Р. Бернс. Жизнь и творчество.



Бернса превозносят как романтического поэта - в обиходном и литературном смысле этого определения. Однако миропонимание Бернса опиралось на практичное здравомыслие крестьян, среди которых он вырос. С романтизмом он в сущности не имел ничего общего. Напротив, его творчество знаменовало последний расцвет шотландской поэзии на родном языке - поэзии лирической, земной, сатирической, подчас озорной, традиции которой были забыты в эпоху Реформации и возрождены в 18 в. Роберт Бёрнс родился 1759 года. В 1765 году его отец взял в аренду хозяйство и мальчику пришлось работать наравне со взрослыми, терпя голод и другие лишения. С 1783 года Роберт начинает сочинять стихи на эйширском диалекте. В 1784 году умирает отец, и после ряда неудачных попыток заняться сельским хозяйством Роберт с братом Гилбертом переезжает в Моссгил. В 1786 году выходит первая книга Бёрнса,«Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте». В 1787 году Бёрнс переезжает в Эдинбург и становится вхож в высший свет столицы. В Эдинбурге Бёрнс познакомился с популяризатором шотландского фольклора Джемсом Джонсоном, вместе с которым они начали издавать сборник «Шотландский музыкальный музей». В этом издании поэт опубликовал множество шотландских баллад в своей обработке и собственных произведений. Издаваемые книги приносят Бёрнсу определённый доход. Он попытался вложить заработанные гонорарами средства в аренду фермы, но только потерял свой небольшой капитал. Основным источником средств для существования стала работа на должности сборщика податей. В период 1787—1794 были созданы известные поэмы «Тэм о’Шентер» и «Честная бедность» «Ода, посвящённая памяти м-сс Освальд» В сущности заниматься поэзией Бёрнс был вынужден в перерывах между основной работой. Последние годы он провёл в нужде и за неделю до смерти едва не попал в долговую тюрьму. Бёрнс скончался в 1796 году.

 

Литература эпохи Просвещения: художественные направления, течения, жанры. Художественная проза. Жанр романа.

Просвещение, идейное течение и широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17 – 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) – Дж. Локк, Дж.А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции – Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро; в Германии – Г.Э. Лессинг,Ф. Шиллер, И.В. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России – Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Направления –Сентиментализм Понятие “сентиментальный” возникло в английском языке от слова “чувство” (sentiment). Для просветителей в природе многое сошлось: и нравственный идеал естественности; и потребность личности самовыpазиться и увидеть себя отpажённой в аналогичной себе живой природе. В то же время полагали, что, познавая красоту творения, человек приближается к Творцу. Чувствительная душа тяжело переживает свой разрыв с миром, утрату только что открытой веры в спасительную силу слияния с обожествленной природой. Сентиментальная чувствительность - то явление, которое известно в истории литературы под именем сентиментализма, в свою очередь объемлет целый ряд сопутствующих ему понятий. Природа видится одухотворённой, живой в её изменчивости, под сентиментальным взглядом она является прежде всего умиротворённой, идилличной. С ней ассоциируется патриархальный круг деревенской жизни. Чувствительный человек готов удовлетвориться малыми радостями: любимая семья, привычный ход жизни, в конце которой — сельское кладбище, еще в 1751 году в элегии Томаса Грея противопоставленное величию прославленных монументов. Здесь место не веселью, но — меланхолическому уединению, которое таит свои радости для чувствительного сердца.Сентиментальный герой не претендует на героизм и величие. Он — простой, маленький человек. Пришло время уединения, самопознания. Даже простые вещи вдруг показались сложными. Таков сентиментальный герой в минуты раздумья — комичный, ибо всегда, даже в раздумье, по-детски простодушный. На фоне детскости и меланхолической иронии неожиданной может показаться энергия возмущения и бунта, которая заложена в сентиментальной чувствительности. Предромантизм Этим понятием обычно охватывают круг явлений, хронологически остающихся в пределах века Разума, но более решительно, чем сентиментализм, ему противостоящих. Однако сентиментализм и предромантизм родственны и в том, что они предваряют романтический век, и в том, как они это делают. Сентиментализм смещает акцент с универсального порядка вещей, подчинённого законам единого разума, на личность человека и держит в фокусе процесс его самосознания. Предромантизм также связан с ощущением отдельности и особенности, но не индивида, а нации. Предромантизм начинается с интереса к национальному прошлому, собиранию легенд и преданий, которые для просветителей были лишь варварским заблуждением. Теперь же увлечение фольклором становится всеобщим, ибо в народном искусстве видят высшее выражение духа и культуры. “Зловещая тишина” — верный знак предромантического ощущения. Ночной мир обрёл свое бытие в средневековом прошлом. К нему обращаются, ценя местный колорит, но воссоздают его крайне условно, эмоционально. И не только в поэзии, но и в романе, в так называемом “готическом романе”, замок с его подвалами, темницами, тайнами и ужасами на несколько десятилетий стал излюбленным местом действия в романах. Это и есть готика, возникшая в воображении предромантиков как картина прошлого. Со слова “воображение”, выдвинувшегося на первое место, начинается новая система эстетических ценностей, предпочтённых и просветительскому разуму, и прекрасному — идеалу классицизма. Теперь самым прекрасным кажется живописное, совсем не обязательно гармоническое, стройное, но волнующее воображение, непривычное, экзотическое. Проза Свифта — типичная классическая проза, избегающая всяких украшений, всяких необычных слов, всякого намека на «поэтичность». По чистоте, прозрачности и силе С. не имеет равного среди английских прозаиков. Особенно излюбленный С. прием — ирония. В ранних произведениях эта ирония иногда слишком книжна и слишком связана с высмеиванием разных видов педантизма, но в позднейших памфлетах она достигает гениальной силы.

