением чинить испортившийся механизм человеческого организма на основании точного его знания, быть прикладным знанием физиологии. Не случайно физиология в первую очередь начала развиваться как медицинская наука. По определению К. Бернара, физиология — это научный стержень, на котором держатся все науки; в сущности, в медицине имеется лишь одна наука: наука о жизни, или физиология. На современном этапе физиология ставит следующие задачи: изучение функции:

§ здорового организма в целом;

§ различных систем, органов, тканей, клеток; изучение механизмов:

§ взаимодействия различных органов и систем в целостном организме;

§ регуляции функционирования органов и систем;

§ взаимодействия организма с окружающей средой.

По утверждению И.П. Павлова, задача физиологии состоит в том, чтобы понять работу человеческого организма, определить значение каждой его части, понять, как эти части связаны, как взаимодействуют и как вследствие их взаимодействия получается валовой результат — общая работа организма.

Самыми первымиметодами, используемыми в физиологии, были наблюдение и умозаключение, которые, однако, не утратили своего значения и на современном этапе. Но физиолог не может удовлетвориться только наблюдением, так как оно отвечает лишь на вопрос, что происходит в организме. Важно выяснить также,как и почемупроисходят физиологические процессы. Для этого необходимы опыты, эксперименты, т.е. воздействия, которые создаются искусственно самим исследователем.

Эксперименты бывают острыми (вивисекция, или живосечение) или хроническими; их основные достоинства и недостатки представлены в табл. 1.

Исследования, выполняемые на человеке, как правило, проводятся в грех вариантах, позволяющих оценить различные стороны функционирования организма:

§ в состоянии физиологического покоя — норма функционирования;

§ реакция на оптимальные нагрузки — норма реакции;

§ реакции на максимальные нагрузки — оценка резервных возможностей.

При этом физиологической нормой считается биологический оптимум процессов жизнедеятельности.

Таблица 1. Сравнение острого и хронического эксперимента

Вид эксперимента Преимущества Недостатки
Острый Глубокий анализ работы отдельных органов Наркоз; травма; изолированный орган; отсутствие целостности
Хронический Обычные условия жизни; целостный организм; взаимосвязь с другими системами; длительный период исследования; влияние внешних факторов Невозможность исследования на клеточном и органном уровне

Основные этапы развития физиологии как науки, связанные с изменением применяемых методов:

§ доэкспериментальный период (древние и средние века), когда основными методами были наблюдения и умозаключения, что нередко приводило к ошибочным выводам (сердце — орган души, по артериям перемешается дух, а по венам — кровь);

§ 1628 г. У. Гарвей. «Учение о движении сердца и крови в организме» — внедрение острых экспериментов в физиологические исследования;

§ 1883 г. И.П. Павлов. «Центробежные нервы сердца» — внедрение методики хронического эксперимента;

§ современный этап — интеграция исследований на молекулярно- клеточном и системном (организменном) уровне, что позволяет объединить представления о клеточных процессах и их регуляции на уровне целого организма.

Основные принципы физиологии:

§ организм — единая система, объединяющая различные органы в их сложном взаимодействии между собой;

§ принцип структурности (целостности) — физиологические процессы могут осуществляться при анатомической и функциональной целостности всех элементов, обеспечивающих эти процессы;

§ «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. Поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» (И.М. Сеченов, 1861);

§ «все физиологические механизмы, сколь бы различны они ни были, имеют только одну цель — сохранение постоянства условий жизни во внутренней фазе» (К. Бернар, 1878), или гомеостаз (по Кэннону);

§ принцип детерминизма — любая деятельность организма и его органов и систем причинно обусловлена;

§ адаптация — совокупность механизмов, обеспечивающих приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды;

§ целостность организма и его связь с внешней средой, обеспечивающаяся нейро-гуморальными механизмами;

§ гомеостаз и адаптация — основные механизмы обеспечения жизни;

§ принцип надежности биологических систем: организм и его системы имеют резерв прочности, который обеспечивается следующими компонентами:

§ избыточность элементов функционирования (например, 25% легочной ткани вполне достаточно для осуществления внешнего дыхания);

§ резервирование функции (из 1 млн нефронов, имеющихся в почке, одновременно функционирует только часть из них, остальные остаются в резерве);

§ периодичность функционирования всех элементов (например, открытие и закрытие, т.е. мерцание, капилляров); дублирование функций (сердечный насос имеет помощников в виде периферических сердец — скелетных мышц, сокращение которых проталкивает кровь по венозным сосудам).

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1022; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!