Тема 5. Политические и правовые воззрения от эпохи Возрождения (конец XV века) до конца XVII века



Переворот в идеологии Западной Европы – Реформация. Политико-правовые учения Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина.

Новая наука о политике: Никколо Макиавелли. Макиавеллизм. Политическое учение Макиавелли – идеология итальянской буржуазии ХV века. Взгляды Макиавелли на природу человека. Сила как ос нова права. Независимость политики от морали. Воззрения на формы государства. Идея сильного централизованного государства. Республиканские тенденции. Никколо Макиавелли о роли князя. Использование политических идей Макиавелли в современной политической жизни.

Жан Боден – теоретик абсолютизма во Франции. Учение о верховной власти и ее свойствах. Учение о суверенитете монарха. Отрицание «смешанных» форм правления. Представления Бодена об общественном развитии и круговороте государственных форм. Взгляды Жана Бодена: о закономерностях общественного развития и происхождения государства.

Политико-правовые идеи европейского социализма (XVI-XVII вв.). Вопросы государства и права в «Утопии» Томаса Мора. Первоначальное накопление капитала в Англии. Критика социального строя Англии. Томас Мор об общественном и государственном строе идеального государства. Противоречия в учении Мора.

Философия Томмазо Кампанелла («Город Солнца»): идея единого всемирного государства. Политический и социальный строй «Государства солнца». Организация производства и распределения, взгляды на семью и воспитание детей.

Особенности ранних буржуазных революций и их отражение в политико-правовой идеологии. Развитие юридического мировоззрения буржуазии. Общая характеристика теории естественного права как теоретического обоснования притязаний буржуазии на политическую власть.

Раннебуржуазные политико-правовые взгляды Гуго Гроция: сущность происхождения государства, развитие учения о государственном суверенитете. Учение о вечности и неизменности «естественного закона». Взгляды на происхождение государства. Учение о суверенитете власти и его носителях. Защита ограниченной монархии Гуго Гроций о развитии науки международного права.

Политическое и правовое учение Баруха Спинозы. Спиноза о естественном праве. Происхождение, сущность и задачи государства. Учение о неотчуждённых правах граждан и границ государственной власти. Отношение к формам государства. Защита религиозной свободы и свободы морали.

Основные направления политической и правовой мысли в Англии в 17 в. Договорная теория и теория народного суверенитета Джона Мильтона. Политико-правовая идеология Джона Лильберна. Особенности теории народного суверенитета и теория разделения управленческих функций. Лильберн о правах и свободах индивидов и о законности. Формирование демократических принципов права. Принципы социального равенства в конституционных проектах Джерарда Уинстэнли.

Философия природы и философия государства в учении Томаса Гоббса. Особенности его теории естественного права и договорного происхождения государства. Парадоксы государственной теории Гоббса, его взгляды на сущность и формы государства и государственный суверенитет. Политический идеал Гоббса. Требование подчинения церкви государству, соотношение личности и государства. Политический идеал Гоббса. «Левиафан». Отношение к английской революции.

Политико-правовые учения в России XV-ХVII вв. Попытки Реформации в России: представители, формы, идеи. Социальные и политические идеалы. Представление о роли церкви в обществе и формах ее организации.

Представление о верховной власти, формах её организации, правах и обязанностях, взаимоотношения с церковью в учениях «нестяжателей» и «иосифлян».

Нестяжатели: Нил Сорский. Философская концепция нестяжательства. Отношение к собственности и труду. Учение о свободе воли, опыте и знаниях. Взаимоотношения государства и церкви. Формы борьбы с ересью.

Иосифляне (стяжатели): Иосиф Волоцкий. Верховная власть и ее элементы. Образ носителя власти, недопустимость личных пороков. Критерии правомерности реализации верховной власти. Форма ее организации. Право на сопротивление неправомерной (мучительной власти). Взаимоотношения-церкви и государства. Стяжательское положение церковной корпорации. Отношение к еретикам.

Теория «Москва – Третий Рим» – выражение официальной политической идеологии Московского государства. Идея самодержавной власти. Единство и суверенность Русской земли.

«Ответа дьяка Федор Курицын послу германского императора Николаю Поппелю» – идея суверенности великокняжеской власти. «Сказание о князьях владимирских». Идея независимости государства и великого князя.

Русские еретики на рубеже XV-XVI вв.: истоки, основные идеи. «Лаодикийское послание» Ф. Курицына.

Политико-правовая борьба по вопросу о формах правления в середине XVI в.: сторонники сословно-представительной монархии (Федор Карпов, Зиновий Отенский, И.С. Пересветов, А.М. Курбского) и самодержавия (Иван Грозный).

Обоснование идеи сильного государства Иваном Тимофеевым. Нравственный облик правителя.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!