 

 

Включают краткие биографические данные авторов указанного периода, анализ и краткое содержание произведений.

1.17 век в культурно-историческом развитии Западной Европы. Новый тип европейского сознания, его проявление в барокко и классицизме.

2. Барокко как культурно-историческая эпоха. Причины возникновения, распространение, основные течения в искусстве.

3. Барокко в поэзии Л. Гонгоры и Франциско де Кеведо

4. Жизнь и творчество Лопе де Вега.

5. Жизнь и творчество Педро Кальдерона.

б. Драма Кальдерона «Жизнь есть сон». Проблемы познания и свободы человека.

7. Драма Кальдерона «Жизнь есть сон». Особенности формы. Символические образы.

8. Философская основа классицизма, теория искусства и творчества в классицизме.

9. Классицизм во Франции. Социально-политическая почва.

10. Жизнь и творчество Корнеля. Трагедия «Сид». Понятие трагического

11. Трагедия Расина «Андромаха». Источники сюжета, конфликт, проблематика. Тема страсти.

12. Жизнь и творчество Ж. Б. Мольера. Особенности жанра «высокой комедии».

13. Комедия Ж. Б. Мольера «Тартюф». Проблема человеческого разума, доверия и обмана.

14. «Овечий источник». Особенности поэтики Лопе де Вега.

15. Просвещение как культурно-историческая эпоха. Особенности просветительского рационализма.

16. Литература эпохи Просвещения: художественные направления, течения, жанры. Художественная проза. Жанр романа.

17. Роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». Особенности жанровой формы.

18. Роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». Проблема человека, общества, истории.

19. Утопия в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». Образы йеху («робинзонада» по Свифту).

20. Роман Г. Филдинга «Том Джонс». Особенности жанровой структуры, жанровая проблема искусства и жизни (сервантесовская традиция).

21. Роман Г. Филдинга «Том Джонс». Проблема человеческого разума и природы.

22. Роман Л. Стерна «Сентиментальное путешествие». Особенности формы. Место романа в европейской литературе.

23. Роман Л. Стерна «Сентиментальное путешествие». Характеристика главного героя. Проблема природы человека.

24. Жизнь и творчество Ф. Вольтера.

25. Повесть Ф. Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Разрушение средневеково-ренессансных культурных традиций.

26. Ж. -Ж. Руссо в культуре Просвещения. Общая характеристика творчества. Философские трактаты.

27. Роман Ж. -Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Особенности формы, конфликт, проблема разума и любви, природы и общества.

28. Жизнь и творчество Д. Дидро. Философская повесть «Монахиня».

29. Жизнь и творчество И. В. Гёте.

30. Лирика Й. В. Гёте. Общая характеристика.

31. Трагедия Гёте «Фауст». Источник сюжета и образов. Легенда о докторе Фаусте.

32. «Фауст» Гёте: «театральное вступление». Особенности жанровой структуры трагедии.

33. «Пролог на небе» в трагедии Гёте «Фауст»: символика образов, идея единства и гармонии мира и человека. Место в композиции произведения.

34. Проблема познания в трагедии Гёте «Фауст». Образы и сюжетные линии Фауста и Вагнера.

35. Путь познания Фауста в трагедии Гёте «Фауст». Фауст и Мефистофель.

36. Жизнь и творчество Ф. Шиллера. «Коварство и любовь».

37. Р. Бернс. Жизнь и творчество.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 434; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